Техникум
26K

«Жизнь открывается с новой главы»: истории тех, кто ушел в колледж после 9 класса

Опыт юных читателей
27
«Жизнь открывается с новой главы»: истории тех, кто ушел в колледж после 9 класса
Аватар автора

Мария Беликова

пообщалась со студентами колледжей

Страница автора

В России растет популярность среднего профессионального образования.

Читатели Т⁠—⁠Ж, которые после девятого класса ушли в техникум и колледж, рассказали, почему решили не продолжать учебу в школе, как выбирали специальность и нравится ли им студенческая жизнь.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

«Мы уже получим профессию, а наши сверстники будут только на втором курсе университета»

Аватар автора

Дарья Костина

учится на программиста

Страница автора

Выбор специальности. В 2023 году я окончила девять классов школы № 2109 в Москве и поступила в Московский приборостроительный техникум при РЭУ им. Плеханова, МПТ.

Я училась в юнармейском отряде, но все профильные мероприятия вроде военных сборов отошли на второй план, когда мы начали усердно готовиться к ОГЭ. Примерно в то же время же я впервые задумалась о будущей профессии. Учителя, родственники, друзья спрашивали: «Кем ты хочешь стать? Что планируешь делать?»

Ответа у меня не было, только сильное чувство неопределенности и страх неизвестности. Мысли уйти в колледж накатывали и до этого, поэтому я понемногу начала смотреть, куда и на кого поступить.

Изначально я думала о земельно-имущественных отношениях: полагала, что работа в этой сфере принесет хороший доход. Со временем осознала, что не очень вижу себя в продаже и оценке земли. Тогда я прислушалась к родственникам. Они говорили, что самая перспективная и высокооплачиваемая сфера — программирование. Поначалу я скептически относилась к их восторженным речам: чересчур популярно, сейчас все только и твердят о кодинге. Но позже осознала, что многие отрасли стали цифровыми, даже обычные школы после пандемии частично перешли на удаленку.

Был еще один эпизод, который помог определиться. В школе ребята активно участвовали в КВН. До девятого класса я тоже выступала, а потом ушла в закулисье и стала звукорежиссером школьной команды: скачивала музыку, делала нарезки в специальной программе, подключалась к аппаратуре, ставила треки. Работа за компьютером меня увлекла.

Рассказываю шутки со сцены. Я в черной футболке
Рассказываю шутки со сцены. Я в черной футболке
Мы с одноклассниками несколько раз ездили на выступления других команд в молодежный центр «Планета КВН»
Мы с одноклассниками несколько раз ездили на выступления других команд в молодежный центр «Планета КВН»

Помню, однажды наш руководитель КВН рассказал, что тоже был звукачом, когда учился в университете. Лет двадцать назад то, что я делала за десять минут, у него занимало весь день. Тогда я на себе почувствовала прогресс: сколько всего поменялось в использовании компьютеров, даже в КВН.

Спустя пару недель размышлений я все-таки решила поступить на специальность, связанную с ИТ, в том числе чтобы проверить свои способности. Мне хотелось понять, смогу ли я, далеко не гений математики, с нуля обучиться профессии программиста.

Если честно, я боялась сдавать ЕГЭ и не хотела обременять родителей затратами на репетиторов. Тем более сейчас поступить на бюджет в хороший университет трудно, а в колледже я могла бы учиться бесплатно.

Я сказала об этом маме и папе и получила одобрение. Родители всегда поддерживали мои решения. К тому же они хорошо отзывались о профессии программиста и видели в ней перспективы.

Учителям по большей части было все равно, что ребята не остаются в школе до одиннадцатого класса. Но я всегда отлично училась, поэтому педагоги спрашивали, зачем мне колледж. Учительница по русскому как-то сказала: «Если хочешь уходить после девятого, уходи, но в жизни просто необходимо высшее образование!»

Пока не знаю, важно ли высшее во взрослой жизни. Но после колледжа точно поступлю в университет.

Поступление. Я ничего не знала о подходящих учебных заведениях, поэтому просто забила в поиск «лучшие колледжи Москвы» и подробно изучила каждый сайт.

Из обширного списка выделила двух фаворитов: технологический колледж № 34 и Московский приборостроительный техникум при РЭУ им. Плеханова. Первый выбрала из-за расположения, мне туда ехать 40—50 минут. А МПТ понравился по двум причинам. Во-первых, это колледж при вузе — у меня после четвертого курса будет небольшое преимущество при поступлении. Во-вторых, мне показалось, что в нем будет труднее учиться и я смогу испытать себя.

Еще я рассматривала колледж РАНХиГС, но там у абитуриентов на бюджет был самый высокий балл аттестата из возможных — 5,0  . Мой балл был ниже — 4,81, поскольку я получила четверки по английскому, химии и математике. Так что пришлось отказаться от этого варианта.

Когда прошли ОГЭ и открылась подача документов, меня настигла паника. Появились сомнения, непонимание, чего мне хочется на самом деле. Ходить в школу и выбирать колледжи — это одно. Но с началом поступления появились мысли вроде «а что, если не справлюсь с учебой», «а вдруг не пройду на бюджет».

Из-за страха я затянула с подачей бумаг: отправила их только в конце июля, когда друзья и знакомые уже все сделали. Выбрала учебные заведения, которые понравились мне изначально. Специальность в обоих — информационные системы и программирование.

В 2023 году в МПТ выделили 330 бюджетных мест, это много. На сайте приемной комиссии можно было просматривать конкурсные списки. Я начала переживать, когда увидела, что сотню мест заняли ребята с баллом аттестата 5,0. Минимальный проходной балл на бюджет в 2022 году составлял 4,45 — мой был выше, но я все равно нервничала из-за высокой конкуренции.

Списки зачисленных опубликовали 25 августа. Я прошла и в МПТ, и в колледж № 34. Из последнего мне постоянно звонили: спрашивали, когда привезу к ним оригинал аттестата, интересовались моими увлечениями, достижениями. В общем, заманивали. Но все-таки не убедили, и я выбрала МПТ. Мне показалось, что колледж при университете — это более солидно, да и потом будет проще поступить в РЭУ им. Плеханова.

Учеба. Началась 31 августа с линейки и экскурсии по зданию — наш корпус находится у станции метро «Славянский бульвар», на западе Москвы. Расположение — единственное, что мне неудобно. Я живу на юге, и дорога занимает в обе стороны три часа. Но я в это время повторяю конспекты, читаю книги, учу физику или просто слушаю музыку, когда хочется отдохнуть.

Мой студенческий билет
Мой студенческий билет

Я удивилась, когда впервые увидела одногруппников: всего семь девочек и несколько десятков мальчиков. Все ребята очень умные. У меня было впечатление, что они учились в профильных школах. Кто-то знает три языка программирования и уже умеет кодить, кто-то владеет пятью иностранными языками.

По первым впечатлениям техникум сильно отличается от школы. Например, преподаватели не бегают за студентами. Это школьным учителям нужно, чтобы их класс без проблем выпустился. Многое, в частности зарплаты преподавателей, зависит от рейтинга школ.

СПО — другая ступенька, здесь в любой момент могут отчислить за прогулы и неуспеваемость. Появляется больше ответственности и осознание, что твои проблемы — только твои и справляться с ними нужно самостоятельно. Мне очень нравится такой подход. Это одна из причин, по которым я ушла из школы после девятого класса.

Раньше в этом здании располагался университет МЭСИ. Когда он обанкротился, РЭУ выкупил помещение специально под колледж. Теперь студенты учатся в огромном корпусе с миллионом проходов. Источник: mpt.ru
Раньше в этом здании располагался университет МЭСИ. Когда он обанкротился, РЭУ выкупил помещение специально под колледж. Теперь студенты учатся в огромном корпусе с миллионом проходов. Источник: mpt.ru

Мы учимся пять дней в неделю — со вторника по субботу. Из-за того, что студентов много и здание перегружено, каждой группе сделали разные выходные. Это нужно, чтобы оставались свободные аудитории и преподаватели. Профильных дисциплин пока нет, мы изучаем те же предметы, что и ребята в старших классах: русский, математику, литературу и, конечно, информатику. Со следующего года начнутся специализированные курсы, но о них я пока ничего не знаю.

На первых парах по информатике нам раздали задания, которые я совершенно не поняла, даже слов оттуда не слышала. Преподаватель сказал, что все это мы должны были проходить в школе. Но нам в то время объясняли, как работает «Эксель». Так что сейчас приходится быть вдвойне усерднее.

Недавно меня поразили еще одной новостью. Я поступила на специальность «информационные системы и программирование» и выдохнула: думала, что мне пока не придется принимать важных решений. Оказалось, до 1 ноября в колледже нужно дополнительно выбрать направление: веб-дизайнер, разработчик баз данных, тестировщик, специалист по информационным системам или просто программист. То есть я вроде бы определилась с профессией, пришла на первый курс, а мне говорят: «Нет, нужно определиться еще раз».

На самом деле все специализации различаются только количеством учебных часов. К примеру, программист будет изучать дизайн, как и веб-дизайнер, просто раз в две недели, а не каждый день. Я пока выбираю между программированием, базами данных и информационными системами. Окончательно еще не решила.

Пример расписания первокурсников

Планы. Среди нынешней молодежи колледжи очень популярны: так, из моего класса, где было 28 человек, в десятый перешли от силы шестеро. Это ребята, которые пока не знают, кем хотят быть, или примерно определились, но решили продлить школьные годы. Другие руководствовались той же логикой, что и я: мы уже получим профессию, а наши сверстники будут только на втором курсе университета.

Вместе с тем о карьерном развитии я не задумывалась, потому что еще не привыкла к студенческому ритму жизни. Со следующего года пойду курсы по Python, которые запустила Плехановка специально для студентов колледжа. Потом мне бы хотелось найти работу, чтобы стать финансово независимой. Тогда я смогу сама платить за учебу уже в университете, если не пройду на бюджет. А еще через несколько лет, возможно, буду работать на фрилансе, лежать на песчаном пляже и попивать коктейль.

Мне кажется, колледж — не равно ПТУ в плохом смысле слова. Там точно так же выпускают специалистов для рынка труда. Студенты учатся, как и школьники в десятом и одиннадцатом классах. Единственная сложность, по-моему, связана не с уровнем образования или престижностью, а с выбором. Для 15-летнего подростка стрессово определяться с профессией, по которой, возможно, придется работать всю жизнь.

ИСТОРИЯ № 2

«Колледж раскрывает тех, кого школа загоняла в рамки»

Аватар автора

Сергей Дёгтев

учится на коррекционного педагога

Страница автора

Выбор специальности. В первый класс я пошел в обычное среднее общеобразовательное учреждение в родном Троицке. Но со временем, когда мой город включили в состав Москвы, школа объединилась с лицеем и стала с математическим уклоном. Я был этому не очень рад, так как точные науки давались мне с трудом. Меня больше интересовали языки — русский и английский.

О будущей профессии я, честно говоря, практически не задумывался. Но меня всегда вдохновляли мои учителя, и хотелось подробнее узнать об их профессии, но подходить и расспрашивать было неловко.

Вид на школу ранним зимним утром
Вид на школу ранним зимним утром

В девятом классе у меня испортились отношения со сверстниками и, как следствие, оценки. К счастью, в дело вмешались взрослые: зная о моих интересах, классная руководительница предложила забрать документы и поступить в колледж. Родители поддержали эту идею.

Выбор пал на Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского, или колледж «Черемушки», он входит в состав Московского городского педагогического университета. При желании я мог бы продолжить там обучение, но уже в рамках высшего образования. К тому же до колледжа проще добираться из Троицка.

Направлений для поступления на бюджет было всего два: специальное дошкольное образование и коррекционная педагогика в начальном образовании. В первом случае готовят воспитателей для детей с особенностями развития, во втором — учителей начальных классов для школьников с ограниченными возможностями. Я остановился на последнем варианте.

Поступление. Ни годовые оценки в аттестате, ни значок ГТО  не давали мне никакой гарантии. А результаты ОГЭ и устного собеседования и вовсе не учитывались. Абитуриенты «Черемушек» сдают специальный вступительный экзамен — что-то вроде допуска к поступлению. Если у человека 5,0 за аттестат, но он не справился с этим испытанием, в колледж он не поступит.

Экзамен назывался «основы общекультурной грамотности» и оказался не таким сложным, как я ожидал. Он состоял из двух частей: теста из десяти вопросов и мини-эссе.

В первом случае проверяли базовые знания по истории, обществознанию, литературе. Например, нужно было соотнести даты с самыми известными событиями: Ледовым побоищем, Куликовской битвой.

Пример вопросов по обществознанию и литературе
Пример вопросов по обществознанию и литературе

Эссе предлагали написать в свободном формате на одну из предложенных тем: «Я — педагог: взгляд из будущего», «Педагогика — наука или искусство?», «Какой я вижу школу в 2035 году?», «Дети с особыми образовательными потребностями — какие они?». Проверяющие оценивали умение абитуриента грамотно писать, оригинально выражать свои мысли. В итоге я получил зачет за экзамен и, следовательно, доступ к подаче документов.

На ОГЭ я, как и все, сдавал русский и математику. Дополнительно выбрал английский и литературу. Готовился самостоятельно, но иногда оставался после уроков со своей классной руководительницей — учительницей по литературе. Именно благодаря ей я полюбил этот предмет, хорошо сдал экзамен и поступил. По всем дисциплинам, кроме математики, получил пятерки. Впрочем, оценки мне не помогли.

Поскольку учился я не идеально, общий балл моего аттестата был ровно 4. К сожалению, мне не удалось пройти на бюджет. Конкуренция в «Черемушках» оказалась жесткой: на платную основу поступали даже ребята с идеальными баллами — 4,9 и 5,0.

Пришлось подавать документы на коммерцию. В 2023 году обучение на моей специальности «учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» стоит 165 000 ₽ за два семестра.

Здание педагогического колледжа «Черемушки»
Здание педагогического колледжа «Черемушки»

Учеба. Первая неделя была ознакомительной. Мы общались с преподавателями и выполняли задания на сплочение. Коллектив здесь в корне отличается от моего школьного — пока у меня не возникло ни конфликтов, ни разногласий. Даже наоборот! Все друг друга поддерживают, и я быстро нашел друзей и постоянную компанию.

Со временем расписание стало более загруженным. В него вошли несколько школьных предметов, которые я раньше недолюбливал: химия, математика, ОБЖ. Из новых дисциплин пока добавились общая психология и педагогика.

Расписание похоже на школьное, но пар стало больше
Расписание похоже на школьное, но пар стало больше

Мне кажется, что жизнь в колледже чем-то напоминает летний лагерь. Наверное, атмосферой дружелюбия и принятия. Здесь больше свободы: например, можно покидать стены здания и возвращаться к концу перерыва. Единственное, что доставляет мне неудобство, — это муторная дорога до университета.

Планы. С того момента, как я поступил на СПО, ни разу не пожалел об уходе из школы. А вот если бы остался в десятом классе, думаю, было бы плохо. Лишний год жизни без друзей, в постоянном стрессе едва ли привел бы меня к тому, где я нахожусь сейчас. Мне кажется, колледж раскрывает всех, кого школа загоняла в рамки.

Не знаю, что меня ждет и буду ли я работать по своей специальности. Но я однозначно готов преодолевать трудности и уверен, что для меня жизнь открывается с новой главы, которая пишется яркими красками.

Мария БеликоваУчились в колледже или техникуме? Поделитесь опытом:
  • Юля ОвчинниковаПро рамки прям задело за то самое. В школе мне пророчили, что я даже колледж не закончу с моими тройками по точным наукам, а на уроках старалась не высовываться лишний раз, а на оценочных сочинениях спрашивала у соседки, какое у нас должно быть мнение о том или ином герое. В колледже влюбилась в логику, на экономике пыталась спорить с преподом по теме пары, выпустилась с красной корочкой. Одна четвёрка конечно была, математика на первом курсе подвела12
  • Иван ЕгоровКакая разница сколько классов ты закончил, 9 или 11, если подросток знает чем он хочет заниматься и готов много трудиться, то он точно сможет многого добиться15
  • Ник Завадски> В России растет популярность среднего профессионального образования. Но это не потому, что все вдруг прозрели и захотели в ПТУ вместо института, а потому, что правительство сознательно и настойчиво затрудняет поступление на бюджет. Социальная реклама про поступление в колледжи тоже как бы намекает.15
  • PutYourHandsUpЯ поступила в 2013 году в колледж на профиль «Информационные системы». Школу не тянула, преподы так и сказали маме, что лучше мне уйти, да и в классе не совсем была дружественная атмосфера - буллинг вечный из за веса, какая уж тут сосредоточенность у школьницы к урокам. Поэтому было принято решение - уходить в колледж. Я тогда не осознавала еще, что хочу, кем хочу быть, но мама хорошо справилась за меня - выбрала профиль и сказала, что это точно про меня 😄. Не прогадала…училась я там отлично, очень нравилось жить отдельно от родителей, учеба была только в радость, все пары были мне интересны и нужны. Работала во время практики по профилю, делала курсовые и дипломные работы на заказ (писала сайтики, пилила там расчеты), защитила свой диплом на 5. Потом решила поступать заочно уже на высшее, но это чисто пунктик родителей был - тут я уже получила образование по инфобезу. Поступала туда после колледжа сразу, приезжали из вуза люди и дали вступительные, все сдала и поступила. Колледж мне дал огромную базу, до сих пор какие то знания вспоминаю оттуда, работаю по профилю. Очень нравится, ни о чем не жалею и только Рада, что все так удачно сложилось.19
  • Юлия БороваВ России очень много ВУЗов выпускающих откровенно фиговых димпломников ни о чем. Ценность высшего образования такого уровня никакая. Чего себя мучать и тащиться в ВУЗ? Можно пойти в колледж и раньше определиться что нужно в жизни8
  • Ник ЗавадскиРаз уж пошла такая пьянка, скажите серьезно, ПТУ в последнее время реально похорошели? Я прям без иронии спрашиваю. Раньше это был адский ад из сраного говна, а сейчас как? И реально ли там учат? Выпустят тебя мастером-сантехником, если учиться будешь или нет?1
  • purpleЯ после 9 класса ушла в колледж (2006 год был), хотя меня пытались задержать как "будущую медалистку", и ничуть не жалею. В колледже появляется чувство ответственности за свое образование, так как там ты либо учишься, либо вылетаешь. + формат занятий в плане подачи материала в колледже приближен к школьному, а не к вузовскому, поэтому информация прочнее оседает в голове. За 4 года учебы на переводчика я выучила английский на С1, сдала пару международных экзаменов (с подачи преподавателей сдавали все желающие), была на практике заграницей. После выпуска быстро нашла работу и поступила в вуз на очное отделение. И вот насчёт вуза - по ощущениям там я просто присутствовала, особо новых знаний не получила, потусила немного да и всё, ну и диплом в конце. Ах да, я отучилась на бакалавра, а маман до сих пор спрашивает, когда же я магистратуру закончу😅 никогда, магистратура в России - бесполезная трата времени с убогими программами обучения.8
  • Мария БеликоваНик, я не училась ни в колледже, ни в техникуме. Но, насколько знаю из рассказов знакомых и героев статьи, образовательная программа первого курса состоит из того же материала, что проходят в 10-11 классах. Потом некоторые школьные предметы сохраняются, и к ним добавляются профильные дисциплины (для преподавателей — педагогика, для юристов — право и тд). СПО, на мой взгляд, действительно изменилось в лучшую сторону. Хотя все-таки важно понимать, о каких «ПТУ» мы говорим. Если это колледжи при вузах (а таких сейчас достаточно: при Финансовом университете, РАНХиГСе, МГИМО, Плешке...), то там возможно получить хорошие знания и стать классным специалистом. Какие-нибудь техникумы без аккредитации, со слабым спросом среди абитуриентов и низкой позицией в рейтингах, естественно, близки к вашему описанию того, что было «раньше». Да и контингент в этих учебных заведениях разный — достаточно посмотреть на средний балл аттестата в списках поступающих. Я понимаю, почему существует точка зрения о том, что университеты престижнее колледжей, но не скатываются ли теперь они в «адский ад», куда многие поступают только ради того, чтобы получить диплом?6
  • Ник ЗавадскиМария, понял, спасибо. Университеты скатываются (скатились) довольно давно, но, поскольку в/о в РФ очень доступно и заявляется как требование для работ, которые в реальности в/о вообще не требуют. То есть, "в/о как минимальный критерий адекватности". Поэтому и вопрос: как нынче со средним образованием.5
  • АйгульЯ отучилась в колледже, потом поступила в универ,одно другому никак не мешает. Многие мои коллеги по работе прошли тот же путь, да и колледж колледжу рознь. От работы желающих бесплатно отправляют в колледж на техническую специальность, многие уже в достаточно взрослом возрасте пользуются этой возможностью и получают ещё одну техническую специальность, мало ли, что в жизни пригодится.4
  • Я ЛенаНик, а может это с вязано с тем, что по сути одно образование не сильно отличается от другого? Лично училась и на СПО, и на вышке. Разницы в практическом смысле не увидела никакой абсолютно. Даже я бы сказала, что на СПО практические предметы изучали глубже. На вышке размазывали часы на всякие социологии, философии и тд и тп7
  • Я Ленаpurple, И вот насчёт вуза - по ощущениям там я просто присутствовала, особо новых знаний не получила, потусила немного да и всё, ну и диплом в конце. Аналогично. Уже и не вспомню особо преподов с вышки, но преподов с СПО помню практически всех3
  • Екатерина СвиридоваУшла после 9-го, поступила в колледж на юриста. И это было моим лучшим решением в жизни. В школе я была умным и толстым ребенком, за что меня постоянно и третировали мои одноклассники. В колледже я быстро сбросила вес(потому что ушел стресс от травли). Закончила колледж с красным дипломом, а потом еще бакалавриат и магистратуру тоже с красными дипломами. Везде училась на бюджете. В итоге большинство моих одноклассников учились на платной основе и не работают по специальности, т.к. в ВУЗы их пихнули мамы и папы. А я в целом добилась большего успеха по жизни, чем мои одноклассники, работаю по специальности в крупной организации.13
  • Ник ЗавадскиВ/О в целом не нужно для огромного количества профессий (для которых в РФ ее, однако, все равно часто требуют). Но есть и профессии, которые получают только через В/О (не всем же быть менеджерами, блоггерами и айтишниками :))6
  • АйгульЛо, вообще-то в колледже есть и заочная форма обучения - это раз. И приём на базе 11 класса, а не только 9. И если бы вы читали внимательно, то поняли, что студенты от нашего предприятия в приоритете😉2
  • user2761327purple, Добрый день, а разве есть колледжи на переводчика?1
  • user2761327purple , если можно подскажите1
  • purpleuser2761327, уже к сожалению нет, раньше эта специальность входила в СПО, я успела отучиться в последнем потоке перед закрытием. Теперь только в ВУЗе 😕 до нашего потока вообще 5 лет на переводчиков в колледже учились2
  • Elena - Alёna KozachukИван, все верно вы сказали, если человек нечего не хочет, не нашёл себя, то не колледж, не университет не поможет, ведь статистика уже давно кричит о том, что многие люди работают не по специальности.1
  • Алексей РПро коктейли поржал))) Во всех технарях первый курс, это краткие 10 и 11 классы, потом уже специальность, точнее даже то направление в специальности, которое выбрал. Тоже не мог понять, зачем, но юриспруденция, она обширна. В далеком 2003 или 2004 году решил перейти в технарь и это было одно из лучших решений. Поменялось все) новые друзья, девушка, знания. А вот в институте было посредственно, выбрал не тот. В комментария пишут, что диплом в/о особо не нужен, однако стоит заметить, что юристу нужен сейчас! В частности в арбитражах, его предъявлять надо обязательно. По уголовным делам должен быть исключительно адвокат. Я тоже не знал, кем хочу быть, но у меня появилась возможность что то изменить, подумал, почему бы и да! Так же и сейчас думаю, надо что то изменить...2
  • Алексей РИван, есть и такие. Но есть и огромный пласт тех, которые не знают, чем хотят заниматься. Иной раз просто рандомно выбирают себе специальность, кое как отучиваются и идут заниматься совершенно другим. Даже чего то добиваются.3
  • YuliannaЯ, тоже училась и в колледже и в вузе, причем и там и там очно, на одну специальность... и пару лет назад была бы с вами солидарна на 100%... действительно в колледже дали практическую базу лучше. В университете казалось много воды, теории, ненужные мероприятия(конференции, научные статьи - для галочки). Если посмотреть на статистику(прошло 12 лет с окончания СПО и 6 лет после ВПО), то по профилю осталось больше работать тех кто учился в колледже. Хорошо это или плохо?! - не знаю, в колледже учили работать, а в университете учиться... В универе буквально вдалбливали в голову, что нужно непрерывно повышать свой скилл. Как итог многие переучились и ушли в другие сферы и продолжают развиваться в тех направлениях, которые им интересны. И я тоже в их числе и безмерно рада этому факту, жалею только о том, что в универе нужно было быть еще активнее, тот же опыт публичных выступлений мне сейчас нужен. Те что закончили колледж, быстрее повзрослели, обзавелись семьями, стабильной работой и не желают открываться новому. Все люди разные и я сужу по отдельно взятой выборке, но мои наблюдения такие...0
  • YuliannaЮля, ненавидела всей душой школу, меня она тоже... в воспитательных целях мне даже 2 в четверти поставили в 8 классе... не задумываясь ушла после 9, в колледже чуть не дотянула до красного, узнала об этом уже перед выпуском, тк вообще не старалась, а просто училась в удовольствие...в универе уже осознанно хотела красную корочку и получила, без единой четверки)2
  • YuliannaНик, ПТУ и Колледж - это разные учебные заведения... НПО и СПО сравнивать все ровно, что начальную и среднюю школу... общая цель освоить программу 10-11 класса и получить специальность, но у слесаря/токаря и тд разряд и допуски выше будут после СПО и котируются дипломы выше. Про то как учат, тут от учебного заведения зависит, но уже давно не слышала, чтоб тянули неучей.1
  • Ник Завадски> если подросток знает чем он хочет заниматься и готов много трудиться А если не знает? Откуда ему узнать, кем он будет работать всю оставшуюся жизнь по 8 часов в день, если он до этого вообще не работал? P.S. Жили-были мыши. Все их обижали. Однажды пришли мыши к сове: -Мудрая сова, помоги! Все нас едят. Скоро нас не останется. Что делать ? Подумала сова и говорит: -Мыши! Станьте ежами! Будете колючими и для охотников недоступны. Побежали мыши радостно: -Станем ежами! Станем ежами! Вдруг одна остановилась: -А кто-нибудь знает: как стать ежами? Никто. Побежали обратно к сове. -Сова! А как нам стать ежами??? -Мыши! Идите нахрен! Я не тактик, я - стратег !2
  • бусиницаЗакончила колледж в 2020 году. В школе училась хорошо, были друзья, но ЕГЭ сдавать не хотела. Зареклась, что в жизни к нему не прикоснусь) Просто я очень остро и тревожно переживаю моменты сдачи экзаменов, а с ЕГЭ, мне кажется, совсем бы свихнулась. Родители поддержали уход после 9, вообще они у меня лояльны. Выбирала профессию по интересу и навыкам, на тот момент учила английский активно. Выбрала специальность туризм. Первый год стабильно школьные предметы, второй и третий курс- профиль. Учиться очень нравилось, преподаватели на нашей кафедре-золото. До сих пор общаемся. Насыщенное время, победа в WSR, конкурсы всякие, поездки. Я была активной, потому что все это мне дико нравилось, думаю, это повлияло на мое восприятие. Конечно, были и минусы в виде практики, отсутствия рабочих программ именно в основном обучении. После второго курса я уже работала по специальности каждое лето в Республике Алтай. На 3 курсе подрабатывала написанием курсовых, дипломных в колледжи и ВУЗы (да и сейчас промышляю), схема отработана, методички все выучены))). Опыт практический больше получила там, чем в стенах колледжа, однако веру в свои силу, поддержку, теорию помог поднабрать именно колледж. Все омрачило пандемия и последующие события. После колледжа поступила на бюджет в ВУЗ заочно на учителя английского, но через год бросила, совсем не мое оказалось, а еще не заладилось с преподавателями) Год провела "для себя", просто работая. В 23м поступила снова в другой ВУЗ, тоже на бюджет, но уже очно-заочно (вечерне отделение) на Психологию и пока все нравится. Работаю в сфере туризма, можно сказать. Психологию выбрала из-за интереса и, возможно, на будущее. Поступала в универы, кстати, как и завещала сама себе без ЕГЭ. В обоих случаях по вступительным. Никогда не жалела, что ушла после 9.1