«Формулу-1» называют королевой автоспорта, все главные страсти кипят именно там.
Атмосферой автогонок я была окружена с самого детства: мой папа увлекается «Формулой-1» с момента начала ее трансляций в России в 1992 году. Но сама я начала их смотреть только в 2020.
Я сразу же влюбилась в огромную скорость, которую развивают болиды, соревновательный дух и тактические особенности. С годами на фоне интереса к «Формуле-1» я познакомилась со множеством потрясающих людей и глубже погрузилась в мир автоспорта.
В статье расскажу, как быстро разобраться в происходящем на экране во время трансляции «Формулы-1», от чего зависит победа и почему стоит смотреть не только одну гонку.
О чем расскажем
✍🏻 Что нужно знать перед просмотром
При первом просмотре «Формулы-1» могут возникнуть базовые вопросы относительно этого вида спорта. Например, в чем вообще смысл соревнований и как определяется победитель.
Главный смысл — преодолеть дистанцию. На каждой трассе регламентом установлено, сколько кругов нужно проехать пилотам, чтобы добраться до финиша.
Главная цель — финишировать. Конечно, каждый пилот мечтает о первом месте, но на деле не все гонщики, выходящие на старт, борются за победу: все зависит от возможностей и задач команды.
В гонке участвует 20 болидов, 10 команд по два пилота в каждой. На старт конкретной гонки может выйти и меньшее количество пилотов: например, из-за аварий, поломок машины или дисквалификации.
Гонка продолжается около двух часов. Но точно не может длиться более трех часов, таковы правила.
Чемпион мира определяется по сумме всех гонок. Первые десять финишировавших получают очки по системе 25—18—15—12—10—8—6—4—2—1. Очки суммируются после каждой гонки, от них часто зависит тактика команд и пилотов на очередной этап. При этом победа в одной гонке может как ничего не решать с точки зрения итоговой борьбы, так и перевернуть все с ног на голову. Поэтому интереснее смотреть не отдельные гонки, а сезон целиком.
Быстро понять, кто на каком месте, позволяет графика. В верхнем левом углу всегда располагается информация о количестве кругов до финиша, а также о положении пилотов.
🏆 От чего зависит победа
Чтобы приехать к финишу первым, мало хорошо управлять болидом и сидеть за рулем быстрой машины. Победа в гонке — это совокупность различных факторов.
Техника. Инженеры настраивают болиды под специфику каждой трассы, поэтому машина должна демонстрировать максимальную скорость в любых конфигурациях. Кстати, просто сделать самую мощную машину, вложив кучу денег, не получится: технический регламент ограничивает многие параметры болида, например высоту над асфальтом и работу антикрыла, чтобы уравнять шансы команд.
При этом болид должен быть не только быстрым, но и надежным: сгоревший в середине заезда двигатель не принесет победы. Инженеры и конструкторы должны работать сообща и обновлять машину в течение сезона, чтобы новые технические решения делали ее быстрее и надежнее.
Пилотирование. Именно от таланта гонщика зависит, насколько быстро едет болид: он замечает, где можно выиграть время, осознанно рискует на поворотах и сохраняет контроль над машиной.
Вот яркий пример: в 2021 году зрители затаив дыхание следили за кругом Макса Ферстаппена в Джидде. Его мастерство потрясло даже других пилотов — они не могли спокойно стоять на месте. Пусть вас не смущает, что гонщик в итоге задел заградительную стену: он максимально рисковал по ходу круга и даже на подбитой машине сумел показать лучшее время на двух секторах, приведя в восторг соперников.
Работа команды. Слаженные пит-стопы, грамотно разработанная стратегия для разных ситуаций в гонках, умение быстро и правильно реагировать на события и изменяющиеся погодные условия.
❤️ За что любят «Формулу-1»
Часто от зрителя, незнакомого с миром гонок, можно услышать: «Да что интересного в машинках, которые несколько часов просто ездят по кругу?» Болельщиков эта фраза вводит в ступор, потому что любовь к этому виду спорта сложно объяснить: многие, увидев в детстве машины, летящие по трассе, на долгие годы влюбились в автоспорт.
В «Формуле-1» одни из самых быстрых автомобилей в мире. Гонщики могут разогнаться до 300 км/ч — и не просто разогнаться, а ехать на такой скорости большую часть круга. Войти в поворот на сотне и выше, мчать и не бояться попасть в аварию. Поэтому Ф-1 — это про власть человека над страхом, когда он рискует всем ради победы. Это страсть, которую сложно описать словами, но можно увидеть на кадрах трансляции и в глазах гонщика после финиша.
Каждый год здесь разворачиваются невероятные истории. «Формула-1» не ограничивается гонками — то есть тем, что происходит непосредственно на трассе. За ее кулисами кипит настоящая работа, достойная пера голливудских сценаристов. Именно интриги, шпионские игры, спекуляции, новые правила и денежные преференции так любит гоночная публика.
Особенно отличился сезон 2021 года, когда противостояние «Ред Булла» и «Мерседеса» достигло апогея во всех смыслах этого слова. Страсти кипели почти на каждом этапе: были суды и взаимные обвинения, несколько тяжелых аварий и обещаний победить любой ценой. А финал в Абу-Даби до сих пор будоражит болельщиков.
Во время гонки руководители поочередно пытались склонить гоночного директора Майкла Маси на свою сторону, требуя истолковать правила как можно выгоднее для себя. И это когда два претендента на титул чемпиона мира с равным количеством очков сражаются за победу.
Один, молодой и талантливый Макс Ферстаппен, стремится к первому чемпионству, а второй, Льюис Хэмилтон, матерый семикратный чемпион мира, хочет побить главный рекорд в «Формуле-1» — по количеству титулов, принадлежащий Михаэлю Шумахеру. Макс преследует Льюиса, но шансы на чемпионство тают, соперник явно быстрее. Эмоции накалены до предела, финиш приближается.
И вдруг — авария аутсайдеров, желтые флаги, дирекция в смятении ищет в правилах нужные пункты. До финиша всего несколько кругов, кто возьмет титул? Звучит как сценарий для фильма, но в «Формуле-1» такие истории становятся явью.
«Формулу-1» любят за ярких персонажей. Герои здесь растут буквально на ваших глазах. Многие фанаты начали смотреть гонки в далеком 1992 году, когда трансляции только появились в России. Они помнят, как пилоты сменяли друг друга на вершине. Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон — когда-то эти парни впервые садились за руль болида и появлялись в объективах телекамер. Сегодня они легенды.
Со временем «Формула-1» начинает восприниматься как сериал с единой сюжетной линией, где есть герои и их антагонисты, препятствия и скандалы, проблемы, которые необходимо преодолевать для счастливого финала — чемпионства. И каждый год сериал получает продолжение с новой линией повествования, где пилоты мечтают о титуле и новых рекордах. Многие болельщики находят в пилотах отражение себя и вместе проходят целую жизнь.
Главные термины «Формулы-1»
Как и у любого вида спорта, у гонок есть свой язык, с которым важно ознакомиться перед просмотром, чтобы лучше понимать комментаторов.
Гоночный уик-энд — пятница, суббота и воскресенье, во время которых проходят заезды в виде трех тренировок, квалификации и гонки.
Пит-лейн — участок трассы, куда болиды заезжают для смены комплекта резины или ремонта, если во время гонки произошла поломка.
Поул-позиция — первое стартовое место в гонке.
Пит-стоп — смена резины во время гонки.
Слики — тип резины с гладкой поверхностью для сухой погоды. Сейчас в «Формуле-1» три разновидности сликов: софт — самая мягкая резина, хард — самая жесткая, медиум — нечто среднее. Они обозначаются красным, белым и желтым ободком соответственно.
Боксы — гараж команды, где находится оборудование и персонал, осуществляется ремонт болида и его настройка.
Телеметрия — сбор данных о болиде во время нахождения на трассе. Эта информация используется для правильной настройки болида — в зависимости от ветра, температуры трека и так далее.
Пелотон, пелетон — все болиды на трассе.
👥 Главные действующие лица
Гонки кажутся индивидуальным соревнованием между пилотами, но на самом деле «Формула-1» — командный вид спорта. В сезоне принимают участие десять команд. Вот кто в них входит.
Руководитель команды. Что-то вроде главного тренера: он принимает решения и дает указания остальным участникам команды.
Пилоты. Главные звезды «Формулы-1», те, кто непосредственно управляет гоночными автомобилями и соревнуется на трассе. В каждой команде на старт выходят два пилота.
Инженеры. Следят за состоянием машин и их поведением на трассе, принимают решения об изменении настроек болидов до и во время гонки. У каждого пилота есть свой гоночный инженер, с которым он общается по ходу уик-энда.
Механики. Непосредственно подкручивают гайки и применяют настройки, выбранные инженерами.
Стратеги. Определяют тактику на гонку, продумывают несколько сценариев развития событий.
Еще на трассе присутствует нейтральный персонал — те, кто контролирует ход гонки и соблюдение правил, а также обеспечивает безопасность.
Стюарды. Что-то вроде судей. Они следят за правилами и назначают штрафы за их нарушение. Каждую гонку стюарды меняются: это сделано для непредвзятости при регулировании заездов.
Маршалы. Они машут флагами, убирают болиды, попавшие в аварию, собирают обломки, которые попали на трассу, — в общем, следят за безопасностью гонки.
📃 Основные правила и обозначения
В «Формуле-1» в наше время очень щепетильно относятся к правилам, а регламент корректируется каждый год, чтобы учесть тонкости. Все особенности охватить в одной статье невозможно, иначе получится многотомник вроде «Войны и мира». Поэтому остановимся на том, что пригодится в начале просмотра, когда просто хочется понять, что и почему происходит.
Пределы трассы. Очень простое требование: если болид всеми четырьмя колесами вышел за пределы нарисованной трассы, гонщику полагается наказание. В квалификации это влечет списание круга с нарушением, а в гонке — предупреждение. Если во время гонки такая ситуация повторяется, стюарды вправе назначить 5-секундный штраф, при дальнейших нарушениях наказание усиливается.
Борьба за позицию. Есть множество способов обогнать пилота впереди или сохранить текущую позицию. В процессе борьбы важно уважать соперника, обойти его красиво и правильно, а не пытаться впечатать в стену. Существуют тонкости обгонов на прямой и на поворотах, но главное — запомнить эти простые правила:
- Нельзя «вилять» на прямой, несколько раз меняя траекторию.
- Нельзя выносить соперника в повороте за пределы трассы, получая преимущество.
- Чтобы иметь право обгонять в повороте, нужно быть на полкорпуса впереди соперника. Иначе преимущество на стороне обороняющегося.
Авария. При столкновении двух или нескольких пилотов инцидент расследуется стюардами для выявления виновного. Могут быть такие исходы:
- Гоночный инцидент. Стюарды считают ситуацию гоночным происшествием и никого не штрафуют.
- Виновник найден. Если один из пилотов в порыве эмоций и борьбы спровоцировал аварию, но при этом остался в гонке и продолжает заезд, ему назначают штраф в зависимости от тяжести аварии.
Машина безопасности. При аварии или инциденте на трассе может появиться новый участник — машина безопасности, Safety Car. В 2022 году это был или Мерседес, или Астон Мартин. Машина безопасности ведет гонщиков за собой, пока убирают последствия инцидента. Обгоны в это время запрещены. Так пелотон собирается вместе и дает маршалам время для работы. Гонщики часто жалуются на слишком медленную машину безопасности, так как у них остывают шины и увеличивается риск потери позиции при рестарте гонки.
Если последствия инцидента не настолько серьезные, могут объявить режим виртуальной машины безопасности, Virtual Safety Car. Тогда болиды замедляются, обгоны запрещены и пилоты ждут окончания такого режима. Как только дан сигнал, гонка продолжается в обычном режиме.
Для обозначения той или иной ситуации на трассе используют разноцветные флаги. Самый известный — клетчатый, обозначающий финиш, но есть и другие.
Желтый флаг сигнализирует, что на трассе какой-то инцидент: произошла авария или на трек попали обломки. При желтых флагах пилоты замедляются и не обгоняют до разрешения проблемы. Существуют двойные желтые флаги, они используются значительно реже: при аварии или обломках непосредственно на траектории и в случае появления на трассе людей.
Красный флаг вывешивают при серьезных авариях или инцидентах, когда пилот не покидает болид или требуется длительное время для уборки обломков и восстановления трассы. Еще их используют при плохой погоде, когда условия не позволяют продолжить заезд. Во время красных флагов все гонщики возвращаются на пит-лейн и ждут сигнала о возобновлении заездов.
Зеленый флаг означает, что опасности нет и можно возобновлять борьбу и обгоны на треке.
Синий флаг сигнализирует пилоту, что машина позади быстрее него. Для тех, кого лидер во время гонки обошел на круг, он означает необходимость пропустить пилота, находящегося менее чем в круге от лидера. Если проигнорировать такой сигнал, может быть назначен штраф.
Цвета флагов легко запомнить по светофору: желтый предупреждает, красный останавливает, а зеленый разрешает.
За нарушение правил предусмотрены штрафы. Они бывают как в виде времени — то есть к результату пилота просто добавляют определенное количество секунд, — так и дисциплинарные.
5 секунд — наиболее распространенный штраф. Это время добавляется к результату гонщика после финиша. Если штраф получен во время гонки, гонщик заезжает на пит-стоп: 5 секунд к болиду не притрагиваются, а уже потом начинают смену резины.
10 секунд — как и 5 секунд, только в два раза больше, за более серьезное нарушение.
Проезд по пит-лейн — гонщик должен заехать на пит-лейн, при этом пит-стоп не проводится. Обычно проезд занимает около 20 секунд, но это зависит от особенностей трассы и допустимой скорости проезда: обычно это 80 км/ч, в редких случаях — 60 км/ч.
Предупреждение — пилоту сообщают о нарушении, однако наказания в виде штрафных секунд не назначают. С 2022 года в «Формуле-1» действует правило: если получено пять предупреждений за гоночные инциденты, пилот теряет места на стартовой решетке следующего Гран-при.
Дисквалификация — исключение пилота из протокола гонки или квалификации. Возможна за технические нарушения или очень серьезный инцидент в гонке. Раньше такая практика была довольно распространенной, однако сейчас в «Формуле-1» дисквалифицируют редко. Пример — Гран-при Бразилии 2021 года, когда пилот команды «Мерседес» Льюис Хэмилтон был дисквалифицирован за несоответствие заднего антикрыла регламенту. Он был исключен из протокола квалификации, в гонке стартовал с последнего места — и победил.
🌍 Трассы «Формулы-1»
Гонки невозможно представить без подходящих трасс. Существуют исторические и современные трассы — их иногда называют «тилькодромами» по имени архитектора Германа Тильке. Еще трассы могут располагаться на отдельном автодроме или быть проложены по улицам города.
В сезоне 2023 года запланированы 23 гонки на четырех континентах. В «Формуле-1» есть три легендарные трассы, гонок на которых болельщики ждут с особым трепетом.
Монако. Жемчужина «Формулы-1» — во многом из-за шарма улиц Монте-Карло и количества знаменитостей, которые прибывают на этот уик-энд. Пилоты любят этот трек из-за его особенностей и необходимости постоянной концентрации: забор, окружающий трассу, часто становится причиной вылетов и аварий, всегда необходимо четко входить в поворот и «облизывать» стены для получения максимальной скорости.
Спа-Франкоршам. Еще одна историческая трасса, повороты и прямые которой болельщики знают почти наизусть. Самый известный поворот — «Красная вода» — назван так из-за речки с красной водой, которая протекает неподалеку. Поворот очень сложный: когда гонщик идет на подъем, в какой-то момент он не видит трассу из-за серьезного возвышения — и на полной скорости ему необходимо точно знать, когда повернуть и уйти на прямую. Из-за своей конфигурации трасса до сих пор остается очень опасной.
Монца. Легендарная скоростная трасса в Италии. Ранее пилоты выступали на овале Монцы, но он был слишком опасен, гонщики нередко разбивались насмерть. Особенно запомнился «черный уик-энд» 1933 года, когда за несколько дней погибли сразу несколько талантливых пилотов: Джузеппе Кампари, Баконин Борзаччини и граф Станислав Чайковский.
Овал пытались реконструировать, но в итоге гонки «Формулы-1» перестали проводить на нем после 1961 года, когда очередная авария унесла жизни 11 зрителей. Сейчас Монца — самая быстрая трасса «Формулы-1», для нее требуется вся мощь мотора. Ее особенно любят тиффози — болельщики «Феррари», которые всегда с особым рвением поддерживают свою команду.
В последние годы календарь «Формулы-1» регулярно пополняется: в 2021 году была проведена гонка в Джидде, в 2022 добавилась трасса в Майами, а в 2023 гонщики проедут новую трассу в Лас-Вегасе. Однако впечатление о таких трассах осталось неоднозначным: гонки на чересчур узкой Джидде усложняют обгоны, Майами из-за искусственной бухты и попытки создавать из всего шоу вызвала у зрителей неоднозначный и даже негативный отклик, да и Вегас вряд ли станет исключением.
Многие скучают по опасной борьбе и зрелищным гонкам, которые на новых «тилькодромах» едва ли возможны: конфигурации новых трасс очень похожи друг на друга и оставляют лишь пару мест для обгонов. Поэтому болельщики нечасто встречают новые трассы с восторгом, опасаясь потери старых автодромов.
🏎️ Как устроена сама гонка
Каждый гоночный уик-энд проводится на своей трассе — всего в сезоне их 23. Заезды в разных дисциплинах проходят на протяжении трех дней.
Пятница — свободные заезды. Это две тренировки, во время которых команды собирают информацию и меняют настройки в зависимости от погоды, особенностей асфальта и концепции болида. Инженеры всегда ищут баланс для максимальной скорости и в поворотах, и на прямой.
Суббота — квалификация. Она определяет стартовые позиции пилотов. После квалификации болиды отправляются в закрытый парк и в них запрещено вносить изменения. Если же команда хочет это сделать, то в воскресенье ей грозит штраф: болид будет стартовать с пит-лейн.
Бывает также особый формат со спринт-гонкой, в сезоне 2023 года их запланировано шесть. В таком случае в пятницу проходит одна тренировка и квалификация, исход которой определяет стартовую решетку на спринт-гонку. В субботу проходит вторая тренировка, после нее стартует спринт-гонка, итоги которой определяют решетку на заезд в воскресенье. За спринты также начисляют очки — от 8 до 1 для первых восьми пилотов. Тех, кто приехал в первой тройке спринта, награждают медалями и венками. Это отсылает нас к прошлому: когда-то такой венок вручали победителю гонки.
Воскресенье — основная гонка. Обычно она длится от полутора до двух часов, но не более трех — с учетом остановки гонки по разным причинам. Если не получается проехать полную дистанцию, то гонщики едут столько, сколько удастся за три часа.
Количество кругов на каждой трассе свое: чем трасса длиннее, тем кругов меньше.
После финиша пилоты, занявшие первые три места, отправляются на подиум. Там их награждают кубками и происходит самый эмоциональный момент — обливание шампанским.
👀 За какими командами стоит следить
Каждый, кто только начинает смотреть гонки, выбирает команду интуитивно. Однако на некоторые можно обратить внимание еще до начала просмотра.
«Ред Булл» и «Мерседес». Доминирующие коллективы, на счету которых немало побед. Чемпионами мира становились шесть гонщиков «Ред Булла» и семь — «Мерседеса».
«Феррари». Легендарная конюшня из Маранелло, которая представлена в «Формуле-1» с 1950 года. Команда с наибольшим числом Кубков конструкторов за всю историю серии, в ее составе выступали легендарные чемпионы — Михаэль Шумахер, Ники Лауда, Альберто Аскари и многие другие. Эту команду любят болельщики во всем мире — и, несмотря на непростые годы и досадные ошибки, продолжают верить в ее возвращение на первое место.
«Макларен» и «Уильямс». Два исторических коллектива, в составе которых также выступало немало известных пилотов: Ален Прост, Айртон Сенна и Льюис Хэмилтон гонялись за «Макларен», Найджел Мэнселл, Дэймон Хилл и Жак Вильнев — за «Уильямс». Обе команды давно уже не борются за чемпионство, а у «Макларена» в 2022 году возникли серьезные проблемы с машиной, но болельщики все равно продолжают поддерживать их.
«Альпин». Коллектив примерно в середине пелотона. В прошлом году запомнился потерей новичка Оскара Пиастри, присоединившегося к «Макларену», и громким скандалом из-за перехода двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Команда рассчитывает улучшить результаты, но сложно судить, сколько времени и сил на это может понадобиться.
«Астон Мартин», «Хаас», «Альфа Таури» и «Альфа Ромео». Про каждую команду можно рассказать отдельно, но из-за скромных результатов они нечасто находятся в центре внимания. У этих коллективов вряд ли есть шансы на чемпионство, однако борьба за очки и возможность выступать в серии высокого уровня для многих уже считается достижением.
Можно поддерживать команду из-за высоких результатов, можно — из-за атмосферы и истории. Начиная погружаться в мир гонок, каждый сам для себя решает, что для него значимее и ближе.
📺 Где все это смотреть
Сейчас «Формула-1» официально в России не транслируется. Однако зрители находят другие способы просмотра и не пропускают любимое соревнование. Вот лишь некоторые из вариантов:
- Зарубежные телеканалы. Прямые трансляции гонок проводят многие каналы, включая Sky Sports F1, FOX Sports, ESPN, Setanta Sports — полный список можно посмотреть здесь. Большинство легально доступны в разных стриминговых сервисах, но для просмотра, скорее всего, понадобится VPN.
- F1 TV — удобный ресурс с большим количеством дополнительного контента: онборды каждого пилота, телеметрия, архивные записи. Однако доступ к нему получить довольно сложно: помимо регионального ограничения сервис нельзя оплатить с российской карты — пригодится счет в иностранном банке или помощь друзей из-за рубежа.
- Трансляции в интернете и соцсетях. При желании можно найти любительские эфиры, в том числе с комментариями на русском языке.
Резюме
- «Формула-1» — командный вид спорта, здесь важна работа не только пилотов, но и руководителя команды, инженеров и механиков. Еще в командах есть стратеги — они выбирают тактику на конкретную гонку исходя из трассы, погодных условий и задач.
- В сезоне 23 гонки. Каждая проходит на своей трассе, самые известные из них находятся в Европе: в Монте-Карло маршрут проложен прямо по улицам города, а легендарный трек в итальянской Монце считается самым скоростным.
- Каждый Гран-при проходит в течение трех дней и состоит из свободных заездов, квалификации, которая определяет стартовые позиции пилотов, и основной гонки.
- После каждой гонки пилоты получают очки в зависимости от места на финише. Чемпионом мира становится тот, кто наберет больше очков по итогам сезона. Порой победа в отдельной гонке ничего не решает в борьбе за чемпионство, а неожиданно низкое место сильного гонщика, наоборот, может оказаться фатальным.