«Успешные партнеры существовали только в рекламе»: как я потеряла 705 990 ₽ на франшизе
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно ее отредактировала и оформила по стандартам журнала
Может показаться, что бизнес по франшизе — лучший выбор для начинающего предпринимателя.
Так думала и читательница Т—Ж, поэтому открыла математический кружок по франшизе за 510 553 ₽. Она поверила рекламным материалам и ожидала, что сможет зарабатывать 165 000 ₽ в месяц, но столкнулась с проблемами: не все процессы в компании были налажены, нужное количество учеников так и не набралось, а расходы лишь росли.
Героиня рассказала, как всего один платеж может подтолкнуть к закрытию и как бы она действовала сейчас.
Этот текст — личное мнение героя
Мы не призываем читателей не доверять какому-либо бизнесу или франшизе. Если у вас был другой опыт с этим проектом — поделитесь им в комментариях или в Сообществе.
Предыстория
По образованию я инженер-программист, работала в железнодорожной компании. Я создавала математическую модель для обработки сигналов на железной дороге, но мне это надоело — занятость по найму отнимала много времени и не давала развития.
Параллельно я занималась репетиторством по математике и физике и все это время мечтала открыть свое дело. После увольнения по собственному желанию я взяла больше учеников на обучение и стала думать о создании своего сайта, блога на «Ютубе» или онлайн-школы.
Весной 2021 года я увидела рекламу франшизы «Учи-ру», которая меня заинтересовала. В ней обещали, что мне помогут найти помещение и открыть школу, а также дадут 30 учеников на старте.
Мне показалось это приемлемым вариантом для бизнеса. Во-первых, бренд известен: кажется, практически все школьники России зарегистрированы на этой платформе. Значит, мне смогут сделать хорошую рекламу и родители учеников будут доверять школе. Во-вторых, бизнес по франшизе — это только наполовину свое дело: не нужно сидеть и разбираться в тонкостях налогообложения, придумывать и раскручивать свой бренд.
В предложении «Учи-ру» было два варианта: кружок программирования или математики, практически олимпиадной, которая мне близка, — я выбрала ее. Найти решение заковыристой задачи, применить логику, обойти систему, решая примеры нестандартными способами, — это все приносит мне невероятный кайф. К тому же, я с детства участвовала в олимпиадах, с их помощью поступила в вуз и подготовила нескольких ребят к поступлению в хорошие математические лицеи.
Я понимала, что ради будущего детей родители готовы тратиться на дополнительные занятия и кружки. Попасть на бюджет становится все труднее, а победив в олимпиаде из перечня Министерства образования, можно поступить в университет без экзаменов или зачесть результат в качестве ЕГЭ по этому предмету. В общем, бизнес я хотела делать на том, что мне понятно и близко, а не в абстрактной сфере.
Знакомство с франшизой и покупка
Изначально я думала о бизнесе в онлайне, но «Учи-ру» предлагали создать офлайн-кружок. «Ну и ладно», — подумала я и в июне 2021 года зарегистрировалась на бесплатный вебинар.
Нам рассказали про открытие, а после презентации объявили цену: паушальный взнос — 349 000 ₽, маркетинг и продвижение кружка — еще 100 000 ₽. Также предложили акцию: если купишь франшизу в течение пяти дней после вебинара, сделают скидку в 100 000 ₽. За час до окончания рекламного предложения я все-таки нажала на кнопку «заказать консультацию» — и начала свой путь предпринимателя.
Мне прислали в «Вотсап» презентацию: что-то про партнеров и финансовый план. Последний, конечно, был потрясающим. В нем показывали, что уже через три месяца у меня будет 80 учеников и доход 165 000 ₽ в месяц. Планы я делила на два, а то и на три. В рекламе всегда преувеличивают, поэтому было ясно, что все будет не так безоблачно, как описывается в модели.
Я подготовила 28 вопросов про процессы и нюансы, которые мы разобрали на консультации с менеджером. Немного смутило, что франшизу предлагали от «Учи-ру», а договор я заключала с партнером «КодКласс». Позже узнала, что «Учи-ру» стали совладельцами компании. Я успокоилась и стала изучать договор, который мне прислали.
Он был на 33 страницах. Открыла его на айпаде, прочитала и поставила подписи электронным стилусом. Оплатила паушальный и маркетинговый взносы. Со скидкой все вместе вышло 349 000 ₽.
- 349 000 ₽
Было нереально страшно, хоть в маркетинговом договоре и гарантировали 100 таргетинговых заявок от клиентов. Еще меня беспокоило роялти в 30 000 ₽, но платить предполагалось только в декабре — в запасе было много времени.
Моей целью было не получить прибыль, а ощутить себя бизнесменом, важным человеком в белой рубашке. Но и в минус, конечно, не хотелось уходить. В семье и ближайшем окружении предпринимателей не было, для меня это было чем-то из другого мира. Родным я сначала не стала рассказывать про школу — говорила, что знакомые позвали меня преподавать и помочь с открытием кружка.
Регистрация бизнеса
У меня был первоначальный капитал: год назад я продала комнату в общежитии, в которой когда-то жили мои бабушка и папа. Я вложила деньги в акции, облигации, доллары и евро. Папа был рад избавиться от висящей на нем комнаты и не интересовался, куда я вкладываю деньги с продажи, считая, что все идет мне на благо. Перед открытием кружка я начала конвертировать вложенное обратно в рубли и вкладывать в бизнес.
В конце июня 2021 года, после оплаты паушального и маркетингового взносов, я получила доступ к материалам на «Геткурсе», где были инструкции от франчайзера.
Для начала я оформила ИП и открыла банковский счет. Также выпустила электронно-цифровую подпись за 3000 ₽ и зарегистрировалась в системе «Контур», где вела электронный документооборот. Все это было для меня в новинку: я считала, что электронная подпись — это когда ты расписываешься стилусом, прямо как я на айпаде, подписывая договор.
Зарегистрировала онлайн-кассу и подключила платежный сервис, чтобы клиенты могли расплачиваться онлайн. Для эквайринга выбрала банк, который брал 2% комиссии с каждого платежа, терминал не покупала. На этом этапе я потратила 19 060 ₽.
- 19 060 ₽
На обучающем курсе советовали сразу после открытия перейти на упрощенную систему налогообложения. Это был хороший совет: вместо НДС и НДФЛ платишь только налог по УСН и сдаешь всего одну декларацию в год — сама бы я не сразу додумалась.
Также говорили, что через время стоит взять патент: так будет меньше налогов — заплатил фиксированную сумму и не переживаешь. Но в этом была и сложность: патент можно оформить только по коду ОКВЭД «85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых», а для этого все учителя должны быть с педагогическим образованием. Я понимала, что такие преподаватели у меня вряд ли появятся, — скорее это будут студенты математических вузов.
Я думала, настоящие предприниматели занимаются тем, что постоянно ходят в налоговую и относят туда папки с бумагами. Оказалось, что весь процесс происходит в электронном виде: ты можешь просматривать всю информацию о налогах и страховых взносах на сайте ФНС. Банк сам готовил все декларации и напоминал, когда и что нужно оплачивать.
Выбор помещения и подготовка места
Я искала помещение площадью не менее 25 м² — это требование франчайзера. В памятке предлагали пройтись по району и посмотреть объявления на окнах. Я смотрела на «Циане» и «Авито».
В начале июля я начала выбирать помещения вживую. Мне попадались варианты с отдельным входом с улицы. Я смотрела на них и мечтала, как дети будут заходить туда, отряхивать ноги от снега, снимать курточки в прихожей, здороваться с администратором. Но такие варианты были слишком дорогими. Например, один из них стоил 49 000 ₽.
Следующее помещение было намного лучше и находилось в мансарде: окна во всю длину стены и даже на потолке, светлый и уютный класс. И всего за 27 000 ₽, включая высокоскоростной интернет, уборку и охрану. Просто мечта.
В начале августа владельцы франшизы одобрили это помещение при условии, что я покрашу стены. Через «Профи-ру» я нашла мастера с отличными отзывами, он взял заказ, а я купила краску и расходники. Хозяин помещения включил расходы на ремонт в счет аренды, поэтому за первый месяц я заплатила 13 500 ₽.
Учительский стол, шкаф и пара стульев в кабинете уже были. Я заделала несколько дырок в стене и починила стол. Друг помог повесить маркерную доску, которую я купила, а телевизор я привезла из дома родителей и повесила сама.
Парты и стулья я хотела купить такие же, как в обычной школе, но поставки задерживались, поэтому я взяла пять удобных столиков по 3100 ₽ каждый и десять мягких вращающихся стульев по 2554 ₽. Еще под конец работы в классе появился диван из «Икеи», который я купила на «Авито» всего за 1699 ₽, включая доставку.
Для учеников я приобрела шесть планшетов за 65 495 ₽ — без них не обойтись, часть заданий мы делали на платформе «Учи-ру». Всю канцелярию я выдавала бесплатно.
Также купила танграмы — это деревянные или пластмассовые квадраты, разрезанные на семь частей разной формы. Их используют для логических задач: по предложенному рисунку нужно понять, каким образом сложить фигурки, чтобы его повторить.
Расходы на подготовку к работе кружка — 136 698 ₽
Планшеты | 65 495 ₽ |
Стулья | 25 540 ₽ |
Столы | 15 500 ₽ |
Услуги маляра | 10 800 ₽ |
Маркерная доска и принадлежности | 4918 ₽ |
Краска и расходники | 3084 ₽ |
Канцтовары | 2836 ₽ |
Кронштейн для телевизора | 2199 ₽ |
Танграмы | 2189 ₽ |
Диван | 1699 ₽ |
HDMI-провод, переходник | 1240 ₽ |
Удлинитель | 599 ₽ |
Чайник | 599 ₽ |
Расходы на подготовку к работе кружка — 136 698 ₽
Планшеты | 65 495 ₽ |
Стулья | 25 540 ₽ |
Столы | 15 500 ₽ |
Услуги маляра | 10 800 ₽ |
Маркерная доска и принадлежности | 4918 ₽ |
Краска и расходники | 3084 ₽ |
Канцтовары | 2836 ₽ |
Кронштейн для телевизора | 2199 ₽ |
Танграмы | 2189 ₽ |
Диван | 1699 ₽ |
HDMI-провод, переходник | 1240 ₽ |
Удлинитель | 599 ₽ |
Чайник | 599 ₽ |
Отбор учителей
Школа считается открытой, когда хотя бы один из учителей прошел обучение и сдал экзамен в системе «Учи-ру». Я искала преподавателей в телеграм-канале с вакансиями от моего вуза, на «Профи-ру» и на «Хедхантере» — отдала 1080 ₽ за продвижение объявления.
Проводила небольшие собеседования, пытаясь понять, подходит ли учитель под требования франчайзера. Это должен быть человек с высшим математическим, педагогическим или средне-профессиональным образованием, например студент старших курсов или выпускник педагогического колледжа. Обязательно должен быть опыт преподавания от трех месяцев, а возраст — от 20 до 50 лет.
Кандидаты заполняли небольшую анкету о себе, отвечали на вопросы о том, как они действовали бы в разных ситуациях, решали задачи. Если франчайзер одобрял анкету, преподаватели проводили для меня мини-урок, объясняли у доски термины на примерах. Я записывала все на видео и отправляла в «Учи-ру». Если кандидат подходил, ему предоставляли доступ к учебным материалам.
Искать учителей было непросто. Одна девушка надолго пропала и не отзывалась, а позже сказала, что была без связи. Прошла обучение, но на зачете не появилась, снова исчезла. В итоге заявила, что очень занята переездом. С другой кандидаткой мы назначили встречу на 12:00 в воскресенье. В 11:30 я была около школы, в часе езды от моего дома. Спросила, едет ли она, на что получила ответ: «У меня изменились обстоятельства, я нашла другую работу». Она даже не извинилась.
Прошедшим отбор преподавателям нужно было прослушать несколько уроков, ответить на контрольные вопросы, а также сдать пробный и основной зачеты. С первым обученным учителем кружок мог запуститься и начать давать рекламу. Я тоже проходила тестирование как преподаватель, поток кандидатов во все филиалы страны был огромным, и запись на зачет была расписана на неделю-две вперед. Из-за этого я теряла время — в среднем процесс тестирования и отбора занимал месяц.
В сентябре у меня были две учительницы, которые прошли отбор. Они оформили самозанятость, и я заключила с ними договор. В итоге они провели всего пару занятий, я платила им по 1000 ₽ за полуторачасовой урок. Поскольку я тоже прошла тестирование, то преподавала в основном сама.
Несмотря на пройденные испытания от «Учи-ру», учителей нужно было контролировать. На занятии преподавательница неправильно рассказывала про римские цифры, пришлось ее поправить. Еще я не могла оставить учителей проводить вводные бесплатные уроки самим, так как нужно было быстро ориентироваться: одним ученикам дать дополнительное задание, а другим полегче, или настроить планшеты, если они не работают. На тот момент я еще не написала полную инструкцию для преподавателей, поэтому не могла делегировать им уроки.
Уроки и учебный процесс
Еще в конце июля мне дали базу данных с телефонами заинтересованных родителей, которым уже позвонили из колл-центра и рассказали о кружке. Мне предстояло обзванивать их по второму кругу и записывать детей на открытые уроки.
Потенциальные ученики были из школ поблизости, мы занимались в выходные. Можно было сделать занятия и в будние дни, но учеников не набралось — каково было мое удивление, когда на первый открытый урок в конце сентября пришли всего четыре ребенка, а я ожидала хотя бы десять. Трое учеников продолжали ко мне ходить до закрытия.
Я продавала полуторачасовые занятия абонементами: на 4, 14 или 28 уроков — такой формат установила управляющая компания. Всего в учебном году было 28 занятий по выходным, после которых следовали летние интенсивы — они оплачивались отдельно. Также была возможность купить одно занятие.
Один урок стоил 1475 ₽, четыре — 5400 ₽, а большие абонементы выходили еще дешевле: 14 занятий — 17 500 ₽, 28 занятий — 33 000 ₽. При покупке абонемента на четыре занятия на открытом уроке была скидка 500 ₽.
Ученики были из начальной школы, для детей постарше на тот момент еще не разработали программу. Записавшихся на открытые уроки я заносила в ERP-систему франчайзера, где можно было присваивать статусы, смотреть успехи детей и открывать им доступ к учебным материалам на планшетах. На бесплатные открытые уроки записывалось немало учеников, но оставались единицы.
Работая в кружке, я познакомилась с людской безответственностью. Родители считали нормальным записываться на открытые уроки и не приходить без предупреждения — даже после моей просьбы предупредить заранее.
Платные уроки также проводились в выходные, по полтора часа. Сначала ученики занимались в рабочих тетрадках, которые мы закупали у «Учи-ру», потом решали задания на планшетах, а после перерыва собирали танграмы или разгадывали головоломки. Все уроки, включая открытые, длились с 10:00 до 17:30 по субботам и воскресеньям, но иногда я так уставала, что спала в классе пару часов, прежде чем поехать домой.
На открытые уроки ученики приходили вместе с родителями — с конца сентября до Нового года я провела примерно 25 таких занятий. Я показывала презентацию и давала всем задачки. Родители поначалу смущались, но со временем втягивались в процесс и с увлечением ломали головы, собирая очередной танграм. И если дети уже привыкли к тому, что их занимают или увлекают, то для родителей это было в новинку — они расцветали и долго благодарили меня в конце. По окончании открытого урока ребенок получал сертификат, брендированное расписание уроков и набор стикеров — дети им радовались. Еще ученикам дарили красные резиновые браслеты с надписью «uchi.ru» — на них я потратила 1140 ₽.
Задания для открытых уроков и сертификаты франчайзи были обязаны печатать сами, а расписания и стикеры — по желанию. Все это раз в неделю я печатала с вечера до глубокой ночи у своего друга на струйном принтере. На каждого ученика нужно было подготовить примерно 12 листов, а принтер не спешил. Затем нужно было все рассортировать, разрезать стикеры и разложить материалы по файлам. Я покупала только бумагу, потратила 1785 ₽. Читала, как некоторые франчайзи высказывали недовольство расходами на печать в чате партнеров, но все продолжали это делать.
Рабочие тетради мы заказывали из Екатеринбурга по 200—230 ₽ у ИП Игоря Закоморного — как я поняла, это второй бизнес владельца «КодКласса». По условиям покупать можно было не меньше 80 тетрадей, так что мы кооперировались с другими франчайзи в чате «Вотсапа» и делили заказ. Печатать рабочие тетради в другом месте было запрещено — такая вот монополия. Я покупала тетради дважды: в первый раз заплатила 9200 ₽ за 40 штук, во второй — 5200 ₽ за 26 экземпляров.
У меня была проблема с учебными материалами: некоторые уроки растягивались надолго, и мы успевали сделать лишь половину заданий, а другие уроки мы заканчивали быстро, и было неясно, чем заниматься дальше.
Но сами тетрадки — загляденье. Красочные, с нарисованными героями Гришей и Соней. Задания были толково разбиты по темам: от простых к сложным. Мне как учителю тетради нравились.
Продвижение
Франчайзи рассказывали о себе только так, как нам говорила управляющая компания. Образец листовок лежал в личном кабинете на «Геткурсе». Я подредактировала на нем адрес и в сентябре пошла раздавать. Работать промоутером оказалось страшно. Мало кто брал брошюры, в основном все отказывались. Я раздавала листовки у школы и на празднике в парке.
В декабре я ходила по школам с просьбой распространить буклеты в классе. Обычно меня не пускали дальше порога, с завучем не связывали. Только в одной из пяти школ ко мне подошла учительница, выслушала меня, взяла листовки и обещала раздать. Обратной связи я не получила. Думаю, что она их не раздала.
Насколько я поняла, в социальных сетях мы не имели права рекламироваться под брендом «Учи-ру» — только как абстрактный класс математики. По идее, для каждого кружка и города управляющая компания должна была создать отдельные страницы и вести их, но, на мой взгляд, правообладатели не спешили продвигать наш бизнес, если не считать основные группы бренда во «Вконтакте» и «Фейсбуке» с несколькими вялыми постами, которые лайкали сами партнеры.
Я все-таки завела в соцсетях страничку своего кружка и пыталась его рекламировать. В «Инстаграме» подписывалась на знакомых и случайных людей — искала их по тегам с названием ближайших к школе мест. Во «Вконтакте» потратила 1790 ₽ на платное продвижение. Просмотры были, но почти никто не подписывался.
В «2Гис» и «Яндекс-картах» мой кабинет уже был обозначен франчайзером, я добавила туда фото помещения. Еще я просила мам учеников прорекламировать кружок в чате их школьного класса — несколько человек пришли по таким приглашениям на открытые уроки.
По моему мнению, никаких выстроенных бизнес-процессов у головной компании не было, все тестировали на нас. Страницы математических классов, запущенных франчайзи, на сайте «Учи-ру» появлялись тоже не сразу. Позже в том разделе начал твориться беспредел: в списках были уже закрытые кружки, но не появлялись открытые.
Нам рассказывали про «успешных партнеров», которые много зарабатывали, но в чате мы их не видели.
Самые успешные франчайзи, которых я знаю, набрали около 40 учеников, но сделали это самостоятельно через объявления в своих ЖК. В итоге они закрылись где-то спустя год. Еще меня повеселила реклама «состоявшихся партнеров», часть из которых, как я предполагаю, были выдуманы, а их фотографии взяты из фотостоков.
Обсуждать аренду помещения или ремонт мне несложно, но обзванивать потенциальных клиентов — тяжелый и стрессовый труд. Я привлекла к звонкам сестру, подругу и преподавательницу, вчетвером мы пытались справиться с этой задачей. Я приглашала на открытые уроки людей из франчайзерского списка — сначала писала в «Вотсапе», затем звонила.
Я считаю, что мы с другими франчайзи не должны были этим заниматься: нам обещали заинтересованных родителей, которые уже заполнили заявки и оставили телефон, чтобы мы уточняли даты занятий, а не уговаривали их прийти к нам. Но таких клиентов у меня было всего пять человек вместо обещанных ста, они и без открытого урока готовы были купить абонемент. А те, кого мы вызванивали, были очень вялыми, после долгих уговоров приходили на открытые уроки, забирали призы, уходили, и больше мы их не видели. За что мы платили?
В то время «Вотсап» разрешал доступ к аккаунту только с одного устройства, и это был отстой. Когда заходит кто-то другой — меня выбрасывает из профиля. Я могла бы перепоручить рассылку сестре, если бы все происходило в «Телеграме», но, к сожалению, многие клиенты тогда еще не были в нем зарегистрированы.
И это мне еще повезло с базой. Все клиенты действительно были из моего или близлежащего районов. Не всем партнерам повезло так же. Например, как я поняла, кому-то вместо Петербурга достались люди из Калининграда, Нальчика и Сахалина. Одной девушке-франчайзи база подкидывала клиентов из коррекционной школы-интерната.
Доходы и расходы
За полгода существования математического класса я заработала 54 750 ₽. Эта сумма, конечно, не покрыла мои расходы.
- 54 750 ₽
Чтобы запустить кружок, я потратила 510 553 ₽, а за время его работы — еще 195 437 ₽. Больше всего денег ушло на аренду помещения — 148 500 ₽. Среди других крупных трат были страховой взнос на 19 778 ₽ и тетради для учеников за 14 400 ₽. На роялти, связь, комиссии, докупку канцелярии и прочие мелочи я потратила еще 12 759 ₽. Общие расходы — 705 990 ₽.
После завершения работы я устроила распродажу вещей, получилось вернуть 60 200 ₽.
Причины провала
Есть известный бренд, заслуживающий доверия, прекрасные задания, серьезная система обучения учителей, реклама, которую обещала дать управляющая компания, — казалось бы, что может пойти не так? Спустя время у меня в голове сложились основные ошибки франчайзера.
Организация учебных процессов. Нам говорили, что кружки уже запущены, работают в течение нескольких лет, задания составлены и проверены на детях и учителях. На деле, как я понимаю, существовали только пара классов — там провели несколько занятий и пустили в бой. Задания составлялись практически в режиме онлайн: например, нам пора начинать следующий модуль, аналог четверти в школе, а тетради еще не готовы. Приходилось делать распечатки заданий, которые присылали методисты.
Потеря времени. Управляющая компания явно не ожидала такого массового наплыва учителей, да еще и из разных часовых поясов. А ведь всех надо было обучить, провести пробный зачет, аттестацию. Возможно, это было бы не так страшно, но этот бизнес — сезонный. Детей нужно набирать в конце августа — начале сентября, иначе они разойдутся по другим кружкам, и тогда придется ждать следующей волны набора — после Нового года.
Во время локдауна нас закрывали на полторы-две недели. К сожалению, компенсацию от государства в 12 000 ₽ я не успела получить, потому что ИП было зарегистрировано позже даты, указанной в требованиях к оформлению субсидии.
Сложности с записью. Школьники часто болели, их постоянно приходилось перезаписывать на открытые уроки. Кто-то не хотел тратить выходной на сидение в классе, кто-то вяло обещал прийти и не приходил, кого-то было некому водить. Я так и не получила свою сотню обещанных заявок и учеников.
Несоразмерные доходу роялти. В декабре 2021 года у меня было пять-шесть учеников. Я надеялась уйти на новогодние каникулы, отдохнуть, перезагрузиться — но нет. Я постоянно думала о школе, нервничала, читала чат партнеров. О чем-то я даже не спрашивала кураторов напрямую: на основе их ответов другим уже предполагала, что ответят мне.
По договору я должна была отчислять франчайзеру 10% от дохода в течение двух месяцев после запуска, а с третьего месяца — уже 20%, но не меньше 30 000 ₽.
Результаты были неутешительными. Я поняла, что не потяну 30 000 ₽ роялти в месяц и что мне пора закрываться. За первые три месяца я внесла 1277 ₽ — 10% от своего дохода. Заплатила меньше положенного, потому что управляющая компания одобрила отсрочку на месяц, которую я у них до этого попросила.
Коллективные жалобы и закрытие кружка
Еще в октябре 2021 года 32 партнера, я в том числе, направили в дирекцию «Учи-ру» письмо с требованиями отменить роялти до осени 2022 года, настроить обещанное продвижение и предоставить клиентские заявки, а также временно прекратить набор новых франчайзи, пока не решат проблемы с текущими. В ноябре к заявлению присоединились еще несколько человек.
Несмотря на наши жалобы, ни «КодКласс», ни «Учи-ру» долго ничего не меняли. Позже управляющая компания из-за недобора учеников уменьшила платеж до 10 000—15 000 ₽ — но это произошло, когда я уже закрылась.
Перед закрытием мне предложили подписать документ. В нем было два важных пункта: маркетинговый договор предлагали объявить незаключенным — будто бы по технической ошибке мы и не должны были его заключать. Предполагаю, это было сделано для того, чтобы я не могла подать в суд за невыполненные условия по продвижению. А по договору франшизы я и так не могла требовать деньги — паушальный взнос невозвратный.
Второй пункт обязал бы меня платить по 100 000 ₽ за публикацию любой информации, которая очерняет деятельность кружков. Ничего из этого я подписывать, конечно, не стала.
В конце января 2022 года я фактически закрыла кружок и отправила письмо о расторжении договора. Его не подписали. Через два месяца, как написано в условиях, договор прекращает действовать.
В феврале со мной созвонились: мы сошлись на том, что мне вернут 70 000 ₽ за маркетинг, уже за вычетом 30 000 ₽ роялти. В марте, когда я спросила про деньги, кураторы сказали, что администрация решила мне отказать. Поэтому я отправила досудебную претензию, но получила ответ, что все обязательства с их стороны были выполнены.
Выводы и советы начинающим предпринимателям
По моему мнению, основная проблема этой франшизы была в том, что она напоминала собаку на сене: и нам не давала работать, и на себя не брала развитие. Обещанного маркетинга я не увидела, как и налаженных бизнес-процессов, а успешные партнеры, кажется, существовали только в воображении менеджеров. Никаких предложений по улучшению от франчайзи управляющая компания не принимала, главное — состричь паушальный взнос и роялти. Дальше — хоть погибай.
Я считаю, что мне не хватило денег. Еще бы месяц — и управляющая компания снизила бы роялти, а я набрала бы еще немного учеников и, может, выплыла бы. Затем, возможно, открыла бы уже свой кружок на базе этого, а с франшизой бы распрощалась. Ответственнее подошла бы к летнему набору учеников.
Мне повезло больше других, потому что я открылась в сезон, у меня была дешевая аренда и люди, готовые мне помочь с печатью и звонками. Я не смогла пересилить страх телефонных разговоров, но, как я понимаю, они неприятны многим, поэтому посоветовала бы найти человека на эту работу.
Кроме того, я сама преподаватель, поэтому мне легко было искать учителей. Лучше открывать такой кружок поблизости от школ, где можно будет договориться с администрацией и провести открытые уроки или презентации для родителей. Также советую рассмотреть аренду рядом с крупными ЖК, в чатах которых можно рекламироваться.
Сейчас я бы запустила бизнес с минимальными вложениями, не ждала бы разрешения со стороны и определенно не жалела бы денег на продвижение. Маркетинг — сила.
Считаю, что лучше вести дела с партнером, чтобы тебя могли подменить, если ты заболеешь, например. А иногда нужно просто посоветоваться: «Как считаешь, эта идея нормальная? Как тебе логотип?»
В целом, мне очень понравилось вести бизнес, это было интересно и насыщенно. Я до сих пор скучаю по моему уютному классу и ученикам. Ребята, кстати, сильно расстроились, когда узнали о закрытии. Им и правда нравились наши уроки. Может, когда-нибудь я открою еще один кружок, используя предыдущий опыт.
Как все устроено в «Учи-ру»
Коммерческий успех кружков на 90% зависит от личной активности партнеров, соблюдения всех рекомендаций управляющей компании и следования финансовому плану. Это мы проговариваем до заключения договора.
В финансовом плане указано, что для прибыльности кружка стартовая инвестиция должна составлять минимум 600 000—700 000 ₽, а количество учеников на начало учебного года — 80 человек. В плане также заложены рекомендуемые расходы на маркетолога и менеджера по работе с базой для записи учеников на открытый урок. Указано рекомендуемое количество звонков, приводятся скрипты по их проведению.
В случае когда на этапе запуска инвестиции сильно сокращаются, функции маркетолога и менеджера по работе с базой берут на себя руководитель и учителя, а количество учеников на старте составляет шесть человек, на прогнозируемую выручку выйти весьма сложно.
Когда кружки по математике запускались впервые, могли возникать накладки. По итогу 2021—2022 учебного года мы доработали и улучшили методическую базу по этому предмету, а весной 2022 года значительно снизили роялти, сделав их динамическими в зависимости от суммы выручки в месяц — сейчас они составляют 10—15%.
При этом большинство партнеров, которые присоединились к нам в начале 2021—2022 учебного года, продолжают работать с нами и показывают прибыльность.