«Астрал 5: Красная дверь» — трогательное продолжение знаменитой хоррор-франшизы

3
«Астрал 5: Красная дверь» — трогательное продолжение знаменитой хоррор-франшизы
Аватар автора

Влад Шуравин

идущий к астралу

Страница автора

7 июля 2023 года в мировой прокат вышел хоррор «Астрал 5: Красная дверь». Фильм продолжает историю семьи из первых двух частей серии.

За первый уик-энд фильм заработал 64 миллиона долларов — и окупился в пять раз. Режиссером выступил Патрик Уилсон, актер из первой и второй частей «Астрала». Он привнес во франшизу сложную семейную драму и приемы из авторских хорроров «A24».

Рассказываем, почему фильм отлично идет в прокате и чем удивляет новая глава.

Что за «Астрал 5: Красная дверь» (Insidious: The Red Door)

Дата премьеры: 7 июля 2023 года
Страны производства: Канада, США
Режиссер: Патрик Уилсон
В ролях: Тай Симпкинс, Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Хиам Аббасс, Эндрю Эстор, Стив Култер, Питер Дагер
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «Астрал 5: Красная дверь»: «Заклятие», «Реинкарнация», «Дары смерти»
Продолжительность: 1 час 47 минут

👺 Франшиза стала драматичнее

После событий второго фильма прошло девять лет. Главный герой Джош Ламберт и его сын Далтон решили подвергнуться гипнозу и стерли воспоминания об астрале. Из-за этого Джош отдаляется от близких — и вскоре разводится с супругой Рене.

Герой пытается наладить отношения с Далтоном и отвозит его в художественный колледж. Но становится лишь хуже: в порыве гнева подросток обвиняет отца в том, что тот просто бросил семью и пытается загладить вину душевными разговорами.

Джоша и Далтона снова посещают видения. Младший Ламберт считает, что причина в болезненных воспоминаниях из детства, и переносит переживания на холст, а старший изучает семейные архивы и ходит по больницам.

Актеры из первых двух частей вернулись к своим ролям, а Патрик Уилсон и вовсе выступил постановщиком нового фильма. Это его режиссерский дебют
К роли Далтона вернулся Тай Симпкинс. Актер сильно повзрослел со времен первого фильма
Роуз Бирн снова сыграла Рене Ламберт, но в новом фильме у нее скорее эпизодическая роль: все внимание сконцентрировано на отце и сыне

«Астрал» всегда был франшизой о непростых семейных отношениях. Вот только в первых двух частях проблематика спрятана за скримерами и жуткими призрачными мирами: например, оригинальный фильм показывал драму родителей, чей ребенок попал в кому. Чтобы спасти его, отец буквально отправился на тот свет.

Вторая часть резко ушла в другой жанр: по сюжету в старшего Ламберта вселялся злой дух и заставлял отца семейства терроризировать близких. Создатели размышляли и о домашнем насилии, и о мрачных сторонах родных людей. В третьей и четвертой частях были примерно те же идеи — только сменились центральные персонажи.

«Астрал 5: Красная дверь» возвращается к любимым героям и продолжает рассуждать о семье. Теперь это история о травмах, которые нам наносят родители, и драма о том, как важно вовремя обращаться к психотерапевту и проговаривать проблемы.

В фильме есть место и утрате, и самопожертвованию, и комплексу вины. Этим новый «Астрал» напоминает вдумчивые хорроры студии «А24»
В фильме есть место и утрате, и самопожертвованию, и комплексу вины. Этим новый «Астрал» напоминает вдумчивые хорроры студии «А24»

Патрик Уилсон перенимает лучшие приемы у своего учителя — Джеймса Вана. Именно он снял первый «Астрал» и превратил «Заклятие» в сверхуспешную хоррор-франшизу. Уилсон тоже ставит на первый взгляд идеальных героев в неидеальное положение. Так автор вскрывает проблемы, которые есть в любой семье: от непонимания детей родителями до одиночества подростков.

Кино заканчивается на сентиментальной ноте, и даже простые истины о любви к близким выбивают скупую слезу: видно, что для автора семейные ценности — это не просто слова.

😔 Сценарий — слабейшая часть фильма

Сценарий «Астрала 5» неидеален. Посреди экшен-сцены персонажи могут начать рассуждать об отношениях с родными. Это тормозит повествование и выглядит очень искусственно: герои говорят о проблемах даже во время нападения демонов.

Кроме того, тема семьи постоянно поднимается в диалогах и монологах — хотя она понятна без слов. Например, создатели объясняют конфликт с помощью популярного хоррор-клише — сравнивают сюжет с классическим произведением искусства. В случае «Астрала 5» это картина Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына».

Те же хорроры «А24» разбавляли размышления о семье абсурдом и черным юмором. «Реинкарнация» рифмовала сюжет с греческой трагедией, но в финале превращала героев в персонажей немой комедии: они нелепо бились головой об стену и гримасничали. В «Астрале 5» такого нет — здесь все предельно серьезно.

Главного героя буквально преследует призрак отца
Главного героя буквально преследует призрак отца

Детективная часть тоже не удалась. В предыдущих фильмах герои раскрывали тайны собственного прошлого: они выяснили, что могут попадать в астрал и эта способность передается по наследству. В пятой же части персонажи в основном вспоминают то, что забыли из-за гипноза. Вот только зритель это помнит и знает — и слушать по второму кругу известную информацию не слишком увлекательно.

Поэтому сцены с поиском разгадок и улик выглядят затянутыми: они просто повторяют лор франшизы и назойливо напоминают зрителям, что происходило в фильмах десятилетней давности. Финал второй части и вовсе воспроизводят на экране полностью.

🙀 Фильму есть чем пугать

«Астрал 5» не опускает высокую планку франшизы — фильм пугает не меньше, чем предыдущие части. И дело не только в грамотно поставленных скримерах и саспенсе: многие сцены сняты крайне изобретательно.

Особенно выделяется эпизод с МРТ: герой Патрика Уилсона залезает в аппарат, но свет неожиданно выключается. В полной темноте ему видятся чудища и монстры. Хотя больше всего пугает аудиомонтаж. Машина издает инфернальные визжащие и рычащие звуки — с каждой секундой ощущение клаустрофобии давит все сильнее.

К сожалению, новых демонов в фильме нет — зато на экраны возвращаются монстры из предыдущих частей
Зато в «Астрале 5» есть жуткий призрак студента
В этой части ставки повышаются. Умереть могут все — в том числе и главный герой Джош Ламберт

В фильме много ярких визуальных образов. Например, авторы концептуально обыгрывают увлечения Далтона: из рисунков парня вылезают чудища, а еще они служат порталом в астрал.

Хоррор-элементы работают и в мелодраматических моментах. Когда Джош Ламберт остается в астрале, на помощь ему приходит умерший отец. Он ничего не говорит — просто превращается в фонарь и тем самым ведет сына к свету через кромешный мрак. Как ни странно, именно ради таких нежных сцен и стоит смотреть новый «Астрал».

👍 Плюсы «Астрала 5: Красная дверь»:

  1. В фильме есть трогательная семейная драма.
  2. Авторы пугают не только скримерами: в «Астрале» много изобретательных сцен.
  3. История героев получает логическое завершение.

👎 Минусы «Астрала 5: Красная дверь»:

  1. Герои вслух проговаривают все идеи фильма.
  2. Детективная составляющая картины слабая.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинКакая у вас любимая часть «Астрала»?
  • АмонадзякаФорсажАстрал я так понимаю1
  • user12499101 часть задала высокую планку, последующие картины не смогли ее достигнуть. Тоже самое касается фильмов Заклятие, первый идеальный, последующие слабы. Пока что Проклятие монахини хорошо выделяется, посмотрим чем порадует сиквел.0
  • Сергей ЗиринБюджет фильма небольшой, но оно и видно. Главная статья расходов от которой отказались это был свет. Света в фильме вообще нет, что говорит о том, что иной способ хоть как-то напугать зрителя у авторов отсутствует. Франшизу постигла участь Форсажа, Терминатора и Пилы. Некогда успешные фильмы будут эксплуатироваться до того момента, пока их вообще не перестанут смотреть. Сюжета ноль, интриги ноль, диалоги ноль и смысла ноль. Видимо вместе со светом из фильма ушло все хорошее0