«Гардемарины 1787. Мир»: 3 причины поберечь нервы и пропустить ужасное продолжение классики
5 октября 2023 года в российский прокат вышла четвертая часть франшизы «Гардемарины».
Это четвертая часть известной франшизы о морских офицерах. Она стартовала в 1987 году с мини-сериала «Гардемарины, вперед». В режиссерском кресле продолжения — Светлана Дружинина, авторка предыдущих фильмов серии. А к своим ролям вернулись многие актеры из каноничных картин: Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Кристина Орбакайте и, внезапно, Михаил Боярский.
От запоздалых сиквелов обычно не ждут слишком многого. Но новые «Гардемарины» — уникальный фильм. Ведь в нем нет абсолютно ничего хорошего. Рассказываем, почему лучше проигнорировать картину.
Что за «Гардемарины 1787. Мир»
Дата премьеры: 5 октября 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Светлана Дружинина
Сценарист: Светлана Дружинина
В ролях: Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Кристина Орбакайте, Михаил Боярский, Анастасия Макеева, Анна Семенович, Ольга Машная, Всеволод Шиловский, Александр Панкратов-Черный
Жанры: приключения, история
Фильмы, похожие на «Гардемарины 1787. Мир»: «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII»
Продолжительность: 2 часа
🤕 Сюжет напоминает фарс
Императрица Екатерина Великая вызывает бывшего возлюбленного, гардемарина Никиту Оленева, и дает герою новое тайное поручение. Незаконнорожденный сын властительницы Бобринский устроил дебош в Италии и попал в плен. Теперь заполучить узника хотят некий японец и воскресший из мертвых шевалье Де Брильи. Но главное, за бастардом охотятся турки: парень нужен им для завоевания Крыма.
Другой гардемарин Павел Горин собирается постричься в монахи, но спустя несколько рюмок водки соглашается отправиться вместе с Оленевым. К героям присоединяется и сын их коллеги Алексея Корсака по имени Александр. Корсак-старший между тем разжалован в матросы и ждет помилования на корабле.
Самой интересной и целостной частью «Гардемаринов» все еще остается оригинальный мини-сериал: там есть и политические интриги, и сражения, и любовные линии. В продолжениях больше мелодрам и посредственных боевых сцен, а сюжеты схематичны.
Однако даже в старых продолжениях оставалась логика — ведь сценарии писала создательница первоисточника Нина Сороткина. Новую же часть Дружинина придумала сама, и в ней повествование быстро теряет смысл.
Например, внебрачного сына императрицы спасают в первой трети картины, отправляют домой и забывают о нем навсегда. Причем вызволяют героя странным образом — просто при всех открывают тюрьму и подменяют на молодого Корсака. Почему эти герои так похожи, не поясняют. Почему нельзя было его просто выпустить, раз никто все равно не следит, — тем более. После этого двое бывших гардемаринов спасают уже юного Корсака. А помогает им Александра, дочь Белова и Ягужинской из оригинального мини-сериала.
В «Гардемаринах» много абсурдных сцен. Бобринский щиплет маленького мальчика за ягодицы, когда тот отходит по нужде. После этого за ребенком почему-то бегает целый гарнизон солдат. Следом спортивный Саша Корсак вдруг начинает разбрасывать врагов приемами восточных единоборств — кажется, будто он рос в шаолиньском монастыре. А Де Брильи объясняет свое воскрешение из мертвых одной фразой: «Меня выходили русские бабы».
В другой сцене Александра Ягужинская предлагает Де Брильи помощь в отправлении нужды. После на девушку нападают, отвозят в тюрьму к Александру, выдают плед, отбирают, а потом выдают другой. Там же снова оказывается Де Брильи. После ночи любви и страсти пара Саш почему-то летает по камере и засовывает охранника в чемодан. А еще все герои постоянно пьют. Искать здравый смысл в этом наборе абсурдных сцен — бесполезно.
🤢 Фильм паразитирует на ностальгии
Новые «Гардемарины» больше напоминают не возрождения знаменитых франшиз вроде «Звездных войн», а новогодние мюзиклы с Первого канала и «России-1». Их формула всегда проста: в центре — знакомый сюжет с полюбившимися когда-то актерами и звездами шоу-бизнеса. Зрители не обращают внимания на нестыковки и качество съемки. Ведь все смотрят эти картины фоном под праздничный салат.
Но «Гардемаринов» выпустили в кино. Поэтому без отвлекающих факторов невозможно не заметить отсутствие идей у авторов. В дорогу героев отправляет уже знакомая Екатерина, даже в качестве злодея снова выступает Де Брильи. У антагониста есть безымянная спутница, которая очень напоминает Миледи из «Трех мушкетеров». Боярский в фильме еще и носит темные очки — так что герои в паре похожи на кота Базилио с лисой Алисой из «Приключений Буратино».
Персонажи поминутно цитируют любимые фразы про честь и родину. Короткими флешбэками показывают важные события прошлых частей. Кроме того, в саундтреке звучат сплошь старые песни. Юные герои снова влюбляются под «Как жизнь без весны», Де Брильи невпопад поет «Ланфрен-ланфра». А постаревшие гардемарины совершают подвиг под «Не вешать нос» и «Дешева обида на Руси».
Фильм не спасают даже актеры. Вступительную десятиминутную сцену отдают Кристине Орбакайте в образе Екатерины и Михаилу Мамаеву в образе Оленева. Знаменитости преувеличивают каждую эмоцию словно в водевиле: морщатся, шепчут и картинно закатывают глаза. Хотя сцена предельно драматичная. Такое же недоумение оставляет Александр Домогаров с неизменным выражением лица. А Дмитрий Харатьян появляется на экране через час после начала фильма, да и то на несколько минут.
Из всех актеров выделяется лишь Михаил Боярский. Он с удовольствием играет роль постаревшего шутника и ловеласа без страха выглядеть нелепо. Актер преувеличенно кривляется, хрипит и принюхивается в поисках врагов. Это выглядит хотя бы весело.
В фильме много новых актеров, но они никак не помогают старой гвардии. А иногда еще сильнее портят кино своей игрой. Александра Корсака сыграл Андрей Лаптев — и, кажется, он больше каскадер, чем артист. Прыжки и кульбиты ему удаются лучше, чем драматические сцены. Не помогает фильму и то, что исполнитель роли до неотличимости похож на Даниила Зайцева, сыгравшего Бобринского.
Александру Ягужинскую играет актриса Ника Здорик. Ее героиня вроде бы очень важна для сюжета. Она часто произносит пафосные и прогрессивные для 18 века фразы. Например, о том, что женщины могут все делать не хуже мужчин. Но следом авторы раздевают героиню и заставляют плавать в просвечивающей одежде.
❌ Фильм очень плохо снят
Новые «Гардемарины» некачественно сняты и смонтированы. Во время диалогов авторы постоянно чередуют крупные и средние планы, от чего может закружиться голова. А монологи героев с политическими высказываниями о судьбе России склеены с основным действием так грубо, будто их добавили впопыхах за несколько минут до премьеры.
Невнятные съемки мешают и стройности сюжета. Невозможно понять, насколько далеко персонажи находятся друг от друга: они моментально переносятся из одной локации в другую. В последней трети фильма и вовсе создается ощущение, что герои просто бегают вокруг одного здания.
Из-за дешевой постановки фильм напоминает пародию на боевики из 1990-х. Даже к ударам добавлен тот самый громкий хлопок. Порой авторы используют слоу-мо, но не там, где оно нужно. Например, когда герои спокойно скачут на лошади. На экране в этот момент нет ни сражений, ни погонь.
Фильм не может похвастаться ни интересными костюмами, ни декорациями, ни локациями на натуре. Классические «Гардемарины» тоже не выглядели натуралистично. Но все же оставалось ощущение, что герои действительно живут в своем времени и носят аутентичную одежду. В новой части парадные костюмы персонажей напоминают наряды аниматоров с Дворцовой площади: они плохо сидят и герои явно чувствуют себя неуютно.
По сюжету действие разворачивается в разных странах. Но герои постоянно находятся в каких-то закрытых помещениях — часто довольно тесных. Это выдает павильонные съемки.
Впрочем, иногда герои оказываются и на открытой местности — на фоне впечатляющих крымских пейзажей. Но авторы забыли или поленились построить основательные декорации. Например, место, откуда вызволяют Бобринского, — это просто два дома и шлагбаум. Если судить по трейлеру, самые масштабные события оставили на вторую часть — «Гардемарины 1787. Война». Но после «Мира» смотреть ее мало кто захочет.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult