Как я открыла ателье и с какими подводными камнями столкнулась

35

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александра Павловская

Страница автора

Меня зовут Александра. Я связана с миром моды по роду деятельности: оказываю услуги как стилист, а также руководила в Москве собственным ателье, которое пришлось закрыть из-за всех локдаунов.

Все чаще сталкиваюсь с тем, что люди представляют себе эту сферу бизнеса совсем иначе. Захотелось поделиться опытом и рассказать детальнее, как все устроено в реальности. Смотрела как-то на «Ютубе» видео на эту тему: везде говорили, как это легко, прибыльно, дерзайте, всегда найдете пару клиенток, готовых годами отшивать весь гардероб. И ни слова о подводных камнях. Я взбесилась и стала везде писать посты и выкладывать влоги с правдой про свой бизнес. Очень хочется максимально донести ее до людей. Итак, расскажу про основные особенности ателье как бизнеса.

В чем разница между ателье и швейным производством

В ателье одежда шьётся индивидуально:на конкретную фигуру со всеми нюансами. Мастер снимает индивидуальные мерки, по ним строит лекало и готовит изделие.

На производстве лекала уже изготовлены. В основном, их делают под фигуру «стройная колонна», проще говоря, девушка без намёка на талию, она наиболее распространена в Азии, а там проживают основные потребители одежды разных ценовых сегментов. Швеи строчат одинаковые изделия по этим лекалам.

Мастера в ателье обладают высоким уровнем квалификации. Могут самостоятельно разработать лекало, могут проклеить и продублировать изделие, а не только прошить-прострочить, могут посадить вещь на любую фигуру. Таких специалистов правильно называть портной.

Мастеров с производства — швей — в штате ателье не встретить. Они умеют лишь строчить изделия. Кроме того, швеи не умеют работать с клиентами. Речь не идёт даже об обсуждении ценовой политики — зачастую они не могут верно снять мерки.

В ателье работа не может быть проведена быстро без потери качества. В среднем пошив занимает 10-12 дней и требует проведения 2-4 примерок в зависимости от сложности изделия и фигуры. На производстве главное — скорость. одна швея может в день выполнять два пальто. Ателье не берётся за массовые заказы по стандартным меркам либо передаёт их на производство. Либо принимает в работу 5-7 единиц одежды в случае корпоративных заказов, но и их готовит по индивидуальным меркам.

Массовые заказы — стандартная практика для производства. Цена работы в ателье никак не может быть ниже стоимости аналогичного изделия в масс-маркете, ведь к его созданию приложено значительно меньше усилий. С миддл-сегментом цены уже могут быть сравнимы, но всё зависит от нюансов как изделия, так и фигуры. Если вам нужно отшить что-то быстро, дёшево и по стандартным меркам, вам — на производство. Не стоит обращаться в ателье в поисках доступных цен.

Как устроено ценообразование в ателье

Вопрос «Почему так дорого?» от клиентов всегда повергает меня в шок. Нет, ну а как дешевле? Мы же не подпольные. Дважды я слышала эту фразу за последнюю неделю в ответ на вопрос о стоимости укорачивания брюк. У нас она может быть от 700 до 900 в зависимости от наличия подкладки и необходимости сохранения швов. Сразу добавлю: на ряд услуг ателье узнавать цены заранее смысла нет, вилка составляет десятки тысяч в зависимости от множества деталей — срока работы, усложнений изделия, наличия карманов, материала. Скажем, работа с шифоном всегда сложнее и, разумеется, дороже.

Итак, укорачивание брюк за 700-900 рублей — «дорого». А почему тогда за стрижку вы платите столько же, а за маникюр — в два раза больше? Они не требуют больше времени и сил. Портной трудится, трудится часами, а получит лишь 30-42 % от ремонта, в разных ателье свои условия.

Оставшаяся сумма идёт на зарплаты других сотрудников: руководители, администраторы, бухгалтер, smm, уборка, IT. Часто все эти функции выполняют лишь 1-2 человека, на электроэнергию (при включенных швейных машинках это значительная статья расходов), аренду, налоги, поддержание машинок в рабочем состоянии — часто требуется недешёвая профилактика, оплату банка-эквайринга-кассы, фурнитуру для ремонтов (нитки, снипперы, иглы итд).

По стоимости пошивов у нас есть минимальная планка. Топ или юбка — от 5000 ₽, платье — от 10 000 ₽, пиджак — от 16 000 ₽ и так далее. Изменяться в зависимости от усложнений стоимость может многократно. Портной работает над пошивом минимум неделю: подберет материалы, проведет примерки, посадит изделие на фигуру, создаст вещь мечты. А получит не более 50% обозначенной суммы.

Если на другие затраты ателье не оставить хотя бы 50% с каждого заказа, убытков не избежать. И закрытия бизнеса, как следствия. Получить меньшую стоимость можно лишь при отсутствии других затрат. Скажем, в подпольном ателье, оформленном как ИП без сотрудников (такие организации могут не регистрировать кассы и не платят за работников), или у совсем уж подпольной швеи, работающей на дому за бытовой машинкой без документов.

Честно ли, если неделю провозившись, скажем, с платьем, вложив душу и идеально его посадив, портной получит меньше 5 000 ₽? За неделю работы получит меньше, чем мастер за три педикюра?

А вообще стоимость любого заказа может варьироваться очень сильно и определяется в момент оформления заказа. Однако если вы ищете самую доступную услугу, это возможно действительно только подпольно. Также хочу ещё раз подчеркнуть: пошив всегда значительно дороже покупки. И никак это не может быть иначе.

Подводные камни

Основные клиенты — люди с весьма ограниченным бюджетом и нестандартной фигурой. Они вынуждены прибегать к услугам ателье. Например, пару вещей мы шили для баскетболиста ростом 2 метра. А бывали клиенты с горбами или с очень широкими бедрами. Они не могут ничего подобрать в магазинах и понимают, что лучше потратиться, но получить вещь, которая идеально сядет конкретно на их фигуру, поэтому обращаются к нам. У богатых клиентов, готовых регулярно шить на заказ, есть свои портные.

Основной заработок ателье — ремонт одежды, на котором не отбить и половины расходов. Поэтому постоянно приходится искать клиентов на пошив, но их доля мала.

«Инстаграм» не помощник в продвижении. Так как 90-95% пошивов — это обычные брюки/джинсы/рубашки, которые никак не привлекут внимание к странице. Люди шьют вещи в первую очередь потому, что не могут подобрать себе что-то на каждый день, а не потому, что хотят иметь уникальные наряды. А из оставшихся 5% не более половины согласны на размещение фото. Итог: классные фото, благодаря которым можно раскрутиться, появляются не чаще пары раз в месяц.

Требуются значительные вложения в оборудование на старте. Берется в аренду либо держится на балансе оборудование — швейные машинки. Расходы у ателье огромные: нитки-иголки-молнии-ткани. Оптом эти вещи покупать бессмысленно, так как под каждый заказ нужны изделия разного качества, разных цветов, из разных тканей и ценовых категорий.

Ателье — это бизнес с довольно сложной бухгалтерией. В этой сфере обязательна довольно сложная налоговая система «доходы-расходы», которая требует сложного документооборота и редко дает возможность четко предсказать, сколько затрат вы понесете и когда сможете получить выхлоп.

Сложный момент для меня: работа с персоналом не из офисного мира. Сложно управлять теми, кто намного старше, кто всегда уверен, что ты хочешь его обворовать.Также особенностью этой сферы является необходимость работы с клиентами-физлицами. Здесь просто «no comments»

Почему я продолжала вести бизнес

Причин много:

  1. Я не из тех, кто сдаётся, споткнувшись даже десятки раз, поскольку точно знаю, что я — из крайне невезучих, и что для достижения результата мне нужно значительно больше попыток, чем любому другому человеку.
  2. Это бизнес из сферы моды, которую я страстно люблю и обожаю. Но я точно не хотела бы быть просто стилистом потому что не особо люблю фриланс и работу без привязки к месту и графику. Свое дело — это тоже не особо про стабильность, но всё-таки есть определённые дисциплинарные условности, которые для меня значимы.
  3. Хобби как бизнес — далекая от меня история. Я твёрдо уверена, что если постоянно заниматься чем-то одним, то даже если изначально ты горел этим занятием, то в итоге просто потеряешь отдушину. Интерес к занятию, которым занимаешься постоянно, рано или поздно теряется. А если от него ещё и зависит уровень твоего благосостояния, появляется своего рода нервяк и напряжение от этого дела. И зачем так? Тем занятием, которое по любви, как по мне, надо заниматься лишь время от времени. А именно зарабатывать по-другому.
  4. Вариант вернуться в найм я не рассматриваю. По крайней мере, пока. Пока же мне по множеству причин необходимо что-то своё.
  5. Мне нравится возможность планирования рабочего графика. Да, время работы ателье определено, но в целом, если мне нужно решить какие-то вопросы днём, я имею возможность это сделать. И за дочкой в сад я успеваю до 18:50, в основном, что при необходимости работать в офисе до 18 как минимум в Москве было бы нереально. За 50 минут я в жизни ни с одной работы не возвращалась.
  6. Что бы ни происходило в мире, люди всегда будут одеваться. И всегда будет хватать тех, кто ничего при всем желании не может подобрать в магазинах на свою нестандартную фигуру. Соответственно, и доход у ателье будет всегда. Но весьма нестабильный, да. Скажем, после этой пандемии сейчас люди остались без денег и у нас ощущается резкий спад количества заказов.

Теги: бизнес, топ
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество