«Тогда. Сейчас. Потом»: милая мелодрама с Томом Хэнксом от режиссера «Форреста Гампа»
12 декабря в российских кинотеатрах должна была выйти новая работа Роберта Земекиса — автора фильмов «Назад в будущее», «Изгой» и «Кто подставил кролика Роджера». Но премьеру перенесли на неопределенный срок.
«Тогда. Сейчас. Потом» снят на статичную камеру и с одного ракурса. Фильм рассказывает историю нескольких семей, которые жили в доме в Нью-Джерси до сегодняшнего дня, а также показывает далекое прошлое, вплоть до эпохи динозавров. Все события объединены одним местом. Земекис внимательно фиксирует круговорот жизни: рождение, свадьбы, победы, разочарования и смерть.
Объясняем, почему сентиментальный фильм со звездами «Форреста Гампа» может стать отличным вариантом для семейного просмотра, особенно зимой.
Что за «Тогда. Сейчас. Потом» (Here)
Дата премьеры: 25 октября 2024 года на кинофестивале AFI Fest
Страна производства: США
Режиссер: Роберт Земекис
Сценаристы: Эрик Рот, Роберт Земекис, Ричард МакГуайр
Актеры: Том Хэнкс, Робин Райт, Пол Беттани, Келли Райлли, Эллис Гранселл, Тедди Расселл, Финн Геган, Каллум Макриди, Лорен Маккуин, Грейс Лира
Жанр: драма
Фильмы, похожие на «Тогда. Сейчас. Потом»: «Облачный атлас», «Древо жизни», «Форрест Гамп», «Господин Никто», «Магнолия»
Продолжительность: 1 час 44 минуты
Где смотреть: доступен для покупки и аренды на Google Play US (сервис недоступен в России)
🎥 Земекис снова экспериментирует
На северо-востоке американского континента в доисторические времена бегали динозавры. По окончании страшных морозов земля вновь покрылась травой, выросли деревья, сюда пришли делавары — один из коренных народов Америки. Время шло, их прогнали первые поселенцы, которые прибыли сюда из Старого Света.
Вскоре основали колонию, был образован штат Нью-Джерси. С 1763 по 1776 год территория принадлежала Уильяму Франклину, сыну Бенджамина Франклина. Через дорогу была расположена роскошная усадьба, но на том месте, где стоит камера, дом был построен только в самом начале 20 века.
Первыми жильцами здания стали Джон Хартер и его жена Полин. Муж был одержим аэропланами и даже без спроса супруги как-то взял в полет маленькую дочь. Во время эпидемии испанки в 1918 году Джон умер, а жена и подросшая девочка переехали. После Хартеров в дом заселились изобретатель Лео Бикман и его жена, пинап-модель Стелла. Богемная пара танцует, слушает джаз и принимает гостей. Муж в течение нескольких лет корпит над чудо-креслом с местом для бокала на подлокотнике.
По окончании Второй мировой в дом заселяется молодая семья — Эл и Роуз Янги. У них трое детей. В 1960-е старший из них, Ричард, приводит в гости ровесницу Маргарет. Вскоре она беременеет, девочка Ванесса рождается, когда родителям всего по 18 лет. Мать вынуждена заботиться о малышке, отец идет продавать страховки.
В 21 веке в доме в Нью-Джерси проживает зажиточная афроамериканская семья Харрисов. Девон и Хелен воспитывают сына Джастина, а домашними делами занимается латиноамериканская горничная Ракель. Во время пандемии коронавируса прислуга заражается и умирает, Харрисы переезжают. Дом пустеет.
Роберт Земекис начал интересоваться новыми технологиями еще в конце 20 века, и с тех пор задействует революционные спецэффекты почти в каждом своем фильме. В «Кто подставил кролика Роджера» постановщик совмещал в одном кадре анимированных персонажей и реальных актеров. А «Полярный экспресс» и «Рождественская история» стали передовыми мультфильмами, в которых использовалась технология захвата движения.
В «Тогда. Сейчас. Потом» он продолжает свои эксперименты. В новой картине режиссер обращается к приему из видеоарта: ставит камеру в одной точке и не выходит за пределы кадра. Естественно, Земекис подстраивает события так, что ничего случайного на экране не происходит: все движения героев и декорации продуманы для мелочей.
Камера расположена в углу гостиной, мы никогда не видим действия на кухне, в ванной или коридоре. Когда режиссер хочет представить в деталях важное событие или показать, что происходит на улице, он обращается к маленьким рамкам — на экране, как на рабочем столе Windows, всплывают окошки со сценой. Земекис заимствует этот прием у автора оригинального графического романа, по которому снят фильм.
👶 Фильм наглядно отображает круговорот жизни
«Тогда. Сейчас. Потом» показывает основные события из жизни нескольких семей, которые на протяжении веков обитают в одном доме и на земле до его постройки. Судьба каждого отдельно взятого человека в фильме сводится к понятным и знакомым радостям и горестям. Поскольку повествование в картине нелинейно, Земекис ловко монтирует события из разных эпох и доказывает, что меняются декорации и общественные нормы, а вот центральные моменты в жизни неизменны.
Делавары радуются рождению дочки, в 20 веке несколько поколений Янгов становятся мамами и папами. Изобретатель Лео долгие годы бьется над революционным креслом, Джон одним из первых летает на аэроплане, Ричард, как и его отец, лишь грезит о больших свершениях. Джон заболевает и умирает от испанки, спустя 100 лет Ракель становится жертвой коронавируса.
Многим мечтам не суждено сбыться, планы так и остаются планами, а время неумолимо движется вперед. С юности хотевший связать свою жизнь с искусством Ричард лишь на пенсии берется за кисть. А Маргарет только после развода находит возможность оказаться в Париже.
Есть в фильме и забавные монтажные склейки. У Янгов протекает крыша, гостиная наполняется дождем — и тут же отходят воды у беременной Маргарет. Земекис на визуальном уровне проводит параллели между совершенно разными людьми. В картине есть сразу несколько сцен семейных праздников — торжественных встреч Дня благодарения, Рождества и Нового года. С одной стороны, так постановщик фиксирует смену времен года, а с другой — напоминает, что дом — это, в первую очередь, место, где собираются близкие, что бы ни случалось в их жизнях.
🏡 Земекис снял амбициозное олдскульное кино
Режиссер рискует и снимает кино, которое в 2024 году выглядит устаревшим. В середине 1990-х или даже в начале 2000-х фильм «Тогда. Сейчас. Потом» вполне мог стать хитом, но времена изменились. Сентиментальная интонация, старые голливудские звезды и желание поговорить о жизни и смерти без намека на юмор выдают в режиссере немолодого уже человека.
За Земекиса можно порадоваться: он снимает любимую модернистскую драму. Однако автор не очень думает о зрителях, поэтому фильм и провалился в прокате. В картине нет ни бойкого монтажа, ни запоминающихся динамичных треков. Американский классик загоняет себя в ловушку и связывает себе руки. Да, это необычное по форме кино, но по содержанию — традиционный Голливуд.
Единство места при постоянной смене времен — амбициозная задумка, но режиссер приходит к понятным и без картины выводам. Люди неумолимо стареют, годы пролетают незаметно, нужно не бояться рисковать и пробовать новое, ведь второго шанса не будет. В то же время в персонажах на экране трудно не узнать себя, а в паре трагических эпизодов почти невозможно сдержать слезы.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult