Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Чуть больше трех лет я занимаюсь домом и семьей и не работаю. Это был сознательный выбор.

Недавно искала материалы в Т⁠—⁠Ж по ключевому слову «домохозяйка» и наткнулась на статью «Бесит, когда говорят, что женщина не должна работать». В комментариях читатели подтвердили, что сталкивались с таким мнением. Я очень удивилась — получается, кто-то вслух говорит, что женщина может не работать, да еще и приводит аргументы в защиту своей позиции!

В моей же реальности все с точностью наоборот — мой жизненный выбор осуждают почти все. Родственники с обеих сторон, друзья мужа, а также персонал в медучреждениях и малознакомые люди. Недавно массажист, к которому я хожу уже года четыре, вспомнил, что раньше мне приходилось приезжать на сеанс к половине восьмого утра, чтобы успеть на работу, и усомнился, что теперь я бы смогла так рано вставать.

Тема хейта домохозяек меня задевает. Проанализирую причины нелюбви к неработающим женщинам, исходя из своего личного опыта, данных статистики, статей и подкастов о жизни женщин в советское время.

Не работать стыдно. Чуть больше 60 лет назад в СССР приняли закон о борьбе с тунеядцами. Люди, не работающие более четырех месяцев, могли быть привлечены к ответственности по уголовной статье. Пропаганда старалась вовсю, чего только стоит знаменитый лозунг: «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги!»

Поэтому в головах наших родителей, которые родились в 60-е и позже, установка «ты не работаешь — ты плохой» засела намертво. При этом почему-то всегда забывают, что домохозяйки, даже если у них не было детей, тунеядками не считались. Нет ни одного случая привлечения домохозяек по этой статье, женщина приравнивалась к работающей.

Социальная норма — работающая мать. В 1917 году только появившееся советское правительство уравняло женщину в правах с мужчинами. Неравенство в быту изживалось: создавались фабрики-кухни, открывались детские сады, были введены перерывы на кормление в яслях при работе, детей обеспечивали горячим питанием.

Но фактически государство требовало от женщины всего и сразу — и работать, и заниматься бытом. Обязанность выполнять домашний труд после основной работы обычно называют второй сменой. На одну зарплату мужа прожить семье с детьми было трудно, поэтому позволить женам уйти с работы могли немногие. Об этом есть замечательная книга Натальи Баранской «Неделя как неделя», рассказывающая о жизни советской женщины в условиях перегруженности на работе, дефицита и отсутствия времени на уход за собой.

В парадигме «ты должна все успевать» жили наши бабушки и мамы. Многие передали эти убеждения сыновьям.

Лично знаю семью, где мальчик, который в детстве видел, как его мама отлично справляется с двумя маленькими детьми и работой, вырос в мужа, не разрешающего своей жене быть домохозяйкой.

Женщина — глава семьи. Мое детство пришлось на 90-е. И во всех знакомых семьях женщина стояла у руля: распределяла бюджет, решала, что посадить на даче, когда начать ремонт. Отцу семейства обычно давали немного денег на пиво и сигареты в день получки — иначе пропьет.

Оказывается, такое изменение гендерных ролей было отмечено еще в 1979 году, когда в «Литературной газете» опубликовали результаты переписи населения. На вопрос, кто глава их семьи, респонденты затруднились ответить. После войны женщинам пришлось взять все заботы на себя, чтобы просто выжить, а мужчины «обмельчали». А глава семьи вряд ли может не работать.

Непринятие другого жизненного сценария. В нашей стране не особенно ценят тех, кто выбирает нестандартный путь. Вспомните такие выражения: «„Я“ — последняя буква в алфавите», «А ты че, умнее всех, что ли?» Несмотря на то что по результатам переписи 2018 года в России трудоустроены 53,2% женщин, не работать — это все-таки быть «не как все». Психолог Ирина Богораз отмечает, что нетерпимость к чужому мнению — наследие советского воспитания на идеях коллективизации, стремление поступать как большинство. Может, поэтому я периодически слышу от своей восьмидесятилетней бабушки: «Ну как без работы-то можно?»

Идентификация себя и других через работу. Когда встречаешься со знакомыми или родственниками, которых давно не видел, второй, реже третий вопрос: «А кем работаешь?» Возможно, этот вопрос меня раздражает, так как никакой работы у меня фактически нет. А может, это способ поддержать диалог. Но как будто спрашивающий пытается понять: а кто ты есть в этой жизни? что можешь? Ведь понятно: если начальник — пробивной, менеджер по продажам — уболтает кого угодно, а если айтишник — пиши дневник трат в Т⁠—⁠Ж. А вот если человек не работает, тогда непонятно, о чем с ним говорить, к какой категории людей его относить.

Непонимание современных реалий рынка труда. Мама периодически рассказывает, как они с коллегами в теплые весенние дни выходили в обед до ЦУМа, что-то там смотрели, прогуливались, еще и успевали поесть. Сейчас все изменилось: приходить раньше и уходить позже — норма, отпуск разбивается на две недели подряд и еще два раза по неделе, но только не в отчетный период, а на обед лишь 30 минут. Если смотреть через такую оптику, действительно непонятно — а чего не работать-то? Пришла, немножко поработала, кофе с коллегами попила, да еще и платье выгуляла.

Также многие не знают о новых формах занятости. Вообще-то, у меня есть работа: пять дней в неделю по два часа я удаленно тружусь менеджером по контролю качества отдела продаж. Если бы я работала официально, это бы называлось «0,25 ставки». Папе раза четыре пыталась объяснить, что входит в мои обязанности, — бесполезно. Вроде головой кивает, а по глазам вижу, что не понял. Не только старшее поколение, но и некоторые ровесники не воспринимают такую работу.

Видимо, если я могу трудиться без привязки ко времени и удаленно — это не считается. Для них я бездельница.

Запрос на страдание. Кажется, что русские люди будто бы ориентированы на страдание. Сразу вспоминается Федор Михайлович с Сонечкой Мармеладовой. Или такие современные поговорки: «Не за**алась — не мать», «Сейчас смеешься — потом плакать будешь». Как будто проще принять и понять женщину, которая выматывается на пятидневке за среднюю по нашему региону зарплату 35 000 ₽, чем неработающую. Пожалеть ее и стать лучше в своих глазах. Бедная, вот какие круги под глазами. А ты высыпаешься, к массажисту ходишь и в бассейн? Фу, буржуазия. Работать надо, работать.

Я не собираюсь быть домохозяйкой всю жизнь. Может, в будущем все-таки выйду на работу. Но считаю, что каждая женщина вправе сама решать, работать ей или нет. Так же, как и решать, рожать или не рожать. Тут не за что стыдить, это выбор каждого конкретного взрослого человека.



Иллюстратор — Аня Кольцова
Редакция
Редакция
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Anna

Домохозяйка зависима и социально не защищена. Возможно близкие волнуются за вас, а не осуждают. Да вы и сами похоже беспокоитесь, иначе зачем оправдания и острая реакция на слова массажиста?
У меня есть знакомые домохозяйки, которые не работают десятилетиями. Пугает их оторванность от реальности и уверенность, что деньги берутся из тумбочки и это незыблемо. Но может это личностные особенности.

208
Сударыня
Герой статьи

Anna, в этом тексте я скорее не оправдываюсь, а выступаю антропологом, исследую реальные причины нелюбви к домашним хозяйками. А они есть - и исторические, и психологические.
Никакой реакции на слова массажиста не было. Довольно трудно дискутировать с человеком, когда лежишь голая под простыней :)
Некоторое беспокойство у меня-таки есть, тут вы правы. За неделю пока писала и редактировала эту статью, даже прошла собеседование.

49
Natalia Kopsov
Герой

18.05, 21:25

Отредактировано

Сударыня, Ну пусть кто нибудь сумеет назвать хоть одну работaющую жену советского маршала или генерала (кроме пары киноактрис), если прям так осуждают (правда потом они часто пропадали далеко и надолго). Скорее волнительно то, что домохозяйка очень зависима и социально не защищена, как то и упомянуто в предыдущем посте. Однако если данная домохозяйка нормально себя и детей застраховала от неприятных случайностей в судьбе и собственностью и пассивными доходами, то нет и вопроса.

20
Anna

Сударыня, такое впечатление сложилось, но вам виднее. Зачем дискутировать, это же светский разговор ни о чем.
Удачи вам!

13
Анастасия

Сударыня, реальная причина нелюбви это только страшная и огромная зависть. Больше нет никаких причин.

10
user2530466

Anna, на мой взгляд у женщины должен быть небольшой заработок хотя бы для понимания цены деньгам.

41
Кукуся
Герой реалити

user2530466, знание "ЦЕНЫ ДЕНЬГАМ" не обязательно связано с фактом работы. А так же НИКАК НЕ СВЯЗАНО с фактом, что человек не работает СЕЙЧАС - в прошлом человек вполне может работать и через это осознавать как трудно работать.

53
Kott

user2530466, у меня вот жена работает, но цену деньгам не понимает вообще. 🤣

10
Анaстасия

Anna, самое страшное, когда вот эти не работающие десятилетиями потом приходят в компанию или прямо к тебе в команду :) они реально во многом оторваны от рабочих реалий, на погружение уходят месяцы

10
Lilla

26.06, 08:33

Отредактировано

Среди домохозяек многие быстро смогут адаптироваться к новым условиям, если работать действительно понадобится.

2
Кукуся
Герой реалити

Anna, самый главный минус.

2
Natalia Kopsov
Герой

07.08, 22:57

Отредактировано

Anna, ну совершенно с Вами согласна. "Если от балерины, актрисы, ученой или простой офисной работницы уходит муж, то от нее уходит только его любовь. А если муж уходит от женщины, которая всю жизнь беззаветно служила семье, то от нее уходит все сразу - и любовь, и карьера, и мечты молодости, и финансы. А это жесть полная!" - ММ

1
0
Гусь лапчатый
Герой реалити

Где эти люди, которые интересуются профессией женщины? Все, что интересует родню или знакомых из моего родного городка, - это замужем ли и сколько детей. Какая вообще разница какая у тебя профессия, «тыжеженщина».

А несогласные с вашим образом жизни всегда найдутся. Неважно какой это образ жизни. Не так работаешь, не так выглядишь, не так воспитываешь, не так пироги печешь.

102
Radrog

Гусь, именно. А я мужчина домохозяин, и у меня с другой стороны давление. Что с карьерой, почему сел дома, какой доход? Бесит. Хоть бы кто-то спросил для разнообразия про свадьбу и планы на детей. Реально бесят эти стереотипы.

20
Сударыня
Герой статьи

Гусь, меня тоже из раза в раз удивляет, что спрашивают. Никто не говорит «тыжеженщина», не работай.

13
Кукуся
Герой реалити

Гусь, все всегда осуждают.

8
0
Мария Шухова

Забавно, что всё то же самое я слышала, когда была самозанятой.

"Это не работа", "ты не защищена", "а вдруг больничный", "а как потом устраиваться будешь"

Зарабатывала, кстати, нормально. Больничные вообще не были проблемой.

Проблемой они стали сейчас - на "нормальной" работе.

90
Дарута
Сообщник

Мария, меня в статусе самозанятой ещё удивляет момент, когда в ведомства обращаешься, заполняют документы "- кем работаете? - Самозанятая." Они вежливо кивают головой, а в документах пишут "безработная".

15
Румата Эсторский

Дарута, можно отвечать - фрилансер. Для них это тоже что-то загадочное, но хоть не безработная будут писать.

13
Hi there

Дарута, ору 😃😃😃

3
Мария

Дарута, а я называю должность)) если спрашивают где, тогда говорю про фриланс.
А если начинают докапываться, то сообщаю сколько сплю и сколько зарабатываю: уровень пены у рта повышвется, но парировать становится нечем))

2
Лора

Дарута, логично, потому что для ведомств "работа" - это именно занятость по ТК РФ. Тут, как говорится, понять и простить.

0
0
Екатерина

Последние несколько месяцев это осуждение- боль моей жизни. Причём, в большинстве случаев, это неприкрытая зависть, к тому что ты живёшь не так, не страдаешь от усталости и перенапряжения, нормально выглядишь. Месяц назад, устроилась на работу в достаточно крупную фирму города миллионника. Через несколько недель работы, у ребёнка воспалилась десна и понадобилось сложное удаление треснувшего зуба. На мою просьбу о дне без сохранения ЗП, удивились и сказали, что такое не практикуют!!! Хотя до этого, руководитель явно был рад, что наконец нашел специалиста с необходимыми компетенциями. А самое отвратительное, это лицемерие родственников старшего поколения, которые осуждают и клеймят, не предлагая помощи. Хотя, и меня и мужа в детстве "подбрасывали" бабушкам, не спрашивая разрешения на постоянной основе. Вот такие реалии, продолжаю наслаждаться домашними делами на благо семьи

68
Сударыня
Герой статьи

Екатерина, мои родственники, когда ребенок был меньше, за деньги помогали. Был период, когда я своей маме отдавала почти все, что зарабатывала, за то, что она сидела с внуком. Ну как же - надо работать! Месяцев через 8 я поняла бессмысленность этой затеи, и уволилась с этой работы.

36
Juniorpension

Сударыня, такой горький опыт был и у меня. Оставшись одной с двумя детьми, вышла на работу, когда младшей было 10 месяцев. Мама присматривала за деньги, благо работала сутками. Но выхода не было...

6
Elena

Juniorpension, я - в шоке, не понимаю как может бабушка брать деньги за присмотр за внуками. У меня моя мама и мама мужа были счастливы посидеть с внуками.

20
안 데

Elena, почему нет? Это полноценная работа няней по сути. Бабушка может хотеть жить свою жизнь, а не бесплатно работать

7
Elena

안, если я, как бабушка, не смогу посидеть со своими внуками, то тогда я оплачу няню.

0
Сударыня
Герой статьи

Juniorpension, искренне сочувствую. Надеюсь, сейчас у вас все хорошо.

5
Кукуся
Герой реалити

14.05, 15:38

Отредактировано

Екатерина, то, что работодатели не хотят уважать матерей - основная причина, что бы стать домохозяйкой.
Фактически же работа домохозяйки - шахтерский труд.

16
Круглый К0т

Кукуся, а если в обратную сторону))
Фактически же работа шахтера=труд домохозяки))

Изображение пользователя Круглый К0т
41
0
Vladimir K-ch

Если в семье все всех устраивает, почему бы и нет? А осуждать у нас любят-удаленка не работа, физически не впахиваешь-какая это работа итд.

67
Anna

Vladimir, жизнь - штука сложная, сегодня устраивает, а завтра муж-добытчик работу теряет или свободен как ветер с копеечной официальной зарплатой.
Домохозяйке лучше не убеждать себя и других, что это такая же работа, а стелить соломку, либо защищая себя юридически, либо учиться/повышать квалификацию/ налаживать бизнес в комфортном режиме.

94
0
Александр Маркелов

Не вижу тут ничего зазорного. Если человек может себе позволить не работать, то это его (ее) право.

51
0
Баба Яга

Еще эта позиция "сидит дома, свесив ножки на шее у мужа и ничего не делает, машинка стирает, посудомойка моет, робопылесос убирает и мультиварка готовит". А если еще и дети в садике то все, лентяйка-тунеядка. И пофигу, что при этом делается 100500 мелких и незаметных дел, удерживающих систему быта на месте и позволяющую всей семье функционировать нормально

51
Максим Кольцов

Баба, а у работающих людей кто держит эту гигантскую невидимую систему?

30
0
Анна

Работать нужно, если есть нужда в деньгах или ради удовольствия. И точно не стоит ради того, чтобы кто-то там не осуждал. У вас малыш, наслаждайтесь каждой минутой его детства, оно так быстро проходит. Благодарите Бога и своего мужа, что можете себе позволить это, не заморачивайтесь чужим мнением, это только ваша жизнь, она одна и очень коротка, как оказывается. То что приносит вам радость и есть правильно, как-то так)

45
0
Привет, Танкист!

Замечу, что по сути автор статьи не домохозяйка, а работник на удаленной работе.
Ничего не имею против домохозяек, моя супруга не работает и занимается детьми. Это было наше общее решение. Какой смысл ей работать за 20-25 тыс. На транспорт и обеды на работе уйдет большая часть заработка. Но, если "за душой" ничего нет, то быть домохозяйкой очень рискованно. Муж может потерять работу, тяжело заболеть, и т.д. Идеальный вариант для домохозяйки - когда в семье есть источник пассивного дохода.

43
Кукуся
Герой реалити

Привет,, да вообще идеально быть домохозяйкой при богатом муже, а еще богатом папе, а еще при своей квартире, которую сдаешь.

34
Привет, Танкист!

Кукуся, это уже из классики: "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". А в жизни так редко у кого получается)

29
0
Анна

Сама домохозяйка уже 14 лет, одно время тоже парилась немного. Но взвесив все, пришла к тому, что буду работать, только если буду реально нуждаться в деньгах. Работы не боюсь, любой труд уважаю. Когда-то работала, неплохо зарабатывала. Решение не работать было совместное с мужем, он до меня жил с бизнес леди, хотел, чтобы дома был уют, чистота, выпечка своя, жена не уставшая, мне тоже выживание надоело, дети всегда под присмотром, здоровье сохраняется, много плюсов в общем. На чьё то мнение забейте, это их проблемы, точно не ваши. Меня больше беспокоил вопрос пенсии, но глядя как сейчас повышают пенсионный возраст, да и вообще на разницу между пенсией социальной и заработанной, пришла к тому, что лучше не работать.

36
Evil_designer

Анна, а куда вы пойдете работать, если будете нуждаться?
Я без осуждения, правда интересно, какой у вас план

50
Анна

Evil_designer, ну во первых, у меня есть пассивный доход и немного недвижимости, а если про работу, то на любую, которую позволит здоровье на тот момент, желательно не сидячую, в идеале связанную с природой и минимум общения с людьми) так же могла быть няней, как один из вариантов, т.к люблю детей, хорошо готовлю и имею медицинское и психологическое образование,своих детей я почти вырастила, мне уже много не надо, как нибудь дожила, по крайней мере свои лучшие годы я прожила в своё удовольствие, ни в чем не нуждаясь, посвещая себя заботе о любимых людях

63
0
Андрей

У женщины должно быть дело, которое приносит ей доход, достаточный для привычного/комфортного образа жизни.
Говорю, как человек, у которого скоропостижно скончался отец и материальное положение семьи резко изменилось (мама после переезда семьи за город оставила работу)
Повезло, что у меня тогда была работа, а также у жены, которая вышла из декрета.
Иначе было бы просто безумно тяжело.

И есть две истории знакомых, когда после таких же трагических событий, не только проседал достаток, но людям приходилось продавать дома и переезжать в квартиру в город.
Жизнь менялась просто кардинальным образом, знаю, что женщины в чудовищном стрессе пребывают.
А до трагедий все было замечательно. следили за домом, все бытовые дела членов семьи были на них, поездки, а у кого-то жизнь за границей на протяжении нескольких месяцев в течение года.
Всего этого они лишились мгновенно.

Поэтому хочу еще раз повторить. Женщина должна иметь дело, которое приносит доход.
У некоторых простой развод может принести такие последствия.
Не нужно ни от кого зависеть.

32
Evil_designer

Soledad, думаю, что автор поста тоже себя уважает. Очень высокомерно говорить «вас не за что уважать» абсолютно незнакомому человеку. Белопальтово прям

31
N
Герой

тэо, что-то брезгливо стало от вашего комментария.

29
0
Дина

Работаешь в офисе по 12 часов в день - "ты всегда на работе, невозможно даже встретиться с тобой"!
Домохозяйка - "бездельничать не надоело"?
Работаешь удаленно по паре часов в день - "ну да расслабилась совсем, забыла совсем что такое офисная жизнь".

29
0
Аделина

Сколько инженеров с вышкой виртуозно вязали на работе в союзе- не сосчитать. Работа как место посещение для борьбы с безработицей на бумаге, а не как применение знаний и двигатель прогресса.

28
Мария П.
Герой Т—Ж 🏅

Кукуся, у меня есть ребенок, поэтому я говорю как практик.

Думаю, послеродовых депрессий было бы гораздо меньше, а самих детей было бы больше, если бы родители считали, что дети также важны, как и они сами. Не считали бы себя чем-то типа почвы, на которой прорастут цветы жизни. Ну, а сама почва значения не имеет.

Особенно тяжело приходится, знаете, гиперответственным, тревожным, интеллектуальным женщинам, которых, судя по дневникам трат, очень много. Они полностью истощаются. Не успевают мыть голову и ходить в туалет. Вы не представляете, как люди издеваются над собой ради детей, без всякой для этих детей пользы.

Немало есть женщин, которые считают, что после рождения детей у них уже не будет ни жизни, ни карьеры, ничего. И что им придется пожертвовать всем. Это кажется невероятным, но это встречается. Вот вы пишете, что женщине не стоит работать до 12 лет ребенка. Так тогда и рожать будут единицы, если так подходить к вопросу. Ну, кто откажется от самореализации на 12 лет?;) Вот вы бы отказались?

28
Удалённый пользователь

14.05, 12:27

Женщина должна работать- это самооценка и статус, база и опора. Жизнь, увы, непредсказуема- сегодня ты на коне, а завтра- грубо говоря, под забором. В наше непростое время сложно рассчитывать на кого-то 🥸

27

Сообщество