«Ребенок должен уметь немного подождать»: как приучить ребенка к горшку
Некоторые дети пользуются горшком с полутора лет, другие ходят в подгузниках и в четыре года.
В каком возрасте стоит приучать к горшку, сколько в норме длится процесс и почему бывают откаты, мы спросили детского психолога и автора ютуб-канала «О воспитании научно» Ирину Воробьеву.
— Почему туалетная тема болезненна для многих родителей?
— До полутора лет ребенка можно сделать за него практически все: занести в автобус, если не хочет заходить, помочь надеть одежду, если у него не получается. Можно уговорить съесть гречневую кашу на завтрак или выстроить день так, что вечером ребенок ляжет спать раньше.
Туалет — это первый вызов, когда ребенок «заявляет»: «Ты не можешь сделать это за меня». Для многих мам это эмоциональный триггер, который связан с ощущением бессилия. Мама не может ни контролировать это, ни делать за ребенка, результат полностью зависит от его действий.
Плюс появляется социальное осуждение. Бабушки говорят: «Что ты за мать, если не можешь отучить ребенка от подгузников в полтора года?» Более опытные подруги дают советы, но они не работают.
Получается замкнутый круг: мама нервничает, ребенок понимает, что теряет контакт с близким человеком, и процесс затягивается.
— Есть мнение, что до трех лет ребенка бесполезно приучать к горшку. Так ли это?
— Единой нормы нет. Все обусловлено традицией, культурой того общества, где воспитывается ребенок.
Так, в некоторых племенах Амазонки родители носят детей на руках до двух лет, и женщины по невербальным сигналам понимают, когда ребенок решит пописать или покакать. И реагируют мгновенно, в нужный момент отодвигая от себя малыша. Соответственно, когда дети начинают ходить, проблема приучения к туалету не стоит.
В США, напротив, дети могут и в пять лет ходить в подгузниках. Обычно никто не беспокоится по этому поводу.
В России нормы другие. Условия жизни наших бабушек и мам подталкивали к тому, чтобы приучить ребенка к горшку раньше: одноразовых подгузников не было, а стирка была проблемой. Сейчас проще. Подгузники — это не хорошо и не плохо, но в современном обществе редко какая мама обходится без них. Поэтому дети, как правило, приучаются к горшку позже. Это факт. Но в России не принято, чтобы в подгузнике был ребенок старше трех лет: в этом возрасте большинство идет в детский сад, а воспитателям удобнее, чтобы все дети могли пользоваться туалетом.
Физиологически к 18 месяцам ребенок уже, как правило, может контролировать процесс мочеиспускания, но это необязательно означает, что он созрел психологически. Опыт племен показывает, что можно приучить к горшку и раньше, но тогда всю работу берет на себя мама, которой приходится отслеживать сигналы.
В итоге ученые сходятся в том, что возраст не может быть строгим критерием, так как у каждого свой темп развития и разная социальная ситуация.
— Как понять, что пора приучить ребенка к горшку?
— Важно понимать, что умение пользоваться горшком — часть психического созревания. Вот основные признаки, которые показывают, что ребенок, скорее всего, готов.
Умеет самостоятельно снять и надеть штаны. Ребенок должен понимать, что владеет ситуацией и что когда захочет в туалет, без проблем справится с одеждой.
Может присесть на корточки и пробыть в таком положении какое-то время, а потом встать. Большинство детей к году овладевает этим навыком. Но надо обратить внимание на отсутствие моторных задержек.
Может немного подождать. Поэтому важно не удовлетворять потребности сиюминутно, а учить немного потерпеть.
Например, малыш подходит и говорит: «Мама, я хочу пить». Или не говорит, а показывает жестами. Стоит не лететь на кухню, а сказать: «Я сейчас налью тебе воду. Можешь, пожалуйста, чуть-чуть подождать?»
Если есть проблемы с самоконтролем или дома все потребности удовлетворяются молниеносно, приучить к горшку будет сложнее: чтобы дойти до туалета и снять штаны, нужно время.
Проявляет интерес к туалетной теме: пытается исследовать, что осталось в подгузнике, следит за тем, как писает или какает.
Начинает стесняться. Например, когда писает, прячется за шкаф или дверь, уходит в ванную или за диван, даже если еще не пользуется горшком.
Может обратиться к маме или другому взрослому с просьбой. Когда ребенок маленький, родители часто долго игнорируют его, и он привыкает требовать своего с помощью крика. Или реагируют на просьбы слишком быстро, не выдерживая паузу, например, чтобы уточнить, что ребенок имеет в виду. В итоге потом ему сложно сообщить, что он хочет в туалет.
Еще есть мнение, что приучать к горшку надо тогда, когда ребенок начинает испытывать дискомфорт. Но надо понимать, что малыш привык к ощущениям теплоты и мокроты, для него они нормальны. Поэтому полагаться на чувство дискомфорта не стоит.
Более того, часты случаи, когда ребенок вроде приучился к горшку, но какает исключительно в подгузник. Это тоже может быть связано со знакомым ощущением, и отсутствие теплоты от кала или привычной позы стоя вызывает тревогу.
— Как научить пользоваться горшком?
— Родители должны использовать все доступные способы: разговаривать с ребенком, читать книжки и смотреть мультфильмы на туалетную тему, показывать горшок и объяснять его предназначение. В полтора года ребенок способен понять, что от него хотят.
Если малыш по-прежнему предпочитает писать и какать в подгузник, плачет, когда садится на горшок, тот лучше убрать. Настаивать нельзя ни в коем случае, потому что на этой почве возникает много детских травм. Просто ребенок не готов.
Через неделю можно предложить попробовать еще раз. Если ребенок сопротивляется так же, горшок снова стоит убрать.
В норме процесс приучения занимает от двух недель до полутора месяцев, но иногда может потребоваться больше времени.
— Часто сначала приучают к горшку днем, а на ночь оставляют в подгузниках. Это разумный подход?
— В моей практике есть огромное количество детей, которые приучились ходить на горшок сразу. Да и моя старшая дочка с полутора лет не писала ночью, так как у нее был глубокий сон.
Не могу сказать, что ночной и дневной туалет — это какие-то отдельные истории. Просто часто дети писаются ночью, потому что так крепко спят, что не могут проснуться. Тогда лучшее решение — надеть подгузник или использовать впитывающие пеленки. Как только сон нормализуется и ребенок научится пользоваться горшком днем, подгузник можно будет снять.
В любом случае будить точно не стоит, так как из-за этого может нарушиться сон. Исключение: если ребенку около шести лет, вы боретесь с ночным энурезом и это была рекомендация врача именно в вашем случае.
— Некоторые родители ставят горшок в гостиную или коридор, аргументируя тем, что ребенок может не дотерпеть до туалета. Стоит ли так делать?
— Это снова история о том, что ребенок должен уметь немного подождать. В полтора года он уже может добежать от гостиной до туалета. Поэтому лучше ставить горшок туда, где вы хотели бы, чтобы он стоял постоянно.
К тому же туалет — это интимная тема для нашей культуры, и ставить горшок там, где ребенок будет сидеть на виду у всех, совершенно ни к чему. Это не поможет приучить быстрее.
— Есть ли разница между горшками с психологической точки зрения?
— Главное, чтобы ребенку было удобно сидеть. Например, есть очень низкие горшки, а есть горшки повыше: важно учитывать габариты и возраст ребенка.
Еще продают музыкальные горшки. Суть в том, что внутрь встроен музыкальный модуль, который срабатывает, когда ребенку удается воспользоваться горшком по назначению. Предполагается, что «награда» обрадует малыша, он захочет повторить успех и так быстрее отучится от подгузников.
В музыкальных горшках нет ничего плохого, но я точно знаю, что есть дети, которых внезапные звуки пугают. Даже если ребенку понравится музыка, он послушает ее раз, другой, но потом она наверняка надоест и ему, и родителям.
Зато с мальчиками хорошо работают специальные стикеры, которые можно наклеивать на стенку унитаза или горшка. Если попасть на такую наклейку мочой, проявится картинка. Так можно уменьшить количество разбрызганной мочи, поскольку ребенку становится интереснее попасть в цель и он сосредотачивается на процессе. Возможно, такие наклейки работают и на девочках.
— Могут ли ускорить процесс книги и мультфильмы на туалетную тему?
— Любая информация может быть полезна, но прибегать к этим вспомогательным средствам стоит лишь для того, чтобы в очередной раз поговорить о горшке. То есть включить ребенку мультфильм и отойти в сторону — не сработает.
Мультфильм может быть полезен, если взрослый после совместного просмотра обсудит сюжет с ребенком, что-то пояснит. А затем еще окажет моральную поддержку, пока малыш пытается повторить за персонажем, и похвалит, если ребенок сделает все правильно. Но возлагать на мультфильмы и книги большие надежды не стоит.
— Как быть, если у ребенка есть какой-то страх?
— Причина может быть физиологической или психологической.
Физиологическая может проявляться, например, в том, что ребенку больно какать из-за запора, и он начинает максимально оттягивать этот момент. Чтобы помочь, надо наладить питание: твердый кал, как правило, возникает, если ребенок ест много сладкого и мучного. Следовательно, надо ввести в рацион больше овощей, жидкости. Кал станет мягче, и постепенно страх уйдет.
Психологическая причина может быть связана, например, со страхом осуждения, если мама ругает ребенка за грязь, за то, что он испачкался на улице или вымазался в красках. Идея отвращения к грязи довольно мощная в славянской культуре, и ребенок ее считывает. Он начинает думать, что во время похода на горшок тоже создает грязь. А грязь — это плохо. Усугубляется все тогда, когда родители начинают винить ребенка, что он облил пол или, к примеру, опрокинул горшок. Соответственно, это будет останавливать его от того, чтобы делать все спокойно и вовремя.
В Европе к грязи относятся проще: люди не снимают обувь на входе, не переодевают уличную одежду. Можно, конечно, сказать, что все объясняется грязным межсезоньем в России, но это правда лишь отчасти. У нас действительно есть стойкое отвращение к грязи, как к чему-то внешнему, чужому, незнакомому, постороннему.
Американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пол Экман описывает феномен отвращения как проявление антипатии к неприятному вкусу, запаху, виду, звуку, прикосновению. Мощные триггеры — продукты жизнедеятельности: рвота, моча, кал, гной, слизь, кровь. Это то, что может вызывать отторжение, неприятие. И ребенку иногда сложно принять, что он производит на свет такие ужасные вещи.
Поэтому в возрасте четырех-пяти лет мы видим туалетный юмор, с помощью которого дети пытаются освоить культуру и осмеять чувство отвращения.
— Как не отбить желание пользоваться горшком?
— Главное — не стоит стыдить, винить, настаивать и самим переживать и нервничать. Надо доверять ребенку, понимать, что он может научиться пользоваться горшком.
Еще полезно масштабировать проблему. Сказать себе: «Через год эта проблема наверняка уйдет из моей жизни. Стоит ли тогда так переживать?»
— В каком возрасте ребенка следует задуматься, если он так и не пользуется горшком?
— В нашей культуре — в четыре года. В этом возрасте ребенок хорошо себя контролирует, понимает, чего от него хотят, знает, что взрослые не ходят в подгузниках, как и большинство его сверстников. Соответственно, если он не пользуется горшком — это решение семьи. Например, мама не считает это важным. Еще ребенок может просто не думать об этом, так как привык, что родители решают все сами, или наоборот, отстаивать таким образом свою самостоятельность.
Мы не обсуждаем в этой статье энурез. Если у родителей есть подозрения на диагноз, надо посетить педиатра. Но у ребенка могут быть и психологические проблемы, и это необязательно задержка психического развития. У меня был случай, когда при маме ребенок пользовался горшком, но как только она оставляла его с отчимом, отказывался наотрез. Просто потому, что у него был конфликт с отчимом.
Нужна совместная работа педиатра и психолога, и я рекомендую выбирать специалистов, которым вы доверяете.
— Почему у ребенка может возникнуть откат?
— Психолог Лев Выготский называл это неравномерностью развития психических функций. Есть периоды, когда одна функция доминирует — это период ее наиболее интенсивного развития, в это время остальные функции оказываются как бы на периферии. Но со временем связи меняются, и в центр выдвигается другая функция, а та, что доминировала еще недавно, начинает работать хуже. В таком случае волноваться не стоит.
Также откаты бывают, когда в жизни ребенка возникают серьезные перемены: развод родителей, переезд, смена детского сада, рождение еще одного малыша. Чаще всего откат связан не только с туалетом, но и с едой, сном. Это говорит о том, что ребенок не слишком благополучно переживает возникшую ситуацию и ему нужна помощь. В таком случае не надо надеяться, что все нормализуется само собой. Стоит спросить себя, как вы можете помочь малышу и, возможно, обратиться к психологу.
— Некоторые покупают специальные насадки на унитаз и минуют стадию горшка. Есть ли в этом смысл?
— Ребенку все равно. Если он у вас рослый, ему неудобно сидеть на горшке или он хочет пользоваться унитазом, как взрослый, есть огромное количество насадок: с лесенкой, без лесенки. Они могут быть опробованы, равно как и разные горшки.
Ничто из этого не лучше и не хуже. Просто не надо слушать подружек, которые вам скажут: «Слушай, я купила такую насадку, и с первого раза проблема решилась». С вашим ребенком может быть иначе. Это пространство для экспериментов, и никакие приспособления не объяснят ребенку лучше вас, как ходить в туалет.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety