Как подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку
Образование
73K
Фотография — Solskin / Getty Images

Как подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку

Структура, критерии, требования

9
Аватар автора

Мария Армянинова

готовит к ОГЭ по русскому языку

Страница автора

Устное, или итоговое, собеседование сдают все выпускники девятых классов во вторую среду февраля. В 2024 году это будет 14 февраля.

Еще есть время подготовиться к собеседованию, ведь от этого зависит допуск к основному государственному экзамену. К счастью, устное собеседование состоит всего из четырех несложных заданий. Оценки за него тоже не ставят, только зачет и незачет.

В материале разберемся в структуре, критериях устного собеседования и методах подготовки.

Шпаргалка: письма для тех, кто учится
Статьи о том, как поступать, экономить на учебе и искать работу. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Что такое устное собеседование

Собеседование проверяет коммуникативные навыки выпускников девятых классов, а именно чтение текста вслух, пересказ текста с цитатой, способность к монологу и диалогу.

Также итоговое собеседование служит допуском к основному государственному экзамену, ОГЭ. Для успешной сдачи необходимо набрать минимум 10 баллов из 20 — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст экзамен с первого раза, будут еще две попытки: во вторую рабочую среду марта и в первый рабочий понедельник мая. В 2024 году это 13 марта и 6 мая. Если выпускник не справится и тогда, его не допустят летом к письменной части.

Как проходит устное собеседование

Регламент устанавливают Рособрнадзор и Министерство просвещения. Во вторую среду февраля ученики отправляются на занятия по расписанию — в течение дня их будут вызывать в класс, где проходит экзамен. После участник возвращается на урок, но уже в другой кабинет, где нет тех, кто не сдавал. На каждого ученика отводят примерно 15 минут, но многие справляются быстрее.

В аудитории находится три человека: экзаменатор-собеседник, эксперт и ученик. Эксперт не участвует в экзамене, а просто слушает ответы и оценивает работу. Так как экзамен школы проводят сами, это может быть кто-то из штатных учителей по русскому и литературе.

В начале экзамена участник получает текст для чтения, черновик, материалы для монолога. С собой нужно принести черную гелевую ручку. Во время экзамена ответы записывают на диктофон, об этом уведомляют в начале экзамена.

Результат — «зачет» или «незачет» — участник экзамена узнает не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения.

Из каких заданий состоит устное собеседование

Экзамен состоит из двух частей, включающих четыре задания. Первая часть — чтение текста вслух и подробный пересказ с цитатой. Во второй части ученик рассказывает монолог и участвует в диалоге. Разберем каждое задание.

Как проходит устное собеседование

Чтение текста. Участнику дают текст из четырех абзацев на 170—200 слов, обычно он посвящен выдающимся согражданам прошлого и настоящего: ученым, изобретателям, космонавтам, писателям, врачам, спортсменам и так далее.

На подготовку к чтению у ученика есть 2 минуты. За эти 2 минуты необходимо обратить внимание на все имена, фамилии, даты, города, термины, которые могут вызвать затруднения при прочтении.

Пример текста из демоверсии 2023 года
Пример текста из демоверсии 2023 года

Максимальный балл за это задание — 3 балла. Его оценивают по трем критериям: интонации, темпу чтения, искажению слов. За соответствие каждому критерию дают 1 балл. Самые расхожие огрехи, из-за которых баллы не получить:

  1. Игнорирование знаков ударения: «фельдшЕр» вместо «фЕльдшер».
  2. Искажение имен собственных: «Чилинганов» вместо «Чилингаров». При этом инициалы читать не нужно: «М. Ю. Лермонтов» будет «Лермонтов». Но если имя и отчество написаны целиком, читаем их целиком. Если запнулись, читаем снова, тогда это не ошибка, если не исправились, засчитают искажение.
  3. Грамматические ошибки при склонении числительных: «более пятиста» вместо «пятисот». Засчитают грамматическую ошибку.
  4. Нарушение темпа: слишком быстрое прочтение или слишком медленное. Так как на чтение дают две минуты, нужно примерно уложиться в них, такой темп будет оптимальным.
  5. Интонация не соответствует знакам. Если предложение восклицательное, покажите это интонационно. Если ученик понижает интонацию, как бы завершая предложение, а в тексте стоит запятая, оценку снизят.

Если у ученика есть дефект речи, на оценку он не повлияет.

Критерии оценки чтения из методических рекомендаций ФИПИ
Критерии оценки чтения из методических рекомендаций ФИПИ

Пересказ текста с включением цитаты. После чтения вслух участник пересказывает текст, цитируя приведенное высказывание. Время на подготовку — 2 минуты.

В этом задании у школьника есть поле для заметок. Грубо говоря, все, что он успеет записать, можно спокойно использовать при пересказе. Во время ответа у ученика забирают исходный текст, оставляют только черновик и цитату.

Пример задания из демоверсии 2024 года
Пример задания из демоверсии 2024 года

Поскольку у всех экзаменационных текстов одинаковая структура, из каждого абзаца достаточно вычленить микротему — главное, буквально одну-две фразы — и составить из них целостный текст, не искажая его и не добавляя микротемы. Например, в пересказе текста на 4 абзаца должно быть 4 микротемы: лучше придерживаться логики исходного варианта.

В микротеме важно не просто вставить высказывание, но и назвать источник. В этом помогут фразы вроде:

  • неслучайно Юлиана Малыхина, школьная подруга Екатерины Ивановой, говорила: «…»;
  • по словам Екатерины Ивановой, школьной подруги Юлианы Малыхиной…
  • как сказала Екатерина Иванова, школьная подруга Юлианы Малыхиной…
  • нельзя не согласиться со словами Екатерины Ивановой, которая сказала…

Некоторые думают, что цитату можно просто добавить в конце. Это не совсем так: иногда в тексте описаны конкретные события, цитата приводится одного из участников, с его мнением, оценкой и так далее. Поэтому будет странно и ошибочно добавлять цитату в конец, если по контексту она вписывается в другое место.

Максимальный балл за это задание — 4. Самые частые ошибки включают фактические неточности вроде неправильной даты или имени, пропуск цитаты или микротемы, бедность синтаксиса. Если упущена одна микротема, снимут балл.

Точные даты можно не озвучивать, а просто указать век, например «в первой половине 19 века». Если не уверены, вообще не говорите дату. Многие выпускники, готовясь к пересказу, забывают о цитате и теряют 2 балла. Если же цитата просто прочитана — минус 1 балл, потому что цитирования не было. Как правильно привести цитату:

  1. Предложение с прямой речью. Самый простой вариант — Елена Малышева говорила: «Это норма!».
  2. Предложение с косвенной речью. Здесь предстоит составить сложносочиненное предложение: «Елена Малышева говорила, что это норма».
  3. Использовать вводные слова. «Например, как говорила Елена Малышева, это норма».
Критерии оценки второй части текстового задания
Критерии оценки второй части текстового задания

Монолог. Теперь начинаются устные ответы. В монологе ученику предложат выбрать один из трех типов речи — повествование, описание или рассуждение — и придумать высказывание минимум на 10 фраз-предложений. На подготовку к монологу дадут 1 минуту, пользоваться черновиком нельзя.

Составители считают, что все три темы одинаковые по сложности, но по мнению большинства выпускников, самая простая — это описание, а сложная — рассуждение. Что бы вы ни выбрали, вам будут предоставлены опорные вопросы.

Главное в монологе — учитывать логику при любом типе речи. Также помните, что фразы считаются по количеству грамматических основ.

Пример задания из демоверсии 2024 года
Пример задания из демоверсии 2024 года

Если ученик выбирает описание, он в 10 фразах должен рассказать о черно-белой фотографии из примера. Как правило, описание начинают с фразы: «Передо мной фотография. На ней я вижу…». План описания такой:

  1. Общая характеристика фотографии: «Передо мной фотография, на которой школьники посещают музей Великой Отечественной войны».
  2. Детали. Проходимся по заднему и переднему плану: «На переднем плане я вижу мальчика, одетого в школьную форму, с указкой, он рассказывает своим одноклассникам о важном экспонате. На заднем плане я вижу стенды с описаниями военных событий».
  3. Еще опишите, во что одеты герои на фотографии, их эмоции, окружение, природу, погоду.
  4. Не бойтесь фантазировать, опишите детально мелкие вещи на картинке или расскажите предысторию фотографии.
  5. Подытожьте все позитивной нотой: «Я считаю, что такие уроки в музее полезны для школьников».
Пример задания из демоверсии 2024 года
Пример задания из демоверсии 2024 года

Повествование — это небольшая последовательная история, так что следите за логикой. В задании также попросят осветить несколько вопросов. План повествования выглядит так:

  1. Кратко опишите, что произошло, когда, где, кто участвовал.
  2. Как пришла эта мысль, идея, подготовка к событию — этому типу характерно обилие глаголов.
  3. Кульминация, само событие, описание всех деталей.
  4. Эмоции после события.
  5. Какие сделали выводы, какой результат события.
Пример задания из демоверсии 2024 года
Пример задания из демоверсии 2024 года

Рассуждение по структуре похоже на сочинение: вступление, основная часть, заключение. Здесь важно заявить тезис, далее его аргументировать и подвести итог. План таков:

  1. Ответ на вопрос — это и есть тезис, мысль, которую вы будете доказывать или опровергать.
  2. Аргументы за или против тезиса.
  3. Вывод.

Максимальный балл за монолог — 3 балла. Частая ошибка здесь — выстраивать вопросно-ответную форму изложения. Монолог должен выглядеть как цельное высказывание, а не как ответы на вопросы, и содержать нужное количество фраз. Если фраз будет 9, а не 10, вычтут балл. Считайте их самостоятельно, еще лучше — сказать 11 фраз.

Пример задания из демоверсии 2024 года
Пример задания из демоверсии 2024 года
По каким критериям оценивают монолог: если привести менее 5 фраз, можно потерять два балла
По каким критериям оценивают монолог: если привести менее 5 фраз, можно потерять два балла

Диалог. Экзаменатор-собеседник задает вопросы, которые представлены у него на карточке. Ученик их не видит, только слышит. Необходимо без подготовки ответить на 3 вопроса, хотя их может быть больше. После диалога экзамен окончен, ученик идет обратно в класс.

Максимальный балл здесь — 2 балла. Важно ответить развернуто, объяснить причину и следствия — иначе снизят результат. В целом большинство вопросов построены так, что ответить односложно не получится. Если ученик не справляется, собеседник может задать ему наводящие вопросы:

  • — Кто для вас авторитет?
    — Папа.
    — Почему папа?
    — Потому что он дает эффективные советы, может выслушать и решить любую проблему.
Экзаменатор выбирает тему в зависимости от того, какой тип монолога выберет ученик
Экзаменатор выбирает тему в зависимости от того, какой тип монолога выберет ученик
Экзаменатор выбирает тему в зависимости от того, какой тип монолога выберет ученик
Критерии оценки четвертого задания: они сформулированы широко, так что за мелкие огрехи баллы вряд ли снимут

Критерии оценивания итогового собеседования

Помимо оценки за конкретное задание эксперт выставляет баллы за общую грамотность ответов: за задания 1—4 можно заработать 12 баллов плюс 8 баллов дополнительно, итого 20 баллов. Всего критериев пять:

  1. Орфоэпические ошибки — неверное ударение, произношение терминов и имен.
  2. Грамматические ошибки — неверное управление, например «поступил на финансовый университет».
  3. Речевые нормы — ошибки в употреблении определенной лексики, к примеру «тщательно» вместо «тщетно».
  4. Богатство речи — насколько обширен словарный запас выпускника, разнообразие синтаксических конструкций.
  5. Фактологическая точность — не допущено ли фактических ошибок в датах, цифрах, именах, топонимах и так далее.
Примеры грамматических ошибок — в целом в грамотной речи их и так немного
Примеры грамматических ошибок — в целом в грамотной речи их и так немного
Примеры речевых ошибок: есть и неверные фразеологизмы, и жаргон
Примеры речевых ошибок: есть и неверные фразеологизмы, и жаргон

Как готовиться к итоговому собеседованию

Главный ресурс — это раздел на сайте ФИПИ, посвященный экзамену. Там опубликованы демоверсии, критерии оценки.

Еще пригодятся обучающие видео на «Ютубе» вроде тех, что проводила я: по сочинению в целом и типичным ошибкам. Наконец, опубликовано несколько тематических сборников:

  1. «Итоговое собеседование» от И. П. Цыбулько, стоит около 800 ₽ на «Озоне».
  2. «Итоговое собеседование» от В. К. Скрипки, Е. Н. Скрипки, стоит примерно 200 ₽ на «Лабиринте».

Что можно попробовать сделать самому:

  • читать тексты вслух;
  • склонять числительные, соблюдая грамматические нормы;
  • изучить способы цитирования;
  • пересказывать тексты, параграфы, будет полезно развивать память с помощью заучивания стихов;
  • следить за речью, избегать слов-паразитов;
  • если есть возможность, участвуйте в пробных итоговых собеседованиях.

Памятка по итоговому собеседованию

  1. Итоговое собеседование — это формат допуска к ОГЭ. Сдать его нетрудно, однако не стоит отклоняться от регламента и критериев.
  2. Экзамен проверяет коммуникативные навыки, умение спонтанно говорить.
  3. В экзамене четыре задания: чтение, пересказ, монолог и диалог. На проведение уходит около 15 минут.
  4. Чтение и пересказ проверяют на одном тексте. Его важно прочитать выразительно и без запинок. Но если поправить самого себя, то искажения не зачтут.
  5. В качестве монолога можно выбрать повествование, описание или размышление. В каждом случае нужно сказать не меньше 10 предложений.
  6. Диалог ведет экзаменатор — заранее тему не узнать.
  7. Результаты экзаменов скажут в течение 5 дней.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Мария Армянинова
Как вы считаете, какое задание устного экзамена самое сложное?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество