Авто
92K

Как пользоваться Западным скоростным диаметром Санкт-Петербурга

Сколько стоит проезд и как не переплатить

40
Как пользоваться Западным скоростным диаметром Санкт-Петербурга
Аватар автора

Константин Ищенко

всегда выбирает, как и где ехать

Страница автора

ЗСД — первая платная дорога в Санкт-Петербурге, и жители относятся к ней неоднозначно.

Строить дорогу начали в 2005 году, первый участок на юге города открыли в 2008. Все это время строительство не прекращается: развязку с Шуваловским проспектом открыли в сентябре 2021 года. В этой статье я расскажу, какие особенности есть у проезда по ЗСД и можно ли на нем сэкономить.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Особенности трассы

Схема ЗСД. Магистраль проходит от поселка Белоостров в Курортном районе Санкт-Петербурга до Кольцевой автодороги на юге города. Если проехать между началом и концом ЗСД по бесплатным дорогам, то пробег будет в два раза больше. А еще это довольно долго: вместо 33 минут по ЗСД придется потратить целый час.

Протяженность трассы 46,6 км, из них 26,7 км — на искусственных сооружениях
Протяженность трассы 46,6 км, из них 26,7 км — на искусственных сооружениях

Развязки. Сейчас действует девять развязок с трассой, еще три — в процессе строительства и проектирования. На севере ЗСД переходит в федеральную трассу А181 «Скандинавия». В городе семь действующих развязок удачно связывают магистраль со всеми районами ее прохождения.

Правила движения. Трасса проходит в черте города, но имеет статус автомагистрали. Например, категорически нельзя останавливаться вне специально обозначенных мест. Потрясающими видами придется любоваться из движущегося автомобиля, специальных смотровых площадок нет. Остановка на обочине для фотографий может быть смертельно опасна.

Также нельзя двигаться задним ходом. Если пропустили нужный поворот, придется ехать до следующей развязки. Если резко затормозить, а потом сдать назад, можно попасть в серьезное ДТП с участием нескольких машин.

Кроме привычных металлических дорожных знаков на ЗСД есть светофоры для каждой полосы и переменные знаки. Их можно увидеть на специальных световых табло, которые хорошо видно днем и ночью. Это нужно для безопасности: на высокой скорости важно заранее перестроиться, если на одной из полос есть какие-то проблемы.

На ЗСД немало камер контроля скорости. Если превысить лимит на 20 км/ч и более — придет штраф. Некоторые камеры замеряют среднюю скорость, и такие штрафы также можно получить. В рамках этой статьи я не рассматриваю, насколько законны такие штрафы.

Система переменных знаков с камерами не связана, они настроены на постоянные ограничения скорости. Камеры также не учитывают временные металлические знаки в местах проведения работ. Водителю все равно стоит учитывать их, чтобы не попасть в ДТП.

Переменных знаков на ЗСД всего семь
Переменных знаков на ЗСД всего семь

Скорость движения такая же, как на трассе: можно разгоняться до 110 км/ч. На некоторых участках скорость ограничивают до 80 или 90 км/ч — ради безопасности на эстакадах с боковым ветром и в тоннелях.

Ограничения скорости постоянно меняются: об актуальном режиме водителей предупреждают светодиодные панели. В темное время суток весь ЗСД освещен. Источник: nch-spb.com
Ограничения скорости постоянно меняются: об актуальном режиме водителей предупреждают светодиодные панели. В темное время суток весь ЗСД освещен. Источник: nch-spb.com

Тарифы ЗСД

Трассу поделили на пять тарифных зон: чем больше вы проедете — тем больше придется заплатить. Также стоимость зависит от класса транспортного средства, но с категориями в водительском удостоверении это напрямую не связано. Класс автомобиля определяется автоматически при проезде через пункт оплаты.

Классы транспортных средств на ЗСД

КлассТранспортные средства
1Мотоциклы и легковые автомобили с высотой над передней осью до 1,3 м
2Легковые автомобили, крупные внедорожники и другие автомобили с высотой над передней осью более 1,3 м, автобусы и грузовики с двумя осями
3Легковые автомобили с прицепом с одной осью, тяжелые грузовые автомобили и крупные автобусы с тремя осями
4Автомобили с двухосными прицепом, автопоезда и седельные тягачи

Классы транспортных средств на ЗСД

КлассТранспортные средства
1Мотоциклы и легковые автомобили с высотой над передней осью до 1,3 м
2Легковые автомобили, крупные внедорожники и другие автомобили с высотой над передней осью более 1,3 м, автобусы и грузовики с двумя осями
3Легковые автомобили с прицепом с одной осью, тяжелые грузовые автомобили и крупные автобусы с тремя осями
4Автомобили с двухосными прицепом, автопоезда и седельные тягачи

Кроме класса автомобиля стоимость проезда зависит от способа оплаты: на кассе или с помощью транспондера.

Каждый пункт оплаты проезда разделен на несколько полос: для машин с транспондером и без него. Источник: nch-spb.com
Каждый пункт оплаты проезда разделен на несколько полос: для машин с транспондером и без него. Источник: nch-spb.com

Как оплатить ЗСД

Оплата на кассе — самый медленный и дорогой способ. Водитель должен остановиться у кассы и оплатить проезд банковской картой или наличными. Бывают терминалы без кассиров, способы оплаты те же.

Стоимость проезда по ЗСД без транспондера

Зона1 класс2 класс3 класс4 класс
КАД (юг) — ул. Благодатная200 ₽200 ₽350 ₽400 ₽
Ул. Благодатная — наб. Макарова200 ₽200 ₽350 ₽400 ₽
Наб. Макарова — перспективная развязка ЗСД с дорогой на Каменку200 ₽200 ₽350 ₽400 ₽
Перспективная развязка ЗСД с дорогой на Каменку — КАД (север)200 ₽200 ₽350 ₽400 ₽
КАД (север) — Е18 «Скандинавия»200 ₽200 ₽350 ₽400 ₽
Все пять зон1000 ₽1000 ₽1750 ₽2000 ₽

Стоимость проезда по ЗСД без транспондера

КАД (юг) — ул. Благодатная
1 класс200 ₽
2 класс200 ₽
3 класс350 ₽
4 класс400 ₽
Ул. Благодатная — наб. Макарова
1 класс200 ₽
2 класс200 ₽
3 класс350 ₽
4 класс400 ₽
Наб. Макарова — перспективная развязка ЗСД с дорогой на Каменку
1 класс200 ₽
2 класс200 ₽
3 класс350 ₽
4 класс400 ₽
Перспективная развязка ЗСД с дорогой на Каменку — КАД (север)
1 класс200 ₽
2 класс200 ₽
3 класс350 ₽
4 класс400 ₽
КАД (север) — Е18 «Скандинавия»
1 класс200 ₽
2 класс200 ₽
3 класс350 ₽
4 класс400 ₽
Все пять зон
1 класс1000 ₽
2 класс1000 ₽
3 класс1750 ₽
4 класс2000 ₽

Оплата транспондером. Транспондер — это компактное устройство, которое позволяет оплатить проезд по платной дороге. Датчики на пункте оплаты считывают сигнал транспондера, и шлагбаум открывается автоматически. Останавливаться при этом не нужно, достаточно снизить скорость до 30 км/ч.

Устройство лучше разместить на лобовом стекле автомобиля: так датчикам будет проще его считать. Если бросить транспондер в бардачок, он может не сработать.

Всегда заранее проверяйте и пополняйте счет транспондера: при отрицательном балансе шлагбаум не откроется и придется ехать на полосу с кассой. Движение через пункт оплаты задом и поперек движения будет максимально неприятным и даже опасным
Всегда заранее проверяйте и пополняйте счет транспондера: при отрицательном балансе шлагбаум не откроется и придется ехать на полосу с кассой. Движение через пункт оплаты задом и поперек движения будет максимально неприятным и даже опасным

Датчиков, которые считывают транспондеры, больше, чем пунктов оплаты проезда, — тарификация получается более гибкой из-за более точного учета мест заезда и съезда. Устройство от ЗСД можно купить в центральном офисе или в кассе на пункте оплаты проезда, в зависимости от типа.

Персонифицированный можно купить только в офисе, для этого нужно заключить договор. Цена транспондера 1500 ₽ за устройство с одним креплением и гарантией 2 года. Такое же устройство с двумя креплениями и гарантией 3 года придется заплатить 1900 ₽.

1500 ₽
стоит транспондер с одним креплением и двухлетней гарантией

Анонимный транспондер стоит 1500 ₽, его можно купить в офисе или в кассе, договор заключать не нужно. Но сразу же пользоваться устройством не получится, его нужно активировать через приложение или личный кабинет, а также пополнить счет.

Пополнить баланс для оплаты поездок можно на сайте ЗСД или через мобильное приложение «Ваш ЗСД 2.0». Транспондеры бывают и других операторов платных дорог: например, T-pass от «Автодора». Тарифы не зависят от типа устройства и его цены.

Экономии на поездках по ЗСД или без него будет посвящена отдельная глава ниже, здесь я остановлюсь только на разнице в тарифах.

Стоимость проезда с транспондером намного ниже, можно сэкономить до 78%. Например, на автомобиле первого класса полный проезд по ЗСД днем с транспондером стоит 428 ₽, а без него придется заплатить 1000 ₽.

Ночью скидка еще больше: можно сэкономить 50% от тарифа транспондера. Поездка по всему ЗСД обойдется всего в 214 ₽. Подробно все тарифы описаны в приложении к приказу об утверждении тарифов, но пользоваться им при расчете каждой поездки неудобно и бессмысленно.

Приложение транспондера Т⁠-⁠pass. Стоимость проезда с ним не отличается от стоимости проезда по транспондеру ЗСД
Приложение транспондера Т⁠-⁠pass. Стоимость проезда с ним не отличается от стоимости проезда по транспондеру ЗСД

Приложение ЗСД 2.0. Пополнить счет транспондера можно через личный кабинет на сайте магистрали. Но удобнее сделать это через приложение. Оно выглядит достаточно просто и имеет минимальный набор функций. Можно пополнить счет с одной из привязанных карт, но CVV придется каждый раз вводить вручную.

Также можно посмотреть онлайн-трансляцию с камер на пунктах пропуска и сравнить реальную ситуацию с показаниями навигатора.

Утром поток машин на въезде в спальном районе очень плотный. Полосы с кассами для проезда без транспондера слева: видно, что ими почти никто не пользуется
Утром поток машин на въезде в спальном районе очень плотный. Полосы с кассами для проезда без транспондера слева: видно, что ими почти никто не пользуется

Деньги списываются с небольшой задержкой, поэтому баланс счета в приложении может быть отрицательным. Даже если остатка на счете не хватает для оплаты проезда, шлагбаум перед вашей машиной откроется. Но если счет к моменту проезда отрицательный, придется оплачивать в кассе, по основному тарифу.

Пополнять баланс за пару минут до проезда через пункт оплаты — плохая идея. Платеж могут зачислить в течение 20 минут, и проехать по полосе для транспондера не удастся. Придется двигаться задним ходом, а потом переезжать на полосу с кассой поперек потока машин. Это небезопасно и является нарушением ПДД, лучше так не делать.

Если сомневаетесь, что на счет ЗСД дошли деньги, а ехать нужно — проезжайте через полосу с возможностью оплатить проезд картой или наличными. На ней тоже есть датчики для транспондеров, но проехать без остановки не получится. Если баланс будет достаточным для проезда, шлагбаум откроется без участия кассира, по тарифу транспондера. А если нет — вы просто оплатите наличными или картой без скидки.

У приложения ЗСД нет красивой анимации или заботливо прорисованных кнопок. Зато все просто и понятно
У приложения ЗСД нет красивой анимации или заботливо прорисованных кнопок. Зато все просто и понятно

Как сэкономить на проезде по ЗСД

Оценить целесообразность поездки по платной дороге. Это легко сделать по навигатору. Он учитывает и расстояние, и время в пути. Например, мне нужно из Приморского района попасть в Купчино, и «Яндекс-карты» предлагают следующие варианты.

В выходной день дороги свободны и бесплатный маршрут короче на 7 км, но дольше на 8 минут
В выходной день дороги свободны и бесплатный маршрут короче на 7 км, но дольше на 8 минут

Моя машина расходует в городском режиме 11 л на 100 км пути, а по трассе — 7 л. Литр бензина АИ-95 стоит 53 ₽. Получается, на эту поездку через центр города я потрачу 2,42 л или 128 ₽. Если ехать через ЗСД, то я сожгу 2 литра бензина на 108 ₽. Экономия составит 20 ₽ и при цене проезда по платной дороге в 353 ₽ выбирать ее нет никакого смысла.

Но при большой загруженности дорог ситуация может сильно поменяться и платная магистраль позволит сэкономить около 40 минут для того же маршрута, а расход бензина покроет половину стоимости проезда.

Если по утренним пробкам добираться из Приморского района на Васильевский остров, придется потратить почти час времени. По платной дороге можно доехать в два раза быстрее.

Пусть расход за эту поездку будет 8 л на 100 км с учетом движения по городу и ЗСД, значит, я потрачу на бензин 64 ₽. В сильных пробках и заторах расход будет 16 л на 100 км, а значит, расходы на бензины будут уже 119 ₽. Проезд по этому участку ЗСД по транспондеру обойдется в 120 ₽, то есть за счет экономии на бензине переплата будет всего 65 ₽. За лишние полчаса утреннего сна можно и заплатить.

Чем сильнее пробки, тем выгоднее проезд по платной дороге. При поездках за город летом можно сэкономить больше часа
Чем сильнее пробки, тем выгоднее проезд по платной дороге. При поездках за город летом можно сэкономить больше часа

Подключить тарифную опцию. За определенную месячную плату можно подключить скидку к тарифам на проезд по транспондеру — 10, 25, 50 или 100%. В этой опции есть смысл, если пользоваться ЗСД регулярно.

Скидка в 10% за 200 ₽ в месяц окупится всего за пять полных поездок по ЗСД. Безлимитный бесплатный проезд — скидка 100% за 7500 ₽ в месяц. Если каждый день ездить на работу и обратно по платной трассе, то покупка даже самой дорогой опции может быть оправданна.

Ездить ночью. Для всех транспондеров с 00:00 до 05:59 действует скидка в 50% от стоимости проезда по транспондеру днем. Хороший способ дешево и быстро доехать, например, в аэропорт. А когда разводят мосты — все это вообще бесценно.

Все рассчитать. На сайте ЗСД есть удобный калькулятор для расчета стоимости проезда. Он учитывает способ оплаты и подключенные тарифные опции. Если постоянно пользоваться платной трассой по одному и тому же маршруту, можно выбрать самый выгодный вариант.

Что делать, если машина сломалась на ЗСД

У ЗСД отдельная служба эксплуатации. В зимний период трассу чистят намного лучше, чем улицы и даже проспекты в городе. Также есть служба помощи на дороге.

Если машина сломалась, припаркуйтесь на обочине и позвоните в диспетчерскую службу по короткому номеру 0405 с мобильного или по телефону +7 (812) 647-92-36. Сразу после вашего звонка на участке до места, где стоит машина, снизят скоростной режим, а на информационных табло ЗСД появится уведомление о помехе.

Не оставляйте машину в полосе для движения, это частая причина серьезных ДТП на скоростных магистралях. Выставьте знак аварийной остановки и включите аварийный сигнал: важно чтобы машину на обочине было легко заметить. Желательно ждать приезда службы за силовым ограждением трассы. К сожалению, специальных проходов через него нет — придется перелезать. Работник службы приедет со специальными ограждениями: так другим водителям будет проще заметить сломанный автомобиль.

Если поломка серьезная, придется самостоятельно и за свой счет вызывать эвакуатор: ПДД запрещают буксировать автомобиль по автомагистрали.

Еще служба помощи может привезти немного бензина, если он закончился, это бесплатно.

Запомнить

  1. Движение по скоростной магистрали требует особой внимательности, а останавливаться на ней или ездить на задней передаче опасно для жизни.
  2. Поездка по ЗСД — это больше про комфорт движения и экономию времени, чем про экономию денег. Окупить проезд за счет бензина получится только в исключительных случаях.
  3. Заранее проверьте баланс на счете транспондера и пополните его за 30 минут до поездки: так деньги точно успеют поступить на счет.
Константин ИщенкоВопрос для автомобилистов из Санкт-Петербурга: пользуетесь ЗСД? Если да, то как часто?
  • Илья ХоринО, мой дом на фотке )8
  • Ол СенОчень не понравились развязки в Санкт-Петербурге. Какой-то маньяк архитектор, это придумал. Неделю покатался по городу, и когда города не знаешь, это мучение.14
  • Никита КПользуюсь примерно 5-15 раз в месяц. Очень красивые виды, особенно если ехать с юга на север4
  • Кристина Руфова“В зимний период трассу чистят намного лучше, чем улицы и даже проспекты в городе.“ - аж с содроганием вспомнила, как ни единожды тащилась 20-30 км/ч по абсолютно не чищенному ЗСД, хотя метель уже много часов как закончилась и даже город немного убрали, бррр. И это не пробки, а именно скорость всего потока из-за снега на дороге. И ещё момент А планируется ли делать съезд на Приморском, если ехать из центра? С другой стороны он есть, а с этой планируется?2
  • BMOКстати, скидки по "не родным" транспондерам, например Автодор, сделали не так давно. Буквально 1.5 года назад по ним тариф был как при оплате наличкой. Теперь если нужен транспондер и лень ехать в офис ЗСД можно легко купить Автодор на Озоне/Яндексе с доставкой домой.10
  • BMOПользуюсь очень часто. Живём сейчас за городом, по ЗСД доехать гораздо быстрее и удобнее, чем по Выборгскому Шоссе, например.1
  • Очки и худипользуюсь около 50-60 раз в месяц, поэтому плачу за абонемент (100% скидки за 7 500 р.) дорога действительно нацелена на экономию сил и времени, а не денег, но в долгосрочном плане трассовый пробег для машины - курорт по сравнению с городским. поэтому ресурс автомобиля расходуется куда более щадяще10
  • Андрей КузнецовА у нас в Москве МСД (СВХ, ЮВХ) бесплатный для жителей города 😳 жируем, получается…8
  • НикакАндрей, получается. Имхо, зсд дороговат. Со средней зп не наездишься особо5
  • user2455496Ол, Соглвсен. Питер мой родной город, но уроды, которые ставят указатели практически перед съездами, явно батраки подневольеые. На скорости 110 км/час - очень "правильно" В Москве, на МКАДе, да и на других скоросных магистралях, коих там множество, указатели начинаются чуть ли не за километр, вплоть до указателей перестроения в правый ряд, правда, там нет бегла со своей лопатой и, видимо, мкнее жадные чиновники, да и карманы им Собянин подрезает15
  • Да, ДинараОл, я так регулярно попадаю на лишние 200 рублей 🥲 Просто зачем так делать…..0
  • Да, ДинараЖиву на юге. Пользуюсь, когда застряла на севере и не хочется стоять в пробках в городе. Но на скидку не «наезжаю», поэтому оплачиваю разово.0
  • user2456142Нет1
  • ЭльзаПользуюсь! Давно и часто! Экономия времени колоссальное!0
  • Нина АлексееваАндрей, в Москве всё сделано для людей, у вас и тариф на городской транспорт значительно ниже петербургского. У нас о людях не думают, Беглов со товарищи только деньги может грести лопатой, на большее просто не способен. Вам повезло с Собяниным.13
  • user2456390Редко0
  • Константин РябцевНе часто, 1-2 раза в месяц. Стараюсь хотя бы частично проезжать альтернативными маршрутами0
  • Сергей СкорняковЕду с Пулково на Ушаковку за 800р. Из них 400 плачу за разворот, потому что какой-то у род не построил правый съезд...2
  • QuasarНе пользуюсь. Считаю, что проезд слишком дорогой. Дорога была частично построена на бюджетные деньги, значит должна быть бесплатна. Легальное кидалово малообразованных людей или кто деньги зарабатывает не честным путём.0
  • Борис ЖдановиченкоОл, всегда говорил, что для этих конструкторов отдельный котёл в аду приготовлен0
  • Niki FedorovАндрей, жируете, получается 🤷‍♂️2
  • Roman IСергей, С транспондером разворот бесплатный. Как-то забыл его в машине жены, на этом развороте очень много новых слов придумал пока считал наличку.2
  • АлексейНесколько раз катался в направлении "за город" :) Выходило 600 рублей без транспондера. Решил посмотреть на транспондер. Как я понял, выходило бы рублей 200-300. Но стал смотреть на навигатор: он показывает сколько времени займёт дорога через ЗСД и не через него. Экономия через ЗСД выходила от 5 минут до 20. Платить 200 рублей за 20 минут экономии на дороге, которая в целом занимает полтора часа - бесмысленно. :)0
  • Александр ПатраковОчень редко, в крайнем случае. Ценник завышен, а реальный вообще покрыт мраком: договор на финансирование строительства был засекречен, его никто не видел ( не смогли получить параметры даже через депутатские запросы). По сказке - это софинансирование, но судя по тому, что инфа так охраняется - построили тупо за госсденьги, а теперь получают чистую прибыль, а иначе смысл скрывать ? Мало того, город ещё и доплачивает если доход владельца меньше какой-то суммы ( а сколько должен быть, и сколько доплачивает - опять таки секретная инфо)0
  • Руслан БегалиевНикак, со средней зп и автомобиль содержать дороговато выйдет)5
  • user1529624Чет автор не написал сколько с васьки стоять в пробке чтобы заехать на ЗСД0
  • flintЕсли пользоваться другими трансплндерами скидка будет такой же?0
  • Roman BykovФотку СПб просто огонь подобрали! :) Нормальную нельзя было поставить? Не ту, где человейники до горизонта, а где реально офигенный вид на залив...0
  • Kirill ChurilinПользуюсь часто, а вот качество обслуживания - ДНО. Перестал работать транспондер - села батарейка. Т.к. ещё в предыдущий раз он работал - узнать об этом возможно только при проезде по трассе. Оплатил первый пункт, позвонил в их службу, уточнил, могу ли дальше оплачивать чеки с дальнейшим их возмещением, с учётом того, что имею опцию "Легковой 100" (то есть абонемент безлимитный на нерабочем транспондере), или если нужно платить - поеду в объезд. Сказали - да, конечно, всё вернём. Вечером в офисе оператор подтвердил - да, конечно, в приложении напишите, вам всё возместят. Итог - пишут, "пошёл на фиг, плевать хотели, что ты 8 лет ездишь, и абонемент покупаешь, и плевать мы хотели, что там наши операторы тебе сказали". Совершенно отвратительное отношение к собственным клиентам, пользуются правом монополиста.0
  • Леонид МуромецНежная города, кучи развязок, большая скорость могестралей и зависания навигатора, постоянно приводят к повороту не туда и тут та капкан обваровывания граждан закрывается, так как назад двигаться нельзя, помимо трат денег, тратится время на то что бы вернуться назад, так как трасса неприлусматривает разворот. Недаром мы живем в самой лучшей стране мира, а остальные страны нам завидуют, ресурсов больше чем у шейхов... Даже люди с Германии удивляются откуда столько роскошных машин, мол столько в самой Германии нет, вот и Я езжу на росийской рухляти и тоже удивляюсь как можно купить себе ролс Ройс ведь жизни не хватит, а их, ролсоподобны тут столько катается...0
  • Антон Орловuser2455496, в москве гораздо хуже с указателями съездов, там подряд могут идти несколько съездов и разобраться на скорости в какой тебе из них тот еще квест. в спб все куда логичнее и проще0
  • Олег СтроковQuasar, Полностью согласен. Ленина не хватает в Санкт-Петербурге, в шоке по приезду в этот город от грабителей которые устроили финансовый побор с гостей и жителей, естественно за счёт налогоплательщиков.0
  • СергейМожно ли использовать транспондер по ЦКАД?0
  • Г ХЯ уже молчу, что дорога, призванная разгрузить трафик, стала дорогой для богатых. От недостатка юзеров не страдает - богатых у нас много. В москве золотой участок стоит больше косаря - вовсю себе ездят. Но "проезд задним ходом является нарушением пыдыдэ". А тупые жадные концессионеры, сами по себе, не являются нарушением здравого смысла? Ведь на всех ПОПах - что ЗСД, что м4 - везде не предусмотрено никакого механизма разрешения ситуации, когда водитель "зашел не в ту дверь" (заехал не в те ворота). И имеет какие-либо проблемы с оплатой, или транспондер не работает, и потому перед ним не открывается шлагбаум. Все, кому понесчастливиость стоять за ним в очереди, вынуждены будут сдавать назад, что крайне опасно в отношении БДД, но практикуется на всех без исключения платарях! На днях на м4 было ДТП с летальным исходом на пункте оплаты! Почему бы не сделать так, что водитель, у которого проблемы с проездом шлагбаума, мог бы все равно его открыть, а потом уже оплатить проезд? Либо пост-оплатой, которая сейчас развита, либо чтоб дополнительная касса для таких стояла уже ЗА шлагбаумом? Но чтоб не сдавать назад! Нет же - концессионюги настолько жадны, что побоку им и на безопасность движения, и на образующиеся из-за этого на ПОПах пробки с массовым движением задним ходом!0