Как создать и вести бизнес удаленно
Руководителю компании или ИП не всегда удобно вести бизнес из одной точки, особенно если нужно проводить много переговоров и ездить по стране.
К тому же владелец бизнеса может переехать в другой город, и тогда придется вести дела удаленно. Сейчас почти все можно делать онлайн: нанимать сотрудников, налаживать продажи, вести документооборот, заключать договоры и сдавать отчеты в контролирующие ведомства. Расскажу, как все организовать.
Что вы узнаете
- Как зарегистрировать ИП или ООО удаленно
- Зачем оформлять доверенность
- Как открыть банковский счет
- Как подобрать и нанять работников удаленно
- Как контролировать работу удаленно
- Как проверить контрагентов на надежность онлайн
- Как вести электронный документооборот
- Как сдавать отчеты в контролирующие органы удаленно
Как зарегистрировать ИП или ООО удаленно
Вести бизнес можно в статусе индивидуального предпринимателя или через компанию, например ООО. ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом с партнером или вести деятельность, недоступную для ИП. Например, производить и продавать лекарства, крепкий алкоголь, выдавать кредиты и займы.
Чтобы зарегистрировать ИП, нужно подать документы в ИФНС по месту постоянной регистрации предпринимателя. Регистрация по временной прописке возможна, если у человека нет постоянной регистрации. ООО регистрируют по местонахождению офиса его руководителя, собственного или арендованного. Если офиса пока нет, подойдет регистрация по месту жительства директора или участника.
Если вы находитесь в другом регионе России, подать заявление на регистрацию можно через сайт налоговой службы или через нотариуса. Если вы в другой стране, то только через сайт ФНС. Для онлайн-регистрации надо лично получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре или сделать ее через приложение «Госключ». Получить КЭП через «Госключ» можно и из-за границы: для этого понадобится действующий заграничный паспорт нового образца с электронным чипом.
Через сайт ФНС. Подать заявление на регистрацию ИП или ООО можно через онлайн-сервис регистрации бизнеса. Перед этим нужно оформить квалифицированную электронную подпись — КЭП.
Чтобы зарегистрировать ИП или ООО онлайн через сервис ФНС:
- Зайдите в сервис налоговой службы и выберите, что хотите зарегистрировать — ИП или компанию.
- Заполните заявление. Будущему предпринимателю нужно указать паспортные данные, ИНН, адрес регистрации и электронную почту. Для регистрации ООО — данные о компании: наименование, адрес и электронную почту. Также в заявлении указывают коды ОКВЭД и налоговый режим.
- Выберите, как будете представлять документы в налоговую: в электронном виде, через МФЦ, нотариуса или на бумаге в ИФНС. Если хотите сделать все удаленно, выбирайте способ «в электронном виде с подписанием КЭП». Нужно учитывать, что если в состав ООО входят два и больше участников, то КЭП нужна каждому из них. Госпошлину нужно платить только для личной подачи документов в налоговой.
- Проверьте данные заявления и отправьте его в налоговую. Через три рабочих дня на указанную электронную почту придет уведомление о регистрации.
Через нотариуса в другом городе России. Этот способ подойдет, если вы находитесь в одном городе России, а зарегистрировать бизнес по правилам надо в другом и у вас нет КЭП для онлайн-регистрации. Через зарубежного нотариуса зарегистрировать бизнес в РФ не получится. Если речь об открытии ООО, в котором два или более участника, все они должны прийти к нотариусу для регистрации.
Обратиться можно к любому нотариусу в России — вне зависимости от места прописки или фактического проживания.
Вы прописаны в Челябинске, вам надо открыть ИП там, но сами вы — в Москве. Тогда можно прийти к нотариусу в Москве и зарегистрировать ИП через него.
При подаче заявления через нотариуса платить госпошлину не нужно, но придется заплатить 1000 ₽ за отправку документов . Дополнительные услуги оплачивают отдельно. Например, если хотите, чтобы заявление на регистрацию ИП или компании заполнили за вас.
Нотариус подпишет заявление своей электронной подписью и отправит в ИФНС. Через три рабочих дня ИП или ООО зарегистрируют и пришлют уведомление вам на электронную почту.
Через посредников. Сервисы для регистрации бизнеса есть у разных компаний. Например, у Т-Банка есть сервис для регистрации ИП и ООО с единственным участником. Заполнить анкету на регистрацию можно онлайн, но пройти весь процесс удаленно получится, только если у заявителя уже есть КЭП.
Сравнение способов регистрации ООО и ИП
Способ подачи документов | Расходы | Нужна ли квалифицированная электронная подпись |
---|---|---|
Онлайн-сервис ФНС | 0 ₽ | Да |
Посредник | 0 ₽ | Да, если хотите все сделать онлайн |
Нотариус | 1000 ₽ — за отправку документов | Нет |
Дополнительно — услуги нотариуса |
Сравнение способов регистрации ООО и ИП
Онлайн-сервис ФНС | |
Расходы | 0 ₽ |
Нужна ли квалифицированная электронная подпись | Да |
Посредник | |
Расходы | 0 ₽ |
Нужна ли квалифицированная электронная подпись | Да, если хотите все сделать онлайн |
Нотариус | |
Расходы | 1000 ₽ — за отправку документов Дополнительно — услуги нотариуса |
Нужна ли квалифицированная электронная подпись | Нет |
Зачем оформлять доверенность
Доверенность — это документ, который дает право другому человеку действовать от вашего лица. Например, руководитель организации или предприниматель может оформить доверенность на сотрудника, чтобы он мог снимать деньги со счета в банке, сдавать отчетность в налоговую, подписывать договоры и акты с контрагентами. Конкретный перечень действий прописывают в доверенности.
ИП может передать другому человеку только ряд полномочий: представлять интересы в суде или ИФНС, передавать имущество на хранение, рассчитываться с контрагентами, возвращать предоплату. А, например, закрыть расчетный счет по доверенности нельзя.
Исключение — предприниматели, призванные по мобилизации, у которых в подчинении больше пяти сотрудников. На время службы они смогут передать доверенному лицу все полномочия: заключение сделок, расторжение контрактов, наем и увольнение сотрудников.
Какую доверенность сделать
Если руководитель компании хочет передать кому-то из сотрудников все свои полномочия, стоит выбрать генеральную доверенность. Этот термин не закреплен в законодательстве, под ним подразумевают документ, который предоставляет доверенному лицу максимум прав, а также дает ему возможность представлять доверителя по любым вопросам, например в суде.
Индивидуальный предприниматель такую доверенность оформить не сможет, так как по закону статус ИП неотделим от человека. Исключение — призыв ИП по мобилизации.
Составлять доверенность самостоятельно не придется: шаблоны есть у нотариуса. Стоимость такой доверенности — от 1500 до 3500 ₽. Если хотите передать только часть полномочий, сформулировать текст доверенности поможет нотариус. На ООО делать доверенность именно у нотариуса не обязательно, она нужна, если предстоят сделки с государственной регистрацией.
Рекомендую сразу сделать копию доверенности. Есть много ситуаций, когда ее достаточно и доверенному лицу не придется носить документ с собой, рискуя потерять его.
Как открыть банковский счет
Предпринимателям и компаниям нужен расчетный счет. На него приходят деньги от клиентов, с него оплачивают аренду, услуги, перечисляют зарплаты — в общем, делают все, что нужно для работы бизнеса.
ИП могут работать без расчетного счета, но тогда у них будут ограничения:
- Максимальная сумма сделки по одному договору — 100 000 ₽.
- Нельзя участвовать в госзакупках и тендерах, претендовать на гранты.
- Нельзя получить возврат переплаты налогов.
- Нельзя проводить сделки с иностранной валютой.
- Нельзя настроить эквайринг .
- Нельзя оформить кредит и лизинг.
ИП без расчетного счета придется использовать наличные, так как пользоваться личными счетами для бизнеса запрещено .
ООО также не обязаны открывать расчетный счет, но работать без него будет трудно. Это накладывает на организацию те же ограничения, что и на ИП.
Можно ли открыть банковский счет удаленно. Чтобы открыть расчетный счет, надо прийти в банк или встретиться с его представителем. Сделать это удаленно не получится, но можно оформить доверенность на другого человека. Некоторые банки отказывают в открытии расчетного счета по доверенности, такую возможность лучше уточнить заранее по телефону. Это касается и ИП, и компаний.
Какие документы нужны для открытия расчетного счета. Список зависит от банка и выбранной формы бизнеса — ИП или компании.
У ИП обычно просят:
- Паспорт.
- Лист записи в ЕГРИП о регистрации предпринимателя.
- Свидетельство о присвоении ИНН.
Для ООО, как правило, нужны:
- Паспорт руководителя ООО.
- Лист записи в ЕГРЮЛ о регистрации компании.
- Свидетельство о присвоении ИНН.
- Устав ООО.
- Иногда — учредительный договор и протокол собрания участников.
На проверку документов у банка есть 30 дней, но обычно счет открывают в течение 1—3 дней. Иногда банк может отказать. Например, если у генерального директора фирмы или учредителя в прошлом были проблемы с другими банками по закону № 115-ФЗ.
Как подобрать и нанять работников удаленно
Найти сотрудников удаленно можно через свой сайт, базу вакансий и резюме, в социальных сетях или с помощью рекрутинговых агентств. Расскажу, что для этого нужно сделать.
Опубликовать вакансии. Их можно разместить на своем сайте, в соцсетях и на специализированных сайтах, например «Хедхантер», «Работа-ру» или Superjob. Обычно размещение вакансий платное: так, на площадке «Работа-ру» размещение одной вакансии в Москве стоит от 1016 ₽.
Также есть телеграм-каналы для поиска сотрудников, условия размещения в них нужно уточнять у администратора канала. Найти подходящий канал можно, если ввести в поиске ключевые слова, связанные с вакансией.
Искать сотрудников по резюме. На сайтах с вакансиями можно искать работников среди тех, кто опубликовал резюме. Доступен поиск по городу, опыту работы, уровню образования, наличию водительских прав и другим критериям.
Отобрать кандидатов и провести онлайн-собеседование. После того как вы нашли одного или нескольких претендентов, свяжитесь с ними по контактам, указанным в резюме. Часто кандидаты прописывают в резюме предпочтительный способ связи с ними. После этого договоритесь о дне и времени онлайн-собеседования.
Пообщаться с потенциальным кандидатом можно через сервисы для проведения видеовстреч, например Google Meet, «Скайп» или «Зум».
Оформить работника. Сотрудников на постоянную работу нанимают по трудовому договору, на разовую или нерегулярную работу — по договору ГПХ .
Например, для дизайнера, который будет делать для вашего проекта десять картинок в течение месяца, лучше оформить договор ГПХ. Результат работы сотрудника, оформленного по такому договору, фиксируют актом выполненных работ или оказанных услуг. А сотрудника, который будет работать постоянно, например пять дней в неделю с 10:00 до 18:00, стоит оформить в штат. То, что он трудится удаленно, надо прописать в договоре.
Оформить сотрудника можно удаленно — отправить ему образец договора по электронной почте. Он распечатает его, поставит подпись, после чего отправит экземпляр обычной почтой.
Также подписывать трудовые договоры и договоры ГПХ можно с помощью платформы «Работа в России» или через специальные сервисы, например СБИС КЭДО, «Сбер-корус», HRlink. В этих системах можно не только заключать договоры, но и обмениваться с сотрудниками документами, принимать и подписывать заявления. Для этого у работодателя и у сотрудника должна быть квалифицированная электронная подпись.
