Как я использую искусственный интеллект для преподавания фонетики

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юлия Чорногор

Страница автора

Сейчас, кажется, весь мир гудит от возможностей, которые нам дает искусственный интеллект. Некоторые считают, что ИИ заменит многие специальности. Мне так не кажется, но я уверена, что учиться пользоваться возможностями новых технологий необходимо каждому профессионалу.

Я преподаю британское произношение 18 лет — сначала 10 лет на факультете иностранных языков, а теперь — на своих частных занятиях. Увлекаюсь программированием нейросетей и попробовала применить парочку популярных моделей для постановки британского акцента.

Недавно появившаяся ChatGPT, как известно, отлично генерирует тексты. Но оказалось, фонетику ChatGPT знает очень плохо. Нельзя попросить её сгенерировать текст с фонетическим явлением (например, coalescent assimilation) и ожидать хороший результат, поскольку у нее нет четкого представления, что это такое (точнее есть, но превратное). Нельзя также попросить сочинить предложения с определенным звуком, так как правил чтения модель, похоже, тоже не знает и на голубом глазу утверждает, что слова «gloves» и «blood» произносятся со звуком /ɒ/ (на самом деле, там /ʌ/). Укажешь ей на ошибку — извиняется и благодарит за исправление. Это все мило, но нерезультативно.

Тем не менее ей можно доверить составление текстов и диалогов для фонетических упражнений. Если при запросе максимально уточнить, какие слова или сочетания букв должны встречаться в тексте, получается очень неплохо. Даже пугающе хорошо. Тексты она пишет аутентичные, с богатой и современной лексикой. Своими силами такую работу пришлось бы выполнять гораздо дольше.

Отлично, текст у нас есть. Вот бы его еще озвучить. Знакомых британцев по каждому поводу просить не будешь — представьте, если бы вас вдруг попросили озвучить что-нибудь для изучающих русский язык. К счастью, появилось text-to-speech приложение Murf, которое озвучивает любой текст, используя аутентичные голоса на более, чем 20 языках. Захожу на murf.ai, выбираю Эдварда из Великобритании (голос шикарный!), и он озвучивает мне мой текст (точнее, не мой, а сгенерированный другим интеллектом).

Далее я собираю полученный материал в разработку по практической фонетике, добавляя то, чего не найти ни в какой нейросети — мою идею, отработанную методику и свой преподавательский опыт, который точно подсказывает, что сработает на занятии, а что нет.

Оформляю полученный материал в Канве (canva.com), не забывая во всех случаях включать VPN, и — вуаля! — эксклюзивный учебный материал для моего занятия готов.

  • Ян Альбертович ДененбергБлагодарю Вас, Юлия, за интересную статью!1
  • ВиталийEdward из murf.ai действительно шикарный, а фонетический курс является особо ценным. Спасибо! Мне кажется, что рекламный потенциал есть у полезных бесплатных коллективных ресурсов, для детей и взрослых, например, по актуальным учебникам. Но у murf.ai (интересны кстати все его аналоги) на тарифном плане Free генерация всего 10 минут, а сохранять нельзя, хотя при желании это можно обойти с UV SoundRecoder 3.00. Платный тариф Basic от $19. Полученные файлы можно загрузить в SoundCloud, а проигрывать из ссылок, которые можно поместить в Notion или в PDF/DOC в Miro Whiteboard, потому что Canva в бесплатном режиме позволяет загружать только одно аудио. Хорошей озвучкой надо бы сопровождать любое упражнение, а не только фонетическое. Для чтения текстов есть jreader.xyz, smart-book.net, а для карточек quizlet, как и для грамматики lingbase.com. Но последний ресурс не позволяет вставлять свои грамматические задания. К моему глубокому сожалению я не знаю сервиса, который позволяет делать такое удобно. А вы знаете?1