«Время клиентов стоит дорого»: познакомьтесь с человеком, который подбирает подарки на заказ
В рубрике «Познакомьтесь» мы рассказываем о людях, которые нашли нестандартный способ зарабатывать или тратить деньги.
Герой этого выпуска живет в Киеве и занимается семейным арендным бизнесом, а кроме этого сумел монетизировать свое давнее хобби: подбирает и покупает подарки на заказ за небольшую комиссию. Он рассказал, как нашел первых клиентов, кто обращается за подобной услугой, почему хороший подарок не значит дорогой и какие приемы помогут перестать искать, что подарить, в последний момент.
Бизнес
Я предприниматель, сдаю в аренду офисные помещения. После школы поступил на социологию в Киевский политехнический институт: меня с детства ориентировали на научную карьеру по примеру родственников. Социология казалась мне оптимальным вариантом: было интересно, а конкурс был относительно небольшой. Окончил университет с красным дипломом, без труда поступил в аспирантуру, но быстро разочаровался в научной деятельности и социологии из-за бюрократии и коррупции. Впрочем, это было взаимно.
Переломным моментом стало эпичное фиаско на экзамене по специальности, который я сдал на четверку, за это меня пригласили на разговор с деканом. По традиции экзамен по специальности все всегда сдают на пятерки. Этот экзамен — формальное мероприятие, репетиция предзащиты. Так что четверка — это очень плохая оценка, которая говорит о том, что студента до предзащиты не допустят.
Осознав, что реальная готовность моей диссертации ближе к 20%, я бросил аспирантуру и втянулся в семейный бизнес, основанный еще бабушкой. К тому времени ей по возрасту стало тяжеловато этим заниматься. В 90-е она начинала с того, что занималась расселением коммуналок, используя в качестве стартового капитала квартиры семьи, а со временем перешла на арендный бизнес как более стабильный и безопасный.
Бизнес небольшой: у моей семьи всего пять офисов в центральных новостройках Киева. Самую старую из них сдали в 2005 году, самую новую — год назад, сейчас я делаю там ремонт. Я управляю всеми объектами, но распоряжаюсь только частью прибыли, бабушка принимает участие в стратегическом планировании, мама и жена бизнесом не занимаются.
Я часто сталкиваюсь с мнением, что сдача помещений в аренду — это не бизнес, а способ получения пассивного дохода, не требующий личного участия. Это правда лишь отчасти: у меня довольно много свободного времени, но начиная примерно с трех помещений количество работы сильно возрастает, хотя она очень неравномерно распределена. Основная проблема такой занятости в том, что я всегда должен быть свободен, невозможно прогнозировать, когда клиенты съедут и придется искать новых. Это налагает ограничения на образ жизни — например, мне тяжело сильно заранее планировать поездки. Зато каждый досрочный съезд клиентов — небольшая радость, потому что обычно они теряют, согласно договору, залог в размере месячной аренды. Мелочь, а приятно.
Когда все помещения сданы, мои обязанности минимальны: нужно раз в месяц выставлять клиентам счет-фактуру, оплачивать коммуналку и платить налоги, это несколько часов работы в месяц от силы. Поэтому я могу отдыхать два месяца, а потом, если клиенты съедут, месяц бегать на пять показов помещения потенциальным клиентам в день, параллельно организуя мелкий ремонт вроде покраски, замены сантехники и светильников.
Я не понимаю, как хозяин может передавать ключи риелтору и не присутствовать на просмотрах помещения. Только я могу исчерпывающе ответить на вопросы потенциальных клиентов, а заодно сам к ним присмотреться. С прорабами, кстати, тоже не работаю, организовываю ремонт сам, обращаясь напрямую к мастерам: так дешевле и качественнее.
Большинство клиентов — это небольшие ИТ-компании, у них короткий горизонт планирования, они быстро растут и в случае чего быстро сжимаются.
Хобби
У меня есть странное хобби: я обожаю выбирать и дарить подарки. Когда я кому-то об этом рассказываю, реакции варьируются от удивления до восторга. Это почему-то кажется людям чем-то загадочным и сложным, хотя на самом деле ничего романтичного, захватывающего и тем более сложного в этом нет.
Не могу сказать точно, когда всерьез увлекся этим, — мне всегда нравилось дарить подарки. Со старших классов школы выбирал подарки от бабушки для всех родственников, а когда у меня появились первые личные деньги — и от себя. Помню, как на первую ректорскую стипендию купил бабушке золотое кольцо с сапфиром, она до сих пор его носит — стоило совсем немного, около 200 $.
В институте ко мне периодически обращались друзья и сокурсники. Первым был, по-моему, друг, нужно было выбрать что-то на день рождения его девушке, мы остановились на серебряных серьгах. Позже стали обращаться друзья друзей, так я начал выбирать подарки для совсем незнакомых мне людей. Немного смущался, но не волновался, выбор казался мне простым и очевидным.
Взаимодействуя с вещами, я чувствовал себя как рыба в воде — не то что с людьми.
Обращались ко мне довольно редко, может, несколько раз за все время учебы, и я не воспринимал это занятие всерьез.
Я очень скромный человек, в универе мне просто не приходило в голову, что за подбор подарка можно взять деньги, всегда было достаточно шоколадки или простой благодарности. Но моя первая клиентка, мама моей подруги, для которой я стал подбирать довольно много вещей — счет шел на десятки в месяц, — сама предложила оплату, за что я ей очень благодарен. Тогда я учился в аспирантуре, мне было около 27 лет, и я не воспринял это как постоянную подработку, скорее как разовый случайный бонус.
Первая же клиентка порекомендовала меня своим друзьям, те — своим друзьям, так я составил пул клиентов. Все они примерно одного круга, и большинство знают друг друга лично. Брать с людей деньги за эту услугу мне до сих пор очень неудобно, я постоянно думаю: «За что, я же ничего не сделал».
Суть работы
Мое главное правило при подборе — исходить из уместности и здравого смысла. Звучит глупо, но мне очень тяжело это описать: я подбираю вещи скорее интуитивно, чем рационально. Важно избегать очевидных вариантов, которые первыми приходят в голову, — например, часов или делового дневника предпринимателя. Подбирать подарок нужно лично человеку, а не его статусу или социальной роли.
Я условно делю подарки на три категории:
- универсальные — вещи, которыми пользуется большинство людей в той или иной форме, например духи или рюкзак;
- специфические — ориентированные на узкий круг интересов человека, например редкие пластинки с босановой. Такие подарки выбирать сложно, в них нужно разбираться не хуже одариваемого, к тому же многие из таких вещей у него уже могут быть, поэтому стараюсь избегать, если не уверен на сто процентов;
- фирменные — вещи, в которых сам даритель хорошо разбирается или даже которые делает своими руками. Например, моя жена вышивает вручную сумки A-Cold-Wall для друзей. Для выбора таких подарков мои услуги, естественно, не нужны.
Важно не подбирать варианты, в которых получатель подарка разбирается лучше меня: я вряд ли сумею выбрать хорошую удочку для человека, живущего рыбалкой. Лучше выбрать что-то связанное с интересами человека, но не прямо входящее в их круг.
Причем хороший подарок — не значит дорогой.
Обычно мне задают рамки бюджета, но я никогда не ставлю себе цель оприходовать его весь. Иногда могу прислать клиенту и что-то выходящее за рамки, если вещь кажется мне экстраординарной или очень подходящей. Иногда подарок вообще оказывается чем-то совершенно неожиданным. Например, жена моего друга искала ему подарок, была четкая концепция — нужно было найти прикольную футболку. Мы перебрали несколько сотен вариантов в диапазоне от Gucci до Heron Preston, но среди них не было той единственной. В итоге я порекомендовал ей пойти на мастер-класс и разрисовать футболку самой. Подарок произвел фурор.
Самый дорогой подарок, который я подбирал, — это антикварная армянская Библия, заказчик четко знал, что ему нужно, и хорошо разбирался в предмете. Вариантов было немного, клиент сразу выбрал самый дорогой из них. К сожалению, я не могу разглашать сумму, но по стоимости она была сопоставима с недорогим подержанным авто. Самый дешевый — советский бюст Маяковского, он стоил около 20 $ (1473 ₽), но чрезвычайно понравился сначала заказчику, а потом и получателю подарка. Он шел в комплекте с раритетными изданиями поэта.
Главный навык в выборе подарка — знание ассортимента. Нужно помнить, какие прикольные вещи бывают в принципе, и понимать, на каких площадках или даже у каких продавцов что стоит искать. Всего, разумеется, не упомнишь — у меня есть и определенные категории товаров, которые нравятся больше других, например часы, украшения, духи, гравюры, и конкретные марки-любимчики. Например, женщинам в возрасте обычно неплохо заходят духи Ramon, Molvizar с золотом. Как бюджетный вариант их можно заменить на Jivago, но лучше не нужно.
Остальное — скорее дело техники: нужно уметь организовывать доставку из-за границы, в том числе от продавцов, которые в принципе не отправляют вещи в Украину. В таком случае я отправляю заказы в США, а для доставки оттуда пользуюсь посредником Meest. Стоимость доставки сильно зависит от объема посылки, но обычно не превышает 50 $. Прямая доставка даже дешевле, но мало кто из продавцов отправляет напрямую в Украину.
С определением подделок немного сложнее, но тоже есть техники. Во-первых, полезно знать, какие бренды подделывают, а какие — нет. Я не могу себе представить, что кому-то в голову придет подделывать мои любимые часы Jean Richard. Но очень удивлюсь, если человек сумеет купить на барахолке Olx — это украинская версия «Авито» — оригинальные кроссовки Yeezy.
Во-вторых, нужно смотреть на другие лоты продавца и исходить из здравого смысла: если там множество редких и ценных вещей за полцены, это повод задуматься. Очень помогает поиск по картинкам на «Таобао», можно быстро выяснить, подделывают ли конкретно эту модель, а еще для популярных моделей, особенно обуви, можно нагуглить How to spot fake…
Наконец, всегда можно обратиться к аутентификаторам сумок, часовщикам и ювелирам. Стоимость оценки зависит от цены вещи и сложности ее аутентификации, но обычно не превышает 100 $. К услугам специалистов я обращаюсь редко, пару раз в год — нечасто подбираю вещи, для которых нужна такая услуга.
Некоторые вещи не возьмусь подбирать: цена ошибки с условной Hermes Birkin будет слишком высока. В моей практике я попал на подделку один раз, самое обидное, что это был личный подарок близкой подруге. Кепка Vetements оказалась неоригинальной, у нее были неправильные бирки. В свое оправдание могу сказать, что в лоте на «Ибэе» были фото другой вещи. Тогда было страшно стыдно, но, к счастью, кепку дарил я сам, поэтому отделался только неприятными эмоциями без ущерба для деловой репутации.
Я нигде не обучался этому ремеслу и не уверен, что где-то такое обучение есть, — просто набивал руку в процессе поиска. Учился понимать, какая вещь может понравиться тому или иному человеку, заказывать подарки из-за границы, отличать оригиналы от подделок. Cо всем разбираюсь сам и не состою ни в каких комьюнити, кроме закрытой группы в «Фейсбуке» по аутентификации сумок.
Для такого хобби нужен специфический тип мышления: неспешность, вдумчивость, внимательность. А еще нужно любить вещи во всех их проявлениях и хорошо их чувствовать.
Доход
Мой доход сейчас сильно упал и колеблется от месяца к месяцу. В 2020 году моя часть прибыли с офисов составила 59 тысяч гривен, то есть около 2145 $ (158 020 ₽) в месяц. Из-за локдаунов периодически приходится делать клиентам скидки, иногда до 50% от арендной ставки. До локдауна я зарабатывал в среднем 3000 $ (221 008 ₽).
Боюсь, на допандемийный уровень доходы с помещений выйдут нескоро, если выйдут вообще. Радует только то, что у меня не было ни одного месяца, когда я не получил никакого дохода. Из суммы дохода нужно отнять около 210 $ (15 470 ₽) в месяц — это расходы на офисы: средняя сумма мелких текущих ремонтов, уплаты налога 5%, если клиенты платят по безналу. Коммуналку, услуги консьержа и уборку клиенты оплачивают сами.
Что касается подарков, сейчас у меня пять постоянных клиентов, каждый из которых обращается ко мне несколько раз в месяц. За подбор подарка я стандартно беру 20% от стоимости заказа вне зависимости от суммы и затраченного на подбор подарка времени. Это много, но часто и подарки не очень дорогие, поэтому в деньгах для клиента сумма не особенно ощутима. Средняя цена подарка, по ощущениям, — я никогда не рассчитывал эту сумму — около 200 $ (14 733 ₽), соответственно, я зарабатываю около 40 $ (2946 ₽). Мои заказчики ценят, что я работаю по открытой схеме: они видят прямую ссылку на товар, знают, за сколько я его покупаю, сколько стоит доставка и сколько составляет моя комиссия.
Это небольшой и очень нерегулярный доход.
В среднем 420 $ (30 941 ₽) в месяц за 2020 год и 565 $ (41 623 ₽) в месяц за пока неполный 2021 год. Бизнес очень сезонный: максимум в этом году я получил в январе, это 28 989 гривен, то есть 1090 $ (80 299 ₽), но в июне не заработал вообще ничего. Пик заказов приходится с декабря по февраль, все лето — мертвый сезон.
Нерегулярность и не очень большой объем работы в моем случае скорее плюс. За счет этого для меня не проблема совмещать подбор подарков с основным бизнесом, даже если арендой нужно заниматься активно. Максимум — приходилось работать до полуночи или чуть позже, если подарок нужен был очень срочно. Например, однажды я подбирал принт Уорхола из США и закончил за полночь, жена легла спать без меня.
Все деньги от клиентов я пока получал наличными, но если нужно — могу принимать и по безналу как ИП. Правда, необходимости в этом пока не было.
Клиенты
Может сложиться впечатление, что клиенты обращаются ко мне, выбирая подарок формально, без души. На самом деле это не так: многие выбирают для любимых людей, переживают по этому поводу, перебирают множество вариантов, активно обсуждают. Обычно в таких случаях идея подарка у клиента уже есть, но он не знает, где эту вещь найти, как купить оригинал и не переплатить, а разбираться самому нет времени. Тут я выполняю только техническую функцию подбора конкретного списка вариантов и организации доставки. Бывает даже, что ни один из вариантов не устраивает клиента и в итоге он выбирает что-то сам.
Ситуации, когда подарок выбирается совершенно формально и клиент вообще никак не хочет участвовать в процессе, тоже бывают, но намного реже. Иногда заказчик даже не уточняет, что я выбрал в итоге. У этих клиентов обширные социальные связи, и подарков нужно очень много, в том числе для едва знакомых им людей.
Это очень специфическая услуга, она востребована у людей с доходом сильно выше среднего.
Я не спрашиваю у клиентов об их финансах, но полагаю, что речь идет о десятках и сотнях тысяч долларов в месяц. Мне затруднительно составить объективный портрет клиента по полу или возрасту или как-то разбить их на категории, потому что у меня очень маленькая выборка. Объединяет всех то, что их время стоит дорого и они привыкли делегировать задачи другим.
Иногда клиент не собирается дарить вещь, которую заказывает, а ищет ее для себя. Например, недавно клиенту нужны были картины и декор в квартиру, которую он собирается сдавать. Или бывает, что подобранная вещь так нравится заказчику, что он решает оставить ее себе, а подобрать просит что-то другое. В таких случаях я работаю как байер: нахожу вещь и организовываю доставку.
Запросы тоже разные. Один клиент, например, просил найти часы, которые не показывают время, — я подобрал браслет в виде часов Ambush. Обычно я подбираю тиражные и недорогие произведения искусства, антиквариат, брендовую одежду, обувь и аксессуары, реже — наручные часы и редкие духи. Во всех этих вещах я более-менее разбираюсь. Но я плохо понимаю в винах, крепком алкоголе, сигарах, оружии, очень дорогих ювелирных украшениях — я бы не взялся их подбирать.
Иногда подарок нужно делать на заказ у художника или ювелира — тогда я просто даю клиенту прямые контакты исполнителя, не вмешиваюсь в их коммуникацию и не беру комиссию.
Самый необычный подарок, который я подбирал, — керамическая гаргулья, сидящая на корточках, в натуральную величину. Я нашел ее по просьбе друга: ему нужен был подарок владельцу компании с говорящим названием «Ад» — я не знаю, полное ли это название или аббревиатура. Я купил ее напрямую у мастера-керамиста, с которым познакомился на выставке, он же обеспечил доставку ко мне домой. Когда заказчик заехал забирать заказ, возникли сложности логистического характера: гаргулья весила чуть больше 50 килограммов, была очень хрупкой и не влезла в тележку. В итоге мы тащили ее через парадное на половом коврике — охрана и консьерж на первом этаже впечатлились. В багажник машины гаргулья тоже не влезла, пришлось посадить на пассажирское сиденье и пристегнуть ремнем.
Мне тяжело сформулировать топ самых распространенных подарков, обычно я подбираю штучные товары. Относительно часто подбираю фигурки Kaws — от 200 $ в зависимости от модели; винтажные хаори — 70—100 $, но можно найти и за 50 $; духи Ramon Molvizar — 70—150 $; рюкзаки Off-White — от 300 $. Почему людям нравятся эти рюкзаки — не знаю, они дорогие и неудобные, у меня самого было три в свое время. Ничего противозаконного или даже сомнительного с точки зрения морали никогда не подбирал.
Поскольку все запросы очень специфичны, мне нет смысла заранее покупать вещи и держать их у себя в ожидании клиента — придется слишком надолго замораживать большие суммы. Но у меня есть фонд готовых подарков для личных нужд — на случай, если меня пригласили куда-то день в день. Если клиенту очень нужно что-то срочно, я могу предложить ему вещи оттуда без какой-либо дополнительной наценки. Там есть пара флаконов недорогих духов — Sister’s Aroma 37 и Yohji Yamamoto Homme, мини-фигурки «Лего», носки, кофе и какао из Доминиканы, банки с бумажками-пожеланиями и прочая ерунда. Самое дорогое — носки Off-White, они стоили около 40 $ (2946 ₽), самое дешевое — набор пробников Memo Paris, мне бесплатно дали его к какому-то заказу.
Процесс
Когда клиент приходит ко мне, я стараюсь уточнить у него вводные: какой бюджет, для кого подарок, чем получатель подарка интересуется, какую цель преследует подарок. Доставить удовольствие? Передать свои чувства? Позаботиться о человеке? Продемонстрировать статус? Все это я стараюсь уточнить в свободной форме. Я всегда по возможности встречаюсь в первый раз с новым клиентом лично, но с постоянными обычно говорю по телефону, а чаще переписываюсь в мессенджерах. Клиенту задаю открытые вопросы в стиле интервью и стараюсь внимательно запомнить ответы, а в идеале — записать их в блокнот.
Если есть возможность, стараюсь посмотреть соцсети получателя подарка, в первую очередь инстаграм. Так можно составить хотя бы примерное представление о стиле человека, его интересах. Потом начинается подбор: присылаю заказчику разные варианты и прошу оценить их, «холодно» или «горячо», исходя из этого, корректирую поиск.
Придумать первые варианты всегда сложнее всего, стараюсь делать это в разных направлениях, чтобы у клиента был максимально широкий выбор. Еще при подборе стараюсь учитывать личность клиента — все-таки это его подарок, и он должен органично выглядеть в его руках.
Если есть такая возможность, всегда стараюсь дать краткий бриф о подарке с описанием его особенностей. Например, это может выглядеть так: «Хаори — что-то вроде куртки, которая традиционно носится поверх кимоно. Вещь не антикварная, но винтажная, первая половина 20 века. Это натуральный шелк, окрашенный в технике шибори: ткань хитрым образом складывают в процессе окрашивания. На плечики хаори лучше не вешать, а хранить сложенным на полке».
Очень важный фактор — время, часто подарок нужен был еще вчера.
Тогда вещь не выйдет доставить из-за границы, а выбор на внутреннем рынке значительно меньше. В идеале начинать подбирать за два месяца, тогда гарантированно не будет накладок и хватит времени для выбора и обсуждения.
Многие свои подарки, особенно близким людям, я начинаю подбирать намного раньше, иногда и за полгода. Несколько раз клиенты просили подарок «на завтра», тогда я подбирал или интересные духи, или что-то из фонда подарков. Например, однажды мне в обед сообщили, что я иду вечером этого дня на день рождения к известному тревел-блогеру, причем подарок нужен был очень интересный. К счастью, у меня была обложка для паспорта Off-White. Для часто путешествующего человека — полезный аксессуар.
Обработка заказа занимает от 10—15 минут до нескольких дней. Помню случай, когда мы в течение месяца подбирали подарок: мои контакты клиенту дали его знакомые, он сообщил минимум информации о получателе, у меня уже фантазия болела придумывать варианты, но в итоге ничего не подошло. Бывает и наоборот: клиенту нравится первая из присланных вещей — тогда я все равно пришлю еще 10—15 вариантов просто для очистки совести.
Когда подарок подобран, выкупаю его за свои деньги и передаю клиенту или чаще его представителю, забираю оплату, обычно наличными долларами. Если подарок будет сразу вручаться, прошу жену его упаковать, но обычно упаковывает клиент. Для каждого клиента веду отдельную таблицу в «Экселе», где учитываю приход и расход. Кроме стоимости предмета и моей комиссии клиент оплачивает все расходы по доставке.
Я перестраховщик, поэтому каждый раз предупреждаю о возможных задержках с доставкой, прогнозировать которые невозможно, закладываю на доставку время в два-три раза больше нужного. Однажды забрал посылку с подарком в день, когда ее нужно было вручать, но после — никогда.
Пандемия на сроки доставки повлияла мало: посылки идут без особых проблем. Но это не значит, что накладок не случается: несколько раз хрупкий товар при доставке разбивался, а один раз вместо рисунков карандашом прислали принты, во всех случаях я сразу в полном объеме возвращал клиенту деньги. Во всех ситуациях, к счастью, было достаточно времени на подбор новых вариантов. В случае с принтами моя ответственность очевидна: я поленился снять рамку и внимательно рассмотреть изображение. Разбившийся же товар в момент упаковки у меня был целым, но я предпочитаю без разбирательств вернуть клиенту деньги и сохранить с ним хорошие отношения и свою репутацию.
Я всегда стараюсь получить от заказчика обратную связь о подарке. Негативной не получал ни разу, в худшем варианте это было «ну норм». То ли я действительно так хорошо подбираю подарки, то ли получатели вежливые и руководствуются мудростью про дареного коня. Если бы подарок не понравился, я бы, возможно, предложил клиенту бесплатный новый подбор, но не возврат денег: я не могу гарантировать, что вещь понравится.
Советы
Мне кажется, это несложно: сначала важно понять, с какой целью ты даришь подарок — например, произвести впечатление, поделиться частью себя, позаботиться или сделать приятно, — и быть внимательным к человеку, исходить из здравого смысла. Если не знаешь, что подарить, попробуй то, что очень нравится тебе самому, поделись с человеком своим хобби. Пригласи близкого друга в оперу или на футбол — может, ему и не понравится, а может, он откроет для себя новое увлечение.
Из практических советов — рекомендую завести таблицу, куда нужно записать все предстоящие подарки: на праздники, дни рождения. Тогда будет больше времени на выбор каждого и можно его сэкономить. Заходя в условную «Икею» по своим делам, заодно можно прихватить подарки на ближайшие даты. Тем, кто часто куда-то ходит, советую завести фонд подарков — иметь хотя бы небольшие универсальные подарочки в наличии.
Вокруг подарков много стереотипов и правил, но везде есть исключения. Говорят, что нельзя дарить деньги, — я не согласен, хотя сам деньги стараюсь не дарить, по крайней мере как основной подарок. Но если не знаешь, что выбрать, деньги будут явно полезнее какого-то бессмысленного барахла. Есть ситуации, когда деньги дарят все, — это не тот случай, когда стоит оригинальничать. Я бы только дополнил деньги небольшим, но приятным подарком.
Говорят, что книга — плохой подарок. Я обожаю дарить книги и получать их, особенно подписанные. Для меня подарить книгу — это поделиться с близким тем, что понравилось тебе.
Говорят, что нельзя дарить слишком дорогие подарки. Тут я скорее согласен, но важнее не абсолютная цена подарка, а то, как его преподносят и как он выглядит. Парфюмированная вода Serge Lutens L`Haleine des Dieux, которая стоит несколько сотен долларов, идет в довольно скромной упаковке, а шикарно выглядящая парфюмированная вода с золотом внутри Jivago 24K стоит не больше 25 $. Наконец, есть ситуации, когда ответный подарок просто не предполагается: вряд ли кто-то ожидает его от водителя или домработницы, подарок тут — скрытая форма премии.
Говорят, что подарки нельзя передаривать, — я не согласен с этим и считаю, что если вещь вопиюще тебе не подходит, то лучше отдать ее тому, кто больше оценит и даст ей новую жизнь. Но нужно позаботиться о том, чтобы вещь не встретилась с дарителем.
Я очень не люблю коллективные подарки: чем больше людей выбирает подарок, тем хуже в итоге он оказывается. А еще я ненавижу магазины подарков: в тех, где я бывал, обычно втридорога продают бессмысленную дрянь.
Один из наиболее часто задаваемых вопросов — что подарить человеку, у которого есть все. Мой ответ: то, чего у него нет. Обычно хорошо заходит антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.
Будущее
Не планирую расширять направление подарков, мой приоритет — скорейшее окончание ремонта в пятом офисе и его сдача. Подбор подарков — работа довольно затратная по времени, сейчас я не смогу качественно отрабатывать запросы дополнительных клиентов и тем более совмещать это с основным бизнесом. Делегировать основной бизнес наемному управляющему я тоже не хочу: его зарплата съест большую долю моих скромных доходов, а качество сильно упадет. Такую опцию я готов рассмотреть, только когда доход с подарков на горизонте года превысит 1000 $ (73 669 ₽) в месяц.
Я не привык строить далеко идущие планы. Сейчас хочу поддерживать арендный бизнес как основной и развивать его не в ущерб подбору подарков. Рассчитываю в следующем году обновить автомобиль жене, она очень хочет Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio, но надеюсь, что мы остановимся на чем-то более практичном. Очень хочется дождаться открытия границ и всласть поездить по Европе, я почти нигде не был. Из далеко идущих планов — хочу жить в Одессе, в квартире с видом на море.