Конфликты в «Ред Булле» и битва за подиум: зачем продолжать смотреть текущий сезон «Формулы-1»

И почему чемпионство — не единственная интрига

3
Конфликты в «Ред Булле» и битва за подиум: зачем продолжать смотреть текущий сезон «Формулы-1»
Аватар автора

Анна Никишина

везде ищет интригу

Страница автора

«Формула-1» приближается к середине сезона, однако многие болельщики потеряли интерес к просмотру уже несколько этапов назад.

При таком отрыве «Ред Булла» — почти 200 очков от второго места — сомнений в его победе почти не остается. Возникает справедливый вопрос: стоит ли вообще продолжать смотреть турнир, если чемпион известен задолго до концовки? Наш ответ — да.

Рассказываем, какие интриги еще остались в «Формуле-1», что за сюрпризы ждут зрителей во второй половине сезона и почему до сих пор интересно следить даже за «Ред Буллом».

События вокруг «Ред Булла»

Австрийская команда уверенно лидирует, и со стороны кажется, что у нее все идеально. Но внутри коллектива сложилась непростая ситуация. После ухода Даниэля Риккардо в 2018 году ни Пьер Гасли, ни Александр Албон не смогли навязать Максу Ферстаппену серьезную борьбу и просто смирились со статусом второго пилота.

Когда в 2021 году в команду пришел Серхио Перес, надежды на конкуренцию тоже особо не было. Однако мексиканец отличается от предшественников. Пусть в чистой скорости ему пока сложно соревноваться с напарником, он как минимум не согласен с распределением ролей в коллективе — о чем гонщик регулярно говорит в интервью.

Положение гонщиков в турнирной таблице после девяти Гран-при

ПилотКомандаОчки
1🇳🇱 М. Ферстаппен🇦🇹 «Ред Булл»229
2🇲🇽 С. Перес🇦🇹 «Ред Булл»148
3🇪🇸 Ф. Алонсо🇬🇧 «Астон Мартин»131
4🇬🇧 Л. Хэмилтон🇩🇪 «Мерседес»106
5🇪🇸 К. Сайнс🇮🇹 «Феррари»82
=7🇲🇨 Ш. Леклер🇮🇹 «Феррари»72
=7🇬🇧 Д. Расселл🇩🇪 «Мерседес»72
8🇨🇦 Л. Стролл🇬🇧 «Астон Мартин»44
9🇫🇷 Э. Окон🇫🇷 «Альпин»31
10🇬🇧 Л. Норрис🇬🇧 «Макларен»24
11🇫🇷 П. Гасли🇫🇷 «Альпин»16
12🇩🇪 Н. Хюлькенберг🇺🇸 «Хаас»9
13🇹🇭 А. Албан🇬🇧 «Уильямс»7
=15🇦🇺 О. Пиастри🇬🇧 «Макларен»5
=15🇫🇮 В. Боттас🇨🇭 «Альфа Ромео»5
16🇨🇳 Г. Чжоу🇨🇭 «Альфа Ромео»4
=18🇯🇵 Ю. Цунода🇮🇹 «Альфа Таури»2
=18🇩🇰 К. Магнуссен🇺🇸 «Хаас»2
=20🇳🇱 Н. Де Врис🇮🇹 «Альфа Таури»0
=20🇺🇸 Л. Сарджент🇬🇧 «Уильямс»0

Положение гонщиков в турнирной таблице после девяти Гран-при

1 — 🇳🇱 М. Ферстаппен
Команда🇦🇹 «Ред Булл»
Очки229
2 — 🇲🇽 С. Перес
Команда🇦🇹 «Ред Булл»
Очки148
3 — 🇪🇸 Ф. Алонсо
Команда🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки131
4 — 🇬🇧 Л. Хэмилтон
Команда🇩🇪 «Мерседес»
Очки106
5 — 🇪🇸 К. Сайнс
Команда🇮🇹 «Феррари»
Очки82
=7 — 🇲🇨 Ш. Леклер
Команда🇮🇹 «Феррари»
Очки72
=7 — 🇬🇧 Д. Расселл
Команда🇩🇪 «Мерседес»
Очки72
8 — 🇨🇦 Л. Стролл
Команда🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки44
9 — 🇫🇷 Э. Окон
Команда🇫🇷 «Альпин»
Очки31
10 — 🇬🇧 Л. Норрис
Команда🇬🇧 «Макларен»
Очки24
11 — 🇫🇷 П. Гасли
Команда🇫🇷 «Альпин»
Очки16
12 — 🇩🇪 Н. Хюлькенберг
Команда🇺🇸 «Хаас»
Очки9
13 — 🇹🇭 А. Албан
Команда🇬🇧 «Уильямс»
Очки7
=15 — 🇦🇺 О. Пиастри
Команда🇬🇧 «Макларен»
Очки5
=15 — 🇫🇮 В. Боттас
Команда🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки5
16 — 🇨🇳 Г. Чжоу
Команда🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки4
=18 — 🇯🇵 Ю. Цунода
Команда🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки2
=18 — 🇩🇰 К. Магнуссен
Команда🇺🇸 «Хаас»
Очки2
=20 — 🇳🇱 Н. Де Врис
Команда🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки0
=20 — 🇺🇸 Л. Сарджент
Команда🇬🇧 «Уильямс»
Очки0

Любопытно будет понаблюдать за развитием отношений между пилотами и реакцией «Ред Булла» — особенно руководства — на высказывания гонщиков в адрес друг друга. В прошлом команда уже сталкивалась с похожей ситуацией: в начале десятых конфликтовали Марк Уэббер и Себастьян Феттель. Это вылилось в серьезные проблемы на трассе: напарники буквально сталкивались в борьбе друг с другом. Коллектив постарается не допустить подобной ситуации снова.

Будущее Переса в команде в любом случае под вопросом. Его результаты не очень стабильны: на половине этапов он не попал в тройку, а в Монако вообще занял 17-е место. К тому же Серхио не воспитанник «Ред Булла», и при необходимости ему без проблем отыщут замену. По словам Хельмута Марко, руководителя молодежной программы команды, пилот и так задержался в коллективе дольше ожидаемого, ему уже подыскивают замену.

Один из вариантов — возвращение Даниэля Риккардо. Нынешний сезон австралиец проводит в качестве резервного пилота «Ред Булла», но не намерен оставаться в этой роли больше года и уже присматривает для себя место боевого гонщика. Если уровень Риккардо будет достаточным для нынешнего коллектива, ему предложат перейти в основу, если нет — он может отправиться в «Альфа Таури».

Макс Ферстаппен и Серхио Перес во время Гран⁠-⁠при Австрии. Фото: Dan Istitene / Formula 1 / Getty Images
Макс Ферстаппен и Серхио Перес во время Гран⁠-⁠при Австрии. Фото: Dan Istitene / Formula 1 / Getty Images

Борьба за подиум

В середине сезона никого нельзя списывать со счетов. Даже если Ферстаппену ничто не помешает реализовать преимущество, зрителей ждет насыщенная борьба за второе и третье места — как в Кубке конструкторов, так и в личном зачете.

На попадание в тройку вместе с «Ред Буллом» претендуют три коллектива: «Астон Мартин», «Феррари» и «Мерседес». На каждом Гран-при пилоты этих команд борются друг с другом и против Переса — после удачного старта с четырьмя из пяти подиумов мексиканец начал уступать конкурентам.

Положение команд в турнирной таблице после девяти Гран-при

КомандаОчки
1🇦🇹 «Ред Булл»377
2🇩🇪 «Мерседес»178
3🇬🇧 «Астон Мартин»175
4🇮🇹 «Феррари»154
5🇫🇷 «Альпин»47
6🇬🇧 «Макларен»29
7🇺🇸 «Хаас»11
8🇨🇭 «Альфа Ромео»9
9🇬🇧 «Уильямс»7
10🇮🇹 «Альфа Таури»2

Положение команд в турнирной таблице после девяти Гран-при

1 место — 🇦🇹 «Ред Булл»
Очки377
2 место — 🇩🇪 «Мерседес»
Очки178
3 место — 🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки175
4 место — 🇮🇹 «Феррари»
Очки154
5 место — 🇫🇷 «Альпин»
Очки47
6 место — 🇬🇧 «Макларен»
Очки29
7 место — 🇺🇸 «Хаас»
Очки11
8 место — 🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки9
9 место — 🇬🇧 «Уильямс»
Очки7
10 место — 🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки2

«Астон Мартин». Результат команды в начале года стал неожиданностью для многих болельщиков. Прошлый сезон она закончила на седьмом месте, а к середине этого идет третьей, отставая от «Мерседеса» всего на три очка. Успех можно объяснить денежными вложениями владельца Лоуренса Стролла и приходом новых спонсоров, а также перестройкой коллектива.

Один из главных новичков «Астон Мартин» — замотивированный Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион поднимался на подиум в шести из девяти гонок, пока его напарник то гонялся в середине таблицы, то вообще не доезжал до финиша. Это не только дает всей команде надежду и заряжает ее на борьбу, но и радует болельщиков, которые скучали по испанцу на первых строчках — или просто устали от доминации Ферстаппена.

На домашнем Гран⁠-⁠при в Испании Фернандо Алонсо занял седьмое место — это его худший результат за первые девять этапов сезона. Фото: motorsports Photographer / Shutterstock
На домашнем Гран⁠-⁠при в Испании Фернандо Алонсо занял седьмое место — это его худший результат за первые девять этапов сезона. Фото: motorsports Photographer / Shutterstock

«Мерседес». Основной конкурент «Астон Мартина» столкнулся с трудностями в начале сезона. В первых гонках инженерам так не удалось эффективно реализовать концепт нулевых понтонов — боковых воздухозаборников для охлаждения двигателя. А для разработки нового болида требуются значительные вложения денег и времени. Хотя команда занимает второе место в командном зачете, она только начинает работать с обновленным корпусом.

Внутри коллектива тоже все непросто. Льюису Хэмилтону приходится считаться с Джорджем Расселлом, который продолжает навязывать ему серьезную конкуренцию. В прошлом году многие считали, что Хэмилтон легко превзойдет напарника в темпе. Однако все сложилось иначе, и по итогам сезона Джордж оказался выше Льюиса в индивидуальном зачете.

Ходили слухи, что Хэмилтон часть сезона жертвовал личными результатами, работая на команду и собирая данные о болиде. Но Расселл и в этом сезоне выступает очень неплохо. Несмотря на существенную разницу по очкам, его напарнику придется постараться, чтобы сохранить роль первого номера: если «Мерседес» посчитает Джорджа более перспективным, то может переключить все силы на него.

Перед самим Хэмилтоном тоже стоит важный выбор: уходить без восьмого титула чемпиона мира, который сделал бы его единоличным рекордсменом, или оставаться в команде, которая сейчас неспособна бороться за первое место. Пилот все еще не продлил контракт — «Мерседес» не согласен на условия Льюиса и значительное увеличение зарплаты.

«Феррари». Напряжение наблюдается и в Скудерии. Шарль Леклер проводит пятый сезон в команде, и его амбиции выше, чем с трудом выигранный в прошлом сезоне вице-чемпионский титул. В этом году у команды продолжаются проблемы с болидами и скоростью: в первых трех гонках «Феррари» показала худший старт за десять лет.

Сам Леклер к середине сезона попал на подиум лишь дважды, столько же раз сошел с трассы и оказался на десять очков позади своего напарника Карлоса Сайнса-младшего — хотя тот ни разу не финишировал в тройке, но стабильно борется за пятерку. На фоне таких результатов монегаск может задуматься о своем будущем. Вакантных мест в топ-командах не так много, но талант и прошлые достижения еще молодого пилота могут сыграть в его пользу.

Конкуренция в середине таблицы

Когда судьба чемпионства уже практически определена, многие зрители переключают внимание на середину и конец пелотона. Борьба может показаться не такой важной, как за первое место, но для многих команд любое повышение играет решающую роль — от итоговой позиции зависит распределение миллионов долларов призовых.

К началу июля можно выделить две команды-середняка — «Альпин» и «Макларен» на пятом и шестом местах. Их положение в целом отражает ситуацию с раскладом сил в сезоне: четыре коллектива выше давно перевалили за сотню очков, четыре ниже — только приближаются к десяти.

«Альпин». Французские гонщики регулярно замыкают десятку, а Эстебан Окон даже заехал на подиум Гран-при Монако. Но позиции команды в Кубке конструкторов пошатнули апрельские гонки в Австралии и Азербайджане: на первой оба пилота сошли с трассы, а на второй финишировали вне зачетной зоны.

Отставание «Альпина» от «Феррари» троекратное, и конкурировать с командой из Италии во второй половине сезона будет непросто. Но расслабиться французам не позволят догоняющие: учитывая результаты «Макларена», борьба между коллективами может обостриться, и тогда упущенные очки станут серьезной проблемой.

«Макларен». Сезон для британского коллектива складывается тяжело. Скорость болидов едва позволяет команде удерживаться в середине таблицы: за девять первых этапов пилоты «Макларена» лишь четыре раза зарабатывали очки, хотя и неплохо проявили себя в Австралии, заняв шестое и восьмое места.

К проблемам на трассе добавляется масштабная внутренняя реструктуризация. Зимой сменился руководитель команды и ушел технический директор, чьи задачи сейчас делят между собой несколько человек. Эти обстоятельства мешают сосредоточиться на технической работе, и в ближайшее время «Макларен» вряд ли сможет вернуться на высокие позиции или хотя бы на уровень позапрошлого года, когда команда попала в четверку.

Кроме обновлений команде понадобится и отдача пилотов. Британец Ландо Норрис всю карьеру ездил под знаменами «Макларена» и показывал неплохие результаты — тем тяжелее ему терять позиции в этом году. После своего лучшего сезона он продлил контракт до конца 2025 года. Но надежды на быстрый болид пока не оправдываются, и есть риск, что пилот захочет уйти в более конкурентоспособный коллектив.

Во второй половине сезона ситуация может измениться: первые обновления в Австрии помогли Норрису занять четвертое и третье места в квалификации, а затем прийти четвертым и в самой гонке. Он в одиночку повторил лучший результат команды в этом сезоне и принес ей 12 очков.

Не меньшие ожидания и от Оскара Пиастри, которого подписали после скандала с «Альпином» и досрочного разрыва контракта с Даниэлем Риккардо. Пока юный австралиец уступает напарнику: из 29 очков команды он принес всего пять. Оскару требуется время на адаптацию: это его первый полноценный сезон в чемпионате. Но если он не проявит себя в оставшихся гонках, то разочарует коллектив и фанатов.

Оскар Пиастри и Ландо Норрис во время Гран⁠-⁠при Азербайджана. Фото: Mark Thompson / Getty Images
Оскар Пиастри и Ландо Норрис во время Гран⁠-⁠при Азербайджана. Фото: Mark Thompson / Getty Images

Интриги последних строчек

Таблицу Кубка конструкторов замыкают четыре команды, которые могут побороться не только между собой, но за место в середине — как минимум с «Маклареном». Разница между аутсайдерами минимальна, что делает конкуренцию между ними еще интереснее для рядового зрителя.

«Хаас». Лидерство команды среди отстающих — заслуга 35-летнего немца Нико Хюлькенберга. За три предыдущих сезона он провел всего пять гонок, а в этом вернулся на роль основного пилота и заработал уже девять из 11 очков команды. В прошлом году американский коллектив занял лишь восьмое место, а сейчас может улучшить результат.

«Альфа Ромео». Команде из Швейцарии сложно сосредоточиться на текущем сезоне из-за глобальных перемен: в следующем году коллектив выступит под брендом «Саубер», а еще через два начнет тесное сотрудничество с «Ауди».

В феврале пилот «Альфа Ромео» Валттери Боттас говорил, что будущие обновления уже сейчас придадут команде уверенности, но пока перестройка плохо влияет на результаты. Тем не менее коллектив сохраняет шансы подняться на шестое место и повторить итоговый результат прошлого сезона.

«Уильямс». За последние пять лет британский коллектив лишь однажды — в 2021 году — заканчивал не на последнем месте. В этом сезоне он может повторить «успех»: к середине чемпионата «Уильямс» обгоняет «Альфа Таури». Это заслуга Александра Албона — он уже заработал все семь очков команды, превзошел свой прошлогодний результат и оказался в середине рейтинга пилотов.

А вот Логан Сарджент в своем дебютном сезоне в качестве боевого пилота смотрится слабо. 22-летний американец совершает ошибки и никак не может заехать в очки. Из девяти этапов он пять раз заканчивал в последней пятерке, а еще два раза вообще не добрался до финиша.

«Альфа Таури». Молодая итальянская команда еще ни разу не поднималась выше середины итоговой таблицы. Несмотря на надежды руководства, в четвертом сезоне дела не улучшились: болиды не показывают ожидаемой скорости, а пилоты пропускают соперников вперед. За восемь гонок «Альфа Таури» набрали всего два очка силами японца Юки Цуноды.

Второй пилот, нидерландец Ник де Врис, никак не может справиться с давлением со стороны старшего коллектива «Ред Булла» — одноименный производитель энергетиков владеет обеими командами. Гонщика пригласили, чтобы тот перехватил лидерство у Цуноды и показывал стабильный результат. Но пока он чаще попадает в аварии и разбивает болиды. А руководство уже не скрывает, что подыскивает замену де Врису.

Ник де Врис и Логан Сарджент — единственные пилоты без очков после девяти Гран⁠-⁠при — во время спринта в Австрии. Фото: Guenther Iby / Getty Images
Ник де Врис и Логан Сарджент — единственные пилоты без очков после девяти Гран⁠-⁠при — во время спринта в Австрии. Фото: Guenther Iby / Getty Images

Влияние технических обновлений

К середине чемпионата команды начали привозить на этапы крупные обновления для болидов. С одной стороны, это может сократить отставание от «Ред Булла». За превышение бюджетных лимитов в прошлом году команда получила штраф в аэротрубе и теперь ограничена в количестве нововведений. С другой стороны, глобальные изменения лидерам и не требуются, им достаточно планомерно наращивать преимущество и не тратить много сил на разработки.

В то же время у конкурентов есть свои технические проблемы, требующие решений в первую очередь. У «Мерседеса» уйдет немало времени на сбор данных о новой концепции понтонов, «Феррари» мешает сильный износ шин, а «Астон Мартину» — отсутствие скорости на прямых участках трассы.

У небольших коллективов вроде «Хааса» и «Уильямса» вообще нет таких ресурсов, как у топ-команд. Они не могут привезти много обновлений или серьезно доработать болиды, приходится ограничиваться небольшими улучшениями и одним-двумя крупными апгрейдами на отдельные этапы. Поэтому такие команды лучше всего проявляют себя в первой половине сезона, а в концовке уступают по темпу и чаще рассчитывают на ошибки соперников.

Будущее «Формулы-1»

Главный гоночный турнир всегда привлекал зрителей не только чемпионской интригой, но и закулисными историями и окологоночными событиями. Спорные судейские решения, появления новых трасс, попытки уместить в календарь множество автодромов — это все происходит ежегодно. Но в этом сезоне отдельный интерес вызывают более глобальные вопросы будущего «Формулы».

Новые команды. В этом сезоне активно обсуждаются слухи о появлении новичков в чемпионате. В начале года президент Международной автомобильной ассоциации заявил, что организаторы готовы рассмотреть заявки новых коллективов на участие в ближайших сезонах. С того момента появилось четыре кандидата на вакантное место.

Первые претенденты — члены гоночной династии Андретти, отец Марио и сын Майкл. Сперва они пытались перекупить «Альфа Ромео», но сделка не состоялась. Тогда семья решила создать собственную команду в сотрудничестве с «Кадиллаком». Уже после них появились и другие желающие стать частью «Формулы-1».

Заявку на участие подал и британский коллектив Hitech GP, который участвует во второй, третьей и четвертой «Формулах». Дополнительный интерес эта команда может вызвать у болельщиков из России: по слухам, она сохраняет связи с семьей Мазепиных, которые ранее владели контрольным пакетом акций «Хайтека». А в июне 25% акций приобрел казахстанский бизнесмен Владимир Ким. Учитывая все это, у Никиты Мазепина есть шансы вернуться в чемпионат — если он добьется снятия санкций.

Еще два потенциальных претендента — азиатский коллектив «Пантера» и безымянная команда британского бизнесмена Крейга Поллока и инвесторов из Саудовской Аравии. Правда, в обоих случаях слухов пока больше, чем конкретной информации.

Возвращение «Бриджстоуна». В ближайшее время болельщики «Формулы-1» могут стать свидетелями очередного противостояния производителей шин. Нынешнему поставщику «Пирелли» составить конкуренцию хочет «Бриджстоун». С 1976 по 2010 год компания уже работала с главным гоночным чемпионатом мира и теперь планирует вернуться. Если это произойдет, новые шины могут повлиять на нынешний расклад сил между командами.

Бывший президент компании «Бриджстоун» перед Гран⁠-⁠при Японии в 2007 году. Фото: Junko Kimura / Getty Images
Бывший президент компании «Бриджстоун» перед Гран⁠-⁠при Японии в 2007 году. Фото: Junko Kimura / Getty Images

Ожидания от следующих гонок

Девятый этап «Формулы-1» в Австрии в очередной раз прошел без сюрпризов: «Ред Булл» увеличил свое преимущество, остальные очки поделили между собой команды из верхней половины таблицы. Лучше всех из них выступили пилоты «Феррари» — Леклер приехал вторым, а Сайнс-младший закончил шестым и заработал дополнительные шесть очков в спринте.

Следующий гоночный уик-энд пройдет в Великобритании, на родине Льюиса Хэмилтона и Джорджа Расселла из «Мерседеса» — фактор домашнего Гран-при может дополнительно замотивировать пилотов. Кроме того, команда снова готовит крупные обновления на этот этап, что дает фанатам надежду на сокращение отрыва от «Ред Булла».

Помимо «Мерседеса» технические обновления представит и «Макларен». В Австрии это принесло результаты, так что ситуация в середине таблицы может измениться уже в течение следующих нескольких этапов.

Несмотря на все прогнозы, в «Формуле-1» большую роль играют погодные условия, неожиданные поломки и случай. На фоне неудач конкурентов кому-то может повезти больше остальных. И даже если «Ред Булл» в первой половине сезона заработал комфортный гандикап, интрига среди других команд сохраняется, и каждая гонка способна подарить зрителям яркие эмоции.


Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Чем закончится борьба за итоговый подиум в конце сезона?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой Т—Ж

"Возникает справедливый вопрос: стоит ли вообще продолжать смотреть турнир, если чемпион известен задолго до концовки?"
Если кто-то думает, что Ф1 это только про чемпиона, то ему не стоит смотреть гонки вообще))

4
0
Герой

Спасибо за статью!
Смотрю Формулу больше 25 лет, не собираюсь прекращать и сейчас)
Интриги сезона по моему мнению:
- сможет ли кто-то помимо Ред Булла победить на гран-при (тут надежда только на хаотичные дождевые гонки или взрыв внутри команды-лидера);
- подтянется ли хоть кто-нибудь к быкам ближе к концу сезона, чтобы была надежда на борьбу в следующем году (все-таки после прошлогоднего штрафа у Ред Булла сократилось время на аэродинамические испытания, хоть какой-то эффект это должно было дать);
- заедет ли все-таки в тройку Хюлькенберг (лидер в истории Формулы-1 по количеству гонок без подиумов), но тут шансов еще меньше, чем в первых двух пунктах))
- закончится ли цирк в Феррари (тоже маловероятно, все-таки многолетние традиции)
- жду прогресса от Стролла, Пиастри

В целом, конечно, сезон ужасно унылый - машина Ньюи выступает в свей лиге, а борьба за второе-третье место это не то, ради чего хочется смотреть гонки

3
0
Отредактировано

Спасибо, но нет. Нет интриги - нет стимула смотреть. Я иногда смотрю начало и конец, все дико предсказуемо, на подиуме Макс и душ из шампанского🤷‍♀️. Вспомнила похожую ситуацию, когда доминировал Шумахер, один в один, было скучновато

2

Сообщество