![Дроссельная заслонка: зачем нужна и как ломается](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main__andrey-aboltin___shutterstock_651591751.tfp5c5.jpg)
Дроссельная заслонка — устройство, которое ограничивает и регулирует поток воздуха в бензиновых двигателях.
Их работа зависит от количества топливовоздушной смеси. В дизелях дело в ее качестве: воздух поступает без преград и регулируется только количеством топлива, которое попадает в цилиндр. Дроссельная заслонка тоже есть, но у нее другие задачи:
- Заглушить ДВС — штатно или аварийно.
- Ограничить поток воздуха для более эффективной работы системы EGR.
В этой статье я подробно расскажу про дроссельную заслонку в бензиновых двигателях: зачем она нужна, как она работает, а также зачем и как ее чистить.
О чем вы узнаете из статьи
Какие дроссельные заслонки бывают
Механическая заслонка мгновенно откликается на педаль газа, машина ведет себя предсказуемо и незамедлительно реагирует на команды водителя. Наиболее сложная, устаревшая и наименее надежная конструкция. Педаль газа соединена с дроссельной заслонкой тросиком. Чем сильнее водитель нажимает педаль газа, тем сильнее открывается заслонка.
В конструкции есть шаговый двигатель с клапаном на штоке, он же регулятор холостого хода — РХХ. Он необходим, чтобы открывать или закрывать отдельный канал воздуха для обеспечения стабильной работы, когда водитель не трогает педаль газа и двигатель работает на холостых оборотах.
Такие заслонки ставили почти на все Жигули с инжекторным двигателем, на БМВ Е34, Е36, Мерседес W123.
![Механическая дроссельная заслонка. Черная деталь слева — сектор привода заслонки: к нему приходит тросик от педали газа. Под ним пружина, которая автоматически закрывает заслонку. Через обе детали проходит шкив привода датчика положения, к которому также прикреплена заслонка. Большая темная полость сверху справа — канал РХХ. Трубки в нижней части позволяют включить дроссельную заслонку в контур системы охлаждения двигателя, чтобы в мороз механические детали заслонки работали как положено. Источник: monte_a / Shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-1.jn7qev.jpg)
Электромеханическая. Такой же отклик на педаль газа, но мотор работает плавнее: если резко нажать педаль газа, он не будет дымить. На автомобиле с такой дроссельной заслонкой проще трогаться с места, он реже глохнет при ошибках водителя. Конструкция более простая и надежная. Вместо РХХ и датчика положения — блок управления: в нем несколько датчиков и моторедуктор. Между педалью газа и заслонкой есть дополнительная пружина.
Блок управления без участия водителя может изменять положение дроссельной заслонки через редуктор с электродвигателем. Вот какая от этого польза:
- Двигатель более стабилен на холостом ходу.
- Водителю проще трогаться с места и двигаться в гору под нагрузкой, если он недостаточно сильно нажимает на педаль.
- Двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ.
Такие дроссельные заслонки стояли на Фольксвагене Гольфе 4, а также на БМВ E36 и E46 с двигателями M52TU и частично M54.
![Электромеханическая дроссельная заслонка. Источник: Aleksandr Kondratov / Shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-2.gnevqb.jpg)
Электрическая. Такая конструкция реагирует на педаль газа с задержкой. Дело в экологии: блоку управления нужны доли секунды, чтобы правильно рассчитать угол открытия дросселя и количество топлива, которое будет соответствовать экологическим нормам.
В результате пользы еще больше:
- Формируется правильная смесь, которая полностью сгорает — из выхлопной трубы не идет дым и копоть.
- Экономится топливо.
- Двигатель работает более плавно, есть возможность обеспечить работу круиз-контроля.
- Конструкция самая надежная: в ней буквально труба, заслонка и электрический блок, который ей управляет.
Педаль газа и заслонка не связаны: на педали датчик, по которому блок управления ДВС считывает фактическое положение и скорость изменения положения педали газа. В соответствии с этими параметрами блок управления подает команды на дроссель, топливные форсунки и блок управления коробки передач. Моторы с таким дросселем более эффективны по показателям экономии топлива, экологичности и плавности хода. Такая стоит практически на всех автомобилях с 2008—2010 года.
![Дроссельная заслонка атмосферного двигателя 1.6 MPI концерна Фольксваген](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-3.9mr6bx.jpg)
Где искать дроссельную заслонку
На атмосферных ДВС дроссельная заслонка установлена сразу после корпуса воздушного фильтра. На турбированных сначала стоит турбокомпрессор, за ним может стоять интеркулер, и только потом — дроссельная заслонка.
![Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-4.hwcu2k.jpg)
![Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-5.qb4xgv.jpg)
![Двигатель 1.6 MPI, Фольксваген. Корпус воздушного фильтра прямо над ДВС. Его несложно снять и получить доступ к дроссельной заслонке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-6.thlzq0.jpg)
![Двигатель Фольксваген 1.4 TSI. Стрелкой мы показали направление воздуха от турбины, а в круг обвели элементы, за которыми прячется дроссельная заслонка. Чтобы до нее добраться, придется снять корпус воздушного фильтра, патрубок от турбины до дросселя, обязательно отключить все электрические разъемы, ослабить провода — это чтобы ничего не натянулось, — а также аккуратно отсоединить трубки вакуумного насоса и шланги вентиляции картерных газов. Не стоит делать это самостоятельно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-7.992nck.jpg)
![Двигатель Фольксваген 1.4 TSI. Стрелкой мы показали направление воздуха от турбины, а в круг обвели элементы, за которыми прячется дроссельная заслонка. Чтобы до нее добраться, придется снять корпус воздушного фильтра, патрубок от турбины до дросселя, обязательно отключить все электрические разъемы, ослабить провода — это чтобы ничего не натянулось, — а также аккуратно отсоединить трубки вакуумного насоса и шланги вентиляции картерных газов. Не стоит делать это самостоятельно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-8.vdmrli.jpg)
![Бензиновый двигатель Фольксвагена Туарега. Заслонка на впускном коллекторе, после воздушного фильтра, винты крепления выкручиваются в сторону моторного щита, сложности добавляют провода и воздушные трубки. На машинах с большим пробегом все резиновые шланги и пластиковые трубки с быстросъемами пересыхают, поэтому их достаточно просто повредить](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-9.7fxniw.jpg)
![Бензиновый двигатель Фольксвагена Туарега. Заслонка на впускном коллекторе, после воздушного фильтра, винты крепления выкручиваются в сторону моторного щита, сложности добавляют провода и воздушные трубки. На машинах с большим пробегом все резиновые шланги и пластиковые трубки с быстросъемами пересыхают, поэтому их достаточно просто повредить](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-10.hmjtut.jpg)
Неисправности дроссельных заслонок
Дроссельная заслонка работает некорректно, когда у нее засорены стенки и каналы. Все дело в далеко не чистых картерных газах. Вот что в них есть:
- Пары моторного масла.
- Выхлопные газы, которые просачиваются через поршневые кольца в картер ДВС.
- Пары топлива, которые также просачиваются, если случился пропуск зажигания и смесь сгорела не полностью.
Через систему вентиляции картерных газов все это попадает во впускной коллектор и оседает на его стенках. Дроссельная заслонка обычно открыта не полностью, воздух проходит с затруднением, поэтому отложения масла и сажи более серьезные, чем до и после нее.
Со временем отложений становится больше, сечение дроссельной заслонки сокращается. В двигатель поступает меньше воздуха, проявляются симптомы неисправности: двигатель троит, он работает нестабильно и теряет мощность. Поэтому важно не забывать чистить дроссельную заслонку раз в 40—50 тысяч километров, чтобы она не доставляла проблем. Просто почистить недостаточно, ее нужно адаптировать — но об этом мы поговорим в следующей главе.
Например, на турбированных двигателях автомобилей Опель первой половины десятых годов устанавливали дроссельную заслонку небольшого сечения: это позволяло сэкономить немного места под капотом. Но когда она засорялась, на панели приборов загорался «Чек энджин». Диагностика показывала ошибку «Недостаточное количество воздуха на холостых оборотах».
На этом проблемы электрических дроссельных заслонок заканчиваются. С механическими и электромеханическими все гораздо сложнее. Вот что может сломаться:
- РХХ, датчик положения заслонки, шестерня в редукторе.
- Трос, который соединяет заслонку и педаль газа, может перетереться, пострадать от коррозии и оборваться.
- Трубки, по которым идет антифриз, могут потечь.
![Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-11.gotu1c.jpg)
![Дроссельная заслонка двигателя Фольксваген 1.6 CFNA до и после очистки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/throttle-12.58aurx.jpg)
Как почистить дроссельную заслонку
Механически все просто: заслонку необходимо снять и почистить. Средство для очистки так и называется: очиститель дроссельной заслонки. Продают в любом автомагазине, на заправках, в гипермаркетах и в онлайне.
Когда дроссельная заслонка засоряется, ЭБУ двигателя вынужден подстраивать ее работу с поправкой на отложения на стенках. Это касается даже РХХ на классических Жигулях. Когда грязь убирают, заслонка продолжает работать так, как работала до чистки. Двигатель может запуститься с первого раза, может с третьего, может какое-то время работать нестабильно, а может зажечь «Чек Энджин» на панели приборов. Чтобы двигатель начал работать так, как должен, заслонку нужно адаптировать.
Дроссельную заслонку могут адаптировать по-разному, все зависит от конкретной модели автомобиля. Например:
- подключить диагностический прибор, выбрать пункт «Адаптация дроссельной заслонки». Будет слышно, как работает электромотор редуктора;
- скинуть клемму, выждать определенное время, при необходимости — повторить процедуру;
- в обязательном порядке отключить все потребители электроэнергии, запустить двигатель, и оставить работать на холостом ходу до тех пор, пока не заработают вентиляторы.
На станциях технического обслуживания за чистку просят от 1500 ₽. Цена в большей степени зависит от того, насколько сложно добраться до дроссельной заслонки. В некоторых случаях для этого приходится снимать впускной коллектор: тогда услуга может стоить 5000—7000 ₽.
Запомнить
- Дроссельную заслонку стоит чистить ради профилактики раз в 40—50 тысяч километров. Если она засоряется чаще — есть проблемы с вентиляцией картерных газов.
- Уточняйте про адаптацию. Обратите внимание, чтобы она не стояла в заказ-наряде отдельной строкой — это часть чистки дроссельной заслонки. В приличных мастерских за это не берут отдельные деньги.
- Без адаптации машина может не запуститься, поэтому не стоит чистить дроссельную заслонку самостоятельно. Есть риск заплатить за эвакуатор или за выезд специалиста с оборудованием.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.