
Как в школе выставляют итоговые оценки
Узнать вероятную оценку в аттестате можно до того, как учитель ее поставит.
Средний балл оценки за четверть, триместр, полугодие или год рассчитывается на основе полученных отметок. Но в одних школах 4,5 означает, что итоговой будет пятерка, а в других четверку ставят даже при среднем значении 4,6. Разбираемся почему.
Что вы узнаете
Что такое итоговая оценка
Оценки нужны, чтобы поддерживать единой всю систему образования . Учителям они дают понять, насколько хорошо ученик усвоил материал. Школьникам служат сигналом, какие темы надо подтянуть. А родителям подсказывают, нужна ли ребенку помощь в обучении.
Итоговая оценка помогает увидеть результат, которого достиг ученик в течение всего учебного года.
Чем итоговая оценка отличается от годовой. Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовую оценку считают как среднее арифметическое за прошлые четверти, триместры, полугодия. Итоговая оценка учитывает отметку за год, а также за экзамен, если таковой был.
Какие экзамены сдают в выпускных классах
Общее название экзаменов для выпускных классов — государственная итоговая аттестация, ГИА. У нее три формы:
- ОГЭ — основной государственный экзамен в 9 классе.
- ЕГЭ — единый государственный экзамен в 11 классе.
- ГВЭ — государственный выпускной экзамен в 9 и 11 классах для ребят, которые обучаются по отдельной программе и не могут сдать стандартное тестирование.
Итоговая аттестация обязательна для выпускных классов: без сдачи экзаменов получить аттестат о школьном образовании не получится.
Какие еще оценки бывают в школе
В первом классе оценок нет — их ставят с 2 по 11 класс. Вот какими бывают оценки.
Текущие. Это основные оценки, которые ученик получает в школе. Учитель может выставлять их за ответ у доски, проверочную работу или домашнее задание. Единого подхода к оцениванию знаний нет, принцип определяется учебной программой: в одних школах пятерку ставят при полном отсутствии ошибок, в других допустимо совершить одну.
Оценки за четверть и триместр. Чтобы их выставить, учитель обычно суммирует текущие оценки ученика и делит на их количество.
Еще на оценки за четверть и триместр влияют результаты промежуточной аттестации — ее форму и порядок проведения устанавливает школа. Обычно это контрольные, которые проводят в конце четверти.
Двойку за промежуточную аттестацию по какому-либо предмету можно пересдать. Но если результат снова окажется неудовлетворительным, к итоговой аттестации не допустят. Ученика оставят на второй год, переведут на обучение по адаптированным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному учебному плану — на усмотрение родителей.
В выпускных классах промежуточная аттестация часто становится допуском к итоговой. То есть если у школьника будут долги в четверти — к экзамену могут не допустить .
Полугодовые — оценки, которые выставляют по итогам учебного полугодия, обычно в 10—11 классах. Их также выводят из текущих оценок и результатов промежуточной аттестации.
Законодательные принципы выставления оценок
Каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией .
Так, в школе № 1 им. А. В. Суворова города Усть-Лабинск Краснодарского края все текущие отметки за четверть суммируют и делят на их количество. Средним баллом для округления четвертной оценки считают 0,7. Например, при балле 2,7—3,6 в четверти ставят тройку, при балле 3,7—4,6 — четверку, а при балле выше 4,7 — пятерку .
Исключение — русский язык и математика. Когда учитель выставляет четвертные отметки по этим предметам, то особое внимание обращает на результаты письменных проверочных работ.
В гимназии № 4 им. А. С. Пушкина города Йошкар-Ола требования чуть ниже: пятерку в четверти ставят начиная со среднего балла 4,6, четверку — с 3,6, тройку — с 2,6 .
Найти подобное положение можно на сайте школы или запросить его у администрации учебного заведения.


Как выставляют итоговые оценки
В 9 классе. По русскому языку, математике и двум предметам, которые ученик сдает по выбору, итоговые оценки выводят как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок. Их выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления .
Если в учебном плане школы есть предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», то в графе «Наименование учебных предметов» аттестата указывают предмет «Математика». Итоговую оценку по этому предмету определяют как среднее арифметическое годовых отметок по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и результатов экзамена.
Итоговые оценки по другим предметам выставляют на основе годовых. Например, если годовой оценкой по физике была пятерка, а экзамен по этому предмету ученик не сдавал, итоговой будет тоже пятерка. Эта оценка пойдет в аттестат.
В 11 классе. Итоговые оценки рассчитывают как среднее арифметическое полугодовых, четвертных или триместровых и годовых отметок за каждый год обучения. Их тоже выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления. Результаты ЕГЭ или ГВЭ не влияют на итоговые оценки в аттестате. Однако чтобы его получить, надо набрать минимальные баллы по обязательным предметам — так ученик подтвердит, что освоил школьную программу. А еще количество набранных баллов важно для поступления в вуз.
В обоих выпускных классах допускается ставить «зачтено» по изобразительному искусству и музыке. Если выпускнику присвоена специальная медицинская группа и на физкультуре он занимается по отдельной программе, то учитель может сделать такую же запись и по этому предмету.


Когда можно оспорить оценку
Если ученик или родители не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Для этого нужно обратиться к директору школы или в местный департамент образования .
В письменном заявлении надо рассказать, за что именно была поставлена оценка, попросить оценить действия педагога и пересмотреть оценку, с которой не согласны.
В свою защиту учитель может сослаться на академические права на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность . Но так или иначе на жалобу должны отреагировать и провести проверку. Скорее всего, знания ученика предложат проверить еще раз в присутствии его родителей. Решение должно быть оформлено письменно и обязательно к исполнению, но его можно обжаловать .
Впрочем, обычно все заканчивается обращением к директору, а единичные попытки оспорить оценку в вышестоящих инстанциях широко освещаются в СМИ. Так, в 2011 году прокуратура Бурятии обязала повысить выпускнице итоговую оценку по информатике с тройки на четверку, поставленную еще в 2008 году. Тогда СМИ сообщали, что директор намерена оспорить решение в суде, но история не получила продолжения.

Запомнить
- Оценки бывают текущими — например, за ответы у доски или домашние задания, за четверть и триместр — на них влияют текущие оценки и результаты промежуточной аттестации, полугодовые — их обычно выставляют в 10—11 классах по итогам учебного полугодия.
- Итоговая и годовая оценка — не одно и то же. Годовая оценка считается как среднее арифметическое за прошлые четверти, а итоговая учитывает также отметку за экзамен.
- В разных школах за одни и те же четвертные оценки, расположенные в одинаковом порядке, ученик может получить разные итоговые оценки. Это зависит от порядка контроля за успеваемостью — каждая школа определяет его самостоятельно.
- Оценку можно оспорить. Для этого надо написать заявление директору школы или в департамент образования.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety