Я победил в конкурсе «Мегашкола» и поступил на бюджет в ИТ-магистратуру ИТМО

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дмитрий Львов

Страница автора

Выбор состязания

Я учился в обычной школе в Ульяновске. В девятом классе много занимался физикой, доходил до регионального этапа школьной олимпиады и даже думал связать с этим предметом жизнь. Но в старших классах заинтересовался IT ― сфера постоянно на слуху, показалось, что это более перспективно. К тому же многие друзья в старших классах занялись программированием и даже начали зарабатывать небольшие деньги на создании чат-ботов. Но я понимал: чтобы нормально кодить и делать действительно крутые вещи, нужна серьезная математическая база. Поэтому в 11 классе выбрал ЕГЭ по чисто техническим предметам — профильной математике, физике и информатике.

В вуз я хотел поступать в крупном городе. В первую очередь привлекал Петербург, тем более у меня перед глазами был пример старшей сестры, которая сразу после школы переехала в Питер. Это большое достижение. Но понятно, что учиться в другом городе, а тем более в крупном, двоим дороже. У меня большая семья, поэтому родители рассматривали вариант обучения поближе. В итоге мы нашли компромисс в виде программы «Прикладная математика» в Казанском федеральном университете, но мечту переехать в одну из столиц я не оставил.

В конце третьего курса мы с друзьями начали задумываться о магистратуре. И поставили себе четкую цель ― не только переехать в Петербург, но и пройти без экзаменов ― хотелось максимально освободить себе лето и уже не переживать по этому поводу. Изначально я рассматривал СПбГУ и СПбПУ (Политех), но больше всего приглянулся ИТМО. От знакомого, который поступил на Новый физтех, я слышал, что этот университет действительно не похож на стандартный российский вуз. У него даже девиз такой — «Первый неклассический».

Первое, чем занялся ― стал копать информацию на сайте для абитуриентов. Порадовали конкретно сформулированные названия программ: сразу понимаешь, чем будешь заниматься — машинным обучением, разработкой или искусственным интеллектом в промышленности. А когда наткнулся на магистратуру «Большие данные и машинное обучение», сразу понял — это то, что надо. На сайте говорилось, что программа преподается на английском, и я сразу представил, как буду практиковать язык и общаться с иностранными студентами. Спойлер: так и получилось, однокурсники из Мексики и Сирии рассказали, как устроено обучение в их странах, а одногруппники из Индии и Ближнего Востока подтвердили мемы о тех самых легендарных индийских айтишниках. Без шуток, они реально знают практически всё о математике и программировании и могут быстро и понятно объяснить любую тему.

Ещё в описании программы указывалось, что на нее можно поступить по результатам всероссийской олимпиады «Я — профессионал» и Мегаолимпиады ИТМО. Я уже участвовал в этих соревнованиях, но и там, и там мне не очень повезло ― не хватило буквально нескольких баллов до победы. Но оставался последний шанс ― МегаШкола ИТМО.

Это не олимпиада, а скорее небольшой курс с финальным тестом. В течение пары дней преподаватели кратко рассказывают о разных темах в одной большой области, в моем случае это математическое моделирование. В МегаШколе намного проще участвовать. Не нужно включать веб-камеру и показывать свое рабочее место, как это просят в стандартных олимпиадах с прокторингом. Всё, что нужно — подключиться онлайн, послушать интенсивы, сделать конспекты, которые очень пригодятся на финальном тесте, и ответить на задания.

Подготовка

Мы начали готовиться к поступлению в магистратуру с начала четвертого курса. Поскольку именно «Я — профессионал» и Мегаолимпиада давали возможность поступить без экзаменов, в первую очередь мы сосредоточились именно на них. Сначала пытались решить демоверсии прошлых лет. Если не получалось, начинали разбирать задание — из какой оно области и какие для него нужно подтянуть знания. Дальше читали свои конспекты с занятий в КФУ, смотрели открытые лекции по основам статистики и математическому анализу от профессоров МФТИ и МГУ, например Алексея Савватеева, Андрея Райгородского и Станислава Шапошникова, также проходили бесплатные онлайн-курсы на платформах Stepik и «Нетология». Чтобы закреплять материал и разбирать сложные вопросы, созванивались раз в две недели.

Но, как я уже упомянул, с «Я — профессионалом» и Мегаолимпиадой в итоге не повезло. Поэтому оставался запасной вариант в виде МегаШколы. Правда, и тут не обошлось без нюансов. Когда начал регистрироваться на школу, понял, что часть треков по направлению ИИ уже закрыта. Осталось только одно близкое направление ― «Математическое моделирование». Я быстро посмотрел, какие привилегии дает победа на этом треке, и подался — для магистратуры «Большие данные и машинное обучение» ИТМО как раз подходило.

Участие

Соревнование проходило полностью онлайн и делилось на два этапа. Первые три дня мы слушали лекции от преподавателей ИТМО. Среди тем ― квантовая физика, биомедицина, химия, силовая электроника и бизнес-анализ. Также на школе выступали магистранты ИТМО ― они рассказывали об исследованиях, которыми занимаются в университете. Например, я узнал, как строить нейронные сети, предсказывать деградацию полимера в биологических средах и внедрять ИИ-разработки в бизнес-процессы. В целом лекции помогли систематизировать знания в разных областях.

На следующем этапе нам задали несколько открытых вопросов по каждой теме: нужно было письменно объяснить какое-либо теоретическое явление и подтвердить его реальным примером или начертить график и также пояснить свое решение. Иногда было сложно, так как были вопросы, которые не упоминались в лекциях, приходилось ориентироваться на свой опыт. Но еще иногда было непросто сформулировать корректный ответ. Плюс в том, что можно было сравнить свои варианты с критериями оценивания — например, насколько ответ покрывает вопрос и соответствует теме, приведены ли примеры. Я сверялся с пунктами, анализировал, чего не хватает и дополнял ответы, чтобы получить максимальное количество баллов.

В целом вопросы показались не такими сложными, как на олимпиаде «Я ― профессионал». Еще порадовал формат ― пока проходил школу, постоянно думал, как повезло, что можно подключиться из любой точки. Далеко не все олимпиады дают такую возможность.

Призы

По итогам МегаШколы я набрал 80 баллов — это минимальный порог для того, чтобы получить статус победителя. На выбор я мог поступить в магистратуру «Искусственный интеллект в промышленности», «Искусственный интеллект и поведенческая экономика» или «Большие данные и машинное обучение». Мне больше понравилась последняя программа. Прочитав ее описание, я понял, что она поможет мне закрыть пробелы в базовых знаниях по ИИ и машинному обучению.

В дополнение мне вручили диплом победителя соревнования, он пригодился мне и впоследствии. Уже в магистратуре я участвовал в конкурсе на повышенную государственную академическую стипендию ИТМО. Чтобы выиграть ее, нужно было собрать портфолио. Я включил диплом победителя МегаШколы в список своих достижений и выиграл конкурс. Сейчас в сумме со стандартной стипендией получаю 10 тысяч рублей.

Еще до магистратуры я устроился на работу в лабораторию Университета Иннополис и продолжаю работать удаленно. Там я занимаюсь компьютерным зрением — обрабатываю изображения с помощью ИИ, например, помогаю искать патологии в рентгеновских снимках, чтобы врачи быстрее и корректнее ставили диагноз.

В ИТМО я решил попробовать себя и в новых направлениях. Сходил на собеседования в несколько лабораторий университета и сейчас работаю инженером в лаборатории когнитивных технологий MindLab исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности». Я работаю там на небольшой ставке ― 10 часов в неделю ― и вдобавок к стипендии получаю 23 тысячи рублей. Но круче всего то, что я пишу научно-исследовательскую работу, учусь работать с визуально‑текстовыми мультимодальными моделями и большими языковыми моделями, а полученные навыки могу использовать как на работе в ИТМО, так и в Иннополисе.

Вместе с двумя другими студентами ИТМО мы разрабатываем визуально‑текстовые мультимодальные модели. Они устроены как ChatGPT, могут распознавать подаваемые изображения и отвечать на вопросы о них. Но ChatGPT сложно работать со специфичными таблицами, графиками, инженерными чертежами, тем более исходный код этой разработки закрыт. Поэтому мы создаем свое решение, которое сможет, например, ориентируясь на схемы, сравнить параметры элементов у нескольких карбюраторов или подсчитать, сколько нужно рабочих, материалов и времени для заливки пола по ГОСТу в кухне квартиры.

Также в сентябре 2024 года с командой мы заняли третье место в хакатоне «Цифровой прорыв» и получили 100 тысяч рублей как призеры. Нам нужно было решить кейс от РЖД, и мы обучили большую языковую модель, которая подбирает нужный товар из каталога по запросу пользователя.

Советы

  1. Я бы посоветовал участвовать в как можно большем количестве самых разных школьных и вузовских олимпиадах. На таких конкурсах (кстати как и на МегаШколе) дают необычные и иногда специфичные задания. Чтобы их решить ― надо мыслить нестандартно. Пройдя несколько соревнований, начинаешь понимать, как строятся испытания и какие базовые и профильные знания там требуются.
  2. Первые два года бакалавриата — самые важные. Именно на этом этапе приобретаются базовые знания по математике ― например, как перемножаются матрицы и сохраняются размерности. Дальше без этого очень сложно написать крутую модель ИИ. На первых двух курсах я забивал на некоторые занятия, а потом об этом сильно пожалел. Перед МегаШколой мне пришлось потратить довольно много времени, чтобы вспомнить материал, а что-то пришлось учить заново. Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы точно записывал все лекции по математике понятным языком и систематизировал их с наглядными примерами в личной базе данных вроде Obsidian.
  3. Ходите на собеседования. Причем я бы посоветовал не бояться замахнуться на более высокий уровень — если вы джун, попробуйте позицию мидла. Я ходил на 5–6 таких собеседований, причем дважды именно на сеньора. Скорее всего вас раскусят и не возьмут на работу, так было и со мной. Но мне важно было получить на таких собеседованиях не работу, а опыт — порешать нетривиальные тестовые задачи, иногда похожие на олимпиадные, научиться мыслить нестандартно и получить объективную обратную связь от ИТ-экспертов. Меня спрашивали про глобальное понимание задач и просили решить нестандартные примеры, например, сколько мячиков поместится в желтый автобус. Хоть я и не ответил на вопросы, зато приятно пообщался с командой. Спрашивал, что сейчас популярно в области, какие зарплаты и у кого, где учились и как строилась карьера. Как ни странно, ответы помогли мне лучше подготовиться к МегаШколе.
  4. Посещайте разные митапы и другие мероприятия с нетворкингом. Так вы не только поборете стеснительность, но и сможете познакомиться с разными людьми, чтобы, например найти команду для хакатона или получить совет по учебе и карьере.