Как получить водительские права в Германии
Я переехал в Германию в 2022 году с российскими автомобильными правами.
Через год решил получить местное удостоверение категории B. Расскажу, как выбирал автошколу, готовился к экзамену и сдавал его. Хотя речь идет о пересдаче на права, мой опыт пригодится и новичкам. Чтобы получить водительское удостоверение с нуля, проходят те же шаги, но с большим количеством учебных часов и практики вождения с инструктором.
Что вы узнаете
Зачем с российскими правами получать местные
Германия и Россия входят в Венскую конвенцию по признанию водительских прав, поэтому с российским удостоверением можно управлять автомобилем на территории Германии и других стран ЕС, но только в течение шести месяцев. По истечении этого срока документ больше не признается и управление транспортным средством приравнивается к вождению без прав. За это предусмотрен штраф в размере до 180 дневных ставок конкретного человека или тюремное заключение на срок до полугода .
Можно каждые полгода выезжать за пределы ЕС — тогда юридически срок действия российских прав обнулится. Но у этого подхода есть три минуса:
- Отсутствие водительского удостоверения страны ЕС может быть поводом для отказа в кредите или лизинге нового автомобиля даже при наличии местных источников дохода и ВНЖ.
- В четвертом пакете санкций ЕС ввел ограничения на экспорт автомобилей в Россию, стоимость которых превышает 50 000 € (5 425 415 ₽) . На консультации по покупке машины официальный дилер BMW сообщил, что перед одобрением сделки меня дополнительно проверят на предмет возможного экспорта автомобиля в Россию. Если в профиле будут указаны только российские права, это станет причиной для отказа.
- Каршеринг с российскими правами недоступен. Для регистрации в таких сервисах нужны права ЕС.
Я хочу взять автомобиль в лизинг, поэтому решил получить немецкие водительские права. Обладатели иностранных удостоверений сначала должны проверить, есть ли страна, которая их выдала, в приложении 11 к закону о водительских правах — Fahrerlaubnis-Verordnung. Если да, права меняют на местные по заявлению без дополнительных экзаменов. Для этого достаточно прийти в отделение полиции — орднунгсамт, Ordnungsamt.
России в этом списке нет. Значит, для получения немецких водительских прав придется пройти полный процесс:
- Подготовить документы.
- Уплатить пошлину в местной полиции.
- Выбрать автошколу.
- Сдать теоретический экзамен.
- Набрать обязательные часы практики с инструктором. Для механической и автоматической коробки передач предусмотрены разные требования.
- Сдать практический экзамен.
- Получить заветные немецкие права.
Документы для получения немецких водительских прав
В феврале 2023 года я позвонил в орднунгсамт в своем городе и записался на прием. Очереди не было, и меня приняли на следующий день. На встрече дали памятку со списком документов для пересдачи на водительские права категории B.
В последнем пункте памятки говорилось, что иностранное водительское удостоверение изымут в день подачи заявления и не вернут. Соответственно, водить автомобиль в период пересдачи экзаменов нельзя. Российское удостоверение можно восстановить — заявление подают на госуслугах, но карточку придется получать лично в ГИБДД.
Полный курс вождения легковых автомобилей на права категории В стоит минимум 1399 € (151 803 ₽) без учета оплаты экзаменов. Так как я умел водить, мне подходила пересдача — в этом случае можно сразу сдать теорию и практический экзамен в машине с инструктором. Но решил пройти занятия с инструктором, потому что у меня был большой перерыв в вождении.
Для начала процедуры пересдачи на немецкие права требовались:
- Копия карточки ВНЖ или загранпаспорта.
- Результат теста на проверку зрения.
- Сертификат о том, что я прослушал курс об оказании первой помощи.
- Подтверждение даты последнего въезда в Германию от местного ведомства по делам иностранцев — Ausländerbehörde.
- Перевод российского водительского удостоверения на немецкий язык присяжным переводчиком.
- Фотография 4,5 × 3,5 мм.
- Уплаченная пошлина 44 € (4774 ₽).
Я написал в ведомство по делам иностранцев в моем городе и попросил прислать подтверждение даты последнего въезда в Германию. Оно пришло по обычной почте через три дня. В письме также сообщили, что запрос и почтовое отправление стоят 18 € (1953 ₽), я должен оплатить их при следующем посещении ведомства. Но за полтора года мне ни разу не приходилось туда обращаться, поэтому до сих пор не заплатил эту сумму. Не знаю, висит ли на мне долг, — выясню при следующем визите.
Пока ждал письма, сделал нотариальный перевод российских прав. Недалеко от моего дома находится офис ADAC — это организация автомобилистов Германии. Они предоставляют информационную, юридическую помощь и услуги нотариального перевода. В офисе мои права отсканировали и сообщили, что перевод придет по почте через два дня. Услуга стоила 80 € (8681 ₽). Возможно, если делать перевод через частного присяжного переводчика, выйдет дешевле.
В феврале 2023 года я записался на курс первой помощи в школе Ersthelfer. Он стоил 50 € (5425 ₽) и длился четыре-пять часов. Видеокурс проходил на немецком языке, но были доступны субтитры на многих языках, включая русский и английский. Персонал школы свободно говорил на немецком и английском.
Курс оказался подробным и полезным: объяснял действия в опасных ситуациях до приезда медиков. Например, я узнал, как оказывать первую помощь человеку, который потерял одну из конечностей. Практической части, где инструкторы на манекенах показывали бы все необходимые действия, не было. Я проходил курс в послековидное время, тогда не разрешали собирать много людей в одном помещении.
В той же школе проходят тест на проверку зрения. В результате должна быть отметка о том, видит ли глаз хуже, чем 0,7 от нормы остроты зрения. По итогам теста в права поставят отметку, должен ли человек водить в очках или контактных линзах. У меня нет проблем со зрением, поэтому стоит отметка «Более 0,7».
После сбора документов я повторно записался на прием в местное отделение полиции. Свободный слот был на следующий день. Я приехал в ведомство, отдал документы, специалист их проверил, и я заплатил местной картой пошлину в размере 44 € (4774 ₽). Всего на подготовку документов потратил 177 € (19 206 ₽).
После подачи документов мне выдали памятку с указанием, что надо сдать теорию и практику. Дедлайнов не ставили, и по личным обстоятельствам я отложил обучение и сдачу экзаменов до осени 2023 года.
Выбор автошколы и курса
Автошкола в Германии — это обычно один предприниматель, у которого есть собственная машина для практических занятий и помещение, где он обучает теории. Даже в моем городе с населением 200 тысяч человек большой выбор автошкол. Цены на услуги у всех примерно одинаковые.
Осенью 2023 года я еще плохо говорил по-немецки и стал искать англоязычного инструктора. На «Гугл-картах» увидел всего одну автошколу с хорошими отзывами об инструкторе и его знании английского языка. В школе мне дали визитку, на которой была указана стоимость — 830 € (90 062 ₽) за комплект услуг по пересдаче:
- 400 € (43 403 ₽) — регистрация в автошколе. Это взнос, чтобы человека просто записали на обучение. Такой есть во всех школах, стоимость везде одинаковая и не зависит от того, пришел человек пересдавать на права или учиться водить с нуля.
- 250 € (27 127 ₽) — сдача практического экзамена на автомобиле инструктора. В отличие от России в Германии не выдают машину для сдачи практики.
- 90 € (9766 ₽) — краткий курс теоретических занятий. Ходить на него не обязательно, но оплату возьмут. Я теоретические занятия не посещал и считаю, что просто подарил школе деньги.
- 90 € (9766 ₽) — доступ к приложению для подготовки к теоретическому экзамену. Его оплачивает инструктор и присылает логин и пароль ученику. Мое приложение называлось Drive Buzz App . Его интерфейс — только на немецком языке, при этом вопросы для подготовки есть на многих языках, включая русский. Рекомендую при регистрации в автошколе спросить про возможность отказаться от дополнительной платы за приложение, потому что все необходимое и так доступно бесплатно в интернете.
На самом деле 830 € (90 062 ₽) — не окончательная цена. Еще к ней прибавляется стоимость практических занятий — 55 € (5968 ₽) за академический час. Количество занятий и финальная стоимость зависят от текущих навыков вождения и желания водить автомобиль с механической или автоматической коробкой передач. Есть три варианта:
- категория B: экзамен на механической коробке с правом управлять автомобилем с механической и автоматической коробкой передач;
- категория BA: экзамен на автоматической коробке с правом управлять автомобилем только с автоматом. В удостоверение поставят отметку об этом;
- категория B197: человек должен отъездить с инструктором десять академических часов на авто с механической коробкой передач, но сдать экзамен на автоматической. В этом случае он имеет право водить машины с любым типом коробки передач.
К тому моменту я не водил уже год. Подумал, что при таком перерыве третий вариант оптимальный. Позже узнал, что выбор сдачи экзамена на механике или автомате нигде не фиксируется и его можно изменить в любой момент.
Подготовка к теоретическому экзамену
Я уже знал правила дорожного движения, но ежедневно тренировался отвечать на вопросы по часу в день, чтобы лучше сдать экзамен. Для подготовки использовал сайт clickclickdrive.de — там есть пояснения к правильным ответам. В целом немецкий теоретический экзамен похож на российский: есть вопросы на разные темы в формате только текста, текста с изображением, а из необычного — видеовопросы. Это ролики до 30 секунд с дорожной ситуацией, по которой затем задают вопрос. Но их в тесте было немного.
Например, экзаменуемому показывают ролик, в котором он будто бы едет по проезжей части и на следующем повороте собирается повернуть направо. В этот момент в боковом зеркале он замечает велосипедиста, который приближается сзади. Ролик заканчивается, и появляется вопрос: «В какой момент вы можете повернуть направо?» Варианты ответа:
- сразу;
- пропустить велосипедиста и затем повернуть направо;
- пропустить пешехода, велосипедиста и затем повернуть направо.
Правильный ответ «б», поскольку перед поворотом обязательно пропускают велосипедиста, а пешеходов на видео не было.
Еще в тесте были темы, которые не встречались на экзамене в России. Например, вопросы о наркотиках и защите окружающей среды.
В итоге за пару недель я подготовился к экзамену и в октябре 2023 года попросил инструктора записать меня на тест.
Сдача теоретического экзамена
В назначенный день я приехал в местный офис организации по техническому надзору — Technischer Überwachungsverein, TÜV. Там сообщил, что буду сдавать теорию на русском языке, и сел за компьютер. За 40 минут нужно ответить на 30 вопросов. Я справился за полчаса.
Хотя немецкий экзамен похож на российский, система допущения ошибок немного отличается. Когда я проходил тест в России, можно было сделать максимум две ошибки и за каждую пришлось бы дополнительно отвечать еще на пять вопросов.
В Германии каждый вопрос имеет один вес — три балла. За неправильный ответ на базовые вопросы дают три штрафных балла, потому что их незнание — серьезное нарушение. Например, столько отнимают за ошибочный ответ на вопрос об очередности проезда на нерегулируемом перекрестке, где нужно применить правило правой руки. Верный ответ: при помехе справа водитель должен уступить дорогу. Зато если допустить ошибку в вопросе про экологию, дадут один штрафной балл. За экзамен можно набрать не больше пяти штрафных баллов.
Я хорошо знал правила и сдал теоретический экзамен с первой попытки. Совершил только одну ошибку на два штрафных балла, но на каком именно вопросе, не помню. Мне дали расшифровку экзамена с указанием недочета, но я ее не сохранил.
Подготовка к практическому экзамену по вождению
Во время практических занятий инструктор посоветовал мне изменить вариант сдачи экзамена на механическую коробку передач, поскольку я и так хорошо вожу. В итоге для уверенного вождения на немецких дорогах мне потребовалось шесть академических часов или три занятия по полтора часа.
Еще два академических часа я взял позже для подготовки к пересдаче экзамена. На мой взгляд, чтобы научиться водить машину с нуля, для механической коробки передач понадобится минимум 30 часов, а для автоматической — 15 часов практического времени за рулем автомобиля.
Каждое занятие я оплачивал наличными после его окончания. Мне понравилось, что на следующий день инструктор присылал квитанцию. Это наталкивало на мысль, что я платил не в черную. Всего на практические занятия потратил 440 € (47 744 ₽). Сертификат по окончании не предусмотрен.
Я не пожалел, что взял уроки у англоязычного инструктора. Во время занятий мы спокойно общались, а в конце он давал мне лексику на немецком. Например, какие могут быть команды от экзаменатора, названия деталей автомобиля и так далее.
Из необычного в подготовке к практическому экзамену я отметил:
- обилие зон с ограничением скорости до 30 км/ч в черте городов по стране;
- выезд на скоростные магистрали и автобан, притом что в России экзамен сдают только в пределах одного спального района;
- особое внимание к велосипедистам, потому что они имеют право ездить по проезжей части как полноценные участники дорожного движения;
- поворот головы за плечо — Schulterblick — при любом движении руля: повороте, перестроении, начале движения, парковке и так далее.
О Schulterblick расскажу подробнее. По мнению немцев, зеркала заднего вида или датчики мертвых зон не заменят поворота головы за плечо, чтобы убедиться в отсутствии кого-либо. Даже в моменты, когда вам кажется, что это излишне, все равно нужно повернуть голову.
Например, при выезде на магистраль кажется разумным не поворачивать голову, когда встраиваешься в поток на скорости 80 км/ч, но по правилам нужно так сделать. Это не значит, что не надо пользоваться боковыми зеркалами заднего вида. Сначала смотрят в зеркало заднего вида, затем в боковое зеркало и потом за плечо. Если не повернуть голову за плечо при маневре на экзамене, засчитают штрафной балл.
Сдача практического экзамена
На экзамен я также записывался через инструктора. Свободный слот был примерно через неделю с момента, когда я сообщил, что готов сдавать. На домашний адрес пришло письмо с квитанцией и просьбой оплатить ее минимум за три дня до экзамена. Если в назначенный день не будет подтверждения об оплате, экзамен отменят.
В январе 2024 года попытка сдачи экзамена стоила 130 € (14 106 ₽). Придется платить за каждую попытку. То же самое с автомобилем инструктора: одно использование стоит 250 € (27 128 ₽). Инструктор приезжает на автомобиле на экзамен и сопровождает ученика во время сдачи. В течение экзамена инструктор сидит на пассажирском месте, а экзаменатор — на заднем.
В отличие от России, где практический экзамен длится 15—20 минут, в Германии он занимает до часа. Он проходит только на немецком языке. На мой взгляд, для комфортной сдачи экзамена нужно владеть им на уровне не меньше А2. Мне здорово помогли наборы слов и фраз в приложении Quizlet. Я заранее выучил лексику и точно понимал, о чем шла речь. Я очень благодарен авторам этих наборов.
Перед тем как экзаменуемый сядет в автомобиль, экзаменатор представится, попросит удостоверение личности, проверит оплату и задаст пару теоретических вопросов. Обычно общение происходит на немецком языке, но если экзаменатор владеет английским, может использовать его.
Мы общались по-немецки, экзаменатор спрашивал, например, какова допустимая глубина протектора или как включить заднюю противотуманную фару. Можно ответить по-немецки или просто указать рукой на то, о чем спрашивают. Главное, чтобы экзаменатор понял ответ. При этом начальные вопросы никак не влияют на результат. Некоторые экзаменаторы вообще ни о чем не спрашивают, а сразу приступают к тесту.
В общих чертах экзамен проходит так:
- Инструктор садится на переднее пассажирское сиденье, экзаменатор — на заднее.
- Во время поездки экзаменатор говорит, куда поворачивать, где парковаться или может попросить выполнить разворот в определенном месте.
- У экзаменатора есть список маневров, которые экзаменуемый должен выполнить. Многие из них стандартные: повороты на перекрестках налево и направо, парковка параллельно и задним ходом и так далее. Но в наборе есть выезд на автобан с разгоном до 100 км/ч. Исключение — крупные города, как Берлин, где до автобана долго добираться.
- Могут попросить выполнить несколько особых маневров, например экстренное торможение. На свободном участке дороги экзаменуемый разгоняется до 30 км/ч и в случайный момент экзаменатор дает команду «стоп». При механической коробке передач следует резко нажать на педаль сцепления и тормоза.
- Возможно, экзаменатор попросит повернуть на улицу, где стоит знак Anlieger Frei — «Для резидентов». То есть въезд на улицу разрешен только тем, кто живет или работает на ней. Если экзаменуемый заедет на такую улицу во время экзамена, это засчитают как ошибку.
- В конце экзамена нужно вернуться к месту начала — там инструктор объявит результаты.
Итог каждой попытки публикуют на сайте технадзора, где доступен подробный протокол. В конце документа есть ссылка с видеороликами с объяснением ошибок, которые допустил экзаменуемый, и как их можно было избежать. Лично мне понадобилось три попытки, чтобы успешно сдать практический экзамен по вождению.
В первый раз, по мнению экзаменатора, я совершил поворот направо с заездом на полосу и два раза не соблюдал повороты головы через плечо. Отсутствие поворота головы относится к разряду серьезных ошибок — Schwere Fehler. После экзамена инструктор подтвердил, что я и правда два раза не посмотрел через плечо как следует, хотя он хорошо подготовил меня к экзамену и я старался следить за этим моментом. Но, видимо, в какие-то два раза повернул голову недостаточно заметно для экзаменатора. Суммарно две серьезные ошибки и две легкие привели к провалу.
На вторую попытку я записался через две недели. Это минимальная пауза, которую допускают между попытками. За день до экзамена я взял два академических часа практики с инструктором, чтобы быть уверенным в своих навыках вождения. Но это не помогло, и на второй попытке все пошло не по плану.
Мне попался жутко неприятный экзаменатор. Он был неприветлив и явно чем-то раздражен. Говорил так быстро, что мне приходилось постоянно переспрашивать, и в итоге вторая попытка закончилась через пять минут после начала. В момент поворота на перекрестке по полосе ехал велосипедист, и после завершения поворота я пошел на обгон с маленьким боковым интервалом. Экзамен завершился в ту же секунду. Этот раз я бы охарактеризовал как тотальное невезение.
Третья попытка состоялась еще через две недели — в марте 2024 года. К счастью, на этот раз все прошло гладко. Экзаменатор был приветлив, знал английский язык и не просил совершать дополнительные маневры. Помню, что в начале я проехал по автобану, затем выполнил параллельную парковку, и оставшееся время мы ездили по узким улочкам с ограничением 30 км/ч. После завершения мне выдали подтверждение о сдаче экзамена.
Дам три рекомендации по подготовке к практическому экзамену в Германии:
- Потратьте больше времени на практику с инструктором. Стоимость дополнительного занятия ниже, чем новой попытки.
- Проведите с инструктором демоэкзамен. Попросите его играть роль экзаменатора, то есть не давать никаких подсказок и общаться с вами только на немецком. Выполните все маневры, и пусть только в конце он скажет, были ли у вас ошибки. Для меня такой подход оказался очень полезен.
- Изучите опыт других людей. Мне помогли статьи с подробным описанием и видеозаписи уроков вождения с комментариями от инструктора.
Я потратил на пересдачу экзаменов и переоформление водительских прав в Германии 2360 € (256 080 ₽)
Машина инструктора для трех попыток сдачи практики | 750 € (81 381 ₽) |
Обучение в автошколе без учета платы за сдачу экзамена на автомобиле инструктора | 580 € (62 935 ₽) |
Восемь уроков вождения с инструктором | 440 € (47 744 ₽) |
Три пошлины за сдачу экзамена | 390 € (42 318 ₽) |
Перевод российских прав на немецкий язык | 80 € (8681 ₽) |
Курс первой помощи и тест на проверку зрения | 50 € (5425 ₽) |
Госпошлина за прием заявления на пересдачу прав | 44 € (4774 ₽) |
Сдача теоретического экзамена | 23 € (2496 ₽) |
Фотография 4,5 × 3,5 мм | 3 € (326 ₽) |
Я потратил на пересдачу экзаменов и переоформление водительских прав в Германии 2360 € (256 080 ₽)
Машина инструктора для трех попыток сдачи практики | 750 € (81 381 ₽) |
Обучение в автошколе без учета платы за сдачу экзамена на автомобиле инструктора | 580 € (62 935 ₽) |
Восемь уроков вождения с инструктором | 440 € (47 744 ₽) |
Три пошлины за сдачу экзамена | 390 € (42 318 ₽) |
Перевод российских прав на немецкий язык | 80 € (8681 ₽) |
Курс первой помощи и тест на проверку зрения | 50 € (5425 ₽) |
Госпошлина за прием заявления на пересдачу прав | 44 € (4774 ₽) |
Сдача теоретического экзамена | 23 € (2496 ₽) |
Фотография 4,5 × 3,5 мм | 3 € (326 ₽) |
Получение водительского удостоверения
После успешной сдачи я записался в отделение полиции для получения водительского удостоверения и отправился туда в тот же день. Ожидал, что пластиковые права будут готовы сразу, поскольку один раз видел, как молодому человеку их выдали прямо после экзамена. Но когда пришел на встречу, мне сообщили, что на подготовку удостоверения понадобится две недели. Я так и не понял, от чего зависит срок. На период их изготовления мне выдали временное водительское удостоверение размером А5.
Через две недели по почте пришло письмо, где меня пригласили получить пластиковую карточку. Права в Германии выдают на 15 лет, а потом продлевают на такой же срок.
Итоги
Трудно передать словами, как мне больно осознавать, сколько денег я потратил на пересдачу экзамена и переоформление водительских прав. Сумму 2360 € (236 000 ₽) считаю необоснованно большой. Особенно учитывая то, что я не учился водить машину с нуля. Для новичков итоговая сумма легко достигает 3000—3500 € (300 000—350 000 ₽).
В Германии эту проблему тоже осознают и активно обсуждают в СМИ. Удорожание стоимости бензина, обслуживание автомобилей и инфляция вынуждают автошколы поднимать цены, но пока правительство в это не вмешивается. Я согласен, что владение автомобилем — привилегия, а не право, и за это нужно платить. Но плата не должна равняться среднемесячной зарплате после вычета налогов, которая в Германии составляет 2430 € (243 000 ₽).
Кроме необоснованно высоких цен на переоформление прав меня возмущает отсутствие альтернативы. Для экзамена обязательно нужно заплатить за право пользоваться машиной инструктора, у которой есть два набора педалей, потому что автомобиль не выдадут. Хотя я потратил на права не последние деньги, очевидно, что мог бы распорядиться ими по-другому.
Переоформлению прав в Германии есть альтернатива — сделать то же самое в другой стране ЕС. Например, уехать на месяц в Польшу и пересдать на права там. Русскоязычного населения в Польше много, поэтому не сомневаюсь в наличии русскоговорящих инструкторов. А водительское удостоверение, которое получили внутри ЕС, меняют на немецкое без пересдачи теории и практики.
Я надеюсь, что немецкая молодежь будет уезжать в другие страны ЕС, чтобы получать водительские права там и обменивать их потом на немецкие. Возможно, тогда правительство Германии обратит внимание на высокие цены и примет меры. Знаю, что вместо автомобиля можно пользоваться общественным транспортом, но, к сожалению, в Германии он переживает не лучшие времена. Новости про задержку или отмену поездов уже кажутся нормой. При отсутствии альтернативы в виде пунктуального и доступного общественного транспорта покупка автомобиля становится не прихотью, а необходимостью.
В этой истории с правами меня радуют только три вещи: я приобрел опыт общения с немецкой бюрократией, выучил немецкие правила дорожного движения и освоил новую лексику. Об этом я точно не жалею.
Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration