Что такое средство индивиду­альной мобильности
Авто
22K

Что такое средство индивиду­альной мобильности

Где и как можно ездить на электросамокатах, моноколесах и гироскутерах
53
Аватар автора

Илья Кушнирук

разобрался в ПДД для СИМ

Страница автора

Средство индивидуальной мобильности, СИМ, — это индивидуальное транспортное средство с электродвигателем. Самый распространенный тип такого транспорта — электросамокаты.

К СИМ также относят электроскейтборды, моноколеса, сигвеи, гироскутеры и другие подобные устройства — кроме электровелосипедов. Если мощность мотора электровелосипеда менее 0,25 кВт, ПДД считает его обычным велосипедом, а если 0,25—4 кВт — мопедом.

Самокаты или скейтборды без электродвигателя и роликовые коньки к СИМ не относят, а того, кто их использует, ПДД считают пешеходом.

Всех, кто управляет СИМ, ПДД считают водителем  , даже если электродвигатель не работает — например, разрядилась батарея. А если он спешивается и ведет СИМ за руль, становится пешеходом  .

Кто и где может ездить на СИМ

Дети до 7 лет должны ездить только в сопровождении взрослых и лишь по тротуарам, пешеходным, велопешеходным дорожкам со стороны движения пешеходов и в пешеходных зонах  .

Дети от 7 до 14 лет могут ездить без взрослых, но тоже только по тротуарам, пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам и в пешеходных зонах  .

Дети старше 14 лет и взрослые должны ездить по велосипедной, велопешеходной дорожке, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов  .

На СИМ массой менее 35 кг можно ездить еще и в пешеходных зонах, а также  :

  1. По пешеходным дорожкам и тротуарам — если нет велосипедных дорожек или по ним нельзя проехать либо для сопровождения ребенка младше 14 лет, который едет на СИМ.
  2. По обочине — если нет велосипедных и пешеходных дорожек или по ним нельзя проехать.
  3. По правому краю проезжей части — если нет ни велосипедных, ни пешеходных дорожек, ни обочин или по ним нельзя проехать, скорость на дороге ограничена 60 км/ч, а на СИМ есть тормоза, звуковой сигнал, фара или фонарь белого цвета спереди и световозвращатели со всех сторон: спереди — белого цвета, по бокам — оранжевого или красного, сзади — красного. Ехать можно только в один ряд, а обгонять или объезжать другие транспортные средства с левой стороны нельзя.

Можно ли входить в метро или магазин с СИМ. Если владелец не едет, а несет СИМ в руках — его считают пешеходом. Входить в общественные места со своими вещами, в том числе с транспортным средством, не запрещено.

Поэтому со сложенным СИМ в руках можно свободно зайти в магазин или торговый центр, метро, автобус, парикмахерскую или подъезд. Главное — не создавать помех окружающим и соблюдать правила.

Так, например, в Московский метрополитен можно зайти с багажом, если сумма его измерений по длине, ширине и высоте не превышает 150 см  . У большинства электросамокатов в сложенном виде габариты меньше. А вот кататься по станциям и переходам метро на СИМ нельзя  .

Какие права нужны, чтобы ездить на СИМ

Чтобы управлять СИМ, водительское удостоверение не нужно. СИМ не относят к механическим транспортным средствам  , для управления которыми обязательно ВУ  .

Водитель СИМ, как и любой участник дорожного движения, должен соблюдать требования дорожных знаков, светофора, регулировщика, дорожной разметки  .

Если он нарушит ПДД, понесет ответственность — но не как водитель, а как пешеход или велосипедист. Его не могут оштрафовать за нарушения ПДД, за которые наказывают водителей автомобилей, например за парковку в неположенном месте. Он также не обязан предъявлять водительское удостоверение или документы на транспортное средство сотрудникам ГИБДД, оформлять полис ОСАГО или ездить в шлеме.

Как правильно ездить на СИМ

Водители СИМ должны соблюдать дополнительные требования ПДД.

Не превышать максимальную скорость. Ездить на СИМ можно со скоростью не выше 25 км/ч  .

Уступать дорогу. В пешеходных зонах преимущество всегда у пешеходов. Водитель СИМ не должен создавать им помех, а если это неизбежно — обязан снизить скорость, чтобы не ехать быстрее пешеходов, или спешиться и вести СИМ за руль  .

В велосипедных зонах у СИМ и велосипедов преимущество перед автомобилями  .

Если нужно пересечь проезжую часть вне перекрестка, водитель СИМ должен уступить дорогу автомобилям, которые едут по ней  .

Быть хорошо видимым. Ночью, в туман или дождь у водителя СИМ должны быть предметы или одежда со световозвращающими элементами. В городе это рекомендация ПДД, а за городом — обязательно  .

Соблюдать требования сигналов светофора и регулировщика. Если СИМ едет по пешеходной дорожке или тротуару — пешеходного светофора, если по велодорожке — велосветофора  . Если на дороге регулировщик, нужно соблюдать требования его сигналов для пешеходов  .

Соблюдать требования знаков. В ПДД есть несколько знаков, которые прямо регулируют движение СИМ.

Где и как ездить на СИМ запрещено

Водителям СИМ запрещено  :

  1. Перевозить груз, который мешает управлять СИМ или выступает за его габариты на полметра по длине или ширине.
  2. Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией.
  3. Перевозить детей до 7 лет, если нет оборудованного детского сиденья.
  4. Поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге есть трамвайное движение или больше одной полосы в одном направлении.
  5. Пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешившись.
  6. Буксировать другие СИМ или велосипеды, если это не предусмотрено конструкцией.
  7. Ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  8. Ехать по проезжей части дороги, если нет тормозов, звукового сигнала, световозвращателей и фары — например, на моноколесе  .
  9. Обгонять или объезжать с левой стороны транспортные средства при движении по правому краю проезжей части.
  10. Ездить по дорогам, где максимальная разрешенная скорость больше 60 км/ч.

Что будет, если ехать на СИМ и нарушить ПДД

Того, кто управляет СИМ, ПДД считают водителем. Но если он нарушит правила, его можно привлечь к ответственности только как пешехода или велосипедиста.

За любые нарушения ПДД водителя СИМ оштрафуют как велосипедиста — на 800 ₽  .

Если водитель СИМ пьян, но не нарушает ПДД, его нельзя лишить водительских прав — и неважно, есть они или нет. Но можно выписать штраф за то, что он находится в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения — 500—1000 ₽, — или арестовать на 15 суток  .

Если водитель СИМ был пьян и нарушил ПДД, его оштрафуют на 1000—1500 ₽  .

Если водитель СИМ создал помехи другим транспортным средствам, его ждет штраф — 1000 ₽  . Но только если он помешал автомобилям — за то, что перегородил проезд для других СИМ, его не оштрафуют.

Если водитель СИМ нарушил ПДД и это причинило вред здоровью легкой или средней тяжести, возможен штраф — 1000—1500 ₽  .

Запомнить

  1. СИМ — индивидуальное транспортное средство с колесами и электродвигателем.
  2. Тот, кто управляет СИМ, с точки зрения ПДД — водитель. Но оштрафовать его можно только как пешехода или велосипедиста.
  3. Управлять СИМ можно в любом возрасте, но с разными ограничениями.
  4. Чтобы управлять СИМ, водительские права не нужны.
  5. Ездить на СИМ можно по пешеходным и велосипедным дорожкам, по обочинам, а в некоторых случаях — по проезжей части дороги, если максимальная разрешенная скорость на ней не превышает 60 км/ч.


В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Илья КушнирукЧто бы вы изменили в ПДД для электросамокатов и других СИМ? Расскажите в комментариях:
  • Повелительница рыбкадля меня это кринж, боюсь таких людей10
  • АлексСИМ отличное решение. Но прежде чем запрещать - неплохо бы сделать условия. А то честно говоря для пешеходов порой условия, хуже чем для авто (про сим и вело молчу вообще). ЗЫ: сам на моноколесе езжу3
  • PlrnkХмм, курьеры на 500Вт электровеликах ездят, как в последний раз, никаких прав естессно у них нет. Со встречки через двойную сплошную на красный прыгнуть на тротуар? Да изи. С ними дорожное движение превращается в Мумбай, и от этого часто свинское отношение к адекватным пользователям СИМов. На обычном велике на проезжей части в первую очередь опасаюсь этих товарищей, далее уже карш и таксисты по частоте безумных поступков и проездов "на тоненького". Сами курьерские службы дают повышенные ставки для электровеликов, стимулируя их к быстрой езде без отдыхов и ожидания светофоров. Вполне можно их контролировать по треку и скорости движения, штрафовать за превышение 25 км/ч (с зонами замедления до 20), по типу кикшеринга. Сам перепробовал все возможные СИМы и их аналоги, от мощных до простых, катаюсь по правилам, пешеходы в приоритете, мимо детей и животных еду 0.001 км/ч. Сейчас оставил себе велики (гравийник и гибрид), мех.самокаты и лёгкий электро, колесо v8f18
  • Повелительница рыбкаАлекс, вы на моноколесе по проезжей части передвигаетесь?5
  • Повелительница рыбкаPlrnk, я как пешеход вижу опасность быть сбитой на тротуаре9
  • Повелительница рыбкаPlrnk, да, дети на электросамокатах меня тоже пугают, много несчастных случаев на тротуарах с участием колес или колеса. Тротуар для пешеходов. У нас в Спб это особо актуальная проблема. Было бы неплохо вело-самокато-дорожки.13
  • Жок СырокДо того как делать правила для СИМ, нужна база в Коап и велополосы хотя бы. Ну и так как инфраструктура полностью отсутствует сейчас, то есть шанс строить ее используя все самые хайповые методики из вижон зеро например, чтобы людей не пугали штрафами за нарушения, а сама среда чтоб не позволяла нарушить. Ну или была такой, чтоб не возникало желания нарушать10
  • Илья Нечаевстатейка не содержит в себе правила на сим более 35кг. и к тому же в третьем пункте раздела "где можно двигаться на сим?" тут написано "скорость на дороге ограничена 60 км/ч" - это имеется ввиду что двигаться можно по пч, где скорость для автотранспорта не выше 60 кмч. А то некоторые могут подумать что по пч можно 60кмч на самокате поливать. На СИМ всегда 25 кмч , даже по пч1
  • d1mmmkPlrnk, я хз как вы будете распознавать по лицу какую-нибудь 100-килограмовую мразь в шлеме и броне, несущейся на моноколесе под 50км/час по тротуару, очень часто таких встречаю, подумываю о "копье", чтоб выставлять, подпирая ногой, перед собой при появлении подобных на горизонте.8
  • Анатолий БизяевPlrnk, >Дети на самокатах тоже пугают? На самом деле, наличие детей на самокатах, даже простых, и, особенно, "трюковых", по уровню напряга находится очень близко к камазу, который обгоняет тебя на трассе. Ладно, когда приходится ездить по тротуару на велосипеде, нужно было принимать во внимание, что мелочь по сторонам не смотрит и передвигается рандомно с рандомной скоростью, так они теперь на самокатах и двигаются еще быстрее. Ездить по ДОП сейчас на велосипеде проще, быстрее и местами безопаснее. Такие дела.7
  • Михаил ЧерёмушкинPlrnk, кстати как в метро, до колеса часто докапываются? Вообще в статье бред полный, по правилам метро по хорошему запрещено0
  • Михаил РадькоНо если нету велодорожки ехать рядом с тротуаром где ездят автомобили ? И нужно ли одевать отражающий жилет жёлтый ?2
  • Ирина ПанушкинаМихаил, в Москве в метро к колесу вообще ноль внимания. Главное по станциям не кататься)) Если рядом везти, оно как маленький чемоданчик.0
  • АНДРЕЙ2
  • NataliaТекущие правила ПДД в отношении СИМ это полный мрак, прокатчики пролоббировали знатно. Убойная сила у этих тварей как у мотоцикла, но ездят они по тротуарам и не несут вообще никакой ответственности.26
  • Ирина ШипиловаЗаконодательно приравнять электросамокаты к обычным, а их водителей к пешеходам - это надо было очень постараться. Собственно, отсюда все проблемы и вытекают.13
  • KOTВелодорожек нет. На дороге всем мешаешь, на тротуаре всех пугаешь. А велодорожки только в ПДД есть.8
  • PlrnkМихаил, не останавливали, можно катить рядом включенное, можно нести выключенное - им оно не интересно. Кататься в метро, конечно, запрещено, как и на других СИМах0
  • PlrnkАНДРЕЙ, до сих пор креститесь, когда вместо запряжённой телеги рядом проезжает стальное чудовище с ДВС?1
  • Константин КнязевДля того чтобы начать регулировать СИМ, нужно инфраструктуру создать. Нарисованая рандомно разметка на тротуаре и несвязаные друг с другом велодорожки - не считается.0
  • Дмитрий С.У гироскутеров нет руля. Как за него держаться? Это требование надо убрать. И вообще гироскутер и самокат - принципиально разные средства передвижения.0
  • Айрат ГумербаевPlrnk, у меня был v5f, ездил до 25, но на маленьком колесе практически невозможно ездить по тротуарам, т.к. мало где есть рампы и вообще там столбы/ямы/дети/собаки. А по ПЧ тупо идёшь как пешеход и мешаешь машинам. Сейчас на v10 езжу 60кмч по ПЧ в потоке с машинами, вполне комфортно. Ощущаю себя гораздо увереннее между машинами, чем на тротуаре с хаотичным движением пешеходов. В основном по автобусной езжу, гайцы не тормозят, вроде их это устраивает.2
  • Alexander PonomarchukПравила довольно адекватные, проблема в их несоблюдении. Самокатчики и курьеры гоняют по тротуарам, распугивая пешеходов, сигналя им, хотя преимущество у пешеходов, их должны объезжать и пропускать.14
  • Аркадий Знатский"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства). Этот текст из пдд, как видно если мощность двигателя вашего сим ниже 0.25кВт никаким ведосипедом ваш сим не станет, и если от 0.25 до 4 кВт никаким мопедом сим не является. Мопеды вообще имеют свою конструкцию более крепкую и защищеную нежели любое средство индивидуальной мобильности. Не понимаю почему автор статьи привел ссылки на пункты о мопедах и велосипедах а о сим не привел, хотя там ниже по алфавиту прокрутить надо и все. Данная проблема имела место быть до появления в пдд такого понятия как сим.2
  • Данил ШишкинЧестно, каршеринговые фирмы сами провоцируют людей на электросамокатах, например, ехать быстро, а не аккуратно в отношении пешеходов и размеренно, потому что тариф поминутный). Не понимаю, почему для них это не очевидно. Я сам абужу по 2 р/мин, поэтому не особо тороплюсь и аккуратно и внимательно вожу. В яндексе есть n-руб/км, но этот тариф ещё найти надо, а сделать этот тариф основным везде - мне кажется, это бы решило много проблем.2
  • user25377040
  • ФросяДостаточно увеличить штраф для СИМ с 1000 рублей до 100 000 рублей за нарушение ПДД, тогда безопасность пешеходов и других транспортных средств резко увеличится. Я бы проголосовала за это!9
  • user3209085Не давать в прокат до 21 года0
  • pshapovХороших решений пока нет, это очевидно. На дороге СИМоводам, по хорошему, не место. На тротуарах - тоже. Велодорожек - почти нет, а где есть - оккупированы мамами с колясками, детишками и просто пешеходами, которые "умнее всех". Запрещать вообще СИМы - это, по сути, пытаться остановить прогресс. Выход: до появления инфраструктуры и адаптации общества к новым реалиям - компромиссы, терпение и взаимное уважение. Хотя понимаю, что такое решение выглядит довольно утопичным. Сам езжу на моноколесе.7
  • PlrnkАйрат, у меня ранее был ks16x, я на нём учился, слишком мощный аппарат - на тротуаре неудобно, на ПЧ боялся (да и по старым правилам на моно было туда запрещено лезть). Лёгкое б/у v8f в связке с метро больше нравится, и скорость/тормоза комфортные среди пешеходов, и спешится легко, никому не мешаю. А вот на великах вышло как у вас, ранее катался по тротуарам, но с улучшением физ.формы переместился на ПЧ - и мне приятнее, и людям спокойнее0
  • PlrnkДанил, яндекс go со своими самокатами ввёл тариф фикс, как на каршерингах. Но там тоже нельзя релакснуть - при превышении ожидаемого времени пересчитают, а ожидают они достаточно быстрой езды)0
  • PlrnkФрося, тоже вариант, но нужно сначала полностью отработать распознавание лиц и привязку СИМов к людям, совместить с системой "безопасный город", чтобы всё было автоматизированно и неотвратимо. Не сотрудникам же на 2х-киловаттных моноколесах за нарушителями гоняться0
  • Plrnkuser2537704, я постоянно езжу. С самокатом неудобно в час пик, даже в чехле, а колесо как чемодан катишь и никаких проблем0
  • user25377040
  • Plrnkuser2537704, СПб0
  • Данил ШишкинPlrnk, да0
  • Дмитрий МамонтовАркадий, статья начинается прямо со ссылки на определение СИМ в ПДД. Вот прямо на первых трех словах.0
  • Алексей Румянцева можно к запретам, приписывать номера пдд, где об этом сказано?0
  • Павел ШапрановАйрат, двойные стандарты у гайцов0
  • Повелительница рыбкаПавел, данные о ДТП со сбитыми самокатчиками пешеходов в открытом доступе и летальных исходов увы хватает3
  • Илья Путиловuser2537704, да1
  • Илья ПутиловФрося, Меня штрафанули просто так за то что "был тротуар", конечно, но по правилам можно было ездить по дороге и никак это уже не оспорить, так что нужно знать меру в штрафах0
  • Селена ДимитроваПриятно, что автор допустил меньше ошибок, чем журналисты в авторитетных изданиях. Многие в своих статьях утверждают, что к СИМ относятся только транспортные средства не тяжелее 35 кг и с конструктивной скоростью более 25 км/ч, что не соответствует ПДД. Вес СИМ ограничивает только допустимость его движения совместно с пешеходами (тротуары, пешеходные дорожки и зоны), а скорость не должна превышаться, но конструктивно может быть больше. Вот с мощностью автор повторил ошибку прочих журналистов: СИМ (электросамокат) не может относиться к мопеду в зависимости от мощности, это закреплено в тех же ПДД. СИМ - по определению транспортное средство. Определение мопеда ""Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство..." Определение механического транспортного средства ""Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. ... Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды." Пожалуйста, запомните это.0