«Тяжело стать своей»: 6 причин вернуться в Россию из эмиграции
Читатели Т—Ж рассказали, почему не остались жить в других странах.
Причины разные: кому-то не подошел чужой менталитет, у кого-то не хватило мотивации или замучила тоска по родным и друзьям. В этой подборке рассказываем, какие сложности могут возникнуть во время жизни в другой стране.
Сложности статуса мигранта
Лет пять назад я жила в ОАЭ. Переехала сама из-за безумной тяги к этой стране. Ни знакомых, ни родственников в ней не было. Просто съездила в отпуск и решила во что бы то ни стало там жить.
Первый год прошел в эйфории. Еще бы, ведь до этого я жила в небольшом региональном городе и толком никогда не путешествовала. На второй год стала ощущать нюансы:
- В этой стране я никто. Только коренные жители чувствуют себя свободно на своей территории. Получить ВНЖ почти нереально: надо купить жилплощадь или открыть бизнес.
- Открыть бизнес затруднительно: необходимо найти местного, который будет твоим представителем, а ты должен делиться с ним прибылью.
- Купить жилье в те времена еще можно было. За 1 млн дирхам, или около 12 млн рублей, предлагали убитую студию на окраине, но тогда таких денег я не имела.
- Мне было 25—27 лет, я работала по самой дешевой страховке, хотя многие работают и без нее. Не дай бог что случится — или раскошеливайся на дорогое лечение, или экстренно вылетай в свою страну.
- ОАЭ — это транзит из людей. Постоянно кто-то приезжал и уезжал. К третьему году я плюнула на поиски друзей, так как основной костяк давно разлетелся, как только закончились их рабочие контракты. Сама я начала ощущать некую нервозность, думая, что пора двигаться дальше.
Хорошо себя чувствовать можно, только если у тебя отличный оффер и ты уникальный специалист, которого готовы с руками оторвать и поэтому предлагают оплату аренды, авто и высокую зарплату. Я на средней должности с доходом 2000 $ (152 660 ₽) чувствовала себя ущербной, не имея возможности поехать с друзьями на выходные в другую страну. Паспорт у меня заботливо забрали и выдавали только в дни отпуска.
Многие мои знакомые на средних должностях снимали комнату, не откладывали ни дирхама, но при этом уже потеряли связь с родной страной. Возвращаться им было некуда или незачем.
Спустя три года я приняла решение вернуться в Россию. Долгое время привыкала, но сейчас я зарабатываю примерно столько же и просто прилетаю в ОАЭ повидаться с друзьями. В своей стране я имею больше прав, никто меня не депортирует, мне не нужно, потеряв работу, судорожно искать новую в страхе, что моя виза закончится и придется уезжать.
Но я думаю, опыт жизни в другой стране обязателен для всех молодых людей, чтобы начать мыслить шире. Не знаю, кем бы я была и как смотрела на жизнь, останься я и дальше в провинциальном городе. После переезда я пожила еще в семи городах России, посмотрела мир, начала толерантно относиться ко всем и с удовольствием интересоваться другой культурой.
Одиночество и тоска по друзьям
Я попробовала пожить в Грузии и вернулась в Россию через полгода. Первая причина — одиночество. У меня была компания, было с кем провести время, но все же настоящую дружбу так быстро не построишь. К тому же мой молодой человек остался тогда в России, и в отношениях на расстоянии я чувствовала себя более одинокой, чем могла бы без отношений вообще.
Похожая, но все же другая причина: тяжело стать своей в чужой стране. Не знаю, возможно ли вообще. Моя эмигрировавшая знакомая говорила: «Я чувствую себя в гостях, здесь очень классно и лучше, чем дома. Но все же это не дом». Думаю, нужны либо недюжинные усилия, либо удачно сложившиеся обстоятельства, чтобы выбраться из экспатского пузыря и так внедриться в местные сообщества, чтобы и тебя принимали за своего, и ты так себя ощущал.
Еще я поняла, что есть смысл переезжать только за чем-то, а не бежать от чего-то. Все свои проблемы мы берем с собой, и другая страна от них не избавит. Можно быть счастливым в России, можно быть несчастным в Австралии — это не зависит от места.
Я уехала в Германию летом 2021 года. Сначала казалось, что предложение по работе очень классное и надо попробовать, а теперь мучаюсь и очень хочу обратно домой, в Москву, к парню и друзьям.
Надеюсь протянуть тут год, чтобы совсем компанию не подводить, но не всегда верю в свои силы.
Забота о родителях
Я приехала в Германию по работе на год, а потом встретила молодого человека — немца, вышла замуж, у нас родились двое детей. Пока они были маленькие, все было неплохо: мы ездили к моим родителям летом на 6—7 недель, зимой — на 3—4, мама приезжала к нам весной и осенью. Виделись часто.
А потом родители постарели, отец не хочет оставаться дома один. Началась пандемия, и границы закрылись, дочь пошла в школу. Здесь летние каникулы всего 6 недель, после прилета надо сидеть на карантине. За 1,5 года мы виделись с родителями всего 3,5 недели. Это очень мало, и дальнейшие перспективы не радуют.
Я единственный ребенок, родители стареют, а я даже никак помочь не могу. В Германию их не забрать: такие законы. Если бы знала об этом, хорошо бы подумала, оставаться ли здесь жить. Размышляем, не переехать ли обратно. У мужа родители уже умерли.
Разочарование в чужой стране
Пожил в США, в Лос-Анджелесе, посмотрел на этот оплот бездомных и соцстраховки и решил не оставаться. Противно по улицам ходить. Голливудский бульвар весь грязный, обшарпанный, в Санта-Монике одни бездомные и мигранты, вечером вообще лучше не высовываться на улицу. Рядом Лос-Фелис и Беверли-Хиллз, но это как Рублевка: там можно жить, только если ты миллионер.
Разница в менталитете
Переехала в Германию. Условия более чем комфортные, денег больше, чем в России. Тут сложился приятный круг общения и налаженный быт. Но спустя три года я понимаю, что мне не зашла страна, культура, менталитет, не хочу, чтобы дети его переняли. Здесь куча своих проблем, кажется, в Москве ничем не хуже. Думаю через годик уехать обратно.
Отсутствие серьезной мотивации
Довольно давно, когда еще не было смартфонов и интернет был в виде почты, я прожил четыре месяца в Италии. Итальянского не знал, жил на съемной квартире в небольшом городе, занимался своим делом: встречи, переговоры, пару раз в неделю — деловой обед или ужин в ресторане.
Там я начал смотреть телевизор: нашел пару каналов на русском, хотя ящик не смотрел уже лет десять. Мне нужен был родной язык, мне нужно было получать информацию, у меня был голод по свежим русским газетам — в итоге мне начали привозить их с опозданием в три дня из Милана. В общем, это был тяжелый период. Практически полная изоляция в городке с 13 тысячами жителей.
Разумеется, сейчас проще: наш мир находится в смартфоне. Но тогда для меня это был швах, несмотря на полную финансовую обеспеченность. Я объездил всю Италию, гулял по городам и музеям, вечером падал в кровать и… смотрел телевизор, в том числе туповатые сериалы того времени. Хотя сериалы и сейчас, наверное, не поумнели, просто я их с тех пор не смотрю.
Если вы взрослый и сложившийся человек, то не надо уезжать без мотивации. Тем более уезжать в одиночку. Разговоры про такой мотив, как политическая ситуация, из-за которой люди валят из России, — это сказки, а не мотив. Мотив — это профессиональная или личностная самореализация, то есть он должен иметь платформу.
Многие пишут, что готовы уехать ради детей. Не сильно представляю возможности детей иммигрантов в любой европейской стране. В США какие-то возможности у ваших детей будут, в Европе — вряд ли.