Я начал проходить курс по Java и понял, что потратил деньги впустую

55

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

На самом деле я много лет не хотел публиковать этот отзыв в надежде на какие-то изменения. Я вообще не люблю публиковать отзывы и этот плохой отзыв от меня является вторым в моей жизни.

Предыстория

Я как и многие поддался массовой истерии по поводу привлекательности IT-направления, удобного графика, возможности переезда и высокой зарплаты, многие учреждения стали предлагать это направление в диапазоне с 2020 года и даже государство, бесплатно проводило курсы для все желающих и даже мамочки с детьми с радостью решили воспользоваться таким аттракционом невиданной щедрости.

Обучение

Мы брали с другом по одному большому курсу. У друга был на тот момент один из дорогих курсов по java, а я взял максимальный курс по тестированию ПО. По началу была большая мотивация и что-то новое, интересное, но дальше все пошло не так. Во-первых, мой курс начинался в 22:00 местного времени и заканчивался в 00:30 или позднее, а проходил курс 3 дня в неделю и с утра на работу. Я не завидовал тем, кто живет еще дальше и у них время под утро. По сути, это большая проблема не оптимизация временного промежутка обучения, все ориентировано на Мск, Спб и близкие регионы.

Однако это не основная проблема, а основная проблема начала складываться в сложности некоторых программ и долгое зависание в них, долги и невозможность нормально успевать. Например, основы тест-аналитики, где большая часть группы вообще не понимала толком, что делать.

Привлекательность обучения снижалась, а ажиотаж по айти стал потихоньку угасать у многих в стране.

Как оказалось позже, многие из моего потока так и не закончили программу и забросили ее, кто-то закончил, но получил совсем не те документы, которые обещали, а кто-то просто в последствии разочаровался программой обучения или отсутствием определенного уровня подготовки для работы в данном направлении. То есть работодателям было недостаточно уровня данной программы.

В итоге, спустя время мой друг узнал, что появились новые курсы обучения и даже была информация о том, что можно заменить свой курс. Мы очень обрадовались такой возможности, но не на долго.

Он хотел больше уйти в аналитику, меня заинтересовали творческие направления, типа режиссёра или сценариста.

В итоге с нами связались менеджеры и сказали, что если мы доплатим от 20 до 30тр, то нам смогут изменить программу. В моем случае сценарист оказался дороже профессии тестировщика (изначально заявлено, что я должен получить диплом QA инженера). То есть сейчас эта цена составит со скидкой 145тр, а сценарист 175тр. За 8 месяцев обучения с помощью записанных видео! (Очень смешно кстати) У меня были например живые вебинары, что на уровень выше.

Результаты

Как итог — как и в самом начале, красивая замануха, все круто, но все курсы необоснованно дорогие, скидки аж до 65%, но уровень программы у некоторых за 20-35тр с записями от каких-нибудь простеньких обучающих платформ.

Что хочу сказать, на самом деле я очень разочарован таким «подходом», нет никакой гибкости и стремлению к лояльности клиентов, есть либо обычный спрос\предложение. Ничего уникального.

Если раньше я, занимаясь военно-патриотическим воспитанием молодежи на протяжении многих лет реально хотел среди ребят сделать хорошую рекламу (а так же говорил о реферальной программе с самим учебным порталом) данной площадки в разных регионах РФ (Свердловская область, Челябинская область, Курганская область, ХМАО-Югра, Самарская область), то сейчас смело я могу сделать антирекламу на основе моего опыта, опыта моего друга и опыта моих сокурсников. Скрины с эмоциями я конечно же сделал, чтобы было не голословно.

  • felidaeНу edtech это развод уровня абонементов в спортзал1
  • Pirozhok_s_kapustoyГде учились? В Яндексе, например, удобная система обучения. Там тренажёр: проходишь теорию и решаешь задания в онлайн-формате. В случае чего можно обратиться к ревьюеру. Заниматься можно в любое время. Может, у вас мотивации просто не хватило? Об этом говорят метания тестировщик-режиссер5
  • АватаркаPirozhok_s_kapustoy, судя по картинкам, GB1
  • НикитаВ статье есть два противоречащих тезиса: 1. Обучение сложное. «Основная проблема начала складываться в сложности некоторых программ и долгое зависание в них, долги и невозможность нормально успевать. Например, основы тест-аналитики, где большая часть группы вообще не понимала толком, что делать.» 2. Обучение недостаточное. «Работодателям было недостаточно уровня данной программы.» Если будет выше уровень, то будет ещё сложнее, дольше и дороже. А если ниже — то еще хуже для успешного трудоустройства. Кроме того, налицо недостаток мотивации автора. Сначала хотел быть тестировщиком, а потом р-р-р-а-з — и сценаристом. Такие сложности с профориентацией нормальны для подростка, заканчивающего школу и думающего, куда поступить. Но ненормальны для взрослого сформировавшегося человека.19
  • MMaximaЗачем вообще нужно было выбирать курс, который не устраивает вас по времени проведения занятий? Ловушка онлайн-курсов в том, что способность к дисциплинированному самообучению есть у очень немногих, остальные надеятся, что преподаватель волшебным образом за денежку дистанционно вложит им знания в голову.6
  • Антон И.Никита, Обучение было в 2021 году, предложили замену в 2024. При чем тут профориентация? Мотивация позволила обучиться пол года без проблем. Проблемы были в том, что сама платформа никак не мотивировала, а некоторые преподы не до конца доносили информацию. Выбор пал из списка профессий связанных с фото\видео и сценарной работой для игр и тд.0
  • НикитаАнтон, мотивация бывает внешней и внутренней. Если внутренней недостаточно, рассчитывать на внешнюю бесполезно.8
  • Никита ЗиминPirozhok_s_kapustoy, там на одном из скринов видно, что это GeekBrains. Такая же помойка, как Скилбокс, с таким же нулевым качеством обучения. Все знакомые, кому посчастливилось купить там курс, рассказывали примерно одно: материал очень посредственный, люди на потоке быстро разбегаются, а потом и сами преподаватели (если они вообще есть и это не тупо курс в записи) перестают вести занятия. Мотивацию при обучении в целом тяжело удержать, а когда само обучение весьма посредственное, то и вовсе нереально. Да и даже в хороших школах зачастую до конца курса доходит лишь каждый 50й, а то и 100й, что и говорить про школы, основные инфоцыганами?10
  • Быдло куртуазноеТипичный случай - человек думает, что ИТ это просто, щас пройдёт курс и начнёт зашибать деньгу. В реальности даже простейший курс на "тестировщика" осилить не способен.13
  • Evgeniy BozylevТак вы проходили курс по Джаве или по тестированию. С таким сумбуром в голове неудивительно что результат оказался невнятным. Вместе с тем соглашусь что эта истерия вокруг курсов не более чем маркетинг. Работодателям не нужны миллионы недоученных джунов15
  • ВладимирАнтон, кто должен поддерживать мотивацию если не ты сам? Так забавно это - заплатил деньги и решил что знания сами упадут в голову? Такими как ты инфоцыгане просто пользуются. А те кто реально хотел войти в IT научились на бесплатных курсах в ютубе и давно уже работают. Я сам так и сделал. И не на тестировщика, а на разработчика, что гораздо сложнее.12
  • Антон И.Evgeniy, Это модераторы заголовок поставили за меня на основе текста.6
  • ОлегА вы дальше продолжайте орать - высшее образование бесполезное, там 9 из 10 предметов не нужны вообще, там все нужное за три месяца освоить можно! Освоил? Сценаристом он собрался стать за 240 часов просмотра видео. А что не нейрохирургом? 240 часов это объем одной приличной дисциплины высшего образования или двух простых. Это объем повышения квалификации в какой-то определенной специфике для имеющего профильное образование этой же области, но никак не обучение с нуля. Ну не учатся биологи программированию, а программисты юриспруденции за 240 часов.17
  • Иван АндреевичПохоже это проблемы конкретного курса. Но если честно, проработав 10 лет в ИТ, могу сказать что один курс погоды не сделает. В каждом курсе есть хорошо раскрытые темы и слабые. Не часто один преподаватель может одинаково хорошо и увлекательно рассказать все темы курса. Так что я обычно скачиваю штук пять курсов, смотрю их содержание, как пример структурирования знаний - это уже многое говорит о преподавателе. Затем слушаю манеру преподавания. Отсутствие мэканий-бэканий, хорошо поставленная речь, способность раскрыть вопрос, а не так как это делают знаменитые расшифровки от гугла: "Филателист - Человек, к-рый занимается филателией". Или "Bean представляет собой singleton". Ну ясно понятно... Вообщем нужно: - Просмотреть хотя-бы пару курсов, которые будут друг друга дораскрывать; - Читать обьяснения в сети. Удобно сначала найти лаконичное, но емкое определение, а потом закапываться вглубь; - А так же иметь книгу по той же теме, и читать ее в свободное время, не выделенное на курсы, в транспорте например; - Ну и само собой выполнять практические задания, придумать себе пэт проект; - Писать конспект по изученному материалу, каждый раз переписывая его и дополняя "слепые зоны". Да это больше времени, но зато с таким подходом работодатель не скажет что знаний вам недостаточно8
  • Maxim KaТестировщики - это очень часто девчонки, которые кое как со скрипом закончили вышку инженера-программиста с помощью одногруппников и ничего не поняли, но готовы учиться и работать. Без негатива, все тестировщицы, с которыми я работаю адекватные умные девушки, которые делают важную часть работы, которую я бы делать не стал. Если человек хочется вкатиться в интеллектуальную сферу для илиты, и считает, что если он заплатит 100к, то его научат получать по 200к в месяц, то тут даже зачатками интеллекта не пахнет, увы. А то что ты не осилил даже задачи тестировщика, где 0% сложности и 50% рутины, и 50% усидчивости, то это вообще кринж, работай руками.0
  • Александр Мельникfelidae, вы хотели сказать, что и в Эдтехе, и в спортзале нужно самому заниматься? Нужно. То, что с вас взяли деньги, само по себе знания или мышцы не даст.1
  • Александр МельникВсегда умиляют эти жалобы на курсы, которые не осилили. Ни один курс не заменит вам насилия над собой ради того, чтобы стать образованнее и получить новые навыки. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, вам только бросают круг...2
  • DegitС какой целью вообще пошли на курс? Знания можно получить по книгам и просто в интернете. Взяли программу курса и пошли штудировать. Корочки в не гос структурах не очень интересны смотрят на знания и опыт. Или всё же вы заплатили деньги чтобы вас за ручку вели подбадривали и мотивировали, тогда вам больше психолог нужен, не потому что у вас проблемы, а для анализа и поиска мотивации. Хотя если у вас нет мотивации это изучать самостоятельно, вы не горите этим, это не ваше просто, и вас не заставят полюбить ИТ.3
  • MMaximaАнтон, читайте внимательно. Я не пишу, что это стало основной причиной. Но неудобное время проведения занятий тоже не мотивирует.2
  • LolKekОлег, я окончил Computer science направление спбгу. По итогу мне все отвечали, что недостаточно опыта/нет проектов, нужно владение стеком технологий. В этом высшем образовании никто не учит практике и освоению инструментов разработки.3
  • Андрей ЗабиронинЖду статью, где недо хирург будет жаловаться, что учиться слишком долго и трудно.0
  • ЕленаСоколоваПлощадка то реально ни о чём! Я пыталась пройти курс по разработке в python, оказалось проще самой изучать. Единственный более менее нормальный блок это по реляционным базам данных и то с натяжкой. Просто команды я и сама почитаю и напишу базу. По агилю обучение вообще какая-то лажа в записи с тестами глупыми. Ну такое себе конечно. Если честно курс купила три гола назад и вот периодически возвращаюсь, но это так неинтересно, что я уже сама по книжкам занимаюсь. И кстати есть бесплатные лекции вуза какого-то, там преподаватель очень хороший.1
  • RuslanАнтон, так все правильно. Они сюсюкаться должны? Уважаемый взрослый человек, наверное уже пора понять, что кроме вас, никто ответственность за вашу жизнь брать не будет. Курсы это и так упрощение, раньше да и сейчас люди читают книги, смотрят курсы, и всем тяжело. Знания в голову никто не засунет, мотивации тоже никто не даст. А может это и хорошо? С целью, АйТи - это деньги, пойду туда, ничего же хорошего не выйдет?3
  • Дарья БарыгинаLolKek, а кто мешает получать опыт , пилить проекты, а не просто сидеть за партой?1
  • SergeyЧувак, Не всем дано познать айти :)0
  • airinЯ вообще не понимаю, как можно что-то изучить по видео. Может, Вам нужно просто открыть разные учебники и самому почитать теорию, параллельно выполняя практические задания? И тогда за 240 часов, возможно, Вы усвоите то, что необходимо знать тестировщику, совершенно бесплатно и в удобное для Вас время суток. Если Вы вообще в состоянии что-то усвоить, конечно. И если Вы просто прогуглите, то обнаружите, что никакие сценаристы работодателям не нужны для разработки игр, нужны программисты и художники, поэтому курсы сценаристов - это просто развод на деньги. Ну и, кстати, учителя на курсах не работают, там работают преподаватели, в обязанности которых не входит поддерживать Вашу мотивацию. Им за это не платят. И это совершенно логично. Если у Вас не хватает своей мотивации, то что Вы забыли в профессии? Может быть, сначала Вам нужно определиться, чем именно Вы хотели бы заниматься в жизни? Неужели нудной работой тестировщика? А когда Вы начнёте заниматься тем, что Вам интересно и доставляет удовольствие, то и мотивация сама собой появится.2
  • Maxim UnknownПару лет назад тред заинтересовался программированием. Уже морально готовился купить курсы яндекса. Тогда я прошёл несколько бесплатных курсов и мне понравилась методика обучения. Но потом открыл для себя Stepik. Начал изучать python от одной команды и понял, что это больше всего мне подходит. Сперва прошел их бесплатные курсы, потом покупал платные - около 3000 руб за курс и не пожалел. Отличное сообщество и отзывчивые преподаватели. Проходил курсы и других авторов, были и хорошие и ужасные. Понял, что мне удобны лекции в виде текста, так как в видеоролике сложнее найти тему, по которой были затруднения. А текст перечитал и все. И самое главное, что на этом фоне мотивация не снижалась, а наоборот. Главное не стать вечным студентом и не проходить все курсы подряд.4
  • Александр ЛукьяновMaxim, да степик тема. Лучше, качественней, дешевле большинства курсов за овер100к рублей2
  • ОлегLolKek, понятия не имею чему вас учили, потому что в российском перечне направлений подготовки высшего образования Computer science отсутствует.3
  • МужчинаЯ почти 20 лет в профессии, и хочу сказать что надо выбрать не языка программирования а профессию. На самом деле java это не очень удачный выбор, но сложный, объемный, но его можно выучить! Только это очень мало, в несколько раз больше времени нужно потратить чтобы выучить соседние технологии. С 10-летним опытом мне понадобился год чтобы перейти на java с c#. Причем я купил несколько курсов, где то на 300к, но это было оправдано именно из за коммуникации со специалистами которые преподавали, теорю лучше конечно брать из книг. До конца этих курсов кстати дошло процентов 10-15. По мне, самый простой вход это через тестирование. Если хочется в разработку то лучше пойти на фронтэнд, он более простой и востребованный, если хочется в бэкенд то лучше попробовать голенг или питон. Всем успехов:)1
  • ВалерийВ интернете полно бесплатных курсов. Почему не начали с них чтоб хотя бы понять, а ваша ли это стезя. На своем примере могу сказать, что по ним вполне реально выучить нужный вам язык программирования.0
  • Anton AntonovНикита, нет противоречия. Можно разными способами преподавать одни и те же знания. Часто сталкиваюсь с качеством обучения - собеседуя кандидатов после подобных курсов, могу с уверенностью сказать - большая часть за этих курсов даёт очень поверхностные знания. Просто обычные вводные, которые недостаточны даже для Джуна. Выправляется только полугодовой или годовой практикой на реальных проектах в виде стажерства. Самое печальное, уровень преподавания в большинстве случаев, ниже плинтуса. То есть, примитивную тему "горе преподаватель" не может толком объяснить, запутывая случаев. Ну, не дано всем нормально, доходчиво объяснять какие-нибудь преподаваемые темы. Я иногда просматриваю выкладываемые курсы в тематических телеграм-каналах. Так и складывается ситуация - людям за их же деньги дают недостаточные знания "сложным языком". Работодатель это легко выясняет на собеседованиях. Поэтому нет никакого противоречия у Автора. --- Выводы про мотивацию вообще забавны. Словно у начинающей карьеру HR-специалистки, которая опирается на какие-то субъективные переживания и опыт, полученный из пары статей. Откуда Вы знаете про мотивацию Автора? Тем более, подводите ее по какую-то "нормальность" и "взрослость"? Некоторые люди в середине зрелых лет, по различным причинам, начинают внутренний диалог и способные, как и подростки, находится на распутье, меняя профессиональную область. По разным причинам - это может быть, так называемый, "кризис среднего возраста" или жизненная ситуация/проблема, которая подталкивает человека к подобным действиям. Человек может начать одно обучение, в середине пути осознать, что по каким то причинам оно ему не подходит, либо оно некачественное - по структуре, либо по качеству преподавания, либо по другим причинам и уйти в другое направление - это вполне нормально. Зачем тратить драгоценное время, если приоритеты и цели поменялись после получения новых вводных? Выводы автора вполне логичны, мотивы вполне понятны, текст довольно сумбурен, но из него это понимание можно получить.2
  • Anton AntonovНикита, ага... "Труженики Освенцима" с Вами не согласятся по поводу бесполезности внешней мотивации. Их внутренняя мотивация в большинстве случаев противоречила внешней мотивации, но она (внешняя) вполне себе изменяла их поведение и действия. Поэтому не путайте теплое с мягким ) --- Либо такой пример, внутренняя мотивация безумно сильна стать "великим художником". Настолько велика, что аж кушать невозможно, отвлекает от других процессов. А внешняя мотивация в это же время - необходимость заработка для содержания себя, семьи - супруги и малолетних детей, заставляют человека работать не на особо любимой работе, наплевав на внутренние желания и мотивы, закрывая базовые потребности пирамиды Маслоу - свои и семьи. --- Не зря говорят, что это счастье, когда хобби становится работой - внутренняя мотивация совпадает с внешней. Но это не значит, что внешняя мотивация всегда слабее внутренней :) --- Категоричность суждений - признак сами знаете кого, а Вы уже в двух тезисах это проявляете против Автора :) Почему?0
  • Anton AntonovКуртуазное, это может зависеть от разных причин. Причины, которые здесь перечислены в статье и ответах - вполне объективны.1
  • Anton AntonovИван, вот наконец-то то в комментах увидел адекватный комментарий опытного человека.1
  • Anton AntonovВладимир, "Так забавно это - заплатил деньги и решил что знания сами упадут в голову?" То есть, ты, покупая новую автомашину, обязан ещё уметь и периодически самостоятельно заниматься ее починкой? Или все таки, как автор, заезжать на плановое ТО - сидеть, пить кофе и просто ждать? За свои деньги, человек должен получить гарантированные качественные услуги. Это не забавно. Договор между студентом и обучающим центром должен гарантировать качество обучения. Качество преподавания и сами материалы, в большинстве эти "шарашек" - ниже плинтуса. Оплатив, ожидаешь структурированной и качественной подачи полезной информации. Когда занимаешься самообразованием без опыта в предметной области, то затрачиваешь больше времени, не понимая, что из всего материала действительно полезно, а что нет, что качественно изложено, а что изложено ради минутной рекламной вставки в видеоролик, да банально спросить и быстро получить ответ - для этого работают с преподавателями. Бывало в уже в рабочем режиме нанимали препода читать курсы для сотрудников, а уровень преподавания оказывался не очень. Либо разрывали контракт, либо в слещраз просто отказывались от сотрудничества. Автором и воспользовалась, как инфоцыгане и наивным, который ещё не в теме предметной области.0
  • Anton AntonovАлександр, покупая машину, ты просто обязан купить набор инструментов и разбираться в починке, как автослесарь 3 разряда минимум. Конечно же, у тебя за твои деньги, не этой опции просто привезти на ТО автомобиль и сидеть, попивать кофе в зале ожидания. Да, спасение, это дело рук самих утопающих. Наверное, оплатив (через ОМС или ДМС, а иногда, и живыми деньгами) платную хирургическую операцию на головном мозге, пациент тоже должен сам себя прооперировать, а то вдруг нейрохирург не совсем правильно определенное действие сделает?0
  • Anton AntonovАлександр, нет, в должны быть качественные тренеры преподаватели, программы занятий и оборудования в зале Человек пришел уже на занятия и готов делать все, но тренеры - инвалид и вместо специализации в тяжёлой атлетике, специализируется в поднимании стакана с алкоголем, программы занятий просто нет, а вместо оборудования в зале лежат пластмассовые детские гири, штанга и гантели. Вы пробовали вернут деньги за оплаченный курс или сменить преподавателя, который хреново преподает? Мне некоторые сотрудники рассказывали подобные истории , с которыми сталкивались при обучении0
  • Anton AntonovАндрей, у вас в вузе все преподы преподавали качественно и современные материалы? Серьёзно? :) Вот ты ходишь на лекции - препод не умеет нормально доносить материал до студентов, а сам материал уже давно не актуален - все пишешь, делаешь практику, а потом приходишь на работу устраиваться, а тебе говорят - ты сам долбоеб. Неужели не ясно было, что тебе услуги обучения за твои же деньги оказали некачественные? Да откуда мне блят знать - мне сравнить то не с чем. ) я вот занимался, монетки платил. Ну и чо? Ты сам себе злобный буратино0
  • Anton AntonovАндрей, а вот это вы зря написали Наняв преподов-евангелистов от предметной области, можно получить супер качественную подготовку. Я вот иногда для повышения квалификации оплачиваю спецкурсы - моя ценность на рынке после этого растет. Если вы этого не делаете, то отлично. Меня устраивает.0
  • Anton AntonovСергей, странно, что минусят. Это действительно интересная низко конкурентная сейчас ниша0
  • felidaeАлександр, это вид деятельности, где маркетинг лучше чем сам продукт.1
  • НикитаОлег, полагаю, речь идет о 02.00.00 КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ0
  • НикитаAnton, потому что вызывает искреннее удивление популярный нынче подход: айтишникам много платят, пойду закончу 9-месячные курсы и устроюсь в теплое местечко. В подавляющем большинстве случаев этот план обречен на провал. Есть тезисы: 1. ИТ-специальности сложны, работа ИТ-специалиста сложна, не каждый может ее освоить. 2. Качество edTech, по крайней мере по направлению ИТ, низкое. 3. После курсов, пройденных на платформах edTech, трудоустроиться сложно. Работодатели не жду таких выпускников с распростертыми объятиями. 4. Недостаточно заплатить edTech платформе, чтобы освоить новую специальность. Нужно много собственного труда, усилий, внутренней мотивации. Эти тезисы должны быть понятны каждому, кто задумывается о покупке курсов на edTech.0
  • ПашаКак мидл+ джава разработчик, который обучился по сути сам. В интернете есть все и бесплатно, гугл в помощь. Курс можно лишь купить для того, чтоб понять, что учить, что требуется на собеседование, компания, составление резюме и т.д. И заниматься, желательно от 10-12 часов в день и через пол года мидл+ на джава легко. Просто гугли, там есть все ответы.0
  • ВладимирAnton, а при чем тут машина? Автор не компьютер же новый купил и жалуется, что тот не работает. Тут больше уместна аналогия с курсами по автовождению. Можно сколько угодно оплачивать обучение, но если человек не хочет, или не может научиться вождению то права ему не дадут. И можно сколько влезет жаловаться, дескать оплатил супер курсы и а на права сдать не могу. Знания из головы в голову не переложишь. Особенно если эта голова не старается, а просто сидит с видом что ему все должны.1
  • Наталья АнисимоваИван, соглашусь с вами. Единственное, по поводу качества дикции хотела бы другой пример привести. Сейчас прохожу курс, в котором два преподавателя преподносили одну и ту же информацию (в рамках разных модулей, получилось, что информация была затронута в обоих). И вот один преподаватель рассказывала размеренно, чётко, хорошим темпом. Другой преподаватель сильно в дикции хромает. Проглатывает части слов и немного картавит. И второго преподавателя слушать было интереснее, чем первого. Да, тяжело было привыкнуть к такому отвлекающему фактору. Но рассказывал так интересно, практические навыки показывал как-то более живо что ли... Его лекции мне запомнились лучше.)1
  • Иван АндреевичНаталья, и такое бывает. Если курса с идеальным набором параметров не удалось найти, то конечно выигрывает тот, где информация структурированно и доступно преподноситься. Картавят когда это ладно. Даже если заикаются иногда, но по сути хорошо рассказывает, то мне норм. Но другое дело когда я нахожу курс(который на других ресурсах продают за деньги) и там человек дословно говорит: "Здаров чуваки, я не готовил этот урок, все спонтанного седня будет, вот тока проснулся. Седня будем говорить про принципы ООП. Инкапсуляция это... Эм.. Нуу.. В целом это не особо важный принцип, пропустим его сейчас. Наследование... " Вот такой даже цирк бывает🤣0