«Гадалка»: почему так популярна мелодрама про экстрасенсов — и стоит ли смотреть сериал
Уже более 10 лет на канале ТВ-3 выходит сериал «Гадалка».
Это мелодрама с элементами мистического триллера. По сюжету герои с проблемами в личной жизни обращаются за помощью к экстрасенсам, а медиумы дают им полезные советы. Сейчас шоу насчитывает более тысячи эпизодов. Это один из самых продолжительных сериалов на отечественном телевидении.
Рассказываем, почему шоу до сих пор выходит и что в нем нашли простые зрители.
Что вы узнаете
Что за «Гадалка»
Дата премьеры: 12 ноября 2012
Страна производства: Россия
Режиссеры: Оксана Найчук, Елена Кузнецова
Сценаристы: Оксана Найчук, Елена Кузнецова
В ролях: Таисия Недзвецкая, Серафима Золотарева, Виктория Железнова, Анна Паладий
Жанры: мистика, детектив
Сериалы, похожие на «Гадалку»: «Слепая», «Мистические истории»
Продолжительность: 1194 серии от 20 до 25 минут
Где смотреть: Premier, 24ТВ
О чем сериал «Гадалка»
Единой сюжетной линии у сериала нет. Каждый эпизод — отдельная небольшая история с новыми персонажами. Почти все серии начинаются с короткой мистической сцены, которая раскрывает проблемы протагонистов.
В одном эпизоде мужчина умывается перед сном и в отражении видит измазанного грязью сына. Он окликает ребенка по имени, оборачивается, но за спиной никого нет. Жена утверждает, что мальчик уже спит. При этом на зеркале появляется улыбка из грязи. В этот момент на фоне звучит детская считалочка. Позже станет ясно: сын героя общается с выдуманным другом. Но, кажется, это не совсем фантазия.
После идет заставка с названием серии и плашкой «Основано на реальных событиях» на фоне плохо нарисованной синей субстанции. Главный герой эпизода оказывается на приеме у одной из трех гадалок. Он подробно рассказывает о своей беде: проблеме в отношениях с родственниками, черной полосе в жизни, болезни или неудачах в любви.
Гадалка раскладывает карты, смотрит в сосуд с водой или сыплет соль на ключи. После озарения она выносит беспрекословный вердикт: порча, заклятие или, может, болотный анчутка. Готовым нужно быть ко всему.
Мистические вставки из кабинета гадалки сменяются детективной историей. Иногда медиум дает герою заговоренный предмет — и тот помогает найти источник проблемы. В рамках расследования нужно ходить и интервьюировать близких. И не пропустить момент, когда жемчуг почернеет рядом с ворожившим. Или случится что-то еще более подозрительное.
В финале гадалка обращается к зрителю и дает бытовой совет. Допустим, если боитесь приворота, заверните нож в простыню, на которой спали три дня. Если тот покроется ржавчиной — значит, вы под прицелом.
Герои сериала
Таисия Недзвецкая. Самая известная гадалка в сериале. При посвящении получила от учителя ключ к информационному полю Старших и Младших Арканов карт — и стала их хранителем. Способна корректировать реальность с помощью нейротрансформинга — проще говоря, магических аффирмаций.
Виктория Железнова. Дар передался по женской линии. Предки гадалки были скандинавскими магами. Руны помогают в спиритическом менторстве, а карты Таро позволяют определить скрытые намерения человека. Способна создать амулет, излучающий белую энергию.
Серафима Золотарева. Гадалка из древнего рода цыган. Получает информацию от высших сил через дым и стихию воды. Кроме Таро использует и специальные цыганские карты. Даже яблочные косточки в ее руках могут стать амулетом.
Анна Паладий. Темная гадалка, настоящая ведьма. Способности получила от цыганской бабушки, которая обучала ее во снах. Анне помогает змея — усиливает заклинания и заговоры. С помощью обрядов на крови может избавить человека от негатива и всего дурного.
Дарья Миронова. Участвовала в съемках первых серий сериала, но после покинула шоу. Ясновидящая. Видит настоящую сущность человека в хрустальном шаре. Способна закрыть темную воронку с помощью серебряной чаши.
Почему сериал смотрят — и для кого он
Это шоу для фонового просмотра. Серии не требуют внимания от зрителя: на экране редко происходит что-то важное, а съемка очень статична. В «Гадалке» нет общей сюжетной линии — можно пропустить сколько угодно эпизодов и вернуться к просмотру в любой момент.
Сериал показывают в эфире по будням в дневное время. В основном он рассчитан на пенсионеров и домохозяек. То есть для тех, кому нужно, чтобы что-то шло по телевизору во время занятий домашними делами вроде уборки и готовки. Отвлекаться приходится лишь изредка: например, чтобы уточнить, действительно ли персонажи всерьез обсуждают злую русалку, которая хочет утащить жениха главной героини.
Сериал объединяет мелодраму и мистику. История часто сосредоточена на разногласиях между супругами или недопонимании с ребенком. Но раскрывается конфликт через эзотерику: во всех проблемах виноваты сглазы, проклятия и мифические существа.
Авторы берут классические сюжеты мелодрам — об изменах, любви и ссорах. Но удивляют целевую аудиторию элементом тайны.
Это идеальное шоу для кринж-просмотра. Сериал легко разбирать на мемы и смотреть в компании друзей. Ведь иногда он настолько нелеп, что становится интересным. Особенно веселит, как создатели заигрывают с современными трендами.
Например, в одной из серий фуд-блогер с тремя тысячами подписчиков из-за заклятия «мертвый язык» перестает чувствовать вкус еды. Поэтому от него отворачиваются все рекламодатели.
Также «Гадалка» обращается к нелепым стереотипам. В сериале появляется 25-летний бородатый программист — он играет в компьютер, пока мать регистрируется от имени героя на сайте знакомств. А также профессор, чья студентка из-за неразделенной любви обращается к черной магии. Теперь преподаватель видит девушку с «неприкрытыми прелестями» в нижнем белье.
Доказано ли существование экстрасенсов — и как они нами манипулируют
Ученые неоднократно предпринимали попытки найти настоящих экстрасенсов. Все началось с Гарри Гудини и журнала Scientific America. Издание предлагало денежную премию за демонстрацию паранормальных способностей. Эту идею подхватило множество разных сообществ по всему миру. В России мы тоже запустили премию имени Гарри Гудини. Сначала награда составляла миллион рублей. Под конец мы повысили призовой фонд до двух миллионов. Провели несколько десятков проверок, но все они дали отрицательный результат.
На наших проверках люди искренне верили в существование у себя способностей. Они знали условия конкурса и все равно соглашались поучаствовать — а в итоге терпели неудачу. Однако свою точку зрения не меняли. Просто ссылались на какие-то внешние обстоятельства, которые якобы помешали им пройти научную проверку. Видимо, этот самообман очень силен не только среди клиентов экстрасенсов, но и у самих медиумов.
В условиях неопределенности и экономических проблем люди менее склонны к так называемому аналитическому мышлению. Если у человека все в порядке, он может себе позволить на досуге рефлексировать о своей картине мира, об убеждениях и о том, почему он принимает или отвергает какие-то ценности. Однако у многих на это нет времени и сил. Люди приходят домой уставшие, им хочется отдохнуть после тяжелой работы. Чтобы пересмотреть картину мира, нужны огромные ресурсы. Поэтому все то, что мы называем критическим мышлением и аналитическим мышлением, — в каком-то смысле привилегия.
Многие люди не имеют четко сформулированной позиции по вопросу существования экстрасенсов. Они не углублялись в литературу скептиков и ученых, поэтому у них нет аргументов против медиумов. Распространенная позиция среди этой аудитории: 99% экстрасенсов ненастоящие, но есть шанс, что 1% что-то и правда умеет. Именно этим часто манипулируют медиумы: они эксплуатируют обыкновенное любопытство.
В ход идут как крайне жесткие и прямолинейные приемы вроде новости о наложении порчи, так и более мягкие и хитрые, например холодное чтение. Это когда экстрасенс дает очень размытые предсказания или описания событий из прошлого. А человек находит в них что-то релевантное. В обоих случаях это очень неэтичная практика. Людей или запугивают, или обещают им ложную надежду.
Чем сериал плох
Дешевый продакшен и слабая актерская игра. Конвейерность сериала ощущается на любом этапе просмотра. От сезона к сезону не меняется сценарная структура: завязка в виде флешбэка, прием у гадалки, мини-расследование, развязка, магический совет. На трех гадалок — всего один неизменный кабинет со свечами. А действие всегда разворачивается на улице или в квартире.
Из всех актеров убедительны лишь гадалки, но в каждой серии им уделяют три-четыре минуты хронометража. Да и играют они скорее самих себя. Остальные исполнители ролей либо карикатурно кричат и хватаются за головы, либо, наоборот, безэмоциональны. А еще во время диалогов актеры постоянно сбиваются и запинаются. Вероятно, все сцены снимают в один или два захода.
Пропаганда эзотерики. «Гадалка» пытается убедить, что происходящее на экране реально. Помимо надписи «Основано на реальных событиях» на документалистику намекают и сцены с гадалками: плашка с именем, статичная съемка, как на интервью, и закадровые комментарии.
Каждая серия заканчивается обращением к зрителю. Гадалка рассказывает, что история закончилась хорошо: скажем, героиня развелась с токсичным мужем, воспитала дочь и излечилась от болезни. После этого следует совет по теме: если есть сомнения в верности супруга, вшейте в штанину спичку.
Наивный посыл на самом деле вреден: все бытовые и личные трудности связаны со сверхъестественными силами — а значит, решать проблемы с помощью разговоров и терапии не стоит. Лучше обратиться за поддержкой к медиумам: они всегда изгонят злого духа и вернут спокойствие в ваш дом.
Сериал открыто рекламирует услуги медиумов. Гадалки — не просто актрисы. У каждой есть эзотерический бэкграунд: участие в «Битве экстрасенсов», расклады Таро, диагностика ауры. Имена не изменены, поэтому найти сайты каждой героини можно в один клик. Ни создатели шоу, ни сами гадалки не высказывают критического мнения насчет своих услуг: из-за этого зрителей легко ввести в заблуждение.
Почему мы верим гадалкам и как с этим бороться
Образ гадалки восходит к архетипу мага и бога. Она воспринимается как всемогущий и всезнающий человек. Так проявляется наше детское магическое мышление. А если отталкиваться от концепции ребенка и взрослого, бессознательно гадалка еще и принимает образ взрослой мамы. Мы находим в ней все лучшие черты, которые хотели бы видеть в родительнице: она всегда поддерживает, слушает и дает советы.
Сериалы и шоу вроде «Гадалки» популярны из-за простоты: зритель понимает все проблемы и сюжеты. К тому же такие шоу дают конкретные ответы. Ведь в них у всех проблем парапсихологические истоки — порча, сглаз или подклад. Достаточно выкинуть проклятый предмет — и беды исчезнут. Для человеческой психики принять это гораздо проще, чем идти к психологу и тратить несколько лет на терапию. Тем более что в процессе придется пережить множество неприятных эмоций и инсайтов.
Другого человека нельзя убедить в том, чтобы он перестал пользоваться услугами экстрасенсов. Это примерно то же самое, что заставить родственника не проигрывать деньги в игровых автоматах или отучить от употребления спиртных напитков человека с алкогольной зависимостью. Вы оказываетесь в треугольнике Карпмана . Выхода из него нет — только прекратить кого-то спасать.
Не стоит обличать гадалок в разговорах с родственниками, иначе близкий человек просто перестанет вам сообщать, что к ним ходил. Можно делать ставку не на обличение медиумов и чтение теоретических лекций о магическом мышлении, а на укреплении самооценки человека. В идеале посоветовать ему пойти к психологу. Если он откажется, просто дайте ему поддержку: будьте рядом, выслушайте и скажите, что вы вместе со всем разберетесь.
Станьте его собственным «взрослым», в котором он увидит опору. Тогда родственник обретет уверенность. Это позволит ему выйти во взрослое состояние и с новой перспективы пересмотреть отношение к экстрасенсам. Однако после стабилизации все равно стоит обратиться и к специалистам.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult