Дети
89K

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку

И сэкономить на репетиторах
8
Аватар автора

Ирина Маркина

готовит школьников к экзаменам по русскому языку

Я репетитор по русскому языку.

Самый популярный запрос, с которым ко мне приходят, — это подготовка к школьным экзаменам. Причем не только к ЕГЭ, но и к ОГЭ — государственному экзамену для девятиклассников.

Я уверена, что школьник даже со средним уровнем может подготовиться к ОГЭ по русскому языку самостоятельно и сдать его на положительную отметку. Расскажу, что для этого нужно сделать и кому подойдут мои рекомендации.

Что такое ОГЭ и зачем он нужен

ОГЭ — это обязательный государственный экзамен за курс основного общего образования по четырем дисциплинам. Его формат близок к ЕГЭ, только сдают его в девятом классе. Два предмета — русский язык и математику — школьник сдает обязательно, чтобы получить аттестат, а остальные выбирает по желанию из дополнительных дисциплин. Если не сдать ОГЭ хотя бы на тройку, аттестат не дадут.

Я расскажу про ОГЭ по русскому языку. Проходит он так: школьники в течение трех часов 55 минут в чужой школе пишут изложение и сочинение, а еще проходят тест. За списыванием строго следят, поэтому достать телефон не получится. Пользоваться разрешают только орфографическим словарем.

Перед ОГЭ нужно пройти устное собеседование по русскому. Его сдают в своей школе, во втором полугодии. Чтобы школьника допустили до экзамена, на собеседовании нужно получить зачет.

Результаты ОГЭ важны для всех девятиклассников, но в большей степени — для тех, кто собирается поступать в колледж или хочет сменить школу. При поступлении в среднее специальное учебное заведение, ссуз, учитывается средний балл аттестата. Результаты ОГЭ влияют на него напрямую.

Например, проходной балл на бюджет в колледж при Московском городском педагогическом университете на программу «Коррекционная педагогика в начальном образовании» в 2024 году — 5. Нужно не только иметь высокие оценки по всем предметам, но и получить за ОГЭ по русскому пятерку, то есть 34—39 баллов. А если школьник хочет поступить в десятый класс в более престижную школу, он будет проходить внутренний конкурс. Баллы ОГЭ там тоже играют большую роль.

Еще ОГЭ важен тем, кто привык учиться на отлично и не хочет получить четверку или тройку. В этом случае лучше не рисковать и найти репетитора. Но и это не гарантирует успех. Я знаю случай, когда школьник все знал, но от волнения на экзамене забыл перенести часть ответов с черновика в специальный бланк. Как и на ЕГЭ, черновики на ОГЭ не проверяют.

Если после девятого класса школьник остается в своей школе, лучше приберечь деньги для подготовки к ЕГЭ и попробовать подготовиться своими силами — хотя бы к ОГЭ по русскому языку. Мой опыт показывает, что девятиклассникам с твердой тройкой и выше для подготовки к ОГЭ по русскому не нужен репетитор, особенно если родители готовы хотя бы немного контролировать процесс и вникать в детали.

Еще рекомендую использовать подготовку к ОГЭ как повод научить подростка работать и отвечать за результат самостоятельно. Даже провал не будет иметь фатальных последствий. До начала нового учебного года экзамен можно пересдать дважды. Правда, после пересдачи школьника могут не взять в десятый класс в сильную школу. Такие вещи обычно оговаривают в школьном уставе.

Где найти официальные документы

Все документы по экзамену выкладывают на сайте ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. ФИПИ занимается всем, что связано с государственными экзаменами в школе.

В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.

Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.

Кодификатор. В этом документе дан полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.

На ОГЭ нет вопросов по фонетике, например сколько слогов в слове «чаю» или какой звук обозначает буква «д» в слове «нередко», а по орфографии — только два задания. Чтобы на них ответить, нужно знать основные правила: правописание приставок, двойные согласные в суффиксах и так далее.

Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.

Я рекомендую ознакомиться с информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и представить общую картину. На других онлайн-ресурсах та же информация изложена в упрощенном виде.

Таблица из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, нужные школьнику для сдачи экзамена
Таблица из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, нужные школьнику для сдачи экзамена

Из чего состоит ОГЭ

В демоверсии экзамена три блока: изложение, тестовая часть и сочинение.

Изложение. Это первое задание в ОГЭ. Школьники знают, что такое изложение, поскольку регулярно пишут его со второго класса. Но на уроках они сталкиваются, как правило, с более простым вариантом с элементами повествования. Несложно запомнить и пересказать своими словами рассказ об Олимпийских играх или о том, как выхухоль спасает своих детенышей от паводка. На ОГЭ изложение пишут по тексту-рассуждению, в нем нет сюжета и героев, мало конкретных фактов, поэтому с ним работать сложнее.

Вот на что я рекомендую обратить внимание.

На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в три-четыре минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.

Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставлять главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и, если понадобится, вычеркнуть лишние или добавить недостающие.

В изложении должно быть три абзаца — как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.

Пример текста для изложения на ОГЭ. Источник: fipi.ru
Пример текста для изложения на ОГЭ. Источник: fipi.ru

Тестовая часть. Состоит из заданий с коротким ответом и анализа текста. Обычно дают отрывок из произведения советского или современного автора: Анатолия Алексина, Людмилы Улицкой, Григория Бакланова. Затем следуют два тестовых задания по этому тексту, номера со второго по третий по сквозной нумерации. С ними работает стандартная схема подготовки: повторяем тему, выполняем тесты.

С четвертого по девятое идут задания, проверяющие общую грамотность школьника. Например, в задании № 5 просят расставить знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Задания с 10 по 12 относятся к тексту. Его нужно внимательно прочитать, а потом ответить на вопросы: например, какие высказывания соответствуют содержанию, в каких предложениях есть метафора.

Сочинение. Это задание номер 13. Оно дается в трех вариантах: 13.1, 13.2 и 13.3. Выбрать нужно один. Все варианты подразумевают использование художественного текста из второй части работы. Например, в демоверсии 2024 года это отрывок из книги Владислава Крапивина «Журавленок и молнии».

13.1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и так далее. Вот пример задания с сокращенными формулировками:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант слишком трудный. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.

13.2 — сочинение по содержанию данного текста:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.

13.3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?». Дайте определение выражению «настоящий друг» и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вместо дружбы может быть другое понятие: нравственный выбор, смелость, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.

Что нужно сделать:

  1. Дать определение понятию своими словами.
  2. Прокомментировать в одном-двух предложениях, пояснить, какое место это явление занимает в нашей жизни и как к нему следует относиться.
  3. Привести пример из прочитанного текста.
  4. Привести пример из личного опыта. Личный опыт включает прочитанные книги. Примеры можно подобрать заранее.
  5. Не забыть о композиции: введение — основная часть — заключение.

Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150.

Если этот вопрос показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Поэтому я советую заранее определиться с вариантом и отрабатывать именно его. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.

Сколько баллов надо набрать

Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 33 балла.

Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 23—28, а пятерку — от 29 баллов.

Количество баллов за отдельные части работы

Изложение6
Общий балл за грамотность9
Задания с кратким ответом11
Сочинение7
Итого33

Количество баллов за отдельные части работы

Изложение6
Общий балл за грамотность9
Задания с кратким ответом11
Сочинение7
Итого33

Где найти варианты настоящей экзаменационной работы

Задания будущих экзаменационных работ действительно выкладывают в интернет. Я говорю не о «сливах» — утечках информации накануне экзамена, а о банке заданий на сайте ФИПИ. Там есть аудиозаписи для написания изложения, тексты, тесты, варианты сочинений. Из них и составляют КИМы — контрольно-измерительные материалы, то есть те самые работы, которые получают на экзамене школьники.

Но вариантов в банке много: неизвестно, какие из них попадут в контрольно-измерительные материалы в этом году. Поэтому чем больше заданий проработаете при подготовке, тем лучше. Я считаю, что за год вполне реально выполнить все. Только учтите, что в банке в течение года появляются новые задания.

С технической точки зрения пользоваться банком неудобно. Во-первых, хотя формат заданий менялся уже несколько раз, неактуальные задания никто не убирает. Во-вторых, все задания выложены в странном порядке, поэтому часто дублируют друг друга. В-третьих, нет ответов и нельзя сделать тест прямо на сайте.

Перечисленных недостатков лишены частные ресурсы, посвященные подготовке к экзаменам. Если вы хотите выполнять и проверять задания прямо на сайте и вовремя узнавать о нововведениях, пользоваться лучше ими.

Как организовать процесс подготовки

Подготовка к ОГЭ по русскому языку должна быть системной и регулярной. Откройте демоверсию или любой вариант на «Решу ОГЭ», напишите изложение и сочинение, выполните тест, а потом оцените результат и составьте план работы на каждый месяц. Я составила примерный план учебного процесса на первые два месяца.

В сентябре:

  1. Повторяете теорию по тестовым заданиям № 2 и 3.
  2. Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  3. Пишете первые четыре изложения.
  4. Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «нравственный выбор» и «дружба».

В октябре:

  1. Повторяете теорию по тестовым заданиям № 4 и 5.
  2. Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  3. Пишете следующие четыре изложения.
  4. Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «жизненные ценности» и «взаимовыручка».

В таком темпе весь тест вы сможете разобрать за полгода. После этого останется время, чтобы потренироваться на целых вариантах и при необходимости вернуться к теории. Над изложением и сочинением работать предстоит весь учебный год.

Важно следить за своими результатами. В этом могут помочь «пробники» в школе — своего рода репетиции настоящего экзамена, которые проводят в течение всего года. Иногда можно устраивать диагностику самостоятельно: делать полную работу, стараясь ничем не пользоваться и не выходить за три часа 55 минут — официальное время экзамена. Если забудете, как оценивать изложение или сочинение, критерии есть в демоверсии.

Во сколько обойдутся курсы и репетиторы

В этой сфере нет четких границ стоимости. В целом курсы стоят дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором, если это не студент без опыта работы.

Для общего понимания приведу порядок цен двух крупных сетей образовательных центров в Москве по состоянию на июнь 2024 года.

Цены на подготовку к ОГЭ на курсах в Москве

КурсыРазмер группыВ месяц
«Годограф»до 10 человекот 8200 ₽
«iQ Центр»до 5 человекот 5200 ₽

Цены на подготовку к ОГЭ на курсах в Москве

«Годограф»
Размер группыдо 10 человек
Цена за месяцот 8200 ₽
«iQ Центр»
Размер группыдо 5 человек
Цена за месяцот 5200 ₽

Стоимость подготовки с репетитором подсчитать сложнее. Полноценный курс подразумевает не меньше одного полуторачасового занятия в неделю, или около 40 занятий за учебный год. А вот цена занятия может быть разной.

За более точными данными можно зайти на какой-нибудь сайт-агрегатор репетиторских услуг, например «Профи-ру». Чтобы найти специалиста, пользователю предлагают ответить на несколько уточняющих вопросов. Выбираю подготовку к ОГЭ, девятый класс, занятия у ученика или у репетитора, метро «Бауманская». Следующий вопрос — о стоимости.

Если умножить ставку на количество часов, получится, что помощь репетитора с опытом работы будет стоить от 60 000 ₽ рублей в год. Верхнюю границу указать сложно: по моим наблюдениям, ставка в 3000—4000 ₽ за час не редкость, а кто-то берет и больше.

Цены на услуги преподавателей, готовящих к ОГЭ по русскому, разные, но в среднем — 2500 ₽ за 60 минут. Источник: profi.ru
Цены на услуги преподавателей, готовящих к ОГЭ по русскому, разные, но в среднем — 2500 ₽ за 60 минут. Источник: profi.ru

Какие еще есть варианты

Если хочется подстраховаться, но вы не готовы заплатить за полный курс, есть компромиссные варианты: разовые консультации и короткие курсы-интенсивы.

Разовые консультации. С помощью репетитора проще разобраться на старте. Он проведет диагностику, то есть попросит выполнить работу по образцу экзаменационной, прокомментирует результаты и даст советы по подготовке. Примерно такие же, какие даю здесь я, но с учетом слабых мест. Для этого достаточно пары встреч. В процессе можно обратиться к специалисту повторно, если какая-то тема покажется слишком сложной.

Интенсивы. Проводятся во время зимних или весенних каникул. Это те же групповые занятия, но не на час-полтора, как обычно, а по пять и более часов в день несколько дней подряд. Их организуют и образовательные учреждения, и некоторые опытные репетиторы, работающие с группами.

Как подготовиться самостоятельно

  1. Изучите кодификатор и спецификацию на сайте ФИПИ, чтобы составить для себя полную картину экзамена и заданий из первоисточника.
  2. Выполните демоверсию максимум за три часа 55 минут, без учебников и гаджетов, и оцените результаты.
  3. Составьте подробный план работы над каждой частью — изложением, тестом и сочинением — в отдельности.
  4. Время от времени проверяйте знания, ориентируясь на критерии оценок в демоверсии и результаты пробных работ.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Ирина МаркинаА сколько вы потратили, чтобы подготовить ребенка к экзаменам?
  • Grigory KharinК блоку "Какие еще есть ресурсы" добавьте neznaika.info/oge/ тут тоже много вариантов, с ответами и решениями. Можно скачать в PDF и использовать на уроках.0
  • VictorКогда заканчивал школу, обязательным было только ЕГЭ по русскому. Нас готовили в рамках факультативов, бесплатно. Сдал на 84 балла из 100, если ничего не путаю за давностью лет2
  • Ирина УльяноваЯ учитель с большим опытом и скажу просто: чтобы подготовиться к ОГЭ, нужно взять в школьной библиотеке бесплатно учебники русского языка и почитать их. А потом решить несколько пробных вариантов, чтобы освоить формат экзамена. Точка.5
  • Дмитрий СолдаткинНа своем примере могу рассказать, что мы с женой постоянно на работе и заниматься с ребенком время катастрофически не хватало. Встал вопрос о репетиторе, но ребенок в штыки принял эту новость, т.к. не хотел и боялся заниматься с посторонним человеком в наше отсутствие. Знакомые порекомендовали онлайн репетитора. Заказали обучение в режиме онлайн с персональным репетитором. Ребенку понравилось дистанционное обучение. Исправил все оценки. Поверил в себя и свои силы. Радости не было предела.1
  • Анна ПоздняковаЯ написала в огэ по русскому, в тестовой части еденицу с хвостиком, будет ли это ошибкой?0
  • Лидия МирошниченкоАнна, едЕница страшнее))1
  • Лидия МирошниченкоНикита, нечем хвалиться) Кто грамотно пишет и рассуждает, тот на 86 сдаёт!)0