Представьте заднеприводную машину, которая разворачивается на асфальтированной парковке: руль до упора влево, она плавно трогается с места.
При этом заднее левое колесо будет вращаться очень медленно. Может показаться, что машина разворачивается вокруг него. Правое заднее колесо при этом будет крутиться гораздо быстрее: ему необходимо пройти большое расстояние. Все это возможно благодаря дифференциалу.
В этой статье мы разберемся, что с ним происходит в момент поворота, из чего дифференциал состоит, каким бывает и сколько денег придется потратить, если его нужно будет обслужить.
Что вы узнаете
Как устроен дифференциал
Дифференциал есть в трансмиссии любого современного автомобиля. Благодаря ему ведущая ось может вращать колеса с разной скоростью.
Вот как устроен классический межколесный дифференциал:
- Корпус дифференциала. На нем закреплена ведомая шестерня редуктора.
- Шестерни-сателлиты. Их обычно две, хотя на грузовых автомобилях может быть и четыре. Сателлиты закрепляют на оси внутри корпуса дифференциала.
- Ось сателлитов — в виде единого стержня, если сателлитов два. Когда их четыре, ось в дифференциале крестообразная.
- Две шестерни полуосей. К ним подходят полуоси колес.
У автомобилей с задним приводом дифференциал размещен в корпусе заднего моста или редуктора. У переднеприводных автомобилей — в коробке передач. В полноприводной машине дифференциалов несколько, могут быть расположены как в корпусе КПП, так и в отдельном корпусе редуктора.
Дифференциалы бывают конические, цилиндрические и червячные. Они различаются типом зубчатой передачи шестерен, но общий принцип строения любого дифференциала одинаковый — планетарный редуктор.
Цилиндрический дифференциал устанавливают на полноприводные автомобили в качестве межосевого. У этого дифференциала обычно разное количество зубьев у шестерен приводов ведущих мостов, что обеспечивает неравномерное распределение крутящего момента между передним и задним мостом.
Например, на внедорожниках крутящий момент распределяется в соотношении 60 к 40:
- На заднюю ось передается 60% крутящего момента. На эту ось приходится часть веса кузова авто или рамы, частично трансмиссии, а при необходимости — прицепа.
- На переднюю ось — 40%. На ней вес двигателя и отчасти трансмиссии.
Момент распределили в соответствии с развесовкой автомобиля, чтобы трансмиссия работала наиболее эффективно. Такую конструкцию называют несимметричной.
Червячный дифференциал можно использовать и как межосевой, и как межколесный. Он симметричный: на шестернях полуосей одинаковое количество зубьев, усилие на колеса распределяется в равном соотношении.
Конический дифференциал тоже симметричный, но его обычно ставят только в качестве межколесного.
Где в автомобиле дифференциал
У переднеприводных автомобилей он находится в коробке передач вместе с главной передачей.
В авто с задним приводом дифференциал расположен в корпусе заднего редуктора. К нему от коробки передач подходит карданный вал.
У машин с полноценным полным приводом в трансмиссии три дифференциала: два межколесных и один межосевой — в раздаточной коробке между двумя ведущими осями. Если отдельной раздатки нет, межосевой дифференциал могут установить прямо в корпусе КПП. У полного привода системы парт-тайм — с жестко подключаемой осью — межосевого дифференциала нет, его роль выполняет муфта включения полного привода.
Как работает дифференциал
Рассмотрим работу дифференциала в трех стандартных ситуациях: при движении по прямой, при повороте, при пробуксовке одного из ведущих колес.
При движении прямо:
- Крутящий момент от ведущей шестерни главной передачи передается на ведомую шестерню и корпус дифференциала.
- Сателлиты передают усилие на шестерни полуосей, но остаются при этом неподвижными.
- Шестерни полуосей вращаются равномерно вместе с корпусом дифференциала, колеса вращаются с одинаковой скоростью.
Когда автомобиль поворачивает:
- Ведущая шестерня главной передачи передает крутящий момент на ведомую шестерню.
- Ведомая шестерня приводит в движение шестерни полуосей.
- Шестерня полуоси того колеса, которое находится ближе к центру поворота, замедляется из-за большего сопротивления и начинает передавать усилие на сателлиты.
- Шестерни-сателлиты начинают вращаться и ускоряют вращение шестерни полуоси внешнего колеса: того, что проходит внешний радиус поворота.
- Ближнее к центру колесо начинает вращаться медленнее, внешнее колесо — быстрее.
Как работает дифференциал, когда колесо пробуксовывает:
- Шестерни полуосей начинают вращаться при передаче усилия от ведущей шестерни.
- Шестерня полуоси того колеса, которое встречает наибольшее сопротивление, замедляется, в движение приходят сателлиты.
- Благодаря сателлитам скорость вращения колеса с наименьшим сопротивлением увеличивается.
Получается, когда автомобиль одним ведущим колесом попадает на лед или застревает в грязи, дифференциал отдает большую скорость туда, где сопротивление меньше. В момент пробуксовки это как раз буксующее колесо. А колесо, которое стоит на твердой поверхности, наоборот, останавливается: у него сопротивление больше. В результате автомобиль никуда не едет. Чтобы решить эту проблему, в дифференциал стали устанавливать блокировки.
Какие бывают блокировки дифференциалов
Блокировка дифференциала не дает передавать большую скорость на колесо с меньшим сопротивлением: так решается проблема пробуксовки. Блокировки бывают ручные или автоматические — такие дифференциалы называют самоблокирующимися. Автоматические блокировки тоже могут быть разными: например, блокировка с помощью вязкостной муфты или червячный дифференциал типа «торсен».
Ручная блокировка дифференциала встречается во внедорожниках с системой полного привода. В дифференциал устанавливают муфту, соединяющую корпус дифференциала с полуосью колеса. Для включения муфты используют пневматический, механический, гидравлический или электропривод. Включить блокировку можно при помощи кнопки в салоне или соответствующего рычага управления трансмиссией. Когда она срабатывает, колеса вращаются с одной скоростью — автомобиль перестает буксовать одним колесом.
Внедорожники с полным приводом ездят в том числе по асфальту, поэтому ручную блокировку нужно отключать сразу после того, как автомобиль съедет с плохой дороги. Если этого не сделать, есть риск повредить детали трансмиссии.
Автоматические блокировки устанавливают и на легковые авто, и на внедорожники: они различаются принципом работы блокирующего устройства.
Вязкостные муфты установлены с обеих сторон редуктора по направлению к каждому из ведущих колес. Они состоят из двух пакетов дисков: один соединен с корпусом дифференциала, второй — с фланцем приводного вала. Корпус муфты, в котором находятся диски, заполняют специальным силиконом. При равномерном движении шестерен диски внутри муфты проворачиваются с одинаковой скоростью и не перемешивают силикон. Когда скорость одного из колес растет, диски начинают перемешивать силикон, он нагревается и становится вязким. Муфта почти полностью блокируется до тех пор, пока скорость колес не выравнивается.
Такую блокировку можно встретить в межосевых дифференциалах полноприводных авто — например, у Субару Импреза GG/G11. Но для настоящего бездорожья она не подойдет: муфта слишком чувствительна к перегревам, а силикон с увеличением пробега теряет свои свойства.
Внутри червячных дифференциалов на месте шестерен-сателлитов устанавливают пары червячных шестерен. Из-за червячного зацепления зубьев такой сателлит может вращаться от ведомой шестерни, но не передает вращение на шестерню полуоси. Поэтому при большой разнице в скорости вращения полуосей червячные шестерни останавливаются, а дифференциал блокируется.
Наиболее распространенный дифференциал такого типа — дифференциал «торсен». У торсенов последних двух поколений все шестерни с червячным зацеплением, а сателлиты расположены вдоль корпуса дифференциала. В первом поколении червячными были только шестерни-сателлиты, и устанавливали их перпендикулярно полуосям. Такая конструкция считается самой мощной среди блокировок своего класса.
Червячные дифференциалы сейчас ставят на автомобили с полным приводом в качестве межколесных и межосевых. Хотя раньше их можно было встретить и у легковых автомобилей. Например, «Ауди» отказалась от торсенов в 2016 году, но до этого ставила их во все свои модели с полным приводом.
Имитацию блокировки дифференциала могут выполнять системы стабилизации автомобиля — ABS, ESP и так далее
Электронная система авто фиксирует изменение скорости вращения одного из колес, увеличивает давление в тормозной магистрали этого колеса и вынуждает дифференциал отдавать усилие другому колесу, так как оно начинает вращаться быстрее.
Подобными имитациями блокировки оснащают все современные автомобили с электронными вспомогательными системами.
Как понять, что с дифференциалом что-то не так
Неисправности дифференциала напрямую влияют на управляемость автомобиля, поэтому очень важно следить за состоянием этого узла и вовремя обнаружить проблему. Если появился посторонний шум от трансмиссии, можно провести первичную проверку самостоятельно.
Для этого нужно вывесить ведущую ось, переключить передачу на нейтральную и прокрутить колеса. Сначала каждое само по себе, потом зафиксировать одно колесо и отдельно прокрутить второе. Если колеса свободно прокручиваются в обоих направлениях без шума и непонятных звуков — с дифференциалом все в порядке. Но если есть сомнения, лучше перестраховаться и заехать на диагностику в сервис.
Межосевой дифференциал таким образом не проверить, но существуют внешние признаки того, что с ним есть проблемы. Вот что еще может указывать на неисправности дифференциала:
- Повышенный шум при увеличении нагрузки — признак износа ведомой шестерни.
- Воющий гул во время работы дифференциала может указывать на износ сателлитов.
- Хруст при различных нагрузках — признак износа подшипников дифференциала или полуосей.
- Посторонние звуки и стук — из-за низкого уровня масла.
- Масляные подтеки — износились сальники и прокладки.
Кроме того, если дифференциал находится в корпусе редуктора, слишком высокая температура поверхности редуктора тоже указывает на неисправность: возможно, нужно долить или заменить масло.
Сколько стоит обслужить или заменить дифференциал
Чаще всего в дифференциале приходится менять расходники: сальники, прокладки, подшипники, пары шестерен. Но бывают случаи, когда необходим более серьезный ремонт или замена узла полностью.
Стоимость расходных материалов для дифференциала
Дифференциал в сборе | От 100 000 ₽ |
Блокировка дифференциала | От 10 000 ₽ за ручную до 100 000 ₽ за пневмо- или электроблокировку |
Шестерни-сателлиты | Аналог — от 1500 ₽, оригинал на иномарку — до 4000 ₽ |
Сальники и прокладки | Аналог — от 150 ₽, оригинал на иномарку — до 3000 ₽ |
Стоимость расходных материалов для дифференциала
Дифференциал в сборе | От 100 000 ₽ |
Блокировка дифференциала | От 10 000 ₽ за ручную до 100 000 ₽ за пневмо- или электроблокировку |
Шестерни-сателлиты | Аналог — от 1500 ₽, оригинал на иномарку — до 4000 ₽ |
Сальники и прокладки | Аналог — от 150 ₽, оригинал на иномарку — до 3000 ₽ |
Стоимость работ, которые могут потребоваться при обслуживании дифференциала
Демонтаж и установка КПП переднеприводного авто | 5000—7000 ₽ |
Демонтаж и установка дифференциала в КПП переднеприводного авто | 5000—7000 ₽ |
Демонтаж и установка дифференциала в редуктор задней оси | 4000—5000 ₽ |
Замена сальников | От 1800 ₽ |
Замена масла | От 600 ₽ |
Стоимость работ, которые могут потребоваться при обслуживании дифференциала
Демонтаж и установка КПП переднеприводного авто | 5000—7000 ₽ |
Демонтаж и установка дифференциала в КПП переднеприводного авто | 5000—7000 ₽ |
Демонтаж и установка дифференциала в редуктор задней оси | 4000—5000 ₽ |
Замена сальников | От 1800 ₽ |
Замена масла | От 600 ₽ |
Запомнить
- Дифференциал позволяет колесам авто вращаться с разными скоростями — это необходимо на поворотах.
- В авто с передним приводом дифференциал стоит прямо в КПП, с задним приводом — в корпусе заднего редуктора. У авто с полноценным полным приводом два межколесных и один межосевой дифференциал.
- Проблему буксующего колеса решает блокировка дифференциала: дифференциал с блокировкой перераспределяет крутящий момент поровну между колесами.
- Дифференциал дешевле вовремя обслуживать, чем менять целиком. Обязательно нужно обращать внимание на посторонние шумы в трансмиссии, подтеки масла на картере КПП или дифференциала, а также на управляемость автомобиля.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil