Как работать с маркировкой товаров «Честный знак»

И зачем она нужна компаниям, ИП и покупателям товаров

28
Как работать с маркировкой товаров «Честный знак»
Аватар автора

Марина Суховская

разобралась в нюансах маркировки товаров

Страница автора

В России действует обязательная маркировка товаров в системе «Честный знак».

Маркировка «Честный знак» позволяет отследить и проверить каждую единицу продукции — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Маркировать продукцию должны компании и ИП, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной торговлей товарами из перечня, утвержденного правительством. Например, обуви, шин и бутилированной воды. Этот список постоянно растет. Предполагается, что к 2024 году национальная система маркировки охватит все товары.

Самозанятых обязанность по маркировке не касается: они в принципе не вправе продавать товары, которые должны маркироваться, даже если сделали их сами.

ИП на патентной системе налогообложения тоже не могут торговать в розницу некоторыми маркируемыми товарами: лекарствами, обувью, одеждой из натурального меха.

За нарушение правил маркировки бизнесу грозят штрафы, конфискация товара, а иногда и уголовная ответственность вплоть до тюремного срока.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

Маркировка товаров — это нанесение на упаковку или этикетку специального кода. Например, вы производите постельное белье в России. На каждый комплект белья нужно получить уникальный код и прикрепить марку с ним на упаковку.

Любой человек, у которого есть мобильное приложение «Честный знак», может отсканировать код на товаре и узнать информацию о нем. С помощью кода маркировки можно:

  1. Отследить, кто и когда произвел товар или ввез его в страну.
  2. Проверить легальность продукции. Если код поддельный, при сканировании приложение не найдет товар в системе маркировки и выдаст предупреждение.
  3. Сообщить об обнаруженной нелегальной продукции. При сканировании товара покупатель увидит в приложении, есть ли товар в системе маркировки. Если его там нет, можно сообщить о нарушении. Информацию передадут в соответствующее контролирующее ведомство.
  4. Проверить срок годности и состав продукта.
Так выглядит код маркировки на упаковке творожного сыра
Так выглядит код маркировки на упаковке творожного сыра
Покупатель может отсканировать код на товаре через приложение «Честный знак». Приложение покажет срок годности товара
Там же можно посмотреть состав товара, данные о производителе. А еще проверить, соответствует ли описание товара заявленному на упаковке
Приложение покажет зеленый статус, если с товаром все в порядке. Если с ним что⁠-⁠то не так, в карточке будет отражен красный статус
Система может уточнить, действительно ли вы купили этот товар тогда, когда он выбыл из оборота. Такие сообщения показывают на серой плашке
Иногда в коде содержится оценка товара из рейтинга Роскачества. Источник: rskrf.ru

Какие товары нужно маркировать в системе «Честный знак»

Есть товары, которые маркировать нужно обязательно, без этого их нельзя продавать. Для некоторых видов продукции маркировка пока добровольная — чтобы бизнес мог ее протестировать.

Обязательная маркировка. Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утверждает правительство. Его дополняют ежегодно.

В июне 2023 года маркировать надо:

  1. Сигареты, папиросы, другую табачную продукцию — например, табак для кальяна и вейпы.
  2. Духи и туалетную воду.
  3. Шины и покрышки.
  4. Одежду из кожи.
  5. Блузки.
  6. Верхнюю одежду — например, пальто и ветровки.
  7. Текстиль для дома — например, постельное белье и полотенца.
  8. Обувь.
  9. Фотовспышки, лампы-вспышки и фотокамеры, кроме кинокамер.
  10. Сыры и мороженое.
  11. Молочную продукцию. Фермерские хозяйства получили отсрочку от обязательной маркировки такой продукции до 1 декабря 2023 года.
  12. Бутилированную питьевую воду.
  13. Пиво, в том числе безалкогольное, пивные напитки, сидр.

Маркировка велосипедов и рам, а также воды для детского питания станет обязательной с 1 сентября 2024 года.

Пилотные проекты и добровольная маркировка. Проводятся перед переходом к обязательной маркировке. Это нужно, чтобы компании и ИП в конкретной отрасли могли подготовиться к работе с маркированной продукцией. Например, адаптировать производственное оборудование под печать кодов, в рознице обновить прошивку онлайн-касс, установить программу учета товаров, которая поддерживает требования маркировки, и обучить персонал.

Также до 31 августа 2023 года проходит эксперимент по введению маркировки некоторых медицинских изделий. Это обеззараживатели-очистители воздуха, ортопедическая обувь и стельки для нее, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы, санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании. Для них маркировка станет обязательной с 1 марта 2024 года.

Подать заявку на участие в эксперименте можно на сайте «Честного знака» на странице нужного пилотного проекта.

В феврале 2023 завершился пилотный проект по маркировке пищевых БАДов и антисептиков для рук. Дата введения обязательной маркировки этой продукции — 1 октября 2023 года. С этого же числа придется маркировать кресла-коляски и ортопедическую обувь. При этом заявления на регистрацию в системе «Честный знак» начнут принимать с 1 сентября 2023 года. В сентябре коды маркировки выдадут бесплатно. Но есть условие: получатель должен до конца этого месяца представить в систему отчет о нанесении кодов и сведения о вводе в оборот.

Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

Зарегистрироваться должны производители, импортеры, оптовики и розничные магазины. Сделать это надо в течение семи календарных дней после того, как фирма или ИП стали заниматься оборотом маркируемой продукции — например, получили ее от поставщика, стали хранить на складе или продавать.

На сайте «Честного знака» есть пошаговые инструкции для каждого участника товарооборота — от производителя и импортера до розничного продавца.

Так выглядит инструкция по регистрации для розничного продавца. Сначала нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись и установить программу для работы с ней. Источник: честныйзнак.рф
Так выглядит инструкция по регистрации для розничного продавца. Сначала нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись и установить программу для работы с ней. Источник: честныйзнак.рф
После этого можно зарегистрироваться в системе мониторинга. Источник: честныйзнак.рф
После этого можно зарегистрироваться в системе мониторинга. Источник: честныйзнак.рф

В любом случае для работы в системе маркировки понадобится:

  1. Руководителю фирмы или ИП получить усиленную квалифицированную электронную подпись в одном из удостоверяющих центров ФНС, если такой подписи до сих пор нет.
  2. Установить программу для работы с электронной подписью. Обычно вместе с подписью удостоверяющий центр выдает ПО для работы с ней вместе с памяткой. Но если ее не будет, на портале «Честного знака» есть инструкция, как установить цифровую подпись.
  3. Подключиться к системе электронного документооборота ЭДО, то есть подключить сервис по онлайн-обмену электронными документами. Для этого нужно заключить договор с официальным оператором такого сервиса. ЭДО обязателен при торговле маркированными товарами, без него не получится создавать и передавать документы. Для участников «Честного знака» есть подсистема ЭДО-лайт, в ней можно работать бесплатно.
  4. Зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки. Для маркировки лекарств создана своя подсистема мониторинга — ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов».

Если вы продаете товар оптом или в розницу, также нужно купить специальный 2D-сканер штрихкода, который считывает коды, чтобы в систему «Честный знак» поступали сведения о продаже конкретной единицы товара. Перед покупкой проверьте технические характеристики кассы или напишите в службу техподдержки — узнайте, с какими сканерами работает ваш кассовый аппарат. Сканеры продают производители касс, маркетплейсы и магазины электроники. Цены начинаются от 2000 ₽.

Также можно скачать приложение «Честный знак» для бизнеса и сканировать коды через смартфон: это бесплатно. Еще через приложение можно формировать УПД и проверять коды маркировки. Такой формат подойдет для малых и средних предприятий.

Для розницы еще нужно обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. Сделать это можно, например, в специализированных центрах техобслуживания онлайн-касс. Также важно убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки. Если нет — придется купить новую кассу.

Как правильно работать с маркировкой

Каждый из участников цепочки продаж — производитель, импортер, оптовик, маркетплейс или розничный продавец — должен зарегистрироваться в системе «Честный знак».

Производители и импортеры. Производитель или импортер добавляет в базу данных свои товары. Указывает полную информацию по каждой единице. Для каждой товарной категории есть свой алгоритм. Например, для обуви нужно прописать материалы, цвет, модель, товарный знак, код ТН ВЭД. Обязательно приложить сертификаты или декларации соответствия.

Затем нужно создать заказ на получение кодов для нужного количества товаров — это платно, система вышлет счет на оплату, а после нее отправят сами коды. Выглядеть это будет как PDF-файл со сгенерированными кодами маркировки.

Коды нужно распечатать и прикрепить на каждую единицу товара — на упаковку или этикетку. Если товар ввозят из-за границы, это надо сделать до его прибытия на российскую таможню. Есть специальные логистические и таможенные склады, на которых наносятся коды маркировки. Их можно найти на сайте «Честного знака». Там можно указать, для какого вида продукции нужен склад.

Промаркированная партия отгружается покупателю — допустим, оптовой фирме. При отгрузке создается универсальный передаточный документ — УПД, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. УПД передается оптовику, а данные автоматически отправляются оператору системы «Честный знак» — в Центр развития перспективных технологий. Эта организация занимается разработкой и поддержкой всей системы маркировки.

Оптовики. Оптовик получает товар, считывает коды с товаров при приемке, принимает УПД с помощью электронного документооборота и подписывает электронной подписью. В этот момент система маркировки фиксирует, что товар перешел к другому владельцу.

Отправляя продукцию в розничный магазин, оптовик формирует УПД с кодом, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ электронной подписью.

Розничный продавец. Продавец считывает специальным 2D-сканером код каждой единицы, подтверждая, что получил товар, и обновляет данные в системе «Честный знак».

Когда продукт продают конечному потребителю, продавец еще раз сканирует код. Если, например, истек срок годности, система выдаст предупреждение, что товар не может находиться в продаже, и кассир не сможет ее завершить. Если с товаром все в порядке, кассир пробивает код через онлайн-кассу, а та передает оператору фискальных данных сведения о продаже. Эти сведения уходят в ФНС и одновременно данные о коде отправляются в систему маркировки. Там фиксируется вывод товара из оборота.

Маркетплейсы и продавцы на маркетплейсах. С 1 марта 2023 года маркетплейсы обязаны передавать в «Честный знак» данные о выводе маркированных товаров, даже если по договору они оказывают только информационные услуги или услуги хранения и доставки. Это должно облегчить работу продавцам — им не придется выводить из оборота коды на товары, которыми они торгуют. Раньше после продажи товара маркетплейс передавал коды реализованной продукции продавцу и тот сам выводил ее из оборота.

То есть теперь все маркетплейсы стали полноценными участниками оборота маркированных товаров. И при продаже через маркетплейс товара без маркировки или при отсутствии сведений в системе «Честный знак» о реализации маркированного товара площадку оштрафуют.

Нововведения касаются только торговли по модели FBO — когда товар продается со склада маркетплейса. Если ИП или компания работает по модели FBS, то есть доставляет товары со своего склада, — данные о выводе товаров через систему она регистрирует сама.

Дистрибьюторы. Компании или ИП, которые закупают у производителя товары крупным или мелким оптом и поставляют их розничным продавцам или другим посредникам, приравниваются к оптовым продавцам. То есть они работают с маркировкой так же, как оптовики.

Какие бывают коды маркировки

Товары маркируются по-разному: при помощи RFID-меток и штрихкодов Data Matrix.

Код Data Matrix. Большинство товаров маркируют двухмерным уникальным штрихкодом. Он бывает квадратным или прямоугольным, его наносят на разные поверхности: бумагу, картон, блистеры, пластик. Чем крупнее штрихкод, тем проще оборудованию его считать. Рекомендуемое качество при распечатке на принтере — от 300 dpi. Код Data Matrix генерирует оператор системы «Честный знак». Его трудно подделать.

Коды маркировки платные. Заказать их можно у оператора системы «Честный знак». Один код стоит 60 копеек, включая НДС. Исключение — жизненно важные лекарства, у которых отпускная цена производителя не превышает 20 ₽, для них коды бесплатные. Пока идет пилотный проект и маркировка не стала обязательной, коды выдают бесплатно.

Обычно коды маркировки заказывают производители и импортеры, но иногда они могут потребоваться оптовым и розничным продавцам. Например, когда в поступившей партии есть товар с утраченным кодом или покупатель вернул товар с поврежденной маркировкой. Прежде чем выставлять такой товар на продажу, его надо перемаркировать, то есть присвоить новый код.

Предприниматель продает ветровки через маркетплейс, их нужно маркировать. Клиенту доставили ветровку в пункт выдачи, он померил ее, решил не покупать и вернул обратно. При вскрытии упаковки был поврежден код маркировки. Такую ветровку должны вернуть продавцу, так как перемаркировка товара — его забота.

Метки RFID. Это микрочипы, которые изготавливают на Гознаке. Пока они используются только для некоторых видов шуб из натурального меха.

Заказать такие метки можно только после того, как оператор системы «Честный знак» одобрит ваше заявление на их изготовление. Порядок действий такой:

  1. Заключите договор с «Гознаком».
  2. Подайте в личном кабинете заявление на изготовление меток. Срок рассмотрения — пять рабочих дней.
  3. Оплатите изготовление меток Гознаку, если оператор одобрит заявление. Их стоимость с учетом НДС — 15 ₽ для вшивного и клеевого знака и 22 ₽ для навесного или накладного. Срок изготовления — пять рабочих дней с момента поступления полной оплаты на расчетный счет Гознака.
  4. Получите метки и проверьте их с помощью специального RFID-оборудования.
  5. В течение трех рабочих дней после получения меток отметьте их поступление в личном кабинете участника оборота.
Так выглядят метки RFID
Так выглядят метки RFID

Требования к маркировке товаров

Для каждой категории маркируемой продукции есть собственные требования — например, правила маркировки:

Во всех этих правилах есть и общие требования — например, к нанесению и расположению кода маркировки:

  1. Код надо наносить на упаковку или на этикетку так, чтобы его нельзя было отделить, не повредив.
  2. Код нельзя использовать повторно, то есть нанести один и тот же код на два товара нельзя.
  3. На одном товаре должен быть один код.
  4. Код на товаре должен располагаться так, чтобы он не загораживал другую важную информацию на упаковке и чтобы его беспрепятственно можно было считать сканером.

Сроки передачи сведений в «Честный знак» тоже для всех общие. Например, когда производитель, импортер или оптовик отгружает партию товара другому продавцу, надо в течение трех рабочих дней сформировать универсальный передаточный документ, указав в нем вид сделки, и передать УПД в систему «Честный знак».

Что такое национальный каталог товаров

Это часть платформы «Честный знак». Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Предполагается, что в итоге в нем будет собрана информация о всех товарах на российском рынке.

У каждого наименования в каталоге есть свой унифицированный паспорт, где также хранится разрешительная и сопроводительная документация. Например, для мыла или геля для рук нужна декларация о соответствии. Для лекарств обязательны регистрационное свидетельство Росздравнадзора, сертификаты.

У всех участников товарооборота — производителей, дистрибьюторов, поставщиков, ретейлеров, покупателей — бесплатный и свободный доступ к каталогу.

Вот так в национальном каталоге выглядит паспорт на простыню «Звездочет»
Вот так в национальном каталоге выглядит паспорт на простыню «Звездочет»

Штрафы и другие санкции в сфере маркировки

Всю обнаруженную немаркированную продукцию конфискуют сотрудники Роспотребнадзора, а потом по решению суда ее уничтожат.

ИП, компании и руководители фирм за отсутствие маркировки или неправильную работу с ней могут получить штрафы, отправиться на принудительные работы или попасть в тюрьму.

Штрафы за ошибки в маркировке

Вид нарушенияШтраф для директора фирмы или ИПШтраф для малых предприятийШтраф для средних и крупных компанийОснование
Производство товаров без обязательной маркировкиОт 5000
до 10 000 ₽
От 25 000
до 50 000 ₽
От 50 000
до 100 000 ₽
ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение правил нанесения маркировкиОт 5000
до 10 000 ₽
От 25 000
до 50 000 ₽
От 50 000
до 100 000 ₽
ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ
Продажа товаров без обязательной маркировкиОт 5000
до 10 000 ₽
От 25 000
до 150 000 ₽
От 50 000
до 300 000 ₽
ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров в целях сбытаОт 5000
до 10 000 ₽
От 25 000
до 150 000 ₽
От 50 000
до 300 000 ₽
ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Производство алкоголя и табака без маркировки, а также с нарушением порядка ее нанесенияОт 30 000
до 50 000 ₽
От 100 000
до 150 000 ₽
От 200 000
до 300 000 ₽
ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ
Оборот алкоголя и табака без маркировки и нанесения обязательной информацииОт 30 000
до 50 000 ₽
От 150 000
до 250 000 ₽
От 300 000
до 500 000 ₽
ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение порядка передачи сведений о маркировке в систему «Честный знак», а также передача этих сведений с опозданиемОт 1000
до 10 000 ₽
От 25 000
до 50 000 ₽
От 50 000
до 100 000 ₽
ст. 15.12.1 КоАП РФ
Отсутствие обязательного реквизита «Код товара» в кассовом чеке на продажу маркированного товараОт 1500
до 3000 ₽
От 2500
до 5000 ₽
От 5000
до 10 000 ₽
ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ

Штрафы за ошибки в маркировке

Производство товаров без обязательной маркировки
Штраф для директора фирмы или ИПОт 5000 до 10 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 25 000 до 50 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 50 000 до 100 000 ₽
Основаниеч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение правил нанесения маркировки
Штраф для директора фирмы или ИПОт 5000 до 10 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 25 000 до 50 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 50 000 до 100 000 ₽
Основаниеч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ
Продажа товаров без обязательной маркировки
Штраф для директора фирмы или ИПОт 5000 до 10 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 25 000 до 150 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 50 000 до 300 000 ₽
Основаниеч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров в целях сбыта
Штраф для директора фирмы или ИПОт 5000 до 10 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 25 000 до 150 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 50 000 до 300 000 ₽
Основаниеч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Производство алкоголя и табака без маркировки, а также с нарушением порядка ее нанесения
Штраф для директора фирмы или ИПОт 30 000 до 50 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 100 000 до 150 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 200 000 до 300 000 ₽
Основаниеч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ
Оборот алкоголя и табака без маркировки и нанесения обязательной информации
Штраф для директора фирмы или ИПОт 30 000 до 50 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 150 000 до 250 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 300 000 до 500 000 ₽
Основаниеч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение порядка передачи сведений о маркировке в систему «Честный знак», а также передача этих сведений с опозданием
Штраф для директора фирмы или ИПОт 1000 до 10 000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 25 000 до 50 000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 50 000 до 100 000 ₽
Основаниест. 15.12.1 КоАП РФ
Отсутствие обязательного реквизита «Код товара» в кассовом чеке на продажу маркированного товара
Штраф для директора фирмы или ИПОт 1500 до 3000 ₽
Штраф для малых предприятийОт 2500 до 5000 ₽
Штраф для средних крупных компанийОт 5000 до 10 000 ₽
Основаниеч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ

Уголовная ответственность может наступить, если товары без маркировки или с поддельными марками произвели или продали на большую сумму, или — на языке УК РФ — «в крупном или особо крупном размере». За это руководителя компании или ИП могут приговорить:

  1. к штрафу до 300 000 ₽;
  2. принудительным работам до 3 лет;
  3. лишению свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽.

За то же нарушение, но по предварительному сговору наказание будет еще строже. В частности, лишить свободы могут на срок до 4 лет.

Суммы, за которые штрафуют, различаются в зависимости от вида немаркированной продукции. Например, для обуви, одежды, шин, парфюмерии, сигарет крупный размер продаж — это 2 250 000 ₽, а особо крупный — 9 000 000 ₽. Для продуктов питания крупный размер — это 400 000 ₽, а особо крупный — 1 500 000 ₽. Для табака и спиртного без специальных акцизных марок — 100 000 ₽ и 1 000 000 ₽ соответственно.

Чек-лист по внедрению маркировки

  1. Убедитесь, что товары, с которыми вы работаете, должны маркироваться либо для них скоро введут обязательную маркировку.
  2. Получите квалифицированную электронную подпись и настройте ПО для работы с ней.
  3. Подключитесь к оператору электронного документооборота.
  4. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
  5. Определитесь, как вы будете печатать коды. Если их немного, можно печатать этикетки на обычном принтере на самоклеящейся бумаге. Если объем большой, придется либо покупать специальный принтер, либо наносить коды в типографии.
  6. Купите специальный сканер штрихкодов. Кассиры в розничных магазинах сканируют им код товара и передают оператору фискальных данных. Но сканер нужен также оптовикам, производителям и импортерам. Например, чтобы провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе компании, числится за этой компанией в системе маркировки.
  7. Для розницы обновите прошивку онлайн-кассы, чтобы она могла работать со сканером, добавлять коды маркировки в чек и пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции.
  8. Доработайте или замените свою учетную систему: она должна уметь работать с кодами маркировки.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Как думаете, помогает ли маркировка бизнесу и покупателям или мешает? Почему?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество