Как перевозить технику самолетом?
Собираюсь покататься по миру и попробовать пожить в разных странах. Везу с собой кучу разных гаджетов, которые я использую ежедневно или очень часто, в том числе для работы.
Пока не знаю, как все это лучше упаковать — в багаж или ручную кладь — и что делать, если багаж потеряется или его неудачно уронят и сломают то, что внутри? Ну и чтобы дважды не вставать: есть ли где-то какие-то запреты на провоз устройств, чтобы не столкнуться с проблемами на границе?
Хорошо, что этот вопрос возник у вас до переезда. Можно успеть подготовиться: изучить правила ввоза и упаковать все так, чтобы потом не было мучительно больно на досмотре или при получении багажа.
Расскажем, как собрать технику в дорогу и что нужно предусмотреть.
О чем вы узнаете
Как проходят контроль в аэропорту
Т—Ж подробно рассказывал про все виды предполетного контроля. Вот основные процедуры.
Регистрация на рейс. В большинстве случаев у пассажиров есть выбор: зарегистрироваться на сайте заранее или в аэропорту. У лоукостов регистрация в аэропорту часто платная.
Сдача багажа — во время регистрации на рейс или на отдельной стойке.
Досмотр службы безопасности. Его проводят на входе в аэропорт, перед выходом в зону вылета, в том числе во время транзита.
Пограничный контроль. В России пограничники проверят паспорт, билеты и ограничения на выезд. Они могут быть, например, из-за долгов — мы писали об этом в статье «За что могут не выпустить за границу».
За рубежом — паспорт, въездную визу или вид на жительство, еще, возможно, придется показать обратные билеты и бронь в гостинице.
Проходить пограничный контроль не нужно внутри Шенгенской зоны и при пересечении российско-белорусской границы по суше.
Таможенный контроль не проходят внутри таможенных союзов. Например, при путешествии между странами ЕАЭС: Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией. В остальных случаях он есть и при вылете, и по прибытии.
Получение багажа — по прилете.
Служба безопасности просматривает багаж и ручную кладь через интроскоп на входе в аэропорт. При этом могут попросить включить гаджеты, чтобы убедиться, что это не муляж. После сдачи багаж также сканируют и могут выборочно вскрыть. А ручную кладь повторно изучают через интроскоп перед выходом на посадку.
Рамки металлодетектора и сканеры не опасны для современной техники, включая хранилища информации вроде жестких дисков. Если вам установлены медицинские устройства вроде кардиостимуляторов или слуховых аппаратов, предупредите сотрудников — вас досмотрят вручную.
Как подготовить технику к перелету
Решите, что вы повезете в ручной клади, а что можно сдать в багаж. Если багаж не входит в билет, лучше докупить услугу провоза заранее: в аэропорту это обычно стоит дороже.
Убедитесь, что габариты и вес ручной клади и багажа подходят под требования перевозчика.
Если планируете частые перелеты, лучше купить универсальные чемоданы для ручной клади и багажа, которые подойдут под стандарты большинства авиакомпаний. Для ручной клади, как правило, это размер S, или 55 × 40 × 20 см. У лоукостеров размер бесплатной ручной клади меньше — как у обычного рюкзака:
Выбирайте для багажа крепкий чемодан с жестким каркасом, чтобы он мог выдерживать удары и падения. Самыми устойчивыми считаются чемоданы из поликарбоната, алюминия и баллистического нейлона. Чемоданы из ABS-пластика недорогие, но гораздо чаще разбиваются. Хотя, на первый взгляд, он кажется прочным, риск повредить технику в таком выше.
Если повезете нестандартный багаж, заранее согласуйте это с авиакомпанией. Например, некоторые авиакомпании разрешают перевозить музыкальные инструменты на отдельном месте в салоне — для этого придется выкупить соседнее сиденье. «Аэрофлот» просит сообщать о таком минимум за 36 часов до вылета.
Зарядите все аккумуляторы: фото- и видеокамеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, электронные книги. Как мы писали выше, служба безопасности может попросить их включить. Заряжать устройства в полете нельзя, так как есть риск перегрева и воспламенения.
Загрузите личную информацию в облако. Пограничники и таможенники могут проверить информацию в гаджетах. Например, это вправе сделать в США, Израиле . СМИ писали, что такие проверки в 2024 году ввели в Китае, поскольку с 1 июля вступили в силу положения об административно-правоохранительных процедурах органов государственной безопасности. Но проверки проводили и раньше — генконсульство России в Гуанчжоу предупреждало о них еще в 2019 году.
В России пограничники и таможенники тоже могут досмотреть гаджеты, если заподозрят, что человек — экстремист, террорист, шпион или нарушитель государственной границы. При этом читать личную переписку они могут только по решению суда. А смотреть, какие программы установлены, — без судебного акта, но в присутствии понятых или под видеозапись. За отказ от досмотра в России грозит штраф до 2000—4000 ₽, арест до 15 суток или 40—120 часов обязательных работ . А еще гаджеты могут досмотреть принудительно.
В других странах за отказ от досмотра могут запретить въезд. А, например, в США гаджет вправе изъять на время проверки.
Поэтому удалите с устройства все, что вы не хотите показывать чужим людям, и поместите в облако, а также отключите интернет при прохождении границы.
Положите в ручную кладь самые дорогие устройства и то, чем пользуетесь каждый день, например ноутбук, планшет, телефон, фото- и видеокамеру, электронную книгу. Держите устройства в быстром доступе: так их проще будет вынимать на досмотре.
Блоки питания, пауэрбанки и отдельные литийионные аккумуляторы по правилам нужно перевозить только в ручной клади. Причем аккумуляторы не должны быть слишком мощными:
- До 100 Вт⋅ч — для обычных ноутбуков, смартфонов, планшетов, дронов и пауэрбанков.
- До 160 Вт⋅ч — для профессионального видео-, аудиооборудования, портативных медицинских приборов, электросамокатов и прочих средств передвижения. Таких аккумуляторов должно быть не больше двух, и об их провозе нужно отдельно предупредить сотрудника на регистрации.
Более мощные аккумуляторы — от 160 до 300 Вт⋅ч — авиакомпании разрешают провозить только для кресел-колясок и аналогичных устройств, которые нужны людям с инвалидностью или проблемами со здоровьем.
Если литийионный аккумулятор до 100 Вт⋅ч вставлен в устройство, его можно провозить и в багаже, и в ручной клади.
Электронные сигареты тоже лучше брать в ручную кладь, даже если у перевозчика нет четких правил на этот счет.
Положите в багаж крепкую технику и все, что нельзя брать в стандартную ручную кладь. Например, электроинструменты могут не допустить в салон из-за того, что ими можно нанести травму.
Электросамокат, ховерборд, сигвей и моноколесо можно убрать в багаж, если у них съемная батарея до 160 Вт⋅ч, которую вы повезете отдельно в ручной клади. Если же батарея несъемная, такое устройство можно перевозить только отдельным грузовым рейсом.
Еще в багаж можно положить AirTag или другую GPS-метку. При утере чемодана вам будет проще понять, где тот находится.
Сфотографируйте технику до вылета, чтобы подтвердить, что она была без дефектов и повреждений.
Продумайте упаковку. Вот несколько рекомендаций:
- Мониторы, компьютерные комплектующие и другие хрупкие устройства упакуйте в пупырчатую пленку или пенопласт из родной коробки. Не заклеивайте слишком тщательно на случай, если технику попросят показать. Вам вряд ли будет удобно разматывать плотные слои пленки и скотча, которые вы предусмотрительно накрутили на каждый из приборов.
- Попросите на стойке регистрации прикрепить наклейку «Хрупкий предмет». Например, так можно сделать на рейсах авиакомпании S7. Или заранее купите такую наклейку сами. Она ничего не гарантирует, но, если грузчики ее заметят, постараются обращаться с багажом бережнее.
- Не кладите технику вместе с жидкостями: они могут пролиться и испортить прибор.
- Высокоточные устройства вроде электронных микроскопов везите отдельно в специальных амортизирующих кейсах. Такие приборы боятся сильной тряски и падений.
- Вы можете обернуть чемодан пленкой или надеть на него чехол, чтобы предотвратить расхождение молнии. Но если его будут вскрывать на досмотре, и пленку, и чехол снимут.
- Снимите с чемодана этикетки от предыдущих полетов, чтобы система не считала неактуальную информацию о рейсе, иначе багаж может отправиться в другом направлении.
- Прикрепите дополнительную бирку с вашими контактными данными: иногда этикетка авиакомпании отрывается и сотрудники не могут определить владельца вещи. Пишите, как с вами можно связаться в любой точке планеты: если по указанному номеру нельзя будет дозвониться, толку от такой информации мало.
- Сделайте багаж уникальным, например при помощи наклеек. Так его будет проще найти в зоне выдачи. И меньше риск, что другой пассажир перепутает чемодан со своим.
Возьмите с собой чеки, особенно на технику, которая выглядит новой. Можно их сфотографировать или хотя бы держать под рукой подтверждение оплаты картой. Это может пригодиться на таможне или если придется доказывать стоимость потерянного багажа.
Объявите ценность багажа или купите страховку, если везете дорогую технику. Это позволит в случае потери или повреждения потребовать компенсацию полной стоимости. Иначе ущерб на международных рейсах будут считать по Монреальской или Варшавской конвенции. А сумма выплат может быть ниже, чем реальная стоимость техники. Например, по Монреальской конвенции максимальная выплата — 1000 СДР. В рублях по курсу на 20 августа это 119 762 ₽. А при перелете по России без объявления ценности и страховки выплаты посчитают максимум как 600 ₽ за каждый килограмм.
Объявить ценность можно на стойке регистрации. Вас попросят заполнить анкету и уплатить сбор — сумма зависит от авиакомпании, и ее скажут на месте. Размер объявленной ценности не должен быть больше, чем стоимость вещей.
Подготовьте чеки на технику, чтобы подтвердить ее стоимость, и заранее изучите правила авиакомпании, потому что услугой не всегда выгодно пользоваться. Например, NordStar разрешает объявить ценность не более 20 000 ₽. А S7 потребует чеки, если пассажир заявил сумму более 20 000 ₽ .
Перед покупкой страховки тоже следует внимательно ознакомиться с условиями. Обратите внимание, какие риски она покрывает, а какие — нет, а также какова сумма выплат при наступлении страхового случая. Чем больше сумма покрытия, тем лучше.
Иногда полис предлагают оформить вместе с билетом, но можно докупить его отдельно.
Если страховая выплата меньше, чем компенсация, которая положена по закону за утерю багажа, авиакомпания должна возместить пассажиру разницу. Но если страховая заплатит столько же или больше, потребовать компенсацию у авиакомпании будет нельзя.
Какую технику нельзя провозить через границу
Перед поездкой обязательно изучите таможенные правила: что можно ввозить в страну, а что — нет. Информацию публикуют на сайте таможни. Чтобы найти его, вбейте в поисковике на английском название страны + customs. Если информации на сайте будет недостаточно, запросите ее по почте или по телефону.
Авиакомпании также вводят запреты на некоторые виды техники — мы разбирали такие ситуации в статье «Можно ли пользоваться телефоном в самолете». Поэтому перед поездкой надо проверить правила перевозчика.
Санкционные товары. Например, страны ЕС ввели ограничения из-за санкций. Они запретили ввозить из Евросоюза в Россию:
- предметы роскоши дороже 300 € (29 950 ₽) каждый, такие как часы;
- электронику для домашнего использования дороже 750 € (74 875 ₽) за штуку, например пылесосы, микроволновки, тостеры, смартфоны, видеоприставки, фены;
- устройства для записи и воспроизведения звука и изображений дороже 1000 € (99 833 ₽) каждое: фотоаппараты, фотовспышки, звукозаписывающую аппаратуру, приемники, кинокамеры и проекторы;
- музыкальные инструменты стоимостью от 1500 € (149 320 ₽) каждый, например гитары;
- оптические изделия любой стоимости: бинокли, приборы ночного видения, телескопические, оптические и оружейные прицелы, дальномеры, зрительные трубы.
В списке есть и другие товары. Весь перечень — в приложении 18 к регламенту Совета ЕС. Если превысить ограничение по стоимости, изъять могут даже бывшие в употреблении товары, купленные в ЕС после введения санкций.
Еще ЕС запретил ввозить из России в Евросоюз множество предметов. В санкционный список попали несколько десятков категорий, включая автомобили с российскими номерами, телефоны, фотоаппараты и бытовые приборы. Если автомобилям действительно запретили въезд во многие страны, то с гаджетами все зависит от конкретного таможенника — насколько серьезно он будет трактовать правила. Санкции направлены на импорт товаров, поэтому лучше не брать новые вещи в упаковке.
Поскольку ограничения ввели в ЕС, проверки санкционных товаров могут проводить в таможенных пунктах этих стран — при въезде и выезде из России. На российской таможне санкционные товары не проверяют.
«Шпионские» гаджеты запрещено ввозить в некоторые страны, в том числе в Россию. Это ручки с камерой, скрытые диктофоны и микрофоны.
Электронные сигареты нельзя ввозить в такие страны, как Индия, Таиланд, Сингапур. Нарушение обычно грозит изъятием, но по закону можно получить штраф, а в некоторых государствах — тюремное заключение.
Электрошокеры часто приравнены к оружию, поэтому запрещены к перевозке на самолетах . Еще ограничения на ввоз вводят таможни отдельных стран. Например, в Австралию нельзя ввозить шокеры. По данным погранслужбы страны, нарушителям грозит конфискация, судебное преследование и штраф .
Новая Зеландия требует разрешение полиции на ввоз таких устройств.
В США электрошокеры запрещено ввозить в ручной клади . В багаже можно, но так, чтобы устройство не сработало из-за случайного разряда. Несмотря на это, перед поездкой лучше уточнить правила конкретного штата.
Дроны. Для ввоза может понадобиться разрешение авиационной службы страны. Требования публикуют на сайтах авиарегуляторов стран. В интернете есть общий агрегатор правил разных государств, но информацию оттуда надо проверять по официальным источникам.
Для ввоза и вывоза БПЛА в Россию, нужна лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, если устройства:
- с длительностью полета от 30 минут до часа и разработаны для полета при порывах ветра 46,3 км/ч;
- с длительностью полета от часа.
Чтобы ввозить и вывозить дроны слабее этих критериев, разрешение не нужно.
Для ввоза дрона в ЕС его надо зарегистрировать в управлении гражданской авиации страны, где собираются его использовать. Правило касается резидентов стран, которые не входят в Европейское агентство по авиационной безопасности, EASA, в том числе России. Ссылки на сайты управлений гражданской авиации собрали на сайте EASA. Владелец беспилотника должен уплатить регистрационный сбор — сумма зависит от страны и категории дрона.
Для управления дроном в ЕС надо пройти обучение и сдать экзамен, чтобы получить сертификат пилота БПЛА. Как правило, также оформляют страховку от ущерба третьим лицам. Например, правило действует в Австрии и Германии.
Но EASA разъяснило, что из-за санкций граждане РФ не могут управлять своими беспилотниками в Евросоюзе и в целом российским операторам дронов запрещено работать на территории ЕС. Поэтому и во ввозе дронов могут отказать. Например, судя по Форуму Винского, с таким сталкиваются в Черногории. Ввоз дронов в другие страны обсуждают в отдельной ветке форума.
Надо ли декларировать технику на таможне
При въезде и выезде из России в другие страны, кроме государств ЕАЭС, пассажиры проходят таможенный контроль. Как правило, есть два коридора: красный и зеленый. Те, кому нечего декларировать, направляются в зеленый. У кого есть товары для декларирования — в красный.
Бывшую в употреблении технику, которую пассажир везет из своей страны, обычно не декларируют. Исключение — если для провоза конкретной разновидности требуют особое согласование, как для электрошокеров в некоторых странах.
В России технику, которую используют для работы и в повседневной жизни, относят к товарам для личного пользования. Это компьютеры, ноутбуки, фотоаппараты и многое другое. В том числе электронные медицинские приборы, такие как градусник, тонометр, оксиметр, глюкометр. По таможенным правилам бывшую в употреблении личную технику декларировать при ввозе и вывозе не нужно .
При выезде по желанию можно бесплатно подать декларацию, чтобы, когда вернетесь, не доказывать таможенникам, что вещь не купили за границей. Тогда надо пройти через красный коридор.
Если ввозите в Россию технику, купленную за рубежом, надо учитывать ограничения. На самолете без пошлины можно ввезти товары общей стоимостью до 10 000 € (930 400 ₽) и весом до 50 кг. Другими видами транспорта — до 5000 € (465 200 ₽) и весом до 25 кг.
Если вы превысили лимит на ввоз новых товаров, пройдите через красный коридор и уплатите пошлину. Вот как ее считают при ввозе товаров самолетом:
- Товары стоят дороже 10 000 € (957 550 ₽), но весят меньше 50 кг. Пошлина — 30% от стоимости в части превышения лимита.
- Товары стоят дешевле 10 000 € (957 550 ₽), но весят больше 50 кг. Пошлина — 4 € (383 ₽) за каждый дополнительный килограмм.
- Товары стоят дороже 10 000 € (957 550 ₽) и весят больше 50 кг. Пошлину посчитают по стоимости и весу. Какая сумма окажется больше, ту и придется заплатить.
Если у пассажира есть товары для декларирования, идти через зеленый коридор не стоит. Таможенники выборочно проверяют путешественников и могут обнаружить нарушение — тогда технику вправе изъять. Если электроника стоит меньше, чем предполагает таможенник, предъявите ему чек о покупке. Так вы сможете избежать изъятия и судебных тяжб.
Не берите больше пяти одинаковых товаров: сотрудники могут заподозрить, что это вещи на продажу. Тогда тоже грозит изъятие.
В Евросоюзе тоже действуют ограничения на ввоз новых товаров. Из стран вне ЕС самолетом и по морю без декларации их можно ввозить на сумму 430 € (40 007 ₽), в остальных случаях — на 300 € (27 912 ₽). Но некоторые страны могут снижать нормы для детей до 15 лет. Например, в Германии ограничение по стоимости товаров для них — 175 € (16 282 ₽).
Те, кто превысил лимит, должны уплатить пошлину в зависимости от типа и стоимости товара. Как ее считать, объясняют на сайтах таможни, например на таможенном портале Германии.
Бывшие в употреблении товары декларировать не нужно даже при превышении лимита по стоимости.
Но санкционные товары могут не пропустить даже с декларацией. Например, если выяснится, что пассажир везет в Россию купленный в ЕС смартфон дороже 750 € (73 066 ₽), технику могут изъять. Поэтому некоторые туристы предпочитают не оформлять такс-фри, если едут в РФ.
В Турции разрешают привозить с собой личную технику, бывшую в употреблении. На новые вещи в упаковке действует лимит — до 430 € (40 007 ₽) для людей старше 15 лет и не более 150 € (13 953 ₽) для остальных. Если везете более дорогие товары, надо заплатить пошлину — 20% от стоимости превышения.
Ввозить можно только по одному виду каждого устройства: один телефон, ноутбук, фотоаппарат и так далее.
Про правила Таиланда информация противоречивая. На сайте таможни указано, что норма беспошлинного ввоза для личных вещей — 20 000 THB (49 000 ₽). По данным посольства России в королевстве норма ввоза выше — 80 000 THB (192 304 ₽).
За превышение наложат штраф в размере четырехкратной стоимости ввозимых предметов, а технику изымут и конфискуют.
Что делать, если технику изъяли на таможне
Изъятие надо отличать от конфискации. Изъять — значить забрать вещи на хранение до решения суда. А конфисковать — забрать навсегда, чтобы уничтожить или использовать в пользу государства. Сотрудники таможни могут изъять вещи, а решение об их дальнейшей судьбе выносит суд.
В любой стране при изъятии должны составить протокол и вручить пассажиру копию.
Решение таможни об изъятии вещей или постановление суда о конфискации либо штрафе человек вправе оспорить в суде. Обращаться с иском можно самому или через доверенное лицо, а контакты суда уточнить в таможенном пункте. За рубежом могут понадобиться услуги иностранного адвоката. Так, по данным Yle, подобные дела заявители выигрывали в Финляндии.
В России акт об изъятии составляют в двух экземплярах. Один таможня оставляет себе, второй отдает туристу. После этого технику помещают на склад для оценки стоимости.
Если выяснится, что незадекларированные вещи стоят дороже, чем можно было провезти через зеленый коридор, определять наказание будет суд. Могут оштрафовать на сумму от половины до двукратной стоимости товаров с конфискацией или без нее либо просто конфисковать все в доход государства .
Обжаловать решение суда можно в вышестоящий суд в течение 10 суток после получения копии постановления .
Что делать, если технику разбили или потеряли по вине авиакомпании
За вещи в ручной клади отвечает пассажир. Например, если по неосторожности с багажной полки упала сумка с фотоаппаратом и он сломался, авиакомпания не понесет ответственности за это. Исключение — если произошло ЧП. Например, вещи пострадали из-за возгорания или авиакатастрофы.
Все перевозчики страхуют пассажиров и багаж. Страховка обязательна, она уже входит в стоимость билета. Хотя часто люди об этом не знают . Поэтому в случае ЧП можно рассчитывать на выплату от страховой — мы рассказывали об этом в статье «Положены ли выплаты, если путешественник без страховки попал в авиакатастрофу?». По закону выплата должна быть не ниже 23 000 ₽. Точную сумму прописывают в договоре перевозчика и страховой.
А вот за багаж, который сдают на регистрации, перевозчик отвечает всегда .
Заявить об утере или повреждении. По прилете не спешите покидать зону выдачи багажа. Убедитесь, что все вещи в целости и сохранности. Если чемодан не привезли или что-то сломалось, обратитесь на стойку розыска багажа. За рубежом — Lost and Found.
Там дадут бланк заявления, в котором нужно указать номер рейса, аэропорт отправления, номер багажной бирки и описать вещи, которые пропали. А если что-то сломалось, указать характер повреждений. По итогу дадут акт — PIR. Его надо сохранить.
Если вещи украли, надо написать в зоне выдачи заявление в полицию.
Если пассажир обнаружил порчу или пропажу вещей, когда ушел из зоны выдачи багажа, возместить ущерб вряд ли получится, ведь доказать вину перевозчика будет сложно.
Как возместить ущерб. Если багаж потеряли или повредили во время полета, перевозчик должен компенсировать убытки. Пассажиры, которые покупали страховку, обращаются в страховую. Остальные — напрямую в авиакомпанию.
Претензию из-за поврежденных вещей можно писать сразу. Если багаж потеряли — как правило, через 21 день. Столько времени перевозчику дают на поиски .
В претензии указывают стоимость испорченной или утерянной техники и реквизиты счета для зачисления компенсации. К ней прикладывают:
- Акт, который выдали на стойке розыска багажа, — PIR. Указывают адрес, куда доставить потерянные вещи. Если авиакомпания их найдет, отправит за свой счет.
- Посадочный талон и багажную бирку.
- Чеки, подтверждающие стоимость техники.
- Счета или чеки, подтверждающие расходы на ремонт, если технику повредили.
- Фото техники, если есть.
Способ отправки претензии зависит от перевозчика — информацию публикуют на сайте авиакомпании. Например, «Аэрофлот» принимает обращения почтой или через свое представительство. «Победа» — по почте или через форму обратной связи.
Обращаться с претензией к аэропорту не нужно. Если виноваты его сотрудники, перевозчик сам взыщет с них компенсацию в суде. Поэтому иногда члены экипажа контролируют погрузку и выгрузку багажа в самолет.
У перевозчика есть 30 дней, чтобы ответить на претензию. Если он не выполнит требование, нужно подать иск в суд. Тогда пассажир вправе взыскать компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за то, что требования не выполнили добровольно, — 50% от суммы иска. Т—Ж писал о том, как подать иск в суд.
Что в итоге
Перед путешествием проверьте таможенные правила и требования авиакомпаний. Некоторые виды техники могут запретить провозить по соображениям безопасности. Еще есть ограничения, которые страны ввели из-за санкций, — они касаются в том числе ввоза и вывоза техники из России.
Оставьте дома крупные внешние аккумуляторы, если путешествуете на самолете. Зарядите гаджеты.
Лучше всего провозить хрупкие устройства в ручной клади. Если будете сдавать их в багаж, упакуйте в пупырчатую пленку или пенопласт.
Не кладите в один чемодан технику и жидкости.
Объявите ценность багажа или купите страховку с большой суммой покрытия, если техника дорогая.
Возьмите с собой чеки или другие подтверждения стоимости техники. Они могут пригодиться на таможне и помогут доказать цену вещей, если багаж повредят или потеряют.
Не берите много одинаковых новых устройств, чтобы не вызвать подозрений у таможни.