«Экономика была кошмарная»: как я открыла кофейню и осталась с долгом в 1 млн рублей
Развивать свое дело с небольшим стартовым капиталом непросто.
Читательница Т—Ж вместе с инвестором в 2016 году вложили в запуск кофейни чуть больше 600 000 ₽. Они рассчитывали выйти в ноль через три месяца и начать зарабатывать, но не уложились в бюджет еще на стадии подготовки и взяли дополнительные кредиты. Выручка заведения не покрывала долги, поэтому бизнес закрыли.
Героиня материала рассказала, как совместное дело закончилось судом и финансовыми обязательствами на 1 000 000 ₽, и дала советы, которые помогут избежать ошибок.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
До запуска бизнеса я работала в «Лайк-центре» руководителем отдела продаж и продавала франшизы холдинга. Аяз Шабутдинов, основатель компании, в то время активно пропагандировал предпринимательство как нечто крутое и доступное каждому. Многие сотрудники подпали под влияние его харизмы и открыли свои бизнесы — некоторые из них успешны и все еще работают.
В 2016 году я решила запустить кофейню. У меня уже была точка по франшизе «Кофе-лайка» в Санкт-Петербурге. Мы купили ее вместе с подругой, но я только инвестировала — взяла в кредит 200 000 ₽, отдала деньги, и она поехала открываться.
В итоге мою долю выкупила знакомая подруги, но им так и не удалось раскрутить точку, а я потеряла на процентах около 100 000 ₽. Наверное, тогда мне и захотелось открыть уже свою кофейню, несмотря на то, что с бизнесом по франшизе все сложилось не так, как я ожидала.
На момент запуска мне было 22 года. Идея была под стать возрасту — открыть мимимишное место и зарабатывать большущую маржу на кофейке.
Подготовка к запуску
Я нашла инвестора и заключила самый глупый договор в своей жизни — об этом расскажу позже. Еще взяла кредит на 200 000 ₽, потому что спонсор был не очень богатый.
Затем я зарегистрировалась как ИП и нашла помещение: это была квартира на первом этаже, в которой просто прорубили дверь наружу, на тот момент ее даже не вывели из жилого фонда. Зато за аренду мы платили всего 20 000—25 000 ₽ в месяц, и там был свежий ремонт в стиле лофт — такое оформление в 2016 году было очень популярно.
Для декора я купила в «Икее» на 5000 ₽ дешевые светильники и попыталась красиво развесить свисающие провода, но получилось так себе. Денег на дизайнера не было, поэтому помещение выглядело как сделанное на коленке.
Кофемашину взяла в аренду в обмен на регулярную закупку кофе. На холодильник, чайник, вафельницу, гриль и остальное оборудование для кухни ушло примерно 150 000 ₽. Самой дорогой мебелью была барная стойка из дерева за 110 000 ₽.
Я нашла шеф-повара, который сделал техкарты и меню: у нас был кофе от классических вариантов до фирменного кофе «Тиффани», чай, какао. Из еды — вафли с фруктами, блинчики с солеными и сладкими начинками, сэндвичи, панкейки, супы и комплексные завтраки. Ассортимент блюд был раздутый, и знакомые ребята с опытом в HoReCa советовали его сократить, но я никого не слушала.
К моменту запуска я наняла четырех сотрудников, которые работали по графику 2/2. В каждой смене было два человека — повар и администратор-бариста.
Траты на оборудование и декор
Всего расходов | 335 000 ₽ |
Барная стойка | 110 000 ₽ |
Оборудование для кухни и бара | 150 000 ₽ |
Скамейки | 20 000 ₽ |
Столы для гостей | 20 000 ₽ |
Рабочие столы и мойка для барной зоны | 15 000 ₽ |
Стулья | 15 000 ₽ |
Светильники | 5 000 ₽ |
Траты на оборудование и декор
Всего расходов | 335 000 ₽ |
Барная стойка | 110 000 ₽ |
Оборудование для кухни и бара | 150 000 ₽ |
Скамейки | 20 000 ₽ |
Столы для гостей | 20 000 ₽ |
Рабочие столы и мойка для барной зоны | 15 000 ₽ |
Стулья | 15 000 ₽ |
Светильники | 5 000 ₽ |
Открытие и попытка заявить о себе
Мы готовились к запуску месяц, и в декабре 2016 года начали работать. Мы с инвестором решили, что развивать кофейню буду я, а он только финансировать. Было трудно, но очень интересно.
Я горела идеей выстроить маркетинг без бюджета, в то время эту идею продвигали Аяз Шабутдинов и Игорь Манн — у последнего я даже была на лекции.
Нам говорили: «С бюджетом любой дурак может, а ты без него сумей!»
Я бредила проектом 24 на 7 и все время думала: «Как же сделать так, чтобы это работало?» Мы устраивали мероприятия, дегустации, счастливые часы, предлагали комбо-наборы и комплексные обеды, вводили в меню все, что просили гости.
Не оставить денег на маркетинг — это была самая большая дурость, и мы сразу покатились в минус. Все, что я делала, было условно-бесплатным: настраивала таргетированную рекламу, отправляла промоутеров с листовками, делала посевы в городских пабликах и бог знает что еще. Потратила, может, всего пару тысяч рублей.
Доходы и расходы
Экономика была кошмарная. 400 000 ₽ от инвестора, 200 000 ₽ моих кредитных и еще пара кредиток на 140 000 ₽ появились в процессе. В то время был культ бизнесов, в которые вложено минимум денег.
Мы с инвестором посчитали, что для безубыточности нужно зарабатывать 200 000 ₽ в месяц. Мой друг, опытный бизнесмен в сфере услуг, сказал, что нужно заложить 30% сверху на непредвиденные расходы, но я подумала: «Да фигня, я все просчитала» — такая дурында, ужас.
Предполагалось, что на третий месяц мы выйдем в ноль и потом придем к окупаемости. Количество посетителей и средний чек росли. Расходы и доходы по бизнес-плану совпали, но беда в том, что так было только на бумаге. Снежный ком из финансовых проблем начал формироваться еще до открытия: например, мы не вписались по расходам на барную стойку за 110 000 ₽, из-за чего пришлось просить поставщика отложить оплату.
С самого начала мы не укладывались в бюджет, и чем дальше, тем хуже получалось покрывать долги.
Мы проработали семь месяцев. В начале декабря 2016 года, когда мы открылись, еще было ничего, а к маю выручка упала. Чем теплее становилось, тем меньше было клиентов, хотя мы ввели сезонное меню и мороженое. Почему так случилось — понятия не имею.
К началу июля я уже была вымотана, к тому же не получалось закрыть кассовый разрыв — мы финансово тонули из-за задержки второй части инвестиций от спонсора: он должен был внести еще 200 000 ₽, но не сделал этого.
Я нашла предпринимателя, который был готов вложить в кофейню 500 000 ₽, но не была уверена, что это окупится. Может, нужно было больше верить в себя. А может, кофейня изначально была из тех проектов, которые никак не починить.
Расходы кофейни за месяц
Всего расходов | 190 000—205 000 ₽ |
Продукты и кофе | 100 000 ₽ |
Зарплаты сотрудникам | 60 000—70 000 ₽ |
Аренда | 20 000—25 000 ₽ |
Расходные материалы | 10 000 ₽ |
Расходы кофейни за месяц
Всего расходов | 190 000—205 000 ₽ |
Продукты и кофе | 100 000 ₽ |
Зарплаты сотрудникам | 60 000—70 000 ₽ |
Аренда | 20 000—25 000 ₽ |
Расходные материалы | 10 000 ₽ |
Итоги
После закрытия бизнеса у меня осталась куча долгов: 30 000—50 000 ₽ по зарплатам, 20 000—30 000 ₽ за полиграфию. Еще нужно было погасить кредит на 200 000 ₽ и кредитные карты на 140 000 ₽: после того как я перестала справляться, сумма по банковским обязательствам выросла почти в два раза.
У меня началась депрессия, потому что в 22 года мне даже в голову не могло прийти, что что-то может не получиться. Выйти из этого состояния помогла работа вахтовым методом в Италии, куда я уехала в 2017 году. Люди думали, что я все побросала и отправилась кайфовать, а я отправилась заработать деньги и по возвращении в Россию закрыла долги и одну кредитку.
Мой инвестор, когда я работала за границей, сходил в суд, который проходил в каком-то селе, выиграл и стал требовать с меня деньги, которые он вложил. Он доказал, что я нецелевым образом расходовала средства — может, у него это получилось, потому что меня там не было. Если бы я была в России, то предоставила бы суду опровержение. Когда я вернулась и пришла обжаловать решение, истек срок возражения на судебный приказ, и судья не стал смотреть на доказательства, которые я собрала.
Год назад я оформила банкротство, потому что сумма долгов достигла 1 млн рублей. Я тогда жила в Испании и из-за финансовых обязательств не могла получить новый загранпаспорт — без него не получилось бы легально работать и, соответственно, возвращать деньги. В целом я выполнила условия договора с инвестором, поэтому не считаю себя обязанной выплачивать ему эту сумму.
Ошибки в деле
При открытии бизнеса и в процессе мы совершили несколько ошибок, я учла их и теперь могу рассказать главное.
Криво составили договор инвестирования. По настоянию партнера я не прописала сумму, которую внесла сама, и по бумагам получилось, как будто только он вкладывал деньги. Мой инвестор не был заимодателем и не имел права требовать у меня возврат в случае провала, но он все равно пошел в суд, чтобы вернуть средства. Значит, с договором было что-то не так или, возможно, он дал взятку судье.
Не заложили деньги на первое время, непредвиденные расходы, маркетинг. У нас не было средств на оплату полиграфии, зарплаты, и долги росли снежным комом. Выручки хватало, чтобы каждый день ездить в гипермаркет и закупать для заведения самые дешевые продукты на 2000 ₽. Это был непрекращающийся ад: сотрудники увольнялись, косячили и были демотивированы, потому что им постоянно задерживали зарплату.
Планы и советы
Уровень моей финансовой грамотности с тех пор значительно вырос: я не бросаюсь в бизнесы с большими стартовыми вложениями, учусь расти постепенно. Сейчас я планирую запустить диджитал-агентство: в этой сфере минимальные затраты на старте, в основном на маркетинг. Сотрудники могут быть на фрилансе, а кормить их будут предоплаченные заказы от клиентов.
Я не уверена, что сегодня кофейня может быть выгодным бизнесом, но поделюсь советами для тех, кто хочет ее открыть:
- Ищите состоявшегося инвестора, который будет готов вложиться в следующие точки, если дела пойдут хорошо.
- Закладывайте +30% к бюджету на непредвиденные расходы и деньги на обслуживание предприятия на несколько месяцев.
- Выделяйте 20% от выручки на маркетинговый бюджет, который должен включать как работу специалистов или агентства, так и рекламные кампании.
- Начните с точки формата to go, где не нужен ремонт, мебель и оборудование, а зарплатный фонд ниже.