Как я потерял деньги на торговле через Wildberries

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Алексей Климовский

Страница автора

Идея и суть бизнеса

В прошлом году мы с товарищем решили открыть свой магазин на одном из маркетплейсов. У него уже был опыт онлайн торговли через aliexpress, а у меня — через интернет-магазин. Из всех маркетплейсов выбрали Wildberries, так как на первый взгляд у него были более выгодные условия (% с продаж, плата за хранение и т.д.).

По ходу работы магазина мы столкнулись с огромным количеством подводных камней. О всех в одной заметке не рассказать, поэтому можете воспринимать её как вводно-ознакомительную. Если будет отклик в виде лайков и комментов — расскажу обо всём подробнее. Всё указанное основано на нашем личном опыте.

Расходы

Мы продавали в основном текстиль из Китая: носки, футболки, шопперы и прочее. Наценка на эти позиции хорошая, но средний чек достаточно низкий.

Общая экономика была просчитана и продажи должны были идти уверенно "в плюс", если бы не те самые подводные камни. Причём выправить ситуацию не вышло в основном из-за поломанной экономики работы самого маркетплейса и дефицита информации.

Итоги

Прежде всего, нужно понимать, что сам WB заинтересован прежде всего в собственном заработке. Во вторую очередь — в лояльности клиента. И лишь в конце списка приоритетов стоят интересы и доходы селлера.

Основные проблемы, с которыми мы столкнулись:

  1. Ты как продавец не знаешь, кто и в какой ПВЗ заказал твой товар. То есть доступа к информации с любой накладной у тебя просто нет. На том же aliexpress он имеется.
  2. Отчетность сделана так, что нереально отследить за какой именно заказ с тебя берут деньги по статьям «логистика», «хранение», «эквайринг» и т.д. Это сильно усложняет расчёт экономики. Вообще, платформа не даёт полноценной аналитики и статистики. Видимо, чтобы селлер не мог посчитать, в плюс работает или в минус, и продолжал "сливать депозит".
  3. Площадка получает деньги за обработку заказов, логистику в обе стороны и хранение, поэтому она заинтересована в максимизации количества заказов, а не продаж. Убытки за возвраты (а это примерно 1 заказ из 5) полностью ложатся на селлера. Более того, при мелких заказах (до 300р) прибыль площадки при возврате даже больше, чем при продаже. Огромное количество заказов "катается" по ПВЗ, а платят за это селлеры.
  4. Автоакции. Без согласия продавца площадка делает скидки на его товары. Очень часто продавая товар "в минус". Отказаться от участия в акции можно только вручную, из личного кабинета. Не увидел или не успел? Сам виноват. Абсурд и жуткий нервяк. Хоть дежурного нанимай! При этом, за отказ от участия в акциях платформа наказывает снижением позиций товаров.
  5. Обрабатываются заказы, а не товары. Когда один человек заказывает несколько позиций, что-то из них забирает, а что-то кидает обратно в пакет, это часто приводит к путанице и ошибкам сотрудников ПВЗ. Встречаются ситуации, когда товар значится возвращенным, но площадка его не находит и селлеру не возвращает. В итоге нет ни денег, ни товара.

Вообще, вы не найдёте статистики о том, сколько селлеров приходят на площадку и уходят с неё, сколько торгует в плюс, а сколько в минус. Публиковать эту информацию площадке просто не выгодно.

Из общения в чатах селлеров видно, что ротация их очень велика. Большинство людей приходят, пытаются торговать, уходят в минус, залезают в долги и со временем всё равно уходят. Но таких людей ведь не бесконечное количество, приток наивных начинающих предпринимателей со временем истощится. Что будут делать маркетплейсы тогда?

  • Olesya BasirovaОчень интересно, пишите ещё 👍 А футболки, носки и прочий текстиль - разве не сильно перегретая ниша?1
  • VIИнтересно, что убыток по возврату на вас перекладывают. Я не пользуюсь ВБ, но слышал, что возвраты оплачивает покупатель. Это должно как-то компенсировать расходы продавца на возврат, как мне казалось. Вы не имеете данных о покупателей, потому что маркеплейс опасается, что дальнейшие продажи могут происходить, например, на сайте продавца, куда продавец предложит перейти покупателю, чтобы не платить комиссию. Вы же не только за хранение, логистику платите, маркеплейс зарабатывает на комиссии.0
  • Алексей КлимовскийOlesya, да сейчас многие ниши насыщены. Однако это не мешает сотням продавцов продавать одно и то же. Это тема, в которой мы разбирались и имели поставщиков, поэтому ею и занялись. Всё-таки сомневаюсь, что проблема именно в нише.0
  • R BПлощадки зарабатывают также на штрафах пунктам выдачи, зарабатывают на отказах клиентов сдирая с продавцов издержки как свою прибыль. Плюс они не борются с недобросовестной конкуренцией, когда новичка могут конкуренты просто топить делая на его товар фейковые заявки с возвратами. Площадка вообще никак на эти моменты не реагирует, даже при жалобах. Им такое положение выгодно. Уйдёшь ты, придет другой. Справедливости ради надо сказать, что Амазон тоже не блещет ориентированностью на продавцов. Также их кидает ибо монополия.1
  • Алексей КлимовскийVI, базовая комиссия составляет 24,5%. Плюс 4,5%, если хочешь "приоритетную" техподдержку и хоть какую-то аналитику. Можно давать хотя бы обезличенные данные. Например, кто заказывает или отказывается от заказов: мужчины или женщины, молодые или пожилые, жители каких регионов и т.д.0
  • Мария СолуяноваСпасибо, ждём продолжения)0