Как составить коммерческое предложение
Коммерческое предложение, КП, — документ, в котором бизнес рассказывает о своих товарах и услугах.
Его отправляют, чтобы заинтересовать потенциального клиента и начать общение или зафиксировать конкретное предложение уже после переговоров.
Расскажу, как оформить КП, чтобы оно привело к сделке.
Вы узнаете
Что такое коммерческое предложение
Коммерческое предложение — документ или письмо с информацией о бизнесе, его товарах и услугах. Чаще всего КП используют в B2B-сфере, где один бизнес продает товары или оказывает услуги другому, и в B2G — когда работают с государственными учреждениями.
Поставщик может отправить коммерческое предложение стоматологическим клиникам, чтобы продать оборудование. В документе он расскажет об ассортименте, стоимости, условиях и сроках доставки.
Транспортная компания может сделать КП для производителей мебели и рассказать об услуге по перевозке грузов.
Бизнесы, которые работают по модели В2С, то есть предлагают товары и услуги обычным людям, редко используют коммерческие предложения.
Онлайн-магазин продает свечи. Нет смысла составлять коммерческое предложение, описывать весь ассортимент и отправлять потенциальным клиентам. Логичнее запустить рекламу сайта, где человек может купить продукт.
Но если бизнес продает свечи еще и оптом, он может отправить КП потенциальным партнерам — например, розничным офлайн-магазинам.
Виды коммерческих предложений
У маркетологов разные взгляды на то, как работать с КП. Одни советуют массово рассылать письма потенциальным клиентам. Другие считают, что это спам, а не коммерческое предложение, и советуют сначала пообщаться с человеком, узнать его потребности и потом уже выслать адаптированное индивидуальное КП.
В зависимости от метода работы предложения делят на два вида: холодные и горячие.
Холодное коммерческое предложение отправляют тем, с кем бизнес до этого не сотрудничал. В нем нет индивидуальных условий, оно не учитывает потребности конкретного клиента.
Предприниматель запустил сервис по доставке бутилированной воды в офисы. Он составил КП с общей информацией о бизнесе, описал, какую воду продает, откуда ее берет и в какой срок привозит в офисы. Затем нашел в интернете список крупнейших компаний города и топ-арендаторов офисов и отправил им письма с коммерческим предложением. Такое КП считают холодным.
Найти контакты компаний и ИП можно в интернет-каталогах, справочниках и поисковиках. Если адресаты не давали согласия на получение письма, они могут негативно отреагировать на него и отметить как спам. Почтовые сервисы стараются избавлять пользователей от раздражающих рассылок и заносят подозрительных отправителей в черный список. Если ваши письма часто будут отмечать как спам, они могут автоматически попадать в эту категорию. В итоге письма перестанут получать и реальные покупатели, которые сами оставили контакты для рассылки.
Можно собрать базу контактов самому — например, из числа пользователей сайта или потенциальных клиентов, которые заполняли анкеты и оставляли контакты. Но и в этом случае есть нюансы.
Почему нельзя рассылать холодные КП всем подряд
Холодное КП можно расценить как рекламу. Отправлять рекламу по электронной почте людям без статуса ИП можно, если они согласились на это . Например, подписались на рассылку на вашем сайте. Если вы купили базу контактов и отправляете по ней письма, можете получить штраф до 500 000 ₽ за нарушение закона о рекламе .
Рассылать коммерческие предложения компаниям и ИП можно и без их согласия. Например, если нашли адрес электронной почты в интернет-справочнике. Но определить, принадлежит он обычному человеку или ИП, бывает сложно. Если в электронной почте есть название компании или слово info — скорее всего, это корпоративный адрес и его можно включать в рассылку. Если в нем только имя и почтовый домен, например sidorov@yandex.ru, лучше не рисковать. Иногда предприниматели используют личную почту для бизнеса. Лучший вариант — позвонить, рассказать, что вы предлагаете, и узнать, на какую почту можно отправить письмо.
Горячее коммерческое предложение отправляют клиентам, которые уже знакомы с компанией или ИП. Например, вы сотрудничали ранее и хотите предложить новую услугу. Или сначала созвонились с потенциальным клиентом, обсудили его задачи и отправили КП.
Предприниматель продает посуду для общепита и ищет новых клиентов. Он обзвонил несколько ресторанов, и один из них заинтересовался предложением. После обсуждения потребностей компании ИП отправил коммерческое предложение: список посуды, которая подходит под запросы клиента, стоимость, подробности о материале, условия доставки.
Как работают с коммерческими предложениями в «Литресе»
Мы предлагаем компаниям и ИП подключить корпоративную библиотеку. Сначала общаемся с потенциальным клиентом, а потом отправляем КП.
Обычно узнаем про количество сотрудников, цели подключения корпоративной библиотеки и индивидуальные запросы на определенные книги. После этого подбираем подходящую модель продукта.
В КП кратко описываем, сколько книг будет в библиотеке, разбивку по жанрам, стоимость в зависимости от количества пользователей. Вместе с коммерческим предложением отправляем сопроводительное письмо, в котором рассказываем, какая модель библиотеки, на наш взгляд, подойдет клиенту и какие еще варианты есть.
В сопроводительном письме также описываем, как работают депозитная система оплаты и регистрация пользователей, даем инструкции по настройке личного кабинета.
Подготовка к созданию коммерческого предложения
КП должно привлечь внимание потенциального клиента и вызвать у него желание купить товар, заказать услугу или работу. Перед созданием коммерческого предложения стоит проанализировать потребности целевой аудитории и предложения конкурентов. А лучше — сначала пообщаться с клиентом и составить КП специально для него.
Анализ потребностей потенциальных клиентов. Важно изучить, что нужно потенциальному клиенту, и учесть это в коммерческом предложении. Например, можно почитать сервисы с отзывами вроде «Отзовика» или «Айрекомменда».
Покупатели воды для офисов жалуются, что курьеры постоянно опаздывают и кулеры долго стоят пустыми. Пропишите в КП, что вы гарантируете точное время доставки и благодаря чему это возможно. Например: «У нас есть собственная служба доставки, логисты составляют маршруты так, чтобы курьеры успели привезти воду вовремя. Если мы понимаем, что наших ресурсов не хватает, обращаемся к проверенным партнерам. В любом случае клиенты получают воду в назначенное время».
Клиенты клининговых компаний жалуются, что уборка офиса очень долгая. Клининг приезжает днем и мешает сотрудникам работать. Предложите убраться в офисе за одну ночь. Пока офис пустует, клинеры помоют полы и окна, почистят ковры и вытрут пыль.
При составлении горячего КП для бизнеса показывайте не ваш товар или услугу, а реальное решение проблемы клиента.
Владелец визового агентства пообщался с потенциальным клиентом и узнал, что ему часто приходится оформлять визы в Японию для сотрудников. Секретарь тратит время на заполнение анкет, сбор документов, поездки в консульство и не успевает делать другие свои задачи.
Вот что можно написать в КП:
«Подадим документы на визу в Японию за два дня. Через пять дней наш курьер приедет к вам офис и привезет паспорт с визой.
Полное сопровождение: заполним анкету, напишем мотивационное письмо, проверим документы на соответствие требованиям консульства, поможем собрать недостающие. Подадим документы и заберем паспорт с визой.
Стоимость услуги — 10 000 ₽ за человека.
Результат: паспорт с вклеенной визой».
Анализ предложений конкурентов. Можно узнать, что и как предлагают конкуренты, и показать в КП, чем вы лучше. Для этого изучите их сайты, соцсети и рекламные материалы. Также можно сделать вид, что вы потенциальный клиент, и запросить у конкурента коммерческое предложение.
Предприниматель предлагает услуги по установке систем видеонаблюдения и заметил, что конкуренты просто перечисляют модели оборудования и цены в КП.
В свое коммерческое предложение он добавил подробное описание услуги: как система видеонаблюдения улучшает безопасность, поэтапный план установки со сроками.
Структура коммерческого предложения
У КП нет четкого шаблона. Структура зависит от сферы бизнеса и того, что важно клиентам. Допустим, транспортные компании, которые работают с крупными предприятиями, часто пишут короткий текст и прикладывают таблицу с тарифами за километр по разным направлениям. Потому что ключевой фактор при принятии решения в этой сфере — цена перевозки.
Какие-то бизнесы могут вообще не указывать стоимость. Например, если компания продает индивидуальные услуги или сложные продукты, стоимость которых рассчитывают для каждого клиента после общения.
Вот основные пункты КП:
- Название компании или ИП, контакты, адрес и логотип. Обычно указывают в верхней части страницы.
- Приветствие. Расскажите, кто вы, чем занимается ваша компания. Если уже общались с адресатом, напомните об этом.
- Оффер — презентация предложения. Это основная часть КП.
- Отработка возражений — здесь бизнес отвечает на возможные вопросы и сомнения клиента, доказывает, что ему можно доверять. Можно прописать гарантии качества и условия возврата, ответить на часто задаваемые вопросы.
- Призыв к действию и контакты. Предложите продолжить общение и расскажите, как это сделать — позвонить или написать. Также можно простимулировать клиента согласиться на сделку. Например, указать срок завершения акции.
Как составляют коммерческое предложение в кадровом агентстве
Для составления КП важен подробный брифинг клиента: нужно обсудить его цели и ожидания от продукта, вводные данные и ТЗ будущего проекта. Иначе предложение может быть неактуальным, с неверной услугой или условиями, на которые клиент не согласится.
В коммерческом предложении мы также всегда даем ссылки на предыдущие кейсы подобного рода, чтобы проиллюстрировать экспертизу. Клиенту не нужно тратить время и искать отзывы в сети или спрашивать что-то у знакомых, когда успешные кейсы с цифрами есть в коммерческом предложении у него перед глазами. Такие детали очень важны.
Типичные ошибки при составлении коммерческих предложений
Популярная ошибка в коммерческих предложениях — оффер сразу всем сегментам аудитории. Например, сервис по аренде автомобилей предлагает в одном письме авто с водителем для бизнесменов и лимузин на свадьбу. В таком КП бизнес смешивает две разные целевые аудитории, что малоэффективно.
Еще одна ошибка — раздутый и бесполезный для получателя объем документа. В КП нет места пространным рассуждениям и прописным истинам. Например, если вы предлагаете пройти чекап, не нужно писать, как важно проверять свое здоровье, и перечислять факторы, которые отрицательно на него влияют. Говорите о выгодах предложения — скидка, лист с рекомендациями, консультация врача. Никто не скажет, читая КП: «О, точно, у нас в городе смог, это могло повлиять на мое здоровье, нужно сдать аллергопрофиль!»
Старайтесь убирать канцеляризмы, стандартные фразы и штампы: клише не добавляют предложению веса и конкретики, а только засоряют его. Динамично развивающихся молодых компаний с профессионалами своего дела, качественными товарами и услугами на рынке уже слишком много.
Как оформить коммерческое предложение
КП обычно оформляют как текстовый файл или презентацию. Также можно сделать отдельную страницу на сайте и даже отправить бумажное письмо.
Письмо. Текст коммерческого предложения можно вставить прямо в письмо. Такой вариант часто используют для холодных рассылок, потому что многие не скачивают файлы, прикрепленные к письмам от неизвестных адресатов.
Текстовый документ. Подойдет, если в КП только текст и таблицы. Разбейте текст на блоки, выделите заголовки и подзаголовки, чтобы коммерческое предложение легко читалось.
Презентация. В PDF можно оформить КП красиво — с фотографиями и скриншотами. Если у вас нет дизайнера и навыков, попробуйте сделать коммерческое предложение в онлайн-конструкторе, например Visme, KP10 или «Аспро.Cloud». Готовый документ можно скачать в электронном виде или хранить в личном кабинете сервиса.
Отдельная страница на сайте. Например, ее можно собрать в онлайн-конструкторе «Тильда» и отправить клиентам ссылку.
В такие КП можно добавить видео — допустим, с отзывами. А еще — настроить автоматизацию с CRM-системой и получать уведомления, когда клиент открыл КП и перешел по конкретным ссылкам.
Также можно подключить «Гугл-аналитику» и «Яндекс Метрику» и видеть количество просмотров, карту кликов и скроллинга . Это поможет разобраться, как ведет себя клиент на странице с КП — где останавливается, что пролистывает, — и улучшить коммерческое предложение.
Зачем показывать коммерческое предложение на видеовстрече
Раньше мы долго готовили коммерческие предложения. Оформляли, подбирали релевантные кейсы, расписывали стратегии и делились прогнозами. Сейчас стали делать иначе.
Вместо длинного коммерческого предложения — аккуратная табличка с цифрами и прогнозами ROMI . И мы не присылаем ее просто так, а показываем на зум-встрече. Сразу разбираем с клиентом, откуда появилась каждая цифра и что она значит. По сути, вместо горячего КП в форме документа мы проводим встречу с клиентом, анализируем предпродажный прогноз, обсуждаем сложности, сомнения, ограничения. В таком формате доверие к этому прогнозу и нашей работе возрастает.
Кейс: коммерческое предложение в виде бумажного письма
Тестируйте разные форматы коммерческих предложений. Например, можно отправить бумажное письмо. Однажды мы делали коммерческое предложение для центра профориентации, которое надо было отправить по вузам. Распечатали его на хорошей бумаге, вложили в конверт и отправили курьером. Такое КП выглядело солиднее, чем электронное письмо. И наш клиент — центр профориентации — заключил несколько миллионных контрактов, хотя отправил всего 10 писем.
Особенности разработки коммерческих предложений
Содержимое и акценты КП зависят от сферы бизнеса, в которой работает компания или ИП. В каждом сегменте, продукте, услуге и работе клиенты ценят разные преимущества, которые стоит подсветить в предложении для них.
По продаже и поставке товара. В документе нужно прописать название продукции, характеристики товара, артикул. Например, указать массу, габариты, цвет, материал изготовления. Можно показать, как выглядит товар, и добавить иллюстрации. В таком КП указывают условия сделки — цену, скидки, возможность опта, минимальное количество единиц товара в заказе, — а также сроки и способы доставки товара до покупателя, расчет стоимости поставки.
О сотрудничестве в бизнесе. Изложите в КП цели и задачи предлагаемого партнерства, какие выгоды и преимущества оно принесет для второй стороны. Например, если в КП описана идея коллаборации, можно указать, какую новую аудиторию привлечет каждый бренд, как это повлияет на его имидж, как изменится узнаваемость бренда или продукта, какие возможности для развития бизнеса откроет такое сотрудничество.
Для грузоперевозок и оказания транспортных услуг. В КП важно указать, какие грузы перевозит компания, географию доставки, есть ли страхование грузов, базовые тарифы на перевозку. Если у бизнеса есть дополнительные услуги, например доставка до двери или таможенное оформление, можно указать их в КП.
От строительной компании. Компания в КП может детально рассказать про оборудование, материалы и технологии, которые использует. Можно предложить гарантию на работы, добавить фотопримеры аналогичных объектов, которые уже делала компания или ИП. Оптимально сосредоточиться на одной услуге, которой заинтересовался клиент, а не писать про всю линейку продуктов. Важно прописать сроки работ, в которые реально сможет уложиться бригада исполнителя. В строительной сфере много специфических терминов: чтобы все условия КП были понятны клиенту, важно описывать все простыми словами.
Для рекламного агентства. Маркетинговые КП часто очень объемные. Компания или ИП должны обосновать стратегию, дать прогноз результатов сотрудничества, рассказать об инструментах и метриках. Также в КП можно прописать краткий аналитический отчет по рынку — как меняется динамика, какие рекламные каналы растут, как продвигаются бренды-конкуренты.
Никто не читает длинные коммерческие предложения
Мы делаем коммерческие предложения на проведение маркетинговых исследований. Там мы должны предложить и обосновать методологию, указать, какие методы сбора информации решают те или иные исследовательские задачи клиентов. Здесь можно утонуть в теории социологии и маркетинга, так что КП может превратиться если не в книгу, то в брошюру.
Длинные тексты никто читать не будет. Поэтому мы стараемся в наших КП-презентациях использовать схемы-картинки, визуализировать теоретические расклады и словесное наполнение. Например, мы схематично рисуем методы сбора информации, а потом расшифровываем каждый метод в отдельном слайде.
В предложениях мы обязательно указываем другие наши исследовательские кейсы по рынку заказчика. Придают авторитета рекомендательные и благодарственные письма клиентов, даже если они конкуренты заказчика.
Что писать в сопроводительном письме к коммерческому предложению
Вместе с файлом КП обычно отправляют сопроводительное письмо. Это необязательно, но из него получатель поймет, что за документ ему отправили и что он должен сделать.
Письмо пишут в свободной форме. Обычно кратко представляются, рассказывают, что в приложенном файле. Если с клиентом уже общались, можно напомнить об этом.
Запомнить
- Коммерческое предложение — это документ, в котором бизнес рассказывает о своих товарах и услугах.
- В КП подчеркивают уникальные преимущества продукта, обосновывают, почему клиенту стоит выбрать именно это предложение.
- Укажите в КП цену продукта и поясните, из чего она складывается, на какие этапы делятся работа и платежи.
- Включите в КП предыдущие успешные кейсы, отзывы клиентов, ссылки на аналогичные работы.
- Проверьте, как выглядит документ в разных форматах: просмотрите его на экране компьютера и смартфона, распечатайте в цвете и в черно-белом виде.
- Убедитесь, что в КП указаны верные контакты и нет ошибок.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes