Как получить водительские права в Германии

Как получить водительские права в Германии

167
Аватар автора

Евгений Тригубов

сдал экзамен с третьего раза

Страница автора

Я переехал в Германию в 2022 году с российскими автомобильными правами.

Через год решил получить местное удостоверение категории B. Расскажу, как выбирал автошколу, готовился к экзамену и сдавал его. Хотя речь идет о пересдаче на права, мой опыт пригодится и новичкам. Чтобы получить водительское удостоверение с нуля, проходят те же шаги, но с большим количеством учебных часов и практики вождения с инструктором.

Зачем с российскими правами получать местные

Германия и Россия входят в Венскую конвенцию по признанию водительских прав, поэтому с российским удостоверением можно управлять автомобилем на территории Германии и других стран ЕС, но только в течение шести месяцев. По истечении этого срока документ больше не признается и управление транспортным средством приравнивается к вождению без прав. За это предусмотрен штраф в размере до 180 дневных ставок конкретного человека или тюремное заключение на срок до полугода  .

Туристы могут каждые полгода выезжать за пределы ЕС — тогда юридически срок действия российских прав обнулится. Но у этого подхода есть три минуса:

  1. Отсутствие водительского удостоверения страны ЕС может быть поводом для отказа в кредите или лизинге нового автомобиля даже при наличии местных источников дохода.
  2. В четвертом пакете санкций ЕС ввел ограничения на экспорт автомобилей в Россию, стоимость которых превышает 50 000 €⁣ (5 425 415 ₽)  . На консультации по покупке машины официальный дилер BMW сообщил, что перед одобрением сделки меня дополнительно проверят на предмет возможного экспорта автомобиля в Россию. Если в профиле будут указаны только российские права, это станет причиной для отказа.
  3. Каршеринг с российскими правами недоступен. Для регистрации в таких сервисах нужны права ЕС.

Срок действия российских прав не обнуляется у обладателей ВНЖ Германии. Резиденты страны в любом случае должны переоформить права, если планируют управлять автомобилем.

Одна из популярных каршеринговых компаний прямо пишет, что принимает только водительские права ЕС. Иностранные удостоверения не рассматривают. Источник: miles-mobility.com (сайт недоступен из РФ)
Одна из популярных каршеринговых компаний прямо пишет, что принимает только водительские права ЕС. Иностранные удостоверения не рассматривают. Источник: miles-mobility.com (сайт недоступен из РФ)

Я хочу взять автомобиль в лизинг, поэтому решил получить немецкие водительские права. Обладатели иностранных удостоверений сначала должны проверить, есть ли страна, которая их выдала, в приложении 11 к закону о водительских правах — Fahrerlaubnis-Verordnung. Если да, права меняют на местные по заявлению без дополнительных экзаменов. Для этого достаточно прийти в отделение полиции — орднунгсамт, Ordnungsamt.

России в этом списке нет. Значит, для получения немецких водительских прав придется пройти полный процесс:

  1. Подготовить документы.
  2. Уплатить пошлину в местной полиции.
  3. Выбрать автошколу.
  4. Сдать теоретический экзамен.
  5. Набрать обязательные часы практики с инструктором. Для механической и автоматической коробки передач предусмотрены разные требования.
  6. Сдать практический экзамен.
  7. Получить заветные немецкие права.

Документы для получения немецких водительских прав

В феврале 2023 года я позвонил в орднунгсамт в своем городе и записался на прием. Очереди не было, и меня приняли на следующий день. На встрече дали памятку со списком документов для пересдачи на водительские права категории B.

В последнем пункте памятки говорилось, что иностранное водительское удостоверение изымут в день подачи заявления и не вернут. Соответственно, водить автомобиль в период пересдачи экзаменов нельзя. Российское удостоверение можно восстановить — заявление подают на госуслугах, но карточку придется получать лично в ГИБДД.

Полный курс вождения легковых автомобилей на права категории В стоит минимум 1399 €⁣ (151 803 ₽) без учета оплаты экзаменов. Так как я умел водить, мне подходила пересдача — в этом случае можно сразу сдать теорию и практический экзамен в машине с инструктором. Но решил пройти занятия с инструктором, потому что у меня был большой перерыв в вождении.

Для начала процедуры пересдачи на немецкие права требовались:

  1. Копия карточки ВНЖ или загранпаспорта.
  2. Результат теста на проверку зрения.
  3. Сертификат о том, что я прослушал курс об оказании первой помощи.
  4. Подтверждение даты первого въезда в Германию от местного ведомства по делам иностранцев — Ausländerbehörde.
  5. Перевод российского водительского удостоверения на немецкий язык присяжным переводчиком.
  6. Фотография 4,5 × 3,5 мм.
  7. Уплаченная пошлина 44 €⁣ (4774 ₽).

Я написал в ведомство по делам иностранцев в моем городе и попросил прислать подтверждение даты первого въезда в Германию. Оно пришло по обычной почте через три дня. В письме также сообщили, что запрос и почтовое отправление стоят 18 €⁣ (1953 ₽), я должен оплатить их при следующем посещении ведомства. Но за полтора года мне ни разу не приходилось туда обращаться, поэтому до сих пор не заплатил эту сумму. Не знаю, висит ли на мне долг, — выясню при следующем визите.

Пока ждал письма, сделал нотариальный перевод российских прав. Недалеко от моего дома находится офис ADAC — это организация автомобилистов Германии. Они предоставляют информационную, юридическую помощь и услуги нотариального перевода. В офисе мои права отсканировали и сообщили, что перевод придет по почте через два дня. Услуга стоила 80 €⁣ (8681 ₽). Возможно, если делать перевод через частного присяжного переводчика, выйдет дешевле.

В феврале 2023 года я записался на курс первой помощи в школе Ersthelfer. Он стоил 50 €⁣ (5425 ₽) и длился четыре-пять часов. Видеокурс проходил на немецком языке, но были доступны субтитры на многих языках, включая русский и английский. Персонал школы свободно говорил на немецком и английском.

Курс оказался подробным и полезным: объяснял действия в опасных ситуациях до приезда медиков. Например, я узнал, как оказывать первую помощь человеку, который потерял одну из конечностей. Практической части, где инструкторы на манекенах показывали бы все необходимые действия, не было. Я проходил курс в послековидное время, тогда не разрешали собирать много людей в одном помещении.

В той же школе проходят тест на проверку зрения. В результате должна быть отметка о том, видит ли глаз хуже, чем 0,7 от нормы остроты зрения. По итогам теста в права поставят отметку, должен ли человек водить в очках или контактных линзах. У меня нет проблем со зрением, поэтому стоит отметка «Более 0,7».

После сбора документов я повторно записался на прием в местное отделение полиции. Свободный слот был на следующий день. Я приехал в ведомство, отдал документы, специалист их проверил, и я заплатил местной картой пошлину в размере 44 €⁣ (4774 ₽). Всего на подготовку документов потратил 177 €⁣ (19 206 ₽).

После подачи документов мне выдали памятку с указанием, что надо сдать теорию и практику. Дедлайнов не ставили, и по личным обстоятельствам я отложил обучение и сдачу экзаменов до осени 2023 года.

Выбор автошколы и курса

Автошкола в Германии — это обычно один предприниматель, у которого есть собственная машина для практических занятий и помещение, где он обучает теории. Даже в моем городе с населением 200 тысяч человек большой выбор автошкол. Цены на услуги у всех примерно одинаковые.

Осенью 2023 года я еще плохо говорил по-немецки и стал искать англоязычного инструктора. На «Гугл-картах» увидел всего одну автошколу с хорошими отзывами об инструкторе и его знании английского языка. В школе мне дали визитку, на которой была указана стоимость — 830 €⁣ (90 062 ₽) за комплект услуг по пересдаче:

  1. 400 €⁣ (43 403 ₽) — регистрация в автошколе. Это взнос, чтобы человека просто записали на обучение. Такой есть во всех школах, стоимость везде одинаковая и не зависит от того, пришел человек пересдавать на права или учиться водить с нуля.
  2. 250 €⁣ (27 127 ₽) — сдача практического экзамена на автомобиле инструктора. В отличие от России в Германии не выдают машину для сдачи практики.
  3. 90 €⁣ (9766 ₽) — краткий курс теоретических занятий. Ходить на него не обязательно, но оплату возьмут. Я теоретические занятия не посещал и считаю, что просто подарил школе деньги.
  4. 90 €⁣ (9766 ₽) — доступ к приложению для подготовки к теоретическому экзамену. Его оплачивает инструктор и присылает логин и пароль ученику. Мое приложение называлось Drive Buzz App  . Его интерфейс — только на немецком языке, при этом вопросы для подготовки есть на многих языках, включая русский. Рекомендую при регистрации в автошколе спросить про возможность отказаться от дополнительной платы за приложение, потому что все необходимое и так доступно бесплатно в интернете.
Визитка моей автошколы с описанием услуг по пересдаче иностранных водительских прав на немецкие
Визитка моей автошколы с описанием услуг по пересдаче иностранных водительских прав на немецкие

На самом деле 830 €⁣ (90 062 ₽) — не окончательная цена. Еще к ней прибавляется стоимость практических занятий — 55 €⁣ (5968 ₽) за академический час. Количество занятий и финальная стоимость зависят от текущих навыков вождения и желания водить автомобиль с механической или автоматической коробкой передач. Есть три варианта:

  1. категория B: экзамен на механической коробке с правом управлять автомобилем с механической и автоматической коробкой передач;
  2. категория BA: экзамен на автоматической коробке с правом управлять автомобилем только с автоматом. В удостоверение поставят отметку об этом;
  3. категория B197: человек должен отъездить с инструктором десять академических часов на авто с механической коробкой передач, но сдать экзамен на автоматической. В этом случае он имеет право водить машины с любым типом коробки передач.

К тому моменту я не водил уже год. Подумал, что при таком перерыве третий вариант оптимальный. Позже узнал, что выбор сдачи экзамена на механике или автомате нигде не фиксируется и его можно изменить в любой момент.

Договор с автошколой
Договор с автошколой

Подготовка к теоретическому экзамену

Я уже знал правила дорожного движения, но ежедневно тренировался отвечать на вопросы по часу в день, чтобы лучше сдать экзамен. Для подготовки использовал сайт clickclickdrive.de — там есть пояснения к правильным ответам. В целом немецкий теоретический экзамен похож на российский: есть вопросы на разные темы в формате только текста, текста с изображением, а из необычного — видеовопросы. Это ролики до 30 секунд с дорожной ситуацией, по которой затем задают вопрос. Но их в тесте было немного.

Например, экзаменуемому показывают ролик, в котором он будто бы едет по проезжей части и на следующем повороте собирается повернуть направо. В этот момент в боковом зеркале он замечает велосипедиста, который приближается сзади. Ролик заканчивается, и появляется вопрос: «В какой момент вы можете повернуть направо?» Варианты ответа:

  1. сразу;
  2. пропустить велосипедиста и затем повернуть направо;
  3. пропустить пешехода, велосипедиста и затем повернуть направо.

Правильный ответ «б», поскольку перед поворотом обязательно пропускают велосипедиста, а пешеходов на видео не было.

Еще в тесте были темы, которые не встречались на экзамене в России. Например, вопросы о наркотиках и защите окружающей среды.

В итоге за пару недель я подготовился к экзамену и в октябре 2023 года попросил инструктора записать меня на тест.

Примеры вопросов про защиту окружающей среды. Правильный ответ — А, на автомоечной станции. Там сточные воды удаляются экологически чистым способом. Если мыть автомобиль на дороге или на стоянке, вода попадает в землю необработанной. Источник: clickclickdrive.de
А здесь правильные ответы — А и В. Если выключить двигатель, например, на светофоре, автоматическая система «старт — стоп» может снизить уровень шума и сэкономить до 15% топлива. Источник: clickclickdrive.de
1/2
Примеры вопросов про защиту окружающей среды. Правильный ответ — А, на автомоечной станции. Там сточные воды удаляются экологически чистым способом. Если мыть автомобиль на дороге или на стоянке, вода попадает в землю необработанной. Источник: clickclickdrive.de

Сдача теоретического экзамена

В назначенный день я приехал в местный офис организации по техническому надзору — Technischer Überwachungsverein, TÜV. Там сообщил, что буду сдавать теорию на русском языке, и сел за компьютер. За 40 минут нужно ответить на 30 вопросов. Я справился за полчаса.

Хотя немецкий экзамен похож на российский, система допущения ошибок немного отличается. Когда я проходил тест в России, можно было сделать максимум две ошибки и за каждую пришлось бы дополнительно отвечать еще на пять вопросов.

В Германии каждый вопрос имеет один вес от двух до пяти баллов. За неправильный ответ на базовые вопросы дают три штрафных балла, потому что их незнание — серьезное нарушение. Например, столько отнимают за ошибочный ответ на вопрос об очередности проезда на нерегулируемом перекрестке, где нужно применить правило правой руки. Верный ответ: при помехе справа водитель должен уступить дорогу. Зато если допустить ошибку в вопросе про экологию, дадут один штрафной балл. За экзамен можно набрать не больше десяти штрафных баллов.

Я хорошо знал правила и сдал теоретический экзамен с первой попытки. Совершил только одну ошибку на два штрафных балла, но на каком именно вопросе, не помню. Мне дали расшифровку экзамена с указанием недочета, но я ее не сохранил.

Подготовка к практическому экзамену по вождению

Во время практических занятий инструктор посоветовал мне изменить вариант сдачи экзамена на механическую коробку передач, поскольку я и так хорошо вожу. В итоге для уверенного вождения на немецких дорогах мне потребовалось шесть академических часов или три занятия по полтора часа.

Еще два академических часа я взял позже для подготовки к пересдаче экзамена. На мой взгляд, чтобы научиться водить машину с нуля, для механической коробки передач понадобится минимум 30 часов, а для автоматической — 15 часов практического времени за рулем автомобиля.

Каждое занятие я оплачивал наличными после его окончания. Мне понравилось, что на следующий день инструктор присылал квитанцию. Это наталкивало на мысль, что я платил не в черную. Всего на практические занятия потратил 440 €⁣ (47 744 ₽). Сертификат по окончании не предусмотрен.

Я не пожалел, что взял уроки у англоязычного инструктора. Во время занятий мы спокойно общались, а в конце он давал мне лексику на немецком. Например, какие могут быть команды от экзаменатора, названия деталей автомобиля и так далее.

Из необычного в подготовке к практическому экзамену я отметил:

  • обилие зон с ограничением скорости до 30 км/ч в черте городов по стране;
  • выезд на скоростные магистрали и автобан, притом что в России экзамен сдают только в пределах одного спального района;
  • особое внимание к велосипедистам, потому что они имеют право ездить по проезжей части как полноценные участники дорожного движения;
  • поворот головы за плечо — Schulterblick — при любом движении руля: повороте, перестроении, начале движения, парковке и так далее.

О Schulterblick расскажу подробнее. По мнению немцев, зеркала заднего вида или датчики мертвых зон не заменят поворота головы за плечо, чтобы убедиться в отсутствии кого-либо. Даже в моменты, когда вам кажется, что это излишне, все равно нужно повернуть голову.

Например, при выезде на магистраль кажется разумным не поворачивать голову, когда встраиваешься в поток на скорости 80 км/ч, но по правилам нужно так сделать. Это не значит, что не надо пользоваться боковыми зеркалами заднего вида. Сначала смотрят в зеркало заднего вида, затем в боковое зеркало и потом за плечо. Если не повернуть голову за плечо при маневре на экзамене, засчитают штрафной балл.

Квитанция на оплату попытки сдачи практического экзамена
Квитанция на оплату попытки сдачи практического экзамена

Сдача практического экзамена

На экзамен я также записывался через инструктора. Свободный слот был примерно через неделю с момента, когда я сообщил, что готов сдавать. На домашний адрес пришло письмо с квитанцией и просьбой оплатить ее минимум за три дня до экзамена. Если в назначенный день не будет подтверждения об оплате, экзамен отменят.

В январе 2024 года попытка сдачи экзамена стоила 130 €⁣ (14 106 ₽). Придется платить за каждую попытку. То же самое с автомобилем инструктора: одно использование стоит 250 €⁣ (27 128 ₽). Инструктор приезжает на автомобиле на экзамен и сопровождает ученика во время сдачи. В течение экзамена инструктор сидит на пассажирском месте, а экзаменатор — на заднем.

В отличие от России, где практический экзамен длится 15—20 минут, в Германии он занимает до часа. Он проходит только на немецком языке. На мой взгляд, для комфортной сдачи экзамена нужно владеть им на уровне не меньше А2. Мне здорово помогли наборы слов и фраз в приложении Quizlet. Я заранее выучил лексику и точно понимал, о чем шла речь. Я очень благодарен авторам этих наборов.

Перед тем как экзаменуемый сядет в автомобиль, экзаменатор представится, попросит удостоверение личности, проверит оплату и задаст пару теоретических вопросов. Обычно общение происходит на немецком языке, но если экзаменатор владеет английским, может использовать его.

Мы общались по-немецки, экзаменатор спрашивал, например, какова допустимая глубина протектора или как включить заднюю противотуманную фару. Можно ответить по-немецки или просто указать рукой на то, о чем спрашивают. Главное, чтобы экзаменатор понял ответ. При этом начальные вопросы никак не влияют на результат. Некоторые экзаменаторы вообще ни о чем не спрашивают, а сразу приступают к тесту.

В общих чертах экзамен проходит так:

  1. Инструктор садится на переднее пассажирское сиденье, экзаменатор — на заднее.
  2. Во время поездки экзаменатор говорит, куда поворачивать, где парковаться или может попросить выполнить разворот в определенном месте.
  3. У экзаменатора есть список маневров, которые экзаменуемый должен выполнить. Многие из них стандартные: повороты на перекрестках налево и направо, парковка параллельно и задним ходом и так далее. Но в наборе есть выезд на автобан с разгоном до 100 км/ч. Исключение — крупные города, как Берлин, где до автобана долго добираться.
  4. Могут попросить выполнить несколько особых маневров, например экстренное торможение. На свободном участке дороги экзаменуемый разгоняется до 30 км/ч и в случайный момент экзаменатор дает команду «стоп». При механической коробке передач следует резко нажать на педаль сцепления и тормоза.
  5. Возможно, экзаменатор попросит повернуть на улицу, где стоит знак Anlieger Frei — «Для резидентов». То есть въезд на улицу разрешен только тем, кто живет или работает на ней. Если экзаменуемый заедет на такую улицу во время экзамена, это засчитают как ошибку.
  6. В конце экзамена нужно вернуться к месту начала — там инструктор объявит результаты.

Итог каждой попытки публикуют на сайте технадзора, где доступен подробный протокол. В конце документа есть ссылка с видеороликами с объяснением ошибок, которые допустил экзаменуемый, и как их можно было избежать. Лично мне понадобилось три попытки, чтобы успешно сдать практический экзамен по вождению.

В первый раз, по мнению экзаменатора, я совершил поворот направо с заездом на полосу и два раза не соблюдал повороты головы через плечо. Отсутствие поворота головы относится к разряду серьезных ошибок — Schwere Fehler. После экзамена инструктор подтвердил, что я и правда два раза не посмотрел через плечо как следует, хотя он хорошо подготовил меня к экзамену и я старался следить за этим моментом. Но, видимо, в какие-то два раза повернул голову недостаточно заметно для экзаменатора. Суммарно две серьезные ошибки и две легкие привели к провалу.

Главное в протоколе экзамена — Nicht Bestanden, что означает «Не сдано»
Главное в протоколе экзамена — Nicht Bestanden, что означает «Не сдано»

На вторую попытку я записался через две недели. Это минимальная пауза, которую допускают между попытками. За день до экзамена я взял два академических часа практики с инструктором, чтобы быть уверенным в своих навыках вождения. Но это не помогло, и на второй попытке все пошло не по плану.

Мне попался жутко неприятный экзаменатор. Он был неприветлив и явно чем-то раздражен. Говорил так быстро, что мне приходилось постоянно переспрашивать, и в итоге вторая попытка закончилась через пять минут после начала. В момент поворота на перекрестке по полосе ехал велосипедист, и после завершения поворота я пошел на обгон с маленьким боковым интервалом. Экзамен завершился в ту же секунду. Этот раз я бы охарактеризовал как тотальное невезение.

Третья попытка состоялась еще через две недели — в марте 2024 года. К счастью, на этот раз все прошло гладко. Экзаменатор был приветлив, знал английский язык и не просил совершать дополнительные маневры. Помню, что в начале я проехал по автобану, затем выполнил параллельную парковку, и оставшееся время мы ездили по узким улочкам с ограничением 30 км/ч. После завершения мне выдали подтверждение о сдаче экзамена.

Дам три рекомендации по подготовке к практическому экзамену в Германии:

  1. Потратьте больше времени на практику с инструктором. Стоимость дополнительного занятия ниже, чем новой попытки.
  2. Проведите с инструктором демоэкзамен. Попросите его играть роль экзаменатора, то есть не давать никаких подсказок и общаться с вами только на немецком. Выполните все маневры, и пусть только в конце он скажет, были ли у вас ошибки. Для меня такой подход оказался очень полезен.
  3. Изучите опыт других людей. Мне помогли статьи с подробным описанием и видеозаписи уроков вождения с комментариями от инструктора.

Я потратил на пересдачу экзаменов и переоформление водительских прав в Германии 2360 €⁣ (256 080 ₽)

Машина инструктора для трех попыток сдачи практики750 €⁣ (81 381 ₽)
Обучение в автошколе без учета платы за сдачу экзамена на автомобиле инструктора580 €⁣ (62 935 ₽)
Восемь уроков вождения с инструктором440 €⁣ (47 744 ₽)
Три пошлины за сдачу экзамена390 €⁣ (42 318 ₽)
Перевод российских прав на немецкий язык80 €⁣ (8681 ₽)
Курс первой помощи и тест на проверку зрения50 €⁣ (5425 ₽)
Госпошлина за прием заявления на пересдачу прав44 €⁣ (4774 ₽)
Сдача теоретического экзамена23 €⁣ (2496 ₽)
Фотография 4,5 × 3,5 мм3 €⁣ (326 ₽)

Я потратил на пересдачу экзаменов и переоформление водительских прав в Германии 2360 €⁣ (256 080 ₽)

Машина инструктора для трех попыток сдачи практики750 €⁣ (81 381 ₽)
Обучение в автошколе без учета платы за сдачу экзамена на автомобиле инструктора580 €⁣ (62 935 ₽)
Восемь уроков вождения с инструктором440 €⁣ (47 744 ₽)
Три пошлины за сдачу экзамена390 €⁣ (42 318 ₽)
Перевод российских прав на немецкий язык80 €⁣ (8681 ₽)
Курс первой помощи и тест на проверку зрения50 €⁣ (5425 ₽)
Госпошлина за прием заявления на пересдачу прав44 €⁣ (4774 ₽)
Сдача теоретического экзамена23 €⁣ (2496 ₽)
Фотография 4,5 × 3,5 мм3 €⁣ (326 ₽)
Я довольный после сдачи экзамена
Я довольный после сдачи экзамена

Получение водительского удостоверения

После успешной сдачи я записался в отделение полиции для получения водительского удостоверения и отправился туда в тот же день. Ожидал, что пластиковые права будут готовы сразу, поскольку один раз видел, как молодому человеку их выдали прямо после экзамена. Но когда пришел на встречу, мне сообщили, что на подготовку удостоверения понадобится две недели. Я так и не понял, от чего зависит срок. На период их изготовления мне выдали временное водительское удостоверение размером А5.

Через две недели по почте пришло письмо, где меня пригласили получить пластиковую карточку. Права в Германии выдают на 15 лет, а потом продлевают на такой же срок.

Временное водительское удостоверение. Забавно, что название «Москва» написали как Mockba. Хотя на ВНЖ Москва переведена верно — как Moskau
Временное водительское удостоверение. Забавно, что название «Москва» написали как Mockba. Хотя на ВНЖ Москва переведена верно — как Moskau
Счастливый обладатель пластикового водительского удостоверения
Счастливый обладатель пластикового водительского удостоверения

Итоги

Трудно передать словами, как мне больно осознавать, сколько денег я потратил на пересдачу экзамена и переоформление водительских прав. Сумму 2360 €⁣ (236 000 ₽) считаю необоснованно большой. Особенно учитывая то, что я не учился водить машину с нуля. Для новичков итоговая сумма легко достигает 3000⁠—⁠3500 €⁣ (300 000⁠—⁠350 000 ₽).

В Германии эту проблему тоже осознают и активно обсуждают в СМИ. Удорожание стоимости бензина, обслуживание автомобилей и инфляция вынуждают автошколы поднимать цены, но пока правительство в это не вмешивается. Я согласен, что владение автомобилем — привилегия, а не право, и за это нужно платить. Но плата не должна равняться среднемесячной зарплате после вычета налогов, которая в Германии составляет 2430 €⁣ (243 000 ₽).

Кроме необоснованно высоких цен на переоформление прав меня возмущает отсутствие альтернативы. Для экзамена обязательно нужно заплатить за право пользоваться машиной инструктора, у которой есть два набора педалей, потому что автомобиль не выдадут. Хотя я потратил на права не последние деньги, очевидно, что мог бы распорядиться ими по-другому.

Переоформлению прав в Германии есть альтернатива — сделать то же самое в другой стране ЕС. Например, уехать на месяц в Польшу и пересдать на права там. Русскоязычного населения в Польше много, поэтому не сомневаюсь в наличии русскоговорящих инструкторов. А водительское удостоверение, которое получили внутри ЕС, меняют на немецкое без пересдачи теории и практики.

Я надеюсь, что немецкая молодежь будет уезжать в другие страны ЕС, чтобы получать водительские права там и обменивать их потом на немецкие. Возможно, тогда правительство Германии обратит внимание на высокие цены и примет меры. Знаю, что вместо автомобиля можно пользоваться общественным транспортом, но, к сожалению, в Германии он переживает не лучшие времена. Новости про задержку или отмену поездов уже кажутся нормой. При отсутствии альтернативы в виде пунктуального и доступного общественного транспорта покупка автомобиля становится не прихотью, а необходимостью.

В этой истории с правами меня радуют только три вещи: я приобрел опыт общения с немецкой бюрократией, выучил немецкие правила дорожного движения и освоил новую лексику. Об этом я точно не жалею.

Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration

Евгений ТригубовПолучали водительские права в других странах? Расскажите о своем опыте:
  • АлексейПоздравляю! Забавно видеть в правах Mockba - это Москва, которая в нашем заграннике пишется кириллицей, а немцы как видят, так и записывают, если не уточнить. Видимо, это как раз тот случай.9
  • Никита МельникЗабавно что в Германии есть возможность сдать тест на русском)3
  • Никита ЗиминНикита, да даже в Японии можно сдать на русском. Эта система благо плюс минус стандартизирована, но вопрос в том насколько качественно локализирован текст в конкретной стране.5
  • Анастасия ПТоже надо менять ВУ на немецкое, но меня душит жаба, как только перевожу стоимость этого мероприятия в авиабилеты... У вас еще не так дорого вышло, подруга сдавала 2,6г. назад в Баварии, тоже с третьей попытки заплатила 3400€. Я узнавала насчет получения ВУ в Польше, там не все так просто, если вы делаете обмен прав, полученных в третьей стране, то в Германии польские права на немецкие не обменяют. В Чехии вообще не больше 200€ платишь за обмен ВУ, при этом не пересдавая, когда думаю об этом, еще больше жаль деньги тратить, но это неизбежно(.4
  • Никита ЗиминПо отзывам понауехавших, в Германии самая сложная и самая дорогая в Европе процедура получения прав. Вплоть до того, что (по слухам) сами немцы ездят в другие страны сдавать экзамен. По головной боли с этой процедурой могут потягаться только если Швеция и Финляндия. Причем, люди, которые семьями получали права, писали еще и что с тех, кто приходит не с нуля, спрос на практическом экзамене сильно больше, чем с людей со стажем. Если не ошибаюсь, в ЕС можно обменять без экзаменов и пересдач права, полученные в Грузии, а там процедура достаточно быстрая, недорогая и без лишней бюрократии. Есть даже мысли сгонять на пару месяцев обзавестись корочкой, а то мало ли как жизнь дальше сложится.4
  • Alexander SchnurrbartАнастасия, этот номер не пройдёт, потребую доказательства проживания в Польше или Чехии 6 и более месяцев единым периодом... Я не смог в своё время поменять признаваемые в Германии права. Причём, я жил там больше 6 мес. и у меня даже доказательства были (договор) на 10 страницах. И зарплатные ведомости за всё это время. Но переводить договор частями присяжный переводчик отказался, а перевод полностью договора по цене был сопоставим с переобучением в Германии. Теорию учил сам (в интернете) Взял меньше 2 недель уроков, сдал оба экзамена с первой попытки.5
  • Анастасия ПAlexander, да, я знаю, что обмен через Польшу и Чехию для жителей другой страны ЕС легко только на словах) я вообще пожалела, что не занялась обменом ВУ в 2019, когда только переехала в Германию, а потом не до них стало. А сейчас с жабой никак не договорюсь.3
  • Alexander SchnurrbartАлексей, так это ж Россия - родина слонов имхо, единственная страна, в которой место рождения в загране пишется только на русском. На английском будет очень обще. Те, кто родился во времена СССР - так и будет: Москва / USSR в чём смысл и почему не "планета Земля" - я не знаю. Место выдачи эти добрые люди пишут только кириллицей. Поэтому граждане всех остальных стран мира могли делать почтовую идентификацию для удалённо заключаемых договоров, а россияне - нет. Раньше можно было найти работника почты, который читал на русском (по правилам нельзя принести с собой перевод паспорта, работник должен уметь сам читать на русском ), но лет 5 назад эту лавочку прикрыли: программа не пропустит российский паспорт уже на стадии считывания машиночитаемой зоны. Оставалась только видео идентификация, но для неё нужно говорить на немецком... Потом появилась возможность идентифицировать себя с ВНЖ в автоматичкском режиме Но, опять же, у свежих понаехов он может появиться спустя месяцы...2
  • Alexander SchnurrbartНикита, спрос со всех одинаковый. Проблема в том, что люди с большим стажем начинают учить инструктора: как надо ездить. И тогда цена на обучение может улететь в космос. Насчёт обменять - может быть и можно, но тут есть два момента: 1. у вас должны быть доказательства проживания в Грузии в течение мин. 6 мес. непрерывно. 2. у вас должны быть доказательства сданных экзаменов (и теорию, и практику). Если вы не сможете доказать оба этих момента - то права на немецкие вам никто не поменяет.4
  • Анастасия ПФилипп, можно, если ты житель Польши. Но если живешь в Германии, то права должны быть обменены на немецкие. Эту инфо муж узнавал в немецком ГИБДД и я находила немецкий закон, лень искать скрин.3
  • Alexander Schnurrbart1. (иностранное) ВУ можно пропросить назад, если в нём открыты другие категории. на него наклеят наклейку "gilt nicht in D." (не действует в Германии) и вернут. 2. понятие "полный курс" не существует, соответственно, стоимость везде разная. Начиная с теории. Я пересдавал в б. ГДР, на теорию не ходил (так можно), соответственно за теорию не платил. Причём мне сказал об этом сам хозяин автошколы - он же единственный инструктор. Я сходил на бесплатный пробный урок, послушал и решил, что мне это не надо. Жена пересдавала в ФРГ, на теорию не ходила, но за теорию - заплатить пришлось (нашли одну школу, где согласились взять полцены, в остальных школах хотели полную цену). В маленьких городах практически нет конкуренции, поэтому и ценник - конский. зато сдать практический экзамен куда проще... Без уроков сдать, имхо, нереально. Часть вещей отличается от российских, часть в России (тот же взгляд через плечо) – отсутствует в принципе. Перевод российского ВУ стоит 7 (семь) евро. И 10 - если переводчик совсем барыга. Отдать 80 - ну, я не знаю, у богатых свои причуды. Перевод с экзотических языков стоит в районе полтоса... Проверка зрения для ВУ стоит что-то в районе 6-7 евро, это гос.цена - она везде одинаковая. Многие оптики предлагают её бесплатно. Если человек не видит пкм. 0.7 без очков или линз – он сразу проходит повторную проверку (в тот же момент, без доп. оплаты) в очках или линзах. Если не видит и тогда (емнип, для ВУ класса „B“ достаточно видеть пкм 0.7 пкм. одним глазом) – то ему прямая дорога к окулисту, там уже совсем другие цены (начиная от 100 евро). Так же можно пойти к окулисту, если на тесте не увидел минимально 0.7 без очков / линз, но хочешь ездить без них – возможно, окулист разрешит… Ordnungsamt не имеет никакого отношения к полиции. Это часть администрации города или земельного округа. Конкретно ТС был в Fahrerlaubnisbehörde - отделе прав на вождение, если переводить упрощённо. "Дедлайны", естественно, есть. если не сдать теорию в течение 2 лет с даты подачи заявления (или даты одобрения заявления, не вижу смысла спорить, эти даты расположены друг от друга очень близко), то придётся подавать новое заявление. Если не сдать практический экзамен в течение 1 года с даты сдачи теоретического - то придётся учиться заново. Ещё один важный момент - российские ВУ действуют 10 лет, обменять можно только действительное на момент подачи заявления ВУ. Если оно стало недействительным (например, из-за того, что обучаемый профтыкал все полимеры) - то обменять на немецкое его нельзя: придётся учиться с нуля, а права будут с двухлетним испытательным сроком… Помимо обязанности более аккуратно ездить и не ездить выпившим (обычным людям можно ездить немного выпившим), с правами с испытательным сроком гораздо более дорогая страховка. За школу отдано неоправданно много денег. Ребёнок в прошлом году отдал за app, например, всего 18 евро… (ТС – 90). Отказаться от приложения, скорее всего не выйдет, т.к. в Германии у инстуктора есть предусмотренная законом обязанность учить ученика до тех пор, пока инструктор не удостоверится, что ученик подготовлен на положенном уровне. Для теоретического экзамена это проверяется с помощью app. Набрал емнип, 90% в нём – инстуктор тебя записывает на экзамен. Не набрал – учишь дальше. Если набрал – тебя записали на теоретический, а потом твой score упал ниже этой отметки – инструктор скорее всего отменит экзамен, но заплатить и инструктору и принимающему экзамен (TÜV или Dekra) всё равно придётся. Раньше можно было придти в автошколу и сдать «внутренний» теоретический экзамен на компе в школе, но время инструктора стоит денег, в общем, не факт, что получится отказаться от app. Но 90€ - это очень и очень дорого… Минусом B197 является то, что если ты потом захочешь учиться на грузовик, то сможешь водить грузовик только с автоматической коробкой… Особенностью теоретического экзаменая является то, что во многих вопросах правильными являются несколько вариантов ответа: их надо указать все. Если хотя бы 1 один правильный ответ не указан – весь вопрос оценивается как неправильно отвеченный. Вопросы имеют «цену» от 2 до 5 пунктов. Чтобы сдать, надо набрать макс. 10 ошибочных пунктов, при этом 5+5 – это не сдал. Обычно TÜV присылает протоко экзамена и на электропочту… Взгляд через плечо жизненно необходим на автобане (да, я понимаю, что на больших скоростях очень страшно поворачивать голову). Но потом, когда вы уже начтёте ездить по автобану, вы будете часто попадать в ситуацию: когда низколетящий самолёт мелькнул в вашем левом зеркале, исчез, через полсекунды появился слева от вас, а ещё через полсекунды вас обогнал и улетел в даль… Язык для экзамена особо не нужен, в принципе, инструктор может помочь с переводом. Вы взяли слишком мало уроков, отсюда и результат. Видимо, ваш инструктор решил, что за экзамен он заработает куда больше, нежели чем за просто часы вождения. Учиться надо идти, конечно, к пожилому немцу, а не вестить на английский. За доп. плату можно получить ВУ в виде за три рабочих дня, если они в этот срок не уложаться, то доп. плату за срочность вернут. Если вы сдаёте экзамен с нуля, а не пересдаёте, то получите ВУ сразу после сданного экзамена. Экзаменатор ручкой впишет в спец. поле дату, с которой ВУ начинает действовать и выдаст его вам. Про Польшу и т.д. я ответил ниже – чтобы это ВУ признали в Германии в условной «Польше» надо непрерывно прожить мин. 6 мес. и иметь доказательства этого. Иначе это будет езда до первого ДТП, а то и до первого контроля. Итог: грустно это всё. В Германии одна из самых больших русскоязычных комьюнити, там есть и автофорум. Если б ТС хотя бы просто почитал – сэкономил бы кучу денег.4
  • Eugene TrigubovАлексей, да, видимо так и было. К сожалению, как я выяснил, разное название города рождения приводит к путанице в немецких сервисах по авторизации профиля. Так вот, по данным налоговой у меня город рождения Mockba, а в ВНЖ у меня Moskau. Из-за этого они не могут считать меня, как одного человека. Думаю записаться в мэрию и просить изменить город рождения и соотвественно заменить права.4
  • Eugene TrigubovФилипп, вы можете кататься в Германии с польскими правами или другой страны ЕС, в этом проблем нет. Например, для туризма. Нюанс в том, где ваше постоянное место жительства. Если у вас права полученные где-то в ЕС (или за пределами) и ваше ПМЖ в Германии, тогда по закону вы должны обменять права на немецкие спустя полгода. По закону всё логично: живёшь в Германии, получи немецкие водительские права.3
  • Eugene TrigubovНикита, я узнавал про Грузию и так же думал сделать. Проблема получения в Грузии в том, что пока нет общего регламента со всеми странами в ЕС. Летом этого года только Испания договорилась с Грузией об обмене водительского удостоверения тем, кто имеет ПМЖ в Испании. https://logist.today/ru/dnevnik_logista/2024-09-05/ispaniya-i-gruziya-podpisali-soglashenie-ob-obmene-voditelskih-udostoverenij/ И получается опять ловушка, поскольку права обмененные в другой стране ЕС нельзя ещё раз обменять в немецкие.4
  • Eugene TrigubovМаксим, в начале статьи указал скриншот с сайта каршеринга Miles. Это именно каршеринг, когда нашёл автомобиль в городе, доехал куда надо и там же его оставил. При аренде автомобилей в сервисах прокат автомобилей, например Europcar, российские международные права действует. Я так делал в 2023 году и проблем не было.3
  • Eugene TrigubovАнастасия, если вы уверены в своих навыках вождения, тогда в целом проблем нет. Посмотрите видео на Ютюбе, как другие люди сдавали, возьмите побольше уроков с немецкими автоинструктором, и тогда всё получится с первого раза.3
  • Анастасия ПEugene, в навыках вождения более, чем уверена. Но психологически сложно принять, что имея эти навыки, я должна заплатить столько денег за ВУ.3
  • Eugene TrigubovDmitriy, удачи!3
  • Александр ГладковФилипп, чтобы Ваши слова имели какой-то вес в глазах других людей, прежде чем критиковать автора, расскажите о своем опыте получения прав за границей.6
  • Артем СтепановДа, в Германии, Испании нужно сдавать по новой. В Польше просто: делаешь перевод своих прав, приносишь фото, заполняешь заявление и оплачиваешь пошлину в 100zł (2500₽). Органы сами запрашивают через посольство сведенья о твоих правах в РФ и через примерно 3 месяца приходишь забираешь права. Российские права при этом забирают и высылают в ГАИ РФ. Многие правда не меняют права и катаются годами так, смотрят на это сквозь пальцы. За исключением того если вы устраиваетесь на работу или таксуете, в таком случае права требуется поменять.3
  • Артем СтепановАнастасия, да там нюанс, что в Польше при замене прав ставится отметка в правах что они были обменены с иностранных и с такой отметкой еще раз в Германии не поменяют. Говорят что уже при последующем обмене прав (открытие новых категорий / замена по истечению срока действия) отметку уже не ставят.3
  • Q!Теоретические занятия в автошколе в Германии — это совершенно другой формат по сравнению с российскими. Там изучают вещи, необходимые в реальной жизни (как правильно оформить бумаги для продажи/покупки автомобиля, к примеру), кроме того, они подразумеваются как интерактивные, т.е. ученики задают вопросы и получают ответы. Если у вас есть опыт вождения и навык формулировать вопросы, за 14 занятий по теории вы узнаете больше, чем за всю жизнь за рулем. И да, в Германии полно русскоязычных автошкол4
  • Ильина НинаВсе чётко. Поэтапный план есть. Осталось воплотить в жизнь. Спасибо.4
  • Артем СтепановАнастасия, ага, если что вот так эта отметка выглядит в моих правах4
  • АлексейEugene, надеюсь, там все без вопросов исправят. Я в свое время вовремя заметил и т.к. дело было в Тюрингии, где старшее поколение знакомо с русским, то без проблем написали Moskau4
  • Eugene TrigubovАлександр, по мнению Филиппа, если просто приехать в ЕС, то ему все должны и у него есть на всё право3
  • Eugene TrigubovАнастасия, согласен на 200%. Я психологически подумал, что это разовая акция, которая будет на всю жизнь. С учётом количества лет, которые я буду за рулём, я подумал, что оно того стоит. Особенно, принимая во внимание потрясающую инфраструктуру немецких дорог и автобанов.4
  • Boris DonutАлексей, у нас тоже отжигают.1
  • АлексейBoris, где так пишут?2
  • Boris DonutАлексей, у меня в ВУ такая вот запись, 3 пункт - дата и место рождения2
  • Boris DonutAlexander, полез проверить свой загран: запись о месте рождения на русском / английском.0
  • Alexander SchnurrbartBoris, а чего именно написано? не обязательно личные данные, мне хотелось бы принцип. у меня на русском город / на английском USRR0
  • Boris DonutAlexander, у меня ПОЛЬША / POLAND. Тоже, конечно, удивляет почему так.1
  • Alexander SchnurrbartBoris, т.е. тоже "Планета Земля"...0
  • Boris DonutAlexander, я в принципе не в претензии1
  • Alexander SchnurrbartBoris, в Германии это неудобно, нужно СОР с переводом...0
  • Алексей ДавиденкоС февраля по конец апреля также прошел через данную эпопею. В России водил к тому времени уже 12 лет. К теории готовился по приложению, сдал сразу, на русском. Вождения катали и общались на немецком, моего А2 хватало, перед экзаменом дополнительно выучил список слов. Не сдал практику с первого раза: при повороте налево не уступил вылетевшему справа велосипедисту, хотя там было комбо: маленькая улочка между зданием и парковкой, которая выглядела как выезд с парковки, к тому же с закрытым на углу обзором. И я бы притормозил, но инструктор сделал это быстрее + раздраженный экзаменатор попался. Мне повторно назначили еще 4 вождения перед второй попыткой, что стоило еще 800 евро. На второй практике был позитивный экзаменатор, но и за час экзамена я нигде не затупил. В итоге от курсов первой помощи и теста зрения со всеми 8 вождениями и пошлинами обошлось в 1900 евро. Выдали временные на 3 месяца, но карточку по почте прислали уже к майским праздникам. Дико был рад, ибо с 1 мая уже кончались мои полгода от момента первой регистрации в Германии и водить по российским правам уже нельзя было.5
  • Валерий КозловЗабавно то, что и в РФ тоже итоговая стоимость прав с нуля достигает той же плюс-минус среднемесячной зарплаты за вычетом налогов)) а кое где даже и выше))3
  • АлексейBoris, загуглил, по правилам там транслит, так что формально не косяк, но на мой взгляд, конечно, это бредово.2
  • Eugene TrigubovАлексей, поздравляю! Ох, как я вас понимаю, что эти велосипедисты бывают непредсказуемыми.2
  • Luna MoonlightВ Нидерландах есть лазейка, если переехали по визе high skilled migrant и есть налоговая скидка 30% ruling, то российские права просто так меняют на голландские. Я так поменяла, заплатила всего что-то около 50 евро за изготовление новых прав. Российские правда забрали и отослали обратно в Россию. Но их можно будет восстановить потом.3
  • Alexander SchnurrbartA., не надо идти в русскую автошколу. надо идти к пожилому немцу... книжку по теории можно читать на русском.2
  • Alexander SchnurrbartLuna, в Германии так тоже когда-то было. но потом люди, никогда в жизни не водившие легковушку, стали покупать права на грузовик с прицепом и лавочку прикрыли...2
  • Алексей ДавиденкоAlexander, согласен, создает еще как. Но, мой инструктор после мне сказал, что даже с моей ошибкой другой экзаменатор дал бы мне второй шанс и при отсутствии других ошибок - я бы сдал в первый день. Ну и как бы сидеть и на экзамене язвить про уровень языка сдающего (при том что я спокойно ответил на все технические вопросы и переспросил только один раз в процессе, когда он очень быстро сказал фразу) - такое себе. Чел явно был предвзят, хотя в тот день я больше винил себя и гребанного велосипедиста 😅2
  • AbrakadabraAlexander, чем чтение автофорумов помогло бы ТС?1
  • Alexander SchnurrbartAbrakadabra, понять правила, и, в итоге, сэкономить деньги.0
  • AbrakadabraAlexander, понять какие правила и на чем сэкономить? Вы сами писали, что ваша жена сдавала на права в ФРГ и всё равно заплатила за теорию. Ваш ребенок тоже заплатил за приложение. В вашем городе — это 18 евро, а в городе ТС - 90. А взнос на автошколу сейчас везде одинаковый. Если только на переводе, возможно. Но это если есть другие варианты в городе, а если их нет. То есть, на автофоруме ТС должен был прочитать, что в других городах дешевле и переехать, чтобы сдать права?1
  • Alexander SchnurrbartAbrakadabra, первый же совет на форуме был бы - обойдите несколько автошкол и сравните цены. да, цены для получающих права с нуля примерно одинаковые. а вот цены для пересдающих могут отличаться. особенно это касается Grundgebühr, в который в нормальных школах входит и плата за теорию. ТС живёт не в лесу, а в крупном городе. возможно, кто-то мог бы посоветовать (или наоборот, отсоветовать) какую-то конкретную школу. Присяжных переводчиков с русского языка в Германии вагон и маленькая тележка, они работают по почте, нет необходимости ехать в другой город. Очень важно найти нормального присяжного переводчика уже сейчас, а не когда жареный петух клюнет: в Германии иногда будут требоваться переводы российских документов (документов ЗАГС, например, дипломов, аттестатов, возможно, трудовых книжек)1
  • AbrakadabraAlexander, так ТС в статье и пишет, что выбирал из нескольких автошкол: «Даже в моем городе с населением 200 тысяч человек большой выбор автошкол. Цены на услуги у всех примерно одинаковые». А про переводчиков я уже написала, что да, это единственное на чем, возможно, можно было бы сэкономить. И вряд ли для этого нужно читать автофорумы. Мы не знаем, мог бы кто-то из знакомых или участников автофорумов подсказать ТС. Судя по тому, как уже переехавшие в Германию и прошедшие через все эти этапы соотечественники делятся знаниями и опытом (очень неохотно), я очень сильно в этом сомневаюсь.1
  • Alexander SchnurrbartAbrakadabra, конечно, нужно. он бы знал - что 80 евро - это очень дорого и, возможно, ему бы и школу посоветовали (мне показалось странным и Grundgebühr и отдельно 90 евро за теорию). У многих есть дети, которые недавно получали права, в общем, за спрос не бьют в нос.1