Как контролировать работу удаленно
Есть много сервисов, которые позволяют контролировать бизнес удаленно.
CRM-системы. Это программы, которые помогают систематизировать продажи. Например, Bitrix24, amoCRM, «Мегаплан». В них можно вести базу контактов, ставить задачи менеджерам, отвечать на сообщения клиентов, которые приходят из разных источников, собирать статистику по продажам и работе менеджеров. Набор функций зависит от конкретного сервиса.
Таск-менеджеры. Это сервисы для постановки задач работникам. В них можно указать сроки, разбить одну задачу на мелкие, добавить чек-листы и следить за ходом выполнения работ онлайн. Можно воспользоваться сервисами Kaiten, YouGile, Notion.
Как проверить контрагентов на надежность онлайн
Контрагентов, то есть компании или ИП, с которыми работает бизнес, надо проверять перед заключением любых сделок. Это важно делать, чтобы не нарваться на мошенников, банкротов и не получить проблемы с налоговой.
ИП на ОСН могут отказать в профессиональном налоговом вычете, если при проверке ИФНС выяснит, что контрагент, с которым заключали сделку, не имел права заниматься какой-то деятельностью или не платил налоги. Аналогичные проблемы могут быть у компании на ОСН или у бизнеса на УСН «Доходы минус расходы».
Есть несколько способов проверить надежность контрагента.
Получить выписку об ИП или компании самостоятельно. Сделать это можно через сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП». Нужны ИНН компании или ИП контрагента. Если контрагент — компания, в выписках, которые формирует сервис, можно узнать размер уставного капитала, данные руководителя, его виды деятельности. Если ИП — виды деятельности.
Проверить контрагента через сервис ФНС. Он называется «Прозрачный бизнес». Здесь по ИНН можно узнать, есть ли у компании задолженности по налогам и взносам, представляет ли она отчетность в налоговую. Если есть нарушения, значит, контрагент ненадежен и работать с ним, скорее всего, не стоит. Долги ИП сервис не покажет — их нужно проверять на сайте ФССП.
Проверить судебные дела контрагента. Не судился или не судится ли с кем-то контрагент, можно посмотреть на сайте «Мой арбитр». Само по себе большое число дел, в которых компания или ИП выступает как ответчик, не признак ненадежности: крупные компании судятся с кем-то регулярно. Стоит ознакомиться с сутью дел и задать контрагенту интересующие вас вопросы.
Там же можно узнать, не проходит ли он процедуру банкротства. Сделки компании или человека-банкрота в течение трех лет до старта процедуры могут быть оспорены и признаны недействительными. Это значит, есть риск того, что имущество, которое вы купили у банкрота, придется передать конкурсному управляющему, чтобы он продал его и расплатился с кредиторами.
Также сведения об участии бизнеса в процедуре банкротства можно проверить в сервисе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
Узнать о долгах. На сайте ФССП можно убедиться, что у будущего партнера нет долгов. Контрагент, который испытывает финансовые трудности или не выполняет обязательства, вряд ли будет надежным партнером. Кроме того, если долгов много, в отношении контрагента могут в любой момент начать процедуру банкротства.
Проверить исполнение госконтрактов. В ЕИС «Госзакупки» можно узнать, добросовестно ли контрагент исполнял контракты, если выигрывал тендеры. В системе есть информация о включении контрагента в реестр квалифицированных подрядных организаций или, наоборот, в реестры недобросовестных поставщиков и подрядных организаций. По опыту, если контрагент нарушает обязательства по госконтрактам, он, как правило, недобросовестно ведет себя и с другими партнерами.
Проверить паспорт гендиректора ООО или предпринимателя. Потенциальный контрагент с поддельным паспортом — редкое явление, но лучше подстраховаться, чтобы избежать откровенного мошенничества. Используйте сервис проверки по списку недействительных российских паспортов.
