Как планировать карьерный рост
В какой-то момент специалисты задаются вопросом, что будет с их карьерой дальше.
Одни хотели бы взять на себя новые задачи, другие — расширить круг ответственности, третьи — повысить доход.
Я эйчар-консультант, помогаю соискателям найти работу, составить резюме и подготовиться к собеседованиям. Расскажу, от чего зависит карьерный рост и можно ли его ускорить.
Что вы узнаете
Что такое карьерный рост
Карьерный рост — это продвижение по служебной лестнице. Обычно, когда специалиста повышают в должности, растет и его уровень дохода, но так бывает не всегда.
Главный признак карьерного роста — больше ответственности и влияния на принимаемые в компании решения.
Оператор кол-центра может вырасти до руководителя группы. Раньше сотрудник звонил клиентам и заполнял отчет, а теперь отвечает за продуктивность всей команды: сводит отчеты подчиненных, следит за качеством работы операторов.
Карьерный рост практически невозможен без профессионального, но не равен ему. Рост в профессиональном плане — это развитие навыков, нужных для решения рабочих задач. Повышение уровня компетенций еще не гарантирует продвижение по карьерной лестнице, хоть это и неотъемлемая его часть.
Виды карьерного роста
Вертикальный — продвижение в иерархии компании.
Вы были разработчиком, а стали тимлидом. Теперь вы отвечаете не только за свой код, но и за качество работы команды.
Горизонтальный — рост за счет расширения компетенций, когда сотрудник развивает навыки и выполняет все более сложные и важные для компании задачи, но при этом не становится руководителем.
Разработчик может углубить знания в части системного администрирования и теперь не только писать код, но и управлять инфраструктурой.
Люди, которые обладают лидерскими качествами или хотят их развивать, могут предпочитать вертикальный рост горизонтальному. Но перспективы роста зависят от профессии и устройства компании. К примеру, ИТ-специалист с экспертностью в принятии технических решений может пользоваться в компании большим влиянием, чем менеджеры, и получать зарплату выше, хотя в его подчинении нет ни одного человека.
Рост во фрилансе оценить сложнее, потому что трудно понять, что считать повышением: у фрилансера может быть широкий круг задач, который вписывается в обязанности нескольких должностей. Например, исполнитель работает с клиентами, пишет тексты для рассылок и сам же их верстает.
Кроме того, нет конкретных метрик, по которым можно оценить развитие. Вам нужно ответить на вопросы «Что для меня будет карьерным ростом?», «Какие показатели я буду оценивать?», «Как я измерю результат?».
Представим, что вы работали маркетологом в компании и ушли на фриланс. Можно задаться целью набрать 30 клиентов и оценивать рост по наращиванию базы. Так вы сформулируете критерии для оценки своих результатов.
Какие факторы влияют на карьерный рост
Процессы в компании. В некоторых компаниях — например, в корпорациях — они прозрачные: сотрудник может пройти путь от стажера до руководителя, на каждом этапе есть понятные показатели эффективности, KPI , которые нужно выполнить, чтобы продвинуться выше. Тогда главная задача — узнать критерии и стараться им соответствовать.
Если в организации нет четкой траектории карьерного роста сотрудников, для повышения придется показать больше проактивности и настойчивости. Подробнее об этом расскажу дальше в статье.
Обстановка на рынке труда. Проанализируйте ситуацию в вашей отрасли: посмотрите, на чем бизнес сейчас экономит и во что вкладывается. Появляются новые направления и технологии — люди, которые в них разбираются, могут брать больше денег за свои услуги и за счет уникальных знаний быстрее продвигаться по карьерной лестнице.
Развивайте в текущей роли наиболее востребованные компетенции, например кризисное управление и адаптивность к изменениям. Это станет заделом на будущий карьерный рост.
Коммуникабельность. Продвижение в карьере зависит от умения человека общаться и договариваться. В найме доход сотрудника зависит от начальника, при переходе на фриланс — от клиентов, в своем деле — от партнеров. Чтобы коммуникация с людьми была продуктивной, надо учиться грамотно презентовать себя.
Как составить план карьерного роста
Чтобы добиться повышения, нужно продумать весь путь до финальной точки, в которой вы хотите оказаться, и последовательно к ней двигаться. Вот несколько советов, как это сделать.
Сформулируйте цели. На карьеру в первую очередь влияют ваши осознанность и мотивация. Задайте себе вопросы «Чего я хочу достичь?», «Как я пойму, что мой запрос удовлетворен?», «Как изменятся мои рабочие задачи?».
Цель можно сформулировать так: «Я хочу стать руководителем отдела продаж, потому что у меня хорошая экспертность в этой области и мне нравится передавать знания коллегам. Также я планирую отойти от непосредственного взаимодействия с клиентами, больше влиять на продажи через управление другими специалистами».
Ставя перед собой цель, проанализируйте ситуацию на рынке: посмотрите вакансии, пообщайтесь с коллегами и знакомыми, чтобы оценить, на что можете рассчитывать со своим набором компетенций.
Учитывайте потребности бизнеса, чтобы сравнить ваши личные цели с целями компании. Если вы хотите выйти на европейский рынок, а задача фирмы — развитие продаж на внутреннем, реализовать амбиции на текущем месте работы не получится.
Бывает, что на самом деле специалист хочет не роста ответственности, а повышения зарплаты. Тогда стоит идти к руководителю именно с этим запросом. Карьерный рост — лишь один из способов увеличить доход.
Пропишите KPI. В некоторых компаниях траектория карьерного роста прозрачна и понятна: повышение зависит от результатов аттестации и ваших KPI, формулу расчета которых можно узнать у руководителя.
Но чаще в организациях нет четко прописанных критериев для повышения. Тогда рекомендую поговорить с вашим непосредственным руководителем или эйчаром. Можно спросить напрямую: «Какие цели нужно выполнить или каких показателей достичь, чтобы вырасти до старшего специалиста? Что сделать, чтобы стать руководителем?» Обязательно зафиксируйте и согласуйте договоренности, чтобы сверяться и ссылаться на них в будущем.
Если от руководителя не удалось получить информацию, поговорите с коллегами, которым удалось продвинуться по карьерной лестнице в компании. Их истории помогут наметить траекторию вашего роста.
Также я советую составить или запросить у эйчаров вашей компании матрицу компетенций для желаемой должности. Если вам трудно сделать это самостоятельно, посмотрите, каковы требования к кандидатам в описаниях интересных вам вакансий. Обычно там перечисляются хард- и софт-скиллы, важные для работодателя.
Развивайте навыки. Когда вы определились с целями и критериями оценки, следующий шаг — развитие компетенций и достижение поставленных KPI. Для прокачки навыков можно использовать принцип «70—20—10»:
70% времени посвящать решению задач и отработке навыков на практике;
20% — консультациям опытных коллег, анализу обратной связи;
10% — самостоятельному изучению теории, повышению квалификации.
Трудности могут возникнуть с практикой: чтобы отрабатывать новые навыки, нужно брать задачи повышенной сложности, которыми вы раньше не занимались. Важно проявить инициативу: предложить более опытным коллегам помочь с новым проектом или написать руководителю и попросить дать новые функции.
Презентуйте результаты. Если в вашей компании нет четкой системы оценки сотрудников, ответственность за презентацию сделанного ляжет на вас. Подготовьте список ваших достижений, подкрепите его количественными показателями и представьте начальству.
Как ускорить продвижение по карьерной лестнице
Записывайте достижения. Фиксируйте все успехи в работе, будь то выполнение сложной межкомандной задачи, решение конфликта или внедрение нового процесса. Успешные кейсы можно представить начальнику при разговоре о повышении, подкрепив слова цифрами, фактами из отчетов.
Если вам трудно оценить свои достижения, используйте технику STAR. Вот формула:
Ситуация — Задача — Действие — Результат (Situation — Task — Actions — Results).
Представим, что в вашей компании произошли изменения и вам пришлось адаптироваться под меняющиеся условия и новые цели бизнеса. Вот как описать это в технике STAR:
S — Ситуация. Изменился рынок и стало сложнее купить комплектующие западного производства.
T — Задача. Нужно было найти аналоги соответствующего качества по более низкой цене.
A — Действия. Вы давно общались с производителями азиатского рынка, поэтому подняли старые контакты, познакомились с новыми производителями и предложили компании несколько вариантов комплектующих, подходящих под ваши запросы качества.
R — Результат. Вы смогли предложить клиентам конкурентную цену и продолжить производство качественной продукции.
Принимайте и давайте обратную связь. То, как коллеги оценивают вашу работу, — инструмент, с помощью которого можно проанализировать прогресс и выстроить план развития. Например, кто-то написал в ревью, что вас сложно слушать на встречах, потому что вы слишком быстро говорите. Можно расстроиться и обидеться, но логичнее взять отзыв на заметку и поработать над устными выступлениями.
Если вы претендуете на менеджерскую позицию, обратную связь нужно учиться еще и давать. Для этого можно использовать, например, модель BOFF. Ее формула:
Поведение — Результат — Чувства — Будущее (Behaviour — Outcome — Feelings — Future).
Например, ваш коллега или подчиненный регулярно опаздывает на общекомандные встречи. Как дать обратную связь по BOFF:
Я заметила, что ты опаздываешь на 10—15 минут. Обычно на встрече около пяти человек, а значит, когда мы ждем, мы теряем 50 минут рабочего времени. Мне грустно, что мы теряем ценное время на ожидание. Я рассчитываю, что в будущем ты будешь приходить вовремя.
Чтобы в обратной связи была ценность, нужно опираться на факты, быть конкретным и отмечать не только провалы, но и достижения сотрудников.
Благодаря документации о продукте, которую ты подготовил, новые сотрудники быстрее адаптируются к работе и показывают первые результаты. Они отмечают, что написано все ясно и по делу, поэтому в основном не нужно обращаться с вопросами к коллегам. Спасибо, с твоей помощью мы сэкономили время и смогли уложиться в краткие сроки.
Что делать, если уперся в потолок в карьере
Иногда сотрудникам кажется, что их развитие в компании застопорилось. Работа кажется рутинной, им хочется расширить зону ответственности, решать более сложные задачи, влиять на развитие компании. Вот что можно сделать в таком случае.
Сформулируйте, чего именно хотите. Иногда ощущение потолка возникает из-за снижения мотивации. Тогда стоит составить список, что вас привлекает и зажигает, какие функции и задачи вам интересны, и выстроить рабочий процесс так, чтобы решать как можно больше интересных вам задач.
Если с мотивацией все в порядке, вы настроены брать на себя больше и чувствуете в себе силы, тогда хорошо начинать планирование карьерного роста, понимая конечную цель, к которой вы стремитесь.
Рассмотрите вакансии внутри компании. Узнайте, есть ли в компании позиция с задачами, которые вам интересны. Может оказаться, что это место даже свободно, — обсудите возможный переход с эйчаром или руководителем.
Компании стремятся удерживать ценных сотрудников, так что вам могут предложить варианты: перейти в другую команду или взять руководство над новым проектом, где предстоит выстраивать процессы с нуля и есть поле для реализации. Если альтернатив нет, а развиваться хочется, посмотрите предложения других организаций на сайтах по поиску работы.
Развивайте навыки. Определитесь, каких компетенций вам не хватает. Поговорите с эйчаром или руководителем об ожиданиях и узнайте, чему вам стоит научиться, чтобы получить новую должность.
Будьте настойчивы и активны. Инициируйте встречи с руководителем, коллегами из других компаний. Широкий кругозор, знание рынка и нетворкинг — ваши помощники на пути к карьерному росту.
Запомнить
- Карьерный рост — это продвижение по служебной лестнице. Обычно, если сотруднику предлагают более ответственную должность, растет его уровень дохода, но не обязательно.
- Вертикальный карьерный рост — когда специалист продвигается в иерархии компании. Горизонтальный — продвижение за счет расширения компетенций.
- На карьерный рост влияют процессы в компании, обстановка на рынке труда и коммуникабельность специалиста. На кризис на рынке труда повлиять нельзя, но можно развить полезные навыки, например кризисное управление или стрессоустойчивость.
- Сотрудник, желающий продвинуться по карьерной лестнице, должен уметь принимать и давать обратную связь: это помогает оценить прогресс. Важно, чтобы комментарии опирались на факты, были конкретными и учитывали не только провалы, но и достижения.
- Если вы уперлись в карьерный потолок, сформулируйте ваши цели и выясните, можно ли получить желаемое в вашей компании. Определите, какие навыки и умения нужны, чтобы перейти на более высокую должность, и переговорите с руководством. Договоренности нужно зафиксировать, чтобы в будущем сверяться с показателями.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie