Как много в нашем обществе умных людей?

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Как-то раз блуждая по просторам моего любимого интернетика и почитывая комменты на разных ресурсах как на англоязычных, так и на родных российских пришёл в мою бестолковку простой вопрос: Сколько людей умных в нашем обществе? А в ненаших забугорных обществах сколько?

А действительно, сколько? От чего тут можно оттолкнуться? По каким критериям судить умный/неумный? Если смотреть по среднему уровню интеллекта, то обычно средний уровень IQ принитают равным 100 баллов. Что, большинство людей имеет уровень интеллекта оцениваемый в 100 баллов? А что такое IQ вообще?

Википедия говорит нам что «Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «айкью») — это количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); а в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту человека. Определяется с помощью специальных тестов (таких как тест Айзенка)». Конец цитаты.

Думаю, всякому из нас будет понятен тот факт что наше умственное развитие как-то коррелирует с нашим возрастом. Стандартные тесты показывают что половина людей (50%) имеет IQ=100 ± 10, то есть это в пределах от 90 до 110 баллов. Значение IQ менее 70 баллов часто квалифицируется как умственная отсталость (олигофрения). Ну, это зависит ещё и от условий при которых проводится тестирование.

Например: когда я первый раз проходил тест на IQ, то я ещё не имел никаких дел с ПК. То есть никогда до этого с компьютером дела не имел вообще. Я волновался. Я не знал что, если не можешь ответить на вопрос сразу, то можно его пропустить а потом к нему вернуться и ответить на него (за оставшееся время). Увы, хотя мне никто не мешал, но и никто не подсказал что к вопросу можно вернуться когда на другие уже ответишь. В результате я набрал только 115 баллов. Через несколько лет, когда я с ПК был уже «на ты», то пройдя тот же тест, я набрал уже 126 баллов. Вот поэтому я могу утверждать что условия при прохождении теста сильно влияют на результат.

В настоящее время нет какого-либо единого стандарта на тесты IQ. Самым известным тестом является тест Ганса Айзенка, но говорят что более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла.

Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ равным 160 баллов. Для детей от 7 лет существует тест IQ, разработанный в НИПНИ им. В. М. Бехтерева под руководством профессора Л. И. Вассермана., но я с такими тестами не знаком. Я их не проходил.

Что влияет на наш уровень IQ?

  1. Многие скажут: Наследственность! И будут правы. Многочисленные исследования учёных показали что уровень IQ в значительной степени является наследственным показателем. То есть, это самый главный фактор.! Самый-самый.
  2. Окружающая среда. И действительно, окружающая среда, (в частности, семья), оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Обучение в университете способно изменить уровень IQ. Так, один год обучения увеличивает показатель IQ на 1—5 пунктов.
  3. Пол человека. Большинство исследователей сходится во мнении, что в развитых странах различий в уровне общего интеллектуального развития не наблюдается. Но мне кажется что здесь исследователи лукавят. Всем очевидно что сознание мужчин и женщин имеет некоторое различие специфические особенности, я бы сказал. Но вот на вопрос о том какое сознание превосходит другое я ответить не могу. Мне понятно только что женский интеллект более эмоционален. Но моё мнение субъективно. Смотрим на картинку.. Слово SEX на картинке это не то что вы подумали.. в этом контексте его можно перевести как ПОЛ. Смотрите внимательно. Сколько очень умных среди женщин? А среди мужчин? А глупых сколько среди женщин и мужчин?
  4. Раса и национальность. Средний IQ афроамериканцев — 85, латиносов — 89, белых европейцев — 103, азиатов (китайцев, японцев и корейцев) — 106, евреев — 113. Если вы подумали что я рассист, то нет. Ведь это не мои цифры. Такие цифры приводятся в различных исследованиях.. цифры плавающие, то есть НЕзначительно различающиеся. И таки нет, я не еврей.. не подумайте. Я русский по отцу и по матери. Написал и в зеркало посмотрел. Что я там вижу: ну, белый европеец., русые волосы (с сединой), нос почти прямой, глаза серого цвета. Европеоид короч. Движемся дальше… что там у нас ещё влияет?
  5. Место проживания (Страна проживания). Влияет? Да. Различия в среднем IQ между странами есть. Связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП имеется (смотрим книгу Richard Lynn «Коэффициент интеллекта и богатство народов». Все на неё ссылаются, но я читал только выдержки. Всю книгу не читал…). Там про то что средний IQ населения людей любой страны связан с ВВП этой страны. Корреляция заметная, но не жёсткая.

Внимательный читатель может спросить меня: а сколько в обществе тех, сколько этих, сколько умных, а сколько очень умных? Можно ли всех разложить на разные фракции? Можно. Вот только цифры из разных источников у меня отличаются друг от друга. Кому верить? Не буду испытывать ваше терпение, а приведу те цифры которые мне кажутся наиболее адекватными: IQ=121—130 — примерно у 6% населения. Они успешно заканчивают ВУЗы (чаще всего не один) и строят карьеру, достигая значительных высот. Например IQ=130, это средний уровень выпускника Йеля (их там на юристов обучают). А вот IQ=111—120 — примерно у 12% человечества. Эти просто умные. Сколько людей имеют IQ=90—110? Ну, я уже говорил где-то выше… около 50%. А остальные те у кого IQ ниже 70-ти баллов составляют около 30% от общего числа. А самых умных, IQ которых превышает 140 баллов, в мире не более 2%.. Эти люди, как правило, занимаются фундаментальной наукой, но и в дугих сферах деятельности проявляют себя конечно.

Итого:

  1. Олигофренов — 30%
  2. Середнячков — 50%
  3. Просто умных — 12%
  4. Одарённых — 6%
  5. Очень умных — 2%

Насколько точными являются эти цифры? Не знаю. После копания в разных источниках я указал их как наиболее вероятные, но это моё субъективное мнение. А вы как думаете?

  • Victor LosevЕсть простой тест: если человек в интернете прходил тест на IQ -- он неумный :)2
  • Михаил ЕдошинIQ неподходящий критерий; как минимум, он не объясняет, почему человек вроде бы умный в одной области может быть явно неумён в другой. Дело в том, что глупость вообще-то не связана с интеллектуальными способностями, а представляет собой моральный выбор. Можно быть глупым, но перестать; это требует не накопления знаний, а принятия определённых решений нравственного плана, связанных прежде всего с честностью. Ниже цитата из размышлений одного молодого русского философа. «Когда общаешься с глупым человеком, не покидает ощущение, что он использует языковые и смысловые наработки, которые не являются его собственными. В эти моменты кажется, что ты выслушиваешь очень знакомый дискурс, который каждый человек может с легкостью воссоздать, если бы захотел. Словарь глупого человека крайне предсказуем, как и сюжетные ходы повествования. Можно даже составлять специальные дискурс-аналитические карты глупости, которые смогут предсказывать то, что будет озвучено в том или ином разговоре. Тот факт, что глупость состоит из штампов, делает ее невероятно скучной даже на уровне жанра: вот с одним ты переместился в вечерний выпуск «Эхо Москвы», с другим — в передачу «Дудя», а третий переносит тебя в текст «Царьграда» или «Медузы», в котором ты оказываешься по ту сторону баррикад. Однако, в сущности, это всегда один и тот же опыт: ты не общаешься с человеком лицом к лицу, ты общаешься с желанием репродуцировать то, что должно быть высказано. Философская интуиция, что природа глупости состоит в отдаче своей автономии в область внешнего по отношению к себе семантического поля, была очень хорошо выражена Бонхёффером. В результате он приходит к выводу, что глупость — это в большей степени моральная проблема, нежели недостаток способностей ума. Человек, если угодно, совершает экзистенциальный выбор: либо говорить, мыслить и чувствовать из «самого себя», либо нет. По моим наблюдениям, один из плодов победы над глупостью — это обретение языка, который способен аутентично выражать даже простые мысли: умного человека интересно слушать. Отмечу, что моральная природа глупости исключает возможность искоренения ее образованием: какой-нибудь пахарь в Сибири может быть, в этом смысле, гораздо умнее профессора из ВШЭ. В разных сферах нашей жизни мы бываем глупыми в разной степени, однако, как мне кажется, чем чаще мы себе это позволяем, тем более она в нас укореняется, а потому мы должны систематически ей в себе противостоять. Глупость губительна для индивидуальной человеческой судьбы, это очевидно: она усыпляет человека, вынимает из него его собственную душу, прикрываясь, конечно, благородными мотивами. Но глупость также очень опасна социально, потому что именно из глупых людей состояли, например, армии, которые во время жизни Бонхёффера убивали за Фюрера. По своей природе глупость стремится к тому, чтобы осознать себя причастной к некоторой группе, у которой есть союзники и враги, а потому глупость почти всегда соседствует с упрямством и агрессией: она либо отчаянно обороняется, либо агрессивно нападет. Сознание глупого человека целиком соткано из «правильных ответов», которые выступают мерилом всего вокруг. Глупость требует создания логически и экзистенциально непроницаемого семантического пространства, однако, если вдруг оно оказывается несовершенным, то работу по его защите начинают выполнять эмоции и риторика. Создание непроницаемого смыслового пузыря иногда сопровождается специфическим неврозом: глубоко внутри человек сомневается в том, во что он, по его мнению, должен верить в соответствии с воображаемыми требованиями референтной группы, а потому его непроницаемое мировоззрение как бы закипает изнутри и все больше стремится доказать свое не только другим, но и самому себе. Иными словами, когда внутри есть только правильные ответы, человек сходит с ума. Несмотря на то, что глупость является моральным пороком, я не считаю, что люди всегда виновны в том, что глупы. Все дело в том, что тотальная глупость — следствие более общей проблемы современности, которую можно назвать инфантилизацией. Люди незрелые принципиально неспособны иметь какую-либо автономию, а потому неизбежно являются глупыми. Незрелому человеку всегда будет не хватать самого себя. Как следствие, такой человек не может взять ответственность за свою судьбу с осознанием, что нельзя тратить свою единственную жизнь на то, во что не веришь по-настоящему. Проблема, я думаю, в том, что в современном мире деградировали социальные структуры, отвечающие за взросление, однако об опасности инфантилизации я напишу как-нибудь в другой раз».1
  • KobutsuМихаил, Прочитал я ваш коммент первый раз бегло. Понял что смысл у вашего текста есть и второй раз прочитал уже более вдумчиво.. Основная ваша идея о том что моральный выбор оживляет сознание потерявшее гибкость из-за грубых, навязанных социумом стереотипов. Я правильно вас понял.? Или.? На мой взгляд, корреляция между моральным выбором и умственными способностями не является явной.. очевидной для всех., но она имеется.. Я думаю, что здесь хоть и не явная, но прямая причинно-следственная зависимость.. У меня есть несколько набросков на похожую идею. Я их не публиковал. Считал что это никого не волнует и сам предмет никому не нужен. Поэтому я оставил эти наброски для внутреннего пользования. Они для меня как затравка для размышлений., как материал от которого можно отталкиваться. Моя идея в том что умственные способности зависят от способности сознания к концентрации внимания. Чем выше способность к концентрации внимания, тем легче сосредоточиться на абстрактной идее. И чем выше порядок абстракции, тем более сильной концентрации внимания требуется для когнитивного акта. А для усиления способности к концентрации необходимо освободить своё сознание от искажений которые мешают сосредоточению сознания. А сами эти искажения лежат в глубине нашего сознания. Мы эти искажения не осознаём в повседневной жизни, но они действуют.. Они ослабляют концентрацию внимания.. пускают размышление по ложному пути, заставляют нас мыслить крайностями и приходить к ложным выводам. Все эти искажения сознания называются страстями.. А справиться с ними нам помогают саморефлексия и нравственный выбор. Иными словами, но покороче: Наша глупость (или тупость) зависит от способности к сосредоточению, способность к сосредоточению зависит от чистоты сознания (свободы от искажений сознания), а чистота сознания зависит от саморефлексии и нравственного выбора. Причина-следствие-причина-следствие.. Вот как-то так я думаю..0
  • KobutsuДополнение: Посидел, подумал и решил что одной способности к концентрации внимания недостаточно для того чтобы разбираться в предмете.. нужна ещё и компетентность. То есть, необходим ещё и достаточный багаж знаний о выбранном предмете полученный предварительно. А вот сочетание развитой способности к концентрации плюс багаж знаний о выбраном предмете и позволяют нам быть умными и иметь возможность разбираться в предмете. Способность к концентрации универсальна.. она нужна в любом деле. А багаж знаний о предмете специфичен. Вот это сочетание универсального и специфичного делает нас компетентными в каком-то определённом деле. И если чего-то из этого в недостатке, то в этом вопросе мы становимся непригодны и как вы говорили выше "..почему человек вроде бы умный в одной области может быть явно неумён в другой." А осознать нехватку знаний о выбраном предмете человеку, казалось бы, не глупому мешает то искажение сознания которое принято называть САМОМНЕНИЕМ. Да.. есть у нас такое.. Нам кажется что разбираясь в каком-то предмете мы разбираемся во всём. Знание которое мы уже имеем надмевает нас. И такая вот засада бывает у меня самого регулярно.. И что делать.? Как быть.? 1. Чистить сознание от всего того что мешает нашей способности к сосредоточению, 2. Пополнять багаж знаний по интересующему нас предмету.. в котором мы желаем быть компетентными. Всё то что мешает нам обретать всё более сильную способность к концентрации описано в разных источниках: 1. Йога Сутры Патанджали. Глава 2. "О способах осуществления". 2. Васубандху "Абхидхармакоша" Раздел II "Учение о факторах доминирования в психике" и Раздел VIII "Учение о йогическом созерцании" 3. Описания искажений сознания (страстей) и способы борьбы с ними описаны многократно в святоотеческом наследии. В "Добротолюбии", например.(точно места не могу на память привести) Ну, а уж знания об определённом предмете мы сами приобретаем.. если нам это надо.. P.S. Феномен фашизма, как важнейшей составляющей всякого авторитарного политического режима волнует и меня. Думал об этом. Фашизм, нацизм, ультра национализм не одно и тоже, но эти феномены имеют много общего. 14 признаков фашизма Умберто Эко и Борис Стругацкий 1995 статья "Фашизм- это очень просто.". Вы знакомы с этими текстами.? К таким убеждениям (фашизм, нацизм, ультранационализм) , на мой взгляд, приводит такое икажение сознания как Гордыня. Она лежит в основе заблуждения которое приводит человека к таким идеологическим формам.0