Я открыл кружок по робототехнике, но так и не смог ничего заработать
Я бросил работу на заводе и устроился в колледж информатики.
Работал педагогом на полставке, но брался за все подряд, так как преподавателей не хватало. По профессии я инженер-электрик, у учеников вел электротехнику, физику и управление проектами.
Как-то мне сказали, что в школах планируют запускать по государственной программе занятия по робототехнике — нужна была реклама колледжа и все такое. Я согласился и принялся за дело: купил белый халат, очки как у профессора. Мне дали конструкторы, я приобрел батарейки.
На пробное занятие пришли дети. Не знаю как, но я их очаровал: кто-то играл в «Лего», кто-то на компьютере программировал в Scratch. В общем, всего ко мне записалось 130 человек. Для сравнения: второе место было у кружка танцев — 20 человек на две группы, — а на английский язык пришло 18 детей. Ну, думаю, надо бы и свой бизнес тогда открыть. Что сложного: нужно помещение, конструкторы, ноутбуки.
Перед запуском я все изучил: подводные камни, директ, сайты конкурентов, налоги. Нашел помещение в торговом центре, которое можно было арендовать за 50 000 ₽ в месяц, но их менеджер уволился и перестал выходить на связь, а я завис. Нашел другое — коммерческий этаж в доме стоимостью 45 000 ₽ в месяц. Я был рад, но в итоге коммуналка, интернет и обеспечительный платеж обошлись в 90 000 ₽. В итоге договорились, что я буду платить 70 000 ₽, пока не закрою обеспечительный платеж.
Для старта я взял кредит на 350 000 ₽. Если прибавить страховку и проценты, то сумма долга составляла 425 000 ₽. Я закупил ноутбуки и мебель, заказал микросхемы и паяльники на «Алиэкспрессе». Друг сделал мне сайт и настроил директ: лиды, конверсия, 2—3 звонка в день. Мы составили хороший и стильный договор. Так как кружок находился прямо в моем жилом районе, до этапа договора доходил каждый второй.
В результате в первый месяц пришли четыре человека, которые платили по 4000 ₽ в месяц. Во второй месяц записались еще шесть учеников, в итоге кое-как набралось 12 человек. Теперь мне хватало денег на то, чтобы просто покрыть аренду, не считая оплаты коммуналки. По сути, я работал на хозяина помещения. Детям нравилось, но я чувствовал, что мне не хватало времени на подготовку.
Моя неделя проходила так:
- Еду в колледж, веду пары.
- Из колледжа еду в школу проводить кружок. А там аншлаг — в кабинете по 30—40 детей из начальной школы, которые не сидят за партой, а играют.
- Из школы еду в свой кружок и веду еще одно занятие.
В выходные тоже приходилось проводить занятия, а в свободное время я писал методику. Потом еще частный детский сад взял меня работу на два занятия в неделю. Не жизнь, а танцы с бубном. Помимо этого, я занимался доработкой сайта и расписания, отмечал детей, пересчитывал оплаты, ремонтировал конструкторы, постоянно покупал датчики, контроллеры Arduino и провода.
В один момент я решил двигаться в сторону 3Д-принтеров, чтобы хоть как-то заработать. Продавал их на «Авито», сборка занимала часов пять — сейчас вспоминаю и сам себе не верю, что это было со мной. Я печатал 3Д на заказ, поставил коробку «Примем сломанную бытовую технику», записал пару видео, где дети разбивали кувалдой телевизоры, наслаждаясь процессом.
Потом открыл направление для старших: паяльники, программирование на С++, дети 9—12 лет. Собрал две группы по 10 человек. Поступление денег увеличилось, и я почти вышел в ноль. Даже нанял в помощники студента, которому платил: в выходные мы ездили в Щелково, где грузили коробки, столы, паяльники и ноутбуки. Мы также пробились в три школы. Кроме того, я нашел реально крутого программиста — прекрасный человек, математик из РУДН, который студентом писал модуль для Алисы. Он вел занятия в Щелкове.
Самое большое финансовое поступление составило 120 000 ₽. Плюс 10 000 ₽, которые я заработал на продаже 3Д-принтеров и оружейных сейфов на «Авито».
Но летом дети разъехались по бабушкам и лагерям.
Я кое-как пережил это время. Кредит на тот момент давно закончился, как и рекламная кампания. Я заказал листовки, раздал их детям, чтобы они за 500 ₽ раскладывали их под дворниками автомобилей. Прошел дождь, листовки прилипли. После этого мне позвонили четыре человека, но не чтобы записаться, а с готовностью прикончить меня, потому что краска с листовок не отмывалась с машины.
Я перенес занятия в торговый центр. Договорился на аренду в размере 30 000 ₽, включая коммунальные платежи. В итоге арендодатель поднял цену на 5000 ₽. К тому же мне пришлось платить налоги как ИП на патенте репетиторства — 12 000 ₽, страховые и пенсионные взносы — еще 32 000 ₽. Я уже не помню, как выгребал.
Очередным летом дети разъехались, денег не было, за аренду я не платил два месяца, долг по налогам составлял 27 000 ₽. В результате я закрыл помещение, закрыл ИП, обновил резюме, вывез все ненужное в гараж программиста и забыл об этом барахле.
Итого:
- долг — 87 000 ₽;
- кредит — 400 000 ₽;
- эмоциональный износ.
Спасибо огромное моей супруге, которая вынесла этот период жизни и дала мне наиграться. И прости, что подверг финансовым рискам. Я получил целый танкер опыта.
Выводы, которые я сделал:
- Не нужно открывать бизнес на кредитные деньги.
- Не нужно выбирать помещение с дорогой арендой.
- Вы не только преподаватель, но и предприниматель: если сегодня не закажете микросхемы и паяльники, то через месяц их не будет.
- Бизнес — это процессы: реклама, логистика, снабжение, переговоры, лиды, конверсия, расписание, графики, налоги, договоры, риски, поиск людей, ресурсов, клиентов, партнеров. Снимите розовые очки.
- Ядро образовательной деятельности — это методика. Это процесс, чек-лист, пособия, материал. Если не знаешь, чему учить, дети будут скучать и разрушать все вокруг: ломать паяльники, ронять ноутбуки, прожигать столы. Надо держать аудиторию в фокусе. Это вопросы по ораторскому мастерству.
- Нужно уделять особое внимание процессам с точки зрения системы организации рабочего пространства 5S. Все должно быть оборудовано, подписано, промаркировано так, чтобы ребенок пришел и взял для занятия ящик со своей фамилией. Раздаточный материал нужно разложить по папкам, инструменты и микросхемы — в специальные лотки на раздачу.
- Бизнес-план — лажа, если вы в розовых очках. Нужны точные расчеты, ключевые показатели, математика. И все это надо фиксировать в метриках. Кажется, у Т-Банка есть хорошая CRM для этого. Но есть и Гугл.
- Всю документацию лучше вести в гугл-аккаунте. Это лучший офис.
- Банк для ИП у меня был Т-Банк. Это единственный светлый луч в этом трэше. Потому что с другим банком я бы, похоже, вообще сдох. Выручил удобный конструктор с разъяснениями и книгой.
- Лучшая книга по рекламе — Наталия Франкель, «Event-маркетинг».