Как открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов
Как вести бизнес в России
12K
Фотография — BestPhotoPlus / Shutterstock

Как открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

И сколько это стоит

7
Аватар автора

Наталья Модель

завсегдатай пунктов выдачи

Страница автора

Владельцы пунктов выдачи маркетплейсов зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают покупателям.

Такие пункты есть у «Озона», «Вайлдберриз» и «Яндекс-маркета». Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно найти подходящее помещение и сделать в нем ремонт.

Расскажу, как устроено сотрудничество ПВЗ и маркетплейсов, что нужно знать перед открытием пункта выдачи и что в этом бизнесе зависит от его владельца, а что — от площадки с товарами.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое пункт выдачи заказов

Пункт выдачи заказов, или ПВЗ, — место, куда маркетплейсы доставляют заказы и где клиенты забирают их.

Владельцы пунктов выдачи получают процент от оборота выданных на точке товаров. Размер вознаграждения определяет маркетплейс. «Озон» платит ПВЗ до 5% от оборота за товары стоимостью до 5000 ₽ и по 250 ₽, если товар стоит дороже. «Вайлдберриз» платит до 4,8% — комиссия зависит от оборота пункта выдачи за месяц, населенного пункта и района, в котором он работает.

Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно найти помещение, согласовать его с маркетплейсом и сделать ремонт. После открытия ПВЗ клиенты смогут выбирать его для доставки заказов.

Другой вариант — купить готовый пункт выдачи с уже нанятыми сотрудниками и оборудованным помещением.

Пункт выдачи «Озона». Обычно на пунктах есть склад с товарами, стойка выдачи, иногда — примерочные. Здесь клиент может проверить товар, принять его или вернуть. Источник: brandlab.ozon.ru
Пункт выдачи «Озона». Обычно на пунктах есть склад с товарами, стойка выдачи, иногда — примерочные. Здесь клиент может проверить товар, принять его или вернуть. Источник: brandlab.ozon.ru

Какие бывают пункты выдачи заказов маркетплейсов

Есть пункты выдачи, которые работают только с одним маркетплейсом, а есть те, что обслуживают несколько площадок.

Монобрендовые. Работают с одним маркетплейсом, например «Озоном», «Вайлдберриз» или «Яндекс-маркетом», используют брендинг площадки и ее стилистику в оформлении.

Одна стена в пункте выдачи заказов «Вайлдберриз» должна быть фирменного фиолетового цвета, внутри примерочных должны быть коврики, пуфы, корзины для мусора. Источник: point-promo.wb.ru
Одна стена в пункте выдачи заказов «Вайлдберриз» должна быть фирменного фиолетового цвета, внутри примерочных должны быть коврики, пуфы, корзины для мусора. Источник: point-promo.wb.ru
«Озон» требует, чтобы стены его ПВЗ были белыми или серыми и без декоративных элементов — например, текстурной штукатурки. На одной стене нужно разместить логотип и полоску фирменных обоев «Зебра». Источник: brandlab.ozon.ru
«Озон» требует, чтобы стены его ПВЗ были белыми или серыми и без декоративных элементов — например, текстурной штукатурки. На одной стене нужно разместить логотип и полоску фирменных обоев «Зебра». Источник: brandlab.ozon.ru

Чтобы увеличить доход ПВЗ, можно заключить договор с другими компаниями и доставлять в пункт выдачи их заказы — это не запрещено правилами «Озона». На его пункты выдачи можно доставлять товары DPD, BoxBerry, My-Shop, Grastin, ECP-logistics, IML, Pickpoint и «Яндекс-маркета».

Мультибрендовые. Такие пункты выдают заказы разных интернет-магазинов, их не нужно оформлять в фирменном стиле конкретного маркетплейса. Минус мультибрендовых ПВЗ в том, что отдельные магазины и маркетплейсы не оказывают им поддержку — например, не дают субсидии.

А еще есть риск, что крупный партнер может передумать сотрудничать с небрендированными пунктами выдачи. Так было с «Вайлдберриз» в 2021 году: маркетплейс отключил от системы выдачи заказов точки, которые не работали под его вывеской и сотрудничали с другими сервисами.

Мультибрендовый ПВЗ без элементов визуального оформления какого⁠-⁠либо из крупных маркетплейсов. Источник: rosretail.com
Мультибрендовый ПВЗ без элементов визуального оформления какого⁠-⁠либо из крупных маркетплейсов. Источник: rosretail.com

Как устроено сотрудничество ПВЗ и интернет-магазинов

На сайтах маркетплейсов есть инструкции, как открыть пункты выдачи «Озона», «Вайлдберриз» и «Яндекс-маркета».

Обычно схема такая:

  1. Зарегистрировать ИП или ООО. ИП подойдет, если человек открывает пункт выдачи один, ООО — если есть партнер.
  2. Решить, где открыть пункт выдачи.
  3. Найти помещение.
  4. Отправить заявку на открытие пункта на сайте маркетплейса или в приложении. Обычно в заявке надо указать информацию о помещении, загрузить его фотографии и дождаться одобрения от маркетплейса.
  5. Подписать договор аренды помещения и договор с маркетплейсом.
  6. Сделать ремонт по стандартам площадки.
  7. Активировать пункт выдачи. У маркетплейсов есть формы, куда надо загрузить скан договора аренды и фото или видео отремонтированного помещения.

При открытии мультибрендовых пунктов выдачи заказов требований меньше. Владелец бизнеса не должен согласовывать помещение и его оформление с площадками.

Если открыть пункт выдачи в локации, в которой их не хватает, можно рассчитывать на субсидию от маркетплейса. Например, в «Озоне» новые партнеры могут получить от маркетплейса до 350 000 ₽ за каждый из первых двух месяцев работы. Далее, если пункт выдачи достигает минимального необходимого оборота, поддержку продлевают еще на четыре месяца.

Требования к помещению ПВЗ

Сначала нужно определиться, где открывать пункт выдачи. Иногда локация влияет на размер вознаграждения за выдачу заказов, а есть места, где открывать пункты выдачи некоторых маркетплейсов нельзя. Например, открыть ПВЗ «Вайлдберриз» в большинстве городов можно только в фиолетовой зоне — локации, в которой мало пунктов и высокая плотность населения.

Изучите требования маркетплейса перед тем, как выбирать локацию. На сайте «Вайлдберриз» можно выбрать город и посмотреть доступные места для открытия пункта выдачи на карте. Такая же карта есть у «Озона» и «Яндекс-маркета».

Иногда новые пункты выдачи открывают недалеко от уже работающих. В районе с высокой плотностью населения ПВЗ может не хватать. На фото — карта пунктов выдачи заказов «Вайлдберриз» в поселке Боброво Московской области. Источник: wildberries.ru
Иногда новые пункты выдачи открывают недалеко от уже работающих. В районе с высокой плотностью населения ПВЗ может не хватать. На фото — карта пунктов выдачи заказов «Вайлдберриз» в поселке Боброво Московской области. Источник: wildberries.ru

Приоритетные места для пунктов выдачи — первый этаж и первая линия, то есть помещения с прямым выходом на улицу или дорогу с двух и более полос. Желательно, чтобы рядом с пунктом выдачи было много жилых домов и остановок общественного транспорта.

В «Озоне» считают самыми удачными локациями под ПВЗ места с большим количеством пешеходов. Например, торговые центры, помещения рядом с метро, остановками, сетевыми магазинами, детскими садами, бизнес-центрами и в жилых комплексах.

Маркетплейсы делят территории населенных пунктов на зоны в зависимости от их приоритета для бизнеса. Для конкретной зоны есть тариф, по которому ПВЗ будет получать вознаграждение. Если владелец будущего бизнеса найдет помещение в густонаселенном районе крупного города, его тариф будет выше, но и аренда, скорее всего, дороже.

Аватар автора

Екатерина Венева

владелица пунктов выдачи «Озона»

При выборе помещения обратите внимание на тех, кто работает вокруг

У нового ПВЗ есть шанс забрать трафик у старого, если расположение нового пункта будет удобнее для покупателей. Например, когда пункт будет между остановкой и домом, где живут покупатели, а до другого ПВЗ нужно будет идти дальше или сделать крюк. Либо если другой пункт перегружен заказами.

При этом проходимость места не всегда играет на руку. Из моего опыта ПВЗ, который находится рядом с алкомаркетом, труднее набирает обороты, чем тот, у которого эти магазины подальше. Хотя, казалось бы, трафик в магазин достаточный.

Большей популярностью пользуются пункты выдачи со входом без ступенек. Хорошо, чтобы на пути к ПВЗ не было тамбуров и коридоров. Помещение должно иметь отдельный вход и место под вывеску, а также пространство под склад.

У каждого маркетплейса свои требования к помещениям, например:

  1. «Вайлдберриз» требует, чтобы в городах-миллионниках помещения были минимум 70 м², в остальных населенных пунктах — от 50 м²;
  2. для ПВЗ «Озона» нужна площадь 20—25 м², а потолок в клиентской зоне — не ниже 240 см;
  3. «Яндекс-маркету» нужны помещения от 20 м². У площадки есть чек-лист для выбора помещения. За разные критерии дают баллы: например, за помещение на первом этаже — 10 баллов, еще пять, если вход со стороны улицы, а не двора. Чтобы заявку на открытие пункта выдачи одобрили, нужно набрать от 65 баллов.

После выбора помещения надо оставить заявку на сайте или в приложении маркетплейса и ждать согласования. Обычно ответ приходит в течение суток.

Финансовый план пункта выдачи заказов

Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно учесть расходы на первый месяц аренды, ремонт, технику, мебель и зарплату сотрудников.

Определение стартового капитала. Для открытия пункта выдачи по разным оценкам нужно 100 000—400 000 ₽. Суммы зависят от региона, стоимости аренды, ремонта, новизны техники и количества мебели.

Примерные расходы на открытие ПВЗ «Озона» в отдельном помещении на первом этаже

МоскваМосковская областьЛенинградская областьТатарстанСибирьЮг
Аренда помещения 30 м²60 709 ₽35 469 ₽31 942 ₽30 869 ₽33 155 ₽30 469 ₽
Фонд оплаты труда85 367 ₽62 317 ₽50 168 ₽40 036 ₽40 562 ₽37 964 ₽
Ремонт80 000 ₽80 000 ₽80 000 ₽80 000 ₽80 000 ₽80 000 ₽
Техника50 000 ₽50 000 ₽50 000 ₽50 000 ₽50 000 ₽50 000 ₽
Мебель30 000 ₽30 000 ₽30 000 ₽30 000 ₽30 000 ₽30 000 ₽
Итого306 076 ₽257 786 ₽242 110 ₽230 905 ₽233 717 ₽228 433 ₽

Примерные расходы на открытие ПВЗ «Озона» в отдельном помещении на первом этаже

Москва
Аренда помещения 30 м²60 709 ₽
Фонд оплаты труда85 367 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого306 076 ₽
Московская область
Аренда помещения 30 м²35 469 ₽
Фонд оплаты труда62 317 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого257 786 ₽
Ленинградская область
Аренда помещения 30 м²31 942 ₽
Фонд оплаты труда50 168 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого242 110 ₽
Татарстан
Аренда помещения 30 м²30 869 ₽
Фонд оплаты труда40 036 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого230 905 ₽
Сибирь
Аренда помещения 30 м²33 155 ₽
Фонд оплаты труда40 562 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого233 717 ₽
Юг
Аренда помещения 30 м²30 469 ₽
Фонд оплаты труда37 964 ₽
Ремонт80 000 ₽
Техника50 000 ₽
Мебель30 000 ₽
Итого228 433 ₽

Ежемесячные расходы. Это аренда помещения, зарплаты сотрудников, налоги, коммунальные услуги и оплата интернета.

Примерные расходы на содержание ПВЗ «Озона» в отдельном помещении на первом этаже

Зарплаты60 000 ₽
Аренда45 000 ₽
Налоги и взносы24 000 ₽
Коммунальные услуги5 000 ₽
Итого134 000 ₽

Примерные расходы на содержание ПВЗ «Озона» в отдельном помещении на первом этаже

Зарплаты60 000 ₽
Аренда45 000 ₽
Налоги и взносы24 000 ₽
Коммунальные услуги5 000 ₽
Итого134 000 ₽

Прогнозирование дохода. На сайте некоторых маркетплейсов есть калькуляторы для расчета потенциальной прибыли.

Калькулятор дохода пункта выдачи на сайте «Вайлдберриз»
Калькулятор дохода пункта выдачи на сайте «Вайлдберриз»
Калькулятор дохода пункта выдачи на сайте «Яндекс-маркета»
Калькулятор дохода пункта выдачи на сайте «Яндекс-маркета»

Подушка безопасности. Некоторые пункты выдачи сразу начинают окупать свои расходы, другие работают в минус несколько месяцев. Лучше иметь запас денег на оплату ежемесячных расходов хотя бы на два-три месяца после открытия, в среднем — 400 000 ₽.

Подушка безопасности нужна, даже если пункт выдачи получает поддерживающие выплаты от маркетплейса. Например, деньги от «Озона» приходят не в начале месяца, а во второй половине, и это нужно учитывать при планировании будущих платежей.

Прогнозирование срока окупаемости. По опыту предпринимателей, в среднем пункты выдачи окупаются за четыре — девять месяцев. Срок зависит от количества заказов, региона, стоимости аренды, зарплат, тарифа вознаграждения и поддерживающих выплат от маркетплейса.

Аватар автора

Екатерина Венева

владелица пунктов выдачи «Озона»

Размер подушки безопасности зависит от региона

В разных городах различается стоимость аренды и зарплаты. Например, если аренда помещения 50 000 ₽ вместе с коммунальными платежами, а зарплата одного сотрудника за смену 1500 ₽, выходит 95 000 ₽ в месяц. А значит, на три месяца надо 285 000 ₽ без учета налогов. Соответственно, если аренда больше, а зарплата сотрудников выше, сумма будет больше.

В среднем владелец пункта выдачи может рассчитывать на оборот в 3—6 млн рублей и прибыль 30 000—70 000 ₽ в месяц. Раскрученные, давно работающие пункты выдачи могут приносить более 100 000 ₽ ежемесячной прибыли.

Регистрация компании или ИП и выбор схемы налогообложения

Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно зарегистрировать ООО или стать ИП. Самозанятые открывать ПВЗ не могут.

Работать в статусе ИП проще: меньше документов и отчетности по бизнесу, ниже административные штрафы. ООО подходит, если у пункта выдачи несколько учредителей.

Разница между ИП и ООО

ФакторыИПООО
Количество партнеровОдинОдин или больше
Уставный капиталНетОт 10 000 ₽
ОтчетностьМожно вести учет самостоятельноОтчетность сложная, нужен бухгалтер

Разница между ИП и ООО

Количество партнеров
ИПОдин
ООООдин или больше
Уставный капитал
ИПНет
ООООт 10 000 ₽
Отчетность
ИПМожно вести учет самостоятельно
ООООтчетность сложная, нужен бухгалтер

Коды ОКВЭД. При регистрации компании или ИП нужно указать коды ОКВЭД.

Для пункта выдачи подойдут коды:

  1. Деятельность по складированию и хранению — 52.10.
  2. Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки — 82.99.

Система налогообложения. Для ПВЗ нельзя применять патентную систему налогообложения, поскольку такого вида деятельности нет в п. 2 ст. 346 НК РФ. Не подойдет и АУСН, так как ПВЗ — посредник между покупателем и продавцом.

Работа на ОСН  предполагает уплату НДС, налога на имущество, налога на прибыль, но это единственный режим налогообложения, по которому ИП может получить имущественные и социальные вычеты. Этот режим чаще выбирают крупные компании со штатом больше 100 человек.

Также владелец ПВЗ может выбрать УСН  «Доходы» со ставкой 6% или УСН «Доходы минус расходы» со ставкой 15%. В первом случае меньше ставка, во втором можно уменьшить налогооблагаемые доходы за счет арендной платы за помещение или рекламы.

Ремонт и обустройство пункта выдачи заказов

Чтобы открыть пункт выдачи, нужно распланировать пространство — выделить место для склада, стойки выдачи и примерочных, — сделать ремонт и закупить оборудование.

Планирование пространства и ремонт. Если открываете брендированный пункт выдачи маркетплейса, придется следовать его брендбуку. В нем содержатся требования к планировке помещения и интерьеру, рекомендации по ремонту.

«Озон» в брендбуке рассказывает, как правильно спланировать пространство. Источник: cdn1.ozone.ru
А это инструкция по планированию склада. Источник: cdn1.ozone.ru
В брендбуке есть описание деталей ремонта. Источник: cdn1.ozone.ru
В брендбуках часто есть инструкции не только для ремонта помещения внутри, но и для оформления фасадов и входной группы. Источник: point-promo.wb.ru

Мебель. Обычно у маркетплейсов есть готовая мебель для пунктов выдачи и они предлагают партнерам купить ее.

Также можно заказать изготовление мебели в других местах. Например, «Озон» дает техническую документацию для мебельных производств. Такая же есть у «Вайлдберриз».

Минимальный набор мебели для пунктов выдачи «Вайлдберриз». Источник: point-promo.wb.ru
Минимальный набор мебели для пунктов выдачи «Вайлдберриз». Источник: point-promo.wb.ru
Базовый набор мебели для пунктов выдачи «Озона». Источник: cdn1.ozone.ru
Базовый набор мебели для пунктов выдачи «Озона». Источник: cdn1.ozone.ru

Закупка оборудования. Минимальный набор оборудования тоже есть в брендбуках маркетплейсов. Обычно нужен компьютер и сканер штрихкодов.

Также стоит установить камеры видеонаблюдения. Они нужны для решения конфликтных ситуаций с заказами, когда предмет пришел испорченным, — так ПВЗ покажет, что он ни при чем. Или, например, если клиент пожалуется на хамство сотрудника. По камерам можно посмотреть, что произошло на самом деле. Возможно, клиент пришел пьяный, плохо себя вел, и сотрудник пункта выдачи не виноват. Или наоборот — сотрудник пункта выдачи может регулярно хамить клиентам, и вы можете узнать об этом, посмотрев видеозаписи с камер.

Если ПВЗ сотрудничает с логистическими компаниями и доставляет их заказы, например с Boxberry или DPD, ему понадобятся касса и оборудование для приема безналичных платежей.

Согласование ремонта. После окончания ремонта нужно снять минутный видеообзор или сделать фото, в которых должны быть видны фасад, вывеска, табличка с режимом работы, клиентская и складская зоны. Видео нужно загрузить в личном кабинете на сайте или в приложении маркетплейса. После того как ремонт одобрят, можно начинать работу.

Наем сотрудников для ПВЗ

Пункты выдачи заказов должны работать без выходных по 12 часов в день. Обычно на ПВЗ работает два сотрудника по графику два через два. Иногда в начале работы владелец пункта сам обслуживает клиентов и нанимает только одного сотрудника себе на смену.

Вот что обычно делают сотрудники пунктов выдачи:

  • принимают заказы и размещают их на складе;
  • выдают заказы клиентам;
  • оформляют возвраты от клиентов;
  • проводят инвентаризацию;
  • поддерживают чистоту в пункте выдачи.

Из-за плохой работы сотрудника владельца пункта выдачи могут оштрафовать. Например, если работник будет принимать товар дольше полутора часов или уйдет во время рабочего дня и закроет пункт выдачи. Суммы штрафов — от 10 000 до 100 000 ₽. Некоторые штрафы выражены в процентах от стоимости товара или удерживаются ежедневно. Например, за недостаток брендированных пакетов на точке — 100 ₽ в день.

Зарплаты сотрудников пунктов выдачи зависят от города. По данным hh.ru, в Москве сотрудникам ПВЗ обещают платить 40 000—60 000 ₽ в месяц, в Рязанской области — 30 000 ₽, в Белгородской области — 20 000 ₽. Посмотрите, какие зарплаты предлагают пункты выдачи в вашем регионе, чтобы определить размер выплат будущим сотрудникам.

Продвижение пункта выдачи

Как правило, главная реклама пункта выдачи — удачная локация в проходимом месте, информация о нем на сайте маркетплейса и яркая вывеска. Лучше оформить входную группу и разместить вывеску еще в начале ремонта. Так прохожие увидят, что скоро здесь откроется пункт выдачи.

Новые ПВЗ рекламируют и сами маркетплейсы. Они сообщают клиентам об открытии пунктов выдачи в приложениях и через пуш-уведомления и добавляют их в карты «Яндекса», «Гугла» и «2ГИС».

При желании владелец пункта выдачи может дополнительно рекламировать его. Например, использовать печатные рекламные материалы, которые дает маркетплейс, — повесить их на ближайшей остановке или раздавать через промоутеров, настроить таргетированную рекламу, завести страницы пункта выдачи в соцсетях.

Анализ рисков

В работе пунктов выдачи не все зависит от владельца. Предприниматель может повлиять на выбор удобной для покупателя локации, уровень сервиса, дружелюбие персонала и чистоту внутри пункта. Но объем заказов будет зависеть от популярности маркетплейса, его репутации и покупательной способности людей. Доход владельца ПВЗ также может измениться, если по соседству откроют другой пункт выдачи или рядом закроют на ремонт объект, который обеспечивал ему трафик, например станцию метро.

Маркетплейсы могут менять тарифы для пунктов выдачи и не предупреждать об этом владельцев ПВЗ заранее. Так, в конце февраля предприниматели жаловались на снижение вознаграждения партнерским пунктам «Вайлдберриз».

Есть и другие факторы риска. Например, если покупатель возвращает товар на пункт выдачи, его стоимость вычитают из товарооборота самого пункта. Пункт может получить штраф, даже если ничего не нарушит: бывает, что клиенты, недовольные товаром, по ошибке оценивают в приложении не его, а пункт выдачи.

Запомнить

  1. Владельцы пунктов выдачи маркетплейсов зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают покупателям.
  2. Можно открыть пункт выдачи, который работает с одним маркетплейсом или с несколькими.
  3. Расходы на открытие маркетплейса и его доходность зависят от локации. Выбрать локацию помогут карты на сайтах маркетплейсов.
  4. Для открытия пункта выдачи нужно от 100 000 до 400 000 ₽. Иногда маркетплейсы могут предоставить владельцу нового ПВЗ субсидию на открытие.
  5. Некоторые пункты выдачи сразу начинают окупать расходы, другие работают в минус несколько месяцев. Лучше иметь запас денег на оплату расходов хотя бы на два-три месяца после открытия, в среднем — 400 000 ₽.
  6. Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно зарегистрировать ООО или ИП. Самозанятые открывать ПВЗ не могут.
  7. Если открываете пункт выдачи одного маркетплейса, придется следовать его брендбуку. В нем содержатся требования к планировке помещения и интерьеру, а также рекомендации по ремонту.
  8. Список оборудования тоже есть в брендбуках. Как минимум нужен компьютер и сканер штрихкодов.
  9. Пункты выдачи нужны сотрудники. Обычно два человека, которые будут работать по графику два через два.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Что может оттолкнуть вас от пункта выдачи как покупателя?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество