Как в школе выставляют итоговые оценки

Особенности расчета для 9 и 11 классов

29
Как в школе выставляют итоговые оценки
Аватар автора

Юлия Скопич

довольна своими итоговыми оценками

Страница автора

Узнать вероятную оценку в аттестате можно до того, как учитель ее поставит.

Средний балл оценки за четверть, триместр, полугодие или год рассчитывается на основе полученных отметок. Но в одних школах 4,5 означает, что итоговой будет пятерка, а в других четверку ставят даже при среднем значении 4,6. Разбираемся почему.

Что такое итоговая оценка

Оценки нужны, чтобы поддерживать единой всю систему образования. Учителям они дают понять, насколько хорошо ученик усвоил материал. Школьникам служат сигналом, какие темы надо подтянуть. А родителям подсказывают, нужна ли ребенку помощь в обучении.

Итоговая оценка помогает увидеть результат, которого достиг ученик в течение всего учебного года.

Чем итоговая оценка отличается от годовой. Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовую оценку считают как среднее арифметическое за прошлые четверти, триместры, полугодия. Итоговая оценка учитывает отметку за год, а также за экзамен, если таковой был.

Какие экзамены сдают в выпускных классах

Общее название экзаменов для выпускных классов — государственная итоговая аттестация, ГИА. У нее три формы:

  1. ОГЭ — основной государственный экзамен в 9 классе.
  2. ЕГЭ — единый государственный экзамен в 11 классе.
  3. ГВЭ — государственный выпускной экзамен в 9 и 11 классах для ребят, которые обучаются по отдельной программе и не могут сдать стандартное тестирование.

Итоговая аттестация обязательна для выпускных классов: без сдачи экзаменов получить аттестат о школьном образовании не получится.

Какие еще оценки бывают в школе

В первом классе оценок нет — их ставят с 2 по 11 класс. Вот какими бывают оценки.

Текущие. Это основные оценки, которые ученик получает в школе. Учитель может выставлять их за ответ у доски, проверочную работу или домашнее задание. Единого подхода к оцениванию знаний нет, принцип определяется учебной программой: в одних школах пятерку ставят при полном отсутствии ошибок, в других допустимо совершить одну.

Оценки за четверть и триместр. Чтобы их выставить, учитель обычно суммирует текущие оценки ученика и делит на их количество.

Еще на оценки за четверть и триместр влияют результаты промежуточной аттестации — ее форму и порядок проведения устанавливает школа. Обычно это контрольные, которые проводят в конце четверти.

Двойку за промежуточную аттестацию по какому-либо предмету можно пересдать. Но если результат снова окажется неудовлетворительным, к итоговой аттестации не допустят. Ученика оставят на второй год, переведут на обучение по адаптированным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному учебному плану — на усмотрение родителей.

В выпускных классах промежуточная аттестация часто становится допуском к итоговой. То есть если у школьника будут долги в четверти — к экзамену могут не допустить.

Полугодовые — оценки, которые выставляют по итогам учебного полугодия, обычно в 10—11 классах. Их также выводят из текущих оценок и результатов промежуточной аттестации.

Законодательные принципы выставления оценок

Каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией.

Так, в школе № 1 им. А. В. Суворова города Усть-Лабинск Краснодарского края все текущие отметки за четверть суммируют и делят на их количество. Средним баллом для округления четвертной оценки считают 0,7. Например, при балле 2,7—3,6 в четверти ставят тройку, при балле 3,7—4,6 — четверку, а при балле выше 4,7 — пятерку.

Исключение — русский язык и математика. Когда учитель выставляет четвертные отметки по этим предметам, то особое внимание обращает на результаты письменных проверочных работ.

В гимназии № 4 им. А. С. Пушкина города Йошкар-Ола требования чуть ниже: пятерку в четверти ставят начиная со среднего балла 4,6, четверку — с 3,6, тройку — с 2,6.

Найти подобное положение можно на сайте школы или запросить его у администрации учебного заведения.

Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Суворова. Ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в суворовской школе за год поставили бы пятерку
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Суворова. Ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в суворовской школе за год поставили бы пятерку
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Пушкина. Можно заметить, что ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в пушкинской школе за год поставят четверку. И это не единственное различие
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Пушкина. Можно заметить, что ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в пушкинской школе за год поставят четверку. И это не единственное различие

Как выставляют итоговые оценки

В 9 классе. По русскому языку, математике и двум предметам, которые ученик сдает по выбору, итоговые оценки выводят как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок. Их выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления.

Если в учебном плане школы есть предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», то в графе «Наименование учебных предметов» аттестата указывают предмет «Математика». Итоговую оценку по этому предмету определяют как среднее арифметическое годовых отметок по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и результатов экзамена.

Итоговые оценки по другим предметам выставляют на основе годовых. Например, если годовой оценкой по физике была пятерка, а экзамен по этому предмету ученик не сдавал, итоговой будет тоже пятерка. Эта оценка пойдет в аттестат.

В 11 классе. Итоговые оценки рассчитывают как среднее арифметическое полугодовых, четвертных или триместровых и годовых отметок за каждый год обучения. Их тоже выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления. Результаты ЕГЭ или ГВЭ не влияют на итоговые оценки в аттестате. Однако чтобы его получить, надо набрать минимальные баллы по обязательным предметам — так ученик подтвердит, что освоил школьную программу. А еще количество набранных баллов важно для поступления в вуз.

В обоих выпускных классах допускается ставить «зачтено» по изобразительному искусству и музыке. Если выпускнику присвоена специальная медицинская группа и на физкультуре он занимается по отдельной программе, то учитель может сделать такую же запись и по этому предмету.

Пример школьного дневника. По алгебре, геометрии, информатике, истории и литературе учитель выставил итоговые оценки с учетом тех, что выпускник получил на экзаменах. По остальным предметам рассчитал на основе четвертных и полугодовых. Источник: myshared.ru
Пример школьного дневника. По алгебре, геометрии, информатике, истории и литературе учитель выставил итоговые оценки с учетом тех, что выпускник получил на экзаменах. По остальным предметам рассчитал на основе четвертных и полугодовых. Источник: myshared.ru
Оценки из электронного дневника одиннадцатиклассника. Отметки за 10 класс выставлены на основе полугодовых — в 10 и 11 классах их ставят не за четверти, а за полугодия. За 11 класс оценки стоят пока лишь за первое полугодие — учебный год еще не закончился
Оценки из электронного дневника одиннадцатиклассника. Отметки за 10 класс выставлены на основе полугодовых — в 10 и 11 классах их ставят не за четверти, а за полугодия. За 11 класс оценки стоят пока лишь за первое полугодие — учебный год еще не закончился

Когда можно оспорить оценку

Если ученик или родители не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Для этого нужно обратиться к директору школы или в местный департамент образования.

В письменном заявлении надо рассказать, за что именно была поставлена оценка, попросить оценить действия педагога и пересмотреть оценку, с которой не согласны.

В свою защиту учитель может сослаться на академические права на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Но так или иначе на жалобу должны отреагировать и провести проверку. Скорее всего, знания ученика предложат проверить еще раз в присутствии его родителей. Решение должно быть оформлено письменно и обязательно к исполнению, но его можно обжаловать.

Впрочем, обычно все заканчивается обращением к директору, а единичные попытки оспорить оценку в вышестоящих инстанциях широко освещаются в СМИ. Так, в 2011 году прокуратура Бурятии обязала повысить выпускнице итоговую оценку по информатике с тройки на четверку, поставленную еще в 2008 году. Тогда СМИ сообщали, что директор намерена оспорить решение в суде, но история не получила продолжения.

Так может выглядеть заявление от родителя, который не согласен с оценкой своего ребенка. Строгого образца нет, можно писать в свободной форме
Так может выглядеть заявление от родителя, который не согласен с оценкой своего ребенка. Строгого образца нет, можно писать в свободной форме

Запомнить

  1. Оценки бывают текущими — например, за ответы у доски или домашние задания, за четверть и триместр — на них влияют текущие оценки и результаты промежуточной аттестации, полугодовые — их обычно выставляют в 10—11 классах по итогам учебного полугодия.
  2. Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовая оценка считается как среднее арифметическое за прошлые четверти, а итоговая учитывает также отметку за экзамен.
  3. В разных школах за одни и те же четвертные оценки, расположенные в одинаковом порядке, ученик может получить разные итоговые оценки. Это зависит от порядка контроля за успеваемостью — каждая школа определяет его самостоятельно.
  4. Оценку можно оспорить. Для этого надо написать заявление директору школы или в департамент образования.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичБывали случаи, когда вы оказывались не согласны с оценкой? Расскажите, как доказывали свою правоту:
  • Nick S.Всегда было любопытно: чем в этой системе оценки "кол!" и "двайбан" различаются? Фактически: Итоговой оценки "1" не бывает (ни разу не встречал, здесь в приведенных таблицах тоже нет) Если кто получал оценку "1" - напишите мотив учителя выбрать "кол", а не "двайбан" и как это повлияло на итоги2
  • Роман П.Nick, когда я учился в школе, тогда уже были электронные журналы, и там даже по функционалу нельзя было поставить 1, только 2.0
  • Роман П.Помнится мне, я окончил школу со средним баллом 3.2, кто меньше? ps дворником я так и не стал.8
  • Звезды смотрят внизКатерина, У нас добрая учительница в начальной школе щедрой рукой могла поставить неуд всему классу)0
  • Карина МальцеваХоть у кого-нибудь в жизни хоть на что-то эти оценки в аттестате школьном повлияли? Раньше были вступительные экзамены в вуз, эти оценки никому там нужны не были. Теперь есть ЕГЭ плюс там на творческих специальностях испытания какие-то. Опять эти оценки мимо кассы. Нет, понятно, что следить за успеваюемостью и так далее и т. п., но в сухом-то остатке, какая разница поставят тебе за 4,5 "пятерку" или "четверку"? 🤷🏻‍♂️ Не говоря уж о том, что "четверка" в какой-нибудь математической школе Москвы или Питера будет значить куда больше, чем "пятерка" в обычной сельской. Причем тут вообще правила округления и подсчета среднего? 🤦🏻‍♂️1
  • Бежит_орётРоман, может, хотя бы спились?13
  • Кочевые ОблакаКарина, оценки в аттестате принесли мне 30,000 и какую-то технику (10 лет назад я чувствовала себя по меньшей мере миллионершей), так в нашем регионе награждали медалистов. А на поступление и обучение в университетах оценки не повлияли совсем.1
  • Карина МальцеваNick, 1 — это когда ты вопиюще безграмотна, еще и накосячила как-то по-крупному. То есть не просто завалила контрольную, а нарисовала портрет учительницы там вместо ответов или чистый лист сдала, ну или просто ответила что-то не так. 🤔 Смутно уже помнится. Это, конечно, не итоговая, а разовая. Но итоговую я и "2" не видала никогда 🤔1
  • Александр МжельскийРоман, Было три пятерки по предметам которые сдавал, а остальные 3. Не знаю сколько это в среднем балле, наверное примерно столько же как у вас.1
  • ХойяРоман, учительница в этом году поставила ребёнку в электронный журнал не 2 и даже не 1, а 0. Причём эта оценка именно в таком виде и осталась и вошла в расчёт триместровой как средего арифметического.0
  • Любовь ГорбуневаУ нас в 47 школе Калининграда система удвоения оценок Если ты получил 2 рядом ставят еще 2 двойки или 5 Такого маразма я еще не встречала это оказывается мотивация к обучению У кого нибудь есть такие системы?1
  • Нелли МатвееваЛюбовь, есть такое, в Саратове. За контрольные работы удельный вес оценки *2. Сначала пробовали *5, но решили, что это перебор )0
  • Оксана КравецДоказываем сейчас,что оценивание детей из вновь присоединенных территорий из ДНР , ЛНР, Украины в Калининграде происходит с нарушением законов и методических рекомендаций,когда школа обязана обеспечить изучение русского языка как неродного,т.к дети вообще его не изучали. Детей просто посадили в классы и под общую гребёнку снимают шкуру,таким образом дискриминируя и выставляют " троечку" с барского плеча.Ни о каком индивидуальном подходе и системе оцениванивания никто не знает и не пытается понять.Отдел образования тоже" не в курсе" законодательной базы. Поэтому- прокуратура,министерство,СМИ,суд....2
  • Оксана КравецДа уж, Калининград рулит в правовой безграмотности среди работников образования...творят,что хотят. Сделайте письменный запрос сначала директору по поводу критерий оценивания и с просьбой предоставить внутренние документы школы ,которые регламентируют систему выставления оценок.Если в этих документах нет такого-то незаконно,пишите жалобу в министерство образования4
  • user2488839Посочувствовали0
  • Серега БабковЗакончил школу в сильнейшие годы моего ФТШ в первом наукограде России ! Сходу поступил в два института и проходил вроде как на ВСЕ факультеты по баллам. Тогда были только бюджетные и не слышали о платных даже. Скажу такую вещь. Твари ! Те кто позволил это дикое округление, которое полностью перечеркивает математическое начало, просто твари. Дело в том, что округления придумывают сами ныне ! Это не во всех школах но также есть и в моём городе. Звонил даже в Минобразования ! Очень веско в этом плане говорили люди, которые напоминали, что при округлении семь десятых, получается, что при равных контрольных 5 5 4, то выходит твердая 4 ! Аналогично 5 5 5 5 4 4 и выходит твёрдая также 4. Это лишь частные примеры, которые показывают полную дикость дозволенного нововведения в России с 2021го года. Есть ещё пример реальный, когда три двойки перевесили семь троек ! Т.е. 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 и получается 2. ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО, ТО ЗАНИЖЕНИЕ ОЦЕНОК СТАЛО ЛАВИНООБРАЗНЫМ. Конечно это издевательство над детьми в массах. Сейчас доходит до того, что грозятся оставлять по 7-9 детей в классах ! Это результат дикого округления с нарушением всех принципов математики и человеческого отношения даже к детям. п.с. то что молчат академики и профессора технических заведений - это уже преступление.8
  • user2169815В вузе пересдавала экзамен с 4 на 4, это была единственная 41
  • user2169815Nick, мне ставили в журнал кол, еголегче испоавить на 41
  • user2584862Мы были не согласны с годовой оценкой в 10 классе. I полугодие оценка 4, ll полугодие оценка 5 ( контрольные, включая годовую были написаны на "отлично") .Годовая оценка 4 ?! Звонок классному руководителю и директору разрешил все разногласия.0
  • ЛинаNick, "кол" - это ниже плинтуса. "Кол" - оценка эмоциональная. Часто её ставят тому, кто может учиться лучше, но почему-то валяет дурака. Мне не известны случаи, когда "кол" ставился слабому ученику, который проявляет старание, но у него ничего не получается.1
  • ЯнаСитстема оценивания должна быть одинаковой, а не зависеть от конкретной школы и её локального акта. Принцип округления средневзвещенного балла тоже должен быть одинаковым.Иначе дети все в разных условиях! Написали жалобу в министерство, при отказе надо писать в прокуратуру.5
  • ЯнаОксана, Добились результата?0
  • ЯнаСерега, Абсолютно правы!0
  • ЯнаСистема оценивания должна быть одинакова во всех школах!2
  • пушок твРоман, интересно кем ты стал,как считаешь сложно ли выбиться в люди без атесстата?0
  • Екатерина ГусеваNick,у дочери в классе учитель поставил кол, за то что работа закрылась и дети не смогли её отправить, так как сайт тупил. Аргументировала тем, что работа не была сдана совсем.0
  • Дарья НикулушкинаЛина, мне ставили!0
  • HelgaНе понятно из формулировки, среднее арифм из трех оценок, если предметы алгебра и геометрия? Или среднее арифм из общей оценки по математике (алгебра+гео/2) и ОГЭ?0