«Год рождения»: самый безбашенный российский фильм 2023 года
Поп-культура
11K
Источник — «Вольга»

«Год рождения»: самый безбашенный российский фильм 2023 года

12
Аватар автора

Георгий Амиян

в подвале рявкнул: «Хой!»

Страница автора

9 ноября 2023 года в российский прокат вышла комедия Михаила Местецкого о сибирском панк-роке.

Главный герой картины — фанат давно распавшейся группы «Яичный свет». Он мечтает провести в родном Металлогорске фестиваль, который прославит коллектив и сам город. Но планы мужчины нарушает неожиданная новость: его девушка беременна.

Рассказываем, почему «Год рождения» — это отличная история о взрослении, вере в чудо и стремлении к мечте.

Что за «Год рождения»

Дата премьеры: 9 ноября 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Михаил Местецкий
Сценаристы: Михаил Местецкий, Алексей Смирнов
В ролях: Эльдар Калимулин, Анастасия Талызина, Юра Борисов, Дмитрий Быковский-Ромашков, Юлия Ромашина, Олег Васильков, Роман Евдокимов
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Год рождения»: «Лето», «Рок-волна»
Продолжительность: 1 час 45 минут

🤟 «Год рождения» отлично передает настроение регионального панка — с его драйвом и мистикой

Парень по имени Филипп живет в невзрачном сибирском городе Металлогорске. Единственное яркое пятно в истории населенного пункта — панк-группа «Яичный свет» и ее вокалист Сопля.

В 1980-е фронтмен не только писал абсолютно невыносимую музыку — ревущую и грязную, в лучших традициях панка, — но и творил настоящие чудеса. Он силой мысли покрывал себя татуировками, испражнялся кирпичами и даже возвращался из мертвых. А еще он смастерил из телефонной трубки чудо-прибор, способный извлекать музыку из любого предмета или даже человека.

Филипп — главный, а может, и единственный живой фанат «Яичного света». Он оборудует в квартире музей группы и рассказывает о музыкантах в подкасте. Кроме того, парень мечтает провести в Металлогорске масштабный фестиваль «Месиво». По задумке, он прославит на весь мир и городок давно забытых звезд во главе с Соплей. Неожиданно девушка Филиппа Марина беременеет — герою приходится делать выбор между рутинным трудом на благо семьи и стремлением к мечте.

Одно из своих главных чудес Сопля совершил прямо на концерте. Он отпилил себе голову бензопилой
Одно из своих главных чудес Сопля совершил прямо на концерте. Он отпилил себе голову бензопилой

Местецкий подхватывает тренд на кино о русском роке и панке. Мы уже видели «Лето» и «Короля и Шута», а в будущем планируется фильм про Юрия Хоя. Но режиссер «Года рождения» не снимает детальную летопись о творчестве конкретной группы, а скорее картину о самом явлении русского панка.

В картине Местецкий активно использует приемы из своих прошлых работ. Из «Тряпичного союза» пришли идеи бессмысленного, бесцельного, но очаровательного подросткового бунта. Из «Легенды № 17», для которой он писал сценарий, — каноничная история о восхождении героя к цели, несмотря на травмы и риски.

А из ранних короткометражек автора вроде «Ноги — атавизм» в фильм перекочевали абсурдизм и съемки в псевдодокументальной манере. Сцены с героем Юры Борисова стилизованы под записи с VHS-кассет, а в титрах появляются якобы хроникальные кадры с настоящим Соплей в 1995—1996 годах.

Песни «Яичного света» для фильма исполнила группа самого Михаила Местецкого «Шкловский»
Песни «Яичного света» для фильма исполнила группа самого Михаила Местецкого «Шкловский»

Панк в «Годе рождения» — яркое культурное явление, которое существует как бы в противовес серой реальности. Не так важно, существовала ли на самом деле группа «Яичный свет», — этого не знает и сам Местецкий. Главное, что на экране коллектив выглядит более чем реально.

«Яичный свет» — материализовавшийся стереотип о панках 1980-х и 1990-х, способных на все, кроме попадания в ноты. А ее фронтмен Сопля — живой сборник из воспоминаний о Летове и Горшеневе: бунтарь, романтик и трагическая личность с алкогольной зависимостью.

Вымышленный Металлогорск же грустными пейзажами и витающей в воздухе безнадегой напоминает множество промышленных городов — тех мест, где и должны рождаться коллективы вроде «Яичного света». Режиссер часто вспоминает в интервью Металлострой и Железногорск, а саму картину снимал в Мурманске.

👶 Это классная история о взрослении

Поначалу кажется, будто в центре сюжета — наивная юношеская мечта об изменении мира. Филипп долгое время предстает инфантильным подростком. Он отнекивается от бытовых вопросов про постоянную работу, ремонт или коляску для будущего ребенка. Зато с одержимостью говорит о давно забытой группе и неосуществимом фестивале, который должен превратить забытый город в неоновую рок-столицу мира.

Филипп приходит устраиваться в местный краеведческий музей. Но и там начинает говорить о металлогорском чуде и планах изменить город, из⁠-⁠за чего его не берут на работу
Беременность Марины неожиданно радует героев — хотя кажется, что такие новости должны их испугать
Михаил Местецкий рассказывал, что идея картины у него появилась еще во время беременности жены. В финальной версии сын режиссера произносит несколько реплик

Однако на самом деле «Год рождения» — практически рок-опера об очень понятных и простых чувствах. Например, о переживаниях молодых родителей, которые боятся не реализовать себя и переживают, что не будут готовы к рождению ребенка. Филипп пытается нащупать баланс между мечтами о фестивале и работой электриком на комбинате тестя.

Марина старается не тревожить молодого человека требованиями и наставлениями. Но вместе с тем пытается немного приблизить партнера к реальности, где важнее починить ящик на кухне, чем построить большой музей имени «Яичного света».

Под единственную романтическую композицию Сопли герои взрослеют и превращаются из пары подростков в молодую семью, учатся идти на компромиссы и расставлять приоритеты. А еще понимают, что нужны друг другу и должны быть вместе не только в радостные моменты, но и в самые тяжелые.

😍 В героев фильма легко влюбиться

«Год рождения» отлично расставляет акценты в сценарии. В одни моменты он мотивирует идти к мечте несмотря ни на что. В другие же фильм заставляет задуматься о том, что иногда такие «погони» выглядят либо просто эгоистично, либо и вовсе неадекватно.

Образ панка Сопли — еще одна отличная роль в фильмографии Юры Борисова
Анастасия Талызина снялась в третьей после «Императриц» и «Кентавра» крупной премьере года
Эльдар Калимулин получил приз фестиваля «Маяк» за лучшую мужскую роль

Сценаристы фильма никогда не осуждают героев и ко всем относятся с пониманием и любовью. Местецкий с восхищением показывает Соплю — очаровательного бунтаря-чудотворца в исполнении Юры Борисова, своими выходками доводившего окружающих до потери сознания. Но объясняет и жизненную позицию его товарища по группе Костолома — циника, который годы спустя тихо чинит технику и не хочет вспоминать об «Яичном свете». Скорее всего, мужчине тяжело смириться, что фронтмен группы творил невероятное, а он сам просто играл на барабанах.

Режиссер сочувствует Марине: она чуть ли не в одиночестве готовится к рождению ребенка и обустраивает быт. Но и не выставляет негодяем мечтателя Филиппа — явно свое альтер-эго. Герой Эльдара Калимулина только учится расставлять приоритеты и привыкает к новым ролям — мужа и отца. Плюс он старается не изменить себе и мечте о прославлении Металлогорска. Понять Филиппа нетрудно: одержимость есть одержимость. Даже если по итогу она приводит к выступлению на фестивале мяса, а не на сцене условного «Линкольн-центра».

«Год рождения» после просмотра совсем не оставляет негативного впечатления. Скорее легкую тоску: реальность на фоне фильма кажется скучной. А еще остается понимание, что даже главный панк однажды должен повзрослеть: протестом не оплатишь детскую коляску.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какая ваша любимая рок-группа? Расскажите почему:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество