Магазин постоянно объявляет о своей ликвидации, чтобы привлечь покупателей. Это законно?

70
Аватар автора

Елена Ланцева

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Мне постоянно приходят смс, что магазины «Санлайт» закрываются, идет ликвидация, сумасшедшие скидки — мол, бегите, чтобы успеть. Поначалу верила, даже что-то покупала, но они закрываются уже несколько лет и никак не закроются.

Бесконечный спам о ликвидации раздражает. И мне кажется, такая реклама нарушает закон, разве нет? Хочется узнать подробнее.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вы правы: такая реклама нарушает закон, и антимонопольная служба уже не раз выносила предписания и штрафовала компанию. Но, вероятно, прибыль от таких акций превышает расходы на штрафы, поэтому «Санлайт» продолжает «закрывать магазины в вашем городе» и «отдавать все за бесценок».

Что такое реклама

Реклама — это информация о товаре или услуге, которую распространяют любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Она привлекает внимание к товару или услуге, чтобы поддержать интерес потребителей к ним, и адресована неопределенному кругу лиц.

По закону реклама не должна провоцировать противоправные действия, призывать к насилию и жестокости, содержать бранные слова, оскорбительные образы и порнографию.

Рекламу нельзя размещать на платежках за коммунальные услуги и в учебниках. Еще с ее помощью нельзя формировать негативное отношение к людям, которые не пользуются рекламируемыми товарами.

Соблюдение требований закона о рекламе контролируют региональные управления Федеральной антимонопольной службы — ФАС. Антимонопольная служба возбуждает дела по заявлениям потребителей и результатам проведенных проверок.

Если ФАС выявит нарушение, она вынесет предписание об устранении нарушения и может назначить штраф:

  • для ИП — 4000—20 000 ₽;
  • для компаний — 100 000—500 000 ₽.

Например, по закону в рекламе не должно быть иностранных слов, которые могут исказить смысл информации. А фирма «Анта» разместила на витрине слово sale без перевода. В УФАС по Республике Татарстан решили, что это нарушает закон, и выписали компании штраф на 100 000 ₽.

Компания обжаловала постановление в суд, сказав, что слово sale общеизвестно и заимствовано из английского языка. У этого слова одно значение — «распродажа», для его перевода не нужно знать иностранный язык.

На это суд ответил, что у слова sale в английском языке несколько значений: продажа, реализация, сбыт; продажа с аукциона, с торгов; распродажа по сниженной цене. А еще есть разные значения в других языках: во французском — грязный, нечистый, гнусный; в итальянском — соль, остроумие; в испанском — солить, засаливать. Потребитель не может полностью уяснить смысл этого слова, ведь рядом нет перевода на русский язык. Поэтому суд оставил постановление УФАС в силе.

Если оштрафованные компания или предприниматель продолжат нарушать закон о рекламе, ФАС может наложить новый штраф. Она будет накладывать его снова и снова до тех пор, пока нарушение не прекратится. Приостановить деятельность магазина или отозвать лицензию антимонопольная служба не может: такого наказания за незаконную рекламу нет.

Получается, что у компаний и предпринимателей есть два варианта:

  1. заплатить штраф и прекратить нарушать закон;
  2. заплатить штраф, потом снова нарушить закон, снова заплатить, опять нарушить. И так до тех пор, пока бизнес не решит, что схема невыгодная, и не прекратит нарушения.

Как «Санлайт» нарушает закон

Компания, которой принадлежит сеть магазинов «Санлайт», периодически рассылает смс, что магазины закрываются, а всем покупателям, которые успеют что-то купить до закрытия, дадут подарки и большие скидки. Смс-рассылка дублируется баннерами и роликами по телевидению и в интернете.

Все эти послания адресованы неопределенному кругу лиц и созданы, чтобы привлечь внимание к сети ювелирных магазинов и их продукции. То есть это реклама.

Такое объявление можно было увидеть на сайте магазина летом 2020 года

В законе ничего не сказано о том, когда нужно предупредить потенциальных покупателей о предстоящем закрытии. То есть никто не может требовать, чтобы магазин, объявивший в рекламе о своей ликвидации, закрылся через два месяца.

Когда объявления о закрытии магазинов «Санлайт» стали появляться регулярно, у многих возник вопрос о законности такой рекламной кампании. Некоторые граждане стали обращаться в антимонопольную службу.

Так, в Волгоградское УФАС России поступило обращение о распространении недостоверной, по мнению заявителя, рекламы сети магазинов «Санлайт». Заявитель сообщил, что ему приходят смс о закрытии магазинов сети с таким содержанием: «SL закрывает все магазины в Домодедове. На ВСЕ −50% и −80%» и «Официальное уведомление: магазины SL закрываются, все отдается до −80%».

Гражданин указал, что компания, которой принадлежат магазины «Санлайт», систематически вводит своей рекламой покупателей в заблуждение, чтобы увеличить продажи. В качестве доказательств заявитель приложил к обращению скриншоты смс от 2, 22 августа 2019 года и 24 марта 2020 года.

Волгоградское УФАС стало разбираться. По мнению управления, текст рекламы «Уход с рынка» означает окончательное и полное закрытие всех торговых точек сети, включая дистанционные способы продажи товаров.

Но в тот момент, когда обратившийся в УФАС гражданин получил смс о закрытии, на сайте «Санлайт» была информация о закрытии только некоторых магазинов сети, в частности в Москве. Причем пару месяцев спустя на том же сайте появился всплывающий баннер «Открытие магазинов в некоторых городах». Более того, в другом разделе можно было увидеть текст «Наши магазины возобновляют работу. Уже работают магазины в следующих городах:…» со списком из порядка 50 магазинов.

По итогам анализа сайта «Санлайт» сотрудники Волгоградского УФАС пришли к выводу, что с рынка эта сеть уходить не собиралась. А значит, информация об уходе, которая транслировалась в рекламе, была ложной.

Реклама, которая содержит неверные сведения об ассортименте и комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, недостоверна.

За недостоверную рекламу рекламодатель может получить штраф:

  • ИП — 4000—20 000 ₽;
  • компании — 100 000—500 000 ₽.

В результате Волгоградское УФАС признало рекламу сети магазинов «Санлайт» ненадлежащей и нарушающей требования закона о рекламе, выдало компании предписание о прекращении нарушения и оштрафовало на 400 000 ₽.

Что сделали в «Санлайте» после получения штрафа

Компания, которой принадлежит сеть магазинов «Санлайт», не согласилась с мнением УФАС и попробовала оспорить его в суде. Но у нее не получилось: суд сказал, что решение антимонопольной службы верно. УФАС сделало правильный вывод о нарушении закона о рекламе.

До этого штрафа владелец «Санлайта» не раз получал штрафы за аналогичные действия, поэтому он не мог не осознавать, что его действия — массовая рассылка рекламы о распродаже в связи с ликвидацией магазинов — нарушают закон. Суд оставил решение Волгоградского УФАС в силе, компании пришлось заплатить 400 000 ₽ штрафа.

Так как рекламные акции «Санлайта» о закрытии магазинов все еще появляются, вероятно, прибыль от них перевешивает штрафы. Видимо, компании выгоднее заплатить штраф и продолжать привлекать клиентов объявлениями о скорой ликвидации магазинов. Остановить эту рекламу может только сама ювелирная сеть — антимонопольная служба это сделать не сможет.

ФАС не может заблокировать смс, которые рассылает сеть, или принудительно закрыть компанию, раз она сама никак не закроется: такого наказания по закону нет. Антимонопольная служба в этом случае может только накладывать штрафы по каждому факту нарушения закона о рекламе.

Поэтому единственный метод борьбы с такими недобросовестными продавцами — увеличить число жалоб в антимонопольную службу, чтобы количество штрафов выросло и такая реклама стала неэффективной.


Анастасия КорниловаВладельцы магазинов, расскажите, как часто устраиваете распродажи?
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Вспомнил тут шутку54
  • Rex ColtМагазин зимней одежды "Four seasons", расположенный в ТЦ Афимолл (или какой-то ещё) закрывается, и директор решил распродать все остатки практически по себестоимости! Приглашаем в магазин, вход украшен воздушными шарами! Каждый раз я переезжаю и каждый раз этот магазин открывается рядом со станцией метро. Директор, видать, закупился на два поколения вперёд.1
  • Нехетти ГринА потом владельцы подобных бизнесов визжат, что их плющит злое государство. ФАС! Достали спамить и врать. З.Ы. Вопрос переформулируйте, он некорректен. Распродажи - благо, лжезакрытия (и прочие ликвидации) - зло, ибо обман.69
  • Ekaterina KononСамое смешное, что, когда я была в этом самом санлайт (несколько магазинов ювелирных в ряд, искала подарок подруге) я не поняла, что это - тот самый «санлайт из рекламы». Приятное обслуживание, нормальный выбор украшений, реально красивая упаковка. И потом на упаковке читаю «санлайт» и … чувство удивления) Я , конечно, могу ошибаться, тк это был всего один заход, плюс не разбираюсь в ювелирке, но, имхо, эта их рекламная кампания - явно палка о двух концах, тк, посмотри я на вывеску, то принципиально в санлайт бы не зашла. Но по факту - осталась довольна и я , и подруга. А еще очень удивили цены на золото 😅 этот неловкий момент, когда не покупала ювелирку 10 лет)7
  • ТучаАлиса, раньше при заказе через сайт у них была скидка 30%. Я вообще не понимаю, кто при таких раскладах в их магазинах покупает.6
  • Елисей КостомаровЯвно надо для таких хитрых магазинов штрафы от оборота. 400 тыс для федеральной сети - ничто.12
  • anyhowФиксированные вилки со штрафами - просто клоунада. Штрафовать на 400 тр компанию с многомиллионной прибылью? Вот введут оборотные штрафы за недостоверную рекламу (в % от прибыли), тогда можно будет говорить об эффективности антимонопольной службы.44
  • Dinara YavorskiСанлайт противен не постоянными закрытиями, а спамом, звонками, ложными скидками и огромными ценами за ювелирку плохого качества. Пакетик из Санлайта в качестве подарка девушке — это как роза в целлофане: не надо.45
  • Dinara YavorskiSinister, ну, кому-то и в парке в -30 отлично гулять на первом свидании, а кто-то в падике не прочь постоять.13
  • Илья Щибриктьфунатебя, к сожалению, это уже давно не похоже на шутку.11
  • Илья ЩибрикSinister, а какой ответ бы вас устроил? «А, ну если вы знаете сколько-то девушек, которым нравится роза в целлофане, то можно дарить дешёвые украшения, которые раздают бесплатно!»16
  • Сергей КлименкоЕлисей, если бы все жаловались в ФАС, то и 400 тыс - нормально с каждой жалобы.2
  • Илья Щибрикanyhow, пока что за % от прибыли штрафуют только Apple, Google и Facebook. Очень странно, что за такую откровенно фальшивую рекламу нет более серьёзных ограничений.24
  • Илья ЩибрикАлександр, цветы в целлофане никак не связаны с их количеством, это вы сами придумали — подари одну, но без целлофана. Потому что он неудобный, скрипит и плохо выглядит. При чём здесь пафос?20
  • PavelШтраф 100к для компании с многомиллиардными оборотами-как страшно)4
  • PavelИлья,20
  • Vladislav SkorinEkaterina, просто этой рекламой они подпортили себе репутацию. А так по недавнему опыту выбора подарка супруге, у них действительно очень большой выбор товаров от разных брендов и ювелирных заводов (этакий маркетплейс ювелирки), вежливый персонал, цены адекватные, удобный интернет-магазин, ещё 14 дней на возврат дают при сохранности бирки (хотя по закону вроде и не обязаны). Но в глазах большинства молодых девушек "санлайт" ассоциируется с быдло-ширпотребом а-ля "пятерочки", во многом благодаря их назойливой рекламе.12
  • Pavelzt, и почему так нельзя, обьясните?)4
  • Ильяс НиколаевВ Якутске Санлайт реально закрылся, доигрались8
  • Dinara YavorskiPavel, не нельзя. Не надо.4
  • PavelDinara, если для развода ей достаточно браслетика, значит помойная она, не может даже себя обеспечить) А он-счастливчик, что так не задорого протестил ее сущность)16
  • Илья ЩибрикAlexander, не думаю, что дело в избалованности, вы очень сильно преувеличиваете значение подарка — дешёвая (в данном случае, буквально бесплатная) бижутерия это действительно плохой подарок. Конечно, сильно зависит от повода к такому подарку. Но если вы на условную годовщину, день рождения или другой важный праздник дарите бесплатный кулончик из сети магазинов дешёвой бижутерии, это вас характеризует перед принимающей подарок стороной определённым образом.22
  • Илья ЩибрикPavel, да что ж вас так в крайности кидает: или в -30 сопли на улице морозить, или Майбах + Мишлен? Почему нельзя взять кофе с собой и погулять в парке в +15..20?16
  • Илья ЩибрикVladislav, проблема в том, что для подарков такого класса как ювелирка, название и репутация бренда — важнее, чем цена/качество (если вы дарите человеку, который более-менее разбирается в этом). Например, если считать объективно, бриллианты не должны стоить таких денег, т.к. предложение ограничено искусственно производителем, и объективная стоимость бриллианта — в разы ниже стоимости в магазине.5
  • IKzt, так если ему подарили там в санлайте этот кулон, ему его выбрасывать что ли? Или самому носить? Мне регулярно дают купоны на эти бесплатные кулоны, я их забираю, дочке дарю. Все довольны.2
  • МайосФедеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О рекламе", ст.18, п.1: "Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием." Я обращаюсь к таким рекламораспространителям в письменном виде и убедительно прошу не спамить. Вопрос решается сразу практически всегда. Только вот а платежной системе "Мир" мне сказали, мол, 30 дней ждите решения. После ссылки на вышеприведенный закон - вопрос был решен тоже сразу.1
  • YaroslavDinara, в ваших сообщениях прослеживается мысль "мужчине следует тратиться на женщину,и не скупердяйничать. Принимается, действительно, бесплатная бижутерия - неприятный подарок. Но можете рассказать,что в таком случае женщине следует мужчине дарить и давать?6
  • Dinara YavorskiYaroslav, мои сообщения совсем не про деньги. Дарите эмоции.2
  • Валерия РайнVladislav, моя подруга работает в дочке Санлайта. говорит, всех сотрудников реклама эта бесит, но ничего сделать не могут. кто-то предложил рекламу, директору понравилось и понеслась.5
  • AlenaStribog FYaroslav, я с Динарой согласна. Может быть, звучит пафосно, что ювелирка может быть плохим подарком, но именно санлайт славится камнями, посаженными на клей(!), и соответственно отклеивающимися или выпадающими. Золото оказывается позолотой и очень быстро облезает. Это реально очень низкокачественная ювелирка. Может, не все украшения такие, но то, что такие есть в принципе - роняет имидж бренда до нуля.8
  • Алиса МаркинаДа и сейчас, если посмотреть цену на полке, а потом заказать на сайте, то будет разница в 30% или больше.2
  • Алиса МаркинаЛюблюИзюм, а расскажите вашу схему? Потому что фикспрайс - это же 99 и 299. Дешевле 99 не найти, а то, что за 299, конечно, запросто можно найти онлайн заметно дешевле.1
  • АааИлья, просто должна написать, что ваши разумные комменты под этой статьей греют душу)6
  • ЛюблюИзюмАлиса, когда-то я заказывала за бонусы спасибо с озона, но теперь такой фишки нет. в прошлый ноябрь заказала 20 книг за 2000 с копейками. )) но такой методой самых популярных "саморазвитий" и ижи с ними по 100-200 руб не закажешь, но мне этого счастья не надо. ) плюс, треть моих книжек классика, а она дешевле. у меня есть на примете издательства в озоне, вайлдберрис и myshop (загляните на этот сайт, там и канцелярия дешевле), я периодически захожу туда и устраиваю рейд по скидкам, плюс у меня куча отложенных. либо по 1-2 штуки ухватываю, либо сразу стопку. дешевый ширпотреб любовной любови садовника и графини тоже не покупаю, будь он хоть с 99% скидкой. сейчас мною читается красивенькая, с твердой обложкой, белыми листами и вставками картин книжка про художников и их соперничество меньше 180 была, Драйзер от АСТ за 112 руб лежит, а в Буквоеде у нас по 450 был точно такой же.0
  • Илья ЩибрикSinister, не думаю, что вас какой бы то ни было ответ мог бы устроить. Вы же смотрите только на форму, а не на содержание, исходя из вашей манеры общения. Посему, в дальнейшем диалоге не вижу смысла.4
  • Vladislav SkorinИлья, ну кому как. Кто-то и в лицо плюнет, что купил ей Пандору, а не Тиффани. А кто-то будет счастлив и недорогому колечку из ближайшего ювелирного магазина. У разных женщин свои причуды.4
  • Maxim Sergeevich> Поэтому единственный метод борьбы с такими недобросовестными продавцами... Сделать штрафы оборотными, а не фиксированными. Чтобы суммы были существенными, да ещё и с повышающими коэффициентами за рецидив. Прецеденты уже есть, хотя пока только "политические" - в отношении иностранных онлайн-сервисов. А до тех пор, так и будут рекламировать Арбидол как панацею от Ковида, да несколько раз в месяц годами "закрывать" одни и те же магазины.2
  • Евгений КарпельMaxim, или выписать по 100000р. за _каждую_ СМС.1
  • Влад ЛенинУ нас все Законы такие, кому надо, находят в них лазейки и используют их себе во благо! А Законы такие потому что их разрабатывают и принимают Бездари и Лоббисты от власти.... Поэтому то в законе "О рекламе", ничего не сказано о том, когда нужно предупредить потенциальных покупателей о предстоящем закрытии. То есть просто нужно было сроки закрытия прописать в законе и наказание за их несоблюдение!2
  • Вячеслав ПономаренкоА можно получить шаблон заявления в ФАС на САНЛАЙТ для массовых и коллективных обращений ? я аналогично нахожусь в спам-рассылке от санлайт.2
  • Юрий ЖинкоИлья, а если подарил просто зайдя к сестре в гости? Я другу корм для его кота "дарю", заскочив в гости. Я ненавижу друга? А мне, приезжая в гости из Штатов, другой друг брелки к ключам дарит. У меня почти на всех ключах к дому-даче-машине-кабинету-гаражу и т.д. его брелки. Правда, качественные. Моральный урод? Кстати, жене, иногда, придя с работы, тоже дарю несколько роз в целофане. (Она любит розы, но ей фиолетов целофан.) Не сказал бы, что она хоть раз обиделась. И не первый год, кстати.0
  • АлександрСергей, так 400тыр не с каждой жалобы, а с каждого постановления ФАС - а это не быстро.1
  • АлексейУ нас в Омске есть место магазинов мехов и кожи. Магазин работает 1.5 - 2 года, потом где-то пол-года закрывается, а потом на его месте открывается новый магазин мехов и кожи! Так в этом месте уже сменилось 5 магазинов...1
  • ГригорийШтрафы оборотными должны быть в случае неоднократных нарушений0
  • efwef fwefwefsale это такая торговая марка, разве нет?1
  • Илья ЩибрикЮрий, я специально для этого написал второй абзац: сильно зависит от повода к такому подарку. Если это «заскочил в гости, держи подарок» — это одно. Если подарок на ДР или юбилей в виде бесплатной цепочки — странно, мне кажется.0
  • Галина СапкинаСейчас Санлайт не говорит больше о закрытии магазинов, работают в обычном режиме, ассортимент даже увеличили, много российских новинок появилось в ассортименте.0
  • Галина СапкинаDinara, я отключила рассылку, мне не звонят и не пишут, убрала этот раздражитель. В магазин захожу тогда, когда мне нужно, а не когда меня приглашают))))0
  • Галина СапкинаEkaterina, у многих такое же срабатывает, " а, это санлайт, не буду заходить ну его", а у них есть что выбрать, красивые украшения, многие такие же, как в других ювелирных сетях, только тут цены пониже. Вообще цену нужно отслеживать, можно по хорошей цене взять.0
  • Олеся АнатольеваНе знаю, что так все накинулись на Санлайт. Лично у меня этот магазин негативных эмоций никогда не вызывал. Может быть другим и не повезло с покупками, но благо, что я с этим не сталкивалась и буду продолжать радовать себя и близких их изделиями.0