«Никогда заранее не возвращайте залог»: как я удаленно сдавала квартиру

26

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Погодина

Страница автора
\

Предыстория

Я переехала с семьей в другой город, а в родном Красноярске у меня осталась небольшая квартира-студия с неплохим ремонтом, дорогостоящей техникой и мебелью. В декретном отпуске любой дополнительный доход не лишний, поэтому после долгих раздумий решила квартиру все-таки сдавать. Тем более что квартира находилась в тихом спальном районе, который пользовался спросом с точки зрения аренды.

Поскольку опыт сдачи квартир в аренду уже был, по собственному опыту я уже знала, что работа с риелторами значительно затягивает сроки и влияет на стоимость аренды не в лучшую сторону. Само собой разумеется, что зачастую люди не готовы платить двойную комиссию за, с их точки зрения, необоснованный труд.

Но и действительно, как только сам собственник размешает объявление, первый вопрос от звонящего: «А вы собственник?» Если человек убеждается, что это действительно собственник, старается быстрее договориться на просмотр, потому что такие объявления довольно трудно найти среди множества фейков.

Поиск жильцов

Итак, к делу. Я изучила в интернете примерный рынок цен на подобные квартиры в этом районе, посоветовалась с несколькими соседями, которые переехали и тоже стали сдавать жилье в этом же доме. И разместила объявление на известных сайтах, описав все достоинства и недостатки тоже. В квартире решено было ничего не менять, не подстраиваться под клиента, а искать тех, кого все устроит в том виде, как есть. Описала, кого я хочу видеть жильцом своего уютного гнездышка.

И как только я выставила объявление, мой телефон просто перегрелся от количества звонков и сообщений во всех мессенджерах. Я выбрала подходящих для себя кандидатов, и договорилась на просмотр. Но как же показывать квартиру? Этот вопрос в моем случае решался довольно просто: в Красноярске, не так далеко от нашей квартиры жила моя мама, у нее были ключи. Она показала квартиру, а все остальные вопросы уже решала я через мессенджеры и видеосвязь.

Договор и условия

Заранее я подготовила договор и акт-приема передачи с материальной ответственностью. Это все легко найти в интернете и адаптировать под свои условия. Квартиру хотела снять молодая семья, им все понравилось. Отправили мне фото паспортов, я — им, а также документы на квартиру, чтобы не подумали, что мы мошенники. Затем внесла их данные в договор, распечатала, подписала, отправила им фото. Они в свою очередь сделали то же самое.

В условиях договора был залог в размере арендной платы. Когда жильцы съезжают, он возвращается, если все оговоренное в договоре цело и находится в надлежащем состоянии.

Новые жильцы

Семья эта прожила у меня в квартире почти два года, пока не купила свою. Проблем по оплате не было. Фото счетчиков присылали регулярно и в срок. Что-то даже чинили и меняли по сантехнике самостоятельно, я только оплачивала материалы. Кстати, новые жильцы на это оказались неспособны, и это тоже дополнительная немаленькая статья расходов, но это отдельная история.

В принципе за это время у нас установились даже доверительные отношения. За несколько месяцев мне сообщили, когда они будут съезжать. Ближе к дате я нашла новых арендаторов и, чтобы не тревожить маму, договорилась, чтобы предыдущие квартиранты передали квартиру новым. Предупредила, что квартира перейдет к ним в том состоянии, в котором они ее примут, под их ответственность, в том числе материальную.

Подводные камни

Люди все проверили, все было отлично, на первый взгляд. И тут я на эмоциях допустила одну ошибку, отнеслась к людям по-человечески в ситуациях и делах, в которых нужно всегда придерживаться деловых отношений.

Я перевела половину залога. Вторую оставила, потому что квитанция за коммунальные платежи приходит только в следующем месяце. Уговор был таков, что при получении квитанции я вычту сумму коммунальных расходов, а разницу верну. В любом случае, у меня была какая-то страховка, поскольку сумма коммуналки — это примерно меньше половины суммы, которая осталась у меня, но так думала только я.

Настал день X, семья съехала, заехали новые, и тут началось… Каждый день летели фото: из дивана торчат пружины, сломана столешница, вываливается ящик у комода и так далее. Много моментов, которые, конечно, с первого взгляда незаметны. Нужно ходить с лупой как Шерлок Холмс и все рассматривать, чтобы найти все косяки и недостатки.

При этом о каких-то незначительных вещах бывшие жильцы мне заранее сообщили, например, о том, что сгорел чайник. В этот момент я решила, что ребята поступают по совести, а оказалось, что осознано за мелочами скрывали большие поломки.

Ну, думаю, хотя бы с коммуналки остатками покрою какие-то расходы, да не тут-то было, именно в этом месяце расходов по воде и электричеству пришло вдвое, а то и втрое больше, в итоге я покрыла коммунальные расходы и осталась ни с чем.

Мой опыт

Совет № 1. В общем, если вы вынуждены сдавать жилье на расстоянии, то не совершайте моих ошибок, найдите доверенного и дотошного человека, который будет действительно тщательно следить за вашей квартирой. Пусть это будут родственники, друзья или риелтор.

Агенты, как правило, нагружены работой и относятся к такому спустя рукава, но с них хотя бы можно требовать. С родственниками так не получится, у них тоже своя жизнь, они или могут это делать по доброте душевной, или нет — тут уж зависит от склада характера и вашей близости друг к другу.

Совет № 2. Ну, и никогда заранее не возвращайте залог, даже если вам кажется, что вы во всем уверены. Договаривайтесь сразу о том, что на проверку квартиры вам понадобится несколько дней, чтобы обнаружить все недостатки или их отсутствие.

Выводы

Сдача жилья — дело довольно рисковое и затратное, и не только в материальном плане, поэтому я все ближе склоняюсь к мысли, что квартиру к Красноярске нужно продавать, покупать рядышком с собой и сдавать уже под своим чутким контролем. Да и просто плата за аренду здесь значительно выше, а проблемы те же.

Есть люди, которые берут квартиру в ипотеку для сдачи в аренду, рассчитывая на то, что аренда будет покрывать расходы на ипотеку: как в народе говорят, аренда отобьет ипотеку, и в итоге останется квартира. Но всегда нужно быть готовым к незапланированным расходам, сумма которых может быть даже выше ежемесячной платы за аренду.

Многим кажется, а что аренда — это когда деньги капают сами по себе, но иногда они вообще не капают, а наоборот истощают карманы, и даже нервы: изнашивается сантехника, приходит в негодность мебель, ломается техника, даже если с ней аккуратно обращаются. Это просто вопрос времени, ничто не вечно.

Конечно, стоит ли игра свеч, решать всегда вам. Я же рассказала о тех подводных камнях, с которыми столкнулась я на своем опыте, возможно, есть и другие, всему свое время.

РедакцияКакой ущерб наносили вы или ваши жильцы съемной квартире?
  • ЙолаА еще вывод( как делают мои клиенты), за 10% от арендной платы ежемесячно, и проверяют вашу квартиру, следят за порядком, ведут все переговоры с управляющей , с клиентами. С соседями, принимают квартиру, вам рстакося только получать деньги0
  • HumbleПро холодильник вы не рассказали, что с ним случилось? Трудно представить, что жильцы его намеренно поломали. Отвечу на вопрос, какой ущерб наносили мы съемной квартире. Вот вроде себя считаю ответственным человеком, но тем не менее, за годы жизни в съеме есть что вспомнить. Кошка регулярно в мое отсутствие прыгает на дверные косяки и, вцепившись когтями (когти в антицарапках), сползает вниз. Как следствие, ободранные обои и косяки. Также, однажды шланг стиральной машины выскочил при стирке, вода перелилась за пределы ванной комнаты. Слава богу, соседи не приходили, но линолеум намок и выглядел после просушки ущербно. Удивительно, но залог оба хозяина вернули, еще вслед назвали меня беспроблемным жильцом, с которым жалко расставаться.5
  • Светлана ОрловаСдаю свою и плачу налоги. Снимаю и ухаживаю за съёмной, как за своей.4
  • Alex MilanoВсе перечисленное не ущерб, а обычная аммортизация. С ней сталкиваются все арентодатели своей квартиры. Чтобы минимизировать такие риски, нужно или сдавать квартиру без техники и мебели или закупать более качественную, надежную технику. Лично встречаться с арендаторами. Делать регулярные проверки раз, два в месяц. Что вы хотите сдав удаленно квартиру? Чтобы с ваших вещей пылинки сдували и бережно относились ? У арендатора работает правило - "я заплатил, пользую на все 100" . В регионах с невысокой арендной ставкой имеет смысл сдавать без техники или сдать со старой техникой и мебелью которую не жалко. Разница в 5-8 тыс рублей, не покроет издержки на покупку новых вещей.7
  • Maey WhrouteВсегда смешат подобные отзывы сдающих жилье. Вы как думали? Люди живут, пользуются предметами, не летают феями по дому - за это платят вам немалые деньги. Качество многих вещей сомнительное, они ломаются, так бывает. Претензии смехотворны. Пружина у дивана вылезла. Это че за претензия? На диване не нужно было лежать? Или лежать в определённой позе? Или можно только по выходным, чтоб не ломался? что по вашему сделал не так съемщик? Вываливается ящик - он может и раньше вываливался. Вас же не было при сдаче. Вы ведь даже квартиру к сдаче не приготовили. Сдали как было, че там у вас же у самой уже было в плохом состоянии подзабыли. А через годы так вообще в мозгу нарисовалась элитная новейшая квартира с супер-ремонтом, да? Кроме того, откуда вам знать, что это не новый съемщик чтоб снизить аренду шлёт вам фотки с фотошопом? И ноет о том, чего нет. Вас там не было, вы квартиру не видели. У вас были нормальные жильцы, которые платили по договору, выполняли все требования, и все равно побежала такая новоиспеченная рантье ныть на всю ивановскую, как её люди подвели.10
  • BorascoВаши бывшие жильцы своими силами что то меняли и ремонтировали по сантехнике, и при этом у Вас не возникло желания и мысли заплатить за эту работу, только за материалы. Так что добавьте ещё один вывод, если вы считаете что жильцы своими силами, бесплатно, должны что-то ремонтировать, то и не ждите от них в ответ что они Вам честно при выезде все расскажут1
  • Анастасия ПогодинаHumble, нет-нет, я же пишу о том, что когда-то что-то ломается, и это как раз тот случай, когда сломался сам и пришлось выложить за его ремонт. А для описания всех поломок нужен отдельный пост, поэтому не писала, но фото как факт того, что ничто ни вечно, прикрепила0
  • Светлана ТихоноваЯ просто в некотором шоке от данной статьи. Я довольно давно снимаю жилье и хочу сказатьледующее, Ваши жильцы не обязаны чинить сантехнику, это делается за счет хозяев. И поверьте не один раз такое было, когда ломался слив в унитазе или еще что-то, по мелочи я оплачивала сама тк мне не сложно но потом он все равно ломался, тк сама фурнитура очень плохая внутри стоит, я сказала ято надо ее заменить, хозяйка все оплатила и вообще проблем нет, больше ничего не ломается . есть такая вещь как амортизация. Вы когда живете в своей квартире, у Вас тоже что то ломается и тд. Что касается холодильника то вряд ли они сами его сломали умышленно, я очень в этом сомневаюсь. Тем более у Вас половина депозита осталась на руках и люди это знали. Умышленно вряд ли они сломали его Ято касается дивана то да, это косяк квартирантов, они должны починить диван, и комод, что там сломалось из-за их использования4
  • Far AwayПроверять квартиру несколько дней - хммм, а вот при съеме жилец что-то не проверяет жилье столько времени, обычно заезжает и живет. Еще и тратит нервы на доказывание, что такая-то поломка была до его заезда.4
  • user2406704Borasco, вообще в договоре обычно такие вещи прописывают. Если указан пункт, что делают сами, значит, сами. Если указано, что делает арендодатель, значит, арендодатель.0
  • user2406704Петербурженка, а это тут каким боком? Допустим, 4% не такая огромная нагрузка... В курсе. И дальше что? Арендаторы начнут нести за всё ответственность? Вообще у нас рынок аренды сравнительно недорогой.... Около 5% годовых от суммы объекта. Проще просто уже на вклад кинуть. Но когда квартира просто так стоит, тоже вызывает у людей недоумение. Сдашь- плохо, не сдашь- плохо. Ну в общем-то всё как всегда.3
  • user2406704Светлана, это в условиях договора прописывается, как уж договорились.0
  • Елена ПрекраснаяСобачка…всю квартиру обгадила, грязь по всюду, вся сантехника, духовой шкаф, стиральная машина, была в ужасном состоянии! Называется делай людям добро)))пошла им на встречу сдала на три месяца ( хотя это было мне неудобно, т.к. была беременная на позднем сроке) договор был ,что без животных, меня просто обманули! Причем, это была бабуля, которая строила из себя интеллигентку, ждала документы на пмж во Францию. Тоже пожалела что вернула сразу залог, пришлось делать косметический ремонт после такого жильца))3
  • Рублик КопейкинСветлана, Правильно. К сожалению, большинство квартиросъёмщиков приехали из *овна и готовы изуродовать съёмное жилье. Типа " я оплатил, буду использовать все на 110% и спать на диване не снимая обуви". Покорители каменных джунглей ))0
  • Анастасия ПогодинаBorasco, мы, например, когда переехали в другой город, сами почти два года снимали, и ремонтировали сами, муж менял, например, смеситель, чинил сливную систему в унитазе, делов то 20 минут, даже проще, чем вызывать сантехника и подстраиваться, когда же он придет. и даже был момент, когда сами купили краску и перекрасили стены, чтобы было уютнее. Самим же жить приятнее потом и удобнее потом. Мы относились как к своему жилью, потому что какое-то время нам нужно было там жить, а хочется, чтобы вокруг было приятно и уютно. Почему бы это не создать своими руками. Вообще ничего не вижу в этом такого. Конечно, может быть когда люди снимают очень дорогое жилье, они ожидают, что всё включено, но когда арендодатель сдает квартиру по адекватной цене, соразмерной рынку и качеству жилья, почему бы тоже не относится также адекватно.1
  • Анастасия ПогодинаСветлана, речь в тексте как раз о том, что все со временем приходит в негодность, в том числе и холодильник и сантехника и прочее. Не всегда жильцы виноваты, и чаще всего, если люди нормальные, то вообще не виноваты, но бывает всякое. мы сами снимали 2 года, как переехали, и многое чинили или меняли сами, просто муж делал сам, потому что это даже проще по-моему, чем ждать сантехника, скажем. То сантехника была очень дешевая и вышла из строя. Также как у вас, попросили купить получше, муж поменял и было всем счастье. Тут вопрос, в адекватности и тех и других. Смотря как люди относятся. Кто-то, мол, это не мое и гори оно огнем. А есть и хозяева, которые все поломки спихивают на жильцов, хотя всему приходит порой конец, увы и ах0
  • Анастасия Погодинаuser2406704, спасибо, нужно этот момент учесть0
  • Анастасия ПогодинаРублик, я так о людях не думаю никогда, в таком ключе, мне кажется совсем таких сейчас нет. Видимо у вас был неудачный опыт1
  • Анастасия ПогодинаFar, да, в мир технологий по-моему ничего сложного в этом нет. Просто сразу шлешь фото или видео, если что-то обнаружил. Мы сами снимали почти 2 года. Если и та и другая сторона адекватные, то проблем вообще нет в этом.0
  • Светлана ОрловаАнастасия, есть, клопов своих привозят, тараканов, не убираться и ломают мебель и двери. Дерутся не на жизнь, а на смерть, вызывают скорую и полицию, а потом звонит участковый и спрашивает, кем вам приходится пострадавший. А ты понятия не имеешь, что этот человек делает в твоей квартире. По итогу выясняется, что арендаторы сдали квартиру в субаренду и раз в месяц прикидываются проживающей там семьëй (из личного опыта арендодателя 2019г.).2
  • Анастасия ПогодинаСветлана, да, кстати, такие истории тоже слышала. про субаренду, или вообще посуточную аренду. Снимают на постоянной основе якобы, а пересдают посуточно. Надеюсь, такое не коснется!2
  • Зеленая ФеяАнастасия, логично,я сдаю квартиру в белую за ту сумму, которую готова иметь после вычета налога) если жильца устраивает цена- какие проблемы1
  • Лиса ПетровнаПретензии по пружине из дивана и ящику у комода позабавили. У всех вещей есть свой срок службы, ими же пользуются 🤷 Сдавайте тогда пустую квартиру, кстати мы в свое время искали такую и не нашли, везде бабкино-дачная мебель 🙈 У арендаторов тоже могут возникать встречные претензии. Например, когда мы начали снимать одну квартиру, в первые дни появился адский запах туалета, хозяин приходил пару раз, что-то делал, но сильно это так и не помогло. С наступлением холодов заметили, что балкона дует. Слава богу, хозяева не стали это вешать на нас, а прислали мастера, хотя балконом мы, конечно, пользовались. Пылесос ни черта не работал нормально, сообщать мы об этом не стали 🙈 Но например, мы сломали холодильник, купили другой, об этом сказали, они в свою очередь вернули залог за квартиру несмотря на то, что мы предупредили о выезде не за месяц, как написано в договоре, а за неделю (из-за того, что ключи от своей квартиры выдали раньше), вошли в положение. В ваших глазах мы, наверно, были бы теми, кто сломал пылесос, балкон, расшатал унитаз, а прикрылись всего лишь холодильником. Ещё и заранее о выезде не сообщили, айяйяй))) За деньгами хозяйка, кстати, приходила лично, раз в месяц, всегда предупреждала и не проходила дальше прихожей, но бегло всё-таки осматривала (это была студия). Нас это устраивало. А у дотошных, которые будут "действительно тщательно следить за квартирой" да ещё и несколько дней проверять её после выезда, снимать точно не стала бы.3