Как экономят россияне: главное из опроса «Ромира»
Исследовательский холдинг «Ромир» и консалтинговая компания «Яков и партнеры» опросили около 2,7 тысячи россиян и выяснили, на какие товары и услуги они уменьшили траты, а на какие — увеличили. А заодно узнали, как жители России отнеслись к уходу иностранных брендов и какие торговые марки у них любимые.
Т—Ж изучил результаты исследования и рассказывает о его главных выводах.
Зумеры экономят меньше всех, а больше всех — бумеры
Большинство принявших участие в опросе зумеров сказали, что за последний год они увеличили траты на походы в заведения общественного питания, покупку электроники и поездки за границу. В то время как представители более старших поколений признались, что, наоборот, стали на этом экономить.
Бумеры снизили свои траты больше остальных. Особенно сильно это заметно в расходах, связанных с путешествиями в другие страны, питанием вне дома и развлечениями.
Как изменили траты представители разных поколений
Зумеры | Миллениалы | Иксеры | Бумеры | |
---|---|---|---|---|
Питание дома | 11 | 20 | 28 | 34 |
Питание вне дома | 5 | −7 | −18 | −29 |
Предметы роскоши | −16 | −26 | −38 | −36 |
Лекарственные препараты | 16 | 16 | 26 | 39 |
Электроника | 17 | −3 | −8 | −15 |
Образование | −8 | −10 | −9 | −27 |
Путешествия внутри страны | −5 | −14 | −14 | −7 |
Путешествия за границу | 3 | −27 | −35 | −52 |
Как изменили траты представители разных поколений
Питание дома | |
Зумеры | 11 |
Миллениалы | 20 |
Иксеры | 28 |
Бумеры | 34 |
Питание вне дома | |
Зумеры | 5 |
Миллениалы | −7 |
Иксеры | −18 |
Бумеры | −29 |
Предметы роскоши | |
Зумеры | −16 |
Миллениалы | −26 |
Иксеры | −38 |
Бумеры | −36 |
Лекарственные препараты | |
Зумеры | 16 |
Миллениалы | 16 |
Иксеры | 26 |
Бумеры | 39 |
Электроника | |
Зумеры | 17 |
Миллениалы | −3 |
Иксеры | −8 |
Бумеры | −15 |
Образование | |
Зумеры | −8 |
Миллениалы | −10 |
Иксеры | −9 |
Бумеры | −27 |
Путешествия внутри страны | |
Зумеры | −5 |
Миллениалы | −14 |
Иксеры | −14 |
Бумеры | −7 |
Путешествия за границу | |
Зумеры | 3 |
Миллениалы | −27 |
Иксеры | −35 |
Бумеры | −52 |
Россияне стараются экономить на предметах роскоши и путешествиях, но им приходится больше тратить на ЖКХ и продукты
Большая часть респондентов предшествующий опросу год провела в режиме экономии. Чаще всего люди говорили, что снизили траты на предметы роскоши, путешествия за границу, досуг и развлечения, а также на бытовую технику. Экономить на этих статьях расходов они планировали и в течение следующих шести месяцев.
Вместе с тем респонденты отметили, что увеличили свои расходы на ЖКХ, питание дома и лекарства. Из необязательных расходов россияне не снижали и не планируют снижать траты на домашних питомцев.
Интересный факт: хотя заметная доля опрошенных и призналась, что за последний год стала больше тратить на собственный автомобиль, люди планируют уменьшить такие расходы в течение следующих шести месяцев.
Авторы исследования указывают, что расходы на рестораны и роскошь также пытаются снизить жители Китая, Бразилии, Германии и Великобритании. А вот в стремлении экономить на путешествиях мы больше похожи на индийцев.
Кажется, на самом деле у россиян не получается экономить
Респонденты могут сказать, что перестают тратить на такие излишества, как предметы роскоши и развлечения. Но проходит время, и они признаются, что все равно продолжают расходовать свой бюджет на походы в кино и покупку чего-то чересчур дорогого. Об этом говорит то, что доля покупающих или заявляющих о том, что они недавно отказались от покупок в соответствующих категориях, остается практически неизменной.
Похожая ситуация и с табаком: видимо, люди хотят бросить или хотя бы курить меньше, но в итоге их траты в этом сегменте остаются прежними.
Авторы исследования полагают, что расхождение между намерениями и действиями вызвано разницей между оценкой перспектив получения дохода и фактическими доходами. Люди не понимают, что будет с их финансами, и готовятся экономить. Но когда деньги появляются, позволяют себе потратить их.
Кроме того, значительная часть участников опроса сказала, что стала меньше тратить на походы в кафе и рестораны. Но оборот предприятий общественного питания в стране вырос.
Похожая ситуация и с заявлениями по поводу снижения трат на поездки внутри страны и путешествиями за границу. Респонденты говорят, что стали на этом экономить, но, по оценке Российского союза туриндустрии, в 2023 году внутренний турпоток достиг рекордных 78 млн поездок. А в страны дальнего зарубежья, подсчитала ФСБ, россияне в 2023 году стали выезжать на 27,6% раз больше.
Уход зарубежных брендов сильнее всего почувствовали зумеры
Россияне ощутили изменение ассортимента брендов в своей потребительской корзине по сравнению с 2021 годом . Например, у 17% опрошенных граждан значительно изменился набор брендов одежды, продуктов и косметики, которые они покупают. Еще более 40% сказали, что набор брендов в этих категориях изменился незначительно.
Сильнее остальных изменения почувствовали зумеры — и особенно в категории «Одежда и обувь». У миллениалов больше остальных категорий изменился набор продуктов, а у бумеров — косметики и бытовой техники.
При этом состоятельные россияне из небольших городов больше остальных удовлетворены качеством новых товаров и тем, как изменился ассортимент брендов. А меньше всех — жители городов-миллионников с низким доходом .
Топ-3 любимых бренда россиян в категории продуктов питания: «Простоквашино», «Мираторг» и «Макфа» . Когда дело касается напитков, то чаще остальных вспоминают «Черноголовку», «Добрый» и Coca-Cola. А если говорить про алкоголь, то это будет Martini и «Балтика».
Если среди продуктов питания жители России предпочитают российские бренды, то одежду выберут скорее импортную. По крайней мере, самыми любимыми торговыми марками в этой категории назвали Adidas, Zara и Nike. Похожая ситуация в сегменте бытовой техники и электроники. Там в тройке фаворитов Samsung, Apple и Xiaomi.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique