Как быть ответственным пешеходом
Авто
19K

Как быть ответственным пешеходом

Какие права и обязанности у тех, кто ходит пешком

30
Аватар автора

Илья Кушнирук

разобрался, как быть пешеходом

Страница автора

В России за 2023 год из-за нарушения ПДД пешеходами к началу ноября уже произошло более десяти тысяч ДТП. В них погибло почти две тысячи человек.

И это только ДТП, которые вошли в официальную статистику ГИБДД.

Расскажем, как пешеходу правильно вести себя на дороге, в каких ситуациях пешеход прав и как не попасть под колеса автомобиля.

Кто считается пешеходом

Пешеходом может быть любой человек на дороге  , пешеходной или велосипедной дорожке, если он не в автомобиле или не на мотоцикле и если он не выполняет на дороге какую-то работу.

Любой участник дорожного движения в любой момент может стать пешеходом: водитель — когда покидает автомобиль, пассажир — когда выходит из автобуса или такси.

Дорожный рабочий не пешеход, пока не прекратит работы на проезжей части. Как только это случится, он обязан выполнять требования, установленные для пешеходов.

Еще к пешеходам относят людей в инвалидных колясках, тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, СИМ  , а также тех, кто ведет за руль велосипед, мопед или мотоцикл, везет сани или тележку.

Какие законы и правила определяют поведение пешеходов

Основной документ, требования которого пешеход обязан соблюдать на дороге, — Правила дорожного движения. Раздел ПДД об обязанностях пешеходов — не единственный с требованиями к тем, кто не за рулем. Поэтому правила нужно соблюдать целиком — для пешеходов важны и знаки, и сигналы светофора, и многое другое.

Ответственность пешехода за нарушение ПДД установил Кодекс об административных правонарушениях. Штрафы для пешеходов указаны в статьях 12.29, 12.30 КоАП РФ.

Уголовный кодекс напрямую не предусматривает уголовную ответственность отдельно для пешехода. Но если он нарушает закон, будет отвечать — например, за умышленное повреждение автомобиля.

Обязанности пешехода по ПДД

Обязанности пешеходов описывают пункты 4.1—4.8 ПДД.

Пешеход может двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, велопешеходной дорожке. Если на дороге есть все три элемента сразу, можно выбрать любой из них, нарушением это не будет.

Если на дороге нет тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек, можно двигаться по обочине.

Если обочины нет, можно двигаться по велодорожке.

Если нет и велодорожки, по дороге с разделительной полосой можно двигаться по внешнему краю проезжей части. Тогда пешеходу нужно идти навстречу движению автомобилей. А вот те, кто передвигается в инвалидных колясках, ведет за руль мотоцикл, мопед, велосипед или средство индивидуальной мобильности, должны двигаться по проезжей части по ходу движения транспорта.

У пешехода преимущество перед велосипедистами и теми, кто управляет СИМ, кроме случаев, когда он идет по велодорожке: тогда он должен уступить дорогу велосипедистам и водителям СИМ.

Чтобы повысить безопасность, ночью  , в туман или дождь  вне населенных пунктов пешеход обязан носить предметы со светоотражающими элементами — причем так, чтобы водители их видели. Например, спрятать светоотражающий жилет в сумку нельзя: сотрудники ГИБДД посчитают это нарушением, пешехода могут оштрафовать. В населенных пунктах носить такие предметы лишь рекомендуют и за их отсутствие не накажут.

Пешеходы могут двигаться по дороге организованной колонной  . Впереди и сзади колонны, слева от нее идут сопровождающие с красными флажками. Минимальное количество людей в колонне — три, двое из которых сопровождающие. А вот двоих колонной уже не считают.

Ночью и в туман сопровождающие вместо флажков должны нести включенные фонари: впереди — белый, сзади — красный  . Колонны детей можно водить в сопровождении взрослых только по тротуарам, пешеходным дорожками или обочинам и только днем.

Если группа людей идет в одном направлении, но не соблюдает все обязательные условия — например, друзья вместе идут в магазин, у них нет сопровождающих, колонна не обозначена флажками или фонарями, — ее нельзя считать организованной колонной, даже когда люди в ней идут строем. В отношении такой группы правила для организованных колонн не действуют.

Например, люди в организованной колонне могут идти по четыре человека в ряд по краю проезжей части по ходу движения транспорта, а обычные пешеходы — лишь в один ряд и навстречу движению и только если на дороге нет тротуаров, пешеходных дорожек и обочин.

Если на дороге пешеходный светофор, пешеходы обязаны соблюдать требования его сигналов, а если его нет, — требования сигналов транспортного светофора. У пешеходного светофора, в отличие от транспортного, сигналы двух цветов в виде силуэта пешехода: зеленый разрешает движение, а красный — запрещает.

Сигналы такого светофора обязательны для пешеходов, а вот водители ими руководствоваться не обязаны
Сигналы такого светофора обязательны для пешеходов, а вот водители ими руководствоваться не обязаны

Если на дороге регулировщик  , его указания обязательно нужно выполнять, даже когда они противоречат требованиям сигналов светофора, знакам или разметке  .

Если вы хотите подробнее узнать о работе регулировщика:

Пешеход обязан соблюдать требования любого регулировщика. Если не выполнить указания дорожного рабочего в жилете, каске и с жезлом, который регулирует движение, — ответственность будет такая же, как при нарушении требований сотрудника ГИБДД.

Переходить проезжую часть пешеход может двумя способами — по пешеходному переходу или без него.

Пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный специально для того, чтобы пешеходы переходили дорогу или трамвайные пути. Его обозначают специальными знаками или разметкой.

Если пешеходного перехода нет, дорогу можно переходить на перекрестке — по линии тротуаров или обочин. Если в пределах прямой видимости нет ни перекрестков, ни переходов, а на дороге нет разделительной полосы, ее можно перейти под прямым углом к проезжей части.

Такая разметка позволяет перейти дорогу как под прямым углом к тротуару, так и по диагонали. Источник: «Яндекс-карты»
Такая разметка позволяет перейти дорогу как под прямым углом к тротуару, так и по диагонали. Источник: «Яндекс-карты»

Пешеходу нельзя переходить дорогу  :

  1. В зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».
  2. По проезжей части — если в зоне видимости пешеходный переход.
  3. По диагонали — на нерегулируемом пешеходном переходе, если нет разметки, которая разрешает переходить дорогу таким образом.
  4. По проезжей части вне населенного пункта ночью или в туман — если с собой нет светоотражающих элементов.
  5. Если на дороге разделительная полоса.
  6. Если на дороге ограждение — независимо от того, на обочине оно или на разделительной полосе.
  7. Если дорога плохо просматривается в обе стороны — например, из-за кустов или поворота.
Знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
Знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
Если на дороге ограждение, переход запрещен. Но если пройти чуть дальше — до знака «Пешеходный переход», то можно перейти дорогу по правилам. Источник: «Яндекс-карты»
Если на дороге ограждение, переход запрещен. Но если пройти чуть дальше — до знака «Пешеходный переход», то можно перейти дорогу по правилам. Источник: «Яндекс-карты»

Как правильно переходить дорогу. Вот что нужно сделать, чтобы перейти дорогу по правилам:

  1. Посмотреть по сторонам и оценить расстояние до приближающихся автомобилей.
  2. Не начинать переходить дорогу, не будучи уверенным в безопасности.
  3. Не замедлять шаг на проезжей части, кроме случаев, когда это нужно для безопасности — например, поднять упавшего ребенка.
  4. Не создавать помех для автомобилей — например, нельзя вставать посреди дороги и блокировать движение.
  5. Не выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, не убедившись, что приближающихся машин нет.
  6. Если не успели закончить переход на зеленый сигнал светофора, остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, только когда снова загорится зеленый или когда это разрешит регулировщик.
  7. При приближении автомобилей с мигалками синего или синего с красным цветов нужно немедленно освободить проезжую часть.
Рядом со знаком пешеходного перехода могут устанавливать табличку с напоминанием, что пешеход должен убедиться в безопасности. Фотография: пресс-служба Управления Госавтоинспекции по Московской области
Рядом со знаком пешеходного перехода могут устанавливать табличку с напоминанием, что пешеход должен убедиться в безопасности. Фотография: пресс-служба Управления Госавтоинспекции по Московской области

Права пешехода по ПДД

У пешехода кроме обязанностей есть и права:

  1. Свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам — при условии соблюдения ПДД.
  2. Получать информацию о безопасных условиях дорожного движения — из знаков, дорожной разметки и указателей, а если этого недостаточно, можно обратиться с запросом к местным властям и в ГИБДД.
  3. Получать информацию о причинах ограничений или запрета движения по дорогам.
  4. Получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
  5. Получать бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при ДТП.
  6. Возместить ущерб, если получил телесные повреждения — например, упал в яму на пешеходной дорожке или стал участником ДТП.
  7. Обжаловать незаконные действия должностных лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Реализация прав не автоматическая. Пешеходу не выплатят компенсацию только по факту сломанной ноги или перекрытой дороги, из-за которой он опоздал на работу. О нарушении прав нужно заявить, а в некоторых случаях и представить доказательства. О том, как это сделать, мы рассказывали в статьях:

Ответственность пешеходов за нарушения ПДД

Ответственность пешеходов за любое нарушение может быть административной, уголовной и гражданско-правовой. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Административная ответственность для пешеходов предусмотрена статьями 12.29 и 12.30 КоАП.

Если пешеход нарушил ПДД, но не создавал помех автомобилям и это не привело к причинению вреда — например, перешел дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, — его могут оштрафовать на 500 ₽  .

Если нарушение пешеходом ПДД создало помехи для движения автомобилей — например, перешел дорогу в неположенном месте, в результате чего водителям пришлось тормозить, — возможен штраф до 1000 ₽  .

Если пешеход нарушил правила дорожного движения, чем причинил вред здоровью потерпевшего легкой или средней тяжести  — например, чтобы не наехать на пешехода, водитель автомобиля свернул в кювет, получил травму и попал в больницу, — пешехода могут оштрафовать на 1000—1500 ₽  .

Уголовная ответственность. Например, если пешеход умышленно уничтожил или испортил чужое имущество стоимостью дороже 5000 ₽, он совершил уголовно наказуемое преступление. Самый частый случай — когда он пинает дверь или ломает зеркало автомобиля, который ему помешал. За такое можно лишиться свободы на срок до двух лет  .

В Южноуральске пьяный пешеход проходил мимо стоящего во дворе автомобиля и без очевидных причин разбил стекло, сломал бампер, повредил двери и багажник, после чего его задержали полицейские. Суд признал мужчину виновным и приговорил к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год. Также его обязали возместить материальный ущерб, расходы на экспертизу и судебные издержки.

Гражданско-правовую ответственность пешеходов регулируют статьи 1064 и 1079 Гражданского кодекса.

Если пешеход причинил вред чужому имуществу, но сделал это неумышленно, оснований для привлечения к уголовной ответственности нет. Но вот возместить ущерб он все равно должен  . Например, если пешеход случайно поцарапает сумкой машину соседа на парковке, он должен заплатить за ремонт. Если у водителя полис каско, ремонт оплатит страховая компания, но потом может подать иск к пешеходу и взыскать эти деньги с него.

Но если пешеход пострадает в ДТП, оплачивать его лечение всегда будет водитель. Автомобиль — источник повышенной опасности. Вред, причиненный им, возмещает владелец — независимо от наличия вины  . Это значит, что даже невиновный водитель будет оплачивать лечение пострадавшего пешехода, если не докажет, что действовал в состоянии крайней необходимости.

В ноябре 2023 года в Люберцах водитель увидел пешехода с мачете и сбил его. В теории водителя нужно было привлечь к ответственности — есть и потерпевший пешеход, и ДТП, и умысел. Но агрессивные действия пешехода угрожали окружающим — а значит, водитель действовал в состоянии крайней необходимости. Это освобождает водителя от уголовной ответственности. А еще суд может освободить его от возмещения ущерба сбитому пешеходу.

Запомнить

  1. Пешеход не всегда прав.
  2. Регулировщик главнее светофора, знаков и разметки.
  3. Ночью или в туман стоит носить одежду со светоотражающими элементами.
  4. Пешеход, в зависимости от ситуации, может нести административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Илья КушнирукСтали ли вы тщательнее соблюдать ПДД в качестве пешехода, когда сдали на права и сели за руль?
  • МаксимСигналишь перед зеброй, где пешеходам горит красный, потому что можешь не успеть затормозить на скользкой дороге, если они начнут переходить, потому что они уже стоят на проезжей части — они начинают перебегать.2
  • RufinaleЯ не водитель, но когда езжу на переднем пассажирском - наблюдаю всегда одну и ту же картину - люди элементарно не смотрят по сторонам. вне зависимости красный или зеленый свет. или думают, что им обязательно должны уступить дорогу на зебре без светофора, идут напрямик3
  • lapsus_naturae"Например, если пешеход случайно поцарапает сумкой машину соседа на парковке, он должен заплатить за ремонт". Вот интересно, а в случаях, когда машина стоит не на парковке, а например, перед мусорными баками?) Каждый раз приходится протискиваться между машинами - что будет, если содержимое мусорного мешка прошкрябает машине бок?)3
  • cat ownerRufinale, ну так по сторонам посмотреть - это ж надо от телефона оторваться, вы что! ))3
  • Rufinalecat, бесят!0
  • ГогаRufinale, у человека поворачивается не только голова, но и глаза, а также есть переферийное зрение.4
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, это в точности такая же ситуация с точки зрения закона.0
  • lapsus_naturaeДмитрий, ок, тогда буду ставить мусор прямо на такие машины, чтобы не пострадать самой из-за каких-то долбоящеров)1
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, и это точно такая же ситуация :).0
  • lapsus_naturaeДмитрий, поподробнее, пожалуйста) каким образом это наносит повреждения машине?)0
  • Дмитрий Мамонтовlapsus_naturae, "если пешеход случайно поцарапает..."0
  • Даниил ПоповПешеходы носите светоотражающие элементы особенно зимой. Они действительно очень помогают.4
  • WTFRufinale, вообще пешеходам ОБЯЗАТЕЛЬНО должны уступить дорогу на зебре без светофора, но многие водятлы, вместо того, чтобы перед зеброй сбросить скорость, наоборот, ускоряются, чтобы не дай бог, пешеход не успел выйти на переход до того, как они к нему подъедут.5
  • WTFlapsus_naturae, у нас один примат пару раз поставил машину на тротуар, причем так, что пройти мимо него и припаркованных рядом машин, не обтеревшись об них, было практически нереально. Следующим утром я случайно поцарапал монеткой бок этого автомобиля по всей его длине. С тех пор его на этом месте ни разу не видел.3
  • Кристина"Пешеходу нельзя переходить дорогу ... по диагонали — на нерегулируемом пешеходном переходе, если нет разметки, которая разрешает переходить дорогу таким образом." А если на перекрестке одновременно всем машинам красный, всем пешеходам зеленый, дается всего 20 секунд на переход, но нет диагональной разметки, то я как пешеход имею право идти по диагонали? По такой ситуации не нашла информации в статье.0
  • Антон КармановКристина, пункт 4.3 ПДД достаточно чётко даёт ответ на это. Технически пешеходный переход определяется дорожными знаками, а разметка только дополняет знаки, но сама по себе без знаков она не даёт права переходить дорогу.0
  • Антон КармановКак водитель могу сказать что с пешеходами проблем меньше всего возникает. Больше всего проблем возникает с велосипедистами, которые, когда им выгодно, ссылаются на ПДД (например принципиально едут по обочине при наличии широченных свободных тротуаров на Садовом), а когда им не выгодно (например когда им кровь из носа надо ехать во второй или третьей полосе на Садовом), то закрывают на ПДД глаза.1
  • Анатолий БизяевАнтон, как велосипедист скажу, что с тротуарами и дорогой вопрос точно такой же как и загадка о двух стульях. Ты или едешь в потоке, где опаснее, но едешь сильно быстрее и зачастую сильно удобнее или ты едешь просто с миллиардом пешеходов, сумасшедших самокатчиков, колясок и прочих электровелокурьеров. Представьте, что у вас через каждые 100м светофор или лежачий, причем весьма сильно приподнятый лежачий, и вы поймете о чем я. У вменяемых велосипедистов на дороге, по большому счету, 2 проблемы - объезд автобусных остановок и объезд припаркованных авто. И то и другое связано с перестроениями, которые даже с зеркалами и опытом делать банально сложно и таки страшно даже не в Москве на садовом. А перестраиваться на велике в 3 полосу на шестиполосном шоссе это априори клиника, тут я с вами согласен.1
  • WTFМаксим, просто выбирайте скорость, соответствующую дорожным условиям, чтобы успеть затормозить :)1
  • МаксимWTF, нарушение ПДД: езда со слишком медленной скоростью, которая создаёт помехи другим участникам движения.0
  • КристинаАнтон, а в чем тогда прикол такого режима светофоров на некоторых перекрестках, если "по правилам" я должна тратить лишние минуту-полторы на ожидание? И это еще при условии узких тротуаров. Можно кого-то заставить нанести соответствующую разметку?0
  • WTFМаксим, ПДД пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. Обратите внимание на последний пункт. Если скорость не позволяет в данных условиях остановиться перед переходом при выходе на него пешехода, значит она выбрана неправильно.2
  • Заясь, заясьЕсть ещё просьба к паркующимся не в положенных местах: оставляйте для пешеходов проход пошире, некоторые с колясками. Иногда коляска еле протискивается (что опасно для машины), иногда приходится с коляской заходить в гигантскую лужу, обходя машину, а иногда ситуация "или взлетай, или делай крюк в два длинных дома"0
  • Антон КармановКристина, можно, письма в ГИБДД или организацию города, занимающуюся организацией дорожного движения. В Москве такому письму рады будут, ибо дорожники не знают куда деньги девать и с жиру бесятся: я когда экзамен сдавал на права, то чуть ли не каждую неделю какие-то новые знаки бесполезные ставили и разметку наносили. В регионах уже сложнее, но как мне говорили 10 лет назад такие письма помогают получать деньги из бюджета, мол люди пишут.2
  • КристинаАнтон, спасибо, попробую написать. К сожалению, не Москва)0
  • Алексей МасловскийWTF, а можно было вызвать ГАИ, которая выписала бы штраф и эвакуировала нарушителя. Тогда бы он был наказан по закону, а не по понятиям.0
  • WTFАлексей, а ГАИ приехала бы через 3 часа и никого не нашла. Или вообще бы не приехала.1
  • Maria>> Еще к пешеходам относят людей в инвалидных колясках, тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, СИМ Эмм.. Подскажите, это кто относит к пешеходам электросамокатчиков, электровелосипелистов, моноколесников и тд? По последним ПДД СИМ - это транспортные средства, а «использующие» их - водители транспортных средств. Это я не разбираюсь в ПДД или автор опоздал больше чем на полгода со статьей?!1
  • Jürgen FürstenbergПосле получения прав и попадания в ранг водителей моё видение ПДД изменилось в корне. Сам себя оцениваю очень дисциплинированным пешеходом -- перехожу дорогу только по зебре, и, обязательно убедившись, что мне уступают дорогу. Причём это касается и тех случаев, когда пешеходный переход находиться в нескольких десятках метрах от меня. Также в сумерках и ночью при переходе нерегулируемых пешеходных переходов обязательно "подсвечиваю себя" фонариком смартфона, чтобы меня хорошо видели водители автомобилей. К этому же приучил детей.0