Однажды я не прочитала малозаметное примечание в описании номера отеля на «Букинге» и оказалась в комнате без окна.

Я расспросила друзей и изучила отзывы. Выяснилось, что подобные неприятности случаются на удивление часто. Кого-то просят доплатить за уборку, и итоговая стоимость скромных апартаментов на окраине внезапно вырастает до цены номера в пятизвездочном отеле в центре города. Кто-то рассчитывает на бесплатный вайфай, потому что чаще всего так и бывает, а на месте выясняется, что за него надо платить. А у кого-то с карты внезапно списывают деньги за экскурсию, о которой он впервые слышит.

От всех проблем застраховаться невозможно. Но большинства неприятных сюрпризов получится избежать, если уделить пару минут деталям бронирования.

Наши читатели меньше тратят в отпуске
Начните и вы — подпишитесь на нашу рассылку. В подарок пришлем 10 важных статей об экономии в поездках

Где искать сюрпризы

У отелей могут быть десятки непривычных условий, и никакой сайт-агрегатор не сможет показать каждое из них на видном месте. Но «Букинг» старается скомпоновать информацию так, чтобы условия все-таки было реально найти. Главное — знать, куда смотреть.

Мои лучшие друзья — разделы «Информация о варианте и стоимости», «Удобства и услуги», «Условия размещения», «Примечания», «Отзывы гостей» на странице отеля, левая колонка в форме бронирования и подтверждение брони, которое сайт присылает на электронную почту.

В этой статье я собрала самые популярные неприятности из тех, что нашлись в отзывах, и объяснила, как их можно было избежать.

Разделы «Информация о варианте и стоимости», «Удобства и услуги», «Условия размещения», «Примечания», «Отзывы гостей» на странице отеля
Разделы «Информация о варианте и стоимости», «Удобства и услуги», «Условия размещения», «Примечания», «Отзывы гостей» на странице отеля
Слева от формы ввода личных данных пишут о цене проживания, дополнительных сборах, условиях отмены бронирования
Слева от формы ввода личных данных пишут о цене проживания, дополнительных сборах, условиях отмены бронирования
Маленький фрагмент очень длинного подтверждения брони, которое я получила по электронной почте. Оказывается, в цену не входят налог и городской сбор — их добавят к стоимости номера
Маленький фрагмент очень длинного подтверждения брони, которое я получила по электронной почте. Оказывается, в цену не входят налог и городской сбор — их добавят к стоимости номера

Налоги и сборы

В некоторых странах, как в России, в стоимость услуг сразу включают все налоги и сборы. В других принято указывать стоимость без учета налогов, а потом добавлять их к итоговой сумме. Так делают, например, в Италии, Франции, США. Если не подумать об этом на этапе бронирования, потом может оказаться, что отель стоит дороже, чем вы планировали.

«Букинг» показывает налоги и сборы уже в списке отелей — и дальше почти на всех экранах, куда попадает гость: в карточке отеля и номера, на этапе бронирования, в подтверждении брони, которое приходит на электронную почту. Но они теряются на фоне яркой стоимости брони или в сплошном тексте, поэтому их легко пропустить, если не искать специально.

Налоги и сборы в списке отелей: малозаметные серые цифры под большой красной ценой
Налоги и сборы в списке отелей: малозаметные серые цифры под большой красной ценой
Налоги для каждого номера в отдельности пишут в карточке отеля
Налоги для каждого номера в отдельности пишут в карточке отеля
На этапе бронирования слева указывают цену и налоги. Если налог прописан под заголовком «Дополнительные сборы», то его добавят к цене и итоговая сумма вырастет. В этом отеле придется заплатить не 314 $, а почти 364 $
На этапе бронирования слева указывают цену и налоги. Если налог прописан под заголовком «Дополнительные сборы», то его добавят к цене и итоговая сумма вырастет. В этом отеле придется заплатить не 314 $, а почти 364 $

Депозит

«При заселении потребовали внести депозит, а мы не рассчитывали на эту сумму!» — пишет недовольный клиент одного отеля. Депозит — это залог на случай непредвиденных расходов, например если гость что-то сломает или закурит в номере. Если ничего такого не случилось, депозит при выезде возвращают.

На «Букинге» размер и правила внесения депозита приводят в разделе «Примечания» или «Условия размещения» в карточке гостиницы. О нем также упоминают в подтверждении брони, которое приходит на электронную почту.

К сожалению, если судить по отзывам, иногда отели забывают предупредить о депозите. С этим ничего не поделаешь. Жаловаться можно, но «Букинг» снисходительно относится к такой неточности в описании и не наказывает за нее отели. Возможно, потому, что в конце концов гость получает свои деньги обратно.

Бывалые путешественники советуют вносить депозит с кредитной карты. В этом случае деньги с нее не списывают, а только блокируют на время проживания в гостинице. Поэтому вы не платите проценты за их использование. Через неделю после выезда стоит убедиться, что депозит разморожен.

О депозите в примечаниях пишут ближе к началу. Подозреваю, что он довольно часто вызывает недовольство клиентов
О депозите в примечаниях пишут ближе к началу. Подозреваю, что он довольно часто вызывает недовольство клиентов

Обязательные услуги

Бывает, отели просят доплатить за уборку комнаты и коммунальные услуги. Большие сетевые отели включают их в общую стоимость номера, а апартаменты и гостевые дома обычно прописывают отдельно.

В этом случае отказаться от них не получится.

В описании номера указана дополнительная плата за уборку и коммунальные услуги — это незаметная подпись слева внизу. За уборку здесь придется доплатить 1000 тайских батов. Плюс за электричество и воду по счетчику
В описании номера указана дополнительная плата за уборку и коммунальные услуги — это незаметная подпись слева внизу. За уборку здесь придется доплатить 1000 тайских батов. Плюс за электричество и воду по счетчику
Тарифы на воду и электричество в примечаниях на странице отеля. Полюбите этот неприметный квадратик с текстом — к нему мы вернемся еще не раз
Тарифы на воду и электричество в примечаниях на странице отеля. Полюбите этот неприметный квадратик с текстом — к нему мы вернемся еще не раз

Дополнительные услуги

Список платных услуг у каждого отеля свой. Мне встречались платный сейф и камера хранения багажа, платное пользование компьютером или вайфаем — все зависит от фантазии отеля.

Чтобы не пропустить платные услуги, я просматриваю все места, где обычно пишут о дополнительных расходах: описание комнаты, столбец слева от формы бронирования, подтверждение брони в электронном письме. Хотя бы в одном из них такие услуги себя обнаруживают.

В этой гостинице бесплатный вайфай, но платные парковка, сейф и камера хранения
В этой гостинице бесплатный вайфай, но платные парковка, сейф и камера хранения

Завтраки

В отзывах встречается недовольство завтраками: не всегда понятно, когда они включены в стоимость, а когда надо доплачивать. Некоторых не устраивает калорийность предоплаченного завтрака: чтобы дотянуть до обеда, приходится перекусывать еще раз — за свои.

Качество завтрака зависит от отеля, и в описании комнаты о нем ничего не найти. Формальная характеристика «континентальный завтрак» не в счет. Под этим термином может скрываться как обильный шведский стол, так и скудный выбор из мюсли, колбасы и вареных яиц. Читайте отзывы гостей! По моему опыту, качество питания пропорционально цене проживания. По возможности я не выбираю вариант с завтраком в дешевых гостиницах: мне кажется, что это деньги на ветер.

Если у гостей есть выбор, бронировать комнату с завтраком или без, то стоимость обоих вариантов будет указана на странице отеля.

Варианты бронирования одной и той же комнаты с завтраком и без. При бронировании комнаты без завтрака добавить его стоит 17 долларов
Варианты бронирования одной и той же комнаты с завтраком и без. При бронировании комнаты без завтрака добавить его стоит 17 долларов

Комиссия за оплату картой или снятие наличных

Когда отдаешь деньги, а с тебя требуют еще и комиссию, это неприятно. Так бывает потому, что платежные системы взимают комиссию за обработку безналичных платежей. Крупный бизнес обычно берет эти расходы на себя. А малый на всем экономит. Поэтому комиссию за оплату картой просят в основном небольшие отели.

«Букинг» не считает такую комиссию нарушением, но только если отель предупредил об этом. Предупреждение можно найти в разделе «Условия размещения» или «Примечания» в карточке отеля.

Там же делают примечание, если отель вообще не принимает карты. Я не драматизирую такие случаи, иногда мне самой удобнее платить наличными. Главное — знать об этом заранее, тогда не придется срочно искать банкомат и платить комиссию за снятие. Если вам важно платить картой и без комиссии, уточните форму оплаты до того, как забронировать номер.

Данный отель берет 2% за оплату картой. Это средний размер комиссии — мне встречались от 0 до 3%
Данный отель берет 2% за оплату картой. Это средний размер комиссии — мне встречались от 0 до 3%
А этот отель принимает только наличные, ничего не поделаешь
А этот отель принимает только наличные, ничего не поделаешь

Заезд или выезд во внеурочное время

Когда я читаю в отзыве «Уезжали в 8 утра, за это с нас потребовали дополнительную плату!», испытываю какое-то особенное сочувствие. Во время путешествия хочется использовать каждую минуту, не то что час. И взимать с гостей плату за то, что они решили пораньше выехать, чтобы побыстрее попасть в очередное удивительное место, — это полное отсутствие заботы.

Но что поделаешь: каждый приезд и отъезд — это общение с администратором, а они не везде работают круглосуточно. Чтобы не прятать сверхурочную оплату труда администратора в стоимость всех номеров, отель берет ее с гостя, который хочет приехать или уехать в нерабочие часы.

К счастью, урочное время заселения и выезда — и плату за проявления туристических порывов — можно заранее посмотреть в примечаниях. И спланировать отпуск так, чтобы платить не пришлось.

Отель берет деньги за позднюю регистрацию и ранний выезд — от 500 до 1500 рублей. А еще просят вынести мусор и помыть посуду перед отъездом — не самая удобная опция
Отель берет деньги за позднюю регистрацию и ранний выезд — от 500 до 1500 рублей. А еще просят вынести мусор и помыть посуду перед отъездом — не самая удобная опция

Невозвратная бронь

Отели часто готовы предложить скидку, если вы платите за номер сразу после бронирования и соглашаетесь его не отменять. Если вы потом передумали, то неважно, когда это случилось — через минуту или неделю. Отель все равно имеет право снять с карты полную стоимость бронирования.

Это не значит, что нет способов вернуть деньги за невозвратную бронь. Например, можно попробовать договориться о возврате с самим отелем. На «Букинге» для этого есть специальная ссылка. Она появляется, если оплатить номер, а потом дождаться невозвратного периода и попытаться отменить бронь. Но в данном случае вернуть вам деньги — право, а не обязанность отеля. Еще один вариант — перепродать свою бронь. Это не всегда просто, но иногда получается.

А вот хитрить с обнулением карты бесполезно из-за технического овердрафта. Отель докажет банку, что списал деньги с вашего согласия, а вам придется возвращать долг банку.

Невозвратное бронирование примерно на 12% дешевле того, которое можно отменить. Варианты брони показывают в карточке отеля
Невозвратное бронирование примерно на 12% дешевле того, которое можно отменить. Варианты брони показывают в карточке отеля

Штраф за отмену брони

Еще один способ потерять деньги при отмене брони — не учесть ее условия. Бывает, что гостю обещают возврат 100% средств при отмене бронирования, а потом все-таки берут за эту операцию какие-то деньги.

Чаще всего это связано со сроком отмены: она бесплатная только до определенного момента. После него отель уже вправе удержать оговоренную сумму. Никаких стандартов здесь нет. Крупный сетевой отель может разрешать отмену за 1—2 дня до даты заезда, а гостевой дом — за 2 недели или даже за месяц. Сумма тоже может быть любой — от одной ночи до полной стоимости номера.

Условия бесплатной отмены брони часто пропускают, потому что они скрываются за небольшой пиктограммой — знаком вопроса — в карточке отеля.

Лояльные сроки бесплатной отмены бронирования — вплоть до 14:00 дня заезда. Но если не успели, сгорит вся стоимость проживания. При длительном бронировании это будет накладно
Лояльные сроки бесплатной отмены бронирования — вплоть до 14:00 дня заезда. Но если не успели, сгорит вся стоимость проживания. При длительном бронировании это будет накладно
Бесплатная отмена за день до заезда. Если не успели, то потеряете стоимость только одной ночи — даже при длительном бронировании
Бесплатная отмена за день до заезда. Если не успели, то потеряете стоимость только одной ночи — даже при длительном бронировании
Отель на популярном курорте может себе позволить более жесткие условия — бесплатную отмену не позднее чем за месяц до дня заезда. При отмене менее чем за месяц вы потеряете половину всей стоимости
Отель на популярном курорте может себе позволить более жесткие условия — бесплатную отмену не позднее чем за месяц до дня заезда. При отмене менее чем за месяц вы потеряете половину всей стоимости
Вариант «Стоимость возвращается частично» — промежуточный. Отменить бронирование можно, но не бесплатно
Вариант «Стоимость возвращается частично» — промежуточный. Отменить бронирование можно, но не бесплатно

Штраф за неявку

У отелей есть понятие «незаезд», по-английски no-show — «неявка». Если вы не появились в часы заселения в первый день бронирования, отель может считать все бронирование отмененным, даже если вы планировали поселиться на несколько дней. Отель может поступить так, как указано в условиях отмены бронирования, например списать штраф. Риск увеличивается, если время заезда сильно ограниченно, например гостей ждут только до 6 часов вечера.

Причин не появиться в отеле вовремя может быть множество, например обычная задержка рейса. Поэтому я стараюсь учитывать время заезда и планировать его с запасом. Если все-таки не успеваете, надо обязательно сообщить в отель, что вы задерживаетесь, но не отменяете бронь. Везде же люди.

Узкий диапазон времени заезда. Чтобы не потерять бронирование при задержке, надо предупредить о ней отель
Узкий диапазон времени заезда. Чтобы не потерять бронирование при задержке, надо предупредить о ней отель

Звонок в отель

Поводов связаться с отелем может быть масса: задержка рейса, изменение даты заезда, отмена брони, уточнение условий. Но при бронировании через «Букинг» или похожую площадку звонить в отель напрямую — не самый надежный вариант. Если потом там скажут, что ничего не знают о звонке, «Букинг» уже не поможет. Чтобы можно было что-то доказать, общаться с отелем стоит через сам «Букинг».

Проще всего с типовыми проблемами. На странице бронирования есть ссылки для изменения дат проживания и данных карты или добавления еще одного номера.

Если проблема не типичная, придется писать отелю послание. Для этого на той же странице есть ссылка «Отправить email». По клику на нее сайт создает письмо на сложный искусственный электронный адрес типа 2743266427-efce.wwa2.k2hs.vsaw@property.booking.com. Ваш адрес отправителя тоже будет зашифрован похожим образом. После этого можно писать письмо, и «Букинг» перешлет его отелю. Текст письма вставляют в специальную форму на той же странице, она так и называется: «Написать сообщение в объект размещения».

Когда гость пользуется формой, «Букинг» сохраняет обращение и, если надо, потом использует его как доказательство. Записи звонков и переписку в обход формы «Букинг» во внимание не принимает.

На странице подтверждения бронирования можно изменить детали брони или написать сообщение отелю
На странице подтверждения бронирования можно изменить детали брони или написать сообщение отелю
Сообщение отелю также можно написать ниже на той же странице бронирования
Сообщение отелю также можно написать ниже на той же странице бронирования
Чтобы в случае чего доказать «Букингу» свою правоту, переписку надо вести только через форму на его сайте
Чтобы в случае чего доказать «Букингу» свою правоту, переписку надо вести только через форму на его сайте

Вымышленные услуги

А теперь о грустном. Вот читаю отзыв: «Я полностью оплатил проживание, а через неделю после выезда отель списал с карты еще 240 € якобы за экскурсию, которую я на самом деле не заказывал». И в голове картина, как менеджер с бухгалтером трудятся над счетами своих гостей, и менеджер такой: «А давай с карты этого русского еще 240 спишем, все равно он уже уехал и разбираться не вернется. Нарисуй ему экскурсию в Тьмутаракань, если что — просто ошиблись, с кем не бывает».

Хорошо, что такое встречается нечасто. Но подстраховаться все-таки стоит, по крайней мере от этого развода. При выезде из отеля попросите счет с пометкой об оплате всех услуг. Обязательно требуйте бумажный документ, даже — и тем более! — если вам улыбаются и машут, мол, «все окей, вы ничего не должны».

Когда у вас на руках бумажный счет, у менеджера не получится внезапно «вспомнить» о неоплаченных услугах. А у вас будет доказательство для «Букинга» и своего банка, что вы отелю ничего не должны. Легче будет отменить любое дополнительное списание.

Счет из американского отеля. Итоговая сумма после всех расчетов — ноль: никто никому ничего не должен
Счет из американского отеля. Итоговая сумма после всех расчетов — ноль: никто никому ничего не должен

Напоследок — обычные мошенники

Гость бронирует и оплачивает апартаменты, приезжает, а никаких апартаментов нет. Само собой, их хозяин тоже пропадает. Серьезно, такое все еще случается.

«Букинг» вводит проверки и правила, чтобы минимизировать риск мошенничества, и все же он не нулевой. Если вы стали жертвой обмана, это, конечно, обидно. Но «Букинг» не сможет вернуть деньги и наказать мошенника — это не банк и не полиция. Тут как с другими посредниками: «Авито» не заменит проданный на его странице бракованный телефон, а «Блаблакар» не проверяет криминальные наклонности водителей и пассажиров.

Чтобы такого не случалось, можно платить через систему самого «Букинга». Если отель ее использует, это указано в его «Условиях размещения», а в финальных данных бронирования появляется вариант «Заплатить сейчас». В этом случае вы перечисляете деньги «Букингу», а он передает их отелю уже после вашего выезда. Еще один плюс такого способа оплаты: отель не получает данных вашей карты, они хранятся только на сервере «Букинга».

В описании этого отеля указана оплата через «Букинг»
В описании этого отеля указана оплата через «Букинг»

И минутка итогов

По моим наблюдениям, условия бронирования и проживания наиболее предсказуемы в крупных, особенно сетевых отелях. Там соблюдаются писаные и неписаные отраслевые стандарты и обычаи: ресепшн открыт круглосуточно, время заезда и выезда типовое, принимают и наличные, и карты без комиссии, условия отмены бронирования максимально лояльны, уборка включена в стоимость номера, вас не попросят доплатить за полотенце или помыть за собой посуду.

Микробизнесы — хостелы, квартиры под гордым названием «апартаменты», гостевые дома, виллы, шале, плавучие отели на баржах — чудят с условиями чаще. Это не значит, что среди них нет отличных вариантов. Просто изучать их приходится тщательнее.

Чек-лист: проверить при бронировании

  1. Налоги и сборы. В некоторых странах они не входят в стоимость комнаты.
  2. Размер депозита. Это залог на случай неприятностей, который возвращают при выезде. К сожалению, отели не всегда пишут о нем на «Букинге».
  3. Условия отмены брони. Тут все очень сильно зависит от отеля.
  4. Стоимость уборки и коммунальные платежи. Если эти услуги прописаны отдельно, их надо прибавлять к стоимости комнаты — отказаться не получится.
  5. Дополнительные услуги: иногда за вайфай, парковку или сейф приходится доплачивать.
  6. Способ оплаты и комиссии. В некоторых отелях не принимают оплату картой или берут за это деньги.
  7. Время заезда и выезда. Если вы объявитесь у стойки в неурочный час, возможно, за это придется доплатить.
  8. При выезде из отеля попросите счет с пометкой о полной оплате. Это подстрахует, если потом менеджер отеля решит добавить в чек услугу, которой не было.