«Карина» — якутская драма по реальным событиям о выживании девочки в тайге
11 апреля в якутских кинотеатрах вышла «Карина» — драма о поисках четырехлетней девочки в лесу.
Фильм уже стал самым кассовым в истории якутского кино, предыдущий рекорд принадлежал «Айте». С 25 апреля начался ограниченный прокат за пределами республики.
«Карина» показывает реальные события с нескольких точек зрения, но авторам не хватает мастерства, чтобы по-настоящему увлечь сюжетом. Рассказываем, чем впечатляет и разочаровывает новый якутский хит.
Что за «Карина»
Дата премьеры: 11 апреля 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Марианна Сиэгэн
Сценарист: Мария Находкина
В ролях: София Прибылых, Вячеслав Лавернов, Мария Кычкина, Петр Баснаев, Сандаарыйа Ноговицына, Павел Колесов
Жанры: биография, детектив, драма, триллер
Фильмы, похожие на «Карину»: «Айта», «Выживший»
Продолжительность: 1 час 31 минута
Где смотреть: в российском прокате
Фильм основан на удивительной реальной истории
2014 год, Олекминский улус в Якутии. Спасатели и добровольцы отправляются на поиски четырехлетней Карины Чикитовой, которую никто не видел уже три дня. Мать и бабушка считали, что девочку забрал отец. А тот утверждает, что велел ребенку оставаться с бабушкой. Скоро выясняется, что Карина с собакой Найдой убежала в лес. Искать девочку предстоит в непроходимой тайге, и на поиски остается всего несколько дней.
История Карины стала самой обсуждаемой в якутских СМИ в 2014 году. В поисках участвовали сотни людей, а за новостями следило большинство жителей республики. Эту историю спасения называли уникальной. Карина находилась в тайге 12 дней и лишь чудом не попалась медведям и другим диким животным. Сама девочка почти ничего не помнит о событиях в лесу.
В фильмах о выживании обычно показывают взрослых людей, которые создают инструменты из подручных средств и неплохо ориентируются в пространстве. В «Карине» же главная героиня — дошкольница, не понимающая, что с ней на самом деле происходит. Девочка лишь следует за своей собакой и хочет вернуться домой. При опасности ребенок зовет маму и рассчитывает лишь на помощь Найды.
Наблюдать за маленькой девочкой, которая бесцельно идет по лесу днем и дрожит от холода ночью, — страшно. В якутской тайге полно опасностей: от ядовитых ягод до медведей. Находиться там — испытание даже для подготовленных людей с припасами. Тем поразительнее, что Карина не только осталась в живых, но даже не пострадала физически.
Знание реальной истории не портит впечатления от фильма — наоборот, дополняет их. Авторы сосредотачиваются на раскрытии персонажей и показывают, как многодневные поиски Карины меняют всех участников событий. Это в равной степени и драма о выживании в лесу, и триллер о членах поисковой группы, которые с каждым днем отчаиваются все сильнее.
Авторы неумело поднимают напряжение в сценарии
Реальная история не отличалась драматизмом: на протяжении девяти дней спасатели прочесывали местность, руководили добровольцами и находили следы Карины в лесу. На документальных кадрах видно, что поисковая группа сохраняла хладнокровие и вела себя профессионально.
Режиссер-дебютант Марианна Сиэгэн и сценарист Мария Находкина пошли по очевидному пути и приукрасили события, чтобы сделать сюжет более увлекательным. Но создатели перестарались: во время просмотра кажется, что фильм слишком часто пытается вызвать напряжение на пустом месте.
Проблемы возникают из-за нелинейной подачи истории. В настоящем времени идет расследование исчезновения девочки: полиция подозревает, что Карину могли убить родственники или соседи.
Детективной линии уделяют немалую часть хронометража, но она не работает, ведь уже в самом начале зрителям показывают, что девочка находится в лесу. Из-за этого наблюдать за расследованием не так интересно, а сцены допросов выглядят откровенно лишними — в них совсем нет интриги.
Напряжение пытаются вызвать и нарастающим конфликтом в поисковой группе. На первый план в этой сюжетной линии выходит дерзкий доброволец, который постоянно всем недоволен и грозится уйти.
Вот только мужчина все равно исправно участвует в поисках с другими волонтерами вплоть до финальных сцен. Из-за этого конфликт в группе не воспринимаешь всерьез: он кажется неправдоподобным, словно его вписали в сценарий в последний момент.
Интригу можно было создать из действительно интересной истории выживания самой Карины. До сих пор неясно, чем именно питалась девочка, где спала и как не пострадала от диких животных. Но в фильме этому уделяют минимум времени.
Большую часть полуторачасового хронометража занимают диалоги взрослых в поисковом лагере, а чудесное выживание Карины на протяжении 12 дней так и остается загадкой.
В фильме нет свежих идей
Авторы не раз намекают, что Карине помогают якутские духи природы. За героиней следит загадочная полярная сова, а дедушка Карины молится высшим силам, чтобы те дали хотя бы найти ее тело. В некоторых сценах даже показывают, что из леса за девочкой наблюдает какое-то потустороннее существо.
Однако сверхъестественная линия так и остается нераскрытой. Создателям не хватает смелости, чтобы напрямую показать в фильме фэнтезийные элементы. Поэтому все подобные эпизоды, включая появление компьютерного медведя, выглядят лишними.
Кроме того, в фильме совсем не отражают контекст и общественный резонанс вокруг пропажи Карины. Например, ее поиски сравнивали с загадочным исчезновением девочек из села Синск, поэтому вокруг истории было множество слухов и догадок.
Не показаны в фильме и репортажи о Карине, которые смотрели по всей Якутии. За девочкой пристально следили и через несколько лет после инцидента.
Без подобного контекста история Карины выглядит слишком локальной, словно она происходила в вакууме и не волновала общество. Потому и фильм практически не вызывает эмоций, хотя реальный случай до сих пор пугает.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult