Как в школе выставляют итоговые оценки
Образование
284K
Фотография — EVGENY724 / Shutterstock / FOTODOM

Как в школе выставляют итоговые оценки

Особенности расчета для 9 и 11 классов
31
Аватар автора

Юлия Скопич

довольна своими итоговыми оценками

Страница автора

Узнать вероятную оценку в аттестате можно до того, как учитель ее поставит.

Средний балл оценки за четверть, триместр, полугодие или год рассчитывается на основе полученных отметок. Но в одних школах 4,5 означает, что итоговой будет пятерка, а в других четверку ставят даже при среднем значении 4,6. Разбираемся почему.

Что такое итоговая оценка

Оценки нужны, чтобы поддерживать единой всю систему образования  . Учителям они дают понять, насколько хорошо ученик усвоил материал. Школьникам служат сигналом, какие темы надо подтянуть. А родителям подсказывают, нужна ли ребенку помощь в обучении.

Итоговая оценка помогает увидеть результат, которого достиг ученик в течение всего учебного года.

Чем итоговая оценка отличается от годовой. Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовую оценку считают как среднее арифметическое за прошлые четверти, триместры, полугодия. Итоговая оценка учитывает отметку за год, а также за экзамен, если таковой был.

Какие экзамены сдают в выпускных классах

Общее название экзаменов для выпускных классов — государственная итоговая аттестация, ГИА. У нее три формы:

  1. ОГЭ — основной государственный экзамен в 9 классе.
  2. ЕГЭ — единый государственный экзамен в 11 классе.
  3. ГВЭ — государственный выпускной экзамен в 9 и 11 классах для ребят, которые обучаются по отдельной программе и не могут сдать стандартное тестирование.

Итоговая аттестация обязательна для выпускных классов: без сдачи экзаменов получить аттестат о школьном образовании не получится.

Какие еще оценки бывают в школе

В первом классе оценок нет — их ставят с 2 по 11 класс. Вот какими бывают оценки.

Текущие. Это основные оценки, которые ученик получает в школе. Учитель может выставлять их за ответ у доски, проверочную работу или домашнее задание. Единого подхода к оцениванию знаний нет, принцип определяется учебной программой: в одних школах пятерку ставят при полном отсутствии ошибок, в других допустимо совершить одну.

Оценки за четверть и триместр. Чтобы их выставить, учитель обычно суммирует текущие оценки ученика и делит на их количество.

Еще на оценки за четверть и триместр влияют результаты промежуточной аттестации  — ее форму и порядок проведения устанавливает школа. Обычно это контрольные, которые проводят в конце четверти.

Двойку за промежуточную аттестацию по какому-либо предмету можно пересдать. Но если результат снова окажется неудовлетворительным, к итоговой аттестации не допустят. Ученика оставят на второй год, переведут на обучение по адаптированным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному учебному плану  — на усмотрение родителей.

В выпускных классах промежуточная аттестация часто становится допуском к итоговой. То есть если у школьника будут долги в четверти — к экзамену могут не допустить  .

Полугодовые — оценки, которые выставляют по итогам учебного полугодия, обычно в 10—11 классах. Их также выводят из текущих оценок и результатов промежуточной аттестации.

Законодательные принципы выставления оценок

Каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией  .

Так, в школе № 1 им. А. В. Суворова города Усть-Лабинск Краснодарского края все текущие отметки за четверть суммируют и делят на их количество. Средним баллом для округления четвертной оценки считают 0,7. Например, при балле 2,7—3,6 в четверти ставят тройку, при балле 3,7—4,6 — четверку, а при балле выше 4,7 — пятерку  .

Исключение — русский язык и математика. Когда учитель выставляет четвертные отметки по этим предметам, то особое внимание обращает на результаты письменных проверочных работ.

В гимназии № 4 им. А. С. Пушкина города Йошкар-Ола требования чуть ниже: пятерку в четверти ставят начиная со среднего балла 4,6, четверку — с 3,6, тройку — с 2,6  .

Найти подобное положение можно на сайте школы или запросить его у администрации учебного заведения.

Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Суворова. Ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в суворовской школе за год поставили бы пятерку
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Суворова. Ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в суворовской школе за год поставили бы пятерку
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Пушкина. Можно заметить, что ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в пушкинской школе за год поставят четверку. И это не единственное различие
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Пушкина. Можно заметить, что ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в пушкинской школе за год поставят четверку. И это не единственное различие

Как выставляют итоговые оценки

В 9 классе. По русскому языку, математике и двум предметам, которые ученик сдает по выбору, итоговые оценки выводят как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок. Их выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления  .

Если в учебном плане школы есть предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», то в графе «Наименование учебных предметов» аттестата указывают предмет «Математика». Итоговую оценку по этому предмету определяют как среднее арифметическое годовых отметок по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и результатов экзамена.

Итоговые оценки по другим предметам выставляют на основе годовых. Например, если годовой оценкой по физике была пятерка, а экзамен по этому предмету ученик не сдавал, итоговой будет тоже пятерка. Эта оценка пойдет в аттестат.

В 11 классе. Итоговые оценки рассчитывают как среднее арифметическое полугодовых, четвертных или триместровых и годовых отметок за каждый год обучения. Их тоже выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления. Результаты ЕГЭ или ГВЭ не влияют на итоговые оценки в аттестате. Однако чтобы его получить, надо набрать минимальные баллы по обязательным предметам — так ученик подтвердит, что освоил школьную программу. А еще количество набранных баллов важно для поступления в вуз.

В обоих выпускных классах допускается ставить «зачтено» по изобразительному искусству и музыке. Если выпускнику присвоена специальная медицинская группа и на физкультуре он занимается по отдельной программе, то учитель может сделать такую же запись и по этому предмету.

Пример школьного дневника. По алгебре, геометрии, информатике, истории и литературе учитель выставил итоговые оценки с учетом тех, что выпускник получил на экзаменах. По остальным предметам рассчитал на основе четвертных и полугодовых. Источник: myshared.ru
Пример школьного дневника. По алгебре, геометрии, информатике, истории и литературе учитель выставил итоговые оценки с учетом тех, что выпускник получил на экзаменах. По остальным предметам рассчитал на основе четвертных и полугодовых. Источник: myshared.ru
Оценки из электронного дневника одиннадцатиклассника. Отметки за 10 класс выставлены на основе полугодовых — в 10 и 11 классах их ставят не за четверти, а за полугодия. За 11 класс оценки стоят пока лишь за первое полугодие — учебный год еще не закончился
Оценки из электронного дневника одиннадцатиклассника. Отметки за 10 класс выставлены на основе полугодовых — в 10 и 11 классах их ставят не за четверти, а за полугодия. За 11 класс оценки стоят пока лишь за первое полугодие — учебный год еще не закончился

Когда можно оспорить оценку

Если ученик или родители не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Для этого нужно обратиться к директору школы или в местный департамент образования  .

В письменном заявлении надо рассказать, за что именно была поставлена оценка, попросить оценить действия педагога и пересмотреть оценку, с которой не согласны.

В свою защиту учитель может сослаться на академические права на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность  . Но так или иначе на жалобу должны отреагировать и провести проверку. Скорее всего, знания ученика предложат проверить еще раз в присутствии его родителей. Решение должно быть оформлено письменно и обязательно к исполнению, но его можно обжаловать  .

Впрочем, обычно все заканчивается обращением к директору, а единичные попытки оспорить оценку в вышестоящих инстанциях широко освещаются в СМИ. Так, в 2011 году прокуратура Бурятии обязала повысить выпускнице итоговую оценку по информатике с тройки на четверку, поставленную еще в 2008 году. Тогда СМИ сообщали, что директор намерена оспорить решение в суде, но история не получила продолжения.

Так может выглядеть заявление от родителя, который не согласен с оценкой своего ребенка. Строгого образца нет, можно писать в свободной форме
Так может выглядеть заявление от родителя, который не согласен с оценкой своего ребенка. Строгого образца нет, можно писать в свободной форме

Запомнить

  1. Оценки бывают текущими — например, за ответы у доски или домашние задания, за четверть и триместр — на них влияют текущие оценки и результаты промежуточной аттестации, полугодовые — их обычно выставляют в 10—11 классах по итогам учебного полугодия.
  2. Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовая оценка считается как среднее арифметическое за прошлые четверти, а итоговая учитывает также отметку за экзамен.
  3. В разных школах за одни и те же четвертные оценки, расположенные в одинаковом порядке, ученик может получить разные итоговые оценки. Это зависит от порядка контроля за успеваемостью — каждая школа определяет его самостоятельно.
  4. Оценку можно оспорить. Для этого надо написать заявление директору школы или в департамент образования.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичБывали случаи, когда вы оказывались не согласны с оценкой? Расскажите, как доказывали свою правоту:
  • Nick S.Всегда было любопытно: чем в этой системе оценки "кол!" и "двайбан" различаются? Фактически: Итоговой оценки "1" не бывает (ни разу не встречал, здесь в приведенных таблицах тоже нет) Если кто получал оценку "1" - напишите мотив учителя выбрать "кол", а не "двайбан" и как это повлияло на итоги3
  • Роман П.Nick, когда я учился в школе, тогда уже были электронные журналы, и там даже по функционалу нельзя было поставить 1, только 2.1
  • Роман П.Помнится мне, я окончил школу со средним баллом 3.2, кто меньше? ps дворником я так и не стал.10
  • Звезды смотрят внизКатерина, У нас добрая учительница в начальной школе щедрой рукой могла поставить неуд всему классу)0
  • Карина МальцеваХоть у кого-нибудь в жизни хоть на что-то эти оценки в аттестате школьном повлияли? Раньше были вступительные экзамены в вуз, эти оценки никому там нужны не были. Теперь есть ЕГЭ плюс там на творческих специальностях испытания какие-то. Опять эти оценки мимо кассы. Нет, понятно, что следить за успеваюемостью и так далее и т. п., но в сухом-то остатке, какая разница поставят тебе за 4,5 "пятерку" или "четверку"? 🤷🏻‍♂️ Не говоря уж о том, что "четверка" в какой-нибудь математической школе Москвы или Питера будет значить куда больше, чем "пятерка" в обычной сельской. Причем тут вообще правила округления и подсчета среднего? 🤦🏻‍♂️3
  • Бежит_орётРоман, может, хотя бы спились?14
  • Кочевые ОблакаКарина, оценки в аттестате принесли мне 30,000 и какую-то технику (10 лет назад я чувствовала себя по меньшей мере миллионершей), так в нашем регионе награждали медалистов. А на поступление и обучение в университетах оценки не повлияли совсем.1
  • Карина МальцеваNick, 1 — это когда ты вопиюще безграмотна, еще и накосячила как-то по-крупному. То есть не просто завалила контрольную, а нарисовала портрет учительницы там вместо ответов или чистый лист сдала, ну или просто ответила что-то не так. 🤔 Смутно уже помнится. Это, конечно, не итоговая, а разовая. Но итоговую я и "2" не видала никогда 🤔1
  • Александр МжельскийРоман, Было три пятерки по предметам которые сдавал, а остальные 3. Не знаю сколько это в среднем балле, наверное примерно столько же как у вас.1
  • ХойяРоман, учительница в этом году поставила ребёнку в электронный журнал не 2 и даже не 1, а 0. Причём эта оценка именно в таком виде и осталась и вошла в расчёт триместровой как средего арифметического.1
  • Любовь ГорбуневаУ нас в 47 школе Калининграда система удвоения оценок Если ты получил 2 рядом ставят еще 2 двойки или 5 Такого маразма я еще не встречала это оказывается мотивация к обучению У кого нибудь есть такие системы?1
  • Нелли МатвееваЛюбовь, есть такое, в Саратове. За контрольные работы удельный вес оценки *2. Сначала пробовали *5, но решили, что это перебор )0
  • Оксана КравецДоказываем сейчас,что оценивание детей из вновь присоединенных территорий из ДНР , ЛНР, Украины в Калининграде происходит с нарушением законов и методических рекомендаций,когда школа обязана обеспечить изучение русского языка как неродного,т.к дети вообще его не изучали. Детей просто посадили в классы и под общую гребёнку снимают шкуру,таким образом дискриминируя и выставляют " троечку" с барского плеча.Ни о каком индивидуальном подходе и системе оцениванивания никто не знает и не пытается понять.Отдел образования тоже" не в курсе" законодательной базы. Поэтому- прокуратура,министерство,СМИ,суд....2
  • Оксана КравецДа уж, Калининград рулит в правовой безграмотности среди работников образования...творят,что хотят. Сделайте письменный запрос сначала директору по поводу критерий оценивания и с просьбой предоставить внутренние документы школы ,которые регламентируют систему выставления оценок.Если в этих документах нет такого-то незаконно,пишите жалобу в министерство образования4
  • user2488839Посочувствовали0
  • Серега БабковЗакончил школу в сильнейшие годы моего ФТШ в первом наукограде России ! Сходу поступил в два института и проходил вроде как на ВСЕ факультеты по баллам. Тогда были только бюджетные и не слышали о платных даже. Скажу такую вещь. Твари ! Те кто позволил это дикое округление, которое полностью перечеркивает математическое начало, просто твари. Дело в том, что округления придумывают сами ныне ! Это не во всех школах но также есть и в моём городе. Звонил даже в Минобразования ! Очень веско в этом плане говорили люди, которые напоминали, что при округлении семь десятых, получается, что при равных контрольных 5 5 4, то выходит твердая 4 ! Аналогично 5 5 5 5 4 4 и выходит твёрдая также 4. Это лишь частные примеры, которые показывают полную дикость дозволенного нововведения в России с 2021го года. Есть ещё пример реальный, когда три двойки перевесили семь троек ! Т.е. 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 и получается 2. ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО, ТО ЗАНИЖЕНИЕ ОЦЕНОК СТАЛО ЛАВИНООБРАЗНЫМ. Конечно это издевательство над детьми в массах. Сейчас доходит до того, что грозятся оставлять по 7-9 детей в классах ! Это результат дикого округления с нарушением всех принципов математики и человеческого отношения даже к детям. п.с. то что молчат академики и профессора технических заведений - это уже преступление.13
  • user2169815В вузе пересдавала экзамен с 4 на 4, это была единственная 41
  • user2169815Nick, мне ставили в журнал кол, еголегче испоавить на 42
  • user2584862Мы были не согласны с годовой оценкой в 10 классе. I полугодие оценка 4, ll полугодие оценка 5 ( контрольные, включая годовую были написаны на "отлично") .Годовая оценка 4 ?! Звонок классному руководителю и директору разрешил все разногласия.1
  • ЛинаNick, "кол" - это ниже плинтуса. "Кол" - оценка эмоциональная. Часто её ставят тому, кто может учиться лучше, но почему-то валяет дурака. Мне не известны случаи, когда "кол" ставился слабому ученику, который проявляет старание, но у него ничего не получается.1
  • ЯнаСитстема оценивания должна быть одинаковой, а не зависеть от конкретной школы и её локального акта. Принцип округления средневзвещенного балла тоже должен быть одинаковым.Иначе дети все в разных условиях! Написали жалобу в министерство, при отказе надо писать в прокуратуру.7
  • ЯнаОксана, Добились результата?0
  • ЯнаСерега, Абсолютно правы!0
  • ЯнаСистема оценивания должна быть одинакова во всех школах!3
  • пушок твРоман, интересно кем ты стал,как считаешь сложно ли выбиться в люди без атесстата?0
  • Екатерина ГусеваNick,у дочери в классе учитель поставил кол, за то что работа закрылась и дети не смогли её отправить, так как сайт тупил. Аргументировала тем, что работа не была сдана совсем.1
  • Дарья НикулушкинаЛина, мне ставили!0
  • HelgaНе понятно из формулировки, среднее арифм из трех оценок, если предметы алгебра и геометрия? Или среднее арифм из общей оценки по математике (алгебра+гео/2) и ОГЭ?0
  • Марина АпальковаСерега, столкнулись с тем, что у нас в гимназии в прошлом году еще округляли по правилам математики… а с этого учебного года до 0,7. Это полный маразм, это перечеркивает всю логику и делается это специально с целью занизить успеваемость осознанно!!! То есть данные внутреннего мониторинга не соответствуют данным внешнего мониторинга, то есть текущие оценки у детей лучше, чем оценки по результатам безумных ГИА - ЕГЭ,ОГЭ и ВПР… (что в принципе логике соответствует). И чтобы учебное заведение не попало в черный список с расхождением в данных мониторинга, они просто задирают средний балл! То есть имея одинаковые знания и одинаковые текущие оценки в одной школе ученик будет хорошистом,а в другой - троечником … Родители некоторые попытались по возмущаться, но так как 90% родителей абсолютно равнодушны к обучению и просто не хотят вникать… школа и министерство творят что хотят… ставят эксперименты над детьми, над их будущим и психическим здоровьем..1
  • Александра УсольцеваПоходы к директору не решают ни чего! Обращения в вышестоящие инстанции то же! Все за одно!Ученик сейчас не стоит во главе угла образовательной системы, помогать ему ни кто не намерен, главное - это рейтинг школы, участие школы в социальных проектах, голосованиях, и другой показухе. На обучение и работу с детьми у школы и учителей нет ни сил, ни желания! У всех в голове только - рейтинг! Наш опыт таков!0