Бесит, что детство превращается в товар, а дети — в бездушных потребителей
Индустрия детства выжимает из родителей миллионы и миллиарды, используя циничное маркетинговое давление на детскую психику.
В моем детстве специализированных детских телеканалов не существовало как класса. Сегодня их десятки, и основное их назначение — зашибать монету. Большая часть эфира — реклама. Не потому, что ее блоков много, а потому, что большинство персонажей мультфильмов и шоу — это мерч, игрушки, которые чадо потом будет выпрашивать. Да и другая реклама, лакомств например, агрессивно завладевает детским вниманием, чуть ли не зомбируя их. Будьте уверены: там уже точно знают, что захотят на Новый год ваши дети.
Не лучше обстоят дела и с интернетом. Вспоминаю с гордостью произнесенную фразу одной бабушки о своем внуке: «Планшетом научился пользоваться раньше, чем говорить, — компьютерщиком вырастет!» Только никакого повода для гордости тут нет. У большинства российских детей есть почти постоянный доступ к интернету — эта доля больше, чем в Европе и США. Сам видел, как ребенок, толком еще не умеющий разговаривать, просит включить ему Ютуб. А там его уже ждут обзоры игрушек, челленджи, «вкусняшки» и прочий агрессивный маркетинг.
А еще на наших глазах деградируют кино- и игровая индустрии. Почему? Потому, что кино и игры стали делать для детей и подростков. В фильмах: фабула попроще, взрывов побольше, шутки потолще. Ведь взрослые все реже ходят в кино. В видеоиграх: сложность пониже, серьезных тем поменьше. Ведь ребенок, столкнувшись с тяжелым противником или непонятным сюжетом, бросит игру.
Думаете, мой хейт на этом исчерпан? Как бы не так. Замечали, как дети любят пиццу, фастфуд из «Макдака» и кока-колу? Так вот, есть мнение, что пищевые добавки, которыми такая еда изобилует, могут вызывать привыкание или даже зависимость. А у детей, как известно, зависимости развиваются быстрее, и их сложнее побороть.
Таким образом, мы получаем ребенка-потребителя, зависимого на физиологическом, психологическом и эмоциональном уровнях.
Он не видит и не знает другой жизни, кроме как потребительской, он идет на манипуляции родителями ради навязанных ему потребностей, сформированных массовой культурой.
Меня расстраивает, когда внучка первым делом спрашивает у бабушки, что она ей привезет, когда приедет. Грустно, когда вместо совместного похода на природу родители ведут детей в очередную фастфуд-столовку. Я боюсь увидеть в своих внуках поколение бездушных, ничем друг от друга не отличающихся потребителей.
У меня нет детей, но, когда они появятся, я постараюсь внушить им эту мысль. Можете считать меня снобом, консерватором, антипотребителем, антикапиталистом, социалистом, прогресс-отрицателем, но своих детей я постараюсь максимально оградить от цифрового и рекламного вихря. Я постараюсь дать им лучшее от технологий: возможность учиться и узнавать новое. Или по крайней мере поставлю «Адблок» в браузере.