Что такое метавселенная и когда она появится

47
Что такое метавселенная и когда она появится
Аватар автора

Ефим Гугнин

такой мета-мета

Страница автора

Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.

В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.

В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.

Что такое метавселенная

Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.

Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.

Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».

На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

Как должна работать метавселенная, по мнению Meta и Марка Цукерберга. Источник: Meta
Как должна работать метавселенная, по мнению Meta и Марка Цукерберга. Источник: Meta

Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как «что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».

Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.

Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:

  1. Быть постоянной. Никаких пауз или перезагрузок — это имманентный, бесконечный мир.
  2. Существовать синхронно для всех и в реальном времени.
  3. Не иметь ограничения на количество пользователей.
  4. Иметь полностью работающую внутреннюю экономику. Люди могут не только тратить в ней деньги, но и зарабатывать, открывать свой бизнес, инвестировать и продавать.
  5. Связывать воедино реальную жизнь и виртуальную. Это не столько отдельный от настоящего мир, сколько его аугментация, дополнение.
  6. Предоставить пользователям «беспрецедентную совместимость» данных. Чтобы, если вы купили одежду для своего аватара в Fortnite, вы могли использовать ее в любой другой игре или приложении.
  7. Быть открытой для любых авторов и контент-мейкеров, которые могут создавать собственные «экспириенсы» внутри метавселенной.

Зачем нужна метавселенная

Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.

Вместо того чтобы общаться с плоскими изображениями коллег в Zoom, можно будет оказаться с ними за одним столом в 3D-офисе, взять в руки цифровые документы и показать свою презентацию на специальной доске. После пойти с друзьями в магазин одежды с виртуальной примерочной или заняться тест-драйвом полной копии реального автомобиля со всеми правильными физическими характеристиками.

Часть из этого можно делать уже сейчас, но в метавселенной пространства меняются без видимых «швов» и смены приложений. В теории можно провести полноценный нагруженный день, не снимая VR-очки.

Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.

Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.

Пример использования метавселенной — из презентации Meta. Источник: Meta
Пример использования метавселенной — из презентации Meta. Источник: Meta

А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.

С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.

В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.

В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.

К каким сложностям стоит готовиться метавселенной

До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.

Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.

Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.

Впрочем, уже сейчас Apple в приложении Fintess+ добавила возможность проходить одну и ту же тренировку одновременно с друзьями и видеть, кто отстает или ушел далеко вперед. На изображении — пример от Meta того, как могли бы выглядеть тренировки в метавселенной. Источник: Meta
Впрочем, уже сейчас Apple в приложении Fintess+ добавила возможность проходить одну и ту же тренировку одновременно с друзьями и видеть, кто отстает или ушел далеко вперед. На изображении — пример от Meta того, как могли бы выглядеть тренировки в метавселенной. Источник: Meta

Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.

Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.

Тим Суини считает, что, «чтобы изменить интернет», разработчикам нужно будет стандартизировать игровые экономики так же, как когда-то это произошло с электронной почтой. Ведь в начале существования всемирной сети, у каждой компании были свои проприетарные системы, которые работали только внутри организации.

Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.

Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.

То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.

Насколько скоро мы увидим метавселенную

Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.

На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.

В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.

Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.

Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.

В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.

Концерт Трэвиса Скотта в Fortnite

В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.

Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.

Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.

Единым игровым движком, на котором должна работать метавселенная, вполне может стать Unreal Engine — все от той же Epic Games. Во-первых, он доступный и понятный даже тем, кто слабо разбирается в программировании. Во-вторых, его давно используют вне игровой индустрии: с помощью Unreal Engine проектируют здания и механизмы, его задействовали в съемках сериала «Мандалорец», чтобы убедительнее показать несуществующие фантастические миры.

Во-вторых, последняя итерация движка способна создавать в реальном времени огромные детализированные пространства. Очевидно, что компания и дальше будет двигаться в сторону доступности и масштабности.

До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».

Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.


Ефим ГугнинЧто бы вы хотели увидеть в метавселенной?
  • really niceРубильник аннигиляции этого ада.7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Это будет типа как в Диптауне у Лукьяненко?9
  • Иван Иваныч ИвановЕсть ощущение, что все эти восторги опять не особо обдумали. Все эти криэйторы забывают простой факт - люди уходят в онлайн как раз чтобы избавиться от многих вещей, присущих обычной жизни. Например, когда-то муссировали идею того, что постепенно игры должны становиться более интерактивными, что человек надевает шлем, берёт в руки палку и бегает, как в стрелялке. Но дело в том, что никто не хочет бегать, тем более в холоде под дождём с 50 кг снаряжения. Все хотят, сидя в тёплом доме с чипсами, бургером и колой, "бегать" под дождём в Чернобыле ночью и стрелять монстров или бандитов. Эффект присутствия тут не нужен, несмотря на кажущуюся гениальность идеи. Или товар какой-то посмотреть? Это можно сделать и на экране браузера, для этого не нужен метавёрс. Не говоря о том, что метавёрс предполагает только зрительно-звуковое участие, тактильности и обоняния там ещё долго не будет. Поэтому все эти метаверсы, по моему скромному мнению, фокусируются не на том. Просто создать виртуальную копию пятёрочки, чтобы я, как идиот, в шлеме у себя по дому ходил и виртуально выбирал виртуальный плавленый сырок - это так себе идея. Вместо этого нужно создавать новую ценность всей этой идеи. Например, посидеть в ботаническом саду, сидя дома. Или на берегу пляжа. То есть, а) чего ты точно не получишь у себя в квартире, и б) о чём ты мечтаешь. Поэтому, думаю, что в нынешнем презентованном виде этот метавёрс - скорее, очередной фантастический рассказ. Хорошо, что о нём думают, но о нём ещё долго и много надо думать. В связи с этим, кстати, я бы был осторожен с инвестициями во всякие "вёрсы", сейчас 100% полезут стартапы.44
  • Димур ВолковЛабиринт Отражений же1
  • Виктория ЗоринаДумаю, что до покупки Oculus Quest 2 я более скептично отнеслась бы к этой идее. Теперь могу сказать, что это крутая тема, и если хоть в каком-то виде получится - будет интересно. Когда собралась купить VR-очки, мне говорили: "Да зачем они, смартфон и кардборд-очки - то же самое". Нет, народ, вообще не то же самое. У меня большой опыт просмотра кино в аймаксе, но тираннозавр реально пугает только в нормальных очках :)))3
  • Антоша ТворожокИван, я бы начал с мета-магазина. Примерить штанишки/футболку на своём неидеальном теле. Как сделают, поговорим о вселенной...9
  • Сергей ЕвгеньевичАлександр, тут возникает закономерный вопрос: если человек настолько погружен в виртуальность, что ему влом даже сходить в реальный магазин для примерки, может ему эта реальная одежда не очень-то и нужна?12
  • ks pesВспомнила, пока читала, эпизод «Бросок гадюки» из Чёрного зеркала) А вообще как-то пугает это всё, многие люди и так реальной жизнью практически не живут15
  • Антон ГеерВот чего бы я точно не хотел увидеть — это воплощения второй серии первого сезона Чёрного зеркала. «Не хотите отвлекаться от работы в мета-офисе на Руки-загребуки? Оплатите премиум подписку».5
  • Иван Иваныч ИвановАлександр, если есть чем, то ты можешь подумать и потом объяснить мне, каким образом ты собираешься вещь примерять? Налепить на свой виртуальный образ? Это уже сейчас можно, даже где-то видел. Или ты матрицы насмотрелся и решил, что тебе метавёрс и тактильность налепит? Ну бог в помощь. Но даже если и такое изобретут - погугли картинки на тему "одежда в интернете ожидание реальность". Ты вначале одежду всего мира стандартизируй, чтобы М из подвала в горах Китая точно совпадала с М из подвала в Елабуге. А то намеряешь там у себя в метавёрсе, а потом будешь в мешке ходить. Да и зачем тебе одежда, по метавёрсу можно голышом бегать. Тем более, там можно будет себе и всё недостающее надуть ;)5
  • Наталья Ингеройнен (Крылова)Вот бы надела я такая очки и иду по своему городу, а вокруг Монако, яхты, солнце0
  • Red FoxВот оно, время «Суррогатов»! Готовимся как к плюсам, так и минусам.1
  • Kyleтьфунатебя, точно об этом же подумал1
  • KyleМне кажется они там совсем оторвались от реальности в своей долине какая мета? Из фейсбука врятли что-то дельное выйдет, только если раздуют акции на хайпе и купят. Вспоминается Лабиринт отражений с Диптауном с вирутальными барами и барделями. В обычной жизни ты грузчик а в виртуальной крутой чел. Технологии сделки круг0
  • Alexтьфунатебя, видимо да) Я когда читал, все время думал - хоть бы этих технологий никогда не было на самом деле.3
  • Toad RashНе нужна нам эта метавселенная9
  • Андрей НазинНаталья, и наступаешь в собачью какашку, а через очки она ничего такая, вполне симпатично сидит на подошве ступни 😂3
  • ДусяДалбо@0
  • ОсяВ Метавселенной я желаю видеть результат Большого Взрыва моего собственного СОЗНАНИЯ. По результату которого родилась Новая Жизненная философия Электронной Эры Инклюзивного Эгоцентризма Человека. Постулат которой: От каждого по ВОЗМОЖНОСТИ! Каждому по ОСОЗНАНИЮ! При этом утверждается понятие Великой Всеобщей СПРАВЕДЛИВОСТИ которую мне удалось сформировать как: "Справедливость это СИНТЕЗ безопасности Человека и осознанной возможности реализации его ЛИЧНОГО потенциала." Что представляется в Электронной Эре исключительно благодаря Интеллекратии, которая заменит демократию.0
  • Ника ПетроваЯ думаю в ближайшие 20 лет после ее создания ими могут пользоваться только люди с высоким достатком1
  • NХотела бы увидеть,чтобы у них не получилось сделать из людей киборгов!Вот что я хотела бы видеть!1
  • Larisa AlboronПервыми кто пострадают от мета- будут их радетели ,выдумщики ,визуализаторы реальности созданной Сущим ... Все уже было прежде нас и мы знаем ,чем все закончилось ,из бумажных источников под названием - книги и там все написано.. Да и почитайте книгу Еклесиаста ...( Библия )! В книге грузинского поэта Шота Руставели есть цитата ,великая и применяется ко всем и ко всякому времени :" Нет дороги ,что для СМЕРТИ была бы узка,"СИЛЫНЫХ" со слабыми равняет и разит ее рука !" Уверена ,что вечная жизнь и блаженство на земле этой истерзанной, это самое страшное наказание и Суд ! Будьте осторожны и внимательны к навязываемымому вам во " благо"... Благими намерениями устлана дорога в Ад ( в Мету )!0
  • Михаил МихальчукПо мне, это очередная Вавилонская башня. Не получится.0
  • Vladimir V.Идея с тем, что я могу в любом месте развернуть электронный экран любого размера и подключить ещё и коллег - впечатляет. Дайте 2.0
  • Alexander DzigunenkoДоброту и мироутыорение!0
  • Владислав ШубниковСколько будет стоить купить игровую приставку, для игры в стимулятор фермы? Живу в деревне, вечерами делать нечего. А ещё хочу метавселенскую кошку, да чтоб как Мурка, из детства, прям вот такая чтоб была. А лет в 60 встать на доску, да как показать моим электронным внукам как я могу электронно-@#уенно кататься, эх!1
  • ЮрийБыло бы прикольно там играть гонять в баскет.0
  • Володя ТринадцатилетнийMETA Вселенная уже создана- зачем ждать ?0
  • Валентин Андреевоцифровка сознания1
  • Илона румянцеваТак странно, а кто выбирал это будущее? Почему оно для всех? Я, допустим, не хочу жить в таком мире. Это полный отстой. Создан для людей - пользователей, которые бесконечно сидят в компах и игра в сегу или денди это лучшее воспоминание из детства. Полная дичь...1
  • Сергей Б.Описанное выше пока совсем как-то не завлекает, думаю, что-то измениться с интернетом, но это будет не так, как описано в статье. Это всего лишь фантазии и представления предпринимателей, но рынок сам регулирует необходимость нового товара/услуги. Часто с видоизменениями первоначальной задумки автора/предпринимателя.0
  • Aхel SizovНадеюсь, что этот образ жизни, жить в придуманной вселенной, появится не скоро. Нет, не потому что этого не желаю, я просто понимаю что это как всегда будет вводится раньше, чем всё что там должно будет работать, проверяется на правильность и безупречность функционала. Просто потому, что все мы глупые людишки. Как разработчики, которые спешат что-то поскорее применить и поскорее получать прибыль, так и ещё более глупые пользователи, которые разрешают приводить в действие, не до конца проверенные технологии, потому что рынок технологий и предложений в цифровой индустрии, уже давно перенасыщен и людишки бесятся от незнания, чего же им ещё хочется. Главное чтобы это было что-то необычное и совершенно другое. Я просто вижу как всё что в последнее время изобретено и введено в эксплуатацию, не работает как должно с самого начала, а лишь в последующих и постоянных изменениях и лишь на основании очень многочисленных жалоб пользователей по поводу неработающих нововведений, делается хоть что-то.0
  • ОляВы безумцы! Для вас жизнь человека это игра? Решили поиграть в ,,Бога", человечество не ваша собственность и возмездие долго ждать вам не придется.0
  • Tanya Myataглупость, которая обречена на провал. Так же, как массовое помешательство на миссии Mars One одно время, Mars One Ventures AG стал банкротом в 2019 году.0
  • Jane PreobrazhenskayaЭто уже было в Симпсонах!0
  • Виктор Яковлевич СтепанищевВозможность связаться с любым человеком, находящемся в любом месте земного шара. Возможность посетить любое место на земном шаре.0
  • Anna KolesnikowaОДНА НАДЕЖДА ГОСПОДА БОГА.0
  • Татьяна РахубаКак зарабатывать и открыть свой бизнес и общаться0