Как получить освобождение от физкультуры?

73
Аватар автора

Ирина

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Мой сын не любит занятия физкультурой. Сейчас он ходит в детский сад, и там с этим нет проблем: периодически можно пропускать физру. Но я не знаю, что будет в школе.

Можно как-то получить освобождение, если ребенок не хочет заниматься? Или хотя бы снизить нагрузки?

Просто по желанию взять освобождение от физкультуры нельзя. Ребенок может получить его, только если ему нездоровится в день занятия или если после болезни врач рекомендовал некоторое время не делать никаких упражнений. Но это не значит, что физкультуру можно пропускать, — посещать уроки все равно надо.

Что касается нагрузок, то их снижают только ребятам с хроническими заболеваниями или плохой физической подготовкой — они вправе заниматься по специальной программе. Однако такое разрешение выдается по результатам медосмотра, а не просто по желанию родителей.

Кто может получить освобождение от физкультуры

Освобождение, или медотвод, — это документ, который частично или полностью освобождает школьника от всех или определенных видов физических нагрузок. Вот кто может его получить.

Ребенок, который плохо себя чувствует. Если у ученика ухудшилось самочувствие, он может подойти к школьному медработнику. Специалист осмотрит ребенка и в зависимости от ситуации сообщит родителям, чтобы его забрали домой, направит к участковому педиатру или вызовет скорую помощь.

Школьный фельдшер не выдает освобождение от физкультуры. Справку на специальном бланке с печатью может выписать только лечащий врач или другой врач узкой специализации. Девочкам во время менструации тоже можно получить освобождение — для этого нужно посетить гинеколога.

Ученик, который недавно болел. Чаще всего дети болеют острыми респираторными заболеваниями — после них врач дает освобождение от физкультуры на одну-две недели. Также на срок до месяца могут освободить от занятий после гриппа, ангины, бронхита, острой кишечной инфекции, ветрянки, ушибов, вывихов, растяжений.

На три месяца могут освободить от физкультуры после гастродуоденита, пневмонии, послеоперационных состояний. До шести месяцев — после обострения астмы, язвы, псориаза, сотрясения мозга, переломов рук или ног.

Точных сроков возобновления занятий физкультурой после перенесенных заболеваний нет — врач определяет их индивидуально. Но в региональных рекомендациях по определению медгруппы — об этом я расскажу дальше — можно найти примерные ориентиры.

Что такое группы здоровья и физкультурные группы

Некоторые дети могут заниматься на уроках физкультуры с меньшей нагрузкой.

Чтобы понять, с какой именно, нужно знать группу здоровья ребенка, а также медицинскую группу. Их часто путают.

Группу здоровья определяет педиатр с первого года жизни ребенка на основании его самочувствия и состояния. Обычно это происходит на ежегодном медосмотре.

Первую группу здоровья присваивают детям с нормальным психическим и физическим развитием, без анатомических и функциональных нарушений. Остальные — ребятам с различными нарушениями, заболеваниями и травмами. Последнюю, пятую, присваивают детям с тяжелыми хроническими патологиями или врожденными пороками, которые приводят к инвалидности.

Медицинскую группу — ее еще называют физкультурной — определяют раз в год на школьных медосмотрах. По ней выясняют, какой уровень нагрузки доступен ученику на уроках физкультуры. На это влияет группа здоровья, а также функциональные тесты. Например, ребенка могут попросить приседать в течение минуты. В зависимости от результатов школьника записывают в одну из четырех групп. Вот они.

Основная, первая медицинская группа. В нее попадают ребята с первой группой здоровья, а также дети с легкими аллергическими реакциями или небольшим превышением веса. Им можно заниматься физкультурой в полном объеме по основной учебной программе, участвовать в соревнованиях, общешкольных спортивных мероприятиях, сдавать нормативы.

Подготовительная, вторая медицинская группа. Ее назначают детям с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии, которая длится не менее 3—5 лет. Еще в подготовительную группу могут отнести детей со слабой физической подготовкой и тех, кто часто болеет респираторными заболеваниями.

Таким ребятам можно заниматься, придерживаясь основной учебной программы по физкультуре, но проходить ее медленнее, чем ученикам из основной группы.

Педагог должен следить, чтобы дети из подготовительной группы не совершали противопоказанных движений, например не прыгали через козла. Еще им нельзя сдавать нормативы и участвовать в массовых физкультурных мероприятиях без специального медосмотра.

Специальная оздоровительная, третья медицинская группа. В нее попадают ребята с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, деформациями без прогрессирования. Сюда же записывают детей с нарушениями физического развития, которые требуют ограничения нагрузок.

Например, это могут быть школьники с астмой или вальгусной деформацией стопы. Им можно заниматься только по программам, утвержденным специалистом по лечебной физкультуре, а лучше в его сопровождении. Если ученики из основной и подготовительной группы бегут трехкилометровый кросс, то дети из специальной оздоровительной группы проходят эту дистанцию пешком в своем темпе.

Специальная реабилитационная, четвертая медицинская группа. В этой группе дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации — это когда состояние постепенно ухудшается и симптомы становятся сильнее. Таким ребятам рекомендовано заниматься дома по программам, которые составили врачи, а также посещать занятия лечебной физкультурой.

Какие документы нужны, чтобы получить освобождение

Чтобы получить освобождение от физкультуры или сменить медицинскую группу и уменьшить нагрузку на занятиях, понадобится разрешение врача. Для этого нужно пройти осмотр и получить официальный документ. В зависимости от ситуации их может быть три, для получения освобождения подойдет любой. Расскажу подробнее о каждом.

Справка о временной нетрудоспособности. Официальное название — форма 095/у. Ее выдает лечащий врач после болезни и, как правило, освобождает ребенка от занятий на срок до двух недель.

Выписка из медицинской карты амбулаторного или стационарного больного.

Официальное название — форма 027/у. Документ выдают при затяжных, обострившихся болезнях. Он разрешает не посещать физкультуру в течение месяца.

Так выглядит справка о временной нетрудоспособности. Внизу врач указывает период, на который ученик освобожден от занятий физкультурой. Источник: blanker.ru
Так выглядит справка о временной нетрудоспособности. Внизу врач указывает период, на который ученик освобожден от занятий физкультурой. Источник: blanker.ru
А это выписка. Она может содержать больше сведений и подробностей о состоянии ребенка, а также рекомендации врача. Источник: blanker.ru
А это выписка. Она может содержать больше сведений и подробностей о состоянии ребенка, а также рекомендации врача. Источник: blanker.ru

Заключение врачебной комиссии. Если ребенок болеет или восстанавливается дольше месяца, понадобится заключение врачебной комиссии.

Эксперты разбирают каждый конкретный случай: изучают историю болезни, результаты анализов, медицинские заключения, осматривают ребенка дополнительно, если нужно, задают вопросы ему и родителям. В итоге могут освободить от физкультуры на срок до 12 месяцев.

Имеет ли силу записка от родителей

Иногда родители сами пишут учителю записку, в которой объясняют, почему их ребенка не было или не будет на физкультуре или другом уроке.

На деле у записки нет никакой юридической силы, и преподаватель может спокойно ее проигнорировать. Это скорее способ проинформировать педагога о том, что школьник пропустит занятие.

Однако если ребенку нездоровится, но серьезных причин для вызова врача или поездки в поликлинику родители не видят, то записка лучше, чем ничего. Если ученик пропустит занятие и не принесет записку либо директор ее не примет, то от родителя могут потребовать уже объяснительную.

Форма записки может отличаться — лучше уточнить, как ее составить, в школе
Форма записки может отличаться — лучше уточнить, как ее составить, в школе
Администрация школы обычно требует объяснительные от учеников, которые часто пропускают уроки
Администрация школы обычно требует объяснительные от учеников, которые часто пропускают уроки

Как освобожденному от физкультуры ребенку пройти аттестацию

Если у школьника есть справка либо его перевели в подготовительную или специальную физкультурную группу, он все равно обязан посещать занятия. Справка освобождает от физических нагрузок, но не от предмета.

Все дети должны освоить программу общего образования по федеральным государственным образовательным стандартам, в которую включена и физкультура. Чтобы это сделать, необязательно прыгать через козла — можно учить теорию и писать рефераты. Или, например, в то время, когда ребята из основной и подготовительной группы играют в волейбол, ученики из специальной группы или с освобождением могут судить игру, придумывать кричалки болельщиков или подготовить доклад о волейболе.

Школа несет ответственность за здоровье детей во время уроков, поэтому ребенок в любом случае должен быть под присмотром учителя.

То, как будет проходить аттестация, решает учитель физкультуры. Он учитывает группу здоровья и динамику физического состояния ребенка. Так, если ученик занимается более полугода после болезни и постепенно берется за выполнение более сложных упражнений, педагог может разрешить ему сдавать физические нормативы, но на уровне своих возможностей.

Если ребенок не показывает серьезных результатов, но выполняет задания, регулярно посещает занятия, учится с интересом, педагог может поставить ему оценку без сдачи нормативов.

Что в итоге

Ребенок может получить освобождение от физкультуры, если ему нездоровится либо если после болезни или травмы врач рекомендовал какое-то время избегать физнагрузок.

Освобождение может выдать участковый врач или врач узкой специализации. У школьного фельдшера такого права нет.

Чтобы получить освобождение, понадобится один из трех документов: справка о временной нетрудоспособности, выписка из медицинской карты амбулаторного или стационарного больного либо заключение врачебной комиссии.

Справка, выданная врачом, освобождает от физических нагрузок, но не от предмета. Посещать урок ученик все равно обязан.

Некоторые школьники могут заниматься на уроках физкультуры с меньшей нагрузкой. Чтобы понять, с какой именно, нужно определить группу здоровья — это делает педиатр, а также медицинскую группу — ее определяют раз в год на школьных медосмотрах.

Ваш ребенок получал освобождение от физкультуры? Расскажите, по какой причине и на какой срок:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой реалити

+1

06.10.22, 14:04

Отредактировано

У меня был вечный медотвод от физкультуры, при этом я ходила в тренажерный зал и занималась танцами три раза в неделю по четыре часа. Не вижу смысл вставать ни свет ни заря к первому уроку, чтобы побегать по периметру спортзала и по-пенсионерски сделать зарядку, а потом потным сидеть шесть уроков.

Если глобально, то я вообще против обязательной физкультуры в школах и вузах. Либо сделайте нормальный тайминг, оснастите душевые и раздевалки, либо отстаньте от детей.

24

Dinara, А бывает еще интереснее, как у нас в школе в Санкт-Петербурге: завтра, например, у детей в 5-м классе 8 уроков, из них 5-й урок - физкультура, 6,7 уроки - обычные, 8-й урок - снова физкультура. И, естественно, ни душа, ни раздевалки также нет.

3
Герой реалити

+1

10.09.23, 15:37

Светлана, кратко о том, почему я не отдам ребенка в государственную школу.

0

Dinara, вот согласна полностью. Одежду ещё можно переодеть,но потная голова тоже не приятная вещь. У сына часто физра первым уроком,и сиди потом весь день со слипшимися волосами.

1

Плюшка, физкультура никогда не была про здоровье. как бы ты себя ни чувствовал, обязан блин ходить на это издевательство, после которого гарантирована головная боль. а после с головной болью на остальные уроки, включая контрольные. и врачи ничего не могут сделать, с головной болью освобождение не положено, мучайся но ходи на физкультуру всё равно. а если еще физрук упертый попадется с убеждением что физкультура - это исключительно про здоровье и надо всех заставить бегать и прыгать с любой группой здоровья, то еще хуже.

8

Аватарка, мне кажется, тут нужно ставить перед руководящими инстанциями вопрос о профпригодности учителя физкультуры. А прежде обойти всех врачей, чтобы выяснить отчего голова болит: а вдруг в головном мозгу опухоль, которая так себя проявляет, но врачи часто не обращают на это внимание: поболит- перестанет. Тут надо родителям брать ноги в руки и в обход по всем врачам: настаивать, чтобы делали всякие исследования: МРТ и тп. Потому что с головой нельзя шутить. Просто от физкультуры голова не может болеть, заболеть голова может от чрезмерной нагрузки: при беге изо всех сил, когда детей заставляют соревноваться, кто быстрее, при чрезмерных прыжках.

0

Плюшка, специализированная, а бегать заставляли вместе со всеми. я не понимаю почему если кто-то решил, что бегать полезно, страдать должны все? вы хотите побегать - бегайте, почему другие должны страдать? вы сейчас говорите в точности как все физруки - они тоже считают что всем обязательно нужно бегать и плевать на то что здоровье у всех разное, не бегаешь - будет двойка. как ребенку доказывать что учитель не прав?

5
Герой реалити

+1

06.10.22, 14:09

Плюшка, ну, а чем поможет челночный бег и кручение тазом вокруг своей оси? Нужна серьезная нагрузка, а не дичь, после которой даже в душ не сходишь.

А по поводу труда -- почему бы и нет? Почему бы вообще не сделать это все факультативом? У меня не было урока труда, при этом я шью, готовлю и выполняю мелкий домашний ремонт.

4
Спортивный редактор

06.10.22, 15:02

Dinara, про душевые поддерживаю

2

Полина, ну на уроках труда дети не умирают, а на уроках физкультуры такое случается. Если у ребенка заболевание сердца, давление повышенное и тп.,а погнали его на общих основаниях бежать 5 км, на время соревноваться со здоровыми детьми, то это не есть хорошо. всякое может с ним случиться.

э

4
0

Так и не понял - ребенок занимается спортном, например синхронным плаванием, тренировки 6 раз в неделю по 5 часов, сборы, соревнования всероссийские - но учитель физры считает что если ему нравится волейбол - по все должны быть его большими поклонниками и мастрами. зачеееем??? а если на этой физкультуре получит человек травму и вылетит из сборной?

4

Плюшка, нет. но остальные уроки с физической нагрузкой не связаны и на здоровье если и влияют, то иначе. физкультура точно здоровья не прибавит.

3

Плюшка, так я и говорю, что не надо всем на физкультуру! а вы меня убеждаете, что это здоровья для )) много ли вокруг здоровых? с чего вы это взяли?
будучи взрослой, с удовольствием занималась растяжкой и стрип-пластикой, бегать - никогда и ни за что! и считаю что не надо всех заставлять заниматься физкультурой, не всем полезны такие виды нагрузки, какие бывают на физкультуре. здоровые и так на спортивные секции ходят, им тоже скучно на физкультуре. получается что этот предмет для никого.

3
0

У меня очень неохотно фельдшер давал отводы от физры, так как физрук была её сестрой.
В целом мне это и не требовалось.
но была одна ситуация которая вызвала у меня много проблем:
-- удалили бородавку на ступне лазером+жидким азотом
-- врачи дают освобождение на 2 недели максимум, а ездить до них далеко + очередь.
-- а школьный фельдшер просто отказывался их давать мотивируя тем что это некритично хотя видно хорошо что воронка после удаления ещё осталась, а бегать больно

В результате после 4 месяцев мороки дошел до врача, рассказал почему у меня так плохо заживает, на что мы пошли к главврачу, потом был прямо при мне звонок директору школы, это имело эффект, после этого зажило за 3-4 недели.

3
Герой

06.10.22, 16:26

Отредактировано

Плюшка, я уже писала, у меня после физкультуры всегда болела голова. и с этой головной болью приходилось сидеть остальные уроки и писать контрольные. а после всяких там кроссов я и в обмороки падала, приползая последней. пока меня медсестра нашатырем в чувство приводила, я выслушивала от физрука что я прикидываюсь. не считаю что это что-то хорошее и полезное в моей жизни. без головной боли и без обмороков жизнь гораздо лучше. я бы запретила эту принудиловку.

2
Спортивный редактор

06.10.22, 16:36

Авторка, ок, а с каких пор личный опыт является каким-то аргументом?

Если у вас обмороки и головные боли после физкультуры, то дело явно в вашем здоровье.

0

Плюшка, так вы же пытаетесь меня убедить, что физкультура - это про здоровье! )) какое же это здоровье, если это большая проблема для конкретно меня, например? думаете я такая единственная? ))

2

Комментарий удален пользователем

ВсяВБелом, я тоже была ребенком. чем я хуже?

0

Комментарий удален пользователем

ВсяВБелом, да, я своих детей поддерживаю, в отличие от моих родителей. если есть возможность откосить от физкультуры - я ее использую. у ребенка тоже должен быть выбор! есть кружки и спортивные секции по интересам, а не нудная принудиловка с головной болью. но когда после физкультуры голова болит, то уже ничего не надо, никаких других занятий.

3

Плюшка, на математике ребенок умирает не от умственной нагрузки. а на физкультуре умирают именно от физической нагрузки. очень смешно, да. юмор уровня детского сада. до автобуса не бегаю. вам тоже крепкого здоровья.

2
Герой

06.10.22, 18:35

Отредактировано

Плюшка, не придут. здоровее будут без принудиловки и выберут себе нагрузки по душе, а не из-под палки. физкультура у большинства желание заниматься после школы отобьет точно. такое не забывается.

2

Плюшка, если бы физра была про здоровье и движение, то детям бы давали бы хоть какой-то выбор, а не на сдачу нормативов бы натаскивали...

2
0

Сергей, а если ребёнок освобождён от физкультуры, но по состоянию здоровья и желанию готов заниматься. Должны ли учитывать такое желание ребёнка?

1
Герой Т—Ж

07.10.22, 04:36

Отредактировано

Сергей, я была принудительно освобождена по состоянию здоровья все старшие классы (астма), и меня упорно не брали на занятия не смотря ни на какие просьбы (

в 11 классе перешла в рамках одной школы к другому физруку, которому не сказала о своем освобождении, и спокойно выиграла под его руководством сначала школьные, потом городские, а потом и областные соревнования по бегу на 3 км - были хорошие физические данные, и в целом я бегать очень любила и люблю. в тот момент когда собиралась со сборной области на всероссийские соревнования, всплыла моя справка об освобождении, и вместо меня поехала занявшее второе место девушка, отставшая от меня на 15(!) минут, которая благополучно просрала все полимеры в Москве )

было до слез обидно, никакие победы на "классических" олимпиадах по математике, истории или географии потом не скрасили эту обиду.

с тех пор не бегаю на результат, а только для души.

4
Спортивный редактор

06.10.22, 14:58

Сергей, смотря какой диагноз
Выделяют несколько групп здоровья, при не очень серьёзный заболеваниях ребенок может заниматься как обычно

При более серьезных такую ответственность брать не будут, с ребенком что угодно может случиться, виноват будет учитель

А так да, есть ЛФК

0

Комментарий удален пользователем

Плюшка, этих конкретных учителей я встречала несколько штук в школе и после школы еще несколько в других учебных заведениях. не всякое движение полезно для абсолютно всех, если болит голова - это не нормально для человека и не полезно. а иногда дети на школьных уроках физкультуры умирают. ради чего? ради здоровья?

1
Герой реалити

+1

07.10.22, 09:17

Златеника,

1

Златеника, ЕГЭ ввели в 2003г, даже если предположить что вы его в том году сдавали - телефоны уже были. Например в то время у меня был моторолла т-190, мой самый первый телефон.
И умирать в школе от скуки можно и без телефонов

1
0

У моей дочки подростковый возраст, она стесняется, даже на реке и море не купалась летом. Категорически не хочет идти на плавание по физкультуре, что делать я не знаю, ни какие уговоры не действуют. Как мне быть?

1

Евгения, сходите с ребенком к психологу, если и не уговорит её заниматься, то вполне может освобождение написать.

0
0

спецгруппа Б. Повреждение крестообразной связки,повреждение рога миниска.
Освобождение на 1 год.

1
0

Плохо автор разобрался, еще освобождение от физры предоставляется при занятиях в спортивных секциях.

1
0
Герой

06.10.22, 10:53

Отредактировано

Подружиться с своим педиатром и придумать с ним вместе непонятную болячку со страшным названием. Мне мама делала освобождение в старших классах, чтобы я успевала заехать из школы домой перед репетиторами или курсами, а физра была последним уроком. Освобождение давали по диагнозу пролапс метрального клапана какой-то минимальной степени. Диагноз действительно стоял с рождения, никак не проявлялся, по факту это просто особенность организма. Сейчас, например, этот пролапс никто не видит на узи.

0
Герой реалити

+1

06.10.22, 14:10

О, да по ВСД можно получить медотвод, хотя это хрень, а не диагноз.

2
Герой

06.10.22, 14:26

Отредактировано

Dinara, именно, это у меня тоже имелось))

0
0

Все очень банально - болит живот/голова и тд. Урок спокойно можно просидеть

0
Герой реалити

+1

06.10.22, 20:03

Плюшка, это пенсионерская нагрузка. Детям надо активно бегать и прыгать. А труд, кстати, тоже особо за предмет не воспринимают.. Не знаю, я вообще не считаю ни труд, ни физру обязательным предметом. Просто натаскайте моего ребенка на ЕГЭ и не морочьте мне мозги, а там сама решу, как говорится.

0
0

А вы замечали что Физкультура это такой предмет важность которого в каждой образовательной организации определяется по разному?- школам(в большинстве) вообще пофигу на программу занятий- лишь-бы на урок пришли, а там кто умеет играет в футбол, остальные от скуки играют в телефонах, но стоит окончить школу и поступить в ВУЗ-вешайся, ведь спросят с тебя как-будто ты в школе таки бегал и сдавал все нормативы на 5, а не сидел на скамейке умирая от скуки. 😑

0
0

А как быть в ситуации, если я откажусь от прохождения медосмотра? Кто должен тогда определять рекомендации по физкультуре и группе здоровья для моего ребенка?

0
0

Опухоль головного мозга доброкачественная,цидроцефалия.

0

Комментарий удален пользователем

ВсяВБелом, будучи взрослым, человек добровольно выбирает себе и занятия, и нагрузки, а не всех под одну гребенку. никто не заставит взрослого заниматься, если он чувствует себя плохо, а ребенка обвинят в том что он прикидывается и должен заниматься не смотря ни на что.

13

Комментарий удален пользователем

ВсяВБелом, да потому что физруки упёртые ВСЕ. ни одного нормального не встречала.

5

Сообщество