«Специальных адаптационных классов нет»: как мои дети интегрировались в испанской школе
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Что такое испанская школа и как туда поступают дети мигрантов и как они там интегируются
Синопсис:
- В Испании обеспечен недискриминационный доступ к школьному образованию. Дети имеют одинаковые возможности по учебе в любых финансируемых государством школах, вне зависимости от знаний, в т.ч. знаний языка, и правового статуса нахождения в стране. Никакие проверки знаний перед зачислением в школы не проводятся и успеваемость не учитывается. В популярные школы может быть трудно попасть, но трудности мигрантов ничем не отличаются от трудностей местных, а никаких дополнительных затруднений из-за языка или правового статуса у мигрантов не будет.
- Школьное образование и детские сады бесплатны.
- Испанцы гордятся таким положением дел (высоким уровнем недискриминационной заботы о детях) и никаких разговоров о том, что надо бы как то дискриминировать каких-то детей в части доступа к образованию, потому что они, гады, сбиваются в банды, тормозят учебу наших детей, сосут наши кровные налогоплательщицкие денежки, не ведется. В целом, у испанцев, кажется, нередко подгорает от того, что их, по крайней мере, как им думается, считают культурно отсталыми ультрарелигиозными людьми, поэтому они любят гордиться своими гуманистическими достижениями, и высокий уровень недискриминационной заботы о детях является одним из предметов этой гордости.
- Интеграция детей мигрантов в Испании выполняется методом инклюзивного обучения — детей с нулевым знанием языка отправляют в подходящий им по возрасту обычный класс к испанцам, проходить с ними обычное обучение по обычной школьной программе. В результате чего дети через несколько месяцев достаточно овладевают языком, чтобы начинать учиться по программе, и им начинают ставить оценки, к концу учебного года (при условии, что начали обучение в его начале) они уже полноценно учатся, а на следующий год выправляются отстающие по началу оценки и по испанскому языку и литературе. Больше проблем, по крайней мере у российских детей, возникает даже не с испанским, а с английским языком, который является обязательным к обучению в школе иностранным языком и по обучению в котором испанская программа обычно обгоняет российскую — его то инклюзия не подтягивает.
- И такой подход полностью работает: дети интегрируются легко и без страданий. Никаких затруднений интеграция у детей не вызвала, период интеграции они вспоминают без малейшего ужаса, никаких проблем в процессе не имелось. Да и в целом дети переехали в другую страну вообще без проблем.
Всё нижеизложенное написано на опыте учебы трех детей детсадовского и младшего школьного возраста в испанских школах, а не является результатом целенаправленного изучения испанской системы школьного образования. Так что о некоторых аспектах, в которых дети не участвовали, я могу не знать и слышать только не исключено, что искаженные слухи. А персональных опыт других детей может отличаться. Особенно, для старшеклассников.
Еще в разных провинциях может быть разная административная специфика. Изложенное касается Андалусии.
О системе школьного образования
Школы в Испании бывают следующих типов:
- Público. Публико — государственная школа с государственной программой. Их много.
- Concertado. Концертадо — частная школа с государственной программой. Обучение оплачивается государством. И их тоже много. В российских реалиях похоже на частную мед.клинику, оказывающую услуги по ОМС. Обычно такие школы религиозные, от католических орденов. Хотя и не всегда — вроде бы, есть концертады и светских организацией, например, гильдии строителей.
- Privado. Привады — это полностью частные школы. Платные. И дело это, имхо, весьма экзотичное. Хотя, может быть, на испанских "рублевках" они в порядке вещей, но в целом на просторах страны это, имхо, редкость.
Практическая разница между привадо и концертадо
В концертадо есть школьная форма (как минимум — обычно есть). Ее надо покупать за свои и стоит она недешево. Подробнее о форме будет в разделе про затраты. В публико формы нет.
В концертадо есть некоторые дополнительные поборы. Есть ли они в публико — не знаю. Подозреваю, что нет.
Многие концертады позиционируются как билингвальные — с упором на изучение английского. Практически в инфантиле и примарии (о том, что это — ниже) это выражается в том, что:
- Дети учат английский словарь и изучают некоторые учебные материалы на английском на общественных науках и естественных науках, а также делают триместральные проекты на английском. В ESO, вроде бы, часть предметов преподаются на английском, но это не точно, тут еще нет практики. В инфантиле и примарии всё преподавание точно только на испанском.
- Организуются дополнительные внешкольные занятия английским, где преподают носители языка (обычно студенты лингвистического направления из США, изучающие испанский). Есть ли это в публико — не знаю.Как с этим в публико — не знаю.
Считается, что в концертадо отдают детей родители, которые, скажем так, больше ожидают от образования. По косвенным рейтингам школ, действительно, лидирует концертадо, но с небольшим отрывом и публико там тоже прилично (про рейтинги ниже). С другой стороны, концертадо тянет за собой дополнительные затраты, как минимум — на форму (это не ужас-ужас, но и не два цента, так что фактор относительно значимый). Поэтому некоторая сегрегация, наверно, присутствует, т.к. чтобы отдавать лишние деньги — надо как то себе это объяснять и иметь к этому мотив. Географически концертады и публико разбросаны по городу весьма равномерно и часто (по крайней мере, в центре — точно), так что это именно вопрос выбора.
В концертадо более доступна продленка — очередей нет вообще, ребенка можно отдать на продленку в любой момент, на каждый день или выборочно. В публико по слухам на продленку, вроде бы, очередь, в т.ч. со льготниками-многодетными или детьми из семей, где работают оба родителя.
А само школьное образование состоит из:
- Educación infantil. В разговорной речи — infantil. 3 класса по возрастам от 1 de infantil до 3 de infantil — с 3 до 5 лет включительно. Не является обязательным. Бесплатно. Это аналог детского сада в РФ, но в Испании обычно это организационно относится к школе и часто находится в том же здании (особенно у концертад).
- Educación primaria. В разговорной речи — primaria. 6 классов, с 6 лет, является обязательным образованием. Классы от 1 de primaria до 6 de primaria.
- Educación secundaria obligatoria. В разговорной речи — ESO. 4 класса, является обязательным образованием. Бесплатно. Классы от 1 de ESO до 4 de ESO. Сквозной нумерации классов с младшей школой нет, т.е. после 6 de primaria идет 1 de ESO.
- Bachillerato. В разговорной речи так и называется. Русскоязычные обычно называют это "бачиль". 2 класса, не является обязательным, есть не во всех школах. В концертадо оно платное, цена зависит от концертадо: известный диапазон составляет от 300 € в год до 200 € в месяц (в лучшей по косвенным рейтингам концертадо города и при условии поступления в бачиль со стороны, не учась ранее в школе, а для своих непрозрачная система скидок). В публико — не знаю. Бачиль — это один из способов подготовки к университету. Но не единственный — есть еще аналог колледжа, вроде бы, на 4 года, но это уже не школьное образование.
Про детей
Детей трое, на момент прибытия в Испанию им было 8, 6 и 3 года. По возрасту они попадали в 4 de primaria, 1 de primaria и 1 de infantil. Старший ребенок при этом прыгал через класс, т.к. в РФ окончил 2 класс, хотя тоже начал учиться в 6 лет. Средний что там, что там должен был пойти в первый класс. А младший отходил год в сад в РФ.
На момент начала учебы двое старших детей 3 месяца учили испанский в Дуолинго по часу в день, но т.к. для них люди, которые не говорят по-русски были совершенной абстракцией, то эмоциональной вовлеченности у них не было, и испанский был совсем нулевый. Старший ребенок еще успел год получить в школе английский + 2 раза в неделю с репетитором, но тоже с нулевым эффектом. В общем, можно сказать, что дети на входе в процесс владели только русским.
Зачисление в школу
Зачисление в школу может проходить по двум сценариям: внепланово и планово.
Впепланово дети зачисляются в школу при смене места жительства или, например, при прибытии ребенка-мигранта в Испанию. При этом они идут в обход конкурентной процедуры планового зачисления, потому что любой ребенок, проживающий в Испании, обязан учиться в школе, если он попадает в возрастной диапазон примарии и ЕСО.
Для внепланового зачисления ребенка в школу необходимо подать в школу документы ребенка, родителей и заявление о зачислении. Школу можно выбрать любую. В заявлении указывается предпочитаемая школа и можно в порядке убывания приоритета указать несколько (до трех, если правильно помню) других школ. Естественно, в качестве предпочитаемой школы логично указывать ту, в которую подаются документы. Также, можно подать заявление в департамент образования. Далее, если в школе есть места, то ребенка зачислят и он может приступать к учебе. Если мест нет, а так скорее всего и будет, т.к. с местами и в примарии и в ЕСО часто дело обстоит напряженно, то школа эскалирует вопрос на департамент образования и департамент либо добавит мест в желаемую школу либо, если там уже совсем полна коробочка, из департамента будут звонить родителями и предлагать варианты школ, где могут изыскать места.
Документы для мигрантов из РФ нужны следующие:
- Св-во о рождении ребенка, желательно переведенное. В идеале, присяжный перевод, который всё равно делать. Нелишним также будет заготовить перевод св-ва о браке, если оно есть.
- NIE ребенка и родителей. Это идентификационный номер иностранца.
- Падрон, т.е. св-во временной регистрации. Называется оно формально hoja de empadronamiento. Русскоязычные его называют пропиской, т.к. никакой другой регистрации, кроме падрона, в Испании нет. Но это скорее больше именно на временную регистрацию похоже. Ее можно самостоятельно сделать по договору аренды, например.
Больше ничего не нужно. Документы из российской системы образования не нужны. Тестов никаких нет. Знание языка не требуется, равно как никакие документы на этот счет. Зачисляют детей в классы по возрасту. В секретарии висит табличка с двумя столбцами — год рождения и класс, где в каждой строке по одному значению в каждому колонке. По ней класс и определяют, посмотрев год рождения в свидетельстве о рождении. Зачисление происходит в обычные классы, каких-то специальных классов для мигрантов нет.
Да и весь этот список тоже не догма. Т.к. в Испании дети должны учиться, а не посещающий школу ребенок — это проблема, то все вопросы, связанные с зачислением в школу, вроде бы, можно преодолеть, апеллируя к тому, что ну пердóн, нету, но что делать, ребенок же погибает во мраке невежества, спасите, сеньоры. Хотя и падрон и NIE сделать несложно, даже если вы на лодке из Африки в Испанию приплыли, поэтому проще ими обзавестись, благо они в принципе желательны, чем зачисляться по каким-то исключительным процедурам.
Падрон еще желателен, если хочется в какие-то определенные школы попасть, т.к. школы, вообще то, обслуживают районы по падрону. В отличие от РФ, на каждый адрес приходится несколько школ, например, в центре города их и десяток может быть. А т.к. с местами обычно напряженно дело, то падрон — это дополнительный аргумент для зачисления в популярную школу, а не в какую-нибудь из десятка, обслуживающих адрес. Если, конечно, падрон указывает на адрес рядом со школой, то он позволяет сказать, что ну кам он, сеньоры, давайте к вам, а, вон, наш дом у вас из окна видно. Хотя если школа супер-популярная, то внепланово в нее попасть будет сложновато в любом случае, если речь не про инфантиль.
При этом в секретарии и в департаменте образования, случись общаться и с ними, крайне вероятно, что будут говорить только на испанском. И на региональном языке, если дело будет в имеющих их провинциях. Но т.к. ребенок, который не ходит в школу, это большая проблема, то обычно они от всей души стараются помочь.
Что получилось у нас
Мы подавали документы в концертаду рядом с домом, мест там исходно не было, но в итоге двух детей (4 примария и 1 инфантиль) туда согласились взять. А третьего ребенка (1 примария) взяли в более популярную концертаду, но подальше. Мест там тоже не было, но их департамент тоже уплотнил. В самую популярную школу города, которая тоже в центре, документы просто не взяли. Также был вариант отдать всех троих в одну публико, но туда идти полчаса надо было бы — вариант на 3 места был только один. И для одного оставшегося ребенка выбор был в ассортименте — и концертадо и публико, мы в итоге по косвенным рейтингам выбрали получше вариант. Плюс написали согласие с тем, что дети будут в раных школах учиться.
В итоге мы год страдали с детьми в двух школах.
Плановый перевод же происходит по конкурентной системе. Для планового перевода в другую школу весной подается заявление, по которому вычисляют баллы. И если желающих поступить в школу больше, чем мест, то берут тех, у кого баллов больше. А если мест больше, чем желающих с максимумом баллов, то точно не знаю, что делают. Скорее всего, сначала зачисляют тех, кто с тем же количеством баллов с прошлых лет в очереди стоит. А остальных случайно выбирают, ставя непопавших в очередь на следующий год.
Что учитывается в баллах. Там тоже никаких испытыний нет, владение языком не проверяют и череп не обмеряют. Так что можно не стесняться, и, случилсь из лодки по весне вылезти, сразу подаваться в лучшую школу города. Баллы определяют по открытой методике, в которой есть два основных кита:
- Падрон в районе обслуживания школы. Дает 10 баллов.
- Наличие у желающего ребенка сиблингов, обучающихся в школе. Дает 10 баллов.
И еще десяток пунктов, дающих по 0.5-1 балла, где общая сумма и одного "кита" не перевесит. Многодетность и еще не помню чего.
И тут есть лайфхак. Если есть желание попасть в лучшие школы города, то там почти всегда есть места в инфантиле. И если есть ребенок-инфантилец, то его туда будет очень просто перевести, в инфантиле обычно места даже в избытке, всех желающих берут даже в самые популярные школы. А на следующий год можно более старших детей уже подавать с +10 баллов за сиблинга. Инфантильцы считаются такими же учащимися, как ученики более высоких ступеней. Если еще и падрон нужной системы на +10 баллов, то это сразу выносит старших на самый верх конкурса.
Тут у нас через год встала еще одна дилемма: переводить ли двух детей к одному, у которого школа получше, и отделаться от необходимости одновременно таскать детей в одно время в две школы. Благо мы как раз в итоге поселились в 3 минутах пешком от этой школы. Или переводить одного старшего ребенка ко второму, а инфантильца переводить в лучшую гимназию города, чтобы потом туда и остальных запихнуть. Но с риском опять таскать детей в две разных школы минимум год, а то и расползтись по трем школам, если старших детей сложить в одной школе не удастся. И до лучшей гимназии идти 15 минут, а не 3. В итоге решили, что и школа с одним ребенком приличная и перевели всех туда.
Косвенные рейтинги
Публиковать рейтинги с результатами выпусников в Испании можно не везде. В Андалусии это, вроде бы, запрещено. Но интересующиеся вычисляют косвенные рейтинги по олимпиадникам и участникам всяких образовательных конкурсов. И, надо сказать, что они достаточно разнообразные — каких-то прям явных супер-школ нет, олимпиадников делает не меньше десятка школ, хотя одна из них делает чуть больше остальных (при том, что она довольно скромного размера) и она считается лучшей.
Как интегрируют детей
Детей определяют в обычные классы. Специальных адаптационных классов нет. Ребенок идет учиться в чисто испанский класс по возрасту, где сидит со всеми одноклассниками, но вместо обучения по программе ему во время уроков дают письменные задания по испанскому. Фото с примером задания приложено (заодно посмотрел на него и с учетом улучшенного за несколько лет испаского нашел ошибку:) В первом задании, где надо было обвести все картинки, обозначающие слова, в которых есть dr, не обведен кружочек с головой собаки, хотя в словах ladrido — лай и ladrar — лаять, dr есть, но этих слов тогда никто еще не знал). Также раз-два в неделю вместо одного урока может приходить специальный человек и заниматься с ним испанским. В целом, есть ощущение, что это фикция — чисто ребенка занять, пока он еще совсем языком не владеет и не может никак быть вовлечен в нормальное обучение. А основную роль играет инклюзивное погружение в среду.
Во втором триместре ребенка начинают подключать к обучению по программе, где-то через полгода в общей сложности начинают ставить оценки.
К концу третьего триместра ребенок уже полноценно учится в испаноязычной среде, но оценки по lengua castellana y literatura (это испанский язык и литература — испанский в Испании называется кастильским, т.к. есть и другие испанские (региональные) языки — каталано, валенсиано и т.д.) еще хромают — 5-6 по 10-балльной шкале.
У детей, учащихся в провинциях с региональными языками, думаю, так же хромают и они. Кстати, учат их там серьезно, не слабее, чем государственный, да и в жизни они применяются активно и при получении высшего образования. Что отличает ситуацию в региональными языками в Испании от РФ, где региональные языки учат для галочки с нулевой вовлеченностью и результатом.
За следующий год оценки продолжают улучшаться. Скрины с годовыми оценками за второй год учебы приложены для иллюстрации. У среднего — получше, у старшего — похуже. Но провальных нет ни у кого. При том, что для старшего ребенка — это уже другая школа, в которую он перешел уже в роли испаноговорящего и скидки на то, что год назад в испанском был 0, там уже не дают. В это время домой могут давать опциональные дополнительные задания на выправление проблемных мест. Их можно не делать, школа их дает как помощь и рекомендацию.
Всё вышеописанное касалось ученика четвертого класса. Первоклассник сразу по программе пошел и никаких дополнительных заданий не имел.
Из дополнительных оциональных домашних заданий на втором году у четвероклассника были диктанты на ударения (знаки ударения в испанском языке во многих словах являются обязательными на письме, непостановка знака ударения в слове, где он должно быть, является орфографической ошибкой, за каждое пропущенное ударение в диктанте оценку снижают на балл) и некоторые неочевидные на слух буквы.
При этом в школе русскоговорящих детей практически не было, что в одной, что в другой школе. Район, где живут дети, это один из центральных районов города с застройкой малоэтажными и частными домами XIX века, непосредственно прилегающий к историческому центру города — до крепости, кафедрального собора и римской застройки 15 минут идти, у россиян и украинцев он популярностью не пользуется (видимо, потому что не похож на милое сердцу Бутово:), да и относительно дорог). В школе на входе в процесс было примерно 4-5 русскоязычных детей, которые были разбросаны по разным классам, и которых могли позвать для помощи с переводом в случае какого-нибудь форс-мажора, типа если ребенку плохо, надо выяснить, на что он жалуется, и позвонить родителям, чтобы забрали.
Впрочем, район в целом не иммигрантский, мигрантов мало не только русско-говорящих, а вообще любых.
Мы, родители, на входе в процесс тоже были максимум на уровне А2 с полугодом в Дуолинго, причем жена скорее пассивно, т.к. в речи не могла и четырех слов связать, поэтому всеми административно-школьными вопросами и коммуникацией с учителями я занимался. Что, к слову, не создало никаких трудностей при устройствах в школу с чисто испаноговорящими секретариями — как я уже выше писал, там не то, чтобы последнюю рубашку с себя готовы снять, но отношение, в целом, благожелательное, люди в меру сил стараются помочь, т.к. считают, что дети должны учиться.
Как восприняли процесс интеграции дети
Дети в процессе интеграции не страдали. У нас открытый диалог с детьми, озвучивать жалобы и проблемы в семье считается нормальным.
Единственная жалоба по началу была у четвероклассника. В первые дни ребенок радовался, что весь класс с ним хочет дружить и что хотя он ничего не понимает, его активно вовлекают во все игры. А через пару месяцев эффект новизны поутих и ребенок стал жаловаться, что а чего они раньше все меня активно звали в свои тусовки, а теперь половина компаний ко мне относятся индифферентно. А еще через пару месяцев, когда и язык подтянулся до беглого и произошло привыкание к классу, все жалобы снялись.
С самого начала дети охотно шли в школу и на буднях и после выходных и после каникул. Возвращались довольные, веселые. Никакой подавленности, угнетенности, слез и прочего не было ни разу. В целом, школа была исключительно на позитиве.
Среднего ребенка через пару лет учебы выбрали старостой в классе.
Процесс учебы
Форма. В публико формы нет, а в концертадо — есть.
Формы нужно два комплекта: спортивная — chandal, формальная — uniforme. Школа дает расписание формы по дням — когда в какой приходить. В спортивной ребенок ходит, когда есть физкультура. И ходит целый день, т.е. исходно приходит в спортивной форме из дома, а не переодевается в школе. В начале учебного года до середины октября и в конце учебного года с середины мая до конца июня дети ходят в спортивной форме ежедневно — считается, что для жаркой погоды такая одежда подходит лучше. В остальное время примерно дважды в неделю дети носят спортивную и трижды обычную форму.
Форма имеет специальную цветовую гамму и брендирована логотипами на груди и названием школы на спине. Т.е. это не "белый верх, черный низ", а специализированная форма конкретной школы. На базаре такую не купишь — приобретается в специальном магазине, расположенном в самом пафосном торговом центре города, который торгует формой всех концертад города. Также в некоторых школах она продается в магазине при школе.
Спортивная форма включает в себя:
- Спортивные штаны или шорты — на выбор.
- Футболку с длинным или коротким рукавом — на выбор.
Uniforme включает в себя:
- Штаны или шорты или юбку — на выбор. От спортивных отличаются.
- Поло с длинным или коротким рукавом — на выбор.
- Свитер.
На оба комплекта формы идет одна куртка — легкая куртка, как "от спортивного костюма".
У инфантиля дополнительно идет халат.
На севере (у братства, которое управляет второй концертадой, где учатся дети, есть школы и на севере страны) — еще более теплая куртка есть, но юге таких извращений не требуется.
Обувь обычная, не форменная. Есть рекомендованная гамма, но она обычная — черное или темно-синее. Да и к ней не придираются — можно ходить в черных кроссовках с красными вставками и т.п.
В целом, к форме тоже не особенно придираются. Как бы положено. И если ребенок будет ходить не форме, то учитель будет периодически говорить, что надо бы форму. Но каким-то жестким забором это по ощущениям не является. Например, если в единственном магазине нет нужного размера и ребенок вместо форменных штанов будет месяц ходить в штанах из декатлона или H&М, как это у нас было, то какого негатива к этому нет. Тем не менее, все ходят в форме, "бесформенные" ученики в глаза не бросаются. По крайней мере, в части хорошо заметных предметов одежды типа брендированной куртки или поло.
Затраты. Школа, в т.ч. инфантиль, полностью бесплатна для детей любого правового статуса. Что для семей с детьми, особенно для многодетных, заметно упрощает жизнь в Испании по сравнению со многими другими странами.
Основной статьей затрат при учебе в концертадо является форма (в публико, напоминаю, формы нет). Состав описан выше. Цены на форму безбожно задраны. Два комплекта формы (чандаль и униформе) на одного ученика, к которыми дополнительно взято по запасному поло, запасной футболке и по запасным штанам каждого типа обойдутся в 300 €. Цены, наверно, х2 — х4 от массмаркетной одежды аналогичного качества (смотря какой массмаркетный бренд брать). При этом качество вполне ординарное. Вещи хорошие, но цены на них уровня отличных туристических вещей, которые будут не менее удобны и будут в разы кондовее. Например, штанов дети убивают 2шт в год стабильно. Заплатки на колени шьются уже в первом триместре.
В целом, всю форму разом надо покупать только при приходе в школу, а в следующие годы какая-то часть переиспользуется с прошлого года. Докупаются штаны и то, из чего ребенок вырос. На 100-150 € в год на ребенка. У старшего ребенка, который уже в 6 классе, штаны ходят дольше, т.к. он меньше катается на коленях по полу.
Помимо формы в начале года есть следующие единоразовые сборы:
- Добровольный взнос. 100 € с ребенка. За него школа обеспечивает ребенка всей канцеляркой в течение года, выдавая новую в случае утраты\поломки\исчерпания. И закупает дополнительные образовательные материалы, например, машинки на Arduino для занятий программированием, которое не входит в гос.программу. Дополнительные материалы закупаются на всех, в т.ч. и тех, кто не сдает денег. Канцерялку выдают только сдавшим, остальных обеспечивают родители.
- Добровольный взнос на ассоциацию родителей. 40 € с семьи (т.е. от количеста детей не зависит). Эти деньги уходят на всякие тимбилдинговые активности — типа выделить из рядов родителей королей-магов, которые тут вместо Деда Мороза, купить им костюмы и сладости для разбрасывания (традиционная новогодняя активность), устроить межродительский тим.билдинг с приготовлением паэльи (если прийти всей многодетной семьей и плотно поесть, то можно даже в плюс выйти, нажрав более чем на 40 €:) ) и т.п.
- Взнос на дополнительные материалы. Сумма взимается ребенка и зависит от класса, разблюдовка ниже приведена. Для примарии это лицензии на всякие дополнительные курсы. В первую очередь, дополнительный курс онлайн упражнений по математике. Для инфантильцев — это материалы для рукоделия и там это чувствительная сумма. Можно и не сдать, тогда у ребенка не будет доступа к дополнительным курсам (они не являются обязательными и на основной процесс учебы это влияния не окажет), а у инфантильцев, наверно, купят за счет средств ассоциации родителей, чтобы ребенка не обездоливать, если денег нет у родителей. В целом, это вообще не обсуждается, и если не сдать, то никто и не узнает, что кто-то не сдал. По крайней мере, ни в каких родительских чатах никаких дискуссий о деньгах и расходах точно нет.
Мы всегда сдавали, но по ощущениям прямо обязательных сборов нет вообще. При желании, можно учиться с 0 доп.вложений (за исключением покупки канцелярки и флейты для уроков музыки за свой счет).
В этом году взнос на доп.материалы составил:
- 3 de infantil — примерно 170 €.
- 3 de primaria — примерно 40 €.
- 6 de primaria — примерно 20 €.
Все эти сборы оплачиваются 1 раз перед началом учебного года. Больше никаких сборов нет.
В родительских чатах могут по 5 € собрать пару раз в год на подарки учителям — на ДР и окончание года.
Дополнительный английский. У школы есть контракт со сторонней языковой школой, которая организует на территории школы внешкольные занятия английским с носителями языка, о которых я выше писал в рассказе о концертадах. Занятия 2 часа в неделю по часу после школы и на них ходят, наверно, практически все. Стоимость 45 € за ребенка единоразово в начале года и 50 € в месяц далее.
Продленка. В школе есть продленка с 14:00 до 17:00. Детей там кормят. Она платная, из обоснования цены видно, что 95% — это стоимость питания и там нормально так, можно в кафе средней руки бизнес-ланч получить за эти деньги. Цена зависит от количества дней в месяце. Брать можно на весь месяц, на неделю и выброчно дни в любом удобном количестве и конфигурации. Если взять весь месяц, то где-то 140-150 € обойдется. Если брать неделю, то будет процентов на 10 дороже из расчета за день. Выборочные дни — еще +10%. На продленке дети обедают и остальное время тусуются толпой со всей школы на улице во дворе школы. А в дождливые дни (редко больше пары дней в месяц) — в столовой мультики смотрят.
Питание, вроде бы, вкусное и разнообразное. Все дети были довольны.
В концертадо продленка по желанию, ограничений нет, можно в любой день начать отдавать ребенка на продленку, хоть разово, хоть на регулярной основе. Питание, видимо, заказывают либо с некоторым запасом либо не все ходят (либо и то то). Достаточно подойти на ресепшн и сказать, что ребенок сегодня останется на продленку. И дальше, допустим, еще три дня будет ходить. Или три месяца. В общем, полная гибкость, в т.ч. на уровне день в день. Только в кассу плати.
В публико по слухам с продленкой похуже — очереди, льготники типа наглых многодетных, вроде нас, оттирают простой люд. Но опять же по слухам, там дешевле питание. И у многодетных есть льготы — как бы даже не бесплатная продленка.
После продленки ребенка могут передать на английский или в секцию.
Мы в первый год всех детей оставляли на продленке для того, чтобы они больше времени проводили в испанском коллективе. Потом перестали, т.к. дело это довольно накладное с 3 детьми, а жена пока не работает.
Секции.
В школе есть секции волейбола, баскетбола, шахмат и что-то еще. Обещали кружок роликов, но не набрали группу.
Средний ребенок ходит на баскетбол — 2 раза в неделю, 2 часа. Стоимость 180 € за год (помесячной оплаты нет).
Есть беплатный кружок информатики раз в неделю, туда ходит старший ребенок.
Ранний надзор. Ребенка в школу можно отдать, начиная с 07:30 утра. Это платно (по крайней мере, в концертадо), сколько стоит — не знаю.
Режим учебы. Учебный год у инфатиля и примарии начинается в понедельник, ближайший к 15 сентября. Обычно ближайший перед 15 сентебря. У ЕСО — на неделю позже. У бачиля — еще на неделю позже. Например, в этом году инфантиль и примария начали 10 сентября, ЕСО — 16, а бачиль — 20.
И продолжается до третьей недели июня включительно. В этом году инфантиль и примария закончат 23 июня, а остальные — 24.
Учеба делится на 3 триместра, между которыми неделя каникул — на Рождество и на Пасху (semana santa). Во втором триместре есть еще дополнительная неделя каникул в конце февраля — semana blanca.
Инфантиль и примария учатся ежедневно с понедельника по пятницу с 9:00 до 14:00. ЕСО тоже учится с понедельника по пятницу и, вроде бы, с 08:00 до 14:30. Через год смогу точнее сказать, как старший ребенок в ЕСО пойдет:)
Домашние задания. Домашку задают, начиная класса с 3. Объем заданий раз на раз не приходится. В целом, наверно, часа на 2 учебы. Но раскидано по дням неравномерно. В некоторые дни домашки нет вообще, а в некоторые дни старшие ребенок может сидеть словарь учить или недельный проект писать до 23:00, сопротивляясь попыткам загнать его в постель.
В целом, бытует мнение, что в примарии учеба легкая, а вот в ЕСО детей сильно нагружают и там домашки вагон.
Языки. Обязательны два иностранных языка — английский с первого (если правильно помню) класса и французский с 5. Но уроков языка, имхо, мало. Английский урока 3 в неделю, а французский — вообще 1 (т.е. это просто фикция). Ситуацию с английским несколько спасает его использование в проектах на других предметах и доп.английский после школы.
В провинциях, где есть региональные языки, учат региональные языки, и учат, насколько я знаю, серьезно, настоящим образом. Как и вместо чего это там встроенно в программу — не знаю. Но в Андалусии регионального языка нет, поэтому учат только lengua castellana и два иностранных.
Структура программы
Примария:
- Два иностранных языка
- Кастильский (испанский) язык и литература
- Естественные и общественные науки (на практике это, скорее, два разных предмета, но в программе они формально склеены в один)
- Математика
- Физкультура
- Артистическое образование (дословный перевод)
- Религия
Инфантиль:
- Коммуникация и представление реальности (без комментариев:) )
- Рост в гармонии (аналогично:) )
- Окружающий мир
- Религия
Практически инфантильцев учат читать и писать на испанском и английском. Плюс они изучают начала естественных и общественных наук — например, в этом триместре у них идет изучение жизни первобытных людей. Оценки им буквенные ставят и только в конце триместра. А — максимальная.
Оценки. Шкала 10-балльная, где 10 — максимальный балл. Ставят оценки довольно часто, по десятку на ребенка в неделю может приходить.
Атмосфера в школе. В школе всё очень дружелюбно. Дети, все трое, в школу ходят охотно и возвращаются довольные. На каникулях по школе скучают. Никакого негатива, связанного со школой, не было ни разу. Драк в школе нет, буллинга нет.
В начале года проходит родительское собрание, где рассказывают общие организационные вопросы. Раз в триместр проходит собрание 1 к 1 с учителем, где он рассказывает, как дела у ребенка. У нас всегда это исключительно позитивно, детей только хвалят. Один раз только по среднему сказали, что он бывает чрезмерно активным на уроках и отвлекается на игры с другими.
Отношение окрующих кажется хорошим — детей приглашают на ДР, там можно без проблем общаться с родителями (с уровня языка пример В2, конечно, иначе особого интереса к беседам не будет). Такого что, понаехали сюда чурки неиспанские, а ведь у нас страна нерезиновая, не было слышно ни разу. Наоборот, родители говорили, что у вас прекрасные дети, они отлично интегрированы в коллектив, мы очень рады, что к нам в страну приезжают такие люди, ведь когда учились мы, иностранцев не было вообще, а теперь наши дети могут учиться с такими прекрасными детьми из других стран, расширяя культурный кругозор и улучшая свою адаптацию к современному глобальному миру. Не сомневаюсь, что есть и те, кто не в восторге от мигрантов, но в целом отношение детей, учителей и родительского коллектива школы очень благожелательное. С негативом мы не сталкивались ни разу.
Коммуникации. Есть родительские чаты в Whatsapp*, но скучные. Учителей там нет. Обсуждают обычно забытые вещи — "мой сегодня пришел без тетради по английскому, посмотрите у своих, может, у кого две окажется". Или могут спросить: "Хосе прослушал вопрос недели, чего там задали?". Перед рождеством обсуждают, что из еды кто принесет на вечерику в школе. Из денежных вопросов — могут пару-тройку раз в год собирать несколько евро на подарок учителю на ДР или окончание года. В общем, скукота и мещанство. Сомневаюсь, что в Испании хоть раз убили или побили человека по итогам спора в родительском чате. Возможно, т.к. родители никаких денег не собирают, кроме символических сумм на подарки.
На собрании в начале года выбирают делегатов от родителей. Что они делают — не знаю, я ни разу с их деятельностью не сталкивался, за исключением вопросов организации нескольких школьных праздничных вечеринок, равно как никакой потребности их помощи не возникало. Хотя видимся с ними регулярно при заборе детей из школы и на всяких ДР.
Родительский комитет существует в масштабах всей школы — классных комитетов нет. У них тоже есть группа в Whatsapp*, в которой ничего не происходит, за исключением редких эпизодов типа призыва желающих для участия в роли короля-мага и т.п. У них так же есть кабинет в школе, где можно с ними пообщаться. Я со всеми активистами школьного комитета хорошо знаком, т.к. хожу на все школьные тим.билдинги для языковой практики и активно там тусуюсь, но каких-то тем, за пределами просто поболтать, с ними не возникало.
Мобильное приложение школы. В него приходят оценки, все общие коммуникации от школы, личные сообщения от учителей и сообщения об отсутствии ребенка, опоздании и несделанной домашке. По отсутствиям и опозданиям надо там же писать объяснение. Учителя пишут исключительно редко, обычно только в инфантиле общеклассная рассылка о проектах — типа у нас урок про здоровую еду, пусть ваш на все мандарины принесет и напишите, на всякий случай еще раз, есть ли у вашего аллергии. И этим тоже не злоупотребляют, может быть, раз в месяц. Никакой коммуникации с учителями из примарии, как таковой, и нет, за рамками триместральных встреч 1 на 1.
Если хочется пообщаться с учителем, то это можно сделать, забирая в 14:00 ребенка из школы. Детей надо забирать на школьном дворе, где учителя с классами стоят. Там можно пообщаться с учителем, если есть какие-то вопросы. Обычно их нет. Также учителю можно написать сообщение через мобильное приложение.
У текущей школы в мобильном приложении нет раздела про домашку. Это плохо, дети иногда прохлопывают это ушами, а потом прилетает, что ваш без домашки пришел. Бывает нечасто, но пару раз в триместр бывает у каждого ребенка. У прошлой школы было другое приложение, где домашка была, и это было удобно.
Выпускные экзамены и поступление в ВУЗ. Честно скажу, так далеко не заглядывал, так что сказать ничего не могу. Для поступления в ВУЗ, вроде бы, смотрят на суммарный средний балл, вычисляемый по всем оценкам в бачиле за всё время обучения в бачиле, так что там, вроде бы, важно учиться равномерно отлично на всём его протяжении. Но это слухи, я сам не вникал.
Вроде бы, всё осветил и про интеграцию и про школу в целом. Не стесняйтесь задавать вопросы.