Проверить через сайты-посредники. Это площадки, которые собирают информацию о предпринимателях и компаниях из разных источников и предоставляют ее в виде отчетов. Например, «Проверка контрагентов» от Т-Бизнеса, «Контур-фокус», «Сбис-контрагенты», «Спарк» или Casebook.
Через эти сервисы можно:
- Проверить, проводили ли контролирующие органы проверки потенциального контрагента и к чему эти проверки привели.
- Определить аффилированных с потенциальным контрагентом юридических и физических лиц . Так, если у контрагента есть связи с компаниями, которые проходят процедуру банкротства, сделка с таким контрагентом будет риском.
- Посмотреть финансовые показатели компании по результатам годовой бухгалтерской отчетности.
Как вести электронный документооборот
Документы можно подписывать электронной подписью через отдельное программное обеспечение и отправлять их электронной почтой. Другой вариант — подключить систему электронного документооборота, ЭДО. С ее помощью можно подписывать и направлять документы контрагенту, обмениваться документами внутри компании или у ИП и с госорганами.
Внедрение ЭДО целесообразно, когда бизнес работает с большим количеством документов. Сотрудников нужно обучить работе с системой, они должны получить электронные подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах. Кроме того, за подписку на сервис ЭДО нужно платить. Стоимость зависит от количества документов и может доходить до 50 000 ₽ в месяц.
Если контрагенты не хотят или не могут использовать ни один из этих способов, придется распечатывать и отправлять им бумажные документы почтой.
При помощи ЭДО. ИП или компания могут заключить договор с оператором электронного документооборота. Это фирмы, которые предоставляют услуги по обмену электронными документами. Например, «Контур-диадок», «Такском-файлер» или «1С-ЭДО». Чтобы обмениваться документами, связанными с НДС, оператор ЭДО должен иметь аккредитацию ФНС. Список аккредитованных операторов можно найти на сайте налоговой службы.
В системе ЭДО можно:
- Создавать, подписывать и отправлять документы контрагентам — договоры, счета-фактуры, акты.
- Работать с документами внутри бизнеса. Например, отправлять на подпись трудовые договоры, заявления на отпуск или увольнение, рассылать расчетные листы.
- Хранить документы. Все созданные документы находятся в системе оператора ЭДО. Это надежнее, чем держать документы на своем ноутбуке.
- Следить за статусом документооборота. Например, узнать, что контрагент подписал договор или отказался его подписывать.
- Отправлять декларации в налоговую инспекцию.
Обмениваться электронными документами с другими компаниями или ИП можно, если они тоже используют сервисы ЭДО. Не обязательно, чтобы у двух фирм или предпринимателей были подключены одинаковые системы: у крупных операторов ЭДО есть соглашения о роуминге. Это значит, что обмениваться документами можно в двух разных системах. Список систем ЭДО, с которыми работает конкретный сервис, можно уточнить на его сайте или через техподдержку.
Компании и ИП, чья деятельность связана с товарами, которые надо маркировать по системе «Честный знак», обязаны использовать ЭДО. Речь, например, об обуви, лекарствах, молочной, табачной продукции .
Примеры стоимости услуг операторов ЭДО
Количество исходящих документов в тарифе | «Диадок» | «Астрал-ЭДО» (стандарт) | «Такском-файлер» |
---|---|---|---|
500 | — | 2 000 ₽ | — |
600 | 4 200 ₽ | — | — |
2 500 | — | — | 15 000 ₽ |
3 000 | 18 600 ₽ | 9 500 ₽ | 17 400 ₽ |
10 000 | — | 25 500 ₽ | 50 000 ₽ |
Примеры стоимости услуг операторов ЭДО
Количество исходящих документов в тарифе | 500 |
«Диадок» | — |
«Астрал-ЭДО» (стандарт) | 2 000 ₽ |
«Такском-файлер» | — |
Количество исходящих документов в тарифе | 600 |
«Диадок» | 4 200 ₽ |
«Астрал-ЭДО» (стандарт) | — |
«Такском-файлер» | — |
Количество исходящих документов в тарифе | 2 500 |
«Диадок» | — |
«Астрал-ЭДО» (стандарт) | — |
«Такском-файлер» | 15 000 ₽ |
Количество исходящих документов в тарифе | 3000 |
«Диадок» | 18 600 ₽ |
«Астрал-ЭДО» (стандарт) | 9 500 ₽ |
«Такском-файлер» | 17 400 ₽ |
Количество исходящих документов в тарифе | 10 000 |
«Диадок» | — |
«Астрал-ЭДО» (стандарт) | 25 500 ₽ |
«Такском-файлер» | 50 000 ₽ |
При помощи электронной подписи. Чтобы обмениваться электронными документами, не обязательно подключаться к сервису ЭДО. Большую часть документов можно подписать электронной подписью и отправить контрагенту на электронную почту.
Нельзя подписывать таким способом:
- Документы с государственной тайной.
- Электронные счета-фактуры.
- Документы для передачи в Росреестр.
Как сдавать отчеты в контролирующие органы удаленно
Бизнес должен отчитываться о доходах, маркируемых товарах и работниках перед государством. Кроме того, компания или ИП, которая принимает наличную и безналичную плату за товары, услуги и работы от людей без статуса ИП или наличную плату от компаний или ИП, должна использовать контрольно-кассовую технику, ККТ, чтобы отправлять чеки в налоговую.
Расскажу, что нужно сделать, чтобы не было проблем с государственными органами.
Подключить онлайн-кассу. Онлайн-касса отправляет данные о чеках оператору фискальных данных, а оттуда информацию передают в налоговую.
Кроме покупки или аренды онлайн-кассы также нужно заключить договор с оператором фискальных данных и поставить кассу на учет в налоговой инспекции. Сделать это можно без посещения офиса оператора и налоговой.
Отчитываться о товарах, подлежащих маркировке. Некоторые товары в России подлежат обязательной маркировке. К таким товарам относятся, например, табачные изделия, обувь, фотокамеры, постельное белье. Все виды товаров, которые нужно маркировать, есть в перечне, утвержденном постановлением правительства от 28.04.2018 № 792-р.
На упаковку товара наносят двухмерный код, который потом передают в систему «Честный знак». Чтобы подключиться к ней, нужно зарегистрироваться на сайте «Честного знака», описать товары, заказать маркировку. Для работы на платформе понадобится КЭП.
Есть компании, которые подключают ИП и фирмы к «Честному знаку», например АБТ, «Мультикас», «Скб-контур», «Астрал».
Передавать отчетность в госорганы на их сайтах. Загружать отчеты и расчеты можно через сайты налоговой службы, Социального фонда России и Росстата. Для этого нужна заранее полученная КЭП. Отправлять документы в госорганы можно и через операторов ЭДО.
Запомнить
- Зарегистрировать ИП или ООО можно через сайт налоговой службы, в МФЦ или через нотариуса. Для онлайн-регистрации надо получить квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в том числе из-за границы через приложение «Госключ»: понадобится действующий загранпаспорт с чипом.
- Если планируете управлять бизнесом удаленно, стоит заранее оформить доверенность у нотариуса на кого-то из сотрудников: он сможет представлять интересы предпринимателя в госорганах и суде, рассчитываться с контрагентами, возвращать предоплату.
- Искать работников тоже можно удаленно — через свой сайт, базу вакансий и резюме или в социальных сетях. Подписать договор с сотрудником можно онлайн.
- Договоры, акты выполненных работ, чеки, налоговую отчетность и любые другие документы можно подписывать и отправлять онлайн с помощью ЭДО или подписывать электронной подписью и отправлять почтой.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes