Мнения
6K

Мнение: в современном мире нет смысла в очном высшем образовании

109

Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество

Аватар автора

WTF

возмущается

Страница автора

Остался ли вообще смысл в очном образовании?

Ехать через полгорода, сидеть в аудитории несколько пар, иногда с окнами между ними — или, приехав, узнавать, что занятия не будет по причине форс-мажора или болезни преподавателя. А кому-то нужно приезжать из другого города и жить в общежитии.

Такая система, конечно, выгодна и институтам, получающим финансирование, и преподавателям, работа которых заключается в чтении одних и тех же лекций из года в год, но мне кажется, что она уже изжила себя. Чем слушание лекций онлайн отличается от живого присутствия на них?

Обычная лекция в 19—20 веке: приходит препод, читает лекцию либо рассказывает из головы, аудитория записывает. Кто старательнее — записывает все, кто не может так быстро писать или умеет кратко конспектировать — не все.

Что мешает в 21 веке записать эту лекцию на видео, перевести в текст и переслать студентам для самостоятельного просмотра и прочтения в удобное для них время? Только скрепы и косность. Ну и то, что без работы останутся многие преподаватели, из года в год читающие одну и ту же программу.

Также считаю, что нужно убирать из списка занятий физкультуру и иностранные языки — для непрофильных учреждений — и концентрироваться на предметах по специальности. Иностранные языки эффективнее изучать на специальных курсах или с частными преподавателями — опять-таки, в более удобное для студентов время.



РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • felidaeЛабораторные, практики и семинары зачастую невозможно провести удалённо. Лекторы иногда ошибаются, иногда аудитория не въезжает в материал и задаёт дополнительные вопросы. Удачи усвоить материал, который записан с ошибкой.34
  • LentenПо классике. Архитекторам и врачам вышка обязательна, остальным не факт. А вообще огромный плюс очного образования - на него тяжелее забить. Лекции по удаленке слушают в полуха если вообще слушают. >Что мешает в 21 веке записать эту лекцию на видео, перевести в текст и переслать >студентам для самостоятельного просмотра и прочтения в удобное для них время? Думаю 5% ответственных учеников будут их читать/изучать. Остальные забьют.54
  • не читаю комментарии> приходит препод, читает лекцию либо рассказывает из головы, аудитория записывает. Но лекция это не только рассказ препода, это возможность задать и разобраться в вопросе. > нужно убирать из списка занятий физкультуру и иностранные языки Чтобы дополнительно платить за тренажерный зал и курсы иностранного?17
  • Amily WКонстантин, стоит, но плавать по ним не научиться20
  • Beljour1. Если автору надо "сконцентрироваться на предметах по специальности", то нет никакого смысла в принципе поступать в вуз. Достаточно поступить в старое доброе ремесленное училище: оно именно для этого и существует, меняя в зависимости от эпохи названия (ПТУ, колледж и т.д.). У классического университетского образования - другие задачи: оно даёт не только прикладные знания, но и знакомит с фундаментальной наукой, формирует картину мира. Не случайно университетский курс содержит такие базовые дисциплины, как философия, логика, иностранные языки. 2. Заочное высшее образование в большинстве вузов, увы, выродилось в конвейер по продаже дипломов, не обеспеченных серьёзными знаниями: студент на протяжении нескольких лет учится чему-нибудь и как-нибудь - преподаватели что-то рассказывают и спрашивают на коротких сессиях (в плохих вузах ещё и деньги за зачёты берут) - в итоге выдают документ государственного образца. Есть вузы-исключения, где всё хорошо, но их не так много. Приятель с диплом юриста, окончивший заочное отделение вуза на пятёрки, при возникновении проблемной ситуации звонит за консультацией мне: при отсутствии диплома юриста у меня хотя бы есть фоновые знания - у него нет и этого. 3. Лекция - вовсе не монологичный формат. Она предполагает не бездумное вещание, а контакт с аудиторией, возможность научной полемики, ответов на вопросы. Онлайн если и позволяет реализовать эти возможности, то в сильно урезанном формате. 4. Университетское образование немыслимо без изучения иностранных языков. Да, это скрепа. Но это из области тех скреп, на которых высшая школа держится во всём мире со времён вагантов. Откровенно халтурное преподавание иностранных языков во многих отечественных вузах - повод разобраться с учебными заведениями, преподавателями и программами, а не отказаться от "инглиша" или "дойча".72
  • Константин Смирновне, "Но лекция это не только рассказ препода, это возможность задать и разобраться в вопросе". В случае с 80% преподавателей - это именно рассказ по бумажке без уточняющих вопросов. А на вопросы они раздражаются и не хотят ответить, а то и не могут. "Чтобы дополнительно платить за тренажерный зал и курсы иностранного?" А как физкультура и иностранный в программе университета избавляет от необходимости ходить в зал и дополнительно заниматься языком? Иди кто-то накачался на университетских занятиях физкультурой и выучил язык на лекциях в вузе?5
  • не читаю комментарииКонстантин, > А на вопросы они раздражаются и не хотят ответить, а то и не могут. И это повод не задавать вопросы? Не могут/хотят отвечать, просите замену. Вот уж проблема. > А как физкультура и иностранный в программе университета избавляет от необходимости ходить в зал и дополнительно заниматься языком? Не избавляет, в дает возможность бесплатно позаниматься спортом/языком. > Иди кто-то накачался на университетских занятиях физкультурой и выучил язык на лекциях в вузе? Как будто все посетители залов сразу получают КМС по бодибилдингу, а посетители языковых курсов разговаривают как носители.4
  • СвинокотLenten, ну так остальные мало волнуют Нету ножек нету мультиков6
  • Константин Смирновне, 1. Замена университетских преподавателей на новых происходит тогда, когда старые помирают 2. Не бесплатно, а за счёт бюджета или самого студента/его родителей. Тут от формы обучения зависит 3. Нет. Но смешно сравнивать качество фитнес-залов и курсов иностранного языка с занятиями в вузе4
  • не читаю комментарииКонстантин, 1. Фантазии. Все можно, надо писать докладные в деканат. 2. Так уже оплачено. 3. Согласен. Большинство оплачивает год занятий и максимум пару раз приходят :)1
  • Ayaz IslamovКогда-нибудь люди включат голову и поймут, что цель университета - готовить ученого (юристы, архитекторы, врачи не в счет), а не практических специалистов. Надо просто всем сесть и понять, что в факультетах: дизайна, PR, журналистики, менеджмента (за некоторыми исключениями) смысла нет. Ну а если ты окончил истфак или биофак, и не работаешь по специальности то либо ты потерял 4-6 лет, либо просто получил фундаментальные знания, что помогут познать этот мир.8
  • Алексей ПетровНу, продолжая логику автора, преподавателям будет так даже проще - записал свои лекции на видео, и пусть себе студенты смотрят через интернет, а доцент зарплату получает, как авторские отчисления, сидит спокойно дома и пиво пьет, без вот этих всех экзаменов и хвостов, и к первым парам приезжать не нужно :) Или нет, можно вообще без лекций, берешь учебник и читаешь, там все написано. Потом с собой в операционную не забыть его взять на планшете, подсмотреть, если что забыл. Если самолет упадёт, тоже претензии к авторам учебника - не так написали, порядок расчета динамики управления гидроприводом руля высоты неясен, вот он и упал, а инженер, учившийся но учебнику, ни в чем не виноват. Как показала пандемия с дистанционкой, все это работает плохо. Сложно изучать матанализ, а дистанционно еще сложнее. И семинары с лабораторными дистанционно не проведешь, можно только имитировать. Нет, сами по себе новые технологии это прекрасно, не надо полпары рисовать на доске то, что можно на экране в 3д показать и еще повертеть, но, скажем, Аристотель тоже почему-то своих учеников очно учил в Академии, а не методичку на папирусе написал и письмом за 300 драхм рассылал, хотя и мог бы :)12
  • AnnaВо многих ВУЗах лекции после ковида так и остались на дистанте. Вот именно как вы пишите, лекция читается, потом выеладывпнтся запись, чтобы могли посмотреть в удобное время. Лекции приходится регулярно обновлять, а не читать годами одно и тоже, т к. жизнь на месте не стоит. Практические занятия идут очно, а как иначе? Семинары тоже продуктивнее очно. Практики тем более не могут проходить дистанционно.4
  • Забаненый за правдуLenten, значит экзамен не сдадут и диплом не получат. их проблемы.2
  • Либерж КпадонуНу, как минимум для парней, поступление в вуз – это отсрочка от призыва на срочную службу на период обучения. Кто действительно хочет - получит знания другими способами Некоторым людям обучение в вузе даёт новые знакомства, полезные в дальнейшем. Я, например, ненавидел все вот эти «а давайте соберёмся после пар посидим где-нибудь», просто 🤮4
  • Гусь лапчатыйА из бассейна нужно убирать воду, потому что в воде бегать неудобно? Автор, хотите пройти курс по определенной специальности - сейчас вагон курсов. Университет не для этого немного. На оффлайн лекциях можно задавать вопросы, обсуждать с сокурсниками, подойти к преподу и попросить объяснить. Не так важна сама информация как ее подача. Препод-бубнила это печально, но не все такие.12
  • Flegmatic bearУ меня художественное образование, по крайней мере специфически художественные предметы трудно представить в полном онлайн формате. Здесь и качество изображения на экране, и возможность для преподавателя вживую лично вам что-то показать, и работа с живыми натурщиками, которых можно обойти со всех сторон. Насколько могу судить, физкультура у нас была не совсем типичная: для зачёта нужно было отходить Х раз за семестр в небольшой зал с тренажёрами, отметиться у преподавателя и постараться изобразить минимальную активность, хотя бы не лежать на коврике всё занятие. В качестве альтернативы можно было принести абонемент откуда-то ещё и получить зачёт. Думаю, такой формат, где студенты сами выбирают характер нагрузки, лучше, чем когда вся группа бегает кругами/выполняет команды преподавателя, поскольку можно самостоятельно определить цель и интенсивность нагрузки. С другой стороны, не могу не задуматься о том, что физкультура в вузе нужна исключительно для поддержания здоровья, и взрослый человек мог бы обойтись без принуждения в этом вопросе. Английский у нас был откровенно халтурный, и после более хорошего обучения в школе мне было откровенно скучно, но это вопрос качества преподавания. Что из предметов вызывало у меня недоумение, так это русский, литература и история, где проходили буквально то же самое, что и в школе, без бо́льшего углубления. Зачем это повторение нужно, если не для тех, кто плохо усвоил школьный курс, не очень понимаю.5
  • felidaeLexa, B2 это очень высокий уровень, во многих странах этого достаточно, чтобы стать гражданином.11
  • LentenPavel, это общая проблема. Если есть учебное заведение с эффективностью 5% - это плохо. Налоги уходят в пустоту, родители платят непонятно за что, студенты тратят время впустую. Не дело12
  • Я из МиссуриУ нас даже с таким образованием не все отличники. Записанному видео не задашь вопросы если что-то непонятно, оно не будет тебя постоянно пинать и ругать за то что не учил или не слушаешь, да и если люди даже в универе лекции не слушают, кто будет их слушать дома когда можно попивая пивко играть в дотку на соседнем мониторе? А все эти люди, в масштабе общества нужны, и нужно чтобы они были научены "хоть как-то". Не учился сам - идёшь лесом, не прокатит. Тоже самое насчёт физкультуры и языков - дополнительная цель образования это дать людям кругозор, да он будет не лучший, но "хоть какой-то" уже подойдет. У многих людей нет ни возможности, ни желания "учится самим", но государству все равно нужно их хоть как-то научить. Единственное с чем я могу поспорить - это обязательность высшего образования в т.ч. на законном уровне. Вот что действительно было бы круто - универсальная система экзаменов/сертификации. Прошёл - и у тебя равные права с кем кто закончил вуз.4
  • Я из МиссуриLenten, я бы сказал по другому - а работать кто будет? Это не их проблемы, это проблемы экономики. Если, предположить что сейчас 60% доучиваются до диплома (не проверял, взято с потолка), а станет 30% - это в два раза меньше квалифицированных кадров, которых и так огромная нехватка. Да, "качество" кадров будет гораздо выше, но много где нужна "хоть какая то" квалификация. Это все при том что сейчас у нас и так в лучшем случае 50% вышку имеют.6
  • AlenaStribog Fне, только сейчас осознала, что физ-ра в универе - это период самых стабильных сеансов кардио по 2 раза в неделю. После универа двигательная активность тоже была, но более хаотичная, разная и нерегулярная.3
  • Marinaя получила одно высшее практически онлайн - училась в университете США, там почти все крусы можно было выбрать онлайн (кроме лабораторных), я выбирала по максимуму, чтобы в кампус не таскаться. По мне так это просто (обучение онлайн) огромная экономия времени. Были лекции по зуму, там вообще ничем не отличается от "вживую". Были записанные - вопрос задаешь по почте, но обычно вопросов не было - все рассказано и показано в лекциях, есть учебники. Еще можно было записаться на бесплатную индивидуальную консультацию или выделяли время когда препод всегда у себя и к нему можно прийти и задать вопросы. Да, есть специальности, где так не получится, но подавляющее большинство - вполне. Так что я за онлайн оубчение ).6
  • Дмитрий ЕгоровБезусловно, у дистанционного обучения много плюсов, но очное обучение даёт возможность получить полезные знакомства (поэтому логичнее использовать смешанный формат). По поводу ин. яза не согласен, так как в современном мире у каждого должны быть базовые навыки владения хотя бы английским. А вот лекции действительно могли бы и присылать в текстовом виде. Тут, бесспорно.3
  • alena_lanskayaBeljour, не знаю как у вас, но в моей среде практически никто не сформировал картину мира в университете. Если автор имел ввиду, что такое образование, которое реализовано в качестве высшего в РФ в ВУЗах не входящих в ТОП-30 - то я согласна, в очной форме не нужно. В большинстве своем гуманитарные науки можно перевести в онлайн без потери качества образования. Я заканчивала ФА при Прав.РФ в очно-заочной форме, бухучет, анализ и аудит. И вообще не понимаю для какой цели идти учиться на бухгалтера, экономиста (тут же и прикладная математика, IT-разработка и тд), финансиста очно. Разве что ради отсрочки от армии и незабываемого студенческого общения, что чаще всего есть возможность продлить детство и проживание у родителей после 18 лет для 80+% обучающихся3
  • Олег ТерещенкоНе согласен. Во-первых, студенчество -- период юношеской социализации, которая после школы жизненно важна. Ты общаешься с ребятами, которые преследуют схожие цели, с преподавателями, которые уже состоялись в той жизни, которую хочешь прожить. Дистанционный формат снижает эффективность этой социализации. Во-вторых, сам вуз (аудитории, очная сдача экзамена с общей тревожностью, само здание) -- это особая студенческая атмосфера. Это очень ощутили нынешние студенты, которые после дистанта на ковиде вернулись в вуз. Уверяю, что львиная доля моих однокурсников (курс на 200 человек, неплохая выборка) были рады возвращению очки. В-третьих, ряд профессий требуют личностной взаимной связи. Я учусь на психолога, для нас это необходимо как развитие навыков для будущей работы. В-четвёртых, студенты ленивые, даже хорошие и амбициозные студенты в большинстве своем. Очное образование задаёт жёсткие рамки, атмосферу необходимости разбираться с материалом хотя бы частично здесь и сейчас -- хотя бы на самой лекции. Свободный просмотр записанных лекций просто даст студентам возможность вообще нихера не делать. Или на крайняк весь материал в первый раз (!) осваивать прямо перед экзаменом. Повтор материала хотя бы 2-3 раза (лекция, очная промежуточная аттестация -- которая в разы эффективнее проверяет знания, потому что на дистанте простейшее списывание, поверьте; сам экзамен) поможет хотя бы что-то оставить в голове. Освоение материала исключительно перед экзаменом приведёт к выветриванию из головы 95% информации. Дистанционный формат хорош для доп образования. Когда человек за это доп образование платит (как правило сам! доп мотивация, ведь деньги на ветер выкидывать неприятно) и очень хорошо понимает, зачем ему это нужно.14
  • ХойяЛекции перевести в текст и просто раздать студентам, конечно, можно, только, во-первых, то, что сам записываешь, запоминается куда лучше, а во-вторых, кто там этот розданный текст читать вообще станет? Единицы. У нас неоднократно было, например, что за наличие собственноручно написанных конспектов лекций ставили автомат или разрешали этими конспектами пользоваться во время экзаменов, и это не просто самолюбие лектора, который хочет видеть, что не зря лекции читал.3
  • Не ОлегLenten, наверное, именно так думали создатели щербинских лифтов: "Зачем нашим инженерам вышка - там философия с физкультурой, чай, не архитекторы и не врачи - и так справятся."9
  • ХойяАлексей, вы вот смеётесь, а в "Специалисте" при Бауманке практически так и сделали. Назвается "открытое обучение": записанные в очном формате лекции выкладываются на сайт, а студентам в запланированное время курса даётся доступ. Можно ездить в учебный центр, где стоит компьютер для прослушивания лекций (и выполнения заданий), а можно заходить на тот же сайт и слушать из дома. Лектор в это время просто сидит в классе и занимается своими делами. В принципе он готов отвечать на все вопросы, но на практике к нему редко кто-то обращается.3
  • Ayaz IslamovВелена, ну идти на биофак не думая продолжать работу в НИОКР или идти по теме магистратура - PHD и далее - верх глупости. Рассказывать в метро о цикле кребса - это научпоп, тоже неплохомонитезируемая вещь.5
  • ПолинаАнaстасия, сочувствую Вам. Однако, так не везде.3
  • Evgeniy BozylevЯ бы переформулировал тезис так. Большая часть специальностей которые изучают в российских вузах никому не нужны и представляют собой убивание времени и никому не нужную бумажку5
  • Маргарита Рубцоване, оплата таких предметов, как физра и ин яз в любом случае включена в стоимость обучения, только если вы не обучаетесь на бюджете. А университетская физра зачастую стоит посреди пар, поэтому посещать ее крайне неудобно, к качеству преподавания английского тоже вопросы, он даже на Фия не очень хорошо преподается.6
  • llyLexa, кстати, есть такое. По нынешним первокусникам моего направления можно сказать, что английский в сильном упадке по сравнению даже с нами(третий курс). У нас английский негласно называется "техническим переводом", потому что ожидается, что после прохождения курса студент будет в состоянии искать и переводить научные статьи на английском языке. Для нашей специальности опорная литература идет на английском (банально больше исследований), так что это оправдано. В данный курс входит обучение технической лексике и некоторой специфической грамматике, и первокурсники очень удивляются: "В смысле вы не будете нас с 0 учить инглишу". Тогда интересно, чем они занимались остальные 9 или сколько там лет, что приходят в университет настолько нулевые, что вместо технического перевода приходится преподавать основы основ (ибо без них никуда).4
  • Иван СвястоплясовПольза высшего образования огромна. По статистике в колониях России, из всех кто отбывает наказание в виде лишения свободы, лишь от 6 до 10% имеют высшее образование.3
  • Даниил Поповalena_lanskaya, нормальный финансист это дохрена математики и анализа. Значит качества образования недостаточное, а это другой разговор.10
  • felidaeLexa, ЕГЭ по английскому примерно соответствует уровню FCE, он же B2. Английский в принципе сдают те, кто хоть как-то его учил. Средний балл сдающих - 74. Итого выпускники, сдающие английский в среднем не знаю его на уровне B2. Точно так же, как не могут решить профильную математику, хотя это ШкОлЬнЫй СтАнДаРт.4
  • Сергей НиколаевМне, во время очного обучения в высшем учебном заведении, рассказывали на предмете культурология (у меня высшее техническое, этот предмет был один из дополнительных ради статуса универисет для ВУЗа), что очное образование необходимо для построения социальных связей. То есть обрасти знакомствами с однокурсниками, с однокашниками, с другими студентами других групп. При удачном стечении обстоятельств, можно принимать участие в научных или спортивных мероприятиях и познакомиться со студентами из других ВУЗов. Не стоит забывать и о преподавателях. Ведь очное обучение это не только процесс в аудитории, но и огромное количество процессов вне её. Живое общение приносит больше пользы, чем виртуальное. Это и чувство принадлежности к некоему социуму. В конце концов это очень весело и здорово. Вы вряд ли сможете внезапно пойти под пиво готовиться к экзаменам на дистанционном обучении. Опять же, в живом режиме проще задать вопросы или ещё лучше - услышать ответы на чужие вопросы. Ещё во время обучения можно найти друзей, работу, вторую половинку, полезные связи, приключения. Подытожу: Если вам нужны только лишь знания - читайте учебники, пользуйтесь задачниками. Есть много бесплатных лекций в интернете. Если вам нужно не что большее, чем знания - идите учиться. И выбирайте вуз по-статуснее.12
  • Сергей НиколаевЯ, если всех лоботрясов и не очень умных, вовремя отчислять, оставить те самые 5%. То представьте себе какие это будут 5%. Кто будет работать? Уверяю Вас, на многих должностях высшее образование избыточное требование.2
  • Сергей НиколаевLexa, лично вам крайне повезло в жизни, что школа дала вам B2. Значит это была очень хорошая школа и замечательный педагог. Вероятно и остальные предметы вы знаете хорошо. Большая часть школьников получили на половину меньше знаний чем вы.4
  • WTFДмитрий, навыки владения иностранным языком быть должны обязательно, согласен. Но почему, если в школе за 11 лет эти навыки не появились, откуда уверенность, что они появятся в более зрелом возрасте за 4-6 лет в универе?3
  • BeljourWTF, 1. Если Вы хотите получить однозначный ответ на этот вопрос, то у меня его, увы, нет. С одной стороны, всевозможные интеграции вузов с реальным сектором, практикоориентированный подход и базовые кафедры на предприятиях свидетельствуют о том, что государство при реализации политики в сфере ВПО стремится сократить разрыв между образовательными стандартами (то, чему учат в вузе) и профессиональными стандартами (то, что требуется конкретному производству). Но тут не надо обольщаться. Образовательные стандарты всегда были и будут в роли догоняющего: пока в профильном министерстве утвердили и внедрили новые модули, на производстве завезли новое оборудование и установили принципиально иное ПО. Поэтому задача вуза сегодня - не столько выдать набор компетенций, сколько дать soft skills, "научить учиться". Справляются с этой задачей далеко не все вузы даже из первой-второй десятки. А что касается "полуфабриката", то да, в XXI веке каждый из нас - "полуфабрикат", который вынужден постоянно обновлять свои знания, умения и навыки в условиях быстрого развития технологий. Кто должен превращать этот полуфабрикат в готового специалиста под конкретное рабочее место - работодатель или сам соискатель? Тут можно долго дискутировать. Но, наверное, это дорога с двунаправленным движением: я как соискатель заинтересован в том, чтобы "заточить" у меня под конкретное рабочее место - работодатель вынужден назначать мне наставника, развивать программы корпоративного обучения и т.д. В отличие от поколения наших родителей, мы живём в ситуации Life Long Learning. От этого никуда не деться.13
  • BeljourWTF, 2. Вся нормативная база давно разработана. Заочное обучение - ещё с раннесоветских времён. Дистанционное обучение с применением компьютерных технологий - с середины нулевых. И я не утверждаю, что это плохо. Просто чаще всего такое образование - профанация: вузу главное - наштамповать дипломы, освоив бюджет на обучение студента (неважно, чьи это деньги - государства в случае поступления по конкурсу или родителей в случае обучения на коммерческой основе).7
  • ОльгаСогласна на 100%. Записать лекцию, интересную ,современную и пусть дома все изучают. В ВУЗ только практические и лабораторные занятия. Сократится время учёбы, это же прекрасно . Наверняка мы к этому придём, лет через 10. Какой смысл сидеть в огромной аудитории на 200 человек, не всегда ещё хорошо слышно , что там бубнят. А тут лекция пройдёт экспертизу, пусть даже несколько преподавателей её создадут. У студента есть кнопка - пересмотреть ещё раз) это же прекрасно!3
  • WTFне, Чтобы дополнительно платить за тренажерный зал и курсы иностранного? Вы реально знаете хоть одного человека, который заметно улучшил знание иностранного языка, посещая занятия языком в непрофильном университете? А на физкультуре в универе будет такой же подход как в тренажерном зале с учетом особенностей занимающегося? Или будет бег трусцой, сдача каких нибудь нормативов типа подтягивания или прыжков, ну или если препод совсем пофигист, кинет любителям футбола/баскетбола/волейбола мяч, а остальные в это время будут просто сидеть без дела?0
  • не читаю комментарииWTF, > Вы реально знаете хоть одного человека, который заметно улучшил знание иностранного языка, посещая занятия языком в непрофильном университете? Знаю людей, которые никакие курсы не посещали и отлично работают на иностранные компании. Сам я тоже занимался только в школе, универе и дуолинго. С1, подтверждённый IELTS вполне позволяет работать как в ЕС, так и в штатах. > А на физкультуре в универе будет такой же подход как в тренажерном зале с учетом особенностей занимающегося? Так тот самый "подход" в тренажерном зале это x3 к стоимости самого абонемента. А пары физкультуры как минимум мотивируют бегать трусцой.0
  • Даниил ДьяконовLenten, а типа на очке лекции слушают не в полуха. Да, на очке их вообще не слушают😂0
  • Unknown WasabiWTF, учусь в МИРЭА на IT. Кто захочет получить знания - получит, от преподавателей, от программы и самостоятельно, всё в комплексе. Работаю по специальности со второго курса, в аналогичном положении и многие одногруппники, в том числе в ведущих компаниях - Яндекс, Сбер и т.д. С другой же стороны, вижу людей, которые учиться НЕ СПОСОБНЫ, знания НЕ впитывают, и работать по окончанию НЕ СМОГУТ. Им не курсы не помогут, не вышка, не даже работодатель с профориентацией.3
  • juarhalaBeljour, браво. Даже и писать комментарий расхотелось - вы все отлично сказали. Если коротко, то всегда так и было - за реальными знаниями добро пожаловать в офлайн, за дипломом для галочки слушайте видосики в онлайне. А еще я прямо хотела бы посмотреть, как автора считает, нужно в онлайне преподавать например, в медицинских вузах - давайте может ещё врачи на видосиках с ютуба обучаться будут, не страшно будет потом к таким например, хирургам ложиться на операцию?)2
  • вайнотне, вообще освобождение от физры прописывал себе. впадлу было ездить в другое место из универа.0