«А как вставить табличку в вордовском файле?»: 7 особенностей разных поколений на работе
У сотрудников разных возрастов свои особенности.
Иногда разрыв между поколениями оказывается настолько заметным, что влияет на рабочий процесс. Читатели Т—Ж рассказали о характерных чертах их старших и младших коллег, а мы собрали их наблюдения в одном материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Работники старше 50 лет не могут без живого общения
Поколение старше 50—60 лет очень любит разговоры глаза в глаза. Есть телефоны, есть корпоративная почта — нет, надо в −25 °C переться в другой корпус по улице, чтобы лично поговорить с коллегой по рабочим вопросам. Зачем? Особенно умиляет, когда они вот так шарахаются по коллегам, будучи сопливыми и кашляющими.
Взрослые работники тяжелее воспринимают новое
В моем коллективе на новой работе очень разные по возрасту люди. Мне 30, и у меня есть коллеги как 20 лет, так и старше 60. В целом мы отлично ладим, могу поболтать и с теми и с другими. Но я успела отметить, что сотрудники помладше все же быстрее соображают и предлагают решать проблемы неочевидными путями.
Я пришла в офис недавно и только учусь. В один день меня обучала сотрудница 55 лет. Она была в шоке, что я так быстро запомнила, как работать с ксероксом. Коллеге понадобилась неделя, чтобы все запомнить, а я сразу отметила, когда и на какие кнопки нажимать, чтобы документы распечатывались как нужно.
Или другой пример. В офисе хранятся книги, забытые учениками. Раньше учебники валялись общей кучей, найти в них что-то было нереально. Если ребенок приходил с просьбой найти его книжку, администраторы тратили час на поиски. И никому до меня в голову не пришло, что пособия можно перебрать, вытащить уже никому не нужные экземпляры за прошлое полугодие, а актуальные распределить по уровням и прикрепить стикер с данными ученика. В итоге я за 20 минут разобрала эту кучу, и теперь все книги вернутся к своим владельцам.
Особенность коллег старше меня, за 50: им тяжело перескакивать с одной темы на другую. Подходишь к такому, и прямо видно, что его секунд пять надо вытягивать из его работы, чтобы он мог начать воспринимать новую задачу.
Бумеры редко берут больничный и пренебрегают здоровьем
Поколение беби-бумеров крайне сложно отправить на больничный даже в случае явных заразных болезней типа ОРВИ. А уж если незаразное — что вы, на костылях на работу придут. Была свидетелем, сотрудник в гипсе на одной ноге месяц на работу на костылях ходил.
У младших коллег хуже с концентрацией
Когда работаю с молодыми людьми, условно вчерашними студентами, основная проблема в том, что им трудно воспринимать информацию длиннее одной простой реплики. Часто бывает, что надо сообщить человеку несколько пунктов типа «добавь это, исправь здесь и здесь». Слишком часто доходит только что-то одно из списка, а остальное остается как бы невидимым.
В переписке приходится ссылаться на то, что это было написано в задаче. Теперь уже появляется привычка особо выразительно форматировать, а в конце сообщения подводить краткий итог типа «в сообщении выше 3 (три) пункта» или еще как-то добиваться восприятия. Такого никогда не было с людьми, которые ориентировочно старше 35 лет.
Почему я должна десять раз объяснить, что надо сделать, а потом еще проконтролировать? И то никаких гарантий, что будет сделано без косяков, нет. У меня что, других дел на работе нет, кроме как стоять над душой у условного зумера или миллениала?
Младшее поколение бесит даже больше старшего. А именно отсутствие у молодых людей критического мышления и аналитического склада ума. Если старшее поколение понимает все с первого-второго раза, то молодым надо прямо разжевывать, и не один раз.
Старшие сотрудники спокойнее относятся к работе
Люди 40+ сильно спокойнее моих молодых коллег. На проблемы и пожар вскидывают бровь и идут чинить без мыслей «а-а-а, все пропало». Типа «да всегда все падает и горит, ща разберемся, не суетитесь». Я им завидую и учусь дзену.
Выскажу немного непопулярный факт: старшие коллеги не задерживаются, не перерабатывают, в них есть этот здоровый пофигизм, что планета не остановится, если они оставят задачу, прилетевшую за десять минут до конца рабочего дня, на завтра.
Это моя вторая работа, на первой была такая же ситуация. Более взрослые коллеги в 18:00 выключали компьютеры и шли домой, тогда как ребята 21—24 лет сидели ночами, чтобы сделать идеально, уложиться в сжатые сроки, вывезти объем работы, предназначенный для двух-трех сотрудников.
У старшего поколения такой проблемы не было, они спокойно отстаивали свои границы перед руководством, когда начальники пытались подкинуть им лишней работы. Спокойно говорили «нет, я это не успею», «мы с вами обсуждали планы на этот месяц, этот объект в них не входил». Мы очень им завидовали, но у самих так не получалось.
Не знаю, дело в неопытности, максимализме, в том, что это первая работа у нас была, но нам правда было проще работать буквально сутками, чем просто сказать «я не успею».
Молодое поколение умеет выстраивать экологичный диалог
Молодые сотрудники 20—25 лет отлично умеют выстраивать ненасильственную коммуникацию, стараются аккуратно давать обратную связь и вообще учитывают культурные и эмоциональные особенности собеседника.
Сотрудники старшего поколения часто технически неграмотны
Огромное различие в работе — неумение пользоваться компьютером у старших поколений. Эта проблема очень заметна, когда идут вопросы вплоть до того, как вставить табличку в вордовском файле. Вечные проблемы с принтером — уже база.
Но самый мой любимый момент — когда появляется проблема в работе с компьютером, но они не могут описать проблему, а просто говорят «подойди сюда, у меня что-то сломалось».
Работаете или только учитесь? Покажите ваше рабочее место и станьте героем следующего материала