Типы кузова легкового автомобиля
Кузов — если не главная, то как минимум самая заметная часть автомобиля.
Но у первых автомобилей его вовсе не было. Двигатель, трансмиссию и детали ходовой части крепили на плоском несущем каркасе, который сейчас называют рамой. Сверху ставили пару сидений, ящик для вещей — и всю эту конструкцию считали транспортным средством. Перевозить людей и грузы на открытых площадках и сиденьях было неудобно и некомфортно, поэтому в начале 20 века к раме стали крепить кузов.
У современных автомобилей чаще всего рамы вообще нет, а ее роль выполняет сам кузов — его называют несущим. Есть и исключения: у некоторых моделей машин, в основном внедорожников и пикапов, все еще можно встретить раму.
Что вы узнаете
Несущий кузов и несущая рама: в чем разница
Абсолютное большинство современных автомобилей — с несущим кузовом. Это значит, что все элементы ходовой части, двигатели и коробки передач крепятся к кузову, который и несет всю нагрузку. У несущего кузова есть силовые элементы в передней и задней части — лонжероны. В ходовой части некоторых автомобилей может быть установлен передний и задний подрамник, но это не делает конструкцию рамной. Подрамники крепят к кузову, но эта часть конструкции не считается рамой.
Преимущества конструкции с несущим кузовом:
- Меньше масса.
- Автомобилем проще управлять.
- Автомобиль проще обслуживать и ремонтировать — не нужно отделять кузов от рамы.
Автомобиль рамной конструкции устроен иначе. Его главный несущий элемент — рама. Это сложная конструкция из швеллеров или труб, к которой крепится кузов. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть крепятся не к кузову, а к раме.
Преимущества рамной конструкции:
- Проще в производстве, можно устанавливать разные варианты кузова.
- Больше подходит для перевозки груза, выше грузоподъемность.
- Легче увеличить клиренс.
Объемы в кузове легкового автомобиля
Любой легковой автомобиль можно охарактеризовать разделением на визуальные объемы:
- Однообъемный кузов. Двигатель, пассажиры и багаж — в одном визуальном пространстве. Обычно встречается у микрокаров, минивэнов и микроавтобусов.
- Двухобъемный кузов. Моторный отсек можно визуально отделить от конструкции. Между багажником и салоном — спинки задних сидений, а за ними — шторка или полка. Сиденья обязательно складываются, шторка или полка — снимается. Такой тип кузова у хэтчбэков, универсалов и лифтбэков.
- Трехобъемный кузов. Моторный отсек, пространство для пассажиров и пространство для багажа жестко разделены и находятся в трех разных частях конструкции. Так устроены кузова седанов и купе.
Закрытые кузова
Седан — трехобъемный кузов: моторный отсек и багажник отделены от салона перегородками. Обычно у седана два ряда сидений, четыре двери и большой багажник с крышкой без стекла. У некоторых седанов можно сложить задний ряд сидений — полностью или частично, но это не делает кузов двухобъемным. Полка под задним стеклом несъемная, она увеличивает жесткость кузова.
Главная особенность седана — в салоне достаточно места, чтобы комфортно разместить четырех взрослых. Исторически седанами называли и двухобъемные, и двухдверные кузова, но сейчас это не актуально. В редких случаях рядов сидений может быть три — например, как у ГАЗ-14 «Чайка».
Универсал. Обычно это двухобъемный кузов с пятью дверьми на основе седана. Задняя дверь служит крышкой багажного отсека, который может быть отделен от пассажирского салона шторкой или другой легкой конструкцией.
Длина, колесная база и свес обычно как у седана, реже — чуть больше. Багажник всегда просторный, а его объем легко увеличить, если сложить задние сиденья: тогда в универсале можно без проблем возить крупную бытовую технику или мебель. Задняя дверь при этом в большинстве случаев будет закрываться.
Хэтчбэк — двухобъемный кузов с тремя или пятью дверьми. Внешне может быть похож на универсал, но при этом значительно короче — у хэтчбэка почти нет заднего свеса. Хэтчбэк обычно короче не только универсала, но и седана аналогичной модели.
У хэтчбэков небольшой багажник, но парковаться на них легче. А еще из-за почти вертикальной задней двери у хэтчбэков и универсалов сильно забрызгивается грязью заднее стекло. Именно поэтому на них почти всегда установлен задний стеклоочиститель с омывателем.
Купе — двухдверный трехобъемный кузов. В отличие от седана, купе может быть двух-, четырех- или даже пятиместным. А может иметь посадочную формулу 2 + 2. Это когда на заднем ряду сложно перевозить взрослых пассажиров, комфортно там будет только детям младшего школьного возраста.
Часто у купе более низкая линия крыши. Багажник классического купе — как у седана, с отдельной крышкой без стекла. А еще купе считают более спортивной версией автомобиля. Часто на такие варианты кузовов устанавливают более мощные моторы из линейки доступных для этой модели. Или хотя бы не ставят самые слабые.
Минивэн — автомобиль с двухобъемным или однообъемным кузовом для максимально удобной перевозки пассажиров и багажа. При однообъемной компоновке у минивэна очень короткий капот, а моторный отсек занимает нижнюю переднюю часть салона автомобиля. Минивэн похож на микроавтобус, но меньше по размерам. У микроавтобуса более высокий кузов, в нем можно с комфортом перевозить девять пассажиров или даже больше, а в минивэне — не более восьми.
Внешне минивэн может быть похож на очень большой пятидверный хэтчбэк или универсал с очень высокой крышей. Но свободно ходить по салону минивэна вряд ли получится, этим он тоже отличается от микроавтобуса. Минивэн — машина для больших семей, его важная особенность — наличие 6—8 посадочных мест. Если автомобиль пятиместный во всех комплектациях, то его правильнее считать хэтчбэком или кроссовером.
Лифтбэк — двухобъемный тип кузова — похож одновременно и на седан, и на хэтчбэк. Задняя дверь открывается вместе со стеклом, как у хэтчбэка. Но покатая форма кузова больше напоминает седан: задний свес у лифтбэка обычно больше, чем у хэтчбэка.
Багажником лифтбэка пользоваться так же удобно, как и багажником хэтчбэка, а его объем — как у седана или больше. Его можно увеличить, если сложить задние сиденья и снять полку под стеклом двери багажника. Производители редко используют название «лифтбэк» и придумывают более благозвучные: например, Sportback у Audi или GT у BMW.
Открытые кузова
Кабриолет — открытый кузов, чаще двухдверный, с мягкой или жесткой складной крышей. Иногда кабриолеты с жесткой крышей называют купе-кабриолетами. В салоне кабриолета обычно два ряда сидений и четыре места, но задний диван может быть предназначен только для перевозки детей.
В кабриолетах комфортно водителю и переднему пассажиру. Пассажиры заднего ряда чаще всего обделены и местом для ног, и климатическим комфортом. Механизм складывания крыши может быть с электроприводом или без него — тогда складывать и раскладывать крышу придется вручную.
Родстер — двухместная версия кабриолета. У него только два кресла и обязательно складная крыша. Кузов родстера трехобъемный, а общая длина относительно небольшая — обычно родстер меньше кабриолета того же класса.
Большинство родстеров — это отдельные модели машин. В очень редких случаях автопроизводители выпускают и седан, и хэтчбэк, и родстер одной модели. Крыша родстера может быть мягкой или жесткой, с электроприводом или ручным механизмом складывания.
Тарга — это родстеры с особой конструкцией крыши. У автомобилей с кузовом тарга передние и задние стекла жестко закреплены. Внешне тарга напоминает купе, главное отличие — в усиленной раме за сиденьями и съемной крыше.
Первым такой автомобиль выпустила компания Porsche, но модели с кузовом тарга есть и у других производителей. Сейчас такой кузов — большая редкость, но когда-то он был популярен. Например, такая версия была у Toyota MR2, Toyota Supra, Nissan 100NX и Chevrolet Camaro.
Не кузова, а типы автомобилей
Эти автомобили нельзя классифицировать по типу кузова, но они не менее популярны.
Кроссовер — один из самых популярных классов автомобилей в России. Но у кузова нет никаких особенностей. Обычно это двухобъемный несущий кузов, по форме напоминающий большой хэтчбэк или универсал. Кроссовером его делает увеличенный дорожный просвет.
Внедорожник — еще один весьма популярный класс автомобилей, которые сложно отличить по формальным признакам от некоторых других, таких как кроссоверы. Раньше считалось, что у внедорожника должна быть рамная конструкция и зависимая подвеска с неразрезными мостами. Но отечественная Нива — точно внедорожник, хотя у нее нет рамы. Сложно записать в кроссоверы и Land Rover Discovery, хотя подвеска всех его колес независимая.
Пикап — тип кузова с открытой задней частью для перевозки грузов. Он может быть рамным или с несущим кузовом. Чаще всего пикапы делают на базе внедорожников с рамой: их проще производить, а еще они более грузоподъемны. Пикап может быть двух- или четырехдверным, а отсек для перевозки грузов может быть частью кузова или отдельной конструкцией.
Купе-кроссовер — коммерческое название кроссоверов с более обтекаемой формой кузова, отдаленно напоминающей купе.
Признаков классических купе у них нет: дверей обычно пять, а кузов двухобъемный. Но модели с таким названием лучше продаются: у купе имидж спортивных автомобилей, многим это нравится.
Четырехдверное купе. Считается, что это название впервые использовали для обозначения седана Mercedes CLS.
Несмотря на особенную форму, у этого автомобиля трехобъемный кузов, два ряда полноценных сидений и четыре двери.
Лимузин — удлиненная и максимально комфортная для задних пассажиров версия седана. Иногда так называют длинные версии обычных седанов, например BMW M760L, но на самом деле это не лимузины. У настоящего лимузина всегда есть перегородка между салоном и водителем.
Самый известный в России тип таких машин — стрейч-лимузин. Кузов обычной машины распиливают пополам примерно по центральной стойке, а потом делают вставку нужной длины и собирают машину снова. Например, популярные в России лимузины Hummer собирали сторонние фирмы из обычных Hummer.
Какой тип кузова или автомобиля выбрать
Задача | Тип кузова или автомобиля |
---|---|
Регулярно ездить по городу. В багажнике — сумка и пара пакетов с продуктами | Хэтчбэк или седан |
Перевозить небольшие грузы, возможно инструмент или запчасти | Универсал или лифтбэк |
Ездить по не слишком хорошим дорогам или там, где их плохо убирают | Кроссовер |
Активно отдыхать, выезжать в лес | Внедорожник |
Возить крупногабаритные грузы, мотоцикл или квадроцикл | Пикап |
Возить 3—5 детей | Минивэн |
Возить только себя и выглядеть стильно | Купе, кабриолет или родстер |
Какой тип кузова или автомобиля выбрать
Задача | Тип кузова или автомобиля |
Регулярно ездить по городу. В багажнике — сумка и пара пакетов с продуктами | Хэтчбэк или седан |
Перевозить небольшие грузы, возможно инструмент или запчасти | Универсал или лифтбэк |
Ездить по не слишком хорошим дорогам или там, где их плохо убирают | Кроссовер |
Активно отдыхать, выезжать в лес | Внедорожник |
Возить крупногабаритные грузы, мотоцикл или квадроцикл | Пикап |
Возить 3—5 детей | Минивэн |
Возить только себя и выглядеть стильно | Купе, кабриолет или родстер |
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil