Как моя дочь поступила в Инженерную школу одежды на программу «Профессионалитет»
Эта история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Моей дочери Насте 16 лет.
В 2022 году она окончила девятый класс и поступила в колледж на специальность «реставрация» новой программы «Профессионалитет». Этот проект запустили совсем недавно в экспериментальном формате. Но мы все равно решили, что такая программа лучше обычной, потому что предполагает упор на практику, а не чистую теорию.
Решение уйти из школы
Дочь окончила одну из обычных государственных школ Санкт-Петербурга. Училась в основном на тройки и четверки: у нее есть способности, но заниматься было неинтересно.
При этом Насте с детства нравилось что-то делать руками. Она хорошо рисовала и готовила поделки, а одно время даже занималась декупажем. Еще дочь четыре года ходила в художественную школу, но ушла оттуда, когда нагрузка стала слишком большой. Тем не менее свое хобби Настя не забросила и в дальнейшем даже начала создавать комиксы.
Сентябрь 2021 года начался для меня с серьезного и неожиданного разговора с дочерью. «Мама, я хочу уходить из школы после девятого класса. Не знаю куда, но точно не в другую школу», — сказала она.
В моем сознании долгое время сидела установка, что если ты ушел из школы после девятого класса, то будущего у тебя нет. А ПТУ — профессиональное техническое училище — в шутку расшифровывали как «помоги тупому устроиться».
Но мою дочь сложно заставить делать то, что ей не нравится, поэтому я решила не спорить. Я предоставила Насте возможность самостоятельно выбирать, куда идти учиться, но с одним условием: это место должно быть при университете. Тогда дочь могла бы продолжить обучение в вузе и получить диплом о высшем образовании.
Выбор направления и учебного заведения
Насте всегда нравилась профессия повара-кондитера, поэтому мы подобрали пару колледжей, где обучают такой специальности. Но потом узнали про Инженерную школу одежды, которая относится к Санкт-Петербургскому государственному университету промышленных технологий, — подружка дочери поступила туда на профиль «дизайн костюма». Вдохновившись ее рассказом, Настя решила рассмотреть и этот вариант тоже.
В октябре в ИШО устраивали день открытых дверей. Мы записались на него, чтобы узнать подробнее о направлениях обучения и увидеть колледж изнутри. Я отправилась туда без особых ожиданий — думала, что это одно из многих мест, которые мы будем смотреть. К тому же у меня оставалось предубеждение против среднего профессионального образования.
Когда мы приехали в Инженерную школу, то увидели много довольных подростков. Бросилось в глаза и то, что гостей встречали в основном молодые преподаватели. Само здание учебного заведения выглядело ухоженным, а пространство внутри — уютным. Все это создавало приятную атмосферу.
Так как ИШО относится к СПбГУПТД, то на дне открытых дверей мы услышали о том, как устроена студенческая жизнь в вузе. Оказалось, что учащиеся университета и колледжа вместе участвуют в разных мероприятиях, в том числе в чемпионатах «Ворлдскиллс». Так называются конкурсы профессионального мастерства, которые проходят по всему миру. Победители и призеры соревнований получают повышенную стипендию от СПбГУПТД, ее размер — от 4500 до 8000 ₽ в месяц.
Затем нам устроили экскурсию по колледжу и показали вполне современные аудитории и швейный цех. Но самое большое впечатление на дочь произвела мастерская, где было много старых картин. Там перед нами выступил идейный молодой преподаватель, который с увлечением рассказывал о профессии реставратора.
Мы узнали, что такой специалист — тоже художник, поэтому на занятиях рисуют и учатся работать с масляными красками. Кроме того, выяснилось, что в конце обучения нужно не просто написать дипломную работу, а применить знания на практике, то есть восстановить настоящую картину.
Творческая обстановка и энтузиазм, с которым преподаватель говорил о том, как в колледже восстанавливают картины, впечатлили и меня, и дочь. Настя заявила, что хочет стать реставратором и учиться только в ИШО. Другие варианты решили не рассматривать.
Примерно в то же время в Настиной школе устроили родительское собрание. На нем я узнала, что больше половины одноклассников дочери хотят уходить после девятого класса. Я спрашивала, не собирается ли кто-то поступать в колледж, но на тот момент мало у кого были конкретные планы. Мне лишь отвечали, что детей пугает ЕГЭ и замучила школьная система.
Программа «Профессионалитет»
«Профессионалитет» — новый экспериментальный формат среднего профессионального образования. Профессию реставратора в ИШО можно освоить и по этой образовательной программе, и по обычной.
Инициатива предполагает, что колледжи и компании готовят студентов вместе. Представители бизнеса участвуют в разработке учебных материалов, спонсируют покупку нового оборудования и, как обещают, будут помогать с трудоустройством.
Например, ИШО сотрудничает с кожгалантерейными фабриками и производителями обуви, расположенными в Санкт-Петербурге. Для студентов направления «реставрация» специалисты предприятий подготовили модуль по реставрации изделий из кожи.
Программу активно поддерживает государство, поэтому у абитуриентов есть шанс попасть на бюджет. Например, на выбранное нами направление выделили 15 мест с оплатой стоимости обучения.
Другая особенность «Профессионалитета» — возможность освоить профессию в более сжатые сроки. По крайней мере, об этом написано на сайте проекта. Весной, когда я была на собрании абитуриентов ИШО, нам говорили, что программа длится всего два с половиной года, тогда как обычная — три года и десять месяцев. Но к середине августа появилась другая информация, и учиться дочь в итоге будет три года и семь месяцев.
Полагаю, это произошло из-за того, что образовательная программа еще сырая и не продумана до конца. Проект запустили в 2022 году в пилотном режиме, как именно он будет реализовываться на практике, пока непонятно. Тем не менее мы решили, что плюсы «Профессионалитета» перевешивают минусы, и не стали подавать документы на обычную программу.
Подготовка к вступительным
Поступающие на специальность «реставрация» сдавали один экзамен — рисовали карандашом натюрморт. При выполнении рисунка нужно было учитывать следующие требования:
- Рисунок выполнен на листе формата A3.
- На нем изображено три-четыре объекта — геометрические тела, бытовые предметы, драпировки, овощи или фрукты, растения.
- Учитывается направление источника освещения.
- Работа подготовлена в соответствии с принципами академического рисунка и законами композиции. Особое внимание уделено созданию контрастов, формированию объема объектов и изображению материалов, из которых они изготовлены, — стеклу, металлу и другим.
Дочь училась в художественной школе и умела когда-то рисовать натюрморты, но эти навыки подзабылись. Поэтому по субботам Настя посещала курсы при ИШО. Пять месяцев подготовки обошлись нам в 24 000 ₽. В колледже сказали, что вычтут потраченные деньги из стоимости обучения, если ребенок поступит на платное отделение.
Кроме того, те, кто ходил на подготовительные занятия, могли сдать вступительный экзамен два раза: сначала с другими слушателями курсов, а потом в общем потоке абитуриентов. Для поступления учитывался лучший результат.
Успеваемость абитуриента тоже имела значение. При равенстве экзаменационных баллов преимущество получали те, у кого выше оценки в аттестате. Над этим мы тоже решили поработать, потому что средний балл Насти за восьмой класс недотягивал до четырех.
Дочь загорелась идеей поступить за реставратора и взялась за учебу. Параллельно нужно было готовиться к ОГЭ: она сдавала русский и математику, а также два предмета по выбору — обществознание и географию.
В школе, где училась Настя, ввели дополнительные занятия для подготовки к экзаменам. Но в девятом классе и так большая программа, поэтому у дочери было по семь-восемь уроков каждый день. Выдержать такую нагрузку оказалось непросто, но мы выбрали стратегию не психовать и двигаться в том ритме, в котором получается.
Сдача экзаменов
Во время первой попытки для тех, кто ходил на подготовительные курсы, Настя сдавала экзамен очно на протяжении трех часов. Итоги нам озвучили только через неделю: дочь набрала 60 баллов.
Затем настало время писать ОГЭ: за все экзамены Настя получила четверки, кроме математики, которую сдала на тройку. Но так как дочь старалась на протяжении учебного года, эту оценку учитывать не стали и в аттестат поставили четверку. Поэтому в середине июля, когда Настя получила школьный диплом, ее средний балл был 4,31.
Примерно в то же время дочь снова сдала экзамен в ИШО, на этот раз в общем потоке. Испытание проходило онлайн: абитуриенты создавали личный кабинет на сайте приемной комиссии и загружали свои рисунки. Ничего нового Насте рисовать не пришлось: она использовала натюрморты, которые делала на подготовительных курсах. Говорят, поступающие могли отправить свои работы по почте или через сайт госуслуг, но мы решили с этим не заморачиваться. В итоге дочь опять набрала 60 баллов.
Позже на сайте ИШО появилась информация о том, что на «Профессионалитете» увеличили количество бюджетных мест — с 15 до 25. При этом на обычной программе было всего пять таких мест.
В общем рейтинге абитуриентов, которые поступали на реставрацию, Настя оказалась на 49-м месте. Там были и те, кто выбрал обычную программу, и абитуриенты «Профессионалитета». Мы думали, что дочь не прошла на бюджет, и принесли в ИШО аттестат, чтобы заключить договор на платное обучение. Его стоимость составляла 102 000 ₽ в год — эти деньги надо было внести до 24 августа.
Я планировала заплатить нужную сумму, не дожидаясь крайнего срока, как вдруг ситуация с поступлением изменилась. 18 августа общий рейтинг разделили на два, и стала понятна картина с конкурсом на отдельные программы. Тогда же отметили всех, кто принес оригинал аттестата, — на «Профессионалитет» его подали 25 человек. Среди этих абитуриентов Настя была на 22-м месте по баллам.
Таким образом, у нее появился шанс все-таки пройти на бюджет — оставалось только подождать пару дней до окончания приема документов. Сильных изменений за это время не произошло, поэтому обучение дочери мне в итоге оплачивать не пришлось. Но даже если бы я это сделала, деньги бы вернули: в приемной комиссии сказали, что такие ситуации уже случались.
Учебный процесс
Дочь учится уже несколько месяцев. У сверстников Насти, которые поступили на обычные программы, от шести до восьми уроков ежедневно. Ребята проходят много школьных общеобразовательных предметов, отсюда и нагрузка. На «Профессионалитете» такие дисциплины тоже есть, но в меньшем объеме, поэтому в расписании, как правило, от трех до пяти занятий в день. Но пары часто отменяют, и я бы отнесла это к минусам.
На первом курсе некоторые предметы считаются профильными — это, например, основы композиции и пластическая анатомия. Еще у дочери есть философия и много истории, в том числе мировой культуры и искусств. Первокурсникам уже устроили небольшую практику, которая длилась неделю: они рисовали здания с натуры. Говорят, со второго семестра начнутся занятия в мастерских, тогда же надо будет приобрести краски и кисти.
Домашних заданий, как в школе, дочери не задают: вместо этого нужно готовить рефераты и сдавать рисунки. Преподаватели, как мы уже заметили на дне открытых дверей, в основном молодые и учат с азартом и любовью к своему делу. Их настроение передается и студентам.
Группа дочери довольно большая, в ней 25 человек. Иногородние студенты живут в общежитии — оно находится всего в нескольких минутах ходьбы от колледжа.
В основном с Настей учатся девочки, которым нравится заниматься творчеством: кто-то рисует, другие увлекаются музыкой. Я бы сказала, что они довольно самостоятельные и знают, чего хотят: все-таки, когда уходишь из школы после девятого класса, нужно иметь определенный склад характера.
Говорить о качестве получаемого Настей образования пока рано, но я вижу, что ей нравится ходить на занятия.
Конкретных планов на будущее у нас сейчас нет. Так как профессиональной практики в ИШО еще не было, сложно сказать, понравится ли дочери быть реставратором. Если она захочет потом продолжить образование в институте — я только за. А если нет, то Настя, скорее всего, будет работать по специальности: выпускников «Профессионалитета» обещают трудоустроить в реставрационную мастерскую.