Разводы
7K

Авторазвод: «Срочно замените радиатор кондиционера!»

16

Распространенность: автосервисы
Риск: 💰💰💰💰

Аватар автора

Алексей Малахов 🦣

начинающий автомобилист

Страница автора

Я в общих чертах знаю, как устроена машина, но не могу понять, когда сотрудники сервиса лукавят.

Мне казалось, в крупных сетевых сервисах не обманывают и не накручивают услуги. В итоге я уехал с чеком на 41 тысячу рублей вместо 20, чуть не заплатил еще 35 тысяч и две недели ездил без кондиционера.

Расскажу, в чем я ошибся и как меня раскрутили на лишние траты.

Что у меня за машина и при чем тут кондиционер

Сначала немного предыстории, чтобы было понятнее, на чем сыграли в сервисе и почему у них получилось меня развести. У меня седан Шевроле Лачетти 2011 года. Купил я его в конце 2021 года у знакомых. Предыдущий владелец ездил только летом на дачу и регулярно обслуживал автомобиль: за 10 лет всего 40 тысяч пробега и идеальное состояние всех систем.

22 февраля 2022 года я попал в аварию: остановился в пробке, а сзади на скорости 80 км/ч в меня влетел Лендровер. Мою машину отбросило, и она зацепила автомобиль впереди. Повреждения оказались и спереди, и сзади, но я был не виноват — и рассчитывал на выплату по каско.

Инспектор ДПС, который описывал аварию, также указал, что возможны скрытые повреждения — их могут обнаружить только при ремонте в сервисе.

Так моя Лачетти выглядела после аварии: зад сильно поврежден, но лонжероны, к счастью, не пострадали
Так моя Лачетти выглядела после аварии: зад сильно поврежден, но лонжероны, к счастью, не пострадали
Машина от удара въехала во впереди стоящее авто. Капот повело, крепления фар сломались. Инспектор ДПС написал, что возможны еще и скрытые повреждения
Машина от удара въехала во впереди стоящее авто. Капот повело, крепления фар сломались. Инспектор ДПС написал, что возможны еще и скрытые повреждения

Вскоре наступило 24 февраля и стало понятно, что цены будут расти, поэтому я решил не дожидаться выплаты от страховой и самостоятельно закупить на разборах все необходимое. Это было правильное решение: страховая признала тотал, отказалась чинить машину и предложила выплатить деньги на самостоятельный ремонт. Если бы я не купил все заранее, то даже денег от страховой могло не хватить.

Из-за решения страховой сервис пришлось искать самостоятельно, а опыта в этом у меня мало. К счастью, мой тесть порекомендовал знакомых с собственной маленькой автомастерской. Ребята восстановили машину до практически идеального состояния.

Единственное, что меня смущало, — странное журчание в кондиционере. Я боялся, что из-за аварии что-то повредилось, но кондиционер продолжал охлаждать машину, поэтому вскоре я перестал обращать внимание на эти звуки. К тому же я не хотел отвлекать ребят и тестя глупыми вопросами.

То, что я не поделился проблемой со знающими людьми, стало моей первой ошибкой.

Сейчас машина как новая. Кстати, обратите внимание на восклицательный знак на заднем стекле: он еще сыграет роль в этой истории. Скорее всего, он дал понять, что я новичок за рулем и могу плохо разбираться в устройстве автомобиля
Сейчас машина как новая. Кстати, обратите внимание на восклицательный знак на заднем стекле: он еще сыграет роль в этой истории. Скорее всего, он дал понять, что я новичок за рулем и могу плохо разбираться в устройстве автомобиля
1/2
Сейчас машина как новая. Кстати, обратите внимание на восклицательный знак на заднем стекле: он еще сыграет роль в этой истории. Скорее всего, он дал понять, что я новичок за рулем и могу плохо разбираться в устройстве автомобиля
Сейчас машина как новая. Кстати, обратите внимание на восклицательный знак на заднем стекле: он еще сыграет роль в этой истории. Скорее всего, он дал понять, что я новичок за рулем и могу плохо разбираться в устройстве автомобиля

Почему мне пришлось обратиться в незнакомый сервис

Мастера, которые чинили мою машину, подсказали, что подошел срок замены ремня ГРМ, газораспределительного механизма: на Шевроле Лачетти его меняют каждые 50 тысяч километров пробега или раз в 5 лет. Как раз столько времени и прошло с последней замены, судя по документам предыдущего владельца.

К сожалению, мастерская переезжала на новое место и ребята не могли мне помочь с заменой. Я решил, что не буду лишний раз беспокоить тестя и найду другой сервис самостоятельно. Мой выбор пал на крупный сетевой сервис со множеством филиалов в Москве и тысячами положительных отзывов на «Яндекс-картах».

Я записался в филиал неподалеку от дома. Меня предупредили, что замена ремня ГРМ — якобы долгая процедура, на которую может уйти целый день. Как выяснилось потом, сделать это можно и за пару часов, но тогда я этого не знал. Поэтому приехал в сервис к девяти утра и договорился, что оставлю машину до вечера.

Мне показалось, что приемщику следует рассказать обо всем, что происходило с автомобилем, — как доктору лучше рассказывать обо всех своих болезнях и операциях. Это тоже оказалось ошибкой. Приемщик восхитился тем, как восстановили машину, и предложил проверить, все ли нормально после ремонта: обслужить тормоза, сделать сход-развал, заправить кондиционер.

Я решил, что заправка кондиционера как раз поможет избавиться от журчания: с момента покупки я его ни разу не заправлял, делал ли это предыдущий владелец — неизвестно. Еще приемщик предложил установить сетку, чтобы защитить радиатор кондиционера. Якобы даже небольшой камень, попавший в щель воздухозаборника, может повредить соты радиатора, его придется менять, а стоит это очень дорого. Я согласился на все, оставил ключи и поехал на работу.

К этому моменту я совершил еще две ошибки: дал повод мастеру накрутить чек из-за аварии и оставил автомобиль, полностью доверившись сервису.

Как меня уговаривали поменять радиатор кондиционера

В течение рабочего дня приемщик несколько раз мне звонил. В первый раз согласовывал замену водяной помпы, на которой находится один из роликов ремня ГРМ, пришлось согласиться. Во второй раз предложил поменять свечи зажигания. Это меня напрягло, и я отказался, потому что менял их полгода назад.

Позвонив в третий раз, приемщик сообщил грустную новость: из-за аварии у меня «повредились соты на радиаторе кондиционера и система стала негерметичной».

Приемщик сказал, что их умная станция не дает заправить кондиционер, так как «не видит вакуума». И теперь единственный для меня вариант ездить с прохладой в салоне — поменять радиатор. Мне предложили купить оригинальный за 30 тысяч или совместимый за 15. Еще 8 тысяч якобы стоила работа, но часть машины уже разобрали для замены ремня, так что мне пообещали скидку в 3 тысячи.

В тот момент у меня появились сомнения, ведь до этого кондиционер работал исправно, хоть и издавал время от времени странные звуки. Приемщик объяснил это тем, что на улице холодная погода и на самом деле кондиционер брал воздух за бортом и никак его не охлаждал. А журчал он как раз потому, что из него вытекал фреон.

Все это показалось мне правдоподобным. Если у меня были свободные деньги, я бы согласился на замену. Но к тому моменту мой счет перевалил за 40 тысяч, а я рассчитывал максимум на 15 — с учетом того, что привез свой комплект ремня ГРМ. Пришлось отказаться, хотя приемщик меня еще какое-то время уговаривал. Поняв, что свободных денег у меня нет, он сказал, что мастера уже поменяли золотники клапана кондиционера и их придется оплатить, а вместо заправки мне укажут диагностику кондиционера — так выйдет дешевле.

Когда я получал машину, мастера еще раз попытались уговорить меня поменять радиатор. Для этого мне показали фотографии утечки и отчет автоматической заправочной станции. Я отказался — и узнал, что до замены радиатора мне придется ездить без кондиционера. Якобы они слили все масло, поэтому, если я включу кондиционер, в системе из-за трения образуется металлическая крошка — и тогда придется менять всю систему кондиционирования.

Как выяснилось потом, я правильно сделал, что отказался от замены радиатора, хоть и по неправильной причине. Главное, что должно было насторожить на этом этапе, — настойчивость, с которой меня уговаривали заменить радиатор. Тут как со здоровьем: если врач отказывает во втором мнении, торопит и говорит, что проблему надо решать прямо сейчас, — это, скорее всего, шарлатан.

Сопротивляться авторитету нескольких мастеров мне было сложно, поэтому осознание того, что на меня давили, пришло намного позже. В тот момент просто не хватило денег — это меня и спасло.

Мастер показал мне фото повреждений радиатора на своем телефоне и сказал, что через поврежденные соты уходит масло и фреон, поэтому они светлее
Мастер показал мне фото повреждений радиатора на своем телефоне и сказал, что через поврежденные соты уходит масло и фреон, поэтому они светлее
1/2
Мастер показал мне фото повреждений радиатора на своем телефоне и сказал, что через поврежденные соты уходит масло и фреон, поэтому они светлее
Мастер показал мне фото повреждений радиатора на своем телефоне и сказал, что через поврежденные соты уходит масло и фреон, поэтому они светлее
По отчету станции, у меня собрали 140 граммов фреона и 4 грамма масла. Мастер сказал, что норма — это полкило фреона и 20 граммов масла, а значит, после аварии у меня все это потихоньку вытекало
По отчету станции, у меня собрали 140 граммов фреона и 4 грамма масла. Мастер сказал, что норма — это полкило фреона и 20 граммов масла, а значит, после аварии у меня все это потихоньку вытекало
Я оставил в сервисе 41 тысячу рублей, а мог и на 35 тысяч больше, если бы согласился на замену радиатора. Меня отчасти спасло то, что я рассчитывал потратить на ремонт не больше 15 тысяч
Я оставил в сервисе 41 тысячу рублей, а мог и на 35 тысяч больше, если бы согласился на замену радиатора. Меня отчасти спасло то, что я рассчитывал потратить на ремонт не больше 15 тысяч

Как я понял, что меня обманывали

У меня не оказалось денег на замену радиатора, поэтому две недели я ездил без кондиционера. Первое время спасало опущенное боковое стекло, но с потеплением находиться в разогретом салоне стало очень некомфортно.

Я решил обратиться за советом к тестю. Ему показалось странным то, с какой настойчивостью мне рекомендовали менять радиатор, но он тоже предположил, что из-за аварии могла возникнуть утечка.

Тесть предложил поехать в другой сервис, где могли бы запаять поврежденные соты радиатора, чтобы из них не вытекал фреон. По дороге мы еще раз обсудили ситуацию и решили ничего не говорить местному мастеру, а попробовать просто заправить кондиционер, как обычно.

Мастер подключил станцию к моему автомобилю и запустил процесс. Я думал, что станция через пять минут вакуумной диагностики выдаст ошибку, как и в предыдущем сервисе, но процесс продлился около получаса. После этого пришел мастер и сказал, что все готово.

Я удивился и спросил: «„Готово“ — в смысле „не получилось“?» На что получил ответ: «В смысле „все заправлено“». Кондиционер и правда работал: я завел машину и вскоре ощутил холод. Обратно я ехал уже в приподнятом настроении: заправка стоила 3500 ₽, а не 35 тысяч, которые пришлось бы потратить на новый радиатор и замену.

Это заставило меня задуматься. Весь день, пока машина находилась в сомнительном сервисе, я был на работе и не видел, что там происходило. Фотографии мне показали с телефона мастера — возможно, это были фото другого автомобиля. А отчет, который якобы напечатала станция заправки кондиционера, могли отфотошопить и распечатать с компьютера.

Я решил обратиться к эксперту, чтобы понять, пытались ли меня развести, или же машина чудесным образом залечила радиатор. Наконец-то я что-то сделал правильно.

Что не так с аргументами мастеров насчет кондиционера

Аватар автора

Илья Новосадов

чинит автомобильные кондиционеры с 2010 года

Автомобильные кондиционеры — мой профиль, поэтому начну с них, хотя вопросы есть и к остальным работам.

Повреждения радиатора кондиционера — конденсора. Радиатор — это аккуратно уложенные трубки, по которым циркулирует хладагент вперемешку с маслом. Соты конденсора — это металлическая лента, которая позволяет увеличить площадь теплоотдачи. На фотографии, которую показал мастер, замяты соты, но ничего криминального тут нет: этот участок будет охлаждаться несколько хуже, но не более того.

Хладагент с небольшим количеством масла теоретически мог уйти через повреждение в трубке, около которой замяты соты. Но тогда на этом месте точно остались бы масляные следы. Их непременно закидало бы пылью, и на конденсоре было бы грязное пятно, которое очень сложно отмыть. Но на фотографии все чисто.

Утечка фреона. Алексею сказали, что в системе кондиционирования машины осталось мало фреона, а значит, он утек через поврежденные соты радиатора. В качестве доказательства мастера показали чек заправочной станции, которая забрала всего 140 граммов фреона.

Однако 140 граммов фреона может находиться только во вполне герметичной системе. При серьезной утечке он бы непременно вышел весь, забирать было бы нечего. Фреона действительно мало, но это можно объяснить иначе: не исключено, что кондиционер вообще никогда не обслуживали.

Утечка масла. Мастер сказал, что станция откачала из системы всего 4 грамма масла вместо 20. Однако 4 грамма — абсолютно нормальный показатель. Да, в системе должно быть больше масла, но откачать все целиком невозможно. В автомат попадает только то, что прилетело вместе с фреоном.

Мастер никак не мог определить общее количество масла лишь по отчету станции. Скорее всего, с маслом в системе полный порядок.

Возможная поломка компрессора. Слесарь сказал, что кондиционер нужно отремонтировать, иначе компрессор сгорит. Но это тоже не так. В системе есть датчик, который контролирует давление, и если оно на нуле, то компрессор просто не запустится.

Негерметичность системы. Предположим, что автомат действительно не держит давление и система не герметична. Но только с помощью станции вакуумирования это понять невозможно. Воздух может проникать в систему где угодно. Чтобы выявить утечку в радиаторе, нужно опрессовать его азотом или фреоном и проверить специальным прибором — течеискателем. Или опустить в ванну с водой. Пойдут пузырьки — конденсор пробит. Нет — герметичен.

Выводы. Система все-таки герметична, конденсор цел, и менять его пока что рано. 140 граммов фреона достаточно, чтобы кондиционер на Лачетти запустился, хоть он и будет работать на пределе возможностей. Журчание Алексей слышал как раз потому, что фреона в системе было мало.

То, что систему вакуумировали всего пять минут, подозрительно. Нужно было подождать минимум 25 минут — только так станция сможет забрать воду, которая всегда есть в необслуженной системе вместе с воздухом. А потом заправить необходимое количество хладагента и примерно 10 граммов масла.

В чем еще обманули Алексея

Список остальных работ комментировать не возьмусь: совершенно не ориентируюсь в московских ценах. Но есть несколько странных моментов.

Не осталось никаких результатов диагностики. Мастера якобы осмотрели подвеску, но ничего в ней не нашли и не дали никаких рекомендаций. Похожая ситуация и с углами установки колес: по итогам работ должны были выдать лист с параметрами подвески до и после регулировки. По словам Алексея, он даже просил этот лист, но ему сказали, что там не на что смотреть. Это не так. Рискну предположить, что развал-схождение просто не делали.

Профилактика тормозов подозрительно дешевая. Ведь нужно снимать колеса, демонтировать суппорты, чистить направляющие. Вряд ли такая работа где-то может стоить 600 ₽ на ось. На эту процедуру не нужно было соглашаться, потому что обслуживать тормоза есть смысл непосредственно во время замены колодок.

Как подстраховаться от обмана

Прежде всего, не стоит оставлять машину в сервисе, с которым у вас еще не сложились отношения.

К примеру, можно остаться в мастерской и поработать в комнате для гостей. Если на радиаторе найдут серьезные повреждения, их покажут непосредственно на вашей машине, а не на экране телефона. То же самое со станцией для обслуживания кондиционера: можно будет подойти к ней и убедиться, что система действительно не держит вакуум.

Как снизить риск обмана в автосервисе

  1. Не рассказывайте приемщику об авариях. Мастера могут «найти» проблемы, которых на самом деле нет.
  2. Не говорите, что у вас небольшой стаж: это делает вас мишенью для разводов.
  3. Уберите знак «Начинающий водитель» перед визитом в сервис, если есть такая возможность.
  4. Не считайте, что большое количество филиалов и отзывов — гарантия того, что в сервисе не попытаются обмануть.
  5. Заранее узнавайте, что входит в стоимость замены. Например, если оплачиваете замену ремня ГРМ, выясните, нужно ли отдельно платить за снятие и установку бампера.

Если сталкивались с подозрительными предложениями, пишите. Прищуримся.
Алексей Малахов 🦣А вы сталкивались с подобными разводами в сервисе? Поделитесь своей историей:
  • НеОнснятие бампера при замене ГРМ? о_О4
  • Oleg N.What, ну всей морды, наверное, имелось ввиду. Бампер, телевизор и т.п...1
  • Yaroslav BilenkoУ меня прям похоже было в начале водительского пути. Машина тоже Шевроле, только Ланос. И тоже предложили менять радиатор кондиционера, но цены тогда были значительно ниже и вполне терпимые. Только теперь вот задумался, что могли и развести.1
  • МаргаритаНе просто развод, а вредительство. Логан, первая машина, пропала тяга, кое-как доехали до ближайшей СТО. Приемщик говорит "давай прокатимся". Прокатились, по двору, сколько там, 20км/ч? "Ну вот, ездит же"-"??? Тогда поменяйте свечи и бензонасос (это было в ближайших планах на ремонт)". Свечу выкрутили так, что потом пришлось делать ввертыш (им уже не доверили). Уезжать от них пришлось на эвакуаторе. Выяснилось, что бензонасос они нам поставили полудохлый, я возвращала. На отзыв среагировали через полгода Ранее заехали на плановое обслуживание, нам насчитали 90к. Это было слишком много, мы ограничились заменой ремня грм и починили стопари. Потом уже нашли механика по рекомендации. Он нам показал, что ремень нам поставили уже, чем нужно... все пришлось переделывать...9
  • Лана СчастливаяWhat, увы, не дает видео вставить - на некоторых ВАГах нужно пол морды разобрать включая снятие радиаторов, чтоб добраться до грм или агрегатных ремней погуглите картинки за ены на пассате b5 например2
  • Лана СчастливаяМой партнер принципиально не ездит в сервисы где нельзя находиться в ремзоне и наблюдать как делают, тоже после того как пытались развести. А вообще стало очень много некомпетентных людей везде, не только в сервисах.8
  • Олег ЯнычБыла как-то в одном крупном сетевом сервисе акция "бесплатная диагностика", а у меня был свободный день. Решил на себе проверить нехорошие слухи, заехал, попросил сделать развал-схождение, с предварительной бесплатной диагностикой. Машина Нива Шевроле. В ремзону сначала не пустили, мастер сам загнал, через полчаса велел зайти, предварительно надев строительную каску для безопасности и расписавшись в журнале. Подвёл к машине, продемонстрировал список неисправностей (вся подвеска вкруговую) и стоимость работ - около 50 т.р. Подёргал колёса со словами "Видите, как всё запущено?" Я вежливо сообщил, что денег нет, нужно ехать искать. Еле смог уехать, мешал смех до слёз. Самое смешное - наивность мастера. Предъявить пятидесятилетнему мужику на Ниве замену стоек и рулевой рейки...5
  • МаргаритаСветлана, сейчас у нас очередной цикл обслуживания, и когда я третий раз за месяц вечер пятницы проводила в сервисе, я задумалась - а чего я тут высиживаю? Уехать бы потом забрать. Но нет, я прям прошу показать, где дефект, как отличается от новой запчасти, куда смотреть, чтобы увидеть изменения и тд...7
  • МаргаритаОлег, часом не на "В" начинается, на "нор" заканчивается?1
  • Игорь ФилипповКак только мастер показывает что-то на разбитом экране телефона, сразу шлите его в задницу - не способен поменять экран, значит и к работе относится так же.6
  • Лана СчастливаяМаргарита, все правильно, если знаний нет, то хоть так проконтролировать6
  • Олег ЯнычМаргарита, нет, два слова, первая буква Ф.)))1
  • RaketaО а мне на первой машине ваз 2113 приговорили гранату и предлагали поменять её за 5к 😅 это было 5 лет назад. Первая машина должна быть дешёвой, там на много не разведуть хоть, а со временем начнёте разбираться)2
  • lazexСамый анекдотичный случай был у меня на первой машине, когда обслуживал её в очередной раз, но на незнакомом сервисе... Получаю машину, читаю список сделанных работ, вижу в числе прочего "Снятие защиты двигателя", "Установка защиты двигателя". Тут же заявляю приемщику: - Вы у меня защиту с машины украли, что делать будем? - Как украли, вы же даже ещё машину не видели! - Ну пойдёмте посмотрим) Подошли к машине, говорю - "Смотрите сами, защиты нет". Нагибается, смотрит - и правда нет. А откуда бы ей взяться, если её там никогда и не стояло) Приёмщику в голову приходит очевидная мысль: - А может, у вас её и не было? - Как не было! Вон вы сами пишете - сняли защиту, поставили защиту. Чешет в затылке. Вежливо просит обождать в клиентской зоне. В общем, извиняться вышло аж руководство СТО. Получил скидку 50% на весь прайс и обещания эксклюзивных цен на будущее)24
  • Григорий ГоловановRaketa, Лачетти — очень дешевая машина, в том числе с точки зрения ремонта и обслуживания. Как видите, Алексея это не спасло0
  • Кто? ПетровИгорь, какая....удивительная логика0