Магазин постоянно объявляет о своей ликвидации, чтобы привлечь покупателей. Это законно?
Мне постоянно приходят смс, что магазины «Санлайт» закрываются, идет ликвидация, сумасшедшие скидки — мол, бегите, чтобы успеть. Поначалу верила, даже что-то покупала, но они закрываются уже несколько лет и никак не закроются.
Бесконечный спам о ликвидации раздражает. И мне кажется, такая реклама нарушает закон, разве нет? Хочется узнать подробнее.
Вы правы: такая реклама нарушает закон, и антимонопольная служба уже не раз выносила предписания и штрафовала компанию. Но, вероятно, прибыль от таких акций превышает расходы на штрафы, поэтому «Санлайт» продолжает «закрывать магазины в вашем городе» и «отдавать все за бесценок».
Что такое реклама
Реклама — это информация о товаре или услуге, которую распространяют любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Она привлекает внимание к товару или услуге, чтобы поддержать интерес потребителей к ним, и адресована неопределенному кругу лиц.
По закону реклама не должна провоцировать противоправные действия, призывать к насилию и жестокости, содержать бранные слова, оскорбительные образы и порнографию.
Рекламу нельзя размещать на платежках за коммунальные услуги и в учебниках. Еще с ее помощью нельзя формировать негативное отношение к людям, которые не пользуются рекламируемыми товарами.
Соблюдение требований закона о рекламе контролируют региональные управления Федеральной антимонопольной службы — ФАС. Антимонопольная служба возбуждает дела по заявлениям потребителей и результатам проведенных проверок.
Если ФАС выявит нарушение, она вынесет предписание об устранении нарушения и может назначить штраф:
- для ИП — 4000—20 000 ₽;
- для компаний — 100 000—500 000 ₽.
Например, по закону в рекламе не должно быть иностранных слов, которые могут исказить смысл информации. А фирма «Анта» разместила на витрине слово sale без перевода. В УФАС по Республике Татарстан решили, что это нарушает закон, и выписали компании штраф на 100 000 ₽.
Компания обжаловала постановление в суд, сказав, что слово sale общеизвестно и заимствовано из английского языка. У этого слова одно значение — «распродажа», для его перевода не нужно знать иностранный язык.
На это суд ответил, что у слова sale в английском языке несколько значений: продажа, реализация, сбыт; продажа с аукциона, с торгов; распродажа по сниженной цене. А еще есть разные значения в других языках: во французском — грязный, нечистый, гнусный; в итальянском — соль, остроумие; в испанском — солить, засаливать. Потребитель не может полностью уяснить смысл этого слова, ведь рядом нет перевода на русский язык. Поэтому суд оставил постановление УФАС в силе.
Если оштрафованные компания или предприниматель продолжат нарушать закон о рекламе, ФАС может наложить новый штраф. Она будет накладывать его снова и снова до тех пор, пока нарушение не прекратится. Приостановить деятельность магазина или отозвать лицензию антимонопольная служба не может: такого наказания за незаконную рекламу нет.
Получается, что у компаний и предпринимателей есть два варианта:
- заплатить штраф и прекратить нарушать закон;
- заплатить штраф, потом снова нарушить закон, снова заплатить, опять нарушить. И так до тех пор, пока бизнес не решит, что схема невыгодная, и не прекратит нарушения.
Как «Санлайт» нарушает закон
Компания, которой принадлежит сеть магазинов «Санлайт», периодически рассылает смс, что магазины закрываются, а всем покупателям, которые успеют что-то купить до закрытия, дадут подарки и большие скидки. Смс-рассылка дублируется баннерами и роликами по телевидению и в интернете.
Все эти послания адресованы неопределенному кругу лиц и созданы, чтобы привлечь внимание к сети ювелирных магазинов и их продукции. То есть это реклама.
В законе ничего не сказано о том, когда нужно предупредить потенциальных покупателей о предстоящем закрытии. То есть никто не может требовать, чтобы магазин, объявивший в рекламе о своей ликвидации, закрылся через два месяца.
Когда объявления о закрытии магазинов «Санлайт» стали появляться регулярно, у многих возник вопрос о законности такой рекламной кампании. Некоторые граждане стали обращаться в антимонопольную службу.
Так, в Волгоградское УФАС России поступило обращение о распространении недостоверной, по мнению заявителя, рекламы сети магазинов «Санлайт». Заявитель сообщил, что ему приходят смс о закрытии магазинов сети с таким содержанием: «SL закрывает все магазины в Домодедове. На ВСЕ −50% и −80%» и «Официальное уведомление: магазины SL закрываются, все отдается до −80%».
Гражданин указал, что компания, которой принадлежат магазины «Санлайт», систематически вводит своей рекламой покупателей в заблуждение, чтобы увеличить продажи. В качестве доказательств заявитель приложил к обращению скриншоты смс от 2, 22 августа 2019 года и 24 марта 2020 года.
Волгоградское УФАС стало разбираться. По мнению управления, текст рекламы «Уход с рынка» означает окончательное и полное закрытие всех торговых точек сети, включая дистанционные способы продажи товаров.
Но в тот момент, когда обратившийся в УФАС гражданин получил смс о закрытии, на сайте «Санлайт» была информация о закрытии только некоторых магазинов сети, в частности в Москве. Причем пару месяцев спустя на том же сайте появился всплывающий баннер «Открытие магазинов в некоторых городах». Более того, в другом разделе можно было увидеть текст «Наши магазины возобновляют работу. Уже работают магазины в следующих городах:…» со списком из порядка 50 магазинов.
По итогам анализа сайта «Санлайт» сотрудники Волгоградского УФАС пришли к выводу, что с рынка эта сеть уходить не собиралась. А значит, информация об уходе, которая транслировалась в рекламе, была ложной.
Реклама, которая содержит неверные сведения об ассортименте и комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, недостоверна.
За недостоверную рекламу рекламодатель может получить штраф:
- ИП — 4000—20 000 ₽;
- компании — 100 000—500 000 ₽.
В результате Волгоградское УФАС признало рекламу сети магазинов «Санлайт» ненадлежащей и нарушающей требования закона о рекламе, выдало компании предписание о прекращении нарушения и оштрафовало на 400 000 ₽.
Что сделали в «Санлайте» после получения штрафа
Компания, которой принадлежит сеть магазинов «Санлайт», не согласилась с мнением УФАС и попробовала оспорить его в суде. Но у нее не получилось: суд сказал, что решение антимонопольной службы верно. УФАС сделало правильный вывод о нарушении закона о рекламе.
До этого штрафа владелец «Санлайта» не раз получал штрафы за аналогичные действия, поэтому он не мог не осознавать, что его действия — массовая рассылка рекламы о распродаже в связи с ликвидацией магазинов — нарушают закон. Суд оставил решение Волгоградского УФАС в силе, компании пришлось заплатить 400 000 ₽ штрафа.
Так как рекламные акции «Санлайта» о закрытии магазинов все еще появляются, вероятно, прибыль от них перевешивает штрафы. Видимо, компании выгоднее заплатить штраф и продолжать привлекать клиентов объявлениями о скорой ликвидации магазинов. Остановить эту рекламу может только сама ювелирная сеть — антимонопольная служба это сделать не сможет.
ФАС не может заблокировать смс, которые рассылает сеть, или принудительно закрыть компанию, раз она сама никак не закроется: такого наказания по закону нет. Антимонопольная служба в этом случае может только накладывать штрафы по каждому факту нарушения закона о рекламе.
Поэтому единственный метод борьбы с такими недобросовестными продавцами — увеличить число жалоб в антимонопольную службу, чтобы количество штрафов выросло и такая реклама стала неэффективной.