Типы кузова легкового автомобиля
Авто
20K
Обложка — Slav Romanov / Unsplash

Типы кузова легкового автомобиля

Какие бывают и чем различаются
12
Аватар автора

Константин Ищенко

разобрался в типах кузова

Страница автора

Кузов — если не главная, то как минимум самая заметная часть автомобиля.

Но у первых автомобилей его вовсе не было. Двигатель, трансмиссию и детали ходовой части крепили на плоском несущем каркасе, который сейчас называют рамой. Сверху ставили пару сидений, ящик для вещей — и всю эту конструкцию считали транспортным средством. Перевозить людей и грузы на открытых площадках и сиденьях было неудобно и некомфортно, поэтому в начале 20 века к раме стали крепить кузов.

У современных автомобилей чаще всего рамы вообще нет, а ее роль выполняет сам кузов — его называют несущим. Есть и исключения: у некоторых моделей машин, в основном внедорожников и пикапов, все еще можно встретить раму.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Несущий кузов и несущая рама: в чем разница

Абсолютное большинство современных автомобилей — с несущим кузовом. Это значит, что все элементы ходовой части, двигатели и коробки передач крепятся к кузову, который и несет всю нагрузку. У несущего кузова есть силовые элементы в передней и задней части — лонжероны. В ходовой части некоторых автомобилей может быть установлен передний и задний подрамник, но это не делает конструкцию рамной. Подрамники крепят к кузову, но эта часть конструкции не считается рамой.

Преимущества конструкции с несущим кузовом:

  1. Меньше масса.
  2. Автомобилем проще управлять.
  3. Автомобиль проще обслуживать и ремонтировать — не нужно отделять кузов от рамы.

Автомобиль рамной конструкции устроен иначе. Его главный несущий элемент — рама. Это сложная конструкция из швеллеров или труб, к которой крепится кузов. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть крепятся не к кузову, а к раме.

Преимущества рамной конструкции:

  1. Проще в производстве, можно устанавливать разные варианты кузова.
  2. Больше подходит для перевозки груза, выше грузоподъемность.
  3. Легче увеличить клиренс.
Балки прямоугольного сечения в передней части кузова — лонжероны. Они есть и в задней части, но менее заметны из⁠-⁠за пола багажника. Источник: carbodydesign.com
Балки прямоугольного сечения в передней части кузова — лонжероны. Они есть и в задней части, но менее заметны из⁠-⁠за пола багажника. Источник: carbodydesign.com
На верхней схеме — автомобиль с несущим кузовом и двумя подрамниками, передним и задним. На нижней — автомобиль рамной конструкции. Источник: VitaminCo / Shutterstock
На верхней схеме — автомобиль с несущим кузовом и двумя подрамниками, передним и задним. На нижней — автомобиль рамной конструкции. Источник: VitaminCo / Shutterstock

Объемы в кузове легкового автомобиля

Любой легковой автомобиль можно охарактеризовать разделением на визуальные объемы:

  1. Однообъемный кузов. Двигатель, пассажиры и багаж — в одном визуальном пространстве. Обычно встречается у микрокаров, минивэнов и микроавтобусов.
  2. Двухобъемный кузов. Моторный отсек можно визуально отделить от конструкции. Между багажником и салоном — спинки задних сидений, а за ними — шторка или полка. Сиденья обязательно складываются, шторка или полка — снимается. Такой тип кузова у хэтчбэков, универсалов и лифтбэков.
  3. Трехобъемный кузов. Моторный отсек, пространство для пассажиров и пространство для багажа жестко разделены и находятся в трех разных частях конструкции. Так устроены кузова седанов и купе.

Закрытые кузова

Седан — трехобъемный кузов: моторный отсек и багажник отделены от салона перегородками. Обычно у седана два ряда сидений, четыре двери и большой багажник с крышкой без стекла. У некоторых седанов можно сложить задний ряд сидений — полностью или частично, но это не делает кузов двухобъемным. Полка под задним стеклом несъемная, она увеличивает жесткость кузова.

Главная особенность седана — в салоне достаточно места, чтобы комфортно разместить четырех взрослых. Исторически седанами называли и двухобъемные, и двухдверные кузова, но сейчас это не актуально. В редких случаях рядов сидений может быть три — например, как у ГАЗ-14 «Чайка».

Mercedes с индексом кузова W124 — классический пример седана. Задний диван у него был жестко закреплен и не складывался, но у многих современных седанов это возможно. Источник: Art Konovalov / Shutterstock
Mercedes с индексом кузова W124 — классический пример седана. Задний диван у него был жестко закреплен и не складывался, но у многих современных седанов это возможно. Источник: Art Konovalov / Shutterstock

Универсал. Обычно это двухобъемный кузов с пятью дверьми на основе седана. Задняя дверь служит крышкой багажного отсека, который может быть отделен от пассажирского салона шторкой или другой легкой конструкцией.

Длина, колесная база и свес обычно как у седана, реже — чуть больше. Багажник всегда просторный, а его объем легко увеличить, если сложить задние сиденья: тогда в универсале можно без проблем возить крупную бытовую технику или мебель. Задняя дверь при этом в большинстве случаев будет закрываться.

Volkswagen Passat Variant в кузове B8. Источник: RoClickMag / Shutterstock
Volkswagen Passat Variant в кузове B8. Источник: RoClickMag / Shutterstock

Хэтчбэк — двухобъемный кузов с тремя или пятью дверьми. Внешне может быть похож на универсал, но при этом значительно короче — у хэтчбэка почти нет заднего свеса. Хэтчбэк обычно короче не только универсала, но и седана аналогичной модели.

У хэтчбэков небольшой багажник, но парковаться на них легче. А еще из-за почти вертикальной задней двери у хэтчбэков и универсалов сильно забрызгивается грязью заднее стекло. Именно поэтому на них почти всегда установлен задний стеклоочиститель с омывателем.

Volkswagen Golf — наверное, самый известный хэтчбэк. Модель сменила восемь поколений. На фото — электрическая версия e⁠-⁠Golf. Источник: Best Auto Photo / Shutterstock
Volkswagen Golf — наверное, самый известный хэтчбэк. Модель сменила восемь поколений. На фото — электрическая версия e⁠-⁠Golf. Источник: Best Auto Photo / Shutterstock

Купе — двухдверный трехобъемный кузов. В отличие от седана, купе может быть двух-, четырех- или даже пятиместным. А может иметь посадочную формулу 2 + 2. Это когда на заднем ряду сложно перевозить взрослых пассажиров, комфортно там будет только детям младшего школьного возраста.

Часто у купе более низкая линия крыши. Багажник классического купе — как у седана, с отдельной крышкой без стекла. А еще купе считают более спортивной версией автомобиля. Часто на такие варианты кузовов устанавливают более мощные моторы из линейки доступных для этой модели. Или хотя бы не ставят самые слабые.

Классический пример купе — Porsche 911. Несмотря на заднемоторную компоновку и багажник в передней части автомобиля, это двухдверный трехобъемный кузов. Источник: Andrew Zaikovskyi / Shutterstock
Классический пример купе — Porsche 911. Несмотря на заднемоторную компоновку и багажник в передней части автомобиля, это двухдверный трехобъемный кузов. Источник: Andrew Zaikovskyi / Shutterstock

Минивэн — автомобиль с двухобъемным или однообъемным кузовом для максимально удобной перевозки пассажиров и багажа. При однообъемной компоновке у минивэна очень короткий капот, а моторный отсек занимает нижнюю переднюю часть салона автомобиля. Минивэн похож на микроавтобус, но меньше по размерам. У микроавтобуса более высокий кузов, в нем можно с комфортом перевозить девять пассажиров или даже больше, а в минивэне — не более восьми.

Внешне минивэн может быть похож на очень большой пятидверный хэтчбэк или универсал с очень высокой крышей. Но свободно ходить по салону минивэна вряд ли получится, этим он тоже отличается от микроавтобуса. Минивэн — машина для больших семей, его важная особенность — наличие 6—8 посадочных мест. Если автомобиль пятиместный во всех комплектациях, то его правильнее считать хэтчбэком или кроссовером.

В зависимости от комплектации минивэн Ford S⁠-⁠Max может быть пяти- или семиместным автомобилем. А еще у минивэнов много вариантов трансформации салона. Но вместить одновременно и семь человек, и много груза не получится. Источник: Yakub88 / Shutterstock
В зависимости от комплектации минивэн Ford S⁠-⁠Max может быть пяти- или семиместным автомобилем. А еще у минивэнов много вариантов трансформации салона. Но вместить одновременно и семь человек, и много груза не получится. Источник: Yakub88 / Shutterstock

Лифтбэк — двухобъемный тип кузова — похож одновременно и на седан, и на хэтчбэк. Задняя дверь открывается вместе со стеклом, как у хэтчбэка. Но покатая форма кузова больше напоминает седан: задний свес у лифтбэка обычно больше, чем у хэтчбэка.

Багажником лифтбэка пользоваться так же удобно, как и багажником хэтчбэка, а его объем — как у седана или больше. Его можно увеличить, если сложить задние сиденья и снять полку под стеклом двери багажника. Производители редко используют название «лифтбэк» и придумывают более благозвучные: например, Sportback у Audi или GT у BMW.

Благодаря двум вариантам открывания багажника Skoda Superb это седан и лифтбэк одновременно. Но правильнее считать ее лифтбэком: кузов у этого автомобиля двухобъемный. Источник: motorgiga.com
Благодаря двум вариантам открывания багажника Skoda Superb это седан и лифтбэк одновременно. Но правильнее считать ее лифтбэком: кузов у этого автомобиля двухобъемный. Источник: motorgiga.com

Открытые кузова

Кабриолет — открытый кузов, чаще двухдверный, с мягкой или жесткой складной крышей. Иногда кабриолеты с жесткой крышей называют купе-кабриолетами. В салоне кабриолета обычно два ряда сидений и четыре места, но задний диван может быть предназначен только для перевозки детей.

В кабриолетах комфортно водителю и переднему пассажиру. Пассажиры заднего ряда чаще всего обделены и местом для ног, и климатическим комфортом. Механизм складывания крыши может быть с электроприводом или без него — тогда складывать и раскладывать крышу придется вручную.

Кабриолет BMW 4 построен на базе купе и имеет четыре полноценных посадочных места. Но так же комфортно, как в седане, в таком кабриолете не будет. Источник: Ian Reay / Shutterstock
Кабриолет BMW 4 построен на базе купе и имеет четыре полноценных посадочных места. Но так же комфортно, как в седане, в таком кабриолете не будет. Источник: Ian Reay / Shutterstock

Родстер — двухместная версия кабриолета. У него только два кресла и обязательно складная крыша. Кузов родстера трехобъемный, а общая длина относительно небольшая — обычно родстер меньше кабриолета того же класса.

Большинство родстеров — это отдельные модели машин. В очень редких случаях автопроизводители выпускают и седан, и хэтчбэк, и родстер одной модели. Крыша родстера может быть мягкой или жесткой, с электроприводом или ручным механизмом складывания.

Родстер MINI построен на базе трехдверного лифтбэка, а тот, в свою очередь, на базе хэтчбэка. У всех трех кузовов почти одинаковые размеры, но четырехместный — только хэтчбэк. Источник: luizsantanna / Shutterstock
Родстер MINI построен на базе трехдверного лифтбэка, а тот, в свою очередь, на базе хэтчбэка. У всех трех кузовов почти одинаковые размеры, но четырехместный — только хэтчбэк. Источник: luizsantanna / Shutterstock

Тарга — это родстеры с особой конструкцией крыши. У автомобилей с кузовом тарга передние и задние стекла жестко закреплены. Внешне тарга напоминает купе, главное отличие — в усиленной раме за сиденьями и съемной крыше.

Первым такой автомобиль выпустила компания Porsche, но модели с кузовом тарга есть и у других производителей. Сейчас такой кузов — большая редкость, но когда-то он был популярен. Например, такая версия была у Toyota MR2, Toyota Supra, Nissan 100NX и Chevrolet Camaro.

Кузов типа тарга — это не обязательно дорогие спорткары: на фото — Honda CR⁠-⁠X Del Sol, которая на момент выпуска была очень доступной моделью со скромным двигателем 1,6. Источник: luizsantanna / Shutterstock
Кузов типа тарга — это не обязательно дорогие спорткары: на фото — Honda CR⁠-⁠X Del Sol, которая на момент выпуска была очень доступной моделью со скромным двигателем 1,6. Источник: luizsantanna / Shutterstock

Не кузова, а типы автомобилей

Эти автомобили нельзя классифицировать по типу кузова, но они не менее популярны.

Кроссовер — один из самых популярных классов автомобилей в России. Но у кузова нет никаких особенностей. Обычно это двухобъемный несущий кузов, по форме напоминающий большой хэтчбэк или универсал. Кроссовером его делает увеличенный дорожный просвет.

Mazda СХ-3 могла бы быть обычным пятидверным хэтчбэком, но благодаря накладкам из текстурного пластика и увеличенному клиренсу считается кроссовером. Источник: Grzegorz Czapski / Shutterstock
Mazda СХ-3 могла бы быть обычным пятидверным хэтчбэком, но благодаря накладкам из текстурного пластика и увеличенному клиренсу считается кроссовером. Источник: Grzegorz Czapski / Shutterstock

Внедорожник — еще один весьма популярный класс автомобилей, которые сложно отличить по формальным признакам от некоторых других, таких как кроссоверы. Раньше считалось, что у внедорожника должна быть рамная конструкция и зависимая подвеска с неразрезными мостами. Но отечественная Нива — точно внедорожник, хотя у нее нет рамы. Сложно записать в кроссоверы и Land Rover Discovery, хотя подвеска всех его колес независимая.

Пикап — тип кузова с открытой задней частью для перевозки грузов. Он может быть рамным или с несущим кузовом. Чаще всего пикапы делают на базе внедорожников с рамой: их проще производить, а еще они более грузоподъемны. Пикап может быть двух- или четырехдверным, а отсек для перевозки грузов может быть частью кузова или отдельной конструкцией.

Пикапы обычно используют в коммерческих перевозках, а еще их ценят любители активного отдыха и фермеры. На фото — один из самых популярных рамных пикапов, Mitsubishi L200. Источник: Everyonephoto Studio / Shutterstock
Пикапы бывают и с несущим кузовом — например, Honda Ridgeline. Для лучшей жесткости рама интегрирована в кузов, но считать такой пикап рамным не совсем правильно. Источник: The Global Guy / Shutterstock
Похож на купе, но это рамный пикап — Chevrolet El Camino, культовая машина в США. Источник: Gestalt Imagery / Shutterstock

Купе-кроссовер — коммерческое название кроссоверов с более обтекаемой формой кузова, отдаленно напоминающей купе.

Признаков классических купе у них нет: дверей обычно пять, а кузов двухобъемный. Но модели с таким названием лучше продаются: у купе имидж спортивных автомобилей, многим это нравится.

Автопроизводители уже давно пытаются запутать покупателей и предлагают почти одинаковые автомобили с разными названиями. Например, один из кроссоверов от Porsche почему⁠-⁠то называют Cayenne Coupe. Отличить его от обычного Cayenne очень непросто. Источник: porsche.com
Автопроизводители уже давно пытаются запутать покупателей и предлагают почти одинаковые автомобили с разными названиями. Например, один из кроссоверов от Porsche почему⁠-⁠то называют Cayenne Coupe. Отличить его от обычного Cayenne очень непросто. Источник: porsche.com

Четырехдверное купе. Считается, что это название впервые использовали для обозначения седана Mercedes CLS.

Несмотря на особенную форму, у этого автомобиля трехобъемный кузов, два ряда полноценных сидений и четыре двери.

Mercedes CLS в профиль действительно похож на купе, но у него есть задние двери. Источник: Haggardous50000 / Shutterstock
Mercedes CLS в профиль действительно похож на купе, но у него есть задние двери. Источник: Haggardous50000 / Shutterstock

Лимузин — удлиненная и максимально комфортная для задних пассажиров версия седана. Иногда так называют длинные версии обычных седанов, например BMW M760L, но на самом деле это не лимузины. У настоящего лимузина всегда есть перегородка между салоном и водителем.

Самый известный в России тип таких машин — стрейч-лимузин. Кузов обычной машины распиливают пополам примерно по центральной стойке, а потом делают вставку нужной длины и собирают машину снова. Например, популярные в России лимузины Hummer собирали сторонние фирмы из обычных Hummer.

Lincoln Town Car предположительно 1998–2002 года. Когда⁠-⁠то это был седан, но теперь — лимузин. Источник: Art Konovalov / Shutterstock
Lincoln Town Car предположительно 1998–2002 года. Когда⁠-⁠то это был седан, но теперь — лимузин. Источник: Art Konovalov / Shutterstock

Какой тип кузова или автомобиля выбрать

ЗадачаТип кузова или автомобиля
Регулярно ездить по городу. В багажнике — сумка и пара пакетов с продуктамиХэтчбэк или седан
Перевозить небольшие грузы, возможно инструмент или запчастиУниверсал или лифтбэк
Ездить по не слишком хорошим дорогам или там, где их плохо убираютКроссовер
Активно отдыхать, выезжать в лесВнедорожник
Возить крупногабаритные грузы, мотоцикл или квадроциклПикап
Возить 3—5 детейМинивэн
Возить только себя и выглядеть стильноКупе, кабриолет или родстер

Какой тип кузова или автомобиля выбрать

ЗадачаТип кузова или автомобиля
Регулярно ездить по городу. В багажнике — сумка и пара пакетов с продуктамиХэтчбэк или седан
Перевозить небольшие грузы, возможно инструмент или запчастиУниверсал или лифтбэк
Ездить по не слишком хорошим дорогам или там, где их плохо убираютКроссовер
Активно отдыхать, выезжать в лесВнедорожник
Возить крупногабаритные грузы, мотоцикл или квадроциклПикап
Возить 3—5 детейМинивэн
Возить только себя и выглядеть стильноКупе, кабриолет или родстер

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоКакой тип кузова подходит вам больше всего?
  • Sergey AveryanovПокупаю только седаны и купе. Универсалы тоже ничего, но у нас это практически вымерли благодаря SUV и прочим кроссовкам, а так очень бы хотелось Genesis G70 Shooting Brake - и стильно и практично.3
  • СосимбаУ них же багажника почти нет, как мешки с картошкой возить с дачи? Или компост? НЕ ПРАКТИЧНО2
  • Sergey AveryanovСосимба, для компоста и картофана ничего лучше пикапа нет. И хотя своей дачи у меня нет, проверял на родительской. А это авто для города и хайвеев.3
  • Григорий ГоловановКак будто люди кроме мешков с картошкой и рассады ничего не возят. Вы представляете, сколько всего нужно возить с собой, когда едешь на дальняк с детьми?)4
  • Алексей ПетровМне нравятся полноприводные универсалы. Они сочетают комфорт, удобство вождения и относительно небольшие размеры (в отличие от здоровых, прожорливых и валких рамных внедорожников) и отличную вместимость багажника. А полный привод это просто полезно в наших условиях, главное, не думать что у тебя внедорожник и не лезть в грязевые поля:)7
  • Arkadiy D.Тоже поддержу, действительно классная машина которая заточена на город+трасса, идеальный на мой взгляд, для поездок на каждый день и смотаться в небольшое путешествие с семьей, но не съезжая с асфальта.2
  • Николай КорневМне бы подошло купе. Но автомобили с таким типом кузова дороже, чем седаны, поэтому езжу на седане.1
  • GrolribasiВнедорожник и кроссовер - по сути одно и то же, за рубежом их называют SUV или Crossover SUV. А вот знаменитый Эль Камино - совсем не пикап. У него кузов объединён с кабиной и построен он на базе легкового автомобиля. Такие машины распространены в Австралии и называются Ute - ют, утилитарный - машина, на которой не стыдно отвезти жену в церковь в воскресенье, а по будням возить свиней на базар.0
  • GrolribasiSergey, а мне Рено талисман нравится. Чисто внешне очень классный универсал из доступных. Сам езжу на V50)1
  • DGМне нравятся и идеально подходят хэтчбеки и хэтчбекокроссоверы (типа GLA или X1), но следующей куплю я себе седан)0
  • Кристина РуфоваХочу родстер, как машину эгоиста, место для меня и место для сумочки 👌🏼1
  • Владимир ЮрьевичМне очень нравятся купе (именно двухдверные автомобили), собственно им и владею. Мечтаю о родстере мерседесе СЛ или бмв зет4. Думаю, это идеальные машины для путешествий - комфортные, быстрые, дарят кучу приятных ощущений от управления. А еще если и крышу открыть - то обычная загородная поездка превращается в некоторого рода «прогулку». В общем, мне нравятся машины, которые, может и не очень практичные, но готовы подарить много хороших эмоций и поднять настроение